Игорь Малин
«Длявоспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущимибольшой внутренней жизнью» священник Александр Ельчанинов (1881-1934)
Родительскуюлюбовь ребенку необходимо еще завоевать. Вероятно, по этой причине детям такчасто приходится доказывать своим родителям, что они хорошие. Они лезут из коживон, чтобы сохранить свою конкурентоспособность на рынке быстро меняющихсясмысловых ориентиров и преходящих ценностей своих родителей. Но через некотороевремя они понимают, что безнадежно проигрывают, оказавшись на периферииприсутствия своих родителей, оказавшись лишенными общения с главными людьми всвоей жизни.
Длятаких вот не специально заброшенных детей мостиком в реальность остаетсязаветная и, порою, недосягаемая диалогичность с родителями. Потерядиалогичности образует тупик, выхода из которого ребенок не видит, и поэтомувпадает в состояние близкое к отчаянию: «Я опять никому не нужен». Ребенокзамыкается и отдается на откуп «миру, лежащему во зле»…
Виноватыли в этом мы, взрослые? Да, виноваты.
Стольковсего нужно успеть нам, да еще найти время на своего ребенка. Поговорить друг сдругом о своем ребенке и о нашем к нему отношении, а, тем более, помолиться занего — на эти важные вещи времени просто не остается. Вот и получается, что«наша жизнь вращается вокруг проблем и забот. Она ничего не создает. В конечномсчете, она бесплодна…» [2, c. 150].
Подобнаяуязвимость родителей, в свою очередь, неизбежно наносит урон психологическому идуховному здоровью ребенка. Ребенок чувствует себя частью своих родителей.Тревожность родителей передается ребенку. Родительские страхи передаютсяребенку. Любое обидное слово в адрес родителей ребенок воспринимает на свойсчет. В конфликте между родителями ребенок нередко усматривает свою вину: «этоя виноват, что папа с мамой ругаются».
Детимоделируют поведение своих родителей, бессознательно перенимая родительскийсценарий для своей жизни. Здесь срабатывает «закон соленого огурца»: «Если всоленую воду положить свежий огурец, желает он того или нет, через некотороевремя он обязательно станет соленным».
Поэтомузадачей для современных родителей, по мнению видного русского психолога, профессораНиколая Нечаева (род. 1946), остается «искусство организации их собственнойжизни». А это как?
«Искусствоорганизации жизни», с церковной точки зрения, заключается в том, чтобы всерьези обдуманно подойти к построению эффективной модели отношений и общежития всобственной семье: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и невычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когдаположит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться надним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» [10].
Еслиродители мечтают о психологическом и духовном здоровье для своего ребенка, тоим необходимо прилагать усилия именно в обозначенных сферах. А не пытаться спомощью престижной школы, рейтингового ВУЗа, отдельной комнаты, новых калош ипоследней модели iPhone восполнить дефицит общения со своим ребенком.«Развращение детей, — поучает святитель Иоанн Златоуст (347-407), — происходитне от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому.Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, ониуже нерадят о детях с их душою»…
Церковнаятрадиция настаивает на том, чтобы родители сызмальства помогали ребенкуприобрести духовную устойчивость, при которой его чувства будут «навыкомприучены к различению добра и зла» [3]. «Пока душа еще способна к образованию,- поучает святитель Василий Великий (330-379), — нежна и мягка, подобно воску, легкозапечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее кдобру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут ужезаложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разумбудет внушать полезное, а навык облегчит успех».
Навык– «это умение, созданное привычкой» [4, с. 318]. Навык – приобретенное иусвоенное действие, сформированное путем повторения.
