Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Демонстративный характер (истерик)

Клиническивыразительно, в естественнонаучном духе, в своей патологической(психопатической) выраженности (истерический психопат, или истерик) этот складописан П.Б. Ганнушкиным (1909, 1933).
/>Существо демонстративного склада(радикала) – в склонности увлеченным позированием тешить свое уязвимоечестолюбие, тщеславие. Такое получается благодаря обычной здесь более или менеекрасочной чувственности с богатой вытеснительной защитой. Красками воображениявозможно, угодно своим желаниям, невольно-бессознательно исказить реальность,вытолкнуть своей живейшей самовнушаемостью неприятное событие из сознания вбессознательное, не в состоянии критически, объективно посмотреть на себя в этовремя сбоку.
Вообщесильная вытеснительная защита практически исключает глубинность-сложностьмысли, переживания и, значит, серьезную способность критически относиться ксебе. Этой вытеснительной зависимостью мыслей, взглядов от существеннопоправляющих, изменяющих в противоположные стороны мышление чувствдемонстративный человек может быть и глуп, и тоже по-своему счастлив, защищен.
Так,ухаживая за больным мужем, недовольная таким «гнусным» занятием, истеричкапоминутно упрекает, оскорбляет этого беспомощного человека, жалуясь вслух насвою «горькую» судьбу сиделки, а через несколько дней на его могиле, с чистымсердцем, благополучно вытеснив прежние упреки мужу, причитает-рыдает так, будтоготова была бы еще целый век терпеливо за ним ухаживать. Сама же она отинфантильной своей бестревожности не боится никаких страшных болезней: всемогут ими заболеть, но только не она; все умрут, но только не она. Сангвиничке,так же склонной к вытеснительной эмоциональной защите, изначальная тревожностьвсе же не дает так надежно-искусно вытеснять из сознания неугодное,травмирующее.
Позирование(демонстративность) – суть стремление выставляться, привлекать к себе вниманиенеприкрыто-внешними, порою даже крикливыми средствами. Позирование(демонстративность) сказывается не только в особых, позирующих телодвижениях,но и в вызывающем (властно выставляющем себя) поведении, в слишком яркойодежде, или, например, в чересчур короткой юбке при очень толстых ногах,которые как раз нужно бы прятать.
Позированиесказывается и в стремлении демонстративно «приукрашивать», преувеличивать своюболезнь, даже серьезную. За истерическую позу (демонстрация) возможно, конечно,принять и приятное многим милое сангвиническое кокетство, синтонную яркостьодежды и косметики, утонченно-мягкую живую демонстративность портретовсинтонного Кипренского – но это все дышит естественностью, непосредственнойрадостью жизни, даже если порою и грубовато. Аутистичностью (концептуальностью)проникнута вычурно-экстравагантная «поза», одежда замкнуто-углубленного(шизоидного) человека. В истинной, истерической позе нет синтонной илиаутистической цельности-глубинности, психастенической гиперкомпенсации, таящейв себе изначальную неуверенность. На то она и поза, драпировка, что не имеетпод собою достаточно глубокого, сложного переживания, естественной (теплой)чувственности или символически-духовного, сказочно-божественного. Истинная позадемонстративного холодновата, а то и со «стервозинкой», ниточкой колкогохолодка, отличающего капризное жеманство от милого кокетства. Сангвиническаятипичная женщина-«крошка» и психастеническая женщина-«кисель» всегда теплеесвоей естественностью или неуверенностью, чем холодноватая истерическая«львица».
Холодноватостьдемонстративного человека может быть напряжена болью непризнанности отневнимания людей к своей особе, завистливостью, эгоистичностью. Очень многиенесведущие люди верят в душевные сложные богатства демонстративных (истериков),в глубину их восторгов не только тогда, когда эти демонстративные – актеры насцене, но и в повседневной жизни, когда они, например, по известному выражениюаутистически-язвительного к истерикам Ясперса (1913; 1997, с. 538), невольностремятся переживать больше, чем способны пережить. Это, конечно же, естьпроявление душевной незрелости (инфантилизма – вечного детства), как и многоедругое в таком человеке.
Душевныйинфантилизм сказывается не только склонностью ко всяческому позированию,стремлением приукрасить свои переживания, показаться загадочно-необыкновенным,но и в неспособности достаточно глубоко и сложно думать-анализировать прибунинской красочной образности, в способности ярко-пряно, красочно-воспаленночувствовать-ощущать. Наконец, высокая внушаемость ребенка или незрелоговзрослого несет в себе стихийное несовершенное противоядие-защиту от себя самоев виде бессмысленного упрямства. Многие из демонстративных (истериков) способныи в детстве подробно-живо подражать серьезным людям. Этим они и кажутсяпреждевременно взрослыми.
Демонстративные(истерики), случается, представляют и аутистические переживания, поведение.Замкнуто-углубленные, однако, как отмечено выше, обычно тут же, с язвительнымиулыбками, разоблачают эту демонстративную псевдоаутистичность.
