Реферат по предмету "Психология, педагогика"


О тендециях развития европейского и российского образования

Меньшиков В. М.
Понятьтенденции развития российского образования мы можем только в контексте развитияпедагогического сознания и образования Западной Европы, с которыми российскаяпсихолого-педагогическая наука и образование связаны не внешним образом, а посуществу; точнее, российское педагогическое сознание, равно как и ее школа, фактическистоит на тех же позициях, на тех же идеологических и методологических основах, чтои западноевропейская наука и школа.
Анализируяевропейское и российское воспитание под углом выявления тенденций их развития, нельзяне видеть, что эти тенденции соответствуют развитию общества и мировоззрениясвоего времени, они соответствует той идее, которую реализовало общество вданную историческую эпоху. В то же время тенденции определялись и внутреннейлогикой развития самого воспитания, т.е. в развитии воспитания Европы и Россиимы видим два сопряженных потока: развитие, определяемое внутренними законамивоспитания, и развитие, диктуемое внешними законами, идущими со стороныобщества. При этом эти процессы не всегда носили линейно-однозначныйпоступательный характер, а страны не всегда использовали в развитии воспитанияте возможности, которые им давались историческими обстоятельствами. Этоотносится и к России, и к Западной Европе.
Впериод становления западноевропейских государств, после падения Римской империи,традиционная римская система образования была перестроена на основехристианских ценностей.
Враннее Средневековье начинает складываться особая средневековая системавоспитания, представленная соответственно народным, рыцарским воспитанием илиобразованием. Эпоха Каролингского возрождения, явив миру такого средневековогопедагогического гения, каковым был Алкуин, сформировала новую «структуру»образования с разными видами школ: церковными, учеными, высшими, соответствующимидуховным и социальным запросам этой эпохи.
Всреднее Средневековье складывается новая организация образования. Помимо ужеставших традиционными открываются новые учебные заведения, дополняющиесуществующую церковную систему образования: школы грамоты, цеховые игильдейские школы, городские ученые школы и университеты. Идеальное выражениеобразования этого времени – система схоластического образования. При этомпедагогическое сознание обосновало новые идеи эпохи в области образования, втом числе и выработав модель схоластического обучения. Наиболее ярко этапедагогика предстала в трактате Эгидия Римского.
Коренныеизменения всех сторон социальной жизни и всех видов воспитания в ЗападнойЕвропе произошли в период позднего Средневековья – в эпоху Возрождения. Пожалуй,лучше всего эти изменения можно выразить понятием «принцип светскости», означавшимприоритет мирского начала над церковным во всех сферах жизни общества, в томчисле и в семье и семейном воспитании. По сути, эпоха Возрождения положиланачало новому мировоззрению, философии, идеологии Западной Европы Новоговремени, в том числе и ее индивидуализму, как принципу бытия человека вобществе.
Новыетребования социальной жизни в этот период в области педагогического сознаниябыли выражены гуманистической педагогикой, представленной многими именами отП.П. Верджерио до Ф. Меланхтона и М. Монтеня, а в образовании нашли отражение воткрытии новых школ, увеличении их числа, в новом содержании образования, получившемназвание классического, в новых формах (классно-урочная, экскурсионная и др.) иметодах обучения и воспитания (обучение в игре, изучение иностранных языков вживом общении и т.д.).
ЭпохаПросвещения, начиная с Дж. Локка, утвердила новый принцип понимания человека(антропологический), в рамках которого сложились и развиваются современныепсихолого-педагогические науки, и выработала новую систему воспитания иобразования. Она дала новые трактовки значения образования для жизни общества ичеловека, создала множество новых моделей школ; наиболее жизненные из них –неоклассическая и реальная гимназия, а затем национальная школа с приоритетомнационального и научного содержания образования, концептуальным вытеснениемхристианства из содержания образования, новыми технологиями.
