ПЕРВИЧНАЯ МАТЕРИНСКАЯ ФУНКЦИЯ.Удовлетворятьосновные физиологические и инстинктивные потребности ребенкаЗащищатьдитя не только от внешних опасностей, но и от вредных возбуждений среды.Роль «предохранителя от возбуждений» мать выполняет, пока психика малышане научиться самостоятельному защитному функционированию.Учитыватьсвойственные ребенку ритмы и следовать им.Улавливатьи интерпретировать «компетентные» поступки, реагировать на нихприкосновениями, голосом, жестами, на которые в свою очередь, ответитребенок,- так налаживается и поддерживается цепочка взаимодействий.Обеспечиватьсвязь между поступками, эмоциями и соматическими отправлениями.
ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.
Привязанность- это слово,которым означают прочные эмоциональные связи между ребенком и одним илинесколькими взрослыми. Эти узы устанавливаются с возраста 6 месяцев какследствие врожденного поведения ребенка (плач, смех) на окружение взрослых.
Последнее развитие детскойпсихиатрии происходило под влиянием ReneSpitzим было опубликовано в 1945гисследование под названием «Госпитализм». Spitz в своем сравнительном исследовании описывает две группыдетей, находившихся в «яслях» при тюрьмах, в которых содержатся матери этихдетей, и в детском доме.
У детей, которые находились в детскомдоме 6 недель отмечались признаки выраженного госпитализма, в то время как удетей, находившихся в «яслях», никаких симптомов не отмечалось. Причина, по Spitz, в том, что «мать даетребенку все, что хорошая мать обычно дает, и даже более того». Дети,проживающие в детдомах, обходились без этого. Наиболее значительнымположительным эффектом публикации Spitz было значительное улучшение ситуации с детскими домами,больницами и детскими учреждениями. Никто не отрицал, что условия в этихучреждениях были ужасными. Но в то же время нельзя, исходя из этихэкстремальных условий, делать вывод, что любая краткая или длительная разлука сребенком имеет одинаковые последствия, и было бы неправильно приводитьрезультаты Spitz вкачестве доказательства травмирующего эффекта любой разлуки.
Идеи Bowlbyвнеслизначительный вклад в формирование мифа. Особый интерес представляет исходныйпункт Bowlby: онприбавляет к двум основополагающим инстинктам Фрейда (либидо и агрессия),третий- привязанность. Привязанность определяется как « поведенческийкомплекс», служащий целям привязывания к фигуре матери или другим взрослым изокружения ребенка, пользующимся его доверием. Этот поведенческий комплексостается активным и в последующей жизни индивидуума- при формировании взаимоотношенийс людьми. Такое объяснение представляется более вероятным, чем мысль Фрейда отом, что эмоциональная связь с матерью- это вытесненная форма сексуальнойсвязи. Если этот контакт эротизируется или сексуализируется,тогда мы рассматриваем его как аномальный.
Фрейд предполагает, что ребенокпривязывается к своей матери черезусловно- рефлекторный процесс, в частности, потому, что она обеспечивает емупитание и уход. Это относится к теории «оральной фазы». Эта теория невыдерживает критики. Привязанность, по Bowlby, нельзя сводить к половому инстинкту « или агрессивномуинстинкту»- это самостоятельная биологическая сила.Bowlby провел исследование судеб детей, разлученных со своейсемьей на своей родине.
3
В 1951г. был опубликован егоотчет под заголовком « Материнская забота и психическое здоровье». Bowlby отмечал, что«длительное отсутствие материнской заботы имеет выражение и далеко идущиепоследствия для характера и соответственно всей будущей жизни». Материаломданного исследования были дети в возрасте от 5 до 10 лет.
«Материнская любовь вмладенческом и детском возрасте так же важна для психического здоровья, каквитамины и белки для физического здоровья», — это одна из посылок из того жеотчета. Печальное последствие этого- то, что родители в любом случае отвечаютза судьбу своего ребенка. Как следствие, создается « приторный» образ идеальныхродителей, который пропагандировался во всем мире. «Сомнительная любовь»-назвал это явление VandenBerq; Greenхарактеризует его как «личностную абсорбцию»- когда ребенокявляется узником, находящимся в постоянной амбивалентной зависимости от оковвзрослых, и каждый момент спокойного пребывания ребенка в одиночестве- это и«брошенность», и «недостаток любви».
