Антон Ясыр
Сильнаяличность осознает мотивы, которые ей движут, придерживается их твердо итерпеливо добивается их осуществления, в то время как слабая личность не можетпринять решения, исходя из своих побуждений, своих решений она непридерживается и поэтому неспособна следовать по намеченному пути.
ИнаятХан Хидаят, индийский мистик и музыкант
Вселюди обладают внутренним потенциалом – определенным набором способностей, навыкови умений, задатков, позволяющих им достигать собственных целей, являющихсяосновой жизни каждого человека. Данные способности не часто даются человеку отрождения, многие из них человек обязан развивать в себе, а некоторые навыкитребуют постоянного развития на протяжении всей жизни человека. На основанииличностных качеств человек формирует свое поведение во всех сферах жизни: приобщении с людьми, при выполнении важных заданий и даже во время отдыха.Поведение человека, в свою очередь, приводит его к определенному результату.Таким образом, можно утверждать, что личность человека является точнымотображением его внутреннего потенциала.
Изначальнокаждый человек обладает определенным набором качеств, позволяющих называть его“личностью”. Именно эти качества выгодно отличают нас от других людей, становясьнашей “визитной карточкой”. Для того чтобы более четко представлять, что являетсяличностным ростом, вернитесь на мгновение в прошлое и вспомните себя зашкольной партой. Вспомните, как Иванов (Петров, Сидоров), сидящий за первойпартой постоянно тянул руку, просясь выйти к доске для решения сложной задачи, котороебыло очевидно из всего класса только ему одному. А как учителя восхищались егоуникальными способностями и тягой к знаниям…. Да, учеба в школе был егозвездный час – он обладал необходимыми знаниями, которые старался применить вовремя урока, за что Иванова (Петрова, Сидорова) постоянно хвалили, чем давалидополнительную мотивацию к новым свершениям. Безусловно, ни у кого не моглобыть сомнений – эта школа выпустит в жизнь еще одного гения, настоящуюгордость.
Поистечению нескольких лет вы, один из ведущих сотрудников успешно развивающейсяфинансовой организации, совершенно случайно встречаете одного из вашиходноклассников, неопрятно одетого и крайне недовольного жизнью. Вы вступаете вдиалог, в процессе которого выясняется, что ваш одноклассник вот уже второй годне может найти работу, и продолжает жить с родителями. На ваш вопрос: “Нопочему так?” ваш одноклассник обреченно отвечает: “Да вот так, как-то несложилось”. На первый взгляд ничего удивительного, учитывая, что уровеньбезработицы в некоторых странах бывшего СНГ достигает 20%. Поразительно то, чтовашим собеседником является не кто иной, как вышеупомянутый Иванов (Петров, Сидоров)!
Нокак же получилось, что человек, опережающий по уровню интеллекта весь класс, осталсяза чертой игры под названием “Жизнь”? Дело в том, что он не сделал ничего дляобеспечения своего личностного роста. Да, он обладал определенными знаниями ичитал множество литературы с целью пополнения информацией. Но… Многие людиотносят понятия “личностный рост” и “интеллектуальное развитие, совершенствованиезнаний” к синонимам. Однако на самом деле второе является одной из составляющихпервого. Для того, чтобы знания и навыки обеспечивали человеку достижениеличностного роста, необходимо:
1.Постоянное совершенствование знаний. В нашей жизни теоретическая база любыхзнаний претерпевает изменения с течением времени, и никто не может утверждать, чтознания, которыми человек обладает в данную минуту, через пару лет будутактуальными. Именно поэтому для того, чтобы быть профессионалом своего дела, каждыйчеловек должен производить обновление собственных теоретических знаний испособов их применения. Данная необходимость великолепно прослеживается вспорте – каждым великим достижениям спортсменов на олимпиадах предшествуютмесяцы и годы упорных тренировок. Спортсмены должны быть уверены, что во времяОлимпийских игр они будут в своей оптимальной форме. Но что произойдет, еслипризер прошлой олимпиады, решив, что ему “и море по колено”, перестанеттренироваться перед следующей олимпиадой? Много ли у него шансов отстоять своезвание чемпиона? Безусловно, нет, разве что все его соперники такжебезответственно отнесутся к тренировкам, как и он сам.
Вотношении других видов деятельности человека действуют те же правила, что и вспорте – “остановился в развитии – будь готов уступить свое место конкуренту”.Именно поэтому так важно постоянно совершенствовать область своих знаний, ежедневнопроводить ознакомление с наиболее актуальной информацией.
2.Применение знаний на практике. Следует не только обладать знаниями, но и знать,в какой сфере применить эти знания. Для того, чтобы обезопасить себя от потеридрагоценного времени, уходящего на приобретение неактуальных для вас знаний, следуетне выбирать сферу применения знаний под конкретные знания (как многие, к сожалению,и поступают), а начинать накопление знаний и приобретения навыков после выборажелаемой сферы их применения. Если бы многие молодые люди во время учебы вуниверситете поступали подобным образом, то многим из них не приходилось бывпоследствии переучиваться.
Бываети так, что человек выбирает сферу применения знаний в соответствии со своимижеланиями и амбициями, приобретает необходимые знания, однако не способенприменить данные знания на практике. К сожалению, в современных институтахобразования все чаще учат именно теоретическим знаниям, буквально переполняяразум человека теорией, совершенно забывая научить, каким образом применить этизнания в реальных условиях. Но даже в подобной ситуации не следует отчаиваться– человек и сам способен научиться использовать знания на практике, для этогочеловеку необходимо создать для себя условия, заставляющие его применить этизнания. Проще говоря, когда человек приходит на новое место работы, то так илииначе он вынужден работать в новых для себя условиях, с каждым днем пополняясвой запас практических знаний.