XXвек стал практическим осуществлением основных идей и принципов эпохиПросвещения. С конца XIX в. начинается время реформаторской педагогики, врамках которой сложились многие направления психолого-педагогической науки. Вобразовании – это создание единых национальных систем образования, включающих всебя сеть школ от детских садов до университетов.
Современнаязападноевропейская школа реализует ранее заложенный потенциал, направленный наовладение научным знанием как важнейшим способом решения главных социальных иобразовательных проблем. Тем самым ее развитие есть не что иное, какпродолжение воспроизводства просветительских педагогических идей: наращиваниеинформации и научных знаний в школе, технологий их обработки, поиск и созданиесредств, позволяющих оптимально их освоить.
Итак,Западная Европа на каждом новом историческом этапе вырабатывает соответствующеесвоему времени педагогическое сознание (средневековая и гуманистическая, просветительскаяи реформаторская педагогика, современная педагогика, являющаяся продолжением реформаторскойпедагогики), идеологию и философию воспитания и образования и предлагаетсоответствующее своему времени содержание и организацию воспитания иобразования.
Вистории российского воспитания и педагогики также можно выделить несколькоэтапов.
Первыйпериод – первые века развития славянских племен до принятия христианства. Вэтот период развиваются разные формы воспитания, возможно, начинаютскладываться первые формы образования, развивается народное педагогическоесознание.
Спринятием христианства (второй период) складывается новое воспитание, утверждаетсяв определенной мере целостная система образования с устойчивым и глубокимсодержанием и соответствующими технологиями обучения. Благодаря деятельностиВладимира Великого закладывается основа древнерусского образования. Школьнаяполитика была продолжена его сыном Ярославом Мудрым. В Киевской Руси создаютсяшколы и формы образования, которые получили название «ученье грамоте», «ученьекнижное», «училище». Создается своего рода система древнерусского исредневекового русского образования. С этого же времени начинает формироватьсянормативное педагогическое сознание Древней Руси. Его основы были заложены в«Слове о Законе и Благодати» Илариона, фундаменте древнерусской культуры ивоспитания. Благодаря деятельности государства и церкви, государственных ицерковных деятелей Древняя Русь уже в первые десятилетия после принятияхристианства стала страной с высоким (по масштабам того времени) уровнемобразования и культуры.
Совторой половины XIV в. (третий период) начинается духовное возрождение Руси, олицетворениемкоторого стал Сергий Радонежский.Духовное возрождение позволило восстановитьполитическое и экономическое положение Руси, укрепить социальное здоровьеобщества, укрепить семью. Величайшим социально-педагогическим достижением этоговремени стал создаваемый русским народом на протяжении веков «Домострой». Этопозволило упрочить приоритет духовно-нравственного воспитания в общественнойжизни и в образовании, повысить уровень самого образования.
Большиеперемены происходят в общественной жизни – начинает складываться поворот ксветской жизни, результатом чего стал церковный раскол. В определенной мере этипроцессы можно сравнить с процессами, происходящими в Западной Европе в периодВозрождения. Заметны успехи в образовании: открывались новые школы, складывалосьновое содержание и технологии обучения, печатались учебники. Благодарядеятельности таких выдающихся людей, как Федор Ртищев, Епифаний Славинецкий, СимеонПолоцкий, С. Медведев, К. Истомин и др. шло развитие педагогического сознания, втом числе формировались принципы освоения культуры других народов на основетрадиционной православной культуры.
