Реферат по предмету "Психология, педагогика"


О методологии христианской психологии

Манеров В. Х.
Вузком кругу христианских психологов термин «христианская психология» постепенностановится привычным, уже удивляет реакция недоумения неофитов-коллег илистудентов, узнающих о ее существовании. Между тем, чаще всего в таких случаяхпроявляется неотрефлексированная реакция на противоречие в словосочетании двухслов, где слово «логия», обозначающее «учение», и обычно присутствующее в названиинаучных дисциплин, соединено с каким-либо из следующих определений:христианская, православная, святоотеческая, религиозная и т. д. Любому студентустарших курсов известны сложные, проблематичные и непримиримые отношения междунаукой и религией. В психологии это проявляется в непроблематизируемомконфликте представлений о природе человека, заимствованных, с одной стороны, изматериалистической, эволюционной антропологии, с другой стороны, изантропологии библейской и святоотеческой, в основе которой находится учение отварной природе человека. Тем не менее, мы обсуждаем методологию и понятийныйаппарат христианской психологии, рассматривая ее как парадигму или, осторожнее,как один из образов психологической науки. Мы обсуждаем и ее особенности какпрактической науки, обсуждаем особенности христианской психологической помощитак, как будто эта наука уже консолидирована и признана со стороны и науки ирелигии.
Междутем, обозначая дисциплину термином «христианская психология», мы касаемсяметодологической коллизии, которая возникает в драматической мировоззренческойальтернативе «наука — религия». О ее актуальности А. Н. Уайтхед выразилсяследующим образом: «Когда мы принимаем во внимание, какое значение длячеловечества имеет религия и какое наука, мы можем без преувеличения сказать,что от решения вопроса об отношениях между ними нынешним поколением зависитдальнейший ход истории» [10: 450].
Однаковсе же мы осознаем шаткость фундамента христианской психологии, что, на мойвзгляд, мешает даже взяться за написание учебника по этой дисциплине. Причинможет быть несколько: первая связана с конфликтом представлений о природечеловека, что уже обсуждалось выше. Вторая причина — субъективная: в настоящеевремя утрачено истинно христианское понимание природы человека и психики,которым еще обладали христианские психологи конца XIX — начала XX века. Поэтомусегодня, когда мы, опираясь на святоотеческую антропологию, переводим еепредставления в привычные научно-психологические термины, существует реальнаяопасность впасть или в ересь физикалистского толка, или в редукционизм, толкуядуховное только как нравственное.
Всознании современных психологов поляризованы две психологии — светская ирелигиозная, но секулярная, пропасть между ними каждый заполняет по-своему.Известны объяснительные формулы типа: светская психология довольно правильнообъясняет только нынешнее падшее состояние психики; и противоположная посмыслу: в cекулярной психологии человеческая падшесть пытается понять себя,свою падшесть, с помощью падших, извращенных понятий.
Темне менее, поскольку эмпирические исследования и практические процедуры,причисляемые к христианской психологии, продолжают развиваться и расширяться,необходимо периодически проводить методологический анализ достигнутогосостояния новой дисциплины. Методология как рефлексивный механизм науки,особенно современная, весьма гибкая общая методология, специально приспособленадля рассмотрения подобных проблем, в центре ее внимания — главные вопросы,актуальные для христианской психологии: о природе исследуемого объекта(философско-мировоззрен-ческое обоснование, отделение проблематизируемого внауке знания об объекте от готового, берущегося из других наук, имеющих болееобщий характер); о предмете науки; о методе науки.
Преждевсего, необходимо ответить на вопрос: как определяет себя и свой предметхристианская психология? С. Л. Воробьев пишет: «…предмет и задачи христианскойпсихологии: целостное живое знание о генезисе греховных страстей и пастырскоеискусство врачевания человеческих душ. При таком понимании православнаяпсихология становится частью сотериологии — учения о спасении человека,восстановления его души, поврежденной грехопадением» [8: 87]. Иногда предметомхристианской психологии называется духовная брань, духовная борьба на путидомостроительства спасения души. При таком подходе подчеркивается практический,по-преимуществу, характер новой дисциплины, включенность ее теоретическогоаппарата в богословие. Отношение научной психологии и христианской психологиистановится частным случаем отношения науки и религии, а христианская психологияприобретает статус вненаучного учения. В связи с этим необходимо обсудитьвопрос о месте психологии (вообще) в системе научного знания.