Некоторыедемонстративные (истерики) так назойливо, с массой извинительных предисловий,демонстрируют свою «застенчивость», «совестливость», что не разбирающиеся вхарактерах люди принимают это за чистую монету болезненно-нравственногопереживания. Даже большим горем (например, смертью единственного ребенка)истеричка нередко «депрессивно»-демонстративно упивается или трагически-томносмакует его, как дорогое вино. Истеричка может искусно-лукаво играть-лгать омучительной для нее бедности, как теккереевская расчетливая лжица Ребекка Шарп(«Ярмарка тщеславия»), или грубовато-жалобно притворяться безмерно несчастной,как чеховская «слабая, беззащитная» старуха Мерчуткина, которая «кофей сегодняпила и без всякого удовольствия» («Юбилей»).
Трудноговорить о мироощущении демонстративных, поскольку оно тоже здесь основано насамовнушении, способности верить в то, во что хочется верить, оно декоративно(от мистики до вульгарного материализма), в соответствии с возможностьювосхитить, удивить или даже разозлить зрителей, читателей, которыми для такогочеловека становятся, в сущности, все окружающие его люди и даже он сам. Вообщео мироощущении здесь можно говорить так же условно, зависимо от обстоятельств,как и о мироощущении детей. Как и дети, демонстративные (истерики), за некоторымиисключениями, есть народные сказочники, язычники, неспособные к сложнымдуховно-абстрактным представлениям-переживаниям Бога, к сложному философскомуидеализму.
Встречаютсяиногда демонстративные (истерики), создающие впечатление умных, утонченно-сложных,живущих внутренней потаенной жизнью, даже малоразговорчивых людей. Однако этотолько впечатление загадочности, объясняющее их способность играть и сложныероли, прикрываясь при этом цитатами, наукообразными (в науке) или простозаимствованными словами, и даже малословием, которое тоже может быть позой.Чуть заговорит такой человек по-своему (не по роли) – и исчезает впечатлениесамобытности, духовной сложности, анализа. Ничего порою тогда не остается,кроме банальностей, «умных» очков и напыщенно-важной гримасы на лице.
Номногим демонстративным присущи красочная образность, поэтичность, юношескийлиризм. Тут могут быть по-своему лирически-томные эстрадные таланты(Вертинский), элегантно позирующие поэты (Северянин), живописцы, навеликолепных картинах которых все и вся постоянно красиво позируют, дажепогибая, как на брюлловском полотне «Последний день Помпеи».
Естьсреди демонстративных (истериков) и немало людей чувственно-расчетливых,холодновато-капризных в своей загадочности. Они, например, жестковатопрекращают отношения даже с близкими родственниками, если те уже не входят покаким-то причинам в круг их карьеристических интересов.
Всеже, как и большинство детей, демонстративные (истерики) по природе своей естьчаще реалисты-чувственники. Вспоминаю, как одна истерическая дама в группетворческого самовыражения, сравнивая «Спящую Венеру» Джорджоне с «РождениемВенеры» Боттичелли, выбрала как созвучную себе первую картину и сказала субежденностью, что вот главное в жизни, то есть «хлеб», а остальное, всякие тампоэтические тонкости – это уже потом. И в старости писатели истерическогосклада обычно продолжают писать так же чувственно-реалистически, как в юности,без одухотворенности-анализа. Даже если они гениальны своей юношескойчувственностью, как Бунин.
Безнравственныеистерики (психопаты), дабы как-то звучать на сцене жизни, иметь зрителей,поклонников, клевещут и вершат в разных размерах геростратово зло, плетутинтриги, пишут анонимки, наказывая так (порою жестоко) за невнимание к ним или насмешки.
Вмолодости многие из демонстративных (истериков) удивляют, особенно сверстников,живостью мысли, чувства, богатой памятью, сообразительностью. В юноше труднобывает усмотреть на всем этом налет истерической театральности, отсутствиеподлинной, углубленной самобытности. От них многого ждут в зрелости, апродолжается все та же юношеская живость-театральность-капризность, соединеннаяобычно с довольно высоким, «пожизненным» «юношеским» сексуальным влечением, чтопобуждает к бурному сексуальному разнообразию с последующими житейскиминеприятностями. Однако красочное вытеснение неугодного из сознания, способностьуверить себя, что это все необходимо для творчества, здоровья и т. д., –освобождает демонстративного (истерика) от чувства вины перед тем, кто имоставлен и мучается. Чувство этих мужчин и женщин нередко внешне мягкое,нежное, теплое, красивое, но, если присмотреться, – детскинесложное-неглубокое, навсегда незрелое, подернутое колко-капризным прозрачнымхолодком. Телосложение может быть детски миниатюрным, а может быть и весьмагрузным, с ранней лысиной, но душа неуемно-юношеская, любвеобильная – вплоть доинсультов в дряхлости.
Любвеобильностьу истерических женщин нередко бывает лишь внешне-театральной, флиртовой, безспособности упоенно-чувственно соединиться с возлюбленным. Эту утонченную,тронутую красивым ледком эротическую игру холодной (фригидной) истерички сзамечательным проникновением изобразил Мопассан в романе «Наше сердце». Но ведьв этом и трагедия такой, в сущности, несчастной женщины.
