Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Как полюбить чтение?

Мелешкова Н.О.
Сегоднямы будем говорить о том, как поддержать наших детей в их любви к чтению. Япостараюсь не сводить эту беседу к ныне популярному брюзжанию, что мол«уткнулись все в телевизоры – к книге никто не притронется!» Вместо этого, давайтепопробуем разобраться, отчего ребята не желают читать, на самом ли деле это так,и что мы, взрослые, в силах предпринять для улучшения ситуации.
Трудности, о которых мы не задумываемся
Однаиз причин неприязни к чтению лежит прямо на поверхности. Не читают, потому чтотрудно! А чтобы нам с вами трудность эту понять, необходимо определить, чем жеявляется чтение. Итак, чтение – это получение информации, которая сохраняется спомощью специальных знаков-букв. Читая, каждый из нас, сам того не подозревая, раскодируетто, что зашифровано в этих знаках.
Поэтому,прежде чем посадить малыша за букварь, ему необходимо много играть с различнымиизображениями и знаками. В какой последовательности нам нужно предлагатьребятам такие занятия и игры?
Первымшагом должно быть ознакомление с различными зрительными образами. Начинайте сконкретных изображений. Например, спрашивайте, что нарисовано на картинке.Постепенно переходите к более абстрактным изображениям. Так, сейчас можнокупить лото, в котором на место нарисованного арбуза нужно положить карточку скружочком, на место альбома – карточку с прямоугольником и т.д.
Наследующем этапе ребёнок должен разбирать картинки на части и собирать ихобратно в единое целое. Здесь нас выручат всем известные пазлы и кубики.
И,наконец, мы должны предложить ребятам игры, в которых им нужно разгадатьсообщения скрытые в тех или иных зрительных знаках. Самым элементарнымвариантом здесь выступают настольные игры с фишками и кубиком, в которых ребятасоревнуются в прохождении различных маршрутов. Как правило, в них большоеколичество знаков, сообщающих о том, куда и как нужно передвигать фишки, чтобыдобраться до желаемой цели.
И,в общем, все разновидности лото, домино, мемори, пазлов, поиск сокровищ понезатейливым картам, и даже знаки дорожного движения являются нашими большимидрузьями на этом пути. Взяться учить ребёнка чтению до того, как он будет «наты» в обращении со всеми этими изображениями, равносильно тому, что ждать отчеловека, который не поднимал голову, не сидел, и не ползал на четвереньках, чтоон с лёгкостью поднимется на ноги и пойдёт.
Иногдамы видим, что соседская дочка или сынок уже в три года читают. И, подгоняемыеродительскими амбициями, мы принимаемся требовать того же и от своих детей. Всвязи с этим мне хочется признаться, что я никогда не видела людей, которые быне умели читать. Но те, кто с ужасом вспоминает, как их пытались этому обучить,встречаются периодически.
Выбор методики
Существуетогромное количество методик. В каждой из них есть свои преимущества. Если увашего малыша не ладится с чтением, посоветуйтесь с преподавателем и логопедомо том, какой из существующих способов лучше подойдёт именно вашему ребёнку. Разне удаётся научить его читать одним методом, вероятно, это получится сделатьдругим. При разговоре со специалистом, попросите рассказать об особенностях ипринципах используемых им приёмов и о том, как они работают.
Любознательность
Ничтоне способно подтолкнуть любовь к чтению сильнее стремления узнавать новое. Внорме любознательность заложена в природе каждого человека, особенно молодого, атем более ребёнка.
То,что мы нередко «ленивы и нелюбопытны» является результатом негативных влияний.Люди, которым с детства были внушены некоторые психологические установки, отказываютсяот познания и размышлений. Это могут быть вариации на тему того, что «умнымтрудно живётся», «меньше знаешь – крепче спишь», и сообщения о беднойлюбопытной Варваре, которой «на базаре нос оторвали». Родители, придерживающиесяподобных убеждений, без труда наградят ими своих детей.
Временами,сами не сознавая того, мы подводим ребят к пассивности в изучении людей и мира.Такое случается при нахождении семьи в состоянии конфликта и кризиса.Пятилетний мальчик изводит всех расспросами, «почему мама плачет», «почему папаушёл», и «добрая или злая бабушка», а у нас нет сил, времени и умений емуотвечать. Нам и погулять-то с ним порой некогда. И мы реагируем раздражением. Врезультате ребёнок связывает наше недовольство не с семейной ситуацией, а с нимсамим и его расспросами. Так он приходит к ложному выводу, что сильнаязаинтересованность чем либо, вызывает недовольство других.
Нов вопросах познания нужно учитывать, что детям гораздо сообразнее получатьинформацию из непосредственного взаимодействия с людьми и природой, чем скнижных страниц. Поэтому в своём стремлении усадить юных чтецов за азбуку намнужно не перегнуть палку. Воспитатели некоторых детских садов, направленных наускоренное развитие, жалуются, что ребята постоянно читают, считают, пишут иразговаривают на иностранных языках. И в их плотном графике трудно найти времяна прогулки и игры. Переусердствовав в обучении ребёнка, как и в чём бы то нибыло, мы можем получить реакцию совершенно обратную ожидаемой.
