Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Личностное самоопределение в преклонном возрасте

Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры«Педагогическая психология»
«Где нет хорошихстариков, там нет хорошей молодежи»
(Адыгейская пословица).
1. Проблема периодизации пожилого и старческоговозраста.
Традиционно проблемасамоопределения связывается с подростковым возрастом, когда практически всеподростки и юноши размышляют о своей будущей профессии, а главное — о своемместе в обществе. Однако, в каждом возрасте и для каждойкультурно-образовательной группы проблема самоопределения имеет свою специфику.Не составляет исключение и пожилой, и даже старческий возраст. Как отмечает Г.М.Брюгман, в старости «потери преобладают над приобретениями» и «одним из основныхнаправлений психогеронтологии является изучение различных способовприспособления к этим потерям и влияния этих способов на удовлетворенностьжизнью». «Справившись с потерями, человек может придать новое значение своейжизни в изменившихся условиях, — пишет далее Г.М. Брюгман, — Эта реконструкцияжизненных значений (смыслов) может рассматриваться как важная, а возможно, и самаяважная задача развития в пожилом возрасте» (Брюгман, 1995, с. 132).
Если исходить из того,что сущностью самоопределения является поиск смысла в определенной деятельности(шире — во всей жизнедеятельности), то сразу же возникает целый ряд вопросов,связанных с самоопределением пожилых и старых людей:
перед всеми ли пожилымилюдьми стоит проблема поиска смысла в изменившейся для них ситуации и как такое«новообразование» связано с особенностями их возраста?
какова типологиявозможных смыслов для самоопределяющихся пожилых людей, т.е. каково вообще«пространство» их самоопределения?
каким образом можно былобы осуществить психологическую поддержку самоопределяющимся пожилым людям?
Стариками, как известно,не рождаются. Старость — это итог, а также логическое продолжение всейпредшествующей жизни. Известно также, что по крайней мере в общественномсознании старость нередко ассоциируют с детством: «Старый, что малый», «Старики— дважды дети» и др. Поэтому, есть смысл хотя бы кратко разобраться, каксоотносятся старость и пожилой возраст с другими возрастными периодами жизничеловека, включая и детство, с которым у старости все-таки есть что-то общее.
Многие авторы отмечают,что само «детство» долгое время игнорировалось как представителями искусства,так и психолого-педагогическими науками (см. Обухова. 1996. с. 7–16). В качествеодного из парадоксов детства Л.Ф. Обухова, вслед за Д.Б. Элькониным, отмечает,что «чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится егодетство, тем беспомощнее это существо при рождении» (Обухова, 1996, с. 7).Кроме того, отмечается также, что «нельзя говорить о статусе детства, не учитываяположения родителей в социальной структуре общества» (там же, с. 9). Инымисловами, чем выше уровень развития биологического вида, и чем выше уровеньразвития общества, тем продолжительнее детство.
Но все эти рассужденияприменимы и к периоду старости. По своей беспомощности (потребности в дополнительномвнимании и уходе) они похожи на детей, а главное — они не знают, куда себядеть, о чем еще будет впереди более обстоятельный разговор. И со старикаминаблюдается та же закономерность: чем на более высоком уровне социо-культурногои духовного развития находится конкретное общество, тем дольше живут в этомобществе старики. Известно, что в целом на планете, и особенно в развитыхстранах продолжительность жизни в последние годы резко увеличилась, по прогнозамк 2000 году людей старше 60 лет должно быть 590 млн., а к 2025 году — уже 1100млн. человек. Даже в России, мучительно переживающей так называемые «реформы»,по официальным прогнозам число людей старше 50 лет к 2000 году составит 25% от всегонаселения страны (см. Альперович, 1997, с. 8).
Естественно, возникаетвопрос, какое место займут все эти люди в обществе, да еще в условиях развалапроизводства и деградации культуры? Просто бросить их на произвол судьбы, в частности,предоставить им самим разбираться со своим самоопределением (или вообще не замечатьэту проблему) — такое же преступление, как и преступление против детей. И еслиобщество, включая социально-психологические институты, не в состоянии помощьстарикам материально, то следовало бы подумать о моральной, психологической, а может,и об организационной поддержке старикам для того, чтобы хотя бы направить их оставшуюсяэнергию и жизненный опыт в конструктивное русло. Важно так организовать этупомощь, чтобы она, с одной стороны, не воспринималась как полная «опека»(далеко не все пожилые и старые люди считают себя «беспомощными»), а с другойстороны, важно обеспечить людям преклонного возраста общественное внимание (небезразличие) и возможность самостоятельно строить свое счастье (а в староститоже можно быть счастливым, был бы найден смысл…).
