Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Cоциально-психологические аспекты интернет-зависимости

Всвязи с возрастающей компьютеризацией и “интернетизацией” российского обществастала актуальной проблема патологического использования Интернет, за рубежом,обозначенная еще в конце 80-х. Речь идёт о так называемой“интернет-зависимости” (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальнаяаддикция). Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании,использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если усотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию он-лайн. CyberDisorder (CD) [3] войдет в DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями –гэмблингом, любовными, сексуальными, ургентными аддикциями, аддикциямиизбегания, отношений, к трате денег и работоголизмом.
Чтобыотличить времяпрепровождение в сети, характерное для лиц, которым по родудеятельности приходится в рабочее время находиться он-лайн от аддиктивнойреализации в виде пребывания в сети, необходимо учитывать особенностиаддиктивного поведения.
Поопределению Короленко и Сигала (1991) [1], аддиктивное поведениехарактеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своегопсихического состояния. Т.е. вместо решения проблемы «здесь и сейчас»человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортногопсихологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы«на потом». Этот уход может осуществляться различными способами.Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практическилюбому человеку (употребление алкогольных напитков, азартные игры и пр.).Проблема аддикции (патологической зависимости) начинается тогда, когда стремлениеухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинаетдоминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь,приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человекне только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), нои останавливается в своем личностном развитии. Этому процессу могутспособствовать биологические (например, индивидуальный способ реагирования наалкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние),психологические (личностные особенности, психотравмы), социальные (семейные ивнесемейные взаимодействия) факторы. Важно отметить, что аддиктивная реализациявключает в себя не только аддиктивное действие, но и мысли о состоянии ухода отреальности, о возможности и способе его достижения [1].
Что делает Интернет притягательным в качествесредства “ухода” от реальности?
возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувствобезопасности при осуществлении интеракций, включая использование электроннойпочты, чатов, ICQ и т.п)
возможность для реализации представлений,фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»;вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычноммире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.)
чрезвычайно широкая возможность поиска новогособеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нетнеобходимости удерживать внимание одного собеседника – т.к. в любой моментможно найти нового)
неограниченный доступ к информации (“информационный вампиризм”) (занимаетпоследнее место в списке, т.к. в основном опасность стать зависимым отВсемирной Паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются,чуть ли не, а иногда и единственным средством общения)
Термин“интернет-зависимость” (ИЗ) предложил доктор Айвен Голдберг [2] в 1996 году дляописания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет.Диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям DSM-IVдля нехимических зависимостей:
А. Использование компьютера вызывает дистресс
В. Использование компьютера причиняет ущербфизическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому илисоциальнуму статусу
Имеетсявзаимосвязь с такими нехимическими аддикциями как работоголизм и гэмблинг(патологическая игра) [2].
Вдругой статье, размещенной в Интернет, Dr. Goldberg характеризует ИЗ как“оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую,семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности". Голдбергпредпочитал использовать термин “патологическое использование компьютера” (PCU– pathological computer use). В настоящее время PCU употребляется для болееширокой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще,включая виды использования, не относящиеся к социальным, а. термин“интернет-зависимость” используется для обозначения патологическогоиспользования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия. Доктор М.Орзак [4] выделила следующие психологические и физические симптомы, характерныедля PCU:
Психологические симптомы:
Хорошеесамочувствие или эйфория за компьютером
Невозможностьостановиться
Увеличениеколичества времени, проводимого за компьютером
Пренебрежениесемьей и друзьями
Ощущенияпустоты, депрессии, раздражения не за компьютером
Ложьработодателям или членам семьи о своей деятельности
Проблемыс работой или учебой
Физические симптомы:
Синдромкарпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное сдлительным перенапряжением мышц)
Сухостьв глазах
Головныеболи по типу мигрени
Болив спине
Нерегулярноепитание, пропуск приемов пищи
Пренебрежениеличной гигиеной
Расстройствасна, изменение режима сна
Согласноисследованиям Кимберли Янг [3] опаснымисигналами (предвестниками ИЗ) являются:
Навязчивоестремление постоянно проверять электронную почту
Предвкушениеследующего сеанса он-лайн
Увеличениевремени, проводимого он-лайн
Увеличениеколичества денег, расходуемых он-лайн
Проведенооригинальное исследование, с использованием теста, предложенного К. Янг (1996г.). На www-сайте в Интернет размещен переведенный и адаптированный тест наинтернет-зависимость. Сайт является участником Rambler, ссылки на него былиразмещены в ряде www-чатов и телеконференций. За неполных 5 месяцевисследования получено более 600 анкет, принято к обработке — 570. Из них 196женщин, 374 мужчины. Возраст опрошенных от 12 до 47, значение медианы возраста- 23 года. 49% имеют высшее образование, 20% — среднеспециальное, 15% — незаконченное высшее. 32% респондентов продолжают образование. 78% используютИнтернет для работы, остальные 22% исключительно для отдыха и развлечения.
