НиколайМихайлович Амосов (1913—2002), академик НАН и АМН Украины и России,родоначальник советской сердечно-сосудистой хирургии.
Наш уважаемый разум очень ненадежен. Хотя он и вывелнас в люди, но за ним нужен глаз да глаз: измерения, диалоги, споры, проверки,в частности — модели.
Двести лет прошло со времени Великой французскойреволюции, объявившей не только свободу, равенство и братство, но и ЦарствоРазума. И ничего не свершилось… Атомная война и экологическая катастрофависят над человечеством и напрасно взывают к разумности.
О войне говорить не будем — все ясно. Жизнь прожил —не славословил вождей, но тут скажу: М. С. Горбачев отодвинул опасность.Спасибо.
С экологией сложнее. В 1970 году Медоуз напечаталкнигу «Пределы роста». Была сделана модель, показывающая, что будет счеловечеством, если сохранится прирост населения при одновременном приростепотребления на душу населения. Следствия: истощение ресурсов, нехватка пищи, ноглавное — загрязнение среды и ускоряющаяся гибель биосферы. К 2020 годупроизойдет «коллапс» — вымирание человечества. Авторы предупреждали:«Остановитесь!» Шум был большой. Хотя никто не остановился. С этой книгиначались «глобальные проблемы». Наши, конечно, не напечатали: зачем пугатьграждан? (Данные Медоуза неоднократно оспаривались, но выводы сделаны.Высокоразвитые страны начали экономить энергию и материалы. Появились«зеленые», борются за экологию, и небезуспешно.)
Рецепты от катастрофы давно известны. Перестаньтессориться, откажитесь от гонки вооружений, помогите слабым странам, ограничьтепотребление — и можно сбалансировать планету. Если не навсегда, то по крайнеймере надолго. Пока, в самом деле, что-то придумают.
Нет смысла повторять эти интеллигентские стенания.Нужно искать, думать — почему? Что делать? Но сначала — о реальностях.
Первая — научно-технический прогресс, НТП. С него всеначалось, и им же нужно спасаться: обратно в пещеру пути нет.
Никто не будет оспаривать такую цепь причин-следствий:наука — техника — экономика — повышение материального уровня жизни всех граждан— общий рост образованности и информированности — изменение труда отфизического к интеллектуальному — смещение соотношения социальных групп («белыеворотнички» в США — 25 процентов, фермеры — 4-5 процентов). Теперь разницамежду странами больше определяется не идеологиями, а технологией, ВВП —внутренним валовым продуктом на душу населения.
Без претензий на полноту и компетентность перечислюглавные достижения и угрозы НТП. Лидером прогресса является микроэлектроника:изменила все технологии и практику управления. Оборотная сторона:неограниченные перспективы для автоматического управления оружием.
На втором месте — химия. Это агротехника,машиностроение, быт. Но, в то же время, она больше всего загрязняет внешнююсреду и грозит оружием не менее страшным, чем атомное.
Наука и техника уже сейчас могут практически решатьпочти все глобальные проблемы: ограничение рождаемости, производство пищи,сбережение ресурсов, защиту среды.
Наука подвела мир к смертельной черте. Она же может иотвести. Скажем — надолго. Так кто же виноват? Правительства? Нет,биологическая природа человека. Наука все может. И эту нашу природу переделать.Но хватит ли для этого времени? Ответа нет.
Ответ есть: правительства должны думать о наукенеусыпно. В частности, позволять ей делать ошибки, не дрожать за чистотуидеологических риз. Прежде чем наука через гены кастрирует нашу жадность иагрессивность, нужно, чтобы она прояснила психологию человека и разрешилаидеологические споры — это возможно, и это позволит человечеству продержатьсядо золотого века разумности.
Вторая реальность — современный капитализм. Я уже незастал разговоров о мировой революции, но о «загнивании» — слышу до сих пор.Сколько можно! Знаю о капитализме достаточно: он жизнеспособен и динамичен,стоит на крепких биологических основах. Притом, воспринял от нас социальныепрограммы и получил мощные подпорки у народов. К тому же на 100 процентовмобилизовал НТП. По части экономических основ капитализма у нас до сих порпреподается забавная сказочка: эксплуатирует рабочий класс и прибыль кладет вкарман. Все это так примитивно! Да, каждый капиталист старается выжимать соки,но все вместе они заинтересованы в покупательной способности, в росте производстваи НТП. Профсоюзы ограничивают их жадность, но тоже в меру, чтобы не разорились.Правительство между ними балансирует — опять же не только из идеи, хотя и этоесть, несомненно, а из лидерства, властолюбия. Социальными программамиудерживает популярность в народе, налогами и субсидиями регулирует экономику.Многопартийная система и демократия предохраняют от диктаторов и разложенияаппарата, разделение власти и пресса обеспечивают обратные связи. У нас непечатают статистики о Западе, а она показывает устойчивый рост производства,потребления, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Рост —больше нашего.