Становитсяактуальным общий вопрос, рассматриваемый в философии науки как вопрос омногообразии форм вненаучного знания (см., например, Т. Г. Лешкевич [5: 73 идалее]). Прежде всего, как справедливо пишет этот автор, «полная ивсеобъемлющая демаркация — отделение науки от ненауки — так и не увенчаласьуспехом», ссылаясь далее на Л. Шестова, писавшего, что существуют и ненаучныеприемы отыскания истины, опороченные современными методологиями [5: 73].Остается только добавить, что современная методология в ряде своих направлений,например, в методологическом анархизме П. Фейерабенда, весьма лояльна и кнерациональным, и к религиозным представлениям, провозглашая методологическийпринцип «все дозволено».
Сучетом высказанных оговорок помимо собственно научного знания вычленяются такиеформы и виды вненаучного знания, как: «ненаучное», «донаучное», «паранаучное»,«квазинаучное», «лженаучное», «антинаучное» и «псевдонаучное». В другихклассификациях выделяются нормальная и аномальная наука, а также девиантнаянаука.
Ккакой же категории можно отнести сегодня христианскую психологию? Б. Братусь впредисловии к сборнику «Начала христанской психологии» высказывает свою надеждуна то, что оппозиция «психология — христианская психология» будет снята, чтопришло время отказаться от идеи иметь единственную универсальную психологию,«места хватит для исследователей и методологий самого разного характера» [8:5]. В качестве образца он предлагает философию, где уживаются принципиальноразличные школы и направления. При этом упускается из виду, что философия необладает собственным методом для эмпирического исследования реальности — разныефилософские системы, основываясь на различных исходных эпистемах, возводяттеоретические конструкции, не нуждающиеся в эмпирических подтверждениях.Впрочем, как пишет американский философ Р. Рорти: «Вероятно, философия станетчисто наставительной, так что самоидентификация философа будетхарактеризоваться только в терминах книг, которые читаются и обсуждаются, а нев терминах проблем, которые должны быть решены» [9: 292].
Поэтому,на наш взгляд, перспектива признания научного статуса христианской психологии,даже в широком толковании термина «научный», сегодня выглядит весьма туманно.Впрочем, в действительности, христианская психология на сегодня представляетсобой сложный конгломерат результатов эмпирико-теоретических исследований иопределенный вариант психотерапевтической практики. По замечанию Ф. Е.Василюка, отечественная христианская психология вышла из периода детства ивошла в возраст отрочества [11].
Присоотнесении христианской психологии с разными формами вненаучного знанияподчеркнем вначале, что в советские годы подобные ей учения трактовались каклженаучные — эксплуатирующие домыслы и предрассудки, а также как антинаучные —утопические и сознательно искаженные представления о действительности.Интересно, что оттенок вненаучности, точнее, квазинаучности (основанности нажесткой идеологической схеме), приобрели в сегодняшней ретроспективенаправления и разделы отечественной философии, биологии (например,«лысенковщина»), общественных наук — социологии, экономики, а также психологии.Этой же участи, видимо, надо ожидать и для христианской психологии,по-видимому, лишь печать псевдонауки, несущей оттенок сенсационности,спекулятивности, ее минует.