РОЛЬ МАТЕРИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ЕГО ПРИСПОСОБЛЕНИИК ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.
Нормальное развитие ребенка иформирование успешно действующих защитных механизмов возможна лишь при хорошемприспособлении к социальной среде. Изоляция от родителей и собратьев делаетневозможным формирование чувства любви, ведет к появлению стойкого страха иагрессивности. Родившийся ребенок почти не обладая никакой самостоятельностью,в то же время является частью диады. Другая часть диады- мать, основное условиежизнедеятельности ребенка и его развития. Мать формирует его какбудущую личность, способную противостоятьизменениям среды и бороться со стрессами. В этом основополагающую роль играетпривязанность или чувство любви, возникающее междумладенцем и матерью. Сформировавшаяся связьмежду матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любомпроявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, безкоторого у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности иуверенности в своих возможностях. Процесс развития привязанности основан наряде врожденных способностей ребенка с которыми он уже рождается. Новорожденныйподготовлен к тому, чтобы с ним общались, все его чувства функционируют, хотя иразвиты в разной степени. Он с рождения улыбкой пытается установить контакты с тем,чье лицо он воспринимает.
Лицо матери ему удается различитьлишь с 3 месяцев. Развитие зрения у младенца очень важно, так как для общения сматерью взгляд играет основную роль. В течение первых 6 месяцев устанавливаетсявизуальный контакт между матерью и ребенком.
Новорожденный хорошо слышит. Онвздрагивает от шума. Поворачивает голову в сторону звучащего голоса. На первоммесяце жизни у него уже появляются положительная реакция на человеческийголос.
Обоняние развивается рано, оносущественно как для узнавания матери, так и для развития привязанности к ней.Уже на 3-6 дни жизни ребенок отличает мать по запаху. Успокаивающее действиематеринского запаха используется для лечения у ребенка расстройство сна. Новорожденныйочень чувствителен к прикосновениям, от одних он возбуждается, другие егоуспокаивают. Начиная с 10-дневноговозраста у младенцев можно отметить проявления грусти и радости. Он тревожится,будучи голодным, и выглядит удовлетворенным после кормления. Сначала этичувства очень примитивны, но их прогресс заметен даже на первом году жизни.
Забравшись на руки к матери,ребенок стремиться исследовать ее лицо и другие части тела.
4
Для малыша большое удовольствиебыть с матерью, играть с ней. Поскольку младенец уже готов к общению, емунеобходимо пойти на встречу. Со своейстороны, мать отзывается на его плач, ухаживает за малышом, играет с ним.Ребенок очень рано имитирует движения родителей. Однако сильная привязанностьможет возникнуть, лишь если мать будет эффективно реагировать на плач ребенкаот боли, голода или скуки. При этом для успокоения малыша ей придетсястимулировать его звуком голоса, предоставлением ему возможности сосания грудиили пустышки, укачиванием на руках. Развитию положительных эмоций, важных длявозникновения любви с одной стороны и укрепления жизненного тонуса с другой,способствуют игры с ребенком. Эти игры носят характер диалога, в которомвзаимодействующие обмениваются вербальными (мать) и невербальными (мать иребенок). Дети, которых мать быстро успокаивает, плачут гораздо меньше тех,ккому не подходят. Таким образом, силапривязанности ребенка, то есть переживание своей защищенности и в значительноймере уверенности, определяется двумя необходимыми качествами матери. Во- первых,готовностью незамедлительно помочь ребенку, когда он тревожится (плачет). Во-вторых, активностью материнского взаимодействия с ребенком и способностью кобщению с ним.
Основнымифакторами эффективного материнского ухода, обеспечивающими нормальное развитиеребенка, считают:
— мать, как источник сенсорных идругих стимулов, то есть пеленание, ласки, разговор, нахождение в поле зренияребенка, игра с ним;
— мать, как источникудовлетворения потребностей ребенка ( в пище, желаемых предметах);
— мать, как посредник междуребенком и раздражителями внешней среды, ослабляющая их вредное воздействие.
