Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Материнство: сравнительно-психологический подход

Филиппова Г.Г.
1. Проблема материнства
Материнствоизучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии,биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интереск комплексному исследованию материнства [34, 38, 40]. Важность материнскогоповедения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития,множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромноеколичество современных исследований в этой области позволяют говорить оматеринстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостногонаучного подхода для его исследования.
Впсихологической литературе (преимущественно, зарубежной) много вниманияуделяется биологическим основам материнства, а также условиям и фактораминдивидуального развития его у человека [33, 34, 37, 39, 40 и др.]. Вотечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанныхс феноменологией [2, 4, 5, 6, 7, 17, 20, 24, 26], психофизиологией [3, 9, 17],психологией материнства [2, 3, 5, 10, 17, 18, 23, 25], психоптерапевтическими[6, 7, 10, 17, 18, 20, 29] и психолого-педагогическими [2, 4, 10, 17, 29]аспектами беременности и ранних этапов материнства, дивиантным материнством [2,3, 4, 5, 6, 7, 11, 17, 18, 20, 26]. В книге “PsicholodicalAspects of a Firstst Pregnancy and Early Postnatal Adaptation” под ред. P.M.Shereshevsky и L.J.Yarrow [40] выделено более 700факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины кбеременности и раннему периоду материнства, включающие историю жизни женщины, еесемейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностямиразвития ребенка. Однако, сами исследователи считают, что полученные результатыотражают скорее общие индивидуальные особенности женщины, а не спецификуматеринской сферы и ее формирования. То же самое касается исследований,посвященных изучению психофизиологических основ материнства [3, 9, 38],психического здоровья матери и ребенка [2, 11, 20], социального статуса женщиныи особенностей ее семьи [4, 6, 7, 34, 38]. Такое положение, по мнениюP.M.Shereshevsky и L.J.Yarrow, а также многих других авторов [34, 36, 38, 41],связано с тем, что для изучения материнства как целостного явления еще нетадекватного концептуального подхода.
Вотмеченных исследованиях как наиболее значимые онтогенетические факторыразвития материнской сферы выделяются: опыт взаимодействия с собственнойматерью, особенности семейной модели материнства и возможность взаимодействия смладенцами и появление интереса к ним в детстве. Однако, нет подробного анализастадий индивидуального развития материнства, содержания и механизмов этогоразвития. А это, в свою очередь, не позволяет дифференцированно отнестись кдиагностике индивидуальных особенностей материнской сферы, причинам имеющихсянарушений, проектированию способов их коррекции и профилактики. Последнееособенно важно в современных условиях с точки зрения предупреждения нарушенийотношения матери к ребенку, которое в крайних формах выражается впсихологическом и физическом отказе от ребенка [4, 5, 6, 7, 18]. Дивиантноематеринство в настоящее время является одной из наиболее острых областейисследования в психологии как в практическом, так и в теоретическом аспекте.Сюда включаются проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися отсвоих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие,но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинамиснижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальномпсихическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах [2, 11, 16,20, 23, 26, 30]. В этом отношении большое значение имеет целостноепредставление о материнстве, его структуре, содержании и онтогенетическомразвитии.
Цельюнастоящего исследования является разработка концептуальной модели материнствакак самостоятельной сферы, описание ее структуры, содержания, биологических исоциокультурных основ, онтогенетического развития. Это требует комплексногосравнительно-психологического подхода, методологической основой которогоявляется эволюционо-системный подход [1, 13, 19, 28]. В данной статье даетсякраткая характеристика материнской сферы и описание онтогенетических этапов ееразвития.
2. Материнство: теоретический подход
Вэтологии для структурирования поведения индивида используется функциональныйподход [21, 27, 35]. Выделяются функциональные сферы поведения, представляющиесобой совокупность всех форм активности, направленные на реализациюопределенной функции: обеспечения условий существования, питания, размножения.В основе функциональных сфер лежит одна или несколько потребностей,удовлетворяя которые, субъект реализует соответствующую функцию вжизнедеятельности. Для анализа материнства такой подход представляется весьмаполезным.
Сэволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы поведения(как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, котороеприобретает особое значение у млекопитающих. Исключительность материнскогоповедения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнствов самостоятельную материнскую сферу — как предмет научного исследования. Ееэволюционное назначение состоит в обеспечении матерью адекватной заботы опотомстве. Заботу о потомстве можно рассматривать как родительские (в данномслучае — материнские) функции. У животных содержание этих функций имеетвидотипичные особенности, а у человека, помимо специфически человеческих,добаляются конкретно-культурные, обеспечивающие воспитание ребенка как членасвоей, конретной культуры. В поведении матери ее материнские функции выражаютсяв эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу за ним иобщению с ним. Все эти функции матери обусловлены структурой и содержанием еесобственной материнской сферы.
Сточки зрения современных представлений о развитии психики формирование сложныхформ поведения в онтогенезе происходит на основе сензитивных периодов, которыеимеют различные психофизиологические механизмы, свойственные разнымфилогенетическим уровням. На высших эволюционных стадиях одним из важнейшихфакторов успешного развития является наличие эволюционно-ожидаемых условий[19]. Случай, когда эволюционно-ожидаемые условия предоставляются другойособью, можно рассматривать как ситуацию эволюционного замыкания: два индивидаявляются членами одной системы, поведение обоих развивается каккомплементарное, в процессе чего возникают адекватные эволюционно ожидаемыеусловия для членов системы. Близкий по содержанию подход к развитиюматеринско-детского взаимодействия в раннем онтогенезе ребенка принят в теориисоциального научения [33, 34, 38]. Особенностью эволюционного замыканияявляется ситуативное совпадение поведения обоих субъектов, которые при этомостаются самостоятельными. У каждого из них свои собственные потребности иистория развития, влияющая на успешность создания им самим эволюционноожидаемых условий для партнера. Представляет интерес возникновение и развитиетех особенностей матери, которые формируют “стартовый уровень” содержания еематеринской сферы и влияют на динамику развития ее материнского поведения вовзаимодействии с ребенком (т. е. на те особенности, которые создают эволюционноожидаемые условия для ребенка, и могут быть в общем виде рассмотрены какматеринские функции).
Насубъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских функцийдостигается за счет наличия у нее соответствующих потребностей. Базовойпотребностью для материнской сферы является потребность в контакте с объектом,носителем специфических этологических стимулов — гештальта младенчества. Этапотребность, разумеется, не единственная, но может рассматриваться каксистемообразующая для материнской сферы. Понятие младенческих ключевых стимуловиспользуется в этологии [21, 35]. В этих стимулах выделяется две группыкачеств: физические и поведенческие, которые в общем составляют гештальтмладенчества [32]. Исследования автора позволили выделить в гештальтемладенчества три компонента (три группы качеств): физические (внешний вид,запах, звуки и т.п.), поведенческие (инфантильный стиль движений) иинфантильную результативность (которая имеет три уровня: результатыжизнедеятельности, результаты двигательной активности, продукты деятельности).Все три компонента гештальта младенчества, в том числе и уровни третьегокомпонента, имеют возрастную динамику, и требуют различной реакции и различныхресурсных затрат матери.
Феноменологияи онтогенез материнской сферы изучались автором на материале взаимодействияматери с детенышем и онтогенетического развития высших млекопитающих, в томчисле человекообразных обезьян (в общей сложности в течение 20 лет, из них 10лет при работе с антропоидами в Московском Зоопарке), и при работе сбеременными, матерями с младенцами и детьми раннего и дошкольного возрастов(научно-исследовательская работа и консультационная практика). Использованыматериалы наблюдений за взаимодействием матерей и младенцев, данныепсихологического консультирования матерей с детьми раннего и дошкольноговозрастов, беременных и рожениц (всего более 200 человек). При работеиспользовались методы наблюдения, феноменологического описания поведения,полуструктурированного интервью, анкетирование, проективные методики и другиеметоды психодиагностики, анализ материалов консультационной работы. Этиисследования позволили выделить шесть этапов развития материнской сферы вонтогенезе [23, 24, 25, 26].
