Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Непринятие в семье — проблема несчастливых детей

Хазанова М.А., доцент кафедры «Педагогическаяпсихология».
Счастье— это переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением.
Фил.энцикл. Т.V.
Бытьтем «Я», которым ты действительно являешься.
С.Кьеркегор.
Речьпойдет о несчастливых детях в обычных семьях среднего класса: где нет явныхсексуальных домогательств, голода, брошенности, отсутствия физической заботы.Такие семьи внешне достаточно благополучны — родители стараются быть и выглядетьдостойными людьми, не лишены способностей и талантов, бывают успешными в работе,имеют друзей. Все вроде бы нормально, а дети не чувствуют себя счастливыми,почти не уносят во взрослую жизнь согревающих душу воспоминаний детства. Былоли их «детство Родиной любви?». Трудно ответить однозначно: и «да», и «нет».«Нет», к сожалению, перевешивает. Оно часто становится ведущим в отношениях с людьмии самим собой.
Намкажется, что в значительной степени это зависит от того был ли принят ребеноксвоими родителями или может быть одним из них и в какой-то мере: полностью безкаких-либо условий и оценок или частично — с определенными оговорками и условиями.Полное принятие — это такое состояние, такой настрой души, в которомпроявляется безусловность желания бытия другого человека, такого, как он есть.Буквальное значение слова «бытие» — быть Я, т.е. не просто быть живымсуществом, а приближаясь к своей духовной сущности, максимально реализоватьсвои потенции, не зарывая таланты и не упуская возможности, воплощая их вреальной жизни.
Уродителей по отношению детям это состояние не редко выражается как стремлениесодействовать бытию ребенка такого, как он есть — 2Я для него сделаю все, чтомогу …». Полное, т.е. безоценочное и безусловное принятие близких или одного изних, позволяет ребенку переживать моменты психологической свободы: когда он максимальноможет быть самим собой и проявлять себя, без какого-либо страха сделатьчто-нибудь не так или услышать негативную оценку. В такие моменты ребенокиспытывает глубокое доверие к близким и к себе, обращаясь к миру своей светлойстороной. И чем больше будет таких моментов полного принятия, тем более полнобудет развиваться светлая сторона его личности, тем более адекватными еговозможностям будут способы проявления себя в самом широком смысле: в общении с другимилюдьми и с самим собой, в познании мира и в творчестве, в работе. Человек,выросший в атмосфере принятия, самостоятелен в решениях, независим во взглядахи оценках, доброжелателен к окружающим и миру, искренен в осознании и проявлениисвоих чувств, доверяет себе, конструктивен, гибок и устойчив в разрешенииконфликтов, т.е. творчески, последовательно, глубоко реализует своивозможности, сверяясь с собой.
Неизбежновозникают вопросы — не тождественно ли полное принятие вседозволенности? И какимобразом при таком отношении ребенок, а потом и взрослый, будет слышать и видетьдругих людей, с их проблемами, чувствами, горестями и бедами? Взрослый, любя и принимаяребенка, не жертвует собой, а живет: слышит, чувствует и откликается на то, чтопроисходит с ним самим, и если это необходимо, то переключает центр внимания с ребенкана себя, свои нужды, при этом не испытывает вины перед ребенком и не обвиняетего.
Такимобразом возникают собственные границы каждого человека, и малыш постепенно с нимсоглашается, привыкает к ним, и они становятся естественной частью его жизни.Сначала ребенок может не понимать, почему в какие-то моменты взрослые с ним не играют,не разговаривают, а занимаются чем-то другим. Каждый решает эти проблемыпо-своему: кто-то объясняет, что он собирается делать, кто-то говорит, чтолюбит малыша и при этом должен сделать работу … Здесь нге столь важно чтоговорится, сколько — как говорится и какие чувства в этот момент испытывает и транслируетвзрослый.
Вышеотмечалось, что принятие может быть полным и неполным — частичным, илиусловным, т.е. зависящим от определенных условий — соответствие человека нормами правилам, ценностям, принятым в семье стандартам жизни. В таких случаяхпсихологическим содержанием частичного принятия будет условное (т.е.обусловленное чем-то) желание бытия другого человека, такого, как он есть.Каждый в той или иной мере сталкивался с таким отношением: «Будешь слушаться,куплю …, почитаю …, разрешу смотреть телевизор …». Чем чаще и жестчепредъявляются требования соответствия, тем труднее ребенку принимать самогосебя, быть самим собой, не отказываться от себя, чувствовать право на своебытие или существование.