Распространенностьэтого расстройства составляет примерно 2% (по данным К. Янг – 1–5%), причемболее подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежелиспециалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладаютмужчины (67%) (по данным исследования, проведенного университетом вHertfordshire, Великобритания [1], пол роли не играет). Скорее всего, этосвязано с тем, что в Рунете пока женщин просто в принципе меньше. Такжеподтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающихинтернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологическиеигроки или любовные/избегания аддикты. Стаж пребывания в Интернет у зависимых всреднем более 2-х лет, однако, наблюдается значительное количество опрошенных,набравших по тесту К. Янг “пограничное” количество баллов со стажем менее года.Здесь можно предполагать, скорее, не предрасположенность к зависимости, аувлечение новой “игрушкой”.
Терапия:
Зарубежом существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, одиниз которых основан К. Янг, самым известным исследователем Интернет-зависимости.В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной Помощи пользователямИнтернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ –сетевой аналог ”телефона доверия” и “Виртуальная психологическая служба”. Какбы не были хороши виртуальные службы психологической помощи, все же большинствоспециалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, сакцентом на работе с образами, эмоциями, т.к. аддикты, как правило, испытываютзначительные затруднения на эмоциональном плане. Учитывая определенныетрудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации улиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использоватьименно групповые варианты психотерапии.
Выводы:
Такимобразом, можно сделать вывод, что интернет-зависимость является одним изспособов аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих определенныйпреморбидный фон (т.е. личностные особенности, способствующие формированиюсобственно аддиктивной личности, либо аддиктивной реализации с помощью Интернету уже сформировавшегося аддикта). Вряд ли стоит ожидать широкогораспространения ИЗ, о котором нас предупреждали СМИ, учитывая данные обэтиологии и эпидемиологии данного расстройства.
Списоклитературы
O. Egger, Prof. Dr. M. Rauterberg “Internet Behavior andAddiction”, 1996
Ivan Goldberg, MD Web Publishing 1996-1999
Kimberly Young Web Publishing 1996-1999
Maressa Hecht Orzack, Ph.D. Web Publishing 1996-1999
Ц.П.Короленко, Н.В. Дмитриева “Социодинамическая психиатрия”
В.А.Бурова, врач-психиатр, психотерапевт. CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Державне регулювання зайнятості населення в Україні
Реферат Особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами
Реферат М.Е.Кольцов . История отечественного журнала
Реферат Перспектива развития дистанционного образования через Интернет в разных регионах мира
Реферат Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Реферат Цифровая волоконно оптическая система передачи со скоростью 422 Мбит с для кабельного телевидения
Реферат Почему именно повесть Фаталист завершает роман Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова
Реферат Політичний портрет гетьмана Павла Скоропадського
Реферат Структура и функции клеточного ядра
Реферат Этика бизнеса и благотворительности
Реферат Компьютерные вирусы и борьба с ними 5
Реферат Проектування користувальницького інтерфейсу в C++ Builder
Реферат Экологическая проблема загрязнения воды
Реферат Death Essay Research Paper Auer 1Paul AuerEnglishFinal
Реферат Describe An Issue Of Personal Concern Essay