Анализ проблемы половых различий привзаимодействии с информационными технологиями
Исследованиеполовых различий в применении информационных технологий привлекает значительноевнимание зарубежных исследователей. Например, получены многочисленные данные овлиянии пола пользователя на характер его взаимодействия с компьютером.Показано, что половые различия в поведении и психической деятельности человекафиксированы в самом построении человеко-компьютерного диалога (Whitley,1997).Применяемые для учебной и игровой деятельности компьютерные программыадресованы скорее мальчикам, чем девочкам. Наиболее компьютеризированы теучебные курсы, которые привлекают именно мальчиков.
Большинствопроведенных в США исследований навыков работы с компьютером выполнены восновном на мужском контингенте испытуемых. Наконец, средства массовойинформации также описывают работу с компьютером как сферу мужской деятельности(Ware and Stuck, 1985).
Этаситуация привела к возникновению гипотезы о том, что представительницы женскогопола имеют менее позитивные установки по отношению к компьютерам, чем мужчины(Canada and Brusca, 1993). Однако экспериментальные данные по этому вопросупротиворечивы. Как показано Кау (1992), источником неоднозначности в полученныхданных была некорректная формулировка экспериментальной задачи, выражающаяся вразнородности исследуемых переменых. Среди изучаемых переменных были:тревожность и страх по отношению к компьютеру; уверенность в себе при работе скомпьютером; профессиональное применение компьютера; позитивные и негативныеустановки по отношению к компьютеру и их влияние на социальное ипрофессиональное поведение. Влияние полового фактора на каждую из изучаемыхпеременных оказалось неоднозначным.
Вобзорной работе (Morgan et al.,1992) обобщаются исследования, связанные споловыми различиями в области применения информационных технологий. К примеру,отмечается, что видеоигры в большей степени привлекают мальчиков; хотя девочкидостаточно успешно играют в эти игры, они проявляют невысокую готовностьучаствовать в такого рода деятельности. Вероятной причиной часто признаетсяимплицитно содержащиеся в играх агрессивность и насилие, которые значительносильнее привлекают представителей мужского пола, чем женского. Дети всехвозрастов полагают, что видеоигры и компьютерные игры в большей степениинтересуют мальчиков, нежели девочек.
Втой же работе отмечается, что при обучении (как в школах, так и в высшихучебных заведениях) представители сильного пола проявляют большую готовностьприменять компьютеры, а преподаватели уделяют им больше внимания и позволяютбольше работать с компьютерами, чем представительницам женского пола. В итогемальчики и юноши переоценивают свою компетентность в применении информационныхтехнологий, когда сравнивают себя с девушками, объективно не уступающими им вкомпетентности. Вообще говоря, компетентность нередко оказывается болеесущественным фактором, лежащим в основе аттитюдов к информационным технологиям,чем пол. Тем не менее даже на высоких уровнях компетентности отмечаютсянекоторые половые различия. Так, по мере роста компетентности мужчины проявляютсклонность ко все более сильной персонификации и анимизации компьютеров, в товремя как женщины склонны к увеличению доли механоподобных, неодушевленныххарактеристик компьютеров.
Считается,что у женщин и девочек чаще проявляются тревожность и страх в отношенииинформационных технологий, чем у мужчин и мальчиков (Доронина, 1993). В то жевремя встречаются исследования, в которых данный эффект не имеет места. В целомпризнается (Morgan et. al,1992), что усвоение социальных ролей и стереотиповведет к тому, что женщины проявляют относительно меньший (по сравнению смужчинами) интерес к технике и к математике, с которыми чаще всегоассоциируются информационные технологии. При этом индивидуальные склонности вряде случаев перекрывают факторы, связанные с асимметричным обучением, половымистереотипами и др. Несмотря на то, что в применении информационных технологийочевидными образом доминируют мужчины, универсальных приемлемых объясненийэтому факту так и не найдено.