Отнюдь не идеализирую капиталистический строй:эксплуатация и неравенство. Да, эффективен, потому что зиждется на жадности илидерстве. Но также — и на любознательности — от образованности. И на некоторойидейности — от христианства. В основе — индивидуализм, даже эгоизм. Но онитренируют тело и волю. Вот откуда успехи.
Вдохновляет ли на подражание вечная гонка конкурентов?Сильных — да, слабых — нет. Годится ли она как идеал для человечества? Нет,потому что большинству граждан это тяжело и счастья не обещает. Кроме того,планета не выдержит такого сумасшедшего потребления ресурсов.
Капитализм — реальность, с которой приходится считаться.Объем ВВП в США почти вдвое больше нашего. Япония тоже нас обогнала. «Общийрынок » — почти в полтора раза больше Америки. Вместе набирается превышение ВВПнад нами в четыре-пять раз. Это только по количеству. Но главное —превосходство в качестве этого ВВП. Тут уж расчет не на годы — надесятилетия...
Скажу так: мне неприятно раскрывать третью реальность— наше общество. Сам я — его часть. С 1930 года работаю… Но что сделаешь?Обманами тешиться больше нельзя. НТП и капитализм уж очень реальны.
Экономика топчется на месте, и вообще директивноепланирование осуществить невозможно при наличии 25 миллионов названийпроизводимых изделий. В натуральном исчислении за 60 лет рост экономики в 6-7раз, а не в 90 (В. Селюнин).
Передовая наука — только физика и космос, остальные —отсталые. Социальная справедливость сомнительна. Вверху — «элита», «внизу» —бездельники.
Социальные завоевания — широкие, но бедные.
Высочайшая мораль? Уже все есть: коррупция, мафия,рэкет, проституция, наркомания. Не говоря об алкоголизме, разводах, брошенныхдетях.
Грустная получается картина. Но нет, не будемдраматизировать. Никакая катастрофа нам не грозит.
Жили при застое и не замечали. Бодренько шагали слозунгами, боролись в соревновании, ордена, награды шли к круглым датам. Ну, небудем первыми в мире… Вторые и третьи тоже живут.
Что делать? Без всякого подхалимажа скажу — путьвыбран правильный. Только хорошо бы освятить его наукой… А то уже много разправильные пути выбирали. И сворачивали на старые колеи.
Итак, человек. Почитаешь наших ученых, так получается,что все, что ниже глаз,— почти как у шимпанзе, а выше — продукт общества:сделай революцию, уничтожь частную собственность, повторяй лозунги — икоммунизм обеспечен.
Почему не получилось?
Люди оказались неподходящие. Не такие, как думали.Впрочем, в этом и сейчас никто не признается. А без того, чтобы знать, каковчеловек, невозможно проектировать общество. Это должно быть для нас самойглавной задачей.
В нашей литературе есть несколько ошибочных, на мойвзгляд, представлений о человеке. Вот они.
Люди принимаются одинаковыми. В действительностидиапазон различий — по набору потребностей и силе характера — примерно 1:3.
Воспитуемость считают почти безграничной. Из каждогоребенка воспитанием можно сделать ангелочка, и он еще передаст свое ангельствопотомкам. Это неверно. К сожалению, степень воспитуемости неизвестна. Мы беремв своих моделях 25-40 процентов.
«Коллективизм в человеке сильнее индивидуализма». Какраз наоборот: человек прежде всего эгоист. Однако альтруизм ему присущ ивоспитуем.
Биологические потребности, как производные инстинктов— на словах признаются, но в трактовках поведения ими пренебрегают, Да и самипотребности упрощают, сводят до простейших чувств: голод, секс, страх,агрессия. В то же время этологи и биосоциологи нашли у стадных животных целуюгамму общественных чувств с очень большой значимостью. Мы вводим в модельтакие: потребность в общении, самоутверждение, лидерство. Но есть и полярнаяпотребность — подчиниться авторитету сильного или группе. Еще естьсопереживание и подражание, любознательность. Более того, мы допускаембиологические корни правдивости, справедливости и даже искусства. Неудивляйтесь: есть потребность в игре у детенышей и у взрослых — это имитациянастоящих действий, вызывающих те же чувства.