Ачтобы передать ребенку полезный навык, его необходимо для начала усвоить иосвоить самим родителям. Потому что можно сколько угодно сеять в своё чадышко, повыражению Н.А. Некрасова (1821-1877), «разумное, доброе, вечное», а своейжизнью являть полную противоположность сказанному, или следоватьпротивоположной линии поведения своего супруга. К примеру, отец поучает: «Сынок,обзываться, особенно за глаза, нехорошо». Возвращается мама с работы и всердцах бросает: «у нас начальник — такая дрянь». Или еще вот так: «Дочка – ябедничатьне хорошо, будешь так себя вести, все папе расскажу». Поэтому для нас, родителей,не лишне помнить народное присловье: «говори, как знаешь, но поступай так, какговоришь»…
Вотуж, действительно: «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» [9].Если один родитель пытается привить навык молитвы ребенку, в то время когдадругой смотрит рейтинговый фильм по телевизору, то запланированный результатвряд ли будет достигнут. Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на Деянияапостолов» пишет: «Да будет дом твой церковью. Поднимись ночью. Ночью душа чище,легче. Восхищайся Владыкой. Если имеешь детей, разбуди их, и да соединятся стобой в общей молитве. Если они малолетние и не могут переносить бодрствования,то (пусть выслушают) по крайней мере одну молитву или две, и упокоятся; толькоты встань, только обрати себе это в навык» [6].
Говоряцерковным языком, навык есть важный элемент аскетики. Слова «аскетика» (греч. — упражнение) восходит к греческому глаголу «аскео» ( искусно обрабатывать, упражняться)[5, c. 206].
Инымисловами, аскетика есть приучение себя к жизни в добре. «Аскетизм, — пишетсвященник Александр Ельчанинов, — нужен прежде всего для творчества (всякого), длямолитвы, для любви, то есть для всякого человека и для всей его жизни» [7, c.91].
Когдая на собственном примере приучаю своего ребенка делать зарядку, говорить«спасибо» или чистить зубы — это аскетика. Когда я сам молюсь и учу молитьсясвоего ребенка за трапезой, перед выходом в школу или при отходе ко сну – этоаскетика. Когда в воскресение рано утром поднимаю и мотивирую его пойти нацерковную службу, идя вместе с ним, – это аскетика.
Ипусть наша домашняя, бытовая аскетика — это всего лишь малая толика глубокой, многообразнойаскетической христианской традиции. Но ведь именно из верности в малом, согласноСвященному Писанию, всегда вырастает добрый плод в чем-то большом [11]. Именнов пространстве бытовой аскетики, объединив свои усилия, супруги смогутпостроить подлинное, духовно-здоровое диалогичное пространство. Пространство, вкотором будет место и Богу, и друг другу, и, конечно же, собственному ребенку.
Вцеркви нет ничего недоступного и тайного для человека. Всему можно научиться, довсего можно дорасти. Было бы желание. В церковной памяти сохранены словаХристовы, которые применимы и к рассматриваемой теме: «Ибо где сокровище ваше, тамбудет и сердце ваше» [8]. Если сердце у родителя, считающего себя христианином,действительно болит за своего ребенка, то он обязательно найдет время для этогосамого сокровища…
Список литературы
1. См.: Послание к Колоссянам 3, 21.
2.Альбисетти Валерио. Путешествие жизни. Как распознать и использовать еепозитивные стороны. – М.: «Паолине», 2001.
3. См.: Послание к Евреям 5, 14.
4.Толковый словарь русского языка: В 4-х т. Т.2. / Под ред. Проф. Д. Ушакова. –М.: Терра, 1996. – 520 с.
5.Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт V-го издания 1899. – М., 1991. –1370 с.
6.Св. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния Апостольские: Беседа XXVI, 3-4 // ИоаннЗлатоуст, святитель. Полное собрание творений. – Минск: ИздательствоБелорусского Экзархата — Белорусской Православной Церкви, 2005 г… – Книга 1. Т. 9. СС. 917-1392.
7.Ельчанинов Александр, священник. Записи. – М.: Русский путь, 1992. – 136 с.
8.Cм.: Евангелие от Матфея 6, 21.
9. См.: Книга пророка Амоса 3, 3.
10. См.: Евангелие от Луки 14, 28-30.
11. См.: Евангелие от Луки 16, 10.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru