Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ в вузе

Айсмонтас Бронюс Броневич — кандидат педагогическихнаук, профессор кафедры «Педагогическая психология».
Внастоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий (ИТ)чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессеинтеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкоеиспользование в самых различных сферах деятельности человека диктуетцелесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этаповобучения и познания. Система образования и наука являются одним из объектовпроцесса информатизации общества. Информатизация образования в силу спецификисамого процесса передачи знания требует тщательной отработки используемых ТИ (технологийинформатизации) и возможности их широкого тиражирования. Кроме того, стремлениеактивно применять современные информационные технологии в сфере образованиядолжно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов.«Отработка» применяемых в сфере образования ИТ должна ставить своей цельюреализацию следующих задач:
— поддержку и развитие системности мышления обучаемого;
— поддержку всех видов познавательной деятельности человека в приобретениизнаний, развитии и закреплении навыков и умений;
— реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении егоцелостности.
Поэтомунедостаточно просто овладеть той или иной информационной технологией.Необходимо выделить и наиболее эффективно использовать те ее особенности и возможности,которые могут в какой-то мере обеспечить решение указанных выше задач.
ТЕХНОЛОГИИМУЛЬТИМЕДИА В ОБРАЗОВАНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Какпоказал анализ информации по системам мультимедиа, существует многообразиеиспользуемых терминов. При этом строгое формальное определение их отсутствует;встречается неоправдано упрощенный подход на практике; необходимо определитьосновные понятия. В самом деле, сколько должно быть «MEDIA» — сред, насколькоони должны быть интегрированы, чтобы образовать новое качество — системумультимедиа, а не просто программу, работающую и с графикой, и со звуком? На этоти подобные вопросы необходимы четкие ответы.
Итак,«мультимедиа» (MULTIMEDIA) — это компьютерные интерактивные интегрированныесистемы, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом,речью и высококачественным звуком, неподвижными изображениями и движущимсявидео. Если структурировать информацию, с которой может работать мультимедиа,то можно сказать, что мультимедиа — синтез трех стихий: информации цифровогохарактера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуальногоотображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации звука(речь, музыка, другие звуки).
Неуглубляясь в технические вопросы построения систем мультимедиа, отметимосновную проблему — совместная обработка разнородных данных. В компьютере всяинформация (текст, графика, звук, цифровые данные) хранятся в цифровой форме, вто время как теле-, видео и большинство аудиоаппаратуры имеет дело с аналоговымсигналом. Отсюда следуют проблемы перекодировки информации, сжатия/разверткиданных, синхронизации разных видов информации при создании единого целого и т.д.Все это стало возможным только при развитии ПЭВМ: возможность преобразования информациииз одного типа в другой, резко возросшая память, быстродействие, достижения в областивидеотехники, лазерных дисков. Это настолько важно, что наличие лазерного диска(аналогового или CD-ROM) может выступать одним из серьезных критериеввозможности системы как «мультимедийной». Кроме того, большинство авторовстатей о системах мультимедиа считают необходимым наличие, как минимум, системыавтоматизации рисования, трехмерных объектов, трехмерных моделей декорацийпроизвольной сложности, динамически меняющихся.
Применениемультимедиа в сфере образования ряда развитых западных стран уже идетдостаточно успешно и имеет следующие направления: видеоэнциклопедии;интерактивные путеводители; тренажеры; ситуационно-ролевые игры; электронныелектории; персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам,являющиеся обучающими системами с использованием искусственного интеллекта;исследовательское обучение при моделировании изучаемого процесса в аналоговойили абстрактной форме; системы самотестирования знаний обучающегося;моделирование ситуации до уровня полного погружения — виртуальная реальность(для изучения языка — моделирование деловых переговоров на иностранном языке,моделирование положения на бирже при изучения экономических вопросов и т.д.);
Компьютеризированноеобучение на базе технологии мульмедиа не может заменить человека-преподавателя,но оно не только может дополнить и усовершенствовать деятельностьпреподавателя, а в некоторых областях, в которых развиваются самостоятельность,творческое мышление, оно сыграет уникальную роль, которую мы сейчас не можемеще осознать в полной мере. Во всяком случае уже определилась тенденциясвязывания мультимедиа большой сетевой системой (некоторые исследователиназывают этот этап «гипермедиа», используя этот известный термин в новомсмысле). В итоге просматривается создание распределенного обучающего окруженияи доступа к всевозможной необходимой информации в мультимедийном варианте. В этойобласти еще следует выполнить огромную работу, чтобы определить, как наилучшимобразом организовать учебный процесс при взаимодействии с большойинформационной системой.