Книга и телевизор
Вборьбе за детскую любовь сильнейшим конкурентом книги стал телевизор. Сражениеэто часто неравное. Сообщения, поступающие с голубых экранов, требуют от насменьших умственных, физических и эмоциональных усилий для их восприятия. Нам ненужно в своей фантазии конструировать образы того, о чём идёт речь.Кинематографами и мультипликаторами всё уже сделано ранее. Так что с чистой лисовестью или скрепя сердце, дети и взрослые тянутся к более лёгкому источникузнаний.
Читаяи самостоятельно представляя себе персонажей и все перипетии сюжета, мы делаемэто так, как необходимо именно нашей личности, нервной системе и разуму. А, просматриваяфильмы и мультики, мы наблюдаем за тем, в чём нуждалась психика режиссёров ианиматоров. Но, даже осознавая это, предпочесть чтение захватывающему мельканиюкартинок на экранах довольно трудно.
Напомощь книге может прийти только искренняя любовь к ней взрослых. Когда в домемного книг, их читают, передают из поколения в поколение, они доступны дляпользования, их обсуждают между собой, у ребёнка сложится о них представлениекак о привычной и необходимой части быта и жизни. Тоненькие и толстые переплётыдолжны присутствовать в семье и занимать в ней важное место.
Еслиже сами мы не читаем, а просиживаем перед телевизорами, то нам не следуетнадеяться, что ребёнок наш однажды произнесёт: «Мама, выключи мультик. Пойду, почитаюна ночь!»
Как относиться к компьютеру
Впродолжение темы с телевизором, обычно всплывает тема проведения многих часовза компьютером. Мы склонны обвинять его и «всемирную паутину» в нежелании детейчитать.
Носам по себе компьютер не является «абсолютным злом» и врагом детскоговоспитания. Проблемы, которые мы наблюдаем, обнаруживая своих малышей с мышкамиу мониторов, всегда отражают нечто, сформированное до того, как ребята тамоказались. Часто, проанализировав собственное раздражение на пребывание детей укомпьютеров, перед нами встают вопросы развития их интересов. Когда человеклюбит читать, то и во всемирной сети он выберет это занятие. Если же вфизическом мире он предпочитает что-то иное, он останется верен своимпристрастиям и в виртуальном пространстве.
Наказание или награда?
«Почитаешь,пойдёшь гулять!», «Ты ведёшь себя безобразно! Все каникулы будешь читать!»Такое использование чтения, как отработку для искупления грехов плохогоповедения, развивает у ребёнка представление о нём как о скучном и тягостномнаказании. Такими методами мы скорее не научим ребёнка чтению, но подвигнем егок изобретению способов избегания этой экзекуции. Ежели, наказывая ребят чтением,сами за занятие это берёмся мы крайне редко, то дети будут мечтать о моменте, когдаони вырастут и избавятся от каторги чтения на века, как в их глазах это сделалимы, их наставники.
Ктем же результатам приводит наказание малышей, за ошибки, совершаемые впроцессе обучения чтению. Гораздо эффективнее рассказывать им о том, что вчтении уже удаётся.
Самыйверный путь заинтересовать ребят познанием через книгу — это самим относиться кнему как к подарку и отдыху. Наказанием может стать только лишение случаяпочитать, но никак не общение с любимым произведением.
Внекоторых семьях, взрослые охотно читают детские сказки и истории. И, наблюдая,с каким удовольствием делают это родители, вслед за ними дети стремятсяпрочесть те же произведения и пережить схожие эмоции. Иногда за интереснойкнижкой в такой семье выстраивается целая очередь.
Как не судить о вкусах
Такое,чтобы человек ничего не читал вообще, встречается крайне редко. Сами не замечаятого, мы читаем объявления в газетах и на рекламных щитах, инструкции к бытовойтехнике и чистящим средствам. Разногласия обычно возникают не из-за того, читатьили не читать, а из-за того, что читать именно. Что нам необходимо учитывать вэтом вопросе?
Содной стороны, проживая в доме, где принято листать Cosmopolitan, не стоитполагать, что сын или дочь на сон грядущий решат перечесть историю ДревнейИндии.
Сдругой стороны, нас огорчает, когда дети не разделяют наших вкусов, останавливаявыбор на том, что предпочитают их сверстники и вместо «Братьев Карамазовых»увлечены неким «Гарри Поттером». Нам следует помнить, что ребёнок, входит иадаптируется в кругу своих ровесников, читая и обсуждая то, что в нём популярно.И даже если нас пристрастия ребёнка не устраивают, мы должны учитывать, что сэтими ребятами он вместе будет жить, учиться работать, и создавать собственноюсемью.
Вслучае же полного отрицания и осуждения того, что читают ваши дети, возможно, стоитсерьёзно задуматься о круге их общения.
Заключение
Восновном, мы говорили не о технической, а об эмоциональной составляющей чтения.Вместе с читателями мне хотелось задуматься о возможности сделать это занятиеприятным и захватывающим для наших детей. Ну, или, по крайней мере, найтиспособы их от него не отвратить.
Следуетпомнить, что гораздо сильнее чтения, телевизоров, и чего бы то ни было, детилюбят своих родителей и берут с них пример. Поэтому, найдите минутку иобратитесь к самим себе. Постарайтесь понять, за что вы любите или не любитечтение, почему, порой, на него не хватает времени, отчего останавливаете свойвыбор не на книге, а на чём-то ином. Разобравшись с собственным отношением ккниге, мы способны помочь нашим детям сделать её хорошим и добрым другом на всюих грядущую жизнь
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.