3. Онтогенез материнской сферы
Этапвзаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе. У антропоидов ичеловека этот этап включает пренатальный период и продолжается на всехонтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (илиее дублерами — носителями материнских функций). У человека — это практическився жизнь субъекта. Наиболее важным является возрастной период до трех лет. Наэтом этапе происходит освоение эмоционального значения ситуацииматеринско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакциина некоторые ключевые стимулы первого компонента гештальта младенчества инекоторые элементы операционального состава материнской сферы (baby tаlk,мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии собъектом, носителем гештальта младенчества).
Игровойэтап и взаимодействие со сверстниками. На этом этапе на дочеловеческой стадииразвития формируются и развиваются неспецифические для материнской сферы мотивационныеосновы (в сфере общения, социально-комфортной, мотивационное обеспечениецеле-действенного звена структуры деятельности, отработка в игровойдеятельности объекта цели — как объекта охраны и т.п.). Специфическим отличиемэтого этапа у человека является формирование и развитие в процессесюжетно-ролевой игры с куклами, в дочки-матери, в семью основных компонентовматеринской сферы.
Этапняньчания. На этом этапе происходит формирование и развитие значения детеныша(ребенка) как объекта деятельности и потребности в его охране и заботе о нем, атакже закладываются основы третьей потребности — “потребности в материнстве”,как потребности иметь для себя специфические переживания, получаемые в процессеудовлетворения первых двух потребностей. Эта потребность требует рефлексиисвоих субъективных состояний и соотнесения с условиями и способами ихполучения. В полноценном виде она представлена только у человека. Однако,некоторые элементы, в форме антиципации своих состояний в условияхопределенного контекста деятельности, появляются уже у высших млекопитающих.Этап няньчания имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до началаполового созревания), он включает опыт собственного взаимодействия с объектом,носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых сребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом квзрослым, выполняющим материнские функции. Это оказывает влияние наформирование всех компонентов материнской сферы и делает данный этап одним из ведущих(наравне с первым) в ее развитии как на предчеловеческой, так и на человеческойстадиях развития.
Этапдифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае — материнской) сферы поведения. В субъективном опыте существует взаимное“перекрытие” некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых,тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской сферповедения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединениекомпонентов гештальта младенчества на ребенке — как объекте деятельности — доначала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значениеситуации взаимодействия с ребенком после родов. Присутствие объектадеятельности материнской сферы в этом случае становится медиатором,обеспечивающим возникновение ситуативных эмоций, включающихся в опредмечиваниепостнатальной стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт кожа-кожа,субъективные состояния матери при акте сосания и т.п.). Этот этап онтогенезаимеет существенные видовые различия на предчеловеческой стадии развития исамостоятельную специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связиполовой и материнской сфер и конкретно-культурными моделями полового иматеринского поведения.
Этапконкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальномвзаимодействии с ребенком.
Этотэтап включает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды,послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода кследующему, 6-ому этапу развития материнской сферы, основанный на динамикетретьего компонента гештальта младенчества.
Присравнительном изучении переживания беременности у “благополучных” беременных иженщин, отказавшихся от ребенка, показано, что отсутствие или сильное снижениевыраженности симптоматики беременности характерно для отказниц [4, 5, 18].Слишком сильная выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательнымиэмоциональными переживаниями, также характерна для неблагополучного отношения кбеременности и материнству [ 5, 9, 10, 34, 36, 40]. При анализе отношения кбеременности обращается внимание на переживание женщиной шевеления ребенка [5,18, 29, 36, 38, 42]. Эти исследования, а также данные о разной интенсивностипереживаний беременной шевеления ребенка и интерпретации своих физических иэмоциональных состояний в разных культурах [14, 18, 34, 38] дают возможностьпредположить, что стиль переживания женщиной соматического компонентабеременности и шевеления ребенка могут иметь прогностическую ценность длявыявления отклонений от адекватной модели материнства.