Казалосьбы, христианская психология имеет все признаки паранормальной науки. В еерамках необходимо рассматривать учения о тайных природных и психических силах,скрывающихся за обычными явлениями (мистика, спиритизм). В ответе на вопрос,является ли дух человеческой тримерии тайной, пусть не только психической(душевной), силой, несомненен положительный ответ. Тем не менее, чудесахристианской веры не становятся предметом сенсационных презентаций иобсуждений, это видно хотя бы из отношения Церкви и православного богословия кчуду мироточения и слезоточения икон. Как известно, в начале 90-х годов зарубежом, и особенно по всей России, началось массовое мироточение ислезоточение икон. Только в Иванове, в Свято-Введенском монастыре, в 1998–99-хгодах (то есть в наши дни) мироточили семь с половиной тысяч икон Спасителя,Пречистой и святых преподобных отцов [2]. Напротив, в монастырях и храмахпроисходит даже утаивание чудес. Удивительно, что мироточат даже бумажныеиконы. Принято считать, что паранормальные явления нельзя предсказать ипрогнозировать, что исследованию они не поддаются. Тем не менее, мироточивые иплачущие иконы обследованы научными методами — спектрографический анализ мирра,истекшего от Распятия из Успенского храма в Иерусалиме показал, что жидкостьсходна по составу с оливковым маслом, а в Нью-Йорке анализ слез бумажнойплачущей иконы показал идентичность химического состава слез, текущих из глазБогоматери, и состава человеческих слез! [2: 111].
Такимобразом, следует констатировать, что христианская психология не вмещается врамки какой-либо одной формы вненаучного знания, скорее, она совмещает признакиразличных форм вненаучного и научного знания и представляет собой особуюобласть интегративного знания, выстраивающегося над современной психологией наоснове святоотеческой антропологии. В то же время, она, претендуя на целостноевидение человека, включает в себя и объективные данные секулярной науки, неискаженные идеологическими интерпретациями, редуцирующими тримерию «дух — душа— тело». Таким образом, по замыслу, христианская психология являетсяпродолжением, устремлением объективного ядра светской психологии в духовнуювертикаль тримерии. Опираясь на библейскую и святоотеческую антропологию,христианская психология усваивает и осваивает психологические открытия отцовЦеркви, излагая их современным языком. Такое понимание особого статусахристианской психологии позволяет объяснить ее неоднородный характер: в нейприсутствуют и направления, тяготеющие к академической, исследовательскойпсихологии, но есть и более строгие по подходу, ориентированные на проблемысвятоотеческой антропологии. Первые соотносятся с академическим подходом кизучению христианского и секулярного сознания и поведения, однако их отличие отвторых состоит в ином понимании природы человека и в применении соответствующихобъяснительных схем.
Сегодня,на основе накопленного опыта эмпирических исследований, приходит пониманиетого, что, возможно, граница между христианской психологией иисследовательской, академической психологией не столь тверда и незыблема, каккажется на первый взгляд. Их сближение происходит при изучении христианскогосознания и поведения, при расширении интерпретационных схем, заимствовании ихиз религиозной области (из богословия и христианской антропологии) прииспользовании методов академической науки. При этом второе направлениехристианской психологии имеет прикладной характер практической дисциплины итяготеет к проблемам духовного возрастания и борьбы со страстями.
О предмете христианской психологии.
М.Мамардашвили писал как-то, что есть вещи, которые можно сказать только нарелигиозном языке, что только этот язык описывает истины душевной жизни [6:202]. Философ рассуждает о нигилистическом — недоверчивом сознании человека,где-то в глубине души мечтающего о «внешнем механизме счастья», а также опоследнем часе, который может наступить в любой момент времени, о неспособностибыть полностью вместе с другим человеком.
Н.А. Бердяев писал, что проблема человека может быть целостно поставлена и решеналишь в свете идеи богочеловечества, что для личности существенно именно то, чтоона предполагает существование «cверхличного» — того, что ее превосходит и кчему она может стремиться. Общество есть лишь часть личности, социальная еесторона. Личность не есть также часть мира, космоса, наоборот, космос естьчасть личности. Личность есть идея Бога, Его замысел и задача. «Человек,состоящий из души и тела, есть существо природное. Но дух не есть природа» [3].
