Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Наука в системе образования

Реферат выполнилст. гр. Мд-22 Попович И.И.
Ульяновскийгосударственный технический университет
Кафедра«Философия»
г. Ульяновск,2005
Введение
Посколькусовременный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовымидти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его образование должновоспитывать в нем способность, как к интеллектуальному творчеству, так и кинтеллектуально активному восприятию сделанного другими. По прямому смыслуслова, наука — это то, чему можно научить или научиться, т. е. передать (иполучить) знание и умение или же добыть это знание и умение самому. Образовательныйпроцесс—это процесс передачи и получения знания и умения, подкрепленный добычейоного. А добыча знания, создание нового знания и умения — это процессфундаментального исследования, причем безотносительно к тому — прикладного илиабстрактного. Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующаяатмосфера, атмосфера интеллектуального личного общения и не только в цепочкеученик—учитель, но и во взаимодействии учитель — учитель, ученик — ученик. Дляэтого нужен университет.
Развиваяинформационные технологии, мир, по крайней мере, мир обработки и передачизнания уходит от идеи кампус — центрированного университета. К сожалению, всебольшую притягательность приобретает идея виртуального университета. Но надопонять, что образование не может быть реальным в виртуальном мире виртуальныхреальностей.
А для чего женужно реальное образование? Для того чтобы соответствовать известной максимеВольтера, что “только человек образованный, человек просвещенный свободен”? Илипотом, что, по Бэкону, — “знание—сила”? Или, возвращаясь на землю, потому, чточеловеческому обществу нужна хорошо выполненная сложная работа, требующая, всвою очередь, хорошо образованных работников?
Хорошообразованные работники могут быть получены только с помощью системы настоящеговысшего образования. Давать высшее образование, — значит, готовить молодыхлюдей к будущей достаточно сложной работе. При этом работа, получаемая позавершении образования, должна удовлетворять как работодателя, так и работника.
Работа идетуспешно, и все стороны взаимодействия испытывают чувство удовлетворения, еслимолодые работники проявляют творческое отношение к делу и самоотдачу, если оничестолюбивы и притом демонстрируют командный дух. Эти качества очень важны. Имидолжен обладать любой человек. Но они не могут быть по заказу или приказувложены в молодого человека. Они должны быть развиты в процессе обучения,должно быть развито то доброе, что в зародышевой форме существует в каждомчеловеке. По существу это—вопрос не образования, а воспитания, вопросформирования целостной личности.
1. Наука.
Что такое наука?Какова роль науки в формировании картины мира? И какова её роль в современномобществе? Обсуждение всех этих философских вопросов сопровождало становление иразвитие современной науки, и было необходимой формой осознания особенностей,как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение кмиру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме.Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современнаяцивилизация. Рассмотрим пример, связанный с информационными технологиями. Насегодняшний день современное общество вступает в информационную стадиюразвития. Всем уже понятно, что информационную революцию уже не остановить.Наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты,компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всёбольше и больше. По-моему, таким образом, и возникает современная наука.
1.1. Изучение науки в древние времена.
На сегодняшнийдень нет точного, однозначного определения науки. В литературе насчитываетсяболее 150. Одно из этих определений выглядит следующим образом: наука – этоформа духовной деятельности людей, направленная на производство знаний оприроде, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижениеистины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в ихвзаимосвязи. Также широко распространено и другое определение: наука – это итворческая деятельность по получению нового знания и результат такойдеятельности: знаний, приведенных в целостную систему на основе определенныхпринципов и процесс их производства. Канке В.А. в своей книге «Философия.Исторический и систематический курс» дал следующее определение: наука —это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.  
Существуетмножество определений науки, потому как существует и множество восприятий её,многие люди понимали науку по-своему, считая, что именно их восприятие являетсяединственно верным определением. Следовательно, занятие наукой актуально нетолько в наше время, её истоки начинаются с довольно древних времён.Рассматривая науку в её историческом развитии, можно обнаружить, что по мереизменения типа культуры при переходе от одной общественно-экономической формациик другой, меняются стандарты изложения научного знания, способы виденияреальности в науке, стили мышления, которые формируются в контексте культуры ииспытывают воздействие самых различных социокультурных факторов в процессепорождения собственно научного знания. 