Дляописания переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеленияребенка и использования этих данных в диагностических и прогностических целяхцелесообразно отделить эти показатели от имеющихся определений ( состояние [5],отношение к беременности [4, 18, 36], принятие [29, 42], адаптация кбеременности [40] и т.п.), так как полноценное выделение типов отношения кбеременности требует комплексного исследования. Для целей данной работынаиболее адекватным представляется определение “стиль переживаниябеременности”. В него включается физическое и эмоциональное переживание моментаидентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамикапереживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фоннастроения в эти периоды, переживание первого шевеления и шевелений в течениевсей второй половины беременности, содержание активности женщины в третийтриместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Полученныеданные позволили описать шесть вариантов стилей переживания беременности.
Адекватный.Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; животнормальных по сроку размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности,интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общееснижение настроения без депрессивных эпизодов, появление раздражительности, вовтором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместреповышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьемтриместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевелениеребенка ощущается в 16-20 недель, сопровождается положительными эмоциями,приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четкоотдеференцированы от других ощущений, не сопровождаются отрицательнымисоматическими и эмоциональными переживаниями, дифференцированноинтерпретируются особенности двигательной активности ребенка.
Тревожный.Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которыепериодически возобновляются; живот слишком больших или маленьких по срокуразмеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния;эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное,во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные илитревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьемтриместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период;первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или,напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается стревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления частосвязаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя,характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.Характер шевеления интерпретируется с точки зрения возможных нарушений вразвитии ребенка.
Эйфорический.Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечаетсянекритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нетдифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концубеременности появляются осложнения. Проективные методы показываютнеблагополучие в ожиданиях послеродового периода.
Игнорирующий.Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады илинеприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо невыражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамикиэмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечаетсяповышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевелениеотмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологическихпереживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическоенеудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена насодержания, не связанные с ребенком.
Амбивалетнный.Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резкопротивоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления,характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательныхэмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности,родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучномупереживанию беременности.
Отвергающий.Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; всясимптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена;переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашенонеприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством,брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных илиаффективных состояний.
Послеродов, в раннем постнатальном периоде, особенно важной является роль матери вразвитии регулирующих функций как положительных, так и отрицательных эмоцийребенка. Функции матери в этом периоде состоят в сложном и дифференцированномреагировании на эмоциональные состояния ребенка, гибко изменяющемся по ходувзаимодействия.
Наблюдениеза взаимодействием матери с младенцем, исследование совместной деятельностиматери с ребенком раннего и дошкольного возрастов и другие данные, полученные входе экспериментальной и практической работы позволили выделить три компонентаэмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком: 1)эмоциональная реакция матери на выражение ребенком отрицательных эмоций,отражающих его дискомфортное состояние; 2) эмоциональное поведение матери приустранении отрицательного эмоционального состояния ребенка; 3) реакция материна выражение положительных эмоций ребенком. Это отражает динамикуэмоционального поведения матери в процессе удовлетворения потребностей ребенка.Именно этот процесс (и, главным образом, роль в нем эмоций матери)рассматривается как “субстрат” развития базовых личностных образований уребенка в основных теоретических подходах (Э.Эриксон [31], Д.Винникотт [8, 34,38], теории социального научения [33, 34, 38], психоанализ [34, 38] — взарубежной психологии; М.И.Лисиной и ее последователями [15], в исследованияхразных форм нарушения материнско-детского взаимодействия [2, 11, 16, 20, 30 идр.] — в отечественной психологии).
Каждыйиз описанных выше компонентов эмоционального сопровождения матерью процессавзаимодействия с ребенком может быть выражен по-разному. Описаны четыреосновных типа реагирования матери:
Адекватнаяреакция матери: на отрицательную эмоцию ребенка возникает чувство тревоги ижалости, которое быстро переходит в фазу “делового сосредоточения иуверенности”; положительные эмоции матери по интенсивности адекватны контекстувзаимодействия; в процессе устранения отрицательных состояний ребенка матьвосстанавливает с ним контакт, использует успокаивающие, ободряющие и обещающиеинтонации и высказывания, демонстрирует стимулы, “продвигающие” к моментуудовлетворения потребности ребенка.