Попыткивыдвинуть в качестве объяснения различия в когнитивной организации и способностяхмежду полами отвергаются феминистскими организациями как«сексистские». Одним из последствий «революции втелекоммуникациях» стал так называемый «киберфеминизм»(Plant,1996). Породив «киберпространство», Интернет дал импульсвозникновению анархического, никем не управляемого мира, главным смысломкоторого становятся виртуальные взаимодействия. Для «киберфеминисток»возникновение этого виртуального мира стало означать новый этап борьбы смужским доминированием в реальном, патриархальном мире, мире «эдиповакомплекса». Неизвестно, найдут ли новую идентичность в«киберпространстве» женщины — существенным для автора представляетсяуже то, что маскулинная идентичность теряется или размывается в виртуальноммире.
Такимобразом, анализ эмпирических и экспериментальных данных показал, чтобольшинство исследователей согласны с фактом наличия половых различий вовзаимодействии человека и компьютера. Характер и генез этих различий тем неменее остается не вполне ясным.
Очевидна,однако, тесная связь степени выраженности половых различий с социальными инационально-культурными особенностями общества. Этот факт отмечается в работеDurndell et al (1997). В этом исследовании производилось сравнение отношения ккомпьютеру британских и румынских студентов мужского и женского пола.Результаты показали, что социально-культурные различия выражены гораздо болеесильно, чем половые. Сравнение румынских и британских женщин-пользователейпоказало, что румынские женщины проявляют значительно больший энтузиазм вотношении компьютеров. По мнению авторов, для населения бывших социалистическихстран типична ситуация активного отношения женщин к новым технологиям,проявляющаяся в повышенном интересе к компьютерам.
Влияниесоциальных, экономических и культурных условий на проявление половых различий вдеятельности человека представляется существенным. Исследование подобныхвзаимосвязей имеет особый интерес в России, где вместе с коренными истремительными экономическими изменениями идет перестройка нравственных исоциальных ценностей миллионов людей.
Этоделает особенно актуальной задачу исследования половых различий в областиприменения информационных технологий. Практическая значимость такогоисследования заключается в том, что экономические и социальные перемены ведут кизменениям в структуре занятости населения. Десятки профессий устаревают.Многие тысячи людей зрелого возраста, значительную часть которых составляютженщины, вынуждены обучаться новым профессиям. Весьма часто эти профессиисвязаны с освоением и использованием новых компьютерных технологий. Одним изнаиболее перспективных и вместе с тем относительно редких для российскихпользователей видов информационных технологий является применение Интернета.Лишь для небольшой части населения России применение Интернета является служебнойнеобходимостью; сравнительно немногие семьи могут позволить себе доступ кИнтернету на дому. Таким образом, Интернет представляет собой перспективную,авангардную технологию; в то же время простые формы сетевой деятельности(электронная почта, например) становятся относительно доступными, в том числедля женщин.
Задачи и методы исследования
Задачанашего исследования состояла в определении психологической спецификидеятельности российских женщин-пользователей Интернета. Исследованиепроводилось в рамках психологического изучения сообщества пользователейглобальных компьютерных сетей в России, проводимого с 1992 года. В исследованииприменялись такие методы, как интервью, компьютеризированный опрос, наблюдение,анализ документов.
Напервом этапе исследования в проведенном посредством электронной почты опросеучаствовали 486 респондентов, из них 39 женщин. Полученные результаты опросамужчин и женщин-пользователей сравнивались между собой. На втором этапеисследования был разработан специальный опросник, предназначенный дляженщин-пользователей. Опросник был разослан персонально женщинам, принявшимучастие в первом этапе опроса. Было получено 13 ответов.
Результатыисследования
Результатыпервого этапа исследования
Сравнениеответов женщин и мужчин-пользователей Интернета.
Социально-демографическиепараметры
Числоженщин-респондентов составило лишь 8% от общего числа ответивших на опросник,что говорит о малой представленности женщин среди российских пользователейИнтернета. Основную часть женщин-пользователей составляют научные работники ипреподаватели (25%), программисты (21%), учащиеся (19%) и служащие коммерческихорганизаций (18%). 49% опрошенных женщин имеют стаж работы в Интернете отполутора до трех лет.
