А если он «трудный»?
Людмила Маленкова доц.каф.педагогики МПГУ,канд.пед.наук
Интуитивноили осознанно каждый взрослый человек рано или поздно сталкивается с тем, чтоему бывает труднос ребёнком: «требую-не выполняет», «я к нему с лаской, а онгрубит», «прошу – не хочет», «хочу как лучше, а он не принимает моей помощи»,«стараюсь помочь – он отвергает усилия», «дал слово, клялся, что больше небудет, а сам…», «всё знает, всё понимает, а делает наперекор», «думалаподрастёт и поумнеет, а он вообще как с цепи сорвался», «попробовала поговоритьс ним откровенно – он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти иподобные сетования родителей. Да и самих педагогов множестводетско-подростково-юношеских проблем ставит в тупик, приводя к слову «трудно».
Проблематрудных детей стоит, стояла и всегда будет стоять в наших школах. В чём же еёсуть? Каковы причины? Чем один трудный школьник отличается от другого? И каковыпути воздействия для преодоления трудновоспитуемости? Попробуем разобраться.
Насеминаре учителей-воспитателей, классных руководителей и заместителейдиректоров школ мы задали вопрос: «Кого и по каким признакам вы считаететрудными школьниками?» и получили около 500 (!) признаков трудновоспитуемости.Назовём лишь некоторые, чаще всего употребляемые педагогами: ребёнок неподчиняется школьному распорядку, плохо относится к учёбе, грубит, дерзит,дерётся, невнимателен на уроках, обижает сверстников, ничего не читает, многосмеётся, ленив, сквернословит, пристаёт к девочкам, бродяжничает, не уважаетучителей, агрессивен, равнодушен, издевается над животными, портит школьноеимущество, не реагирует на просьбы и замечания, не приносит сменную обувь,грязный, неаккуратный и т.д.
Провелитакой эксперимент. Учителям, работающим в одном классе, дали список класса ипросили отметить учащихся, которых они считают трудными. И практически в каждомклассе получили такую картину. Один учитель отмечает двоих, второй — четверых(причём названные кандидатуры чаще всего не совпадали), третий — пятерых (нодругих!). Некоторые вообще говорили: «Да здесь нет ни одного трудного. Здесьвсе нормальные дети. С ними можно работать». А одна, учительница сказала: «Дахоть всех отмечайте, обезьянник какой-то, а не класс! Все трудные!»
Очём говорят эти эксперименты? Во-первых, о том, что явление трудновоспитуемостиобъективно существует: действительно, есть дети, по отношению к которыммалоэффективен или даже неэффективен нормально организованный воспитательныйпроцесс. И, во-вторых, трудновоспитуемость — явление для каждого учителясубъективное. При внимательном наблюдении понятно, что существование ипреодоление его зависит не только от состояния развития личности школьника, нои от мастерства учителя (его отношения к трудному ребёнку, умения войтис ним вконтакт и построить деловые и личностные отношения, от эмоциональнойтональности отношений к таким детям).
Чтобыпонять трудного школьника, при-нять его таким, какой он есть, и повести егоразвитие дальше (то есть преодолеть сопротивление воспитанию), нужно не толькоувидеть внешние проявления трудных школьников, но прежде изучить истокитрудновос питуемости: «Прежде чем ополчиться на зло взвесьте, способны ли выустранить причины его породившие» (Вовенарг). Попытаемся выделить три основныегруппы трудновоспитуемых школьников и соответственно три пути (направления)воспит» тельной работы с ними.