СXVIII в. (четвертый период) – в России начинает складываться новое «светское»воспитание и современное образование. Появляются современные типы школ – отначальной до высшей, многие оригинальные учебно-воспитательные учреждения, новыевиды учебных заведений, как духовных (в XVIII веке они играли огромную роль), таки светских. Величайшую роль в становлении, утверждении и развитии этой системыобразования сыграли Петр Великий, М.В. Ломоносов и Екатерина Великая. ПётрВеликий положил начало современной системе образования, открытию различныхсветских образовательных учреждений от гарнизонных школ до Академии наук. М.В.Ломоносов (середина ХVIII в.) фактически закладывает основы современногоотечественного образования, с него начинает свою историю русский университет ирусская гимназия. Благодаря деятельности Екатерины Великой расширяется системароссийского образования, в том числе и благодаря открытым по ее инициативенародным училищам. Важнейшими элементами содержания образования становятсянациональная культура и наука. В школу входят новые учебники и технологииобучения, в том числе и классно-урочная система. Крупнейшие деятели просвещенияэтого периода: Екатерина Дашкова, И.И. Бецкой, И.Ф. Янкович и др. Традиционноеправославное педагогическое сознание представлено такими именами, какмитрополит Димитрий Ростовский, митрополит Митрофан Воронежский, епископ ТихонЗадонский, митрополит Платон (Левшин).
Ссередины XVIII в. в России начинает формироваться теоретический тип светскогопедагогического сознания. Наиболее ярко это сознание представлено в трудах И.И.Бецкого и Н.И. Новикова.
НачалоXIX в. стало точкой отсчета современной школы, современного образования во всехего компонентах: в организации – от создания административной системыуправления, начиная с Министерства народного просвещения, до создания строгоопределенной системы учебных заведений: начальной, средней и высшей школы в ихсовременном виде; в содержании образования – переход к национальному и научномусодержанию; в технологиях – утверждение классно-урочной системы и развивающихметодов обучения. Значительную роль в развитии российского образования в этотпериод сыграл М.М. Сперанский.
Ссередины XIX в. начинается переход к массовому народному (начальному) имассовому среднему, в том числе женскому, образованию. Середина XIX в. сталавременем расцвета русской педагогики Просвещения, выдвинувшей целую плеядувеликих педагогов и деятелей образования. Величайшее значение для России имеладеятельность К.Д. Ушинского, который выработал идеологию и философию развитиянациональной системы образования, заложил основы народного и женскогообразования, разработал систему подготовки учителя, стал основоположникомцелого комплекса психолого-педагогических наук в России.
НачалоXX в. в России – время достаточно быстрого развития образования. Как и вЗападной Европе, бурно развивается реформаторская педагогика, идут широкиеэкспериментальные поиски в образовании и воспитании. Однако найти адекватнуюмодель развития образования в России во второй половине XIX – первой половинеXX века так и не удалось.
ПослеОктябрьской революции в России происходит создание единой системы образования, отличающейсядостаточно совершенной организацией, академическим содержанием и передовымитехнологиями, что позволило ей стать одной из лучших систем образования в мире.Психолого-педагогическая наука этого периода, представленная многими именами, внеслагромадный вклад в развитие советской школы и оказала огромное влияние наразвитие образования и педагогической мысли других стран мира.
С90-х годов в стране начинается непрерывное реформирование системы российскогообразования, что во многом отражает поиск обществом и страной своейнациональной идеи, своей системы общественного бытия, своей адекватной моделиразвития. Каким же будет или может стать педагогическое сознание и воспитаниеРоссии?
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Личные гражданские права и свободы человека и гражданина в Российск
Реферат Личные неимущественные права детей
Реферат Защита распределительных электрических сетей
Реферат Криминалистическая характеристика изнасилований 2
Реферат Материальная ответственность работников Трудовая дисциплина Индивидуальные трудовые споры
Реферат Лица участвующие в деле их характеристика
Реферат Либеральное и демократическое государство сравнительная характери
Реферат Личные права и свободы человека и гражданина 2
Реферат Материальные и процессуальные особенности рассмотрения судами уголовных дел о нецелевом расходовании
Реферат Лишение родительских прав 3
Реферат Лизинговые отношения как предмет гражданско-правового регулирования
Реферат Личные права и свободы человека и гражданина в России
Реферат Личные неимущественные права и их защита
Реферат Лишение родительских прав 4
Реферат 1 Податковий розрахунок збору за забруднення навколишнього природного середовища, що сплачується за придбання джерел(а) іонізуючого випромінювання