В предшествующие десятилетияпреобладало мнение, что материнской заботы для формирования адаптивногоповедения ребенка достаточно. Нежность, доброта, самоотверженная забота оребенке, проявляемые отцом, рассматривались лишь как имитация женскогоповедения и необязательные для воспитания ребенка. В действительности, вотцовстве и материнстве больше сходства, чем различий, ибо они- продукт обменачувствами с их собственными родителями обоего пола. Доказано, что активноеучастие отца в подготовке родов уменьшает количество осложнений в них, снижаетвосприимчивость новорожденного к стрессам. Отношения малыша, формирующиеся не вдиаде «мать- ребенок», а в триаде «отец- мать- ребенок», способствует тому, чтомладенец доброжелателен и весел, рано начинает улыбаться. В начальный периодадаптации не только мать, но и отец должны знакомиться со степенью готовностиребенка к жизни, воздействовать на него с тем, чтобы установить с ним обратнуюсвязь. Исследование детей раннего возраста в присутствии матери или отца и безних обнаружило одинаково стимулирующее влияние обоих родителей. Понятно, чтофигура отца, как и матери, облегчает ребенку переживания трудной ситуации. Отецтак же оказывает влияние на ребенка не только прямо, но и через мать ипосредством семейного климата, одним из создателей которого он является.Некоторые психологи идут дальше, утверждая, что не только родители воспитываютдетей, но и вся семья оказывает непосредственное влияние на развитие и направлениепроисходящих в ребенке процессов созревания. Они полагают, что близкиеродственники, составляющие расширенную семью (дедушки, бабушки, сестры, кузеныи т.д.) в этом принимают участие, так же, как это делает и все общество вцелом. Социальные стимулы, получаемые ребенкомот окружающих его людей, освобождают рефлекторные инстинктивныепроявления.
Психоаналитическая теорияобъясняет взаимоотношения мать- дитя зависимость младенца от матери.
5
Этологическая концепция напередний план выводит формирование прочной эмоциональной связи, являющейсяврожденной мотивационной системой.Всоответствии с этим пониманием и мать, и ребенок стремятся к тесномуфизическому общению. Один из механизмов объединения детеныша и его матери- импринтинг (врожденная способностьживотных следовать за объектом). Новорожденный осуществляет «поиск близости» посредством плача («иди сюда») или улыбки («не уходи»). Возможно, что корни этогозаложены до рождения путем воздействия на плод звуков сердца матери.Запечатление( импринтинг), происшедшее у плода, связывают с материнскимисердцебиениями, поэтому они успокаивают младенца. Рождение для младенца –травматическая ситуация. Ему приходится защищаться, снижая уровеньэмоционального напряжения. Объятия (прикосновения) матери и звуки ее сердца,которые при ее приближении снова хорошо слышны, — источники чувствабезопасности младенца, позволяющие нормализовать уровень его внутреннегонапряжения. Формировании материнского чувства критический период- 24 часа послерождения. Очень важно, чтобы новорожденный не позже этого побывал на рукахматери, тогда возникшая привязанность будет особенно сильной. В этой связинеправильно не брать плачущего ребенка на руки. Необходимо удовлетворять егопотребность в контакте, в результате чего сформируется чувственное влечение-любовь. Если все- таки ребенка не берут на руки, он не будет плакать, у негопоявится «хорошее поведение» (фактически безразличное), однако егоэмоциональное развитие нарушится и сделает его недостаточно защищенным отстрессов. Нарушение системы общения между матерью и ребенком может сделать матьне чувствительной к потребностям малыша.
С 6-го месяца телесный контактзаменяется иной формой общения. С этого времени голос и зрительный образродительницы несут такой же позитивный эмоциональный заряд, как и физическийконтакт. Плачущий ребенок, увидев или услышав мать, успокаивается. Такимобразом, не только матери воспитывают детей, но и дети со своей стороныстремятся управлять поведением матери, привлекая ее внимание, если она не успеваетвыполнять их желание. Этологи видят усилие матери и ребенка в том, чтобынаходиться вместе для наилучшей адаптации к жизни. Мать сделает относительнобеспомощного ребенка защищенным от опасностей и удовлетворит его нужды.