Предпосылки длявозникновения науки появляются еще в странах Древнего Востока: в Египте,Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты ипереработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляютсямыслители, специально занимающиеся наукой. Среди которых можно отдельновыделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и Кант. С точки зрения этихвеликих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая формаобщественного сознания.
Аристотель(384-322 до н.э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки, логики и рядаотраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережьеполуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подвергкритике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том, чтотот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их отчувственного мира, для которого характерно движение, изменение.
Усвоение грекаминаучных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне,Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки –математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементыгеометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей навостоке.
Древняя Грециямного уделяла времени и сил науке, научным исследованиям, не удивительно, чтопоявлялись всё новые и новые научные достижения. Астрономические,математические, физические и биологические понятия и догадки, сконструировалипервые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небеснойсферы, и многое другое), основываясь на наблюдениях, они первые предсказалиастрономические и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно добытыеими знания были для них не только основой практического действия и применения,но, прежде всего, элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем существематериалистическое.
Чтобы понять,найти объяснения многим философским вопросам, таким как познание природы, дляпользы всему человечеству, необходимо обратиться к науке, использовать длядостижения своей цели важные научные открытия.
1.2. Средневековая наука.
Основными науковедамив средние века принято было считать схоластов. Их интересовали не столько самипредметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предметах. Тем неменее, не следует уменьшать достижения схоластической учености – на такихдиспутах оттачивались теоретический фундамент науки, умение превращать факты впонятия, логически строго рассуждать исходя из немногих общих положений.
Все же однихлогических доводов было недостаточно, и в качестве основания для предпочтениябыл провозглашен опыт. «На средние века, — писал Ф. Энгельс, — смотрели как напростой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим варварством.Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течении средних веков:расширение культурной области Европы, образование там, в соседстве друг сдругом жизнеспособных великих наций, наконец, огромные технические успехи XIV иXV веков.
Альберт Великий,Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Вильям Оккам в качестве источника познанияобъявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное различие философскихконцепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему получения истинныхзнаний.
Линия познания,получившая у Роджера Бэкона название опытной, экспериментальной, идет от вещей,которые воздействуют на органы чувств. Причем это воздействие может бытьнезависимым от мышления или же подчинения эмпирического порядка.
1.3. Современная наука. Основныеконцепции.
Современнаянаука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познаниямира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир,природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, чтонаучное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что онобыло уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся.Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируетсяновое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сутисовпадающее с научным.
Современнаянаука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки,которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь еёоблик и характер её взаимосвязей с обществом.
Надо заметить,что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука какдеятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собойорганическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность — её основа,своеобразная «субстанция», знание — системообразующий фактор, асоциальный институт — способ объединения ученых и организации их совместнойдеятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.
Перваяконцепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается какособая форма общественного сознания и представляет собой некоторую системузнаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наукдолгое время было, чуть ли не единственным.
Логико-гносеологическаятрактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так иуровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те сторонынауки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когданаучное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида,а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена сдостаточной полнотой.
Эта концепция неможет в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Еслинауку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты.А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные,проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. Отисследователей ускользает её социальная природа, творцы,материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннегоисследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Всеэто привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилениюизучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.
Если мырассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются нетолько наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, еслиучитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-техническогопрогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и вовсех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученыевыдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей вбожество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строениичеловеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу осуществовании божества.
Важной сторонойпревращения науки в непосредственную производительную силу является создание иупрочнение постоянных каналов для практического использования научных знаний,появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования иразработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед запромышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собойзначительные последствия и для науки, и для практики.  
Однако приисторическом рассмотрении картина предстает в ином свете. Процесс превращениянауки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован ипроанализирован К. Марксом в середине 19-го столетия, когда синтез науки,техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой.  
В 50-60-е годыстали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход кнауке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько какзнание само по себе, а, прежде всего как особая сфера профессионально — специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства.Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.
