Ещеодной формой аддиктивного поведения в современных условиях становитсякомпьютерная зависимость. В качестве новой формы болезненного пристрастия(Cyber Disorder) она вскоре займет свое место в готовящемся пятом пересмотреДиагностического и Статистического Руководства (DSM-V)- американскойклассификации психических расстройств, — наряду с другими нехимическимивариантами аддиктивного поведения – гэмблингом, любовными, сексуальными,ургентными аддикциями, аддикциями избегания отношений, траты денег иработоголизмом.
Технологическоеразвитие цивилизации привело к широкому использованию компьютеров вповседневной жизни, и человечество вступило в «эру пользователей». Ихприменение внесло и продолжает вносить очевидные преимущества впрофессиональную и учебную деятельность, однако оказывает и негативное влияниена психическое функционирование человека.
Исследованияоператоров-программистов позволили выделить 22 наиболее часто встречающихсясостояния при работе с компьютером: 1) азарт, 2) сосредоточенность, 3)восторг/восхищение, 4) злость, 5) заинтересованность, 6) страх/испуг, 7)любопытство/любознательность, 8) волнение/беспокойство, 9) неуверенность, 10)неудовлетворенность/недовольство, 11) облегчение, 12) огорчение, 13)равнодушие/безразличие, 14) радость, 15) раздражение/досада, 16) разочарование,17) растерянность/замешательство, 18) решительность, 19)спокойствие/невозмутимость, 20) удивление, 21) удовлетворение/удовольствие, 22)хорошее настроение.
Некоторыеиз этих состояний оказались отчетливо связанными с возрастом исследуемых лиц ивременем, расходуемым для работы на компьютере. У подростков и юношейпреобладали радость, азарт и заинтересованность. В молодом взрослом возрастедополнительно отмечено появление сосредоточенности, волнения и беспокойства. Вболее зрелом возрасте довольно часто встречались неуверенность, растерянность истрах. Установлено также, что состояние «компьютерной тревожности» усиливаетсяпо мере увеличения времени работы и более свойственно представителям женскогопола.
Влитературе описываются следующие нормативные особенности работы на компьютере,которые могут иметь отношение к формированию компьютерной зависимости иливозникновению иных проблемных состояний психики у пользователей: 1)одновременность нескольких переплетающихся видов деятельности, имеющихотношение к одним и тем же связанным объектам; 2) частые смены фокуса внимания(с клавиатуры на экран, на самом экране в пределах основных и дополнительныхпрограмм, баз данных и т.п.); 3) сочетание действий, направленных на самкомпьютер и объекты, находящиеся в окружающей реальности; 4) частые сбои,обусловленные содержанием работы, управлением компьютером или женесовершенством существующих технических устройств (например, качествомтелефонных линий); 5) существование в компьютерном пространстве (cyberspace) — виртуальной реальности, обеспечивающей тотальное насыщение зрительного,слухового и кинестетического анализаторов и таким создающей мощные предпосылкидля «обмана» сознания, смешивающего ее с истинной реальностью; 6) появление такназываемой «устно-письменной речи» в ситуации компьютерной коммуникации.
Кпозитивным эффектам компьютерной деятельности относится усилениеинтеллектуальных возможностей человека. Она развивает прогностические функциилогического мышления за счет предварительного продумывания и составленияалгоритма действия и обеспечивает адекватную специализацию познавательных процессов- восприятия, мышления и памяти. Компьютерная деятельность формирует болеесовершенную деловую мотивацию в решении профессиональных задач (престижные,статусные, экономические мотивы). Повышает уровень самооценки, эмоциональную икогнитивную удовлетворенность, и даже формирует такие позитивные личностныечерты, как деловитость, точность, аккуратность, уверенность в себе, которыемогут быть перенесены в другие области жизнедеятельности.
Вполярном мире человеческой психики каждый из этих позитивных эффектов,естественно, сталкивается со своей противоположностью. Упрощение решения задачс помощью компьютера снижает требования к интеллектуальным способностям.Процесс принятия решения сводится к его формально-логическим компонентам. Из-зачрезмерной специализации и затруднений в переносе результатов в другие сферыдеятельности снижается гибкость познавательных процессов — восприятия, мышленияи памяти. Позитивные черты личности трансформируются в педантизм, чрезмернуюпунктуальность, ригидность и отрешенность. Изменяется мотивационная сфера, вкоторой начинают преобладать примитивно игровые или деструктивные побуждения.Деструктивность, порождаемая компьютерной деятельностью, проявляется в такихспецифических формах активности как введение «вируса» в компьютерную программуили в феномене «хаккеризма». Кроме того, заостряются присущие невротическиепроявления или дисгармоническое личностное развитие.