Профессиональныйсостав женского контингента опрошенных существенно отличается от мужского.Среди них меньше сетевиков (14% женщин и 29% мужчин), программистов (21% и47%), электронщиков (4% и 16%), бизнесменов (2% и 12%). Зато среди женщинбольше научных работников и преподавателей (25% и 17%).
Контингентженщин-пользователей Интернета несколько старше по возрасту, чем мужской. Умужчин средний возраст респондентов находится в диапазоне 21-25 лет, а у женщин- 26-30 лет.
Психологическиепараметры
Интересыпользователей изучались на основе предпочитаемых ими телеконференций.Оказалось, что женщины реже, чем мужчины, подписываются на коммерческие ипрограммистские телеконференции (40% и 65% соответственно). Чаще — нателеконференции по искусству, литературе, культуре и религии (41% и 28%).Женщины меньше интересуются информацией о науке (19% и 25%), об информатике ивычислительной технике (35% и 54%). Зато они вдвое чаще (32% и 16%)интересуются информацией по образованию.
Мотивыи потребности пользователей. Женщины чаще, чем мужчины, отмечали наличие
мотиваинтеллектуальной и творческой самореализации (65% женщин и 51% мужчин),
мотиварекреации (47% и 38%),
мотивапреодоления коммуникативного дефицита (40% и 25%).
Уженщин менее выражена:
мотивациясамоутверждения и аффилиации (21% и 30%).
Оценкавлияния Интернета на личность пользователя. Женщины чаще отмечают важность игрыи импровизации при работе в Интернете (58% мужчин и 43% женщин). Они вынужденыболее активно пополнять свои знания при работе в Интернете (65% и 55%). Женщинысчитают, что Интернет способствует развитию личности (51% и 40%).
Каки при анализе мотивации, эти результаты показывают, что для женщин более важенразвивающий компонент работы в Интернете. Это развитие носит комплексныйхарактер и касается коммуникативной, интеллектуальной и личностной сферы. Менееактуален для женщин по сравнению с мужчинами аспект, связанный спрагматической, деловой (информационной, карьерной) сферой взаимодействия.
ВлияниеИнтернета на круг общения. Женщины высоко оценивают влияние Интернета на характеробщения.Женщины более часто, чем мужчины, находят с помощью Интернета:
хорошихтоварищей (44% мужчин и 31 % женщин),
знакомыхв разных странах (47% и 38%),
людей,с которыми приятно встретиться (32% и 21 %),
полезныезнакомства (51% и 41 %).
Женщины,таким образом, считают коммуникативные последствия работы в Интернете болеесущественными для себя, чем мужчины.
Хотяразличия в оценке негативных последствий работы в Интернете (наличие назойливыхклиентов, ненужных контактов) между мужчинами и женщинами не достигают значимойвеличины, наблюдается тенденция меньшей выраженности негативной оценкипоследствий коммуникации в Интернете у женщин по сравнению с мужчинами.
Итогипервого этапа исследования
Такимобразом, опрос показал, что женщины-пользователи Интернета отличаются от мужчинпо социально-демографическими и психологическим характеристикам. Этиособенности касаются возрастного состава и профессиональной принадлежности,характера используемой информации, общей структуры интересов. Показано, что дляженщин более свойственен интерес к информации об образовании, культуре. Онименьше, чем мужчины, интересуются информацией технического и научногохарактера.
Полученызаметные различия в мотивации женщин и мужчин-пользователей Интернета. У женщинболее важное место занимают мотивы творческой самореализации, отдыха икоммуникативные мотивы, т.е. мотивы, прямо не связанные с деловойпрофессиональной сферой использования Интернета. Можно предположить, что работаженщин в Интернете имеет довольно сильный компенсационный аспект. Онавосполняет недостаток творческого высококультурного общения, ощущаемого вобыденной жизни.
Дляженщин Интернет имеет более существенные личностные и коммуникативныепоследствия, чем для мужчин. Женщины отмечают, что Интернет способствуетличностному, коммуникативному и познавательному развитию человека. Менееактуальны для них чисто деловые и утилитарные аспекты работы в сети.Коммуникативные последствия работы в Интернете для женщин не только болеесущественны, но и более позитивны, чем для мужчин.
