Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Законы внимания

Вобыденной жизни на человека постоянно действует множество раздражителей. Однаков определенный момент времени он реагирует на те из них, которые в большейстепени, чем другие, соответствуют его потребностям и, следовательно, имеют длянего более важное жизненное значение. Значимые объекты привлекают внимание,определяют его направленность, менее значимые в это время не замечаются.Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни — в быту, в процессеобщения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде:внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранитпрепятствие на пути. Внимание может в процессе обучения превращаться вовнимательность — ценнейшую черту человеческого характера.
Вниманиекак характеристика психической деятельности личности может быть описано тремязаконами:
закономапперцепции,
закономустановки,
закономчетырех составляющих.
Первыйзакон, который мы рассмотрим, — закон апперцепции. Что такое апперцепция?
Терминапперцепция (от лат. ad и perceptio — восприятие) ввел Г. Лейбниц. Это понятиенеоднократно углублялось и расширялось учеными И. Кантом, И. Ф. Гербертом иВ.Вундтом.
Законапперцепции свидетельствует о том, что уровень внимания не является величинойпостоянной. У каждого человека уровень внимания все время колеблется. Человекможет по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разныепредметы воспринимать как один и тот же. Отчего так происходит, от чего зависитуровень внимания в конкретный момент времени? Закон апперцепции объясняет этоследующим образом: уровень внимания зависит от общей направленности личности кконкретному объекту, а также от запаса знаний, от настроения, от физического ипсихического состояния, от энергетического поля, в котором человек пребывает вданный момент.
Итак,главное следствие этого закона свидетельствует о том, что уровень внимания неесть величина постоянная. Он зависит не только от нас, но и от массы внешнихфакторов. Зная это обстоятельство, можно научиться управлять своим вниманием,подстраивать его, компенсировать те возмущения, которые поступают извне.
Второйзакон — закон установки.
Установка- это приспособление организма к наилучшему восприятию или реагированию. Явлениеустановки было открыто немецким психологом Л. Ланге (1888) при изучении ошибоквосприятия. В дальнейшем теория установки была фундаментально разработанагрузинским психологом Д. Н. Узнадзе. В своих работах он выявил закономерностизакрепления такой готовности при неоднократном повторении ситуаций, позволяющихудовлетворить данную потребность. Примером установки может служить поведениечеловека, идущего вечером по узкой незнакомой лесной дороге. Он прислушиваетсяк любому шороху, всматривается в едва заметный просвет между деревьями, шаг егоосторожен и тих. Он начеку. Наблюдая за поведением нашего пешехода, мыпонимаем, что установка поддерживает органы чувств (слух, зрение и т. п.) всостоянии полной готовности к неожиданному восприятию. Следовательно, установка- это готовность к поведению или действию.
Установкапроявляется не только в случаях, требующих максимального напряжения организма,но более или менее длительная и ярко выраженная установка возникает прибольшинстве реакций организма. У взрослых под влиянием опыта воспитываетсядлительность и устойчивость установки, которая может возникать и на основевнутренних побуждений (например, при работе, чтении, решении трудных задач ит.д.).
Чтонужно для того, чтобы закон установки действовал? Нужны многократные повторениятех упражнений, которые тренируют внимание. Только тогда умение управлять своимвниманием закрепляется и реализуется само собой, когда нам это нужно. Итак,закон установки требует многократного тренинга, повторения тех упражнений, которыемы разучиваем в программе «Ультра-рапид». Можно ли сказать, что мысегодня реализуем этот закон? Конечно. Например, ежедневное выполнениемедитации — это не что иное, как тренинг внимания. И наконец, третий закон — закон четырех составляющих. Он рассматривает основные параметры внимания. Впсихологии они достаточно хорошо известны.
Первыйпараметр — устойчивость внимания. Это способность удерживать объектдеятельности в поле зрения на определенное время. Если уж вы начали читатькнигу, так постарайтесь, пока вы ее не прочитаете, не отвлекаться. Какое времявы сможете читать внимательно? Колебания устойчивости внимания составляют отдоли секунды до нескольких часов. Постарайтесь проследить за этим параметромсвоего внимания.
Второйпараметр — объем внимания. Это способность удерживать несколько объектовдеятельности в поле зрения за относительно короткое время. Что это такое — несколько объектов деятельности? Например, сможете ли вы одновременно слушать,читать, говорить? Возможно ли это? Да, возможно, и этому можно научиться. Выможете блестяще реализовать эту способность после освоения программы«Ультра-рапид».
Третийпараметр — распределение внимания. Под ним понимается способность удерживать вполе сознания объекты одно временно нескольких различных видов деятельности,иногда совершенно противоположных. Например, двигательные, интеллектуальныепроцессы и одновременно процессы, связанные с анализом каких-то слуховыхассоциаций. Эти различные виды деятельности труднее поддаются одновременномувыполнению, чем те, что мы рассматривали выше, но тем не менее овладеть этойспособностью также возможно.
Инаконец, четвертый параметр — переключение внимания. Переход от одного видадеятельности к другому не должен сопровождаться снижением эффективностивыполнения последнего вида деятельности. Например, вы занимаетесь умственнойдеятельностью, потом переходите на какую-то физическую, например спортивную,тренировку, затем к игре на музыкальном инструменте и т. п. И каждый раз припереходе от одного вида деятельности к другому вы чувствуете, что нужнокакое-то время, чтобы перестроиться, как говорят, адаптироваться, привыкнуть кновому виду деятельности. Но оказывается, что можно сразу переходить от одноговида деятельности к другому и выполнять его качествен-но и эффективно, неснижая уровня показателя внимания, если тренировать это качество.
Три закона внимания
Закон апперцепции
Уровеньвнимания не является величиной постоянной, а зависит от мировоззрения, общейнаправленности личности читателя, запаса знаний, а также настроения иситуационного отношения к читаемому тексту.
Закон установки
Уровеньвнимания повышается в условиях приспособле-ния организма к наилучшемувосприятию и реагированию. Грузинский психолог Д. Узнадзе установилзакономерности закрепления готовности при неоднократном повторении ситуаций,позволяющих удовлетворить данную потребность.
Закон четырех составляющих
Уровеньвнимания характеризуется четырьмя параметрами: 1. Устойчивость внимания:
этоспособность удерживать объект деятельности в поле зрения на определенный срок(от доли секунды до нескольких часов).
2.Объем внимания:
этоспособность удерживать несколько объектов деятель-ности в поле зрения заотносительно короткое время.
3.Распределение внимания:
этоспособность удерживать в поле сознания объекты од-новременно несколькихразличных видов деятельности.
4.Переключение внимания:
этоспособность, переходя от объектов одной деятельности к объектам другой, неснижать эффективности деятельности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.omenus.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.