И все-таки, даже несмотряна схожесть старости с другими возрастными периодами (как уже отмечалось,старость — это итог и продолжение предшествующей жизни), главная отличительнаяособенность пожилых и старых людей — это богатейший жизненный опыт. Вероятно, иглавная проблема таких людей заключается в том, что они не всегда знают, какнаилучшим образом использовать этот опыт. Особенно страдают они от ощущенияневостребованности своего опыта, а следовательно — от невостребованности самихсебя. «На какой бы ступени иерархической лестницы не находился старик, высокойили низкой, — пишет В.Альперович, — его постоянно преследует мрачный грифон,вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу — «Ненужность» (Альперович. 1997,с. 49–50). Именно проблема «ненужности», «невостребованности», ее переживание ивозможные варианты преодоления могут стать точкой отсчета для выделенияосновных возрастно-психологических характеристик пожилого и старческоговозрастов.
Чувство «ненужности» илипротивоположное чувство — «нужности» высвечивают другое важное понятие —чувство собственного достоинства. Именно в старческом возрасте человеческоедостоинство проходит свою главную проверку, ведь в этом возрасте проверяется непросто поведение человека в какой-то конкретной ситуации, а проверяется всяжизнь, насколько она была удачной или неудачной, т.е. насколько она быладостойной или недостойной. И вообще удалось ли человеку реализовать свой шансоставить после себя хоть что-то существенное на этом свете. Именно чувствособственного достоинства является стержнем личности. Поэтому смыслсамоопределения в пожилом и старческом возрасте — это прежде всего поисквозможности утвердить себя в качестве ценного члена данного общества, а такжеконкретной социальной группы и семьи.
Старик готов многимпожертвовать и многое сделать для того, чтобы его просто уважали, относились к немукак к личности. В целом здесь возможны следующие принципиальные вариантысамоопределения: 1) опираться на свои былые заслуги (требовать уважения за то,что было раньше); 2) постоянно подтверждать свою полезность обществу или семьеконкретными настоящими делами; 3) просто смириться с существующим положениемдел (либо когда старика вообще не уважают, не считают личностью, либо когда его«уважают» за вымышленные заслуги в прошлом и настоящем, а такое тожевозможно…).
Б.Ливехуд считает, чтоесли в зрелом возрасте (в «средней фазе жизни») человек сумел развить в себеинтерес к искусству, науке, природе или социальной жизни, тот в старости (после56-ти лет) он «сможет черпать все больше сил для жизни из этого духовногоисточника», но кто в средней фазе жизни гнался только за личным успехом и карьерой,или пассивно жил своей работой и жизненными обстоятельствами, тот «становится ксередине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старымдобрым временам, чувствующей угрозу для себя во всем новом» (Ливехуд, 1994,с.48–49).
Э.Ф. Зеер связываетпереход к пожилым и старческим периодам с угасанием профессионального развитиячеловека и переживанием им следующих кризисов: кризиса утраты профессиональнойдеятельности (55–60 лет) и кризиса социально-психологической адекватности(65–70 лет) (см. Зеер, 1997, с. 142–145). В.М. Моргун и Н.Ю. Ткачева делят весьстарческий возраст на следующие периоды: пожилой возраст (55–75 лет),старческий (75–90 лет) и долгожительство (свыше 90 лет) и характеризуют этипериоды в соответствие с принятыми в отечественной возрастной психологиикритериями: социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и личностныминовообразованиями (Моргун, Ткачева, 1981, с. 62–80).
На наш взгляд, можновыделить следующие периоды старческого возраста, также основанные на анализесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и личностных новообразованийбольшинства людей, вступивших в эпоху, которую условно можно назвать «послезрелости»:
пожилой, предпенсионныйвозраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию, ожидание и подготовка к пенсии);
период после выхода на пенсию(первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса);
период собственностарости, период стабильной старости (через несколько лет после выхода на пенсиюи до момента серьезного ухудшения здоровья);
старость и долгожительствов условиях значительного ухудшения состояния здоровья;
долгожительство приотносительно хорошем здоровье, стабильное долгожительство (примерно после 75–80лет и старше).
2. Психологические характеристики и особенности личностногосамоопределенияразличных периодов старости.