Представляется,что основная задача христианской психологии — одухотворение того образа ипонятия о человеке, который предстает как объект психологического исследования.Подобную задачу пытается решить и гуманистическая психология, возвращая в«бездушевную научную психологию» Психею — душу, но не «дух», так как такогопонятия нет в ее арсенале. Христианская психология возвращает в научноепонимание всю тримерию человека вместе с ее божественной природой и возвращаетв сознание психологов Иисуса Христа-Спасителя, как Путь, Истину и Жизнь, какисходную точку любой практической работы с людьми.
Итак,духовное измерение (или компонент) — предмет христианской психологии, а всепсихическое (ум, воля, чувство) имеет духовный компонент (измерение) — духовныйум, духовная воля, духовные чувства [7]. Существуют духовная личность, духовноесознание, духовный опыт, духовное делание, духовное общение, духовныеспособности и т. д. [12].
Удобнопредставить расширенное поле предмета психологии перечнем противопоставлений,дополнений, иногда — антиномий, позволяющих включить духовное измерение впсихическое.
Расширенное поле предмета психологии.
Основныекатегории, понятия.
1.Базовые положения о природе человека.
а)Предмет секулярной психологии: человек как венец эволюции материи. Двумерия«психика—организм» в единственном (нынешнем состоянии). Человек как мера всехвещей. Смертная природа организма и психики.
б)Предмет христианской психологии: тварная природа человека. Тримерия человека«дух—душа—тело». Три возможных состояния тримерии (естественное,нижеестественное, вышеестественное). Человек как образ и подобие Бога. Бессмертиедуши.
2.Метафора человека.
а)Предмет секулярной психологии: душевный человек.
б)Предмет христианской психологии: духовный человек. Противопоставление
внешнего(душевного) и внутреннего человека.
3.Базовые смыслы жизни.
а)Предмет секулярной психологии: цель жизни: самореализация, раскрытие самости.Воспитание характера, совершенствование личности.
б)Предмет христианской психологии: цель жизни — спасение души, стяжаниеблагодати. Незавершенность и несовершенство душевных добродетелей вне духовноговозрастания.
4.Духовность.
а)Предмет секулярной психологии: нравственность, свобода, творчество.
б)Предмет христианской психологии: духовность как жизнь в Боге.
5.Сознание и его развитие.
а)Предмет секулярной психологии: обогащение сознания образами внешнего мира.
б)Предмет христианской психологии: очищение сознания через покаяние, борьба сгреховными помыслами, обращение к внутреннему миру для осознания своегонынешнего состояния.
6.Личность.
а)Предмет секулярной психологии: самореализация личности, раскрытие самости.
б)Предмет христианской психологии: человек как предличность, незавершенныйпроект. Проект исполнения предназначения человека в имени его святого.
7.Совесть.
а)Предмет секулярной психологии: внешняя совесть. Автономная совесть.
б)Предмет христианской психологи: совесть как наименее падшая часть естества.Религиозная совесть. Совесть как голос Бога.
8.Любовь.
а)Предмет секулярной психологии: любовь душевная.
б)Предмет христианской психологии: христианская любовь. Братская любовь. Заповедиблаженства.
9.Воля.
а)Предмет секулярной психологии: воля человеческая.
б)Предмет христианской психологии: духовная воля как смирение перед Богом (какпослушание воле Божией, а не воле бесовской или собственной, человеческой).
10.Процессы развития.
а)Предмет секулярной психологии: адаптация к среде, социализация.Индивидуализация.
б)Предмет христианской психологии: ограничение самости. Очищение и просвещениесознания. Покаяние. Духовное возрастание.
11.Эмоции, чувства.
а)Предмет секулярной психологии: душевные эмоции.
б)Предмет христианской психологии: страстные состояния как зависимость от греха.Духовные эмоции. Страх Божий. Печаль по Богу. Духовная радость.
12.Потребности.
а)Предмет секулярной психологии: пирамида потребностей. Телесные потребности.Душевные потребности. Сексуальность.
б)Предмет христианской психологии: ограничение душевных и телесных потребностей.Духовные потребности. Девство.