Результаты второго этапа исследования.
Опросженщин-пользователей Интернета
Дляизучения психологических особенностей женщин-пользователей Интернета былразработан специальный опросник, состоящий из 21 пункта. Каждый пунктпредставлял собой утверждение, с которым респондент соглашался или несоглашался, выбирая в меню ответ «да» или «нет»; вдобавокимелась свободная строка для пояснений к ответу.
Частьпунктов носили общий характер и выясняли глобальное отношение пользователей кИнтернету (например, «Работа в Интеpнете делает обыденную жизнь болееинтересной и разнообразной»). Некоторые пункты специально предназначалисьдля женщин и были направлены на изучение отношения к женщинам другихпользователей, влияние половой принадлежности на статус женщины-пользователя имнение самих женщин по этой проблеме (например, «Тот факт, что я женщина,определяет отношение других пользователей ко мне»).
Посколькув опросе приняли участие 13 женщин, его результаты носят предварительныйпилотажный характер. Основные тенденции, полученные в результате анализаданных, нуждаются в дополнительной проверке на широкой выборке. Выводы и немогут быть распространены на все сообщество пользователей Интернета в Россиибез дополнительного исследования.
Врезультате проведенного пилотажного исследования получены следующие результаты.
Всереспонденты считают, что «Работа в Интернете делает обыденную жизнь болееинтересной и разнообразной». Это происходит за счет обилия новойинформации, возможности найти новых друзей, высокой скорости общения,возможности выбраться за рамки домашних проблем, новых впечатлений и знакомств.Многие респонденты отмечают, что по бытовым причинам (маленький ребенок,домашние обязанности) у них нет возможности путешествовать, встречаться со своимизнакомыми. Работа в Интернете позволяет общаться с интересными людьми, получатьновую информацию, не выходя из дома и не теряя времени на дорогу и суету.
12из 13 опрошенных считают, что «Интернет позволяет женщине более полнореализовать свой творческий и личностный потенциал». По мнению частиреспондентов, загруженность женщины в быту препятствует ее самореализации вдругих сферах (например, профессиональной, творческой). Интернет даетвозможность, не жертвуя интересами семьи, «найти себя» во внешнем общении.Интернет в этом случае выступает как «аналог курсов кройки и шитья».Другая точка зрения состоит в том, что Интернет — удобное и современноесредство самореализации любого человека, независимо от его половойпринадлежности и связанных с нею обязанностей и ролей. Интернет даетвозможность обсудить свои творческие результаты и планы в компетентной изначимой аудитории, что одинаково существенно и для женщин, и для мужчин.
Сутверждением «Интернет дает женщине шанс найти новые знакомства и устроитьсвою личную жизнь» согласились 9 опрошенных. Двое не согласились сутверждением и еще двое не ответили на вопрос. Одна из опрошенных подтвердилаправильность утверждения собственным примером, т.к. познакомилась со своиммужем посредством Интернета.
Практическивсе опрошенные женщины высказали положительное отношение к такой возможности.Они считают, что Интернет дает возможность познакомиться с близкими по духу иинтересам людьми. Лишь двое из опрошенных высказали скептическое отношение кИнтернету как способу личных знакомств. Отметим, что ответы этих респондентов вцелом были крайне немногословны, в них отсутствовали развернутые комментарии.
Всеопрошенные единодушны во мнении о том, что «Работа в Интернете помогаетженщине в профессиональном и социальном росте». Как считают респонденты,это возможно за счет новых знаний и навыков, общения с компетентными людьми.Умение пользоваться Интернетом выделяет женщину на фоне коллег, делает болеекомпетентной, повышает ее авторитет. Некоторые особо подчеркивают, что Интернетвыдвигает человека «на фоне общей отсталости и забитости».
Большинствореспондентов (11 из 13) считают, что было бы интересно лично увидеться спартнерами по Интернету.