Аддиктивныйпотенциал, содержащийся в компьютерной деятельности, проявляется: 1) чрезмернойувлеченностью работой в Интернет — собственно поиском информации (нетаголизм,Web Addiction); 2) болезненной зависимостью от видеоигр (Videoplays Addiction);3) поглощенностью общением on-line с друзьями по сети (Сhat Addiction). С этимиформами компьютерной зависимости уже сталкиваются в своей деятельностипсихологи-консультанты, волонтеры служб неотложной телефонной помощи ипсихотерапевты, а также руководители организаций, использующие в своейдеятельности Интернет и несущие убытки, если у сотрудников появляется патологическоепристрастие к пребыванию он-лайн.
Чрезмернаяувлеченность работой в Интернет, состоящая в поиске новой информации, средипрочего расширяет возможности активного фантазирования, отождествления себя сперсонажами виртуального мира или проигрывания сексуальных фантазий. Из-занеограниченного доступа к информации («информационного вампиризма») она нередкосоздает иллюзорное ощущение собственной мощи. Особая опасность стать зависимымот Интернет подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почтиединственным средством коммуникации с миром.
Болезненнаязависимость от видеоигр. В настоящее время видеоигры как форма компьютернойдеятельности получают все более широкое распространение, причем не только средипредставителей подрастающего поколения, для которых игра является ведущейдеятельностью, но и среди лиц более старших возрастов. Для многих компьютерныеигры становятся единственной целью работы с компьютером.
Средикомпьютерных игровых программ выделяются две разновидности: 1) программыразвлекательного и тренингового типа, 2) программы обучающего и развивающеготипа. Первые не требуют особого уровня интеллектуального развития и, восновном, предназначены для тренировки двигательных навыков и быстротысенсомоторных реакций.
Вместес тем, компьютерная игра представляет собой новый тип игры, который требует отребенка не только определенной зрелости сенсомоторных навыков, но и умениядлительно наблюдать за своими действиями и анализировать их результаты.Поэтому требуется специальное обучение ребенка навыкам взаимодействия скомпьютером, пониманию неизменности и очередности действий, управляющихкомпьютерной программой, невозможности пропуска одного манипуляторного действиядругим.
Опасность,проявляющаяся в болезненной зависимости от игр, состоит в бесконтрольнойкомпьютерной игровой деятельности. Установлено, что своего рода побочнымиэффектами видеоигр является чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности,особенно у детей более младшего возраста, повышенный уровень тревожности вотсутствие возможности реализовать игровое пристрастие.
Поглощенностьобщением с друзьями по сети в качестве варианта аддиктивной зависимости даетвозможность найти себе виртуального собеседника, практически удовлетворяющеголюбым критериям. Важно, что при этом не дается никаких обязательствподдерживать с ним общение в дальнейшем. Эта форма компьютерной зависимостиприводит к пренебрежению личностными контактами в реальной жизни и имеетспецифические возрастные особенности.
Детииз-за чрезмерного увлечения Chat (общение со сверстниками с аналогичнымиинтересами, «тусовки» в так называемых «Chat Rooms») часто просто не могутостановиться и из-за этого нередко опаздывают или вовсе пропускают занятия вшколе, и даже при нарастании явлений школьной дезадаптации не имеют силы волипрекратить работу в сети. У некоторых из них мысли о работе в сети возникаютсразу после утреннего пробуждения.
Возникновениюзависимости от сверстников по сети у детей способствует хорошо известныйспециалистам по психологии развития феномен «воображаемого друга», характерныйдля игрового возраста. Развитие символической игры и активного воображения вэто время приводит к появлению ( по некоторым данным у 65% детей) «воображаемыхдрузей» (животных, сверстников, живых или неживых существ), которые выполняютнесколько функций: являются компаньонами в игре воображения, появляются вотсутствии реальных друзей или в ситуациях вынужденного или добровольногоуединения, становятся конфидентами для выражения детьми своих сокровенных чувстви оказываются вовлеченными в обсуждение моральных норм и санкций.
Вжизни подростка увлечение Chat становится лидирующим. Круг иных интересовсужается. Заинтересованность и эмоциональное оживление в беседе возникает лишьпри затрагивании компьютерной темы: в этот момент подросток преображается — унего учащается дыхание, появляется блеск в глазах и краснеет лицо. Диалогпревращается в монолог: он может подолгу рассказывать о преимуществах той илииной системы, о возможностях, открывающихся при работе с компьютером. Подросткипочти не замечают окружающего, не откликаются на реакции собеседника (элементыаффективно суженного сознания), в ситуациях выбора в подавляющем большинствеслучаев предпочтение отдается деятельности, имеющей отношение к компьютеру.Общение с реальными сверстниками ограничивается, они начинают делиться, преждевсего, по признаку наличия компьютера. Все свободное время и карманные деньгитратятся на аксессуары, Широко распространены случаи, когда подростки остаютсяголодными, откладывая деньги, даваемые родителями на обед, на покупкуочередного компакт-диска или какой-то детали для модернизации компьютера.Непосредственно перед ночным сном отмечаются трудности засыпания, чрезмернаяэкзальтация. Попытки родителей ограничить общение подростков с компьютеромвызывает бурную реакцию протеста («За компьютер дети стоят насмерть»). Привынужденном перерыве возникает чувство опустошенности, скуки («не знаю, кудасебя деть», «как будто спрыгнул с мчащегося поезда»). Chat приобретает характерсверхценного увлечения с явным ущербом другим видам деятельности, прежде всегообщению с реальными людьми и выраженным аффективным напряжением.