Намкажется, что в основе постоянных жестких требований к ребенку соответствоватьчему-то, лежит страх взрослого, что у него и у ребенка жизнь сложится «не так»,если не будет этого соответствия. Настойчивость взрослого порождается тем, чтоему самому необходимо соответствовать чему-то, для него важному. И это егоправо. Ребенок же оказывается в этом процессе бесконечного сравнения не посвоей воле, можно сказать насильно, его жизнь, так же как и жизнь взрослого,становится способом доказательства, аргументом в утверждении взрослым своегосоответствия. В такой ситуации взрослый принимает только ту часть души, жизни,переживаний, поступков ребенка, которые соответствуют, а остальное не принимается.Взрослому кажется, что он воспитывает, развивает те черты характера и способности,которые помогают и будут помогать ребенку соответствовать: быть хорошим, умным,добрым, любящим. Однако развивается усеченный человек, стыдящийся, не принимающийчасть себя, т.е. человек, лишенный целостности и гармонии.
Диктатсоответствия, как правило, порождает чрезмерные требования к ребенку. Онипотому и чрезмерные, что ребенок не может их удовлетворить в силу физических и психологическихпричин. Физические причины — не может быстро считать, т.к. медлителен, труднозапоминает стихи, т.к. у него небольшой объем памяти и невысокая степеньконцентрации внимания; неаккуратно пишет — не развита мелкая ручная моторика.Здесь нет ничего страшного. Это в пределах физиологических норм возраста, и спомощью определенных упражнений можно развить названные функции. Известно, чтодети удивительно пластичны в обучении, при условии, что их эмоциональноподдерживают и не отвергают. Психологические причины в том и состоят, чтонегативное отвергающее отношение взрослых блокирует даже то, к чему естьсклонность, что развито, что уже умеет и может делать ребенок. Отвержение —нежелание, несогласие с бытием ребенка, таким, как он есть, парализуетразвитие. Надолго оставляя его в том времени, когда произошло отвержение. В душеребенка остается страх боли отвержения и негативной оценки, мешающий учиться и жить.
Вслучаях, когда ребенок старается соответствовать требованиям взрослого, а возможностейдля этого недостаточно, он вынужден подстраиваться под взрослого, постояннооткликаясь на любые замечания, постепенно соглашаясь с тем, что замечаниевзрослого важнее его собственной сосредоточенности и старания. Взрослый своимипонуканиями вынуждает ребенка формально изображать процесс учебы, а не учиться,обманывать ловчить, находить оправдание не сделанному и ошибкам. И тогдаэнергия развития тратится на внешнее соответствие требованиям, на умениеналадить контакт со взрослыми …, а не на выработку собственных способов учебы,общения, взаимодействия с миром.
Люди,в детстве столкнувшиеся с неполным принятием в родительской семье, в той илииной мере испытывают зажатость, ощущают неестественность собственного поведенияв общении с чужими; им трудно быть самими собой, так как они плохо знают каковыони на самом деле. Им бывает трудно определить чего же они хотят, и что оничувствуют. У них в душе возникает ощущение пустоты, они склонны обесцениватьили преувеличивать ценность сделанного. Им трудно найти свое место в жизни,потому что они оторваны от реальности — у них призрачные ориентиры — чрезмерныетребования родителей, которые заслоняют подлинную сложность жизни. Этим людямтрудно найти свое дело, свою любовь, т.к. их вынуждали жертвовать своимиособенностями ради внешней «правильности». По сути они научились любить ни себя,ни других. Родительская семья, часто для них бывает важнее собственной. Такимлюдям трудно быть счастливыми. Они этого не умеют и боятся учиться.
Другиеформы непринятия — безразличие и отвержение приводят к более тяжелымпоследствиям — деструктивному отношению к себе и другим. Эта деструктивностьпроявляется в алкоголизме, наркомании, суицидах и немотивированнойагрессивности, жестокости и цинизме.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.