Наука каксоциальный институт — это социальный способ организации совместной деятельностиученых, которые являются особой социально-профессиональной группой,определенным сообществом.
Институционализациянауки достигается посредством известных форм организации, конкретныхучреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.
Цель иназначение науки как социального института — производство и распространениенаучного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводствоученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.  
В периодстановления науки как социального института вызревали материальные предпосылки,создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывалсясоответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не былоизолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носилаодносторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники,становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научнымдисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наукамало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскомухозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, какправило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания наукиили хотя бы просто систематически учитывать их.
Сегодня, вусловиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливообнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы.Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когдаданные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программсоциального экономического развития. При составлении каждой такой программы,определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений иорганизаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных какносителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также,что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка иосуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных итехнических наук.  
1.4. Роль науки в современном обществе.
20 век сталвеком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах.Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологиименяли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производствастал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получилаавтоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переходк информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки итехники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования кработникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новыхтехнологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственноготруда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубокихнаучных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многихнасущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решатьпроблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражениево многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоениекосмоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породиливеру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвалинадежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д. 
И на сегодняшнийдень мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль вомногих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости наукиможет служить одним из основных показателей развития общества, а также это,несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного,образованного, современного развития государства.
Очень важныфункции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. Вкачестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно,бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин такихопасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсовпланеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один изфакторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходятсегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научнымданным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметровэкологических опасностей.
Возрастающаяроль науки в общественной жизни породила её особый статус в современнойкультуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественногосознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания иего соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством,обыденным сознанием и т. д.).
Эта проблема,будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большуюпрактическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимойпредпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Ононеобходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР,поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа егосоциальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменамидуховной и материальной культуры.
В качествеглавных же критериев выделения функций науки надо взять основные видыдеятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения ипотребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:
1)познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой — как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическоепостижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самыхразличных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, тоесть производство нового научного знания;
2)мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее- разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследованиерационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научногомиропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии иценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играетфилософия;
3)производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения впроизводство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др.Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственнуюпроизводительную силу общества, о науке как особом «цехе»производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как рази характеризует данную функцию науки;
4) культурная,образовательная функция заключается главным образом в том, что наука являетсяфеноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования.Ее достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весьучебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, натехнологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежитпедагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурнуюдеятельность и политику, систему образования и средств массовой информации,просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наукаявляется культурным феноменом, сама имеет соответствующую направленность,занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.
2. Система образования.
В процессефункционирования и развития общества довольно важную роль играет социальныйинститут образования. Поддержание достигнутого уровня культурного развития, егодальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследиемпрошлого. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачейкоторой как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры ипревращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентомпроцесса социализации индивидов выступает образование — обучение человека сцелью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.
Более подробнообразование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему,функцией которой является систематическое обучение и воспитание членовобщества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всегонаучным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения,содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строемобщества, уровнем его материально-технического развития.
2.1. Эволюциясистемы образования.
Для того чтобылучше понять роль и место социального института образования в современноминдустриальном обществе, специфику выполняемых им функций, следует краткорассмотреть эволюцию системы образования.
В примитивных,первобытных обществах образование являлось составной частьюсоциально-производственного процесса. В те далекие времена не существовало нишкол, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традицийучаствовали все члены общества. В жизни подрастающего поколения не существовалои особого периода подготовки к усвоению социальных ролей взрослых, ибо всенеобходимые знания, навыки и способности приобретались и развивались в ходенепосредственного приобщения детей к практическим делам племени[1]. Характерно, чтоприобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкамначиналось с 4—5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослымиучаствовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда,участвовали в приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиковзанимались мужчины, а девочек — женщины. Когда ребенок подрастал, онподвергался особой церемонии «инициации», продолжающейся несколькодней, в течение которых юноши и девушки должны были продемонстрировать иподтвердить свои способности и права взрослых членов общества, участвуя всостязаниях, танцах, обрядах и культовых действиях.
Вдоиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественногоразделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенстваначинается обособление института образования. Специальную подготовку и обучениес использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей.Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить школы в ДревнейГреции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей благородныхсословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основамюриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий осуществлялосьв процессе ученичества, когда подростка на определенный срок отдавали на учебув дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья,ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли,ремесла и др. Подавляющая часть населения — крестьянство — обучала своих детей,передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важнаяроль в воспитании детей принадлежала семье.
В эпохусредневековья начинает складываться более организованная система образования,когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведенийпо подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты — в Париже,Оксфорде и других городах. Несколько позже культурно-образовательные функцииуниверситетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции,предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики,математики, логики. Характерной особенностью системы формального образования вдоиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно ограниченномучислу лиц выходцам из богатых и престижных сословий. Подлинная революция всистеме образования происходит в обществе индустриального типа: образованиеперестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоевнаселения. Такая радикальная трансформация института образования была вызванапотребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуреи образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распространение получают средние испециальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем иполное среднее образование становится необходимым условием получения профессиив основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образованияприходится на период после Второй Мировой Войны, когда происходит техническоеперевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок вразвитии промышленности, науки и техники.  Быстро растет сеть высших учебныхзаведений — институтов, колледжей, университетов, осуществляющих подготовкуспециалистов высшей квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000ВУЗов, в которых обучались около 5 млн. чел, и ежегодно выпускалось около 800тысяч специалистов с высшим образованием. Наиболее впечатляющих масштабовдостигло развитие системы высшего образования в США, где общее количествостудентов достигает 12,5 млн. чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а 4,5млн. — в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное специальное образование.
Не толькомассовость и общедоступность характеризуют современную систему образования.Кроме того, она отличается рядом качественно новых свойств: если вдоиндустриальном обществе система образования была ориентирована, главнымобразом, на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знанийпредшествующих поколений, то в современном обществе институт образованиястановится важнейшим фактором культурного и социального изменения. Вторуюполовину XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательнойреволюции по той причине, что система образования становится ключевым факторомобщественного прогресса. Во всех промышленно развитых странах мира период60-80-х годов ознаменовался крупными реформами в системе образования, задачакоторых заключалась в повышении ее эффективности, упроченииматериально-технической базы на основе новых информационных технологий игуманизации образовательного процесса. Наиболее существенными особенностямисовременной системы образования являются следующие моменты: превращение ее вдифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование)систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать и обновлять полученные ранеезнания и навыки) (здесь важная роль отводится учреждениям, занятым повышениемквалификации и переподготовки кадров). Также громадное воздействие образованияоказывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основнымфактором ее социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученноечеловеком образование в значительной степени определяет возможности дальнейшейкарьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека всовременном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии,который зависит от полученного образования.
Подобно другимсоциальным институтам институт образования призван обеспечивать социальную стабильностьи интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двухтипов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества — социализации егочленов и подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенныхсоциальных позиций в обществе[2].
Функциюсоциализации выполняет в обществе также и институт семьи, но современная семьяне в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так какбольшинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического идлительного обучения. Именно эту двойственную задачу и призван решать институтобразования, организация которого характеризуется непрерывностью имногоступенчатостью, что позволяет осуществлять поэтапную социализацию иобучение молодежи. Вместе с тем круг задач, выполняемых институтом образованияв современном обществе, значительно шире, наиболее важные из них с точки зренияобщества — подготовка индивидов к размещению их по определенным социальнымпозициям в социальной структуре общества, что является одним из функциональныхважнейших требований любой социальной системы. Эта задача решается необщеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями — училищами,техникумами, институтами, университетами и др.
2.2. Функцииинститута образования в обществе.
Рассмотрим болееподробно функции, выполняемые в обществе институтом образования. Их достаточномного, и различные авторы акцентируют внимание на разных сторонах деятельностиинститута образования.
Наиболее важныеиз социальных функций института образования.
1) Трансляция ираспространение культуры в обществе — первая и наиболее существенная из них.Она заключается в том, что посредством института образования происходитпередача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самомшироком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральныеценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различнымпрофессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образованиеявлялось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также неследует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этническиеособенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную рольв поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальныхчерт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознанияи национальной психологии.
