Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Концепция воспитательной работы

1. Аспекты концепции
Главнойпроблемой в воспитании подрастающего поколения на сегодняшний день являетсявоспитание нравственности. В данном случае важно не путать понятия «воспитаниенравственности» и «нравственное воспитание». «Нравственное воспитание»подразумевает под собой проекцию морально-этических норм учителя на процессвоспитания, в то время как «воспитание нравственности» это выработка этих норму ребенка с учетом его индивидуальности. Каждый человек с рождения являетсяиндивидуумом со свойственными лишь ему характером, пристрастиями, темпераментом,но все эти черты не должны выходить за рамки правил того общества, в которомвоспитывается ребенок. Следовательно, главная задача педагога состоит не в том,чтобы привить какие-либо нормы поведения, а в том, чтобы развить егособственные до определенных границ.
Естественно,для начала следует разобраться в самом понятии «нравственность». Корнем этогослова является «нрав», чаще всего оно трактуется как взаимосвязаннаясовокупность норм и правил поведения. Но чтобы понять его суть, следует, поддерживаясьзакону диалектики о причинно-следственной связи вещей, взглянуть в «корни»слова. Нравы есть не только у человека, но и у всех высокоразвитых животных.Они обычно закреплены в генах и помогают организму выжить в определенныхусловиях среды обитания, подстраиваясь под эти условия. Это можно сравнить ссистемой саморегуляции, свойственной всему живому. Нравы поддерживаютсяопределенными правилами поведения организма, причем каждое правило проявляетсвою мощь лишь в определенных условиях. Из всего этого можно сделать вывод, чтонравственность нельзя привить человеку, а можно лишь вырастить на почве егоиндивидуальности.
Теперьстоит подумать о том, что влияет на развитие нравственности. Главным инеоспоримым фактором, конечно, является влияние родителей. Именно от родителейребенок получил то «зерно», из которого прорастет личность. Каждый день ребеноквидит, как ведут себя родители, как разговаривают, как одеваются, и это неможет не повлиять на него. Отсюда напрашивается второй фактор – школа, а именноучителя и классный руководитель. Психика развивающегося ребенка устроена такимобразом, что на подсознательном уровне на развитие его нравственности влияетдаже то, на что он не обращает внимание, поэтому глубоко ошибаются те учителя, которыедумают, что можно делать одно, а говорить другое. Нельзя обмануть подсознание.Из этого напрашивается третий фактор – эстетическое воспитание. Именноэстетическое воспитание, а не воспитание эстетики. Здесь мы учитываем то, чтоподсознательно влияет на ребенка, а именно красота. К данному аспекту можноприписать одно известное выражение: «Человек, который хотя бы раз любовалсякрасотой природы, не способен на большое зло». Этому «правилу» придерживаюсь ия. Однако, из вышесказанного нельзя выкидывать понятие «воспитание эстетики».Здесь важным фактором выступает воспитание физической культуры. К данномуаспекту я примкну лишь одну фразу: «В человеке все должно быть прекрасно: идуша, и тело…».
Конечноже, не стоит забывать еще одно важное правило – учет возрастных особенностейученика. Как и любому живому организму, человеку на определенных этапахразвития требуются определенные условия. И, естественно, при выборе методоввоспитания ребенка следует учитывать его возраст и физическое развитие. Здесьже напрашивается еще один вспомогательный фактор – своевременная психологическаяпомощь. Каждый педагог просто обязан знать психологию (следует отметить, что онне обязан быть психотерапевтом или психиатром).
Итак,подводя итоги рассуждения можно сделать следующие выводы:
— нравственность нельзя привить, его нужно «выращивать»;
— основными факторами, влияющими на развитие нравственности, являются учетиндивидуальности ребенка, родительское и учительское воспитание, эстетическоевоспитание, прививание физической культуры, учет возрастных особенностей, психологическаяподдержка.
2. Индивидуальный подход к воспитанию личности.
Высшейценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, заботао всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качестввходит в круг проблем современного общества.
Существованиеиндивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуальногоподхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляетсячерез его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которыхневозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Всестороннееразвитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качествеважного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальностикак высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить,«выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.
Возрастныероли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальнойработе как важной форме воспитания».
Индивидуальныйподход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу нетолько воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо.Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает внепосредственной форме коллективного, — является появлением и утверждением общественнойжизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможнотолько потому, что есть «мы».
Индивидуальныйподход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю системувоздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе стем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разноймере.
Индивидуальныйподход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранениянедостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного,мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальныйподход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложныхпроявлениях поведения.
Индивидуальныйподход является органической частью педагогического процесса, он помогаетвовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
Впедагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звеньявоспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность еговыражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающимс коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия накаждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Цельювоспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческиммышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процессвсестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения.В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду былинаправлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывалисьиндивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения,интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей.Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в такомслучае? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Индивидуальныйподход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуальногоподхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлениидифференцированного подхода к детям: знание и понимание детей, любовь к детям, основательныйтеоретический баланс, способность педагога размышлять и умение анализировать.
Педагогне должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, имеющийсвою собственную цель. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
3. Эстетическое воспитание.
Эстетическоевоспитание является неотъемлемой частью любого подхода к воспитаниюнравственности человека. Нельзя его научить так, как об этом говориться визвестном произведении «Что такое хорошо, а что такое плохо?». Человек, несмотряна то, что существо сугубо социальное, индивидуален практически во всем, поэтому,прежде всего, именно он решает этот трудный вопрос. Задача педагога состоитлишь в том, чтобы указать дорогу, которую ребенок должен пройти сам. Вчастности учитель может показать ему и то, что считается «плохим», и то, чтосчитается «хорошим». Он может научить его творить и любоваться, любить иненавидеть, искать и выбирать. Но выбор все же остается за ребенком.
4. Физическая культура.
Нравственностьво многом сродни душе, а, как известно, душа не может существовать без тела.
5.Работа с родителями и учителями-предметниками.
6. Заключение.
Извсего вышесказанного можно вывести следующее. Берясь за воспитание, педагогдолжен помнить, что ребенок это не чистый лист, на котором можно писать все, чтоугодно, а маленькое зернышко, за которым нужно правильно ухаживать, что бы изнего вырос красивый цветок
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта nuratma.ucoz.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.