Таким образом, существует целыйряд предпосылокпсихического здоровья младенца:здоровыеотношения между матерью и ребенком;качественныеотношения между матерью и ребенком, приводящие к благополучномуфизическому, познавательному и эмоциональному развитию;положительныеотношения между матерью и ребенком, обучающие способности доверять иобращаться к другим;реципрокностьи синхрония отношений мать- дитя как основной элемент положительногохарактера привязанности между ними;несменяемостьпервичного воспитания младенца (желательно, чтобы это была мать отрождения и без перерывов);снабжениеродителями своих детей возможностями для оптимального развития.
Признаки стойкой привязанности матери к ребенку:
— ищет и поддерживает глазной контакт;
— произносит слова с особенными интонациями;
— прикасается к ребенку, ласкает его;
— часто держит на руках, располагает соответственно формамсвоего тела, прижимает к себе;
— испытывает положительные чувства.
6
Признаки стойкой привязанности ребенка к матери:
— возвращает взгляд и поддерживает глазной контакт;
— поворачивается, настораживается, пытается подражать тонуматеринского голоса или сам производит звуки для матери;
— настораживается, улыбается, кажется успокоившимся;
— принимает форму материнского тела, кажется расслабленным-хорошо приноравливается;
— испытывает положительные чувства (живость, спокойствие),может успокоится если плачет.
Ранние признаки плохо формирующейся привязанности матери к ребенку:
— избегает глазного контакта или он «плавающий»;
— редко обращается прямо к ребенку, не использует особыхинтонаций;
— избегает прикосновений и ласк;
— редко держит на руках, не прижимает к себе, держит ребенкав дали от себя, само тело матери не гибкое;
— испытывает негативные чувства ( невыраженные явно илигневные).
Ранние признаки плохо формирующейся привязанности ребенка к матери:
— избегает глазного контакта или он только мимолетен;
— отворачивается, не возвращает вокализации, не пытаетсяспровоцировать мать на вокализацию;
— отворачивается, не реагирует, плачет;
— не гибкий, не податлив, беспокоен, плохо приноравливается;
— испытывает негативные или невыраженные чувства (сонливостьили беспокойство), если плачет, не может успокоиться.
К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешатьматери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связимежду матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характераматери, ее неуравновешенностью (юный возраст матери). В половине случаетзачатие у них происходит случайно, беременность оказывается незапланированной,ребенок нежеланным, не только для будущей матери, ее полового партнера, но идля родственников (13,7% из них пытаются оформить отказ от своего ребенка).Юных, и более старших, но эмоционально незрелых матерей в прошлом подвергалидепривации,их отвергали родители иливоспитывали в неблагополучных семьях. Они могут быть инфантильными, эгоцентрическисосредоточенными на своих делах, неспособными к любви и справедливым отношенияммежду людьми. При появлении ребенка у них не хватает теплоты и нежности приобращении с ним, понимания его основных потребностей.Эти матери не способны установить прочныеотношения и с отцами своих детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферув семье, что так же затрудняет благополучное развитие детей. Нелюбимый илинежелательный ребенокне вызывает к себеположительных эмоций, которые так необходимы для формирования привязанности,чувства безопасности, уверенности в своем благополучии и дальнейшего развития.Отказ матери от кормления грудью или невозможность этого лишает младенцаестественной хорошо усвояемой пищи, снабжающей всем необходимым для физическогоразвития и укрепления иммунитета. Все эти изменения у матери могут индуцироватьу ребенка эмоциональные нарушения,усугубляющиесянедостаточным телесным контактом из- за того, что ребенка не прикладывают кгруди.Не отделение от матери, анеправильный уход, не обеспечивающий любовь, внимание и безопасность болеевредны для ребенка.
Психологическое состояние современных матерей, имеющих детейдо 3-х лет далеко от стабильности. В одном из исследований было показано, что40% из них конфликтуют с мужьями, 35% недовольны своей работой, 30% испытываютстрах одиночества.