Цельютаких встреч является поиск понимания, гармоничное общение в широком кругу,желание стать друзьями. Согласно высказыванию однй из респондентов, «чтобыстать настоящими друзьями, людям необходимо встретиться, увидеть другдруга». Некоторые респонденты уже встречались с партнерами по Интернету, итолько одна из них считает этот опыт негативным.
Мненияпо поводу утверждения «Тот факт, что я женщина, определяет отношениедругих пользователей ко мне» разделились: с утверждением согласились 8опрошенных, не согласились 5 опрошенных.
Респонденты,давшие положительный ответ, считают, что при общении с женщиной другиепользователи:
становятсягораздо терпимее к ее ошибкам;
иногдаотносятся недостаточно серьезно, но зато чутко и вежливо;
мужчиныболее охотно вступают в переписку с женщинами, поскольку «это покаредкость» в российском Интернете;
мужчины-пользователине прочь пофлиртовать.
Срединесогласных с утверждением был лишь один комментарий: «А какая,собственно, разница?».
Утверждение«Мне не раз приходилось сталкиваться в Интернете с грубым, невежливымотношением к моим высказываниям» получило лишь один утвердительный ответ.
Респондентнаписала, что ее высказывание в телеконференции «relcom.politics»вызвало реплики «что с женщин взять, они все дуры». Однако другиепользователи своим позитивным отношением попытались сгладить неприятный осадок.
Сутверждением «Работа за компьютером — не лучшее занятие для женщины»согласились лишь двое опрошенных.Несогласные с утверждением дали следующиекомментарии:
естьвещи и повреднее;
этотакая же работа, как и все другие;
компьютердает удобство, а это то, что и нужно женщине.
Большинствореспондентов подчеркивают, что в этом вопросе пол не имеет решающего значения.
Те,кто считают работу за компьютером неподходящим для женщины занятием, говорят отеоретически возможном вреде для здоровья. Практически же отмечают полноеотсутствие вредных последствий лично для себя.
Поповоду утверждения «Женщина пользуется в Интернете большим вниманием ивызывает больший интерес, чем мужчина» мнения ответивших разделились.Согласие с высказыванием выразили 7 опрошенных, несогласие — 5. Одна опрошеннаяне ответила на этот вопрос. По мнению респондентов, согласных с утверждением,мужчины-пользователи проявляют по отношению к женщинам заботу, поддержку,помощь, охотно поддерживают переписку, делают комплименты. Одна респондентканаписала, что это внимание в последнее время уже перестало встречаться, хотяраньше действительно было распространено.
Отмечаетсятакже, что этот интерес носит особый характер — на женщину за компьютеромсмотрят как на невиданное животное, своеобразную экзотику.
Лишьполовине опрошенных (6) было бы «интересно пообщаться с другимиженщинами-пользователями Интернета». Часть опрошенных подчеркивают, что ихинтересует не «специфически женское» общение. Характер этого общенияне зависит от пола собеседника.
Другие,напротив, говорят о дефиците именно «чисто женского» общения, средитем называются дети, семья, секс, хобби.
Разделилисьмнения и по поводу утверждения «Легкий флирт делает работу в Интернетеболее интересной». Согласны с утверждением 7 человек, не согласны — 5.Первые считают, что флирт — это тоже вид творчества, он дает возможностьсовмещать приятное с полезным, является источником «нестандартных»эмоций, повышает настроение, делает жизнь более интересной.
Средиотрицательно настроенных по отношению к флирту в Интернете pеспондентов естьтакой комментарий: «Иногда флирт перестает быть легким». В целом ихответы менее развернутые, респонденты не дают комментариев, ограничиваясьответами «нет».
10опрошенных не согласились с утверждением, что в «Интернете нивелируютсяразличия между полами, и это мешает женщине проявлять своюиндивидуальность». По мнению ответивших, индивидуальность женщиныпроявляется не только во внешнем облике, поэтому Интернет дает достаточновозможностей для индивидуализации. Основой такой индивидуальности являютсяумственные, интеллектуальные качества. Кроме того, по мнению респондентов,женщина в любой ситуации найдет способ проявить свою индивидуальность.