Усилениеэмоций ребенка (как отрицательных, так и положительных). При отрицательныхэмоциях ребенка у матери возникает чувство тревоги, страха, растерянности,паники. Усиление положительных эмоций ребенка носит характер эйфорическогопереживания, неадекватного контексту взаимодействия. При удовлетворениипотребностей ребенка мать синтонирует его состояние.
Игнорированиеэмоций ребенка. Выражается в поведении по типу “формального общения”, можетсопровождать как отрицательные, так и положительные эмоциональные реакцииребенка и процесс взаимодействия.
Осуждениеэмоций ребенка. Выражается в соответствующих эмоциях матери от осуждения доагрессии, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоцииребенка и процесс взаимодействия.
Описанныетипы эмоционального реагирования матери могут сочетаться в разных соотношениях,давая в результате индивидуальный стиль эмоционального сопровождения, присущийматери. Генезис этого стиля зависит от истории развития материнской сферыженщины, причем одной из основных составляющих этого развития является реакцияматери на компоненты гештальта младенчества. Возрастные изменения гештальтамладенчества обеспечивают динамику развития материнского стиля эмоциональногосопровождения. Эта динамика также может быть разной, что зависит как от историиразвития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий актуальногоматеринства, в том числе и от особенностей ребенка. Выделено три основных типадинамики эмоционального сопровождения матери: 1) развивающий; 2) “следования загештальтом младенчества”; 3) неадекватный.
Описанныестили эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком итипы его модификации позволяют оценить особенности эмоционального отношенияматери к ребенку, вычленить его функциональные компоненты и дифференцированноотнестись к формам и способам психологического вмешательства.
Стильпереживания шевеления ребенка во время беременности сочетается с типомматеринского отношения и уровнем эмоционального благополучия ребенка,выделенными при исследовании материнско-детских отношений в дошкольном возрасте[16, 30], а также со стилем эмоционального сопровождения матерью процессавзаимодействия с ребенком. Т. о. переживание женщиной шевеления ребенкахарактеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическимпоказателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства ипроектирования индивидуально-ориентированнного психологического вмешательства.6. Завершающий этап развития материнской сферы.
Последний,шестой этап развития материнской сферы в онтогенезе характеризуетсяобразованием у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностногопринятия и личностного интереса к внутреннему субъективному миру ребенка и кего развитию и изменению. Это происходит на основе динамики эмоциональногореагирования матери на онтогенетическое изменение третьего компонента гештальтамладенчества. В результате образуется устойчивая детско-родительская связьпосле выхода ребенка из возраста с характеристиками гештальта младенчества ипроисходит пролонгация потребности в заботе и модификация содержания потребностив материнстве у матери. Этот этап полноценно представлен у человека, но имеетнекоторую преддиспозицию у приматов, особенно у высших: существованиепожизненных эмоциональных связей и внутрисемейных самковых линий,обеспечивающих взаимопомощь и удовлетворение потребности в эмоциональномконтакте, что в литературе рассматривается как гоминоидная стратегия [12, 22,39].
4. Содержание материнской сферы
Наоснове приведенных данных можно выделить в содержании материнской сферы триблока: Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте сребенком как объектом — носителем гештальта младенчества, потребность в егоохране и заботе о нем и потребность в материнстве. Развитиепотребностно-эмоционального блока происходит поэтапно и включает образованиеэмоциональной реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объектадеятельности — ребенка как носителя гештальта младенчества, динамику отношенияк онтогенетическим изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитиепотребности в охране и заботе, приобретение ею статуса функциональнойпотребности, а также возникновение потребности в материнстве на основерефлексии своих переживаний. Операциональный блок. Состоит из двух частей:операции по уходу и охране и операциональный состав общения с ребенком.Последние являются самостоятельным предметом исследования в теории социальногонаучения. Особенностью этих операций, помимо их инструментальной стороны,является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфическиестилевые характеристики, соответствующие свойствам ребенка как объектадеятельности: осторожность, мягкость, бережность и т.п., специфику вокализациии мимики. Ценностно-смысловой блок. Включает отношение к ребенку каксамостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений вобществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства каксостояния “быть матерью”. Последнее также включает в себя соответствующуювнешнюю модель. Ценность материнства, в свою очередь, связана с рефлексиейсвоих переживаний при осуществлении материнских функций и участвует вформировании потребности в материнстве.
