Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» выделяет среди таких объектов государственные природные заповедники и заказники. Оценивая причины выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны, можно выделить ряд причин, в силу которых особая защита этих территорий необходима.
Это экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные причины. Территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. В зависимости от отнесения государственного заказника к охраняемым природным территориям федерального
значения или к особо охраняемым природным территориям регионального значения, определяется, в ведении федеральных органов государственной власти или ведении органов государственной власти субъектов федерации находятся данные объекты. В зависимости от ведения определяется и собственность, а значит, и финансирование этих объектов. Относительно находящихся в федеральной собственности заповедников и заказников государственное управление и государственный контроль в области их организации и функционирования осуществляются
Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными на то государственными органами
Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В отношении всех особо охраняемых природных территорий, в том числе и заповедников и заказников, ведется государственный кадастр. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической
и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Кадастр ведется по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной
собственностью федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории, по особо охраняемым природным территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы осуществляют свод кадастровых сведений
по субъектам Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, проводят их анализ, организуют периодическое издание материалов кадастра. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания
в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение; участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования
особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и экологопросветительскими учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных
процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной
собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются
из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым при условии согласия соответствующего субъекта Российской Федерации на отнесение территории заповедника к объектам федеральной собственности и по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного
органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника и утверждает положение о ней. Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным
на то Правительством Российской Федерации. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. Органы государственной власти Российской Федерации, в ведении которых находятся вновь созданные государственные природные заповедники, определяют сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры, соответствующей государственному природному заповеднику как природоохранному учреждению.
В период, предшествующий созданию этой инфраструктуры, контроль за соблюдением режима государственного природного заповедника осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти либо иными уполномоченными ими органами. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, и положение о ней утверждается также органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На территории государственных природных заповедников устанавливается режим особой охраны территорий государственных природных заповедников. Это выражается в том, что на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории,
установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе: действия, изменяющие гидрологический режим земель; изыскательские работы и разработка
полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород; рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Положением; строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников; промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением; интродукция растений и животных с целью их акклиматизации;
применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений; сплав леса; транзитный прогон домашних животных; нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования; сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках; пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными
органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера; иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на: а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений
природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; г) осуществление экологического мониторинга; д) выполнение научно-исследовательских задач; е) ведение эколого-просветительской работы; ж) осуществление контрольно-надзорных функций. На некоторых участках заповедника в порядке, определенном в положении
о конкретном государственном заповеднике, могут быть разрешены: организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания; выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам, в том числе вышедшим на пенсию, а также иным гражданам, постоянно проживающим на его территории; предоставление работникам заповедника, в том числе вышедшим на пенсию, но проживающим на его территории, служебных наделов (пахотной земли и сенокосов); заготовка дров и деловой древесины,
необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан; сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи); любительский лов рыбы сотрудниками заповедника, а также гражданами, проживающими на его территории, для личного потребления (без права продажи)*); организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов; размещение музеев природы заповедника,
в том числе с экспозицией под открытым небом. На территориях государственных природных заповедников отстрел (отлов) животных в научных и регуляционных целях допускается только по разрешению государственных органов, в ведении которых находятся заповедники. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в
естественном состоянии. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников. Среди государственных природных заповедников выделяются государственные природные биосферные заповедники Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные
природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К территории государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным
режимом особой охраны и функционирования. Конкретный режим особой охраны территорий биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники. К территориям государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов (в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования) в целях
проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования. Режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник. В правовом положении государственных природных заповедников выделяются некоторые особенности. Это выражается в том, что государственные природные заповедники являются
юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Государственные природные заповедники распоряжаются в установленном порядке следующими средствами: от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников; в счет возмещения ущерба, причиненного
природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников; от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных
природных заповедников и учитываются на отдельном балансе. Государственные природные заповедники являются некоммерческими организациями, финансируются за счет средств федерального бюджета, имеют самостоятельный баланс, счета (в том числе валютные) в учреждениях банков Российской Федерации, а также печать с изображением Государственного герба Российский Федерации и со своим наименованием.
Государственные природные заповедники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие), утверждаемую государственными органами, в ведении которых они находятся.Порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников устанавливается Правительством Российской Федерации. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных
комплексов и объектов, находящихся на территориях государственных природных заповедников, а также их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций государственных природных заповедников. Государственные природные заповедники пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие
особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального и регионального значения. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: а) комплексными
(ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных
объектов и экологических систем; д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством Российской Федерации государственных органов Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.
Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства Российской Федерации на основании представления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника
регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных
заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природных учреждений. Директора государственных природных заповедников и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих государственных природных заповедников. Права государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков: 1. Работники государственных природных заповедников, являющиеся государственными
инспекторами по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: а) проверять у лиц, находящихся на территориях государственных природных заповедников, разрешение на право пребывания на особо охраняемых природных территориях; б) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территориям государственных природных заповедников территориях охранных зон; в) задерживать
на территориях государственных природных заповедников и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы; г) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима государственных природных заповедников, к административной ответственности; д) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного
природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы; е) производить на территориях государственных природных заповедников и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей; ж) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях; з) приостанавливать хозяйственную и
иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны государственных природных заповедников и их охранных зон. 2. Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране территорий государственных природных заповедников предоставляется также право: а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников и их охранных зон; б) налагать административные взыскания за нарушения законодательства
Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях; в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, их охранных зон в результате нарушений установленного режима государственных природных заповедников; г) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства
Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы. 3. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 4. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников при исполнении
служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак. 5. Государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников при осуществлении возложенных на них настоящим Федеральным законом задач разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей. Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного
оружия регулируется действующим законодательством. 6. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты. 7. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Охрана территорий государственных природных заказников осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Работники, осуществляющие охрану территорий государственных природных заказников федерального значения, пользуются теми же правами, что и государственные инспектора по охране государственных
природных заповедников и национальных парков. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных
заповедников, государственных природных заказников, их охранных зон влечет за собой наложение в административном порядке штрафа на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц - от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых
природных территорий.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Современный ассортимент детской обуви в Украине |
Реферат | Одесские рассказы |
Реферат | Personal Opinion On The Death Penalty Essay |
Реферат | Гендерный аспект в образовании |
Реферат | Безопасность в области туризма |
Реферат | The Speckled Band Overview Essay Research Paper |
Реферат | Objections To Plato |
Реферат | Theme In Antigone Essay Research Paper Antigone |
Реферат | Wikiash Essay Research Paper Native American literature |
Реферат | Ариосто Лодовико |
Реферат | 6. 12. 2011 содержание главные новости спорта 5 |
Реферат | Гилер Беллок |
Реферат | Валерий Харламов |
Реферат | Абеляр Пьер |
Реферат | Плавание как спортивная дисциплина: история и правила |