Аналогичныетенденции характерны и для проявлений зависимости в юношеском возрасте.Отдаление от сверстников и сужение круга интересов прогрессирует. Мотивзарабатывания денег с использованием компьютера, появляющийся в это время,увеличивает время работы на нем, а заработанные деньги тратятся наусовершенствование и обеспечение компьютера. Отмечаются значительные трудностиво взаимоотношениях с противоположным полом, крайне низкой оказываетсямотивация создания собственной семьи.
Вмолодом взрослом возрасте чрезмерное увлечение компьютерной деятельностьюстановится характерным для лиц с выраженными чертами инфантилизма, такими какслабо развитое чувство долга, ответственности, стремление к развлекательныммероприятиям, незамедлительному удовлетворению своих желаний и т.д. Например,взрослый мужчина, проживая с женой и ребенком в одной комнате, может играть накомпьютере ночи напролет, не обращая внимания, что создает неудобства дляостальной семьи. Или психолог-консультант в рабочее время запирается в кабинетеи часами играет на компьютере, в то время как его безуспешно разыскиваютклиенты.
Распознаваниекомпьютерной зависимости в телефонном консультировании проводится ииспользованием приемов активного выслушивания. Консультативная беседа касаетсявыяснения следующих обстоятельств, имеющих отношение к болезненномупристрастию:
1)наличия потребности во все большем времени работы на компьютере для достиженияудовлетворения;
2)снижения эффективности работы на компьютере за аналогичный
промежутоквремени;
3)наличия следующих признаков (двух или более), возникающих при прекращении илизначительном уменьшении времени работы на компьютере:
— речедвигательного беспокойства (суетливости);
— тревоги;
— сниженного фона настроения, чувства опустошенности;
-навязчивых мыслей о компьютере;
активныхдействий, предпринимаемых для возобновления работы на компьютере (среди которых- конфликты в семье и на работе, частые посещения знакомых, имеющих компьютер внеподходящее время, не взирая на реакции хозяев, совершение краж компьютеров икомплектующих, пренебрежение семейными и служебными обязанностями, нарушениемежличностных контактов и т.п.),
-уменьшения или исчезновения вышеперечисленных признаков при возобновленииработы на компьютере;
4)наличия непреодолимого желания и/или безуспешных попыток прекратить иликонтролировать работу на компьютере;
5)большого количества времени, посвящаемого деятельности, имеющей отношение кобеспечению работы на компьютере (покупка литературы и комплектующих, поискиновых программ и т.п.);
6)прекращения, сокращения или видоизменения актуальных ранее видов социальнойдеятельности;
7)продолжения работы на компьютере, несмотря на явные психологические проблемы(депривацию сна, семейные проблемы, супружеские конфликты, опоздания на работуи утренние встречи, пренебрежение служебными обязанностями, снижениепродуктивности в учебе или работе и т.п.).
Зарубежом существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, одиниз которых основан Кимберли Янг, самым известным исследователем компьютернойзависимости. В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной помощи пользователямИнтернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ –сетевого аналога службы неотложной телефонной помощи и «Виртуальнойпсихологической службы». Как бы ни были хороши эти виртуальные службыпсихологической помощи все же большинство специалистов рекомендуют очнуюиндивидуальную и/или групповую психотерапию с акцентом на работе с образами,эмоциями, так как зависимые лица, как правило, испытывают значительныезатруднения в эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлениимежличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающихинтернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповыеварианты психотерапии.
Список литературы
1.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия, Новосибирск:Изд-во НГПУ, 1999.
2.Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.
3.Мельник Э.В. О природе болезней зависимости (алкоголизм, наркомания,«компьютеромания» и другие), Одесса, 1998.
4.Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление //Вопросы психологии, 1993, № 1, С.68-78.
5.Тихомирова О.К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.
6.Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный,онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии, 1993, № 3,С.5-16.
7.Прохоров А.О., Сережкина А.Е. Особенности психических состояний пользователейЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии, 1995, № 3,С.53-61.
8.Садовская Н.А., Горский В.Д. Компьютеры и одаренные дети // Вопросы психологии,1991, № 2, С.183-186.
9.Бодкер С. Взаимодействие человека с компьютером с позиции теории деятельности// Психол.журнал, 1993, Т.14, № 4, С.71-81.
10.Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросыпсихологии, 1993, № 3, С.62-69.
11.Видеодисплейные терминалы и здоровье пользователей. ВОЗ, Женева,1989.
12. Emes C.E. Is Mr. Pac Man eating our children? A review of theeffect of video games on children // Can.J.Psychiatry, 1997, v.42, n.4,P.409-414.
13. Zyss T., Boron J. The world of computer games I: A newentertainment medium and new danger // Psychiatr. Pol., 1996, v.30, n.2,P.255-266.
14.Моховиков А.Н. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.