В представленной вышепериодизации старости акцент был сделан не столько на хронологическое развитие,сколько на социально-психологическую специфику каждого из выделенных периодов.Ниже основные этапы пожилого и старческого возрастов представлены по традиционновыделяемым в отечественной возрастной психологии критериям:
1. Пожилой,предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) — это, преждевсего, ожидание, а в лучшем случае — подготовка к пенсии. В целом периодхарактеризуется:
1.Социальная ситуацияразвития:
— Ожидание пенсии: длякого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», длякого-то — как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своимопытом и еще немалой оставшейся энергией;
— Основные контакты ещеносят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могутожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек эточувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайненадеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;
— Отношения с родственниками,когда, с одной стороны человек еще может в немалой степени обеспечивать своюсемью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а сдругой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанетмного зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;
— Стремление воспитать,подготовить себе «достойную замену» на работе: в этом смысле можно согласитьсяс Е.А. Климовым, который считает, что высшим уровнем развития специалистаявляется стадия «наставничества», когда работник в состоянии передать свой опытдругим профессионалам и как бы «воплотить» в них все лучшее, что есть у негосамого (Климов, 1996, с. 423–425).
2.Ведущая деятельность:
— Стремление «успеть»сделать то, что еще не успел (особенно, в профессиональном плане), а такжестремление оставить о себе «добрую память» на работе;
— Стремление «наверстатьупущенное» в личностно-интимном плане, например, «догулять» то, что «недогулял» в молодости (еще до выхода на пенсию психологически многие не воспринимаютсебя в качестве «стариков» и «старух», чем, вероятно, и объясняется некотороеповышение сексуальной активности в этот период);
— Стремление передатьсвой опыт ученикам и последователям;
— При появлении внуковлюди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотятмаксимально реализовать себя и воспитанием своих внуков, которые для них не менееважны (это ведь тоже продолжение их рода).
— К концу предпенсионногопериода (особенно, если вероятность ухода с данной работы очень высокая)наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать своюдальнейшую жизнь; вероятно, именно здесь человек предпенсионного возраста в наибольшейстепени нуждается в моральной и организационной поддержке и добром совете.
3.Личностныеновообразования:
— Смена ценностныхориентаций, когда на первый план все больше выходят экзистенциальные вопросы(но при этом прагматическая ориентация остается еще достаточно выраженной,нередко у людей данного возраста происходит как бы «внутренняя борьба» междуразмышлениями о неизбежном, вечном… и стремлением «материально» подтвердитьдобрую память о себе);
— Поиск смыслов в новой,предстоящей жизнедеятельности (в жизни пенсионера), которая раньшевоспринималась как бы не всерьез (в большинстве случаев попытки найти такойсмысл оказываются неудачными, более того, нахождение такого смысла можетпомешать мобилизовать свои силы в последние годы работы);
— Для человекапредпенсионного возраста время как бы раздвигается: он неизбежно думает о ближайшембудущем (представляет себя в новой роли «пенсионера»), он стремиться не терятьвремени в настоящем (максимально реализовать себя в качестве «пока еще ценногоработника»), а также — все больше задумывается о своем прошлом (что он сделал всвоей жизни и в профессиональной деятельности «недостойного», что было «нетак»…).
2. Период выхода на пенсию(первые годы после выхода на пенсию) — это прежде всего освоение новойсоциальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:
1.Социальная ситуацияразвития:
— Старые контакты (сколлегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятсявсе менее выраженными;
— В основном контакты с близкимилюдьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуетсяособая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам);
— Постепенно появляютсядрузья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того,чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например,пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстрообзаводятся новыми «деловыми» контактами);
— Обычно родные и близкиестремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени» большезанимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также являетсяважнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.
2.Ведущая деятельность:
— Прежде всего, это«поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видахдеятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новыхотношениях, в общественной деятельности и т.п.) — это самоопределение методом«проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много и он может себепозволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждымднем все уменьшается и уменьшается»…);
— Для части пенсионеров(«счастливчиков») первое время на пенсии — это продолжение работы по своейосновной профессии (особенно, когда такой работник получает пенсию и основнуюзарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышаетсячувство собственной значимости (он стал зарабатывать «еще больше, чем раньше»со всеми вытекающими отсюда последствиями как для него самого, так и для егородственников…);
— Все более усиливающеесястремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста, особенноподростков и юношей. В этом плане можно высказать предположение, что старики нетолько близки детям (часто потому, что в силу сложившихся традиций вынужденывоспитывать своих внуков), но весьма близки и молодежи (подросткам и юношам).Такая близость может быть объяснена «жаждой жизни» пенсионеров во всех ее проявлениях(но именно у молодежи такие проявления наиболее яркие). Однако возможностистариков уже не те, что были ранее и они по-своему страдают от этого. В определенномсмысле виновато в этом общество, которое больше рекламирует счастье молодых и оченьмало «воспевает» особое счастье более старших возрастов. К сожалению, в современномобществе почти не развита особая «эстетика старости». Старики как бы стыдятсяэтой жажды жизни, особенно в ходе демонстрации своего, скорее всего, показногопренебрежения к радостям жизни. Получается, что молодежь, еще не насытившаясярадостями жизни, реализует эти радости довольно демонстративно, а старики также демонстративно убеждают себя и окружающих, что им эти радости уже, якобы, неинтересны. Недаром еще Ф.Ларошфуко остроумно заметил: «Старики потому так любятдавать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры»…
— Для части пенсионеровэто может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то дажепытается в этот период начинать писать «мемуары», а кому-то непременно нужноподелиться своим опытом и переживаниями. Здесь также вполне возможна помощьпсихолога. Правда, самоопределение здесь не столько ориентировано на перспективу,сколько на осознание смысла своей прошлой жизни. Это то, что условно можно былобы назвать «ретроспективной профконсультацией» (см. Пряжников, 1989).Естественно, при проведении таких консультаций, психолог должен работать оченьосторожно. Например, если жизнь консультируемого, действительно, оказалась не оченьудачной, то следует еще подумать, говорить ли ему об этом, ведь некоторых людей(особенно пенсионеров) такая «правда» может привести к глубокому жизненномукризису, хотя кого-то осознание бессмысленности предыдущих лет жизни, бытьможет, по-настоящему мобилизует и они хотя бы последние годы жизни проживутдостойно и выйдут на новый уровень личностного развития.