Основныепроблемы, связанные с компьютерным обучением
Обучающиепрограммы реализуются с помощью компьютера и вполне естественно, что при их разработкеведущее место приобрели проблемы, связанные с машиной (программной) реализациейпрограмм. Ведь не смотря на то, что возможности компьютера значительно возрослии с каждым годом увеличиваются, реализация многих обучающих функций которыелегко осуществляет даже неопытный педагог, связана с большими трудностями(например, распознавание ответа учащегося). Однако нельзя считать правильнойвесьма распространенную точку зрения, будто ключ к решению основных проблемкомпьютерного обучения — это разработка средств которые позволяют осуществлятьпереход от сценария обучающей программы к компьютерной программе. Такоепредставление в ряде случаев сказалось на разработке и оценке ролиинструментария для программирования обучающих курсов (их называют обычносистемными cpeдcтвaми автора). Многие разработчики таких систем (как правило, вцелях рекламы) преувеличивают не только возможности созданных ими авторскихсистем, но и вообще их значение. Это обстоятельство, по мнению специалистов,играет отрицательную роль в исследованиях актуальных проблем разработкиобучающих программ.
Преувеличениевозможностей авторских средств часто сочетается с недооценкой важности техпсихолого-педагогических проблем, которые возникают при разработке обучающихпрограмм. Некоторые разработчики авторских средств полагают, будтопреподаватели, а также специалисты в области информатики и вычислительнойтехники, имея смутные представления о психолого-педагогических особенностяхобучения, а некоторые и о содержании того или иного учебного предмета, в состояниисоздать эффективную обучающую программу.
Распространениеподобных взглядов оказало влияние не только на теорию, но и на практикуразработки обучающих программ. В ряде стран, например, в США и особенно в Великобритании,в течение последних 10–15 лет появилось не поддающееся учету количествомикроскопических по своим размерам фирм (многие из них имеют штат из двух-трехпрограммистов), которые разрабатывают обучающие программы, предназначенные дляпродажи. В нашей стране также нередко среди единоличных разработчиков обучающихпрограмм были специалисты по вычислительной технике. Эта их деятельность, хотяи несколько отличалась от выполняемой ранее, тем не менее по соей сутиоставалась привычной для них. В результате создавались многочисленные, но малоэффективныепрограммы. Именно такая практика стала основным источником иллюзий, будтонаибольшие трудности в разработке обучающих программ представляет кодированиеили как часто говорилось, программирование обучающих курсов.
Следуетиметь в виду, что термин программирование трактуется по-разному: в более узкомсмысле — как составление программы для компьютера и как разработка программ в широкомсмысле слова. Когда мы говорим, что система образования и общество в целомпрограммируют личность, то мы понимаем, что здесь речь идет о том, что обществов цело в частности через систему образования, оказывает большое влияние на становлениечеловека как личности. Применительно к компьютерному обучению выражение«программирование обучающих курсов» стало восприниматься как синоним«разработки обучающих курсов». А это привело к серьезным отрицательнымпоследствиям:
Отвлекловнимание от наиболее важных и трудоемких проблем
Психолого-педагогическихпроблем разработки обучающих программ (обучающих курсов) — и тем самым, естественно,затормозило их исследование.
Породилоиллюзию, будто создав удобный инструментарий для кодирования обучающихпрограмм, можно с помощью педагогов-энтузиастов решить проблему созданияэффективных обучающих программ (обучающих курсов).
