Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Как научится писать эссе по обществознанию на "отлично"?

Как научится писать эссе по обществознанию на«отлично»?
Киприянова Е.В., к.пед.н,. г. Челябинск.
Сочинениев жанре эссе по обществознанию — явление для школьников да и для учителейновое. И перспективное: XXI век тяготеет к малым формам.
«Краткийсловарь литературоведческих терминов» трактует эссе как«разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведениефакта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Сочинение в жанреэссе требует от автора не только умения продемонстрировать «суммузнаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях,отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он — его герой.
Дляэссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность,эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемыи свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют какзаписки, наброски, раздумья. Оно обычно имеет небольшой объем.
Казалосьбы, все понятно. Но не все так просто. Хорошо творить в жанре эссе, если тыАртур Шопенгауэр или Мишель Монтень! Для учителя проблема состоит в том, чтотворческое задание по истории или обществознанию, выполненное в форме эссе,необходимо оценить — и оценить объективно. Как совместить все, что былоотмечено выше (свободная композиция, право на авторскую субъективность,образность и эмоциональность), с пресловутыми знаниями, умениями и навыками:владением терминами и понятиями, приемами сравнения, сопоставления,аргументации, анализа, синтеза, умением иллюстрировать теорию фактами изобщественной жизни и личного опыта?
Диалектическоепротиворечие налицо: художественная форма и аналитическое содержание,субъективная и объективная стороны социального знания.
Внашей практике преподавания обществоведческих дисциплин разработаны некоторыерекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написанияэссе по обществознанию.
Работунеобходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, ипишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотноисписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что на-писан небрежно.Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовкимысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так)черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь,при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельноговысказывания.
Какбыть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!),писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления идополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На оборотелиста остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр.
Важная«мелочь»: первая запись и в черновике, и в окончательном варианте — это точная формулировка темы эссе. Тема — своего рода условие задачи, вкоторое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так,что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений.Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, котороеею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировкав целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком.Главная задача ученика — понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее(ситуация весьма распространенная в школьной практике).
Итак,тема выбрана, осознана, определенным образом понята. Как правило, темы эссе пообществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются ввиде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя. Чрезвычайно важновыделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого разделаили темы обществоведческого курса ее следует рассматривать.
Полезнона черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе:понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы,имена, события. Словом, «дать себе волю», записать все, что кажетсянужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно вутверждении: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».
Следующаязадача — привести весь этот «хаос» в порядок, соотнести с темой, выбратьэффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.
Самыеответственные части работы — вступление и заключение. Вступление фокусируетпроблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляетобществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль,подытоживающая, резюмирующая рассуждения.
Например,тема «У нас нет времени, чтобы стать самими собой» (А. Камю)предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания,самосознания, самосовершенствования человека, рассмотрит особенностиформирования «я-концепции», поставит экзистенциальные проблемычеловеческого бытия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема«Не хлебом единым жив человек» ставит проблему
соотношенияматериальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Этозначит, что выписанные на черновик и вошедшие в окончательный текст понятия,термины, при-меры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с даннойпроблематикой.
Структураэссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе попроблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкрепленадоказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — этофакты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненныйопыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить двааргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, триаргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре,ориентированном на краткость и образность.
Такимобразом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументовзависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис,аргументы
тезис,аргументы
тезис,аргументы
заключение
Заметим:вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении онаставится, в заключении — резюмируется мнение автора).
Учащимсянеобходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли красных строк,логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Вниманиенужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущиэмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, чтодолжный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонациипредложения, умелое использование «самого современного» знакапрепинания — тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тожеполезно помнить.
Вовторой части статьи остановлюсь на приемах, обеспечивающих творческое освоениепонятийно-категориального аппарата курса обществознания (уверенное владениетерминами и понятиями — первичное условие успеха при работе над эссе).
1.Философская оценка.
Этотприем позволяет конкретизировать умение школьников узнавать и различать проблемы,самостоятельно выражать собственную точку зрения.
2.Категориальный анализ.
Это«перевод» текста на язык философских категорий. Прием позволяетопределить присутствие философских законов и категорий в конкретныхвысказываниях, выявить формы и приемы мышления, умения общаться ианализировать. На язык философских категорий можно переводить пословицы,цитаты, отрывки из художественных произведений и пр.
3.Осознание проблемы и попытка ее разрешения.
Предлагаетсятекст, в котором проблема содержится в неявном (неочевидном для учащихся) виде.Ученики должны увидеть эту проблему и аргументировать ее возможное решение.
4.Выявление и сравнение понятий, позиций авторов, точек зрения, мнений.
Результатыработы уместно оформить в табличном виде.
5.Построение философского предложения или текста.
Задачазаключается в том, чтобы из предложенного набора обществоведческих терминовпостроить верное, осмысленное предложение.
6.Задания-игры.
Этозагадки, кроссворды, чайнворды, анаграммы, криптограммы, лабиринты, магическиеквадраты и пр.
7.Ролевые задания.
Онипредполагают освоение теоретического материала и его представление в игровой,персонифицированной форме. Цель состоит в овладении учащимися новымисоциальными ролями, усвоении культурного опыта и его интерио-ризации.
8.Индивидуализированные рефлексивные задания.
Онинаправлены на опосредованный, косвенный самоанализ, самоцелеполагание,самопланирование и самоконтроль. Цели реализуются путем создания ситуаций«переноса» (своего рода описание воображаемой жизни и деятельности взаданном времени и в произвольном пространстве) и морального выбора, а такженаписания эссе или воображаемого диалога с мыслителем.
9.Создание ситуаций диалектико-логических противоречий.
Заданиястроятся на основе материала, заключающего в себе связь противоположностей.Необходимо отобрать соответствующий учебный материал, определить момент еговключения в курс, определить конкретный тип ситуации (антиномии — непосредственной связи противоположных по смыслу высказываний; парадокса, прикотором возникает противоречие между высказыванием и фактами действительности,хотя логическая правильность рассуждения сохраняется).
Взаключение вернусь к вопросу о критериях оценивания эссе по обществознанию.Очевидно, что эссе предполагают реализацию личностно ориентированного подхода кобучению. Именно поэтому формой и способом диагностики результатов деятельностив данном случае выступает контентанализ и поэлементный анализ текста эссе.Критериями оценивания выступают: характер использования обществоведческихтерминов и понятий; выражение собственного мнения; аргументация; осознаниепроблемы и самостоятельность ее решения.
Следуетподчеркнуть, что данные критерии в целом абстрактны, при их применении кконкретным работам неизбежно возникают трудности. Выработка критериевоценивания работ творческого, субъективного содержания остается важнойпроблемой современной образовательной теории и практики.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта teacher.syktsu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.