Еще один предрассудок: бедные и угнетенные являютсяносителями высших моральных ценностей и поэтому призваны принести их всемучеловечеству. Этому нет доказательств.
У людей есть потребность верить в идеалы и авторитеты.И здесь снова биологические корни: слабый защищается прикосновением к сильному.Потому идеалы и предлагаются, что действительность любого общества полнанедостатков и люди во все времена мечтали их радикально устранить. Какизвестно, ни одна мечта еще не осуществилась.
Нужны ли идеалы? Необходимы. Для воспитания. Если былюдям с самого детства говорили об их истинной эгоистической природе иразвенчивали идолов, то они стали бы еще хуже. Идеалы основаны на вере. Однакочем человек становится разумнее, тем больше он ищет доказательств реальностиидеалов. Если они вступают в противоречие с действительностью, то низвергаютсяи часто меняются на противоположные. Это очень болезненно.
Поэтому нужны идеалы реальные, фактически они уже незаслуживают своего названия и превращаются в компромиссы. По ним и приходитсяуправлять обществом, чтобы смягчать разрушительные противоречия реальностей.
Вот главные противоречия нашего времени, требующиерешения. Экспансия жадного и могущественного человека угрожает биосфере. Однимусилением защиты, видимо, не обойтись: нужно ограничивать потребление.Компромисс. Нетерпимость идеологий не только чревата войной, но и мешаетдоговориться о защите природы. Нужно искать научную платформу для компромиссов.
Неравенство является сильным стимулом прогресса, но вто же время служит источником недовольства слабых граждан. Нужен компромиссвнутри идеологий.
Сама природа человека вступает в противоречие сбудущим планеты. Лидерство, жадность, немного сопереживания и любопытства, призначительной воспитуемости — вот естество человека. Нужно ли его насиловать,внедряя социализм? Наверное, это самый трудный вопрос. Опыт последнегополустолетия и его реальности предлагают положительный ответ. Нужно! Нужноиспользовать воспитуемость человека для социализма. Частное предпринимательство,даже при демократии, угрожает природе, поскольку стимулирует потребительство.
Может ли наука помочь в устройстве общества?
Думаю, что может. Старые идеалы поведения людей вполнедостаточны, но компромиссы к ним, порожденные реальностями, может рассчитатьтолько наука. У нашего общества нет модели. Управление им идет в значительнойстепени вслепую. Пробы и ошибки оказались весьма болезненными и стойкопридвинули нас, скажем так, «к потере статуса». Любые эксперименты на обществев наш век опасны. Поэтому модели необходимы. Не панацея и не спасение, но могутдать дополнительный материал для принятия решений.
Научный подход к познанию и управлению обществом мнепредставляется в проведении исследований по двум направлениям.
Первое — крупномасштабное психо-социологическоеизучение граждан, принадлежащих к различным социальным группам. В основу егонеобходимо положить единую гипотезу о составе личности, которую сформулироватьпо экспертным оценкам психологов, социологов, педагогов и практиков из сферыуправления. Взгляды будут разные, но некоторые — усредненно — можно получить.По гипотезе нужно разработать методику, пригодную для массовогораспространения. При этом индивидов нужно изучать вместе с социальной группой,к которой они принадлежат. Сами исследования потребуют привлечения больших сил,но начинать можно с малого.
Второе направление как раз состоит в созданииэвристических моделей общества, для начала с гипотетическими характеристикамисоциальных групп. По мере накопления фактического материала по психологии этихарактеристики будут заменяться реальными, и таким путем сами модели будутсдвигаться от гипотез к теориям. Не нужно обольщаться — путь этот оченьдлинный.
Начав эту статью с грустных реальностей, я заканчиваюее призывом к интеллигенции, к специалистам: давайте вложим свой труд в делонепредвзятого изучения человека и общества. Это сейчас важнее физики ибиологии, так как они уже ничего не могут предложить для спасения. Едва ли мыполучим обнадеживающие данные, поскольку мощь разума явно вошла в противоречиес человеческой природой. Но, кроме науки, у человечества нет надежды навыживание.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.elitarium.ru/