Однойиз основных особенностей материнской сферы у человека является не фиксированноеэволюционно, прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового блока,потребностей и способов их удовлетворения. В этом отношении можно говорить оконкретно-культурной модели материнства — как содержании составляющих всехблоков материнской сферы женщины — которая ориентирована на развитие соответствующегоконкретно-культурного варианта личности ребенка. Воспитание необходимого длякаждой культуры типа индивидуальной материнской сферы в свою очередь обеспеченоразличными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции, системасемейного и общественного воспитания и т.п.) и может быть описано как“онтогенетический путь к модели”. Этот путь обеспечивает наличие материнскихфункций и их соответствие конкретной культурной модели. Ситуация в современномЕвро-Американском обществе может быть охарактеризована как “потеря пути кмодели” материнской сферы (разрушение межпоколенных связей, потеря традиций ит.п.), сочетающаяся с расширением и неоднозначностью содержания самой моделиличности взрослого субъекта. В настоящее время наблюдается тенденция поисканового «пути к модели» материнской сферы, основанная на осознании какпотребностей самой матери, так и особенностей психического развития ребенка.Это выражается в повышении запроса родителей на квалифицированнуюпсихолого-педагогическую помощь в освоении своих родительских, и, в частности,материнских, функций. Подобная помощь в нашей стране только начинает своеразвитие.
Список литературы
АнцыфероваЛ.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категоря развития в психологии// Категорииматериалистической диалектики в психологии. М.,1988, с.9-36
БаженоваО.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов,условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993,№ 4
БатуевА.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства. // Психология сегодня.Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с.69 — 70
БрутманВ.И. и др. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. М., 1994
БрутманВ.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью.// Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 150-151
БрутманВ.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностныехарактеристики женщин, бросающих своих детей. // Психология сегодня. ЕжегодникРос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 151-152
БрутманВ.И., Ениколопов С.Н., Миледина Л.В. Материнская агрессия, отказ от ребенка ирепродукция циклов семейного насилия. // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 153 — 154
ВинникоттД.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998
ВолковВ.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В. Индивидуально-психологические особенностибеременных с угрозой выкидыша. // Акт.вопр.трансфуз.и клин.мед.:матер.научн-практ.конф. Киров.НИИ гематол.и перелив.крови по итогам работы в1994г., Киров., 1995, с.74-75
КоваленкоН.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины впериод беременности и родов. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998
КолосковаМ.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболеванияшизофренией. Дисс. канд.пс.н., МГУ, 1989
Лавик-ГудоллДж.ван В тени человека. М.,1974
ЛомовБ.Ф. Системность в психологии. М.,1996
МидМ. Культура и мир детства. М., Наука, 1989
Мозги поведение младенца. М., Ин-т Психологии РАН, 1993
ПерегудаВ.И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольноговозраста. Дисс. канд. психол. наук. М., 1994
Перинатальнаяпсихология в родовспоможении. Сб. материалов конференции. СПб., 1997
РадионоваМ.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка.Дисс.канд.пихол.н., М., 1997
СергиенкоЕ.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дисс.докт.пс.н., М., 1997
СкоблоГ.В., Дубовик О.Ю. Система “мать-дитя” в раннем возрасте как объектпсихопрофилактики.// Социальная и клиническая психиатрия, 1992, №2, с. 75-78.
ТинбергенН. Поведение животных. М.,1985
ТихН.А. Предистория общества. М., 1970
ФилипповаГ.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства.// Пролемы изучения иразвития личности дошкольника, Пермь, 1995, с.31-36.