Перваягруппа — это школьники, труд-новоспитуемость которых обусловлена особенностями«переходного периода». Нетрудно заметить, что при неблагоприятных условияхжизни и воспитания у некоторых детей возникают трудности в периоды кризисов, тоесть в периоды коренной перестройки физического, психического и социальногоразвития. Речь идёт о кризисе начальной школы (переход от игровой деятельностик учебному труду) и кризисе подросткового возраста (переход от детства квзрослости), когда развитие ребёнка и подростка характеризуется двумяособенностями: интенсивностью и неравномерностью. Вот почему возможны сбои,ошибки, неравномерности в физическом, психическом и социальном развитииребёнка. Например, у первоклассника в строении скелета хрящи недостаточноотвердели, поэтому длительное сидение в школе и дома (нередко нанеприспособленной мебели) приводит к из лишней его утомляемости. А этосказывается на продуктивности интеллектуальной деятельности и, следовательно,на эмоциональном отношении ребёнка к учёбе: он становится неусидчивым, за урокисадиться не хочет, если заставляют — сопротивляется. У подростков интенсивноеразвитие костно-мышечной системы приводит к быстрому росту и интенсивностиработы сердечной мышцы (да ещё повышенная подвижность подростка!) и отставаниюразвития сосудистой системы, в том числе сосудов головного мозга. Последствиеэтого — гипертонические и гипотонические явления, головные боли, сонливость,что отрицательно сказывается на учебном процессе, жизненном тонусе, состояниипсихики подростка. Если его заставить что-либо делать, он опять-таки проявляетзащитную реакцию в разных формах, хорошо известных учителям: повышенную или пониженнуювозбудимость, грубость и дерзость, чрезмерный критицизм, непокорность,подростковый негативизм (противоречить во что бы то ни стало!), воздвигает«смысловой барьер» и т.д. Конечно, это вызывает определённые трудности обученияи воспитания детей в этот период.
Такиетрудности, связанные с противоречиями отрочества (кстати они блестяще описаныВ.А. Сухомлинским в книге «Рождение гражданина»), вынуждают педагога изменитьпедагогическую позицию в отношении с подростками (в отличие от эффективносрабатывающей в начальной школе авторитарной позиции). Если не изменитьпозицию, то «трудные подростки выходят из-под влияния родителей и педагогов.Так, путь преодоления трудновоспитуемости этой категории детей и подростков —воспитание, то есть такая его организация на основе возрастных, индивидуальныхи половых особенностей, при которой выравниваются и устраняются все сбои иошибки, допущенные ранее.
Втораягруппа — дети и подростки, трудновоспитуемость которых обусловлена отклонениямив физическом и психическом развитии. Это недоразвитие или чрезмерно раннееинтенсивное развитие. Это физические недостатки в развитии различных органов,физические увечья и уродства. Это чрезмерная болезненность детей; привычные,хронические заболевания; детские болезни разного типа; различные тенденциинеблагоприятного воздействия среды и т.д. Следует добавить, что отклонения вфизическом развитии выступают и в качестве психогенного фактора, влияя наэмоциональное состояние физически нездоровых детей (апатия, угнетённость, невериев свои силы, грусть, тоска, плаксивость). Наблюдаются и отклонения впсихическом развитии: неравномерное развитие и отставание отдельных функцийпсихики, детские и хронические психические заболевания, плохаянаследственность, приобретённые неврозы, психозы, истерии, неврастении и т.д.Всё это выражается в поведении детей в виде агрессивности, дерзости, грубости,драчливости, уходе в себя, апатии, равнодушии. Разумеется, при этом создаютсятрудности обуче-шя и воспитания детей. Подход к преодолению рудновоспитуемоститаких детей — это сочетание лечения того заболевания, которое имеется ванамнезе развития ребёнка (подростка), и особых мер «щадящей педагогики». Воснове её — принципы лечебной педагогики, включающие индивидуальный подход кбольным детям в реализации требований учебно-воспитательного процесса, впревалировании метода поощрения перед наказанием, в применении методов иприёмов психотерапевтического воздействия.
Третьягруппа — это дети и подростки, трудновоспитуемость которых обусловлена педагогическойзапущенностью, при которой отклонения в сознании, поведении иэмоционально-волевой сфере обусловлены педагогическими причинами и носятустойчивый характер.