Разумеется,вину за это нельзя полностью возлагать на первых разработчиков обучающихпрограмм и инструментария для кодирования (программирования) обучающих курсов.Просто они, не будучи педагогами, не усматривали тех психолого-педагогическихпроблем, которые возникают при разработке обучающих программ. Предполагалось,что, имея перед глазами внешне наблюдаемое поведение педагога, можно составишьэффективную обучающую программу для компьютера.
Общиетребования к обучающей программе
Основнойпоказатель высокого качества обучающей программы — эффективность обучения.Богатейшие демонстрационные возможности и высокая степень интерактивностисистемы сами по себе не могут служить основанием для того, чтобы считатьобучающую программу полезной. Эффективность программы целиком и полностьюопределяется тем, насколько она обеспечивает предусмотренные цели обучения, какближайшие, так и отдаленные. При решении любого вопроса, начиная с использованияграфики и кончая индивидуализацией обучения, во главу угла должны бытьпоставлены учебные цели. Богатейшие возможности компьютера должны бытьпроанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда,когда это необходимо с педагогической точки зрения. Не следует гнаться за внешнимэффектом, обучающая система должна быть не эффектной, а эффективной.
Вопросо том, насколько эффективна обучающая программа, может быть решен только послеее апробации. Тем не менее можно наметить ряд психолого-педагогическихтребований, которым должна удовлетворять обучающая программа.
Обучающаясистема должна:
Позволятьстроить содержание учебной деятельности с учетом основных принциповпедагогической психологии и дидактики;
Допускатьреализацию любого способа управления учебной деятельностью, выбор которогообусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающейпрограммы, а с другой — целями обучения;
Стимулироватьвсе виды познавательной активности учащихся, включая, естественно и продуктивную,которые необходимы для достижения основных учебных целей — как ближайших, так иотдаленных;
Учитыватьв содержании учебного материала и ученых задач уже приобретенные знания, уменияи навыки учащихся;
Стимулироватьвысокую мотивацию учащихся к учению, причем оно не должно идти за счет интересак самому компьютеру. Необходимо обеспечить учебные мотивы, интересы учащихся к познанию;
Обеспечиватьдиалог как внешний, так и внутренний, причем диалог должен выполнять следующиефункции:
активизироватьпознавательную деятельность учащихся путем включения их в процесс рассуждения;
моделироватьсовместную (субъект-субъектную) деятельность;
способствоватьпониманию текста;
содержаниеучебного предмета и трудность учебных задач должны соответствовать возрастнымвозможностям и строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
обратнаясвязь должна быть педагогически оправданной, информировать о допущенныхошибках, содержать информацию, достаточную для и устранения;
диагностироватьучащегося с целью индивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи;
нетребовать специальных знаний и усилий для ввода ответа, свести к минимумурутинные операции по вводу ответа;
Оказыватьсодействие при решении учебных задач обеспечивая педагогически обоснованнуюпомощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения;
Оказыватьпомощь учащемуся с учетом характера затруднения и модели обучаемого;
Информироватьобучаемого о цели обучения, сообщат ему, насколько он продвинулся в еедостижении, его основные недочеты, характер повторяющихся ошибок;
Проявлятьдружелюбие, особенно при оказании учащимся помощи;
Допускатьиндивидуализацию обучения, позволят учащемуся принимать решение о стратегииобучения, характере помощи и т.п.;
Адекватноиспользовать все способы предъявления информации в виде текста, графики,изображения, в том числе движущиеся, а также звук и цвет. Не навязывать темппредъявления информации;
Вестидиалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым, позволить последнемузадавать вопросы;
Позволитьучащемуся вход и выход из программы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранеепройденному учебному материалу;
Допускатьмодификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью.
Основныеаспекты разработки компьютерных обучающих программ
Целесообразновыделить следующие аспекты разработки КОП:
методологический;
эргономический;
информационный;
технологический.