Согласныес утверждением считают, что нивелирование половых различий имеет какположительные последствия (нормальное общение без жеманства), так иотрицательные (неудовлетворенность общением).
Четвероопрошенных признали, что «Иногда приходилось получать не вполне приличныепредложения посредством Интернета». На вопрос о том, какова была ихреакция на эти предложения, получены такие ответы: «игнорирую»,«не реагирую», «пропускаю мимо». Остальные не встречались стакими предложениями при общении в Интернете.
8опрошенных женщин согласны с утверждением «Тот факт, что в Интернете маложенщин, делает наше положение немного привилегированным».
Этовыражается в следующем: помощь, забота, внимание со стороны мужчин, охотнееобщаются, скорее пришлют нужное, легче завоевать внимание партнера, ни одна женщинане остается без мужского внимания, а это приятно. Таким образом,привилегированное положение женщин в Интернете выражается как в чистопрактических результатах (получение нужной информации), так и в особомэмоциональном отношении к женщинам, в основе которого лежат принятые в обществеотношения между людьми разного пола.
12респондентов считают очень важным то, что Интернет «сближает людей по ихинтересам вне зависимости от возраста, внешности, пола и социальнойпринадлежности». На их взгляд, это дает людям возможность более свободнообщаться без ограничивающих их социальных рамок; защищает от предрассудков.Интернет является открытой и демократичной средой общения.
Каксчитают опрошенные, в реальной жизни многие люди закомплексованы и не имеютподходящего круга общения, живя в замкнутой системе «работа-дом». АИнтернет выравнивает всех людей по статусу, возрасту. Очень важно, что исчезаеттакой фактор, как «внешность». Правда, по мнению респондентов,внешность партнера по общению легко угадывается за его высказываниями. Вкачестве доказательства одна из них привела пример из собственного опыта, когдаона предложила своему собеседнику в Интернете описать ее портрет. К ееудивлению, портрет оказался довольно сходен с оригиналом.
Лишь4 из 13 опрошенных сообщили, что при переписке посредством электронной почтыдают собеседнику понять, что они женщины. Это вызвано тем, что они:
гордятсясвоим полом;
нехотят быть бесполым существом в общении.
Другиесчитают, что делать это незачем; либо не придают этому значения; либо хотятбыть на равных с мужчинами.
10опрошенных не считают, что мужчины в Интернете более галантны, чем в жизни.«Они такие же, как в жизни. Однако за счет того, что в российскомИнтернете представлены более интеллектуальные социальные слои, общение в немболее прогрессивно». «Галантность в письменном виде ни к чему необязывает. Поэтому она чаще встречается в Интернете». Другая респондентсогласна с этим: «Мужчинам легко быть галантным только на словах. Поэтомуони более галантно говорят в Интернете, чем в жизни». Таким образом,оценка вежливости мужчин в Интернете является не слишком высокой, по мнениюответивших, за ней стоит поверхностная мотивация.
Лишьодна опрошенная отметила, что ее «раздражает, что отношение к ней вИнтернете определяется тем, что она женщина». Остальные либо ничегоподобного не замечают, либо удовлетворены этим фактом.
Однаиз опрошенных отмечает: «Если я женщина — ко мне и отношение должно бытькак к женщине, а не как к бесполому товарищу. Я не поддерживаю американскиеперегибы в вопросе о равенстве полов. Мужчины и женщины неравны от природы, ибессмысленно их уравнивать».
Отметим,что этот ответ перекликается с комментариями к вопросу 16 («не хочу бытьбесполым существом»), данным другой опрошенной. Единственная опрошенная,которую раздражает, что отношение к ней других пользователей определяется ееполом, дала следующий комментарий: «Мужчины и в Интернете, и в жизнисчитают, что если собеседник — женщина, то значит, они умнее».
Лишьполовине (6 из 13) опрошенных известны специальные информационные ресурсы вИнтернете, предназначенные для женщин. Одной из опрошенных было бы интереснотуда заглянуть, другие жалуются на нехватку времени. Лишь одна из респондентовсообщила, что она пользуется этими источниками информации.