2) Формированиеу молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов,господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизниобщества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку,истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служитпредпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системыценностей, благодаря чему оно учится понимать других людей и самих себя,становятся сознательными гражданами страны.  Содержание осуществляемогосистемой образования процесса социализации и воспитания детей в значительноймере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали,религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитаниеявлялось составной частью школьного обучения. В современном индустриальномобществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которогонаходится система формального образования, поэтому религиозное образование ивоспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальныхнегосударственных учебных заведениях.
3) Социальнаяселекция — одна из важнейших функций института формального образования.Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможностьуже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход кобучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников истудентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и внашей стране, существуют специальные образовательные программы для творческиодаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а длямаксимального развития их задатков создаются благоприятные условия.
В современномобществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранггосударственной политики в области образования, так как бурное развитие науки итехнического прогресса во многих других областях требует постоянного притокаталантливой молодежи.
Процессселекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляетсясовременной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктураобразования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциациюмолодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии синдивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. Послеобязательного восьмилетнего образования значительная часть молодежи поступаетна учебу в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, ичасть ее выпускников поступают в ВУЗы. После окончания ВУЗа одни начинаюттрудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру,делают научную карьеру.
Ссоциологической точки зрения, чрезвычайно важны последствия осуществляемогоинститутом образования процесса селекции, так как его конечным результатом(когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебныхзаведениях) является размещение людей по различным позициям в социальнойструктуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство и обновлениесоциальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционированиепоследнего. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается втом, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии,занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило,открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение полестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования,главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшимканалом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получитьпрестижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью,собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человекав современном обществе.
4) Функциясоциального и культурного изменения является прерогативой современногоинститута образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязаннымиспособами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений иоткрытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуянаучному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад вобогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силутесных связей университетов с промышленностью происходит характерная длязападных стран интеграция науки, высшего образования и производства,результатом которой является ускорение научно-технического прогресса.Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскимицентрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования,экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленныхфирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствуетсовершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи иоткрытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качестваспециалистов.
Заключение
Поиск новых форморганизации научного знания — важнейший путь реформирования системыобразования. Сейчас складывается новый образ науки, чуждый нормативизму иунитаризму просветительской концепции.
Вместе с темизменяются и подходы к пониманию образованности. Наряду с традиционными,сегодня в педагогике складываются новые представления о человеке иобразованности, происходит смена антропологических оснований педагогики.Образованный человек — это не столько «человек знающий», даже сосформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни,ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслитьсвое место в жизни. Образование должно создавать условия для формированиясвободной личности, для понимания других людей, для формирования мышления,общения, наконец, практических действий и поступков человека.
Нужно, чтобыобразованный человек был готов к испытаниям, иначе как он может способствоватьпреодолению кризиса культуры.
В настоящеевремя образу «человека знающего» нередко противопоставляется«личность», говорят, что цель образования сформировать полноценнуютворческую личность. Действительно, человек знающий другими словами, специалист- только часть человека, но и личность — часть человека, хотя и существеннаячасть, есть и другие «части» — тело (телесное существо), психика(психическое существо), дух (духовное существо), социальный индивид (родовоесущество) и т.д.
Образованиедолжно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, ителесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности — и всех сторончеловека, о которых мы еще недостаточно знаем.
Список литературы
1. Карлов Н.В. Офундаментальном и прикладном в науке и образовании, или “Не возводи дом свой напеске”. “Вопросы философии”, 1995, №12.
2. Пуанкаре А. Онауке. М., 1983.
3. Скачков Ю.В.Полифункциональность науки. “Вопросы философии”, 1995 № 11.
4. ВернадскийВ.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988.
5. Зотов А.Ф.,Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев В.Г., Огурцов А.П.“Образование в конце XX века. Круглый стол”. “Вопросы философии”, 1992, №9.
6. Крылова Н.Б.Гуманитарные аспекты инженерного образования. “Вестник высшей школы” 1986, №8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.