Методологическийаспект разработки компьютерных обучающих программ.
Постоянноерасширение числа компьютерных классов, создание на их основеинформационно-вычислительных сетей вузов и школ с последующим объединением в региональныесети, расширение информационной наполненности таких сетей приводят к качественнымизменениям в методике преподавания дисциплин, создают предпосылки к созданиюкомпьютерной образовательной среды. Создание и развитие такой средыпредполагает решение следующих задач.
Перваязадача связана с переосмыслением методики преподавания дисциплин в вузах.Традиционная методика обучения и методика обучения с использованием компьютерасильно разнятся между собой. Назрела существенная необходимость разработкиструктурированных учебных материалов для использования их в КОП, разработкиметодики их подачи и осуществления контроля знаний в КОП.
Втораяважная задача состоит в разработке общих подходов и принципов для объединенияКОП в единую учебно-информационную среду. Прежде всего, большое внимание должнобыть уделено вопросам навигации как от фрагмента к фрагменту в рамкахотдельного компьютеризированного курса, так и от курса к курсу.
Унификацияпринципов навигации, разработка общих подходов и, возможно, инструментальныхсредств для создания различных типов КОП вне зависимости от разделов знанийдолжны строиться на основе того, что компьютерная технология обучения — этообразовательный процесс, основанный на едином средстве обучения — компьютере, ивзаимодействие пользователя с новой обучающей программой должно строиться на основепривычных ему навыков.
Эргономическийаспект разработки компьютерных обучающих программ
ПользовательКОП может проводить за компьютером достаточно длительное время (особенно еслипользователь работает в режиме самообразования). При этом ему часто требуетсяповторять большое число однотипных манипуляций (выбор режима работы, вводисходных данных и т.п.). Отсюда следует, что при разработке пользовательского играфического интерфейса КОП необходимо ориентироваться на требования инженернойпсихологии и эргономики.
Информационныйаспект разработки компьютерных обучающих программ.
Информационноенаполнение КОП состоит из различных компонент, реализующие ее определенные функциональныесвойства.
Выделимтри основные компоненты информационного наполнения обучающих программ:
текстовая;
вычислительная;
имитационная.
Текстоваякомпонента. Любая обучающая программа немыслима без использования в большей илименьшей мере текстового материала (от изложения теоретической части курса и донадписей на нестандартных кнопках). При разработке программ следует стремитьсяк тому, чтобы весь текстовый материал курса размещался вне вычислительной и имитационнойкомпоненты. Выполнение этого требования позволяет осуществлять модификацию КОП,а также, при необходимости, создавать иноязычные варианты обучающей программы.
Вычислительнаякомпонента. Во многих КОП используется сложный и уникальный математическийаппарат для поддержки процедуры обучения, визуализации полученных результатов,построения оценочной части контролирующего или тестирующего раздела обучающейпрограммы и решения других задач. Создание подобных программ трудоемкийпроцесс. При создании комплекса обучающих программ по поддержке традиционных и большихпо объему курсов, следует стремиться к необходимости создания библиотекистандартных вычислительных компонент (аналогично библиотеке стандартныхпрограмм ВЦ АН СССР, содержащих программы вычисления стандартных функций,решения систем линейных уравнений и т.п.).
Имитационнаяили моделирующая компонента. Необходимость использования моделей в процессеобучения обусловлена следующими причинами:
моделированиепозволяет снизить затраты на использование в учебном процессе дорогостоящихреактивов, материалов и оборудования (физика, химия, биология);
моделированиепозволяет за время одного занятия рассмотреть и проанализировать процессы,которые в реальной жизни занимают дни, недели, месяцы и годы (физика, биология,строительство, экология и т.д.);
многиепроцессы микро- или макромира практически недоступны восприятию человека(строение атомного ядра, взаимодействие молекул, развитие галактик, трафикипотоков информации в вычислительных сетях и т.п.), а использование моделейпозволяет сформировать адекватное представление об исследуемом процессе.