7
У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а утрети после рождения ребенка ухудшились отношения между родителями. Врезультате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного развитияи способностям адаптации к социальному окружению. Особенно сложно осуществлятьзаботу женщинам, у которых после родов развивается депрессия. Полагают, чточисло таких матерей значительно и колеблется между 26-40%.Наиболее частым последствием воспитанияматерями со стойким патологически сниженным настроением оказывается нарушениевзаимоотношений в диаде, приводящее в дальнейшем к измененному эмоциональномуреагированию: эмоциональной неустойчивости, страхом, высокой тревожностью. Всеэти расстройства в большинстве случаев у детей раннего возраста проявляютсясоматическими, а по существу, психосоматическими расстройствами: нарушениямисна, пищевого поведения, болевыми симптомами.
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У МЛАДЕНЦЕВ ИДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Психосоматические расстройства у младенцев встречаютсядостаточно часто, так как индивид в этом возрасте реагирует на трудные обстоятельствапочти исключительно органами и системами тела. В этом периоде жизни полностьюеще не сформировались механизмы личности, способные ответить на стресспсихопатологическими симптомами. Проявления психосоматических расстройств удетей раннего возраста разнообразны. Часть этих расстройств представляютмоносимптомные нарушения ( младенческая колика, метеоризм, регургитация,срыгивание, аэрофагия). Другие более сложные по своей клинической картине(анорексия, синдром нарушения развития неорганического генеза, сепарационнаятревога), так как представляют собой уже совокупность симптомов.К соматическим расстройствамстрессорногопроисхождения относят такжеприступы нарушения дыхания, актацию ( ритмичное раскачивание тела или головы),спастический плач, нарушение сна, раннюю бронхиальную астму, «внезапную смертьмладенца».
Младенческая колика. Впервые 3-4 месяца жизни у ребенка могут внезапно появляться приступы с сильнымикриками, явно связанные с физической болью и переживаниями дистресса. Какправило, эти приступы возникают во второй половине дня без очевидной причины ипродолжаются от нескольких минут до нескольких часов. Они наблюдаются как пригрудном, так и при искусственном вскармливании. Колики проявляютсяпродолжительным громким криком, плачем, покраснением лица, двигательнымбеспокойством, во время которого ребенок то сильно прижимает нижние конечностик животу, то энергично разбрасывает их, мышцы всего тела напрягаются,закрываются глаза, кожа лба наморщивается, отмечается срыгивание, вздутиеживота.
Аэрофагия. Приэтом расстройстве у жадно сосущих детей происходит заглатывание воздуха. Воздухможет проходите в желудок или оставаться в пищеводе и вызывать ощущениедавления. Иногда воздух вырывается изо рта с громким звуком (отрыжка) илипроходит через кишечник и выходит из прямой кишки. В отличие от обычнопоглощаемого небольшого количества воздуха в процессе еды, при аэрофагии воздухзаглатывается безотносительно к приему пищи или жидкости. Поступление большихколичеств воздуха может привести к растяжению желудка, что нередко осложняетсянарушениями ритма дыхания, сильными болями и рвотой.
Срыгивание. Извержениенебольших количеств пищи, поступившей во время кормления, называется срыгиванием.Наиболее часто оно наблюдается в возрасте 4- 18 месяцев в связи с чрезмернымрасширением желудка из-за попадания воздуха в процессе жадного заглатыванияпищи, быстрого сосания.
8
Регургитация (жвачка, мерицизм). При этомрасстройстве переваренная пища несколько раз отрыгивается, а затем многократножуется. При нормальном жевании, отличающимсяот мерицизма, пища уходит изо рта ребенкалегко, без предварительных усилий. В то же время при жвачке отрыгивание,пережевывание и повторное проглатывание пищи происходит без тошноты и чащевсего как приятный для ребенка процесс. Это видно из того, что ребенок этоделает охотно. Нередко ребенок для того чтобы изрыгнуть пищу, глубокозасовывает палец в глотку. Это может привести к значительной потери массы телаи даже к смерти. Это относительно редкое явление и наблюдается почтиисключительно в течение первых двух лет жизни.