Именнонеумение применять полученные знания на практике и стали причиной неспособностивышеупомянутого “отличника” Иванова (Петрова, Сидорова) достичь жизненногоуспеха и дальнейшего личностного роста. Именно этим объясняется настолькобольшое число миллионеров, даже не имеющих среднего образования. Секретмиллионеров в том, что они определили желаемую сферу применения собственныхзнаний еще на первых этапах своего обучения в школе, и, так как получаемые тамзнания не способствовали достижению их цели, они и не тратили значительныхусилий на их получение. Чтобы стать успешным и обрести финансовую независимостьчеловеку не нужно обладать всеми знаниями мира – достаточно быть специалистомвсего в одной отрасли, в которой предполагается реализовать эти знания.
Исходяиз вышерассмотренного, можно сделать вывод, что основным психологическимсмыслом личностного роста является самоактуализация человека, обретение своегожизненного пути, освобождение от навязываемых обществом приоритетов и идей, реализациясобственных навыков в практической деятельности. Личностный рост человеканапрямую зависит от воздействия на него внутреннего и внешнего мира. Человек нетолько должен знать свое предназначение и быть уверенным в собственных силах, нотакже должен чувствовать уважение и понимание со стороны окружающих его людей, принятиелюдьми его внутреннего мира.
Основнойзакон личностного роста гласит, что при наличии соответствующих условий вчеловеке запускается процесс саморазвития, направленный на достижениекачественных изменений в личной зрелости человека. Данные изменения выступают вкачестве критериев личностного роста человека, которые могут быть разделены навнутренние (интраперсональные) и внешние (интерперсональные).
Кинтраперсональным критериям личностного роста относится:
1.Понимание себя человеком. Человек должен четко осознавать свои желания, контролироватьсвои мысли, анализировать свое текущее положение и планировать действия, которыепомогут ему достичь желаемой цели. В соответствии с данным критерием человекдолжен взглянуть на самого себя “без масок”, не стесняясь себя реального.Только зная себя реального, человек сможет достичь образа себя идеального.
2.Принятие себя. После детального анализа себя настоящего важным шагом достиженияличностного роста является принятие себя. Человек на данном этапе долженполюбить самого себя, выработать мнение о себе как о личности, достойнойуважения, научиться верить в собственные силы и возможности.
3.Свобода, основанная на ответственности. Человек сам свободен решать для себя, какему жить, какими принципами руководствоваться в своей жизни, какие ценностивыбрать. Данные выбор должен быть максимально независим от оценок окружающихлюдей, однако всю ответственность за любой выбор, совершенный в своей жизни, человектакже несет сам.
4.Открытость переживаниям. Чем более самостоятельна личность, чем меньшее влияниена нее оказывают переживания прошлых событий, тем более открыта личность косознанию внутренней реальности и ее принятию, тем вероятнее личность будетжить настоящим, а не прошлым.
5.Динамичность. Способность личности к изменениям в соответствии с изменениямиситуации окружающей среды. Личность никогда не останавливается в развитии, всегдаспособна, сохраняя свою целостность, развиваться посредством решения актуальныхпроблем.
6.Целостность. Под целостностью подразумевается взаимосвязь всех аспектов жизничеловека, целостность его внутреннего мира. Человек обладает свойствомцелостности изначально, с первых лет своей жизни, и основная задача человека –обеспечить сохранность своей целостности, защитить ее от воздействия внешнихфакторов.
Интерперсональныекритерии личностного роста включают в себя:
1.Социализированность. Личностный рост способствует проявлению естественнойпотребности человека – потребности в конструктивных социальныхвзаимоотношениях. Во время общения с другими людьми человек становится болееоткрытым, гибким, общительным, реалистичным, стремиться построитьвзаимоотношения с людьми на принципах гармонии, эффективно решать возникающиепротиворечия. Все эти качества являются неотъемлемой частью человека, стремящегосяк достижению личностного роста.
2.Принятие других людей. Личность, стремящаяся к процессу личностного роста, вбольшей степени способна принять людей такими, какими они являются, со всеми ихдостоинствами и недостатками. Такая личность уважает право других людей бытьсамими собой, считается с их особенностями, уважает мнение других.
3.Понимание других людей. Личностный рост предполагает способность человека невступать в полемику с другими людьми для того, чтобы навязать кому-либособственное мнение, прежде чем человек не выслушает аргументы другого человекаи не поймет их. Не развитая личность, напротив, стремиться любой ценой доказатьсвою правоту, абсолютно игнорируя точку зрения другого человека, не стремясьпонять его доводы, какими бы очевидными и обоснованными они ни были.
4.Творческая адаптивность. Данный критерий отображает умение человекаиспользовать свои потенциальные внутренние возможности, готовность смело идтинавстречу жизненным трудностям и решительно преодолевать жизненные препятствия.
Такжеследует отметить, что личностный рост – процесс постоянный, не имеющий своегозавершения. Завершенный личностный рост, даже если такой имелся бы в природе, охватываетв себя настолько великое количество знаний, навыков и умений человека, что дляего достижения будет мало и нескольких жизней. Причем, как мы выяснили ранее, длядостижения человеком личностного роста недостаточно просто овладетьопределенными знаниями – нужно также уметь применить их на практике. Поэтомугораздо полезнее будет выбрать определенную область знаний и развиваться в этомнаправлении. Помимо этого в процессе личностного роста человек должен обрестичувство глубокого удовлетворения тем делом, которым он занимается. Это позволитему стать более открытым, ответственным, свободным, сильным, способнымвоспринимать мир как множество благоприятных возможностей, а не ужасныхбесконечных проблем.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.therapy.by