3.Личностныеновообразования:
— Осознание себя в новомкачестве (главным образом, в качестве «бывшего специалиста»);
— В результате осмыслениясвоей жизни может появиться либо чувство целостности и гармоничности своейжизни, либо чувство «незавершенности», не гармоничности жизни (ссоответствующими переживаниями);
— Все возрастающеечувство «нереализованности» своих лучших помыслов и «забытости» со сторонынедавних коллег и друзей.
3. Период собственностарости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезногоухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статусхарактеризуется примерно следующим:
1.Социальная ситуация:
— Общение в основном с такимиже старцами;
— Общение с членами своейсемьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто«опекают» его (в благополучных семьях с высокой внутренней культурой), либоисподтишка упрекают его, что он «слишком долго живет» (в семьях с невысокимуровнем духовной культуры);
— Некоторые пенсионерынаходят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейсяпрофессиональной деятельности);
— Для части пенсионеровменяется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторыотмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно «теряют своюпрежнюю интимность и становятся более обобщенными» (см. Брюгман, 1995, с. 134).Вероятно, в последующие периоды старости эта тенденция еще больше усиливается.
2.Ведущая деятельность:
— Досуговое увлечение(нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергаетпредставление об их «регидности»: они по-прежнему продолжают искать себя,искать смыслы в разных деятельностях…). Главная проблема такого поиска —«несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей(«настоящей») работой…
— Если у пенсионерасложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общаядеятельность может серьезно увлечь их и тогда они стараются отдавать себя этойновой деятельности без остатка, особенно, если такая деятельностьпредставляется старикам общественно значимой. Например, в наше время многиестарики в условиях провалившихся «социально-экономических преобразований» нашлидля себя смысл в оппозиционной политической деятельности. Можно по-разномуотносится к их политическим пристрастиям, но важно признать, что эти людиобрели для себя новый смысл жизни, тем более, что в своих помыслах ониориентированы на достаточно благородные и светлые идеалы (духовное развитиестраны, идеалы социальной справедливости и т.п.). Возникла даже парадоксальнаяситуация, когда политическая активность таких пенсионеров вызывает недовольствои осуждение современной молодежи, примерно такое же недовольство, котороевызывала раньше сама молодежь у людей более старшего возраста… Как ни вспомнитьв этой связи мудрое высказывание Л.Н. Толстого: «Если старцы скажут тебе:«разрушай», а молодежь: «созидай», то лучше разрушай, а не созидай, ибо разрушениестарцев — созидание, а созидание молодежи — разрушение» (Разум сердца, 1990, с.481);
— Стремление всяческимипутями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу:«пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себеуважения». К сожалению, не всем это удается в полной мере и тогда старикируководствуются несколько иным принципом: «я раньше много делал полезного,поэтому извольте меня уважать за прошлые заслуги». Для большинства стариковподтверждение чувства собственного достоинства — это просто «болезненныйпункт», и именно это объясняет навязчивое преувеличение заслуг своего поколенияи своих личных заслуг. В этом контексте важнейшей заслугой психолога (илиспециалиста-геронтолога) становится подтверждение значимости как прошлых заслугстарого человека, так и его нынешних усилий в общественно-полезном труде;
— Для части стариков в этотпериод (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин«прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти,что выражается в приобщении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорахс близкими о «завещании» и т.п. С одной стороны, такое поведение старика ещебольше может усугубить его положение (особенно в семьях с невысоким уровнемнравственной культуру, когда ожидание «ухода лишнего рта», да «еще занимающегоотдельную комнату или квартиру» становится смыслом существования некоторыхсемей). Но с другой стороны, ожидание смерти пронизывает многие народныеобычаи, обряды и весь образ жизни старых людей, что у разных народов освященомноговековой культурой… Например, Ф.Арьес показал в своей работе, что«существует определенная связь между отношением человека к смерти и егосамосознанием, его индивидуальностью», а также взаимосвязь такого ожидания с общекультурнойтрадицией. При этом Ф.Арьес выделяет следующие варианты отношения к смерти: 1)«прирученная смерть», ориентированная на неизбежную «загробную жизнь»; 2)«смерть своя» ориентированная на «индивидуальное начало», реализуемое, главнымобразом, через «завещание»; 3) «смерть далекая и близкая», когда на первый планвыходит то, что при других вариантах обычно скрывалось, а теперь «завораживает,вызывая болезненное любопытство, извращенную игру воображения: эротизм смерти»,т.е. пышные похоронные ритуалы, катафалки, фигурки, олицетворяющие умершего и т.п.;по мнению Ф.Арьеса, именно такой вариант смерти стал вызывать особый страхсмерти — «страх быть похороненным заживо»; 4) «смерть твоя», когда страхумереть самому все больше сменяется страхом разлуки с «другими», с теми, коголюбим; 5) «смерть перевернутая», когда общество начинает стыдиться смерти и отсамой смерти человека требуется большего совершенства, чем от его жизни,например, когда все делают вид, что безнадежно больной каким-то чудомпоправится и даже ему самому не дают возможность по-человечески попрощаться с близкими,«когда отношения вокруг умирающего определяются соучастием в любящей лжи»(Арьес, 1992, с. 495–508). В итоге получается, что каждый старик тоже по-своемусамоопределяется в выборе варианта подготовки к смерти, хотя в немалой степенивсе это зависит от общего уровня культуры его ближайшего окружения и друзей.
3.Личностныеновообразования:
— Либо это укрепляющеесячувство собственного достоинства, когда старый человек вопреки всемобстоятельствам находит для себя важный смысл своей жизни, либо это чувствоотчаяния, когда такой смысл не находится и старый человек растрачивает своисилы по мелочам, буквально «угасая на глазах». Можно предположить, что причинабыстрого старения многих людей не столько в биологическом и физиологическом«износе» организма и даже не в трудных условиях предшествующей жизни, сколько вчувстве своей «невостребованности», «ненужности», а может еще больше — в неспособностизаставить себя уважать и с собой считаться (с соответствующим переживаниемтакой своей неспсобности). Если вновь обратиться к идее «особой эстетикистарости», то основой такой эстетики как раз и должно быть специальнокультивируемое чувство собственного достоинства, востребованности опытастариков для общества, а не просто «квалифицированный уход» за ними…
— Вновь появившийсяинтерес к жизни: известно, что многим старикам очень интересно сравнивать«свое» время и «новое» время, в котором они даже не столь активно участвуют.Как это ни покажется парадоксальным, но до недавнего времени, даже несмотря на всеиздержки нынешних «реформ» в России, для многих стариков жить стало намногоинтереснее, о чем они неоднократно заявляют. Не этим ли объясняется некоторая«терпимость» стариков к явному невниманию к себе со стороны государства. Почтисвернутые социальные программы были фактически «компенсированы» пестротойполитической жизни, вдруг появившимися «мыльными операми» (где старикиидентифицировали себя с удачливыми, почти сказочными героями) и т.п. Недаром в моментыобострения социально-политического противостояния и критики предвзятостисредств массовой информации — СМИ, например, в периоды знаменитых «походов на Останкино»,власть (через подконтрольные ей СМИ) грозилась «перестать показыватьтелесериалы», чтобы «рассерженные бабушки вразумили непутевых революционеров»…
4. Долгожительство в условияхрезкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости безособых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именнотакого варианта старости:
1.Социальная ситуация:
— В основном общениетолько с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (еслистарец находится на стационарном лечении);
— Также это соседи по палатев домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ниминужен особый уход). К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже,чем в домашних условиях. Например, даже в такой благополучной стране какФранция 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома дляпрестарелых, 29% — в первый месяц, 45% — в первые полгода. Государственные домадля престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большойскученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированныммедицинским обслуживанием. Многие старики просто спиваются» (см. Альперович,1997, с. 340). А что же говорить о России периода тусовочно-криминальных«демократических преобразований»?…
2.Ведущая деятельность:
— Лечение, стремлениехоть как-то бороться с болезнями;
— Стремление осмыслитьсвою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется»за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии, когдатрудно проявить свои силы и свою активность старики общаются с себе подобными(или с врачами). Со стороны психологов, врачей, специалистов-геронтологовглавная помощь — это человеческое участие, выражающееся в умении выслушиватьрассказы человека о своей жизни, ведь далеко не каждому суждено написать «мемуары».И даже у многих из тех, кто напишет такие «мемуары» все-таки мало надежды, чтокто-то их внимательно прочитает… В этом состоянии человек хочет оставить послесебя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим:«Я жил не зря»… А может, и покаяться в чем-то недостойном… Раньше такиеисповеди неплохо умели выслушивать священники.
