Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Мотивация деятельности и поведения

Понятие деятельности и поведения
Деятельность—целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемоена основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворенияпотребностей человека.
Деятельность—сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие сторонывзаимодействия человечества с миром.
Деятельностьопределяется внутренними (психическими) и внешними условиями, осуществляется ввиде различных способов (систем приемов и операций), при помощи определенныхсредств.
Вонтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих видадеятельности: игра, учение, труд. Но это лишь самая общая классификация видовдеятельности. Из нее выпадает такая важнейшая форма жизнедеятельностичеловечества, как деятельность по включению человека в систему социальныхсвязей, формирование социально адаптированного поведения.
Поведениемназывается социально значимая система действий человека.
Отдельныеповеденческие действия называются поступком, если они соответствуютобщепринятым нормам поведения, и проступком, если не соответствуют этим нормам.Общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, совершаемое подконтролем воли и сознания человека, называется преступлением.
Однойиз основных предпосылок преступного поведения являются негативные качествачеловека: эгоизм, индивидуализм, пренебрежение правами и интересами другихграждан, стяжательство, карьеризм, мстительность, жестокость, стремлениевыделиться в референтной, привлекающей данного человека, группе. Эти качестване являются врожденными, а формируются в зависимости от условий психическогоразвития человека. Формирование человека —это формирование его потребностей испособов их удовлетворения.
Потребности, мотивационные состояния имотивы деятельности
Предпосылкойповедения человека, источником его деятельности является потребность.
Нуждаясьв определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита.
Условия,необходимые для жизни и развития человека, делятся на следующие группы: а)условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма(отсюда естественные или органические потребности); б) условия, необходимыедля жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческогорода (условия для общения, познания и труда); в) условия, необходимые дляжизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкойсистемы его индивидуализированных потребностей.
Потребность—необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности,оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности.
Потребностиопределяют направленность психики данного человека, повышенную возбудимость еек определенным сторонам действительности.
Потребностиподразделяются на естественные и культурные. Культурные потребностиподразделяются на материальные, материально-духовные (книги, предметы искусстваи др.) и духовные. Потребности человека социально обусловлены. В зависимости оттого, с каким кругом общественных требований связаны эти потребности,различаются разные их уровни.
Потребностичеловека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме.Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительнуюособенность личности —ее направленность. Но не смотря на значительноеразнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основнуюсхему личностных потребностей.
Всеуровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведенияодновременно взаимодействует со всеми уровнями —происходит так называемая“сквозная регуляция”, связанная с взаимодействием этих уровней. Депривацияодной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Такнапример, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет кповышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей всамореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведетк понижению когнитивных потребностей и т.д.
Иерархияличных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни“вызревают” лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Нобудучи сформированными высшие уровни потребности, особенно потребности всамореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую рольв системе потребностей. Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужениюинтересов личности, а в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.
Усоциализированной личности существует потребность в самооценке, в пониманиисамого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для егоадаптации к окружающей среде.
Иерархияпотребностей человека
Потребностьв самореализации
Когнитивныепотребности Потребность в признании, уважении
Потребностьв привязанностях
Потребностьв безопасности
Физиологическиепотребности
Длянормального социального функционирования необходимо включение человека вдеятельность, в которой он находил бы смысл своего существования. Отсюдавытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались быосновные способности человека. Отсутствие этой фундаментальной человеческойпотребности —основной показатель социальной деформации личности.
Органическиепотребности человека возникают без специального их формирования, тогда как всесоциальные потребности возникают лишь в процессе специального их формирования,воспитания.
Потребностилюдей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, отусловий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной социальнойгруппе.
Потребностизакрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначалаисчезает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности впроцессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.
Возникающиев результате деятельности все новые и новые потребности являются основнымстимулом как развития отдельной личности, так и исторического прогрессаобщества в целом.
Потребностьстановится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ееудовлетоврения имеются или могут быть созданы необходимые средства и условия(предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чемразнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее онизакрепляются.
Потребность,с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой образование доминанты,устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которыесвязаны с регулированием необходимых поведенческих актов.
Возникающаяпотребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров,побуждающее организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются всенеобходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий ина основе этого формируется целенаправленное действие.
Итак,актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическоесостояние —мотивацию.
Мотивация— обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур(функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
Отмотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иныхсенсорных возбуждении, их усиление или ослабление. Эффективность внешнегостимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационногосостояния организма (сытый организм не реагирует на самую привлекательнуюпищу). Внешние раздражители становятся стимулами, то есть сигналами к действиюлишь при соответствующем мотивационном состоянии организма.
Такимобразом, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуютсятем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы дляудовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом.Эти схемы —программы поведения — могут быть или врожденными, инстинктивными,или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементовопыта.
Осуществлениедеятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных иитоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворениепотребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию,“утверждает” данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий).Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усилениемотивационного напряжения и вместе с этим —поисковой деятельности. Такимобразом, мотивация —индивидуализированный механизм соотнесения внешних ивнутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
Вживотном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешнейобстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голодвызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации.
Вчеловеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализироватьразличные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человекруководствуется только органической потребностью самосохранения, у другогодоминирует потребность выполнения гражданского долга, потребность оказанияпомощи другим людям, у третьего —проявить удаль в схватке, отличиться и т.д.
Всеформы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями кразличным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенноотличаются от мотивационных состояний животных тем, что они регулируются второйсигнальной системой —словом. К мотивационным состояниям человека относятсяустановки, интересы, желания, стремления и влечения.
Видымотивационных состояний: установки,
интересы,желания, стремления, влечения
Установка—это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуацииопределенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает наоснове прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческихактов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которойоно совершается.
Различаютследующие виды установок:
1)Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность кисти руки коперированию большими или малыми предметами).
2)Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигналаиз общего шумового фона).
3)Социально-перцептивная установка —стереотипы восприятия социально значимыхобъектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признаккриминализованной личности).
4)Когнитивная —познавательная установка (предубеждение следователя в отношениивиновности допрашиваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительныхдоказательств, оправдательные же доказательства отступают на второй план).
5)Мнемическая установка —установка на запоминание значимого материала.
Нов большинстве случаев человек осознает необходимые в данных условиях действия,предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает цель этих действий.Объективные условия поведения осознаются в системе понятий.
Мотивационноесостояние человека является психическим отражением условий, необходимых дляжизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражениенеобходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений ивлечений.
Интерес(от лат. ” —имеет значение) —избирательное отношение к предметам и явлениям врезультате понимания их значения и эмоционального переживания значимыхситуаций.
Интересыопределяются доминирующей направленностью личности. Интересы личностиобусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе. Интересычеловека определяются системой его потребностей, но связь интересов спотребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.
Интерес,как и все психические состояния, существенно влияет на протекание психическихпроцессов, активизирует их. В соответствии с потребностями интересыподразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте(ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например,проявленный следователем интерес к какому-либо вещественному доказательствуявляется интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является раскрытиевсего преступления в целом). Интересы могут быть положительными иотрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и самиформируются в ней.
Широтаи глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость кругаинтересов, их обусловленность только материальными потребностями, отсутствиеполноценных устойчивых интересов нередко лежат в основе преступного поведения.Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данногочеловека.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта azps.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.