Технологическийаспект разработки компьютерных обучающих программ.
Данныйаспект связан с кодированием, сопровождением и развитием во времени КОП какпрограммного продукта.
Кодированиеобучающих программ следует осуществлять на основе стандартных инструментальныхсредств, используя принципы построения открытых систем и выделениеминформационных компонент в отдельные программные блоки. Такой подход, с однойстороны, дисциплинирует разработчиков и позволяет с минимальными затратамиустранять замечания пользователей, полученные в ходе опытной эксплуатациипрограммного продукта, и, с другой стороны, делает возможным расширениефункционального потенциала каждой из компонент в отдельности.
Разработчикдолжен помнить о необходимости сопровождения своего программного продукта, а такжепрогнозировать временные рамки его использования. Базовые курсыобщеобразовательных дисциплин не подвержены существенным изменениям с точкизрения информационного наполнения и обучающие программы, созданные десять и болеелет назад могли бы и сейчас использоваться в процессе обучения. Однако диктатпроизводителей компьютеров, системного и прикладного программного обеспечениязаставляет постоянно модифицировать, а зачастую и переделывать разработанныеКОП под новые возможности компьютеров.
Соблюдениетехнологической дисциплины, использование лицензионно-чистого программногообеспечения, обеспечивает необходимые предпосылки того, что разработанные КОПбудут иметь большой жизненный цикл и сопровождаться с наименьшими затратами.Кроме того, такой подход гарантирует создание информационно-учебной средыкомплексной компьютерной поддержки курсов и дисциплин не только в рамках одногоучебного заведения, но и всей системы образования.
Внастоящее время созданием ПО учебного назначения занимаются две группыразработчиков. Первая это энтузиасты-преподаватели, сумевшие «выбить» некоторыефинансовые ресурсы и сплотившие вокруг себя команду единомышленников. В результатесоздаются не очень совершенные, с точки зрения использования изобразительныхвозможностей компьютера, но содержательные по информационно-методическомунаполнению программные продукты. Они ориентированы на компьютерную поддержкуконкретного вида учебных занятий в рамках определенного курса. Вторая — фирмы сбольшими материальными возможностями, но не имеющие опыта работы по организациии методическому сопровождению процесса обучения. В результате получаютсяразвлекательные и красивые, но практически не несущие функции обученияпрограммы, без четкой ориентации на конкретный курс и дисциплину.
Взаключении необходимо отметить факторы, сдерживающие эффективное использованиеобучающих программ в учебном процессе:
отсутствиезаинтересованности преподавателей в использовании компьютерных обучающихпрограмм;
недостаточнаяинформированность преподавателей о компьютерной технологии обучения и компьютере,как средстве обучения.
Необходимасущественная перестройка отношения преподавателей к методике использованиякомпьютерных технологий в образовательном процессе, инициированиезаинтересованности и создание соответствующей инфоструктуры в учебныхзаведениях.
Психолого-педагогическийаспект компьютерного обучения
Недооценкапсихолого-педагогических проблем компьютеризации обучения, недостаточный учетпсихологических особенностей деятельности педагога и учащегося не могли не сказатьсяна качестве авторских систем, предназначенных для программирования (в узкомсмысле слова) обучающих курсов. Дидактические возможности их, как правило, быливесьма ограничены. И дело не в том, что они налагали определенные ограниченияна способ управления учебной деятельностью, на выбор учебных задач. Болеесущественно, что большинство авторских систем строилось на ошибочныхпредставлениях о процессе обучения.
Пояснимэто более подробно, поскольку иногда полагают, что системы автора нейтральны поотношению к теоретическому представлению обучения и поэтому разрабатываемыйинструментарий может быть использован для программирования обучающих систем,реализующих различные теоретические подходы. На самом деле это не так.Разработчики системы автора всегда исходят из некоторой модели обучения, из определенногопредставления о том, как именно следует управлять учебной деятельностью.Поскольку часто разработчики таких систем не имеют достаточной теоретическойподготовки, они иногда чересчур смело полагаются на рекомендации отдельныхпсихологов, не зная исходных теоретических предпосылок, основных принциповпсихологической теории, которых те придерживаются. Cлeдовать такимрекомендациям особенно заманчиво, если их относительно легко реализовывать с помощьюкомпьютера: это значительно упрощает разработку системы автора.