Толькотрое из опрошенных считают, что их имидж в Интернете «не совпадает среальным обликом». Отмечается, что «собеседники в Интернете видяткакую-нибудь одну сторону человека. А реальный облик складывается из множествасторон». «Я пытаюсь соответствовать тому, что обо мне думают те, скем я общаюсь. Я им кажусь не такой, как я есть».
Вообщеэтот вопрос у многих вызвал затруднения, что выразилось в пропуске ответа нанего. А одна из опрошенных ответила, что у нее «в Интернете нетимиджа».
Впоследнем пункте анкеты спрашивалось: «Как выглядит типичная российскаяженщина-пользователь Интернета? Чем она отличается от зарубежных коллег?»Получены следующие ответы.
«Понятияне имею, разве что жена крутого или специалист сама».
«Зарубежныеколлеги раньше научились пользоваться компьютером и раньше получили доступ вИнтернет. А типичная российская женщина пользуется Интернетом за компанию сосвоим мужчиной, который первым приволок это чудо домой».
«Ничемне отличается. А выглядит она нормально, современно, т.к. всегда в курсе всехсобытий».
«Сроссиянками я не встречалась. А типичная иностранка сидит дома, воспитываетдетей, между делом работает на компьютере. Пишет или переводит. Иностранка приэтом не становится в обществе белой вороной, как россиянка. У нас таких женщинмало и они оторваны от жизни. Мне трудно общаться с „живыми“женщинами, не работающими с компьютером, часто не о чем говорить».
«Унас доступ к Интернету имеют либо профессионалы-электронщики, либо богатыедамы, которые могут это оплатить, либо учащаяся молодежь».
«Российскаяженщина-пользователь скромна и счастлива от ерунды».
«Онахорошо образованна, достаточно независима, следит за собой, стремится к личномусамосовершенствованию. Отличается низкой зарплатой и худшими условиямижизни».
"Женщина не может быть типичной, каждая женщина неповторима, аженщина-пользователь тем более".
«Умная,немного закомплексованная женщина, которая не всегда имеет возможность бытьуслышанной вне Интернета, но все же женщина, которая хочет быть привлекательной,но не знает как. Женщина, которая ищет внимания. Простая советская женщина вовсех проявлениях».
Обсуждение результатов
Отношениеопрошенных российских женщин-пользователей к Интернету является единодушнопозитивным. Они признают развивающее значение Интернета в различных сферахжизни: профессиональной карьере, познании, личностном общении, творчестве.Женщины-пользователи Интернета считают, что Интернет является универсальнымсредством общения — от сферы бизнеса до поиска будущего супруга.
Женщины-пользователине считают работу с компьютером чисто мужским занятием, большинство из нихполагает, что пол не является существенным фактором, влияющим на взаимодействиес информационными технологиями, Интернет, по мнению опрошенных, является средойобщения «на равных», нивелирует внешние, социальные, половые ивозрастные различия.
Всвоих ответах респонденты отмечают, что женщина в российском Интернете — всееще явление редкое, вызывающее повышенный интерес со стороны другихпользователей. Хотя в общем отмечается тенденция к увеличению количествапользователей-женщин в Интернете и как следствие, соответствующее изменениеотношения к ним. Если раньше наблюдался повышенный интерес к женщине вИнтернете как к экзотическому явлению, то постепенно этот интерес становитсяменее выраженным, и отношение все меньше определяется полом пользователей.
Сдругой стороны, говорить о том, что половая принадлежность не влияет навзаимодействие людей в Интернете, пока нельзя. Кроме того, неоднозначно иотношение самих женщин к этой тенденции. Часть из них не только не стремится к«равноправному» партнерству с мужчинами, но и специальноподчеркивает, что они являются женщинами и, следовательно, требуют особогоотношения — более внимательного, вежливого, осторожного. Другие, напротив,строят свое общение так, чтобы ничем не отличаться от других пользователей. Этатенденция более типична для женщин-пользователей, занимающихся бизнесом.