Потеря младенцамимассы тела. Недостаток прибавки массы тела- состояние, при котором массатела младенца резко уменьшается без проявлений заболевания. Наиболее часто эторасстройство начинается в 3- 12 месяцев. Отставание прибавки массы тела по мерероста малыша сочетается с многими признаками недостаточной эмоциональной и /или сенсорной депривации, а также истощения при достаточном поступлении пищи.Это явление связывают с пренебрежением ребенком и недостаточной заботой о нем.Чаще отмечают не столько отвержение ребенка, сколько нарушение взаимоотношениймежду ним и его матерью. Иногда постоянное притеснение и побои малыша приводятк останове его физического развития. Это случается тогда, когда родителипытаются разрешить свои житейские трудности, связанные с алкоголизмом,эмоциональными расстройствами или с бедностью, вымещая свое недовольствосудьбой на ребенке. Другим примером может быть длительно не восполняющаясяпосле родов большая потеря массы тела новорожденным у матери, котораяпереживает не складывающиеся отношения с отцом ребенка, бытовую неустроенность.Никакими медицинскими средствами не удается увеличить массу тела у младенцев. Приулучшении состояния матери ребенок неуклонно набирает соответствующую еговозрасту массу тела.
Младенческая нервнаяанорексия. Отсутствие аппетита встречается у 76,1% младенцев с нарушениямипищевого поведения психосоматического происхождения. Частые беспорядочныекормления, однообразная пища, принуждение к кормлению могут вызвать у ребенкаснижение и даже утрату влечения к пище или ее отвержение. Нарушение аппетитанередко возникают у младенцев с невропатическими проявлениями: чрезмерноподвижных, с нарушениями ритма сна и бодрствования, раздражительных иплаксивых. Встречается как активные, так и пассивные формы анорексии. Приактивном отказе ребенок отворачивает голову в сторону от груди или от бутылочкис молоком, не открывает рот, не сосет, не глотает. Новая пища принимается снедовериемили даже протестом. При этомон часто плохо жует, требует, чтобы всегда кормил один и тот же человек и внеизменных условиях. Пассивный отказ проявляется отвращением к той еде, которуюему предлагают, требованием необычной для своего возраста пищи.
Выделяют несколько форм нарушения пищевого поведения:
— дистимический вариант анорексии с раздражительностью,плаксивостью, немотивированным беспокойством, возникающими во время еды;
— регургитационный вариант снемотивированным срыгивание во время кормления или сразу после него,значительным объемом пищи, отсутствие вторичного заглатывания и пережевывания;
— смешанные варианты младенческой нервной анорексии сбольшой выраженностью нарушений питания.
Поедание несъедобного(извращение аппетита, симптом pica) характеризуется:
— повторяющимся поеданием несъедобных предметом (как минимум1 раз в месяц);
— отсутствие психических расстройств, которые могли бывызвать это нарушение пищевого поведения (детский аутизм, шизофрения, умственнаяотсталость).
Младенцы тянутв ротворс с одежды, волосы.
9
Более старшие дети употребляют в пищу несъедобные вещества:фекалии животных, окурки, насекомых, песок, краску, землю, бумагу и т.д.Большинство детей без расстройств пищевого поведения тянут в рот многиенесъедобные предметы, но почти никогда не глотают их или делают это редко. Чащевсего эти дети, лишенные достаточного ухода, отстающие в развитии,слабовидящие, то есть те, кто не способен разобраться, что можно есть. Какправило, этот симптом безвреден, но иногда он приводит к серьезнымпоследствиям. Поглощение краски приводит к отравлению, а свалявшихся мотковшерсти- к кишечной непроходимости. Поглощение фекалий может стать причинойтоксоплазмоза.Извращение аппетитавстречается, как правило, у отвергаемых родителями детей, воспитывающимися безсоответствующего присмотра в дисгармоничных семьях, они часто худы, бледны истрадают желудочно-кишечными расстройствами. Симптом picaчастонаблюдается у тяжело умственно отсталых детей и продолжается в течениедальнейшей жизни. Сохранение этого симптома у детей с нормальным психическимразвитием после 4 лет- свидетельство глубоких поведенческих нарушений или дажетяжелого заболевания.