3.Личностныеновообразования:
— Человек все больше и большепонимает ограниченность своей жизни, а также свою сопричастность к миру, к природе,к культуре, к обществу, к человечеству. Для многих все это выражается в сопричастностик Богу. Человек понимает бренность своей жизни и хочет все в большей степеничувствовать себя частью окружающего мира, космоса, природы, которые вечны.Таким образом, человек, понимая конечность своего существования, хочет хоть в чем-топриобщиться к бесконечному. Недаром, именно в старости многие выдающиеся ученыеобращаются к Богу, как бы «открывают» для себя Бога…
5. Долгожительство приотносительно хорошем здоровье (примерно после 75–80 лет и старше) можетхарактеризоваться:
1.Социальная ситуация:
— Близкие и родные люди,которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-томере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошаянаследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель —символ будущей долгой жизни для других членов семьи;
— У здорового долгожителямогут появиться новые друзья и знакомые, более того, иногда долгожители,уверовав в то, что «годы им не страшны», начинают флиртовать с некоторымистарушками (и даже с дамами зрелого возраста) и иногда женятся на них;
— Поскольку долгожитель —явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди,включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителяможет даже несколько расшириться.
2.Ведущая деятельность:
— Она во многом зависитот наклонностей данного человека, но в любом случае, это достаточно активнаяжизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека,например, выпивки по праздникам, курение и т.п. — слишком много примеров).Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача(естественно важны!), но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»)…
— Воспитание детей и внуков(правнуков) для долгожителей не становится столь актуальным, как для стариковпредпенсионного и пенсионного возраста, т.к. к этому времени его дети самистановятся пожилыми и старыми людьми и уже самостоятельно хотят воспитыватьсвоих внуков.
3.Личностныеновообразования:
— В каком-то смысле этолюди сумевшие «победить старость», поэтому для многих из них характерны чувствособственного достоинства, интерес к жизни (а иногда и «жажда жизни»), а такжеопределенная внутренняя гармоничность и даже мудрость. Можно предположить, чтоважнейшим условием их долголетия как раз и является мудрость, уравновешенный,философский взгляд на все явления жизни;
— Некоторые авторысчитают, что основу мудрости в старости составляет «высокий уровеньэпистемического познания» и что «аффективная и поведенческая характеристикамудрости определяются ее познавательным компонентом: высокий уровеньэпистемического познания определяет эмоциональную адекватность и сдержанность вповедении» (Брюгман, 1995, с. 134–135).
3. Вариантысамоопределения в старческом возрасте.
Для того, чтобыопределить возможные варианты организации жизнедеятельности старого человекаважно понять то, что в отличие от предшествующих возрастных периодов, он,действительно пребывает в ином временном измерении. С одной стороны, старикобращен в свое прошлое, но одновременно думает и о будущем. В этом смыслестарики — это связующие элементы культуры, они как бы пытаются соединить в себеразные эпохи, разные традиции (т.е. фактически разные культурно-историческиесистемы).
С другой стороны,старики, так же как и дети, живут реальной жизнью в своем времени и совершенноправы самые разные авторы, которые указывают, что старость — это не только пора«увядания», но и специфический возраст, со своими «плюсами» и «минусами» (и ещенеизвестно, чего в старости больше…). К сожалению, современная культура большеориентирована на периоды детства, молодости и зрелости. Это проявляется и вмодах, и в пропагандируемом образе жизни, и в ограничениях на многие видыпрофессиональной деятельности и т.п. А между тем, еще в древности многиемыслители (Платон, Аристотель, Конфуций и др.) считали, что для принятия важныхрешений и для управления государством старики, наделенные жизненным опытом и мудростьюнезаменимы. Для придания старости смысла важно создать в обществе особуюатмосферу уважения к старикам, к их опыту, и к их страданиям в поиске своегосчастья и в построении счастья окружающих людей. Как уже отмечалось, созданиетакой «атмосферы уважения» предполагает культивирование особой «эстетикистарости» со своими страстями, переживаниями, смыслами и соответствующимвнешним антуражем, который не воспроизводил бы внешний антураж молодежи и зрелыхлюдей, а был бы по-своему неповторим, прекрасен и даже привлекателен…Естественно, культивирование такой «эстетики» — дело не только психологов и специалистов-геронтологов,но и представителей искусства, и государственных мужей, и всего общества.