Основнаячасть опрошенных российских женщин не стремятся к созданию в рамках Интернета«женского клуба по интересам». По-видимому, в обычной жизни этиженщины испытывают дефицит скорее в общении с единомышленниками, друзьями,интересными людьми. Их интересы более широки по сравнению с типично«женскими» проблемами.
Полученныерезультаты позволяют наметить некоторые подходы к выделению «типов»женщин-пользователей Интернета в России. К первому типу принадлежат женщины,для которых основной сферой интересов в Интернете является бизнес. Эти женщиныв своих ответах демонстрируют несколько феминистские позиции, озабоченностьпроблемами равенства мужчины и женщины. Они выступают против низкой оценкимужчинами деловых и профессиональных качеств пользователей-женщин.
Диаметральнопротивоположный тип составляют женщины, основной сферой своей деятельностисчитающие семью и воспитание детей. Интернет при этом рассматривается какудобная возможность «быть в курсе жизни», «отвлечься от домашнихдел», «сочетать работу с комфортом». Для этой группыпользователей характерно иное отношение к проблеме половой принадлежностипользователя Интернета. Они считают, что общение строится по-разному взависимости от пола партнера. Поэтому при работе в Интернете они информируютсвоих партнеров о том, что являются женщинами. При этом ожидается, что партнерпроявит более внимательное, чуткое, вежливое отношение к ним.
Выводы
Результатыпилотажного опроса позволяют отметить следующие основные тенденции проявленияполовых различий при работе российских пользователей в Интернете.
Контингентженщин и мужчин пользователей Интернета в России существенно различаются.Различия касаются профессии (среди женщин больше преподавателей и научныхсотрудников и меньше сетевиков, электронщиков, бизнесменов). Контингент женщиноказался несколько старше по возрасту и гораздо малочисленнее мужского.
Имеютсяи психологические различия. Женщин-пользователей меньше интересует информацияпо науке, вычислительной технике, информатике, коммерческая информация. Ихбольше, чем мужчин, интересует информация по образованию, искусству,литературе, культуре, религии.
Средимотивов деятельности в Интернете женщины чаще, чем мужчины, отмечают:
мотивинтеллектуальной и творческой самореализации,
мотиврекреации;
мотивпреодоления коммуникативного дефицита.
Менееярко, чем у мужчин, выражена мотивация самоутверждения и аффилиации. Мотивацияженщин имеет сильный компенсаторный коммуникативный компонент, то есть важнымиявляются восполнение в Интернете развитого и компетентного общения, которогоим, возможно, не достает в реальной жизни.
Дляженщин в Интернете интересны импровизация и игра, получение новых знаний иличностный рост, возможности которого предоставляются Интернетом. По сравнениюс мужчинами женщины проявляют более позитивное отношение к коммуникации вИнтернете, они более терпимы к назойливым и необязательным контактами,возникающим м Интернете.
Тенденцииразвития деятельности российских женщин-пользователей в Интернете
Начавсвое развитие в России как обособленная сфера общения высококвалифицированныхпрограммистов, практически полностью состоящая из мужчин, Интернет в настоящеевремя претерпевает глубокие изменения. На начальных стадиях своего развитиясообщество пользователей глобальных компьютерных сетей в нашей стране обладаловсеми свойствами изолированного моногендерного образования. Это и специальныйэтикет, и элементы своеобразного снобизма, и закрытость сообщества для«посторонних». Такие особенности определяли и специфику отношениячленов сообщества пользователей глобальных компьютерных сетей к женщинам,затесавшимся в их ряды. Это отношение проявлялось, с одной стороны, вповышенном интересе к женщинам-пользователям, носящим почти«естествоиспытательский» характер. С другой стороны, в болеевнимательном, снисходительном и вежливом «гусарском» отношении кдамам-пользователям, помощи и внимании к их проблемам.
Помере расширения женского контингента пользователей Интернета в России этотинтерес утрачивает свою остроту. Постепенно теряя закрытый характер, российскийИнтернет становится все более точной моделью общества, воспроизводя в своих взаимодействияхи отношениях характерное для России состояние проблемы половых различий.
Список литературы
АрестоваО.Н., Войскунский А.Е.
Исследованиеполовых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей