Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Категория развития в педагогике

Склярова Т. В.
Категорияразвития является одной из ведущих в современных научных исследованиях. В общенаучнойметодологии развитие определяется как закономерное, необратимое и направленноеизменение качества материальных или идеальных объектов. В таком пониманиикатегория развития вошла в науку немногим более двухсот лет назад.
Понятиеразвития напрямую связано с понятием времени, поскольку всякое развитиеосуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность.Циклическое восприятие времени, доминирующее в античной философии, исключалопостановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к возникновениюпринципиально нового. Со времен древнего Рима происходящие изменениярассматривались как процесс проявления того, что уже есть. Термин «evolutio»означал разворачивание свитка, в котором уже все записано, но до определённогосрока скрыто.
Идеянаправленности времени обретает особую значимость в христианстве. Ценность изначимость времени связывается с движением созданного Богом мира к такомусостоянию, когда не будет времени (эсхатология – учение о конце времени).Каждое мгновение в таком понимании приобретает особую ценность инеповторимость, потому что обладает потенциалом приближения ко времени«исполнения сроков».
Существующиеразличия в восприятии христианскими мыслителями качественных изменений вовремени отражают разницу в понимании участия Бога в жизни сотворённого Им мира.Так, например, учение о предопределенности человека от рождения к духовномуспасению или к гибели, исходят из представления о том, что единожды созданныймир развивается по законам исходного Замысла. Православная антропология нерассматривает бытие человеческой личности в категориях предопределённости.Православная догматика обосновывает учение о Промысле Божием, как «непрестанномдействии всемогущества…, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет ихк благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление отдобра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».Представление о Промысле Божием соотносится с православии с термином«провиденциальный», что в славянском тексте Библии именуется «Божественнымсмотрением», а Святыми Отцами называлось «попечением».
ПостроениеГегелем диалектики, как учения о всеобщем развитии, также исходило изпровиденциальности происходящих в мире изменений. Это отмечалось, правда, соговорками, даже в советской философии. «Провидение и притом божественноепровидение, управляет мировыми событиями» — цитирует философский словарьутверждение Гегеля, написанное в его «Философии истории».
Категорияразвития в психологии рассматривается как в понимании эволюционных изменений(от лат. «evolutio»), т.е. появления того, что уже есть, но пока не проявилось;так и в понимании генетических изменений (от греч. «genesis»), т.е.происхождения и становления нового состояния изучаемого объекта.
Культурно-историческаятеория развития, разработанная Л.С.Выготским, определяет феномен развитиядетской психики как процесс появления того, что дано и проявления того, чтозадано и при определённых условиях может сформироваться.
Возрастнаяпсихология изучает такие формы развития, как филогенез, онтогенез, патогенез.Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение)изучает изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, в томчисле и вида «homo sapiens». Онтогенез (от греч. on, род. падеж ontos — сущее,genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуальногоорганизма, в психологии описывает формирование основных структур психикииндивида в течение его жизни. Патогенез (от греч. pathos страдание, болезнь, genesisзарождение, происхождение) — совокупность процессов, определяющихвозникновение, течение и исход болезней, в психологии описывает механизмынарушения психического развития.
Процессразвития в возрастной психологии рассматривается в плане количественныхизменений – рост и увеличение и качественных изменений психики, предполагающихскачкообразный переход на другой уровень её организации (метаморфоза — от греч.metamórphosis — превращение).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ и расчет характеристик среднеорбитальной системы типа ГЛОНАС NAV-STAR
Реферат Все о модемах
Реферат Телефонная связь и ее развитие
Реферат Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной 3
Реферат Свободные экономические зоны: сущность, роль, возможности и проблемы становления
Реферат Застосування локальної гіпертермії в комплексному лікуванні хворих на рак молочної залози
Реферат Разработка бизнес-плана создания новой организации ресторанно-гостиничного комплекса в г. Звенигороде
Реферат Конфлікти та методи управління ними
Реферат Much Ado About Nothing An Overview Essay
Реферат II тысячелетие до н. э.
Реферат Endangered Species Essay Research Paper ENDANGERED SPECIESEndangered
Реферат Корректировка таможенной стоимости: основания для проведения и порядок документального оформления
Реферат Small Place Essay Research Paper you need
Реферат Система инструментального обеспечения автоматизированного производства
Реферат Формирование предметного поля геополитике