13.Деятельность.
а)Предмет секулярной психологии: деятельность. Субъектная и объектная природачеловека.
б)Предмет христианской психологии: духовное делание. Неполная субъектностьчеловека (человек как сын или дочь Бога).
14.Речь и слово.
а)Предмет секулярной психологии: речь как средство мышления и общения. Слово ипонятие.
б)Предмет христианской психологии: слово как символ. Духовное содержание слова.Молчание. Христианское имя как предназначение.
15.Общение.
а)Предмет секулярной психологии: общение как взаимодействие, коммуникация.Функции общения. Одиночество.
б)Предмет христианской психологии: общение с людьми и общение с Богом. Духовноеобщение. Одиночество как уединение.
О методе христианской психологии.
Переосмыслениесущности объекта и предмета науки не решает всех методологических проблем. Инойпо природе предмет требует и иного метода.
Н.А. Бердяев пишет о том, что духовные явления открываются иначе, чем любыедругие, в том числе и душевные, что духовный опыт не познается через рефлексиюдуши, и лишь духовный опыт может убедить в существовании духовного опыта.«Науки о духе тем и отличаются по своему характеру от наук о природе, что в нихтребуется родство и близость познающего со своим предметом. Однакопсихология как наука рациональная не знает духовной реальности и занимаетсялишь реальностью душевной. Позитивизм возводит незнание в самый принциппознания и утверждает преимущество познания за теми, кто лишен духовного опыта[3: 47)]. «Подобное познается подобным. Духовная жизнь познается совсем не впсихологическом исследовании душевных процессов. Психология есть наука оприроде, естественная наука, а не наука о духе. Духовная жизнь как особоекачество жизни душевной обычно ускользает от психологической науки» [3: 50].
Такойвзгляд характерен и для других православных философов, подчеркивающихнеобходимость создания нового метода, основанного на идее сопереживания дляпреобразования познающего в познаваемое. И. Ильин пришел к следующим выводам:«…русский ученый призван насытить наблюдение и свою мысль живым созерцанием… Рассудочная наука, не ведающая ничего, кроме чувственного наблюдения,эксперимента и анализа, есть наука духовно слепая: она не видит предмета, анаблюдает одни оболочки его; прикосновение ее убивает живое содержаниепредмета, она застревает в частях и кусочках и бессильна подняться к созерцаниюцелого. Русский же ученый призван созерцать жизнь природного организма… К этому должна присоединиться творческая свобода и интуиция. Научныйметод не есть мертвая система приемов, схем и комбинаций. Всякий настоящийтворческий исследователь всегда вырабатывает свой новый метод. Ибо метод естьживое, ищущее движение к предмету, творческое приспособление к нему,«исследование», изобретение, вживание, вчувствование в предмет, нередкоимпровизация, иногда перевоплощение» [4: 412].
Сегодняэто требование кажется недостижимым в полной мере императивом. Изучениепредмета христианской психологии может проводиться (и отчасти проводится)традиционными и модифицированными методами из арсенала академической игуманистической психологии [7]. Предпочтителен, по-видимому, сравнительныйподход, в котором сравниваются испытуемые с разным духовным опытом, верующие иневерующие. Интересны и возможности лонгитюдного и корреляционногоисследования. Эмпирическими методами, применяемыми в христианской психологии,могут быть наблюдение и самонаблюдение, естественный эксперимент,психологическое тестирование, праксиметрические методы (сочинение текста потому или иному заданию), беседа как диалог, а также и другие методы из арсеналапрактической психологии — арт-терапия, библиотерапия и т. д. Особенноперспективными представляются методы герменевтической психологии, сочетающие видее герменевтического круга синтез и анализ текста, вчувствование вцелостность предмета и поэлементное рассмотрение составляющих.