ФилипповаГ.Г. Дифференциация мотивационных основ материнского и полового поведения вподростковом возрасте //Материалы межд.научно-практ. конф.памятиК.С.Лебединской. М., 1995, с.112-114
ФилипповаГ.Г.Развитие материнского поведения в онтогенезе. // Психологиясегодня.Ежегодник Рос.психол.об-ва, т.2, вып.3, М.,1996, с.133
ФилипповаГ.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитиерепродуктивного поведения.// Социальная дезадаптация: нарушения поведения удетей и подростков. Мат.Росс.н-практ.конф., 26-28 нояб. 1996
ХайндР. Поведение животных. М., 1975
ШвырковВ.Б. Введение в объективную психологию. М., 1995
ШмуракЮ.И. Пренатальная общность.// Человек, 1993, № 6, с.24-37
Эмоциональноеразвитие дошкольника. /Кошелева А.Д. М., 1985
ЭриксонЭ. Детство и общество. СПб., 1996
Csermely D., Mainardi D. Infant signals //Behav.Hum.Infants.Proc.1stworkshop. Int.Sch.Euthol.Behav.Hum.Inf. Erise, 22-27 Aug. 1981,N.Y.,L.,1883,p.1-19
The Development of attachment and affiliative systems. Ed. byR.N.Emde at all, N.Y.,L.,1982
The Different Faces of Motherhood. B.Berns, F.Hay edds. N.J.,L.,1988
Lorenz K. Evolution and modification of behaviour. Chicago, 1965
Louis G.Ph.D., Margolis E. The mohterhood report: how women feelabout being mothers. N.J.,1987
Nicolson N.A. add. Maternal behaviour in human and nonhuman primates// Unerstanding behaviour: what primates studies tell us about human behaviour.N.Y.1991
Phoenix A., Woollett A., Lloyd E. edds. Motherhood: meanings,prectices and ideologies. Gender and psychology. L.,1991.
Pryse C.R., Martin R.D., Skuse D. edds. Motherhood in human andnonhuman primates: biological determinants. Swid.,Basel,1995
Psychological aspects of a first pregnancy and early postnataladoptation. P.M.Shereshefsky and L.J.Yarrow adds. N.J., 1973
Verny T. edds.Pre- and Perinatal Psychology: an Introduction. N.J.,1987
Списокработ автора по данной тематике
Особенностиразвития изолированно выращенного детеныша орангутана при объединении его сгруппой других детенышей. //Механизмы поведения. Мат.III Всес конф. поповедению животных. т.1, М.,1983,c.239
Образмира и мотивационные основы материнства.// Пролемы изучения и развития личностидошкольника, Пермь, 1995, с.31-36
Дифференциациямотивационных основ материнского и полового поведения в подростковом возрасте//Материалы межд.научно-практ конф.памяти К.С.Лебединской. М., 1995, с.112-114
Эволюцияструктуры материнского поведения //Психология сегодня. ЕжегодникРос.психол.об-ва, т.2, вып.3, М., 1996, с.126-127
Развитиематеринского поведения в онтогенезе. // Психология сегодня.ЕжегодникРос.психол.об-ва, т.2, вып.3, М.,1996, с.133
Психологическиеособенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивногоповедения.// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков.Мат.Росс.н-практ.конф., 26-28 нояб. 1996, с. 134-136
Комплексоживления: сравнительно-психологический анализ//Вопросы психологии, 1998, № 6(в печати)
Психологияматеринства и ранний онтогенез. Учебное пособие. М., МГПУ, 1998 (в печати).
Материнскаяпотребностно-мотивационная сфера: струкутура и содержание. Материалы конф. поперинатальной психологии, СПб, 26-27 мая 1998 (в печати)
Отношениебеременной к шевелению ребенка: прогностические возможности. Тезисы к III Всер.конф. по психотерапии, Москва, 21-27 июля 1998 (в печати)
Эмоциональноесопровождение матерью процесса взаимодействия с ребенком. Тезисы к IIIВсер.конф. по психотерапии, Москва, 21-27 июля 1998 (в печати)
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.childpsy.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.