Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Женщина при должности

Любовь Михайлова,Андрей Гликин
Любойконфликт (в том числе и с руководством) — столкновение различных точек зрения.Иногда болезненное. Убегать от него невозможно, отмолчаться — тоже не лучшийспособ погасить напряжение. Соберитесь с силами и «войдите» вконфликт: постарайтесь как можно спокойнее и проще объяснить свою позицию другойстороне.Главная проблема не ошибка, а отношение к ней. Попробуйте, неоправдываясь и не уклоняясь от ответственности, не умаляя своей вины, отнестиськ случившемуся с долей здорового юмора: «Не ошибается тот, кто ничего неделает». Шефа не перевоспитаешь, коллег не переделаешь, но можноизмениться самому.
Бытуетмнение (его, кстати, разделяют и мужчины, и женщины), что работать под началомженщины — задача не из легких. Речь не о том, конечно, что женщине недостаетума быть стратегом или политиком. Множество примеров (Екатерина II, МаргаретТэтчер, Индира Ганди) говорит об обратном. И все же руководителей различаютпрежде всего по половому признаку, деловые качества в этом раскладе остаются«за кадром».
Почемутак? Функция руководителя — объединять людей в коллектив, планировать икоординировать их действия и осуществлять контроль над исполнением своихраспоряжений, Для этого мало быть профессионалом — здесь нужно качество,именуемое «лидерством». Подчиненные должны признавать бесспорныйавторитет начальника-лидера, который:
способенвидеть дальше и быть проницательнее любого из них;
умеетбрать на себя инициативу;
признанныйарбитр в межличностных отношениях;
небоится риска (принимать решения — значит рисковать).
Развепсихологический портрет женщины — мягкой, пассивной, загадочной — не полнаяпротивоположность нарисованному выше? Прекрасная иллюстрация к сказанному — добрачные отношения полов. Мужчина, завоевывая женщину, предприимчив, напорист,идет напролом, игнорируя перемены в «сердце красавицы, склонном кизмене». Это его качество — завоевателя, лидера в отношениях полов — распространяется и на служебные отношения.
Лидерство- понятие многоплановое (как пирог с трехслойной начинкой). Первый план — профессиональные качества: второй — степень информированности (и умениядобывать информацию) и третий — эмоциональная сфера. Что касается профессионализмаи информированности, здесь на высоте оба пола. С эмоциями сложнее. Слабый полопережает в этом отношении мужчин. Женщины более непредсказуемы (пресловутая«женская логика»), чаще подвержены смене настроений, предпочитаютоценивать сотрудников по принципу «нравится — не нравится», не могутсосредоточиться на одной проблеме, отрешившись от всего остального, и т.д. ит.п.
Конечно,никто не обвинит Маргарет Тэтчер в неумении сосредоточиться, или в отсутствииделовой хватки. И все же исключения только подтверждают правило:фундаментальная разница между мужской и женской психикой существует.
Женщин-руководителейможно классифицировать следующим образом.
«Мужчинав юбке». У женщин этого типа эмоциональная сфера развита слабо, и онипытаются компенсировать «недостачу» жесткостью, подчеркнутойавторитарностью в отношениях с подчиненными.
Комплексэмоциональной неполноценности заставляет их брать за образец не слишкомщепетильных в выборе средств, самоуверенных, прагматичных коллег — представителей сильного пола. Сослуживцам такого руководителя не позавидуешь:«мужчина в юбке» ведет своих подчиненных по производственной жизнижелезной рукой, да еще в «ежовых рукавицах». Свободомыслие, обменмнениями исключаются в корне. В таком коллективе царит нравственная духота,просыпаются худшие стороны человеческой натуры — склочничество, подхалимаж. С«мужчиной в юбке» сотрудничают, как правило, малоквалифицированныеработники; профессионалам здесь нечего делать. Но если случилось так, что вашаначальница — из этой когорты и у вас есть веские основания мириться с такимположением вещей, помните:
Любаяслужебная ошибка вызывает у «мужчины в юбке» стресс. И ваша задача — перевести разговор из плоскости скандала в диалог, по возможностиконструктивный. Для этого вам прежде всего понадобится умение молчать (пока непройдет гроза) и дар убеждения (не забывайте о прагматизме «мужчины вюбке»).
«Добраямама». Эта категория женщин-руководителей — прямая противоположностьописанной выше. Здесь все строится на эмоциях. Личное обаяние — один из главныхрабочих «инструментов» «доброй мамы». Стиль ее обращения кподчиненным — «мальчики», «девочки», «давайте житьдружно».
«Добраямама» сверхлиберальна, и потому в коллективах, возглавляемых ею,мало-помалу воцаряется хаос. Все высказывают свою точку зрения, игнорируямнение соседа, а согласовать их и выбрать единственно верную некому: дирижер(«добрая мама») растворился в оркестрантах (подчиненные), и симфонияпревращается в какофонию.
Есливы трудитесь под началом «доброй мамы» и тем не менее твердо peшилипосвящать свое рабочее время работе, обращайтесь со своими проблемами не ксотоварищу, а напрямую к ней. При этом попытайтесь как можно эмоциональнееживописать свое предложение, опуская детали и технические подробности. Если ейпонравится, как вы говорили, она непременно вникнет в то, о чем вы толковали стаким жаром. Естественно, будучи руководителем, «добрая мама»вынуждена предъявлять претензии подчиненным. Выглядит это примерно так: «Ястолько делаю для вас! Как вам не совестно» (без конца брать отгулы…задерживать отчет… часами висеть на рабочем телефоне...). Успокоитьрасстроенное начальство не составляет труда — стоит лишь обратиться к его (ее)чувствам: «В метро была такая давка...»
«Ситуативный»тип женщины-руководителя вплотную примыкает к предыдущему типу, только лозунг«Давайте жить дружно» сменяется лозунгом «Все для победы!»Женщина-руководитель этого типа ~ энтузиаст. Она буквально горит на работе:
приходитраньше всех и уходит последней. Рабочий стол ее завален бумагами, где«важные» перемешаны с «неважными», а «срочные» — с «долгоиграющими». Столь же хаотичны ее отношения с подчиненными:начальница «ситуативного» типа может вдруг запамятовать, кто за чтоотвечает, к какому сроку должен быть исполнен тот или иной проект и т.д. Длялюдей, привыкших к размеренному, неспешному ведению дел, это сущее наказание.Но если вы твердо знаете свои служебные обязанности и в состоянии спокойноразъяснить их — все не так уж скверно.«Галерею» женщин-руководителейможно, разумеется, продолжить. Любой из вас с легкостью сделает это, припомнивсвою начальницу. Может быть, помянув ее при этом не слишком добрым словом.
Итем не менее женщина-руководитель не только не уступает своему коллеге мужскогопола, но во многом и превосходит его, потому что:
Онатверже отстаивает интересы коллектива, будучи изначально — и на работе тоже — «хранительницей очага»; легче идет на уступки во время переговоров;более щедро оплачивает труд подчиненных, зная по собственному опыту (хозяйкидома) почем фунт лиха; «выращивает» бизнес терпеливо, как ребенка,без скачков и авантюр, поэтому возглавляемое женщиной дело (предприятие) болеестабильно. Кроме того, извечная женская тяга к опрятности и чистоте спасаетженщину-начальницу от упреков в мелочности и придирчивости. А душевная грацияженщины позволяет ей отдавать приказы в манере, не задевающей ничьегосамолюбия.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы ссайта psychology.net.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.