Признаки педагогической запущенности:
Отклоненияв сознании характеризуются неправильным пониманием основных жизненных понятий,морально-этических, эстетических, политических, экономических и другихкатегорий, искажёнными критериями оценки. Например, такими: «Воровал, ворую ибуду воровать, так как всё равно все воруют»; «Живу сегодняшним днём — всёравно будет война и все погибнут»; «Скромным быть нельзя, это плохое качество,скромные — рохли и растяпы, они в сегодняшней жизни ничего не могут»; «Еслидруг совершил преступление, его, конечно, надо покрывать, на то он и друг»;«Каждый живёт, как ему нравится, даже если это затрагивает интересы другихлюдей».
Отклоненияв поведении состоят в ряде поступков, правонарушений и преступлений. Иначесказать, это безнравственное и противоправное («отлоняющееся», «деликвентное»,«девиантное») поведение. Наиболее распространённые проступки: озорство ихулиганство, кражи личного и общественного имущества, проступки, связанные споловой распущенностью. К этому списку добавляются и новые виды нарушений:драки-разборки, вымогательство и рэкет, издевательства и преступноепреследование сверстников, шантаж, угроза взрывов и диверсий и другие. Вподростковой среде всё большее распространение получают: табакокурение,алкоголизм, наркомания, токсикомания, которые ещё больше осложняютпедагогическую запущенность подростков-школьников.
Отклоненияв эмоционально-волевой сфере — неадекватное эмоциональное реагирование наразные события (подросток радуется: старушка упала, малыш упал и разбил нос,человек попал в неловкое положение, учительница села на сломанный стул);неадекватное восприя-тие событий и явлений («Опять этот музыкальныйлекторий...»; «Родители раньше пришли с работы — опять надзор»; «Купили путёвкув оздоровительный лагерь — летом свободы не будет»); аффекты неадекватности(яркие эмоциональные вспышки, неадекватно отражающие действительность:подросток радуется, поёт и пляшет, когда возмущённая и разъярённая егоповедением учительница отчитывает его). А также — немотивированные состояниягрусти, тоски, апатии, злобы, плаксивости, неумение владеть своим эмоциональнымсостоянием, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, равнодушиепо отношению к близким людям, отсутствие чувства любви и привязанности.
Разумеется,все эти виды отклонений влияют на развитие человека, на его контакты с другимилюдьми (в том числе со сверстниками, родителями и педагогами), на успешностьили неуспешность включения в различные виды деятельности, свойственныеподростковому возрасту. Недаром именно у педагогически запущенных детей, по ихпризнанию, в число любимых видов деятельности попадают такие, как: есть, спать,бездельничать, гулять, ходить по улице, сидеть в беседке, драться, вызывающеодеваться и краситься, доводить учителей и т.п.
Возникаютэти отклонения не на пустом месте. Причиной могут быть и неполная семья, когдаребёнка воспитывает только мать или отец, и отсутствие воздействия внешкольныхучебно-воспитательных учреждений (ребёнок не занимается никакой деятельностьюна досуге). Это и негативные факторы воспитательного воздействия: алкоголизм ибезнравственность родителей, отсутствие культурной среды, вовлечение детей впротивоправную деятельность, посягательство на права детей, физическое ипсихическое насилие над детьми, асоциальные и антисоциальные компаниисверстников, антипедагогические методы «воспитания» в школе и семье...
Правда,следует предостеречь учителя от прямого толкования причин педагогическойзапущенности: мол, плохие условия, вот человек и растёт невоспитанным. Это несовсем так. Всё зависит от того, как воспринимаются ребёнком позитивные инегативные воздействия среды. Г.А. Фортунатов писал: «Характер ребёнкаразвивается не просто под влиянием среды, а в зависимости от того, каксложились отношения ребёнка в своей среде, чем он в ней интересуется… Если уодного ребёнка пьянство, сквернословие и озорство вызывают интерес, то удругого они могут вызвать ужас, брезгливость или возмущение и протест».Понимание этого позволит понять, почему вдруг в неблагополучных семьяхвырастают хорошие дети и, увы! бывает и наоборот. А ещё, исповедуя эту идею,можно искать путь преодоления трудновоспитуемости в формировании нетерпимогоотношения к негативной среде.