Специфика,диктуемая особенностью предмета христианской психологии, возникает на этапеинтерпретации, которая не редуцирует явление к душевным, социальным, природнымпроцессам и состояниям, а фокусирована на трансцендентных, духовныххарактеристиках. Неуловимость духовных проявлений личности сказывается и в том,что они маскируются за душевными проявлениями даже для самого испытуемого.Например, православный испытуемый испытывает трудности, выбирая впсихологическом тесте ценностных ориентаций Рокича «любовь» как терминальную ценность— ему не ясно, о чем идет речь — о христианской или о душевной любви, и он«маскируется», рассматривая ее в секулярном плане.
Другаяособенность исследований в рамках христианской психологии — необходимостьрегистрации и анализа изменений состояния испытуемых. К примеру, выполнениезаданий, связанных с интро-спекцией (самонаблюдением) за нравственной сферой,как показывает опыт, оказывается эмоциогенной процедурой для испытуемых. Однакопри этом в целом наблюдается гармонизация их состояния: человек преодолевает«внутреннюю защиту внешнего человека» и соприкасается с лучшим в себе — своейсовестью, честностью, ответственностью, добротой, любовью. Такое исследованиеприобретает черты формирующего личность испытуемого. Следует также упомянуть обособых требованиях к соблюдению этических правил, поскольку исследованиезатрагивает глубоко интимные сферы личности, оно должно быть добровольным и,при желании испытуемого, анонимным.
Представляется,что внесение элементов созерцания, диалога, вчувствования, символическогопонимания, а также углубление интерпретации с учетом особенностей религиозногосознания и есть путь трансформации традиционных исследовательских методовпсихологии в метод христианской психологии. Психология такого исследованияменяется, особые требования предъявляются к психологу.
Необходимовсе же в заключение сделать оговорку, что теоретико-эмпирическая наука при всемнапряжении своих исследовательских потенциалов, по-видимому, вскроет лишьотблески и фрагменты истинной целостностной духовности как жизни в Духе Святом,которая во всей полноте открывается лишь в аскетическом и молитвенном подвигесвятых отцов [1].
Список литературы
1.Митрополит Иерофей (Влахос). Православная духовность. Свято-Троицкая СергиеваЛавра, 1998.
2.Басов Д. Чудо мироточения. СПб.: Изд-во «А.В.К.», 2001.
3.Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности // Избранные труды. М.,1999.
4.Ильин И. А. О русской идее // Русская идея / Сост. М. А. Маслов. М., 1992.
5.Лешкевич Т. Г. Философия науки. Традиция и новации. М., 2001.
6.Мамардашвили М. Психологическая топология пути. СПб., 1997.
7.Манеров В. Х. Духовность человека как ценность и предмет психологии: Материалымеждународного семинара «Человек и его ценности в XXI веке». СПб., 2002.
8.Начала христианской психологии: Учебное пособие / Отв. ред. Б. С. Братусь. М.,1995.
9.Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.
10.Уайтхед А. Н. Наука и современный мир // Заблуждающийся разум. Многообразиевненаучного знания / Отв. ред. И. Т. Касавин. М., 1990.
11.Христианская психология // Московский психотерапевтический журнал. Спец.выпуск. 1997. № 4.
12.Шадриков В. Д. Духовные способности. М., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аудит финансового состояния предприятия
Реферат Лінейна балансова модель і її використання в економічних розрахунках
Реферат Смысл заглавия романа МГорького Мать Образ Ниловны
Реферат Sweatshops 2 Essay Research Paper Sweatshops in
Реферат Усадьбы Всеволожского района
Реферат Характеристика головних рис літературного імпресіонізму на прикладі творчості Поля Верлена
Реферат Роботизированный бортовой компьютер
Реферат Буксировка аварийного судна в ледовых условиях
Реферат 678 Об утверждении новой редакции Устава муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей
Реферат Методические основы стоимостной оценки рабочих мест в банках
Реферат Контрольная работа по Педагогике
Реферат Розробка моделі системи Відкриття нового підприємства по виготовленню цегли використовуючи
Реферат Философские искания Л.Н. Толстого
Реферат Национализм, проблемы и противоречия
Реферат Применение пакетов прикладных программ в расчетах на ЭВМ