Если попытатьсяобозначить типологию, варианты самоопределения в старческом возрасте, то возможныследующие варианты:
1.По отношению к своемупрошлому:
1) Принятие, одобрение,своей прошлой жизни, гордость за свою прошлую жизнь;
2) Не принятие своейжизни, сожаление от того, что «жизнь не удалась». Здесь возможны разные подвариантыотношения к неудачной жизни:
— пассивный вариант(смирение с неудачей);
— активный вариант(стремление хоть в оставшиеся годы сделать что-то достойное).
3)Принятие своей жизни,но стремление прожить еще одну, новую жизнь.
2.По отношению к своей настоящейжизни (жизни в роли «старика»):
1) Принятие нормповедения, характерных для стариков в данном обществе;
2) Частичное принятиесуществующих норм поведения при одновременном построении своей жизни по-своему(вопреки или в дополнение к существующим нормам, например, вопреки существующимтрадициям и предрассудкам, жениться на молодой женщине или увлечься какой-либоновомодной музыкой, что характерно для молодежи и т.п.);
3) Существенный отход от существующихдля стариков норм жизнедеятельности (особенно, если позволяет здоровье, общийуровень культуры и сопричастность общественным проблемам).
3.По отношению к предполагаемомубудущему:
1) Подготовка к смерти(см., например, разные варианты подготовки к смерти — по Ф.Арьесу, 1992);
2) Планирование дальнейшейжизни, насыщенной реальными событиями (старик даже не желает думать о смерти);
3) Стремление успетьвоплотить себя в других людях (через воспитательную и педагогическую работу,через создание произведений искусства, через научные труды и «мемуары»… илипросто в рассказах о своей жизни).
4.По отношению к памяти осебе уже после смерти:
1) Вера в бессмертиедуши, где душа понимается как нечто бестелесное и идеальное — возможны разныеварианты:
— на основаниисуществующих религиозных представлений;
— на основаниисобственных мировоззренческих построений и представлений о бессмертии(предполагается определенное воображение и смелость, проявляющаяся как в самомфакте своего собственного представления, так и в факте рассказа о своихпредставлениях другим людям; встречается такая смелая позиция достаточноредко);
2) Вера в бессмертиесвоих «дел», своих «помыслов» и «идей» (близко к идеальному пониманиюбессмертия, но без религиозного оттенка);
3) Бессмертие понимаетсяисключительно как «материальное» воплощение себя в этом (настоящем) мире —возможны варианты:
— через произведенияискусства и науки;
— участие в «стройкахвека» и ярких научно-производственных «проектах» и т.п.);
— через построенныесобственными руками объекты (дома, дачи и т.п.);
— через приобретенныедорогие вещи, оставленные родным и близким;
— через «завещание»(чтобы «помнили» и «благодарили»);
— через пышные похороны и«величественное» надгробие…;
— и даже черезсомнительные дела (участие в громких скандалах, в преступной деятельности, в демонстративномбеспутстве и т.п.), главное — чтобы хоть немного вспоминали, чтобы «не кануть влету»…
Понятно, что всеперечисленные варианты самоопределения сильно переплетены и взаимосвязаны.Старый человек обычно использует несколько параллельных вариантов, как бы «подстраховывая»свой выбор. Тем более, что часто такой выбор все-таки возможен, т.е. длябольшинства стариков хотя бы некоторые варианты реальны, а значит есть из чеговыбирать. Но для лучшего понимания человека, находящегося в завершающем периодежизни неплохо было бы иметь общее представление о «пространствах» его выбора,его самоопределения. Все это важно для понимания своей ситуации и самим старымчеловеком.
Естественно, нельзяоднозначно сказать, какой из этих вариантов «лучший» или «худший», т.к. многоезависит от конкретного человека. В том-то и суть самоопределения, что человексам выбирает для себя вариант старости. Задача же психолога илиспециалиста-геронтолога заключается в том, чтобы очень тактично помочьсамоопределяющемуся старцу выбрать для себя наиболее подходящий вариант (илинесколько вариантов). При этом следует помнить, что самоопределение — этовечный процесс, и то, что подходит для пожилого человека в предпенсионномвозрасте для этого же человека уже после выхода на пенсию может показатьсянеподходящим. Конечно, в идеале желательна постоянная работа со стариками, но этоне всегда бывает возможно. Важно стремиться к этому. А собственно работу по жизненному,личностному и трудовому самоопределению следует проводить в контексте широкойсоциально-психологической поддержки пожилых и старых людей, создавая для этогоширокую сеть клубов и мест организации досуга, устраивая для стариков льготныепоездки и экскурсии и т.п. и т.д., а также привлекая к этому родственников,близких и друзей старого человека.