Даннаяточка зрения самым непосредственным образом сказалась на теории и практикеразработки авторских систем. Многие из них содержат явный отпечатокбихевиористических теорий обучения, которые основное внимание уделяютправильному ответу, игнорируя мыслительную деятельность обучаемого. С точкизрения бихевиористов, основным в обучении является увеличение вероятностиправильного ответа на некоторый стимул (например, предлагаемую учебную работу).
Внастоящие время все большее число специалистов в области компьютерного обучениявынуждено признать, что основные проблемы при разработке обучающих программ —психолого-педагогические. По мнению многих специалистов программированиеобучающей программы — это лишь один этап ее разработки, который требует не более10 — 20% времени и усилий. К тому же данный этап относится к наиболееизученным, его реализация при наличии опытных специалистов, как говорится, делотехники.
Следуетиметь в виду, что применение компьютера оказывает исключительно большое влияниена все аспекты учебного процесса: и на содержание учебного материала, и наметоды обучения, и на содержание учебного материала, и на методы обучения, и наиспользуемые учебные задачи, и на мотивацию учащихся и т.д. Все этообусловливает исключительно большое значение психолого-педагогических проблемдля разработки эффективных обучающих программ.
Компьютеризацияобучения отчетливо показала, что многие психологические и дидактические понятияи концепции требуют пересмотра, поскольку в настоящие время они «не работают»:основываясь на них, нельзя разработать эффективные обучающие программы.Проблема здесь не только в том, что многие из понятий еще не имеют однозначнойтрактовки. Ведь, в принципе, можно было бы договориться о том, какой именнотрактовки следует пpидepживaться. Дело в том, что трактовка этих понятий не допускаетих технологизации.
Некоторыеособенности обучающих программ
Созданиеобучающих программ — творческий процесс, требующий не только логическогомышления, но и интуиции. Этот процесс еще изучен недостаточно и не может бытьописан с помощью жестких нормативов-предписаний.
Многоопасностей и ловушек подстерегает разработчиков обучающих программ. Дляпедагогов самая большая опасность — механический перенос особенностей обученияв классе (группе) на компьютерное обучение, стремление как можно более точноскопировать работу педагога. Хотелось бы отметить, что механический перенос в принципенедопустим по следующим причинам:
Дажесамый опытный педагог, мастер своего дела, далеко не всегда сможет описать своюдеятельность и тем более объяснить каждое свое решение (многие решенияпринимаются педагогом интуитивно, они не полностью осознаются, и на вопрос,почему принято именно такое, а не иное решение в большинстве случаев отвечают:так подсказал опыт, это известно из практики и т.д.).
Групповое,классное обучение, опыт которого приобретает педагог, не является адекватноймоделью компьютерного обучения, которое обладает многими особенностямииндивидуального обучения, существенно отличаются от группового.
Компьютерне только накладывает определенные ограничения на реализацию учебного процесса,он раскрывает новые возможности в управлении учебной деятельностью. Этопроисходит прежде всего за счет неограниченных возможностей в предъявленииматериала, применения разнообразных учебных задач, построения модели обучаемогопутем накопления и переработки больших массивов данных, относящихся к учащемуся,неограниченного запаса знаний, относящихся к данной предметной области, и т.п.
Крометого следует иметь в виду, что разработка обучающих программ — это качественноиная, в сравнении с практической, деятельность педагога. Можно уметь решитьзадачу, но не уметь составить алгоритм. А ведь при разработке обучающейпрограммы необходимо составить алгоритм работы компьютера, который отнюдь не копирует,а моделирует деятельность педагога и даже те же самые функции реализует инымиспособами.