Тучность. Существуетточка зрения, что тучные дети не способны переживать чувство удовлетворения отеды. Они лишены жадного стремления к пище, но принуждают себя есть почтинасильственно, чтобы достичь чувства уверенности, прочности и устойчивости. Длятучных это означает наполнить себя, а постоянное поглощение пищи имеетподсознательный смысл защиты отсаморазрушения. Основная фантазия ребенка- необходимость поддержать себя.Защитные механизмы, приводящие ребенка кожирению, являются имитирующими, скрывающими стремление к всемогуществу. Длямладенца, который позже станет тучным, отделение его от матери при отлучении отгруди означает потерю части себя. Сохранение же связи с матерью позволяет неутратить ни одной части своего «Я» и таким образом предотвратить повреждение.Переедание- это попытка ребенка воссоздать непрочную или разрушающуюся связь созначимой фигурой. Получается так, что имитирующая фантазия не строит «Я», атолько помогает ребенку выжить, но затем, если идентичность «Я» достигается,она легко может быть расстроена, так как «Я» в этом возрасте еще очень хрупкое.Эти пациенты нуждаются в нахождении заместителей «Я», которые могут иногдавключать механизмы художественного творчества.
Запор. При запорекал долго остается в кишечнике и выходит в виде плотных, иногда твердых изасохших комков. Запор встречается примерно у 7 %детей и несколько чаще удевочек, чем у мальчиков. Задержка стула приводит к тому, что малыш во времядефекации сильно напрягается и часто испытывает боль. Иногда отмечаетсядискомфорт, беспокойство или апатия, ощущение озноба и головная боль. Почти в40% случаев матери датируют начало запора у ребенка в младенчестве или в раннемдошкольном возрасте.
Энкопрез. Непроизвольноевыделение кала может появиться у детей в возрасте, когда контроль за работойанального сфинктера уже должен был сформироваться. К возрасту 4 лет энкопрез должен быть постоянным или появляться как элементрегрессии, то есть поведения, соответствующего более младшему возрасту ипроявляющегося при тяжелых заболеваниях. В 25% случаев в основе недержания калалежат психогенные факторы. Энкопрез обычно связывают с недостатком родительскойлюбви, отрывом от матери, с доминирующей придирающейся матерью и сверхтребовательными родителями. У некоторых детей, впервые помещенных в стационар,детский сад, детский дом может развиться недержание кала, однако оно обычнопрекращается после привыканию ребенка к новому окружению.
Сепарационная тревога.Проявляется постоянным беспокойством ребенка по поводу «возможного»отделения его от матери или другого лица, к которому он наиболее сильнопривязан. Сепарационная тревога выражается в страхе исчезновения этогочеловека, боязни быть потерянным или похищенным.
10
Возникают вспышки раздражения с плачем, требованиями непокидать его, не оставлять одного дома. Всегда есть симптомы соматическихрасстройств: нарушается сон, появляются головные боли, тошнота, рвота,нарушается аппетит, отмечается потеря массы тела.
Синдром депривационнойпредречевой ретардации. Нарушения взаимоотношенийв системе «мать- дитя», полная депривация могут привести к недифферинцированномукрику- плачу, отставанию в развитии модулированных вокализаций (гукания,гуления, двуслогового лепета), снижению или отсутствию звуко — или слогоимитации. Также имеются проявленияаналитической депрессии: отсутствие положительных эмоций, зрительного ислухового сосредоточения, двигательная заторможенность, регресс поведенческихнавыков, патологически привычные действия.
Невропатия. Этотсиндром- недостаточность вегетативной регуляции конституционального или раноприобретенного смешанного происхождения. В последнем случае в патогенезеневропатии большую роль играет эмоциональное напряжение ребенка, вызванноенарушениями взаимоотношениями в диаде «мать- дитя» или в семье в целом. К ихчислу можно отнести неадекватные условия режима, вскармливания и ухода,искажение материнского отношения. Невропатия составляет 10,1% от общего числапсихических расстройств в младенчестве. Патологическое соматовегетативноереагирование наблюдается чаще и может встречаться еще до 6-7 мес. В дальнейшемформируются расстройства эмоционально- волевых реакций, нарушения внимания,психомоторики, расстройства коммуникативных функций. К 1,5 годам синдромневропатии приобретает отчетливые клинические черты. Симптоматика невропатиискладывается из расстройств сна: изменений его продолжительности, глубины,нарушений засыпания и пробуждения, инверсии сна и бодрствования, двигательныхфеноменов во сне (вздрагиваний, бруксизма, сосанияпальцев), общей возбудимости, желудочно — кишечныхрасстройств, нарушение аппетита. Позже могут присоединится различные страхи,реакции пассивного протеста. Дети, страдающие невропатией, отличаются оченьвыраженной привязанностью к матери, затруднениями в общении с другими людьми,необычной заторможенностью в новой обстановке. Они плохо включаются в ситуацию,активность при контактах незначительна, отвечает тихо или вовсе отказывается отобщения.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Обследование желательно начинать с опроса родителей. Беседус ними следует проводить в отсутствии сына или дочери. Самим родителям будеттрудно сосредоточиться, их все время будет отвлекать состояние и поведениеребенка. Желательно начинать беседу с жалоб, предъявляемых родителями. Знаниетого, что их беспокоит, сосредоточит обследующего на обстоятельствах, которыемогли быть наиболее вероятными факторами, участвовавшими в возникновенииопределенных расстройств. В числе обсуждаемых тем должна быть семья ребенка:генетические, психологические характеристики, соматическое здоровье, возраст,профессиональные вредности отца и матери и много другое, что сможет прояснитьособенности семейных взаимоотношений, а также модус воспитания ребенка.Следующая тема- течение беременности и все вредности, которые перенесла будущаямать в это время: психотравмирующие факторы, болезни, физические и химическиевоздействия, а такжевозможныеосложнения вынашивание плода. Особоговниманиязаслуживают особенности теченияродов и послеродовой периода. Личный анамнез ребенка, отражающий темппсихосоматического развития ребенка, должен быть дополнен оценкой состоянияпсихического и соматического здоровья матери и ее взаимоотношений с отцоммладенца.
11
Важно не толькоучесть возможные соматические расстройства и отклонения в развитии, но иотметить психологические трудности, возникавшие на коротком жизненном путималыша (передача на воспитание другому лицу, частые разлуки с матерью, раннеепомещение в детское учреждение, госпитализация, постоянные ссоры родителей,беспокойная домашняя обстановка). У проводящего обследование должно сложитьсяпредставление о темпераменте ребенка. Оценка активности, ритмичностипсихосоматических проявлений, степени адаптивности, реагирования на новизну,порогового уровня раздражителей, интенсивности реакций, качества настроения,отвлекаемости и объема внимания позволит врачу и психологу понять поведениеребенка в конкретной обстановке семьи. Кроме того, знание темперамента ребенканеобходимо для правильного прогноза его приспособления к социальной среде и дляназначения необходимых мер психологической и социальной поддержки. Обследованиесамого ребенка должно проводится при соблюдении ряда условий: в оптимальное длянего время, вместе с близкими ему людьми, в процессе взаимодействия с матерью(кормление, пеленание, общение, игра). Желательно пользоваться теми или инымистандартными формами обследования. Для полного представления о ребенкенеобходимо изучить его социальные возможности. Эмоциональное развитие,когнитивный уровень, сформированность речи, двигательную умелость, уровеньфизического развития, темперамент, характер привязанности к родителям. С этойцелью используют: анамнестическиесведения, полученные от родителей, других лиц, участвующих в воспитанииребенка.результатынаблюдений за взаимоотношениями родителей с ребенком во время игры.итогинаблюдения за взаимоотношениями ребенка с врачом, психологом или педагогомв процессе выполнения тестовых или не тестовых заданий.оценкапсихомоторной зрелости ребенка по какой- либо методике.результатынаблюдений за реакцией ребенка на разлуку с родителями и их возвращения.историяболезни (амбулаторная карта), карта новорожденного, заключения психолога,характеристика педагога.
Диагноз психосоматическогорасстройства ставят на основании результатов обследования семьи и ребенка.Самое существенное для выявления психосоматического расстройства- наличиежизненных трудностей в семье в целом, у матери, отца, самого ребенка или другихчленов семьи. Следуе