4. Личностное самоопределение стариков как утверждениесобственного достоинства.
К сожалению, в условияхнынешней России, в подавляющем большинстве случаев все это остается лишьпожеланием. Как это ни покажется странным, но в условиях явного невнимания к проблемамстариков (а также к проблемам детей, материнства, инвалидов и вообще Человека)появляется возможность активизировать самих стариков для легальных форм борьбыза собственные права. Как уже отмечалось, в этом случае у стариков будетреализовано настоящее чувство собственного достоинства, ведь они сами начнутрешать свои проблемы. В ситуации же, когда «добрая» власть («когда-нибудь»,«вдруг») обратится к проблемам пенсионеров и начнет за ними «ухаживать»,чувство собственного достоинства будет реализовано разве что у тех пенсионеров,которые в силу слабости и болезней, просто не могут сами себя обслужить.
Мы еще раз возвращаемся кпредположению о том, что для полноценной жизни (а в старости жизнь также должнабыть полноценной) необходима «жажда жизни», а не просто ожидание того, чтокто-то «добрый», «хороший» и «честный» решит все проблемы. В этой связи уместновспомнить представление о смысле жизни известного слепо-глухо-немогоученого-инвалида А.В. Суворова, сумевшего преодолеть свой недуг и защититьдокторскую диссертацию по психологии: «…только понимание, сочувствие, любовьмогут придать не просто вкус к жизни, а неумолимую ее жажду… жажда жизни — этои есть главный, если не единственный мотивационный механизм воли к жизни каксамомобилизации (особенно в экстремальных ситуациях)» (см. Карпова, 1996, с.180). Но жажда жизни — это прежде всего активная жизненная позиция, в том числеи в борьбе за свои собственные права, а может и за права всех жителей России,если уж более молодые люди ничего не могут сделать для процветания своейнесчастной страны.
Хотя это и печальнопризнавать, но в немалой степени надежда на улучшение жизни зависит от самихстариков, а для самих стариков это не самый плохой вариант поиска смысла в своейжизнедеятельности. Будем надеяться, что не все из них готовы смириться со своимнынешним положением и еще готовы побороться за свое достоинство.
Список литературы
Альперович В. Социальнаягеронтология. — Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. — 576 с.
Арьес Ф. Человек перед лицомсмерти. — М.: Прогресс-Академия, 1992. — 528 с.
Брюгман Г.М. Жизненныесобытия и онтогенез эпистемического познания/ Процессы психического развития: впоисках новых подходов (под ред. А.И. Подольского, Я.Я. Ф.Тер Лаака и П.Г. Хейманса).— М., 1995, С.132–144.
Зеер Э.Ф. Психологияпрофессий. — Екатеринбург: УГППУ, 1997. — 244 с.
Карпова Н.Л.Психологические аспекты проблемы смысла жизни// Психологический журнал, 1996,Т.17, № 2, с. 178–183.
Климов Е.А. Психологияпрофессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1966. — 512 с.
Ливехуд Б. Кризисы жизни —шансы жизни. — Калуга: Духовное познание, 1994. — 224 с.
Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю.Проблема периодизации развития личности в психологии. — М.: МГУ, 1981. — 84 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная(детская) психология. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с.
Пряжников Н.С.Профконсультация: виды и условия проведения// Школа и производство, 1989, № 10,с.13–16.
Разум сердца. Мирнравственности в высказываниях и афоризмах (сост.: В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров).— М.: Политиздат, 1990. — 605 с.
Для подготовки даннойработы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Делопроизводство. Корреспонденция
Реферат Социальное сиротство
Реферат Criminal Justice Essay Research Paper Supreme Court
Реферат Азанова Людмила Сергеевна, учитель русского языка 1 категории, моу «Таушинская средняя общеобразовательная школа» azanovals@yandex ru Использование икт на урок
Реферат Трудовое обучение в школе
Реферат Низкочастотные колебательные моды в суперионном проводнике CU2-*SE
Реферат Соціальна структура суспільства і тенденції її розвитку
Реферат To What Extent Is The View Expressed
Реферат Інформація щодо діяльності Національної комісії регулювання електроенергетики України (нкре) з 12. 05. 200 8 по 16. 05. 200 8
Реферат Joe Mamma Essay Research Paper The Striding
Реферат Кругооборот оборотных средств и пути его ускорения
Реферат Historical Reconstruction Essay Research Paper Text and
Реферат Денежн. мас.: методы измерен. и контро-ль
Реферат Cold War Essay Research Paper While the
Реферат Censorship In Radio Essay Research Paper 2