Наконец,последний признак педагогической запущенности — устойчивость личностныхпроявлений отрицательных качеств личности: лени, лживости, грубости, равнодушия,жестокости, потребности красть. Действительно, где граница между детским «взялбез спросу» (ручку, ластик, конфету) и противоправным действием под названием«кража»? Найдётся ли среди людей человек, который ни разу «не взял без спросу»?Наверное, нет, а вот у трудных подростков — это устойчивое явление, практическиво всех жизненных ситуациях. Для примера возьмём письмо от родителей В. Леви,приведённое им в книге «Исповедь гипнотизёра»: «Самое страшное — воровство…Норовит унести всё, что «плохо лежит», и в детсаду, и в школе, и дома. Лазит покарманам! Самое смешное, что порой тащит ерунду, которую дома бросает илипрячет и забывает о ней. Какие-нибудь сломанные детали игрушек, шарики откроватей, подшипников… Деньги, в основном мелочь, насыплет в коробочку,спрячет, однажды заставила выплюнуть изо рта… В школе — карандаши, краски,кисти, перетаскал все магниты у учительницы. У меня впечатление, что руки егонарочно приделаны для хватания и прятанья тайком. Ругала, ставила в угол,однажды ремня отведал… Обещал, что больше не будет, а через три дня...»Описав довольно подробно признаки педагогической запущенности детей иподростков, отмечу (да это хорошо известно из практики), что это наиболеесложный тип трудновоспитуемости. Дети нуждаются в специальном подходе к егопреодолению, а именно: в перевоспитании. А этот процесс требует глубокого,более длительного педагогического воздействия на три сферы личности подростка:на сознание (переубеждение), поведение (перестройка позиции во всех видах деятельности)и на эмоционально-волевую сферу (принципиально иная тактика возвратно-оценочныхметодов воспитания). Цель педагога в данном случае — грамотно преодолеть«сопротивление воспитанию».
Известныйпольский педагог и писатель Я. Корчак писал в своей книге* Как любить детей»:
«Практикделил детей на «удобных* и «неудобных*, на которых идёт уйма времени.«Неудобные* дети: самый младший, ниже обычного возраста; самый старший,критически настроенный и своенравный, вялый, несобранный и хилый; и горячий,настырный.
Ребёнок,который перерос интернатскую дисциплину, которому она в тягость, которогоунижает режим спальни, столовой, молитвы, игры, прогулки.
Ребёнок,у которого из уха течёт гной, вскочил чирей, сошёл ноготь, слезятся глаза,болит голова, жар, кашель.
Ребёнок,который медленно одевается, умывается, причёсывается, ест. Последним стелетпостель, вешает полотенце, тарелку его и стакан всегда приходится дожидаться,задерживает уборку спальни и со стола и отправку посуды на кухню.
Ребёнок,который поминутно обращается к тебе с вопросами, жалуется, требует, плачет,просит, который не любит общества других детей и назойливо тянется к тебе,вечно чего-нибудь не знает, чего-нибудь да просит, в чём-нибудь нуждается,хочет сказать что-либо важное.
Ребёнок,который грубо ответил, обидел кого-то из техперсонала, поссорился, подрался,бросался камнями, нарочно что-то порвал или сломал, отвечает на всё «не хочу».
Ребёноквпечатлительный и капризный, которому больно от пустячного замечания, хмуроговзгляда, для которого холодное безразличие — наказание.
Симпатичныйшалунишка, который заткнёт тебе камушками умывальник, покатается на дверях,открутит кран, отвинтит звонок, запачкает стену синим карандашом, исцарапаетгвоздём подоконники, вырежет на столе буквы. Убийственно изобретательный инеутомимый. Вот похитители твоего времени, тираны твоего терпения, ферментытвоей совести. Ты борешься с ними, а знаешь, что это не их вина».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.eti-deti.ru