Ктому же разработка обучающих программ требует более глубоких знаний не только вопределенной предметной области, но и знаний об учебном процессе и учащихся.Мировой опыт убедительно показывает, что даже опытные практические работники,прошедшие специальную подготовку, нередко составляют весьма бледные обучающиепрограммы, которые дают результаты значительно хуже, чем традиционное обучение.
Справедливостиради стоит отметить, что далеко не все обучающие программы, составленныеспециалистами в области обучения, оказались эффективными. Многие из нихнастолько скучные и неинтересные, что от них отказались как преподаватели, таки студенты.
Составлениеобучающих программ — это наука и искусство. Оно требует и глубоких знаний, и педагогическоготаланта.
Дляпрограммистов серьезную опасность представляет попытка механически перенестипринципы разработки пакетов программ на создание педагогических программныхпродуктов (обучающих программ). Нельзя забывать, что эти программы управляютдеятельностью живых людей, обладающих волей, мотивами, интересами, которыеоказывают большое внимание на процесс обучения.
Чтобыобеспечить эффективное использование компьютера в учебном процессе,недостаточно заложить в компьютер систему указаний, даже правильных самих по себе.Необходимо спроектировать условия, в которых учащийся захочет следовать этимуказаниям, а не поступать вопреки им. Только та обучающая программа сможетобеспечить эффективное обучение, разработчики которой учитывают в должной меречеловеческий фактор, видят в учащихся субъектов учебной деятельности, а непридаток к компьютеру, слепо повинующийся его указаниям.
Особенностивнедрения компьютерного обучения
Одиниз наиболее важных уроков, извлеченных из имеющегося опыта, состоит в том, чтостратегия в области программного обеспечения учебного процесса не должнаопределяться прежде всего политическими или экономическими интересами.Появление вычислительной техники вне системы образования — скажем, в сфереуправления или бизнеса — ни в коей мере не оправдывает ее поспешного введения вшколы без разработки адекватных дидактических концепций и стратегий. Опыт такихстран, как Нидерланды и Япония, показывает, что нет необходимости ни вскоропалительных решениях о внедрении информационной технологии (и,следовательно, программного обеспечения) в школы, ни в категорическом отказе отнее. Напротив, при конструктивном подходе требуются осторожность, вдумчивость,прозорливость — качества, которые не могут быть директированы и не зависят от рыночныхфакторов. Педагогическая компетентность самих учителей необходима для того,чтобы определить возможности и рамки применения новых технических средств и вособенности их программного обеспечения. Приоритетным должно статьбезотлагательное создание условий для получения административно-педагогическимперсоналом соответствующей квалификации.
Преждечем микрокомпьютеры будут использоваться в вузе, преподаватели должны быть в достаточнойстепени подготовлены, с тем чтобы обеспечить высокий уровень преподавания и организацииучебного процесса. Опыт английских школ показывает, что без подготовительныхмероприятий качество обучения значительно снижается. Чтобы избежать этого,нужно располагать соответствующей инфраструктурой для повышения квалификацииработающих учителей, аппаратным оборудованием, системой поддержки пользователейи особенно высококачественными программными средствами.
Список литературы
1.Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методовв условиях использования компьютера.- М.: МГУ, 1995.
2.Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А.Е. Вайскунского.- М.:«Можайск-Терра»,2000.- 432 с.
3.Дистанционное обучение: учебное пособие/ Под ред. Е.С. Полат.- М.: «Владос»,1998.- 192 с.
4.Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам(на примере общетехнических дисциплин).- Астрахань: Изд-во АГТУ, 1999.
5.Компьютерные учебные программы и инновации.- М.,2001.- № 1–4
6.Краснова Г.А и др. Технологии создания электронных обучающих средств.- М.:МГИУ,2003.- 223 с.
7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебноепособие/Е.С. Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.- 272 с.
8.Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности.- М.: Институт человекаРАН,1998.- 195 с.
9.Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика.- М.: Изд-во УРАО, 1999.-220с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.