/>Демонстративные (истерики) – всегда вечныедети (юноши) неустойчивостью, капризностью своих чувств (легкочувствием),сравнительным легкомыслием, пылкой образностью, стремлением «выставляться»,быть в центре внимания, склонностью к бессмысленному упрямству от высокойвнушаемости, к юношеской картинной пессимистичности. Потому и нетрудно(обычно!) расположить к себе такого человека, сердитого за что-то на нас,восхитившись им в том, в чем, действительно, возможно искренне сказать ему этодоброе. И тогда многие из них мягчают, добреют, даже те, в ком яснопроглядывает чувственно-хищное.
Такчасто клянут демонстративных, смеются-потешаются над ними. Но ведь многие изних приносят людям прекрасные (в том числе и целебностью своей) театральные,эстрадные, поэтические, живописные радости, освежают вечной детскостью, учатживым подробностям чувственной жизни, замечательным именно своейнесерьезностью-незрелостью. А дефензивные демонстративные (истерические)женщины способны на сцене жизни на незаурядное самопожертвование радиповседневного спасения тяжелого алкоголика-мужа или душевнобольногородственника, если, конечно, знакомые, близкие постоянно восхищаются ихнебывалым подвигом, редким терпением и т. д.
Неустойчивый характер (неустойчивыйпсихопат)
Характер,родственный демонстративному (истерическому) более или менее сложной, тонкойприродной незрелостью. Классически описан также П.Б. Ганнушкиным (1933).
Существонеустойчивого склада – в той же «пожизненной» инфантильности (точнее,ювенильности – вечной «юношескости»), но с преобладанием душевнойнеустойчивости в переживаниях и поступках, порожденной детски-юношескойповерхностностью мышления, чувствования наряду с юношески обостреннымсексуальным влечением. Здесь нет истерически-демонстративной холодности,стервозинки – есть мягкость, задушевный лиризм.
Незрелостьэту не следует путать с мнимой незрелостью некоторых аутистов илипсихастеников. Она проявляется, например, в том, что хрупкий телом, здоровьемаутистический интеллигент жалеет, что не догнал ограбивших его бандитов, чтобыпросто посмотреть им в глаза. Или психастенический научный сотрудник жалуетсяначальству, что по причине скудной его зарплаты жена стала посылать его нарынок, заставляет крутить на кухне мясорубку, чистить картошку, и у него теперьменьше времени дома для работы за письменным столом. Это скореебеспомощность-непрактичность отрешенных, но духовно сложных людей, беспомощныхперед реальной, грубой жизнью.
Истиннаянезрелость все же сказывается, прежде всего, в детской недоразвитости исконныхчеловеческих чувств: чувства родного к своим детям, элементарной тревоги заблизких и т. п. К примеру, когда взрослого человека трудно затащить посмотретьхоть раз на маленького ребенка, который от него родился. Или глянет, но нетотцовского желания увидеть сына вновь, даже детский страх этого при возможномромантически-поэтическом переживании по этому поводу (см. известныевоспоминания в таком роде Анатолия Мариенгофа о Есенине: «Роман без вранья»).Причем сердце, действительно, по-есенински не лжет, поскольку легко верится всобственную ложь. Это и побуждает неустойчивых искренне оправдывать, иногдадаже красиво обосновывать всякое свое непристойное или сомнительное желание итут же выполнять его. Подобное поведение, переживание нельзя назватьестественным (синтонным), поскольку естественность, даже примитивная,естественна (натуральна) в своих материнских, отцовских и других инстинктивных,исконно теплых человеческих чувствах.
Слабаяспособность неустойчивых сдерживать свои желания, руководить ими, при живойчувственности, вечно юношеской остроте влечений объясняет высокую податливостьтаких людей, особенно в молодости, к пьянству, наркотикам, воровству,бродяжничеству и т. п.
Побуждаютк этому и расстройства настроения в виде хандры по поводу несбывшихсяромантических надежд, по поводу старения организма, которое так расстраиваетуже в молодости: «Все прошло. Поредел мой волос» (Есенин). Когда у душевнодостаточного сложного человека нет глубинной, духовной зрелости, единственнойценностью навсегда остается чувственно-романтическая молодость и главнымпереживанием – переживание ее увядания. Это переживание может быть ипо-есенински прекрасным.
Романтичностькак склонность-умение приукрашивать действительность, являть в ней некую своюпозу может быть аутистической (поэт Жуковский, художники «Мира искусств»),синтонной (Кипренский, 3. Серебрякова), демонстративной (Энгр, Делакруа,Брюллов, Семирадский, Бунин) и лирически-неустойчивой (Есенин). Последняявсегда теплая, грустная, но в известной мере внешняя, «выставочная», безаутистической концептуальности и сангвинической естественности-цельности. Этанестойкая мягкая театральность может пьянить своими чувствительными,юношески-лирическими красками. Она не содержит в себе истерическойизощренно-картинной прохладной чувственности и действует детски-шемящейнезащищенностью, трогательно-искренней языческой дружбой с Природой, дружбой,возможной лишь в беспомощном образном детстве.
Список литературы
БурноМ.Е. Демонстративный характер (истерик)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.