Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Шпаргалка по психологии и педагогике

1. Определениепсихологии как науки, предмет и задачи психологии.
Психология – научноеисследование умственной деятельности и поведения, а также научное применениеприобретённых знаний. Психология –наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формыжизнедеятельности. Психология – наукао душе, о внутреннем мире человека, о психике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и ихзакономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3) использоватьполученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4) бытьтеоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии: человек, его внутренний мир и поведение;душевные, психич. явления, сознание.
2. Основные этапы развития психологии.
«Психо»- душа. Психологияначала свой путь  с определения её как наука о душе, более 2 тыс. лет назад струда Аристотеля трактат «О душе». В научном употреблении термин «психология»появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, котораязанималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е.таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании врезультате самонаблюдения. Таким образом, психология в 16-18 вв. была  наукойо сознании. Позднее, в 17-19 вв. сфера исследований психологов значительнорасширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы(бессознательное) и деятельность человека. В 1879г. в Лейпцигскомуниверситете создана первая экспериментальная психологическая лаборатория(Вильгельм Вундт). В 1885 г. – лаборатория Бехтерева. Так наука осознании стала наукой  о поведении.  В 20 в. Психологические исследования вышли зарамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались.Психология – наука об объективных закономерностяхпроявления и механизмов психики.
3. Методы психологии.
Методы психологии должны обладать валидностью и надёжность. Валидность – соответствие конкретногоисследования принятым стандартам.  Надёжность – это кач-во метода,позволяющее получить одни и те же результаты при многократном использованииданного метода. Существует несколько классификаций психологич. методов. Классификация по Б.Г.Анальеву: 1 гр.– организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод [многократноеобследование одного и того же человека на протяжении длительного времени],  комплексный метод). 2 гр. – эмпирич.методы (наблюдение [внутреннее, внешнее, включённое, свободное], эксперимент[естественный, лабораторный], опрос, анкетирование, тест, беседа, анализпродуктов деятельности). 3 гр. – методы обработки данных ( включает всебя количественный и качественный анализ). 4 гр. – интерпретационныеметоды (генетический и структурный анализ).
4. Психика: основные определения и структура.
Психика – продукт развития живойматерии, субъективный образ объективного мира. Формируется в процессежизнедеятельности. (2) Психика –совокупность психических явлений.
Психические явления
 
Психич. процессы      Св-валичности      Психич. сост-я
(познават.,                      (темперамент,        (состояния
эмоцион.,                       характер,                  сознания,       
волевые).                        мотивы,                     эмоциональн.,           
                                         потребности,             волевые).
                                         направленность).     
Психич. процессы – пр-сы,происходящие в голове человека, отражающиеся в динамически изменчивых психическихявлениях. Это течение к.-л. психич. явления. Познавательные психическиепроцессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение.  Эмоциональныепсихические процессы: активные и пассивные переживания. Состояния сознания: сон,  бодрствование.
5.  Деятельность:  понятие и структура.
Деятельность – целенаправленнаяактивность, процесс взаимодействия человека с миром, причём пр-с активный исознательно регулируемый. Специфические черты деятельности:1)порождаясь потр-ю, деят-ть управляется осознанной целью; 2) деят-тьнеразрывно связана с познанием и волей; 3) деят-ть – внутренняя (или психич-ая)и внешняя (или физич.) активность человека, которая регулируется осознаннойцелью; 4) деят-ть связана с сознанием => формируясь в деят-ти, сознание вней же и проявляется; 5) человек в деят-ти выступает как личность. Структура деятельности:  1) ПОТРЕБНОСТЬ (нет потр-ти – нет деят-ти) –по происхождению разделяются на естественные и культурные; по предмету –материальные и духовные. Материальные потр-ти отражают зависимость человека отпредметов материальной культуры; духовные потр-ти – зависимость чел-ка отпродуктов общественного сознания. 2) МОТИВЫ (побуждения к действиям) – предметпотр-ти,  побуждающий деят-ть иопределяющий её направленность. 3) ЦЕЛЬ – заранее осознанный и планируемыйрезультат деят-ти. Цель реализует человеч. потребность и выступает в кач-ве образа конечного рез-тадеят-ти. 4) ДЕЙСТВИЯ -  процесс,подчинённый осознанной цели. Видыдеятельности: учение, труд, игра.
6. Сознание: общая характеристика, виды.
Высшие психические  функции – психич. процессы человека,преобразованные под влиянием изменений в обществе, обучения и воспитания. Сознание – высшая форма психики,субъективная форма человеческой жизнедеятельности. Сознание – высший уровень психического отображениядействительности, её представленность в виде обобщенных образов и понятий. Безязыка нет сознания, язык – общая форма сознания. Сознание развивается учеловека только в первичных контактах. Главными образующими сознания являютсязначения и мысли. Значение –содержание общего сознания, усеваемого человеком. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации. Ядромсознания является знание. Св-ва сознания:1) активность, которая обеспечивает целенаправленную деят-ть; 2) направленностьна предмет; 3) способность к рефлексии ( способность сознания человекасосредотачиваться на самом себе – самооценка, самокритика, самоуважение ит.д.); 4) мотивационно-ценностный характер; 5) различная степень ясности; 6)совместная степень ясности; 7) социальный характер. Виды сознаний: сознание,предсознание, бессознательное, самосознание и т.д.
7. Бессознательное. Самосознание.

***
Сверх Я       
Эго (я)
Ид (оно) Бессознательное – совокупность психич.процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, о которых человек недаёт себе отчёта.  В бессознательномневозможен целенаправленный контроль своих действий, невозможна оценкарезультатов этой деятельности. Бессознательное в личности человека – те кач-ва,интересы и потр-ти, которые человек не осознаёт, но которые проявляются вразнообразных непроизвольных реакциях, действиях и психических явленияхвосприятия, влечения, сновидения. Бессознательное содержит 3 группы психич. яв-ий: 1 гр. – ошибочные действия (оговорки,описки, ошибки при написании или слушании слов); 2 гр. – непроизвольноезабывание (имён, обещаний, намерений, событий –всего того, что прямо иликосвенно связано для человека с неприятными переживаниями); 3 гр. – относится кразряду представлений и связана с восприятием, памятью, воображение(сновидения, грёзы, мечты). Структура психики человека по З.Фрейду:  
          Супер-Эго                                                                        Я                       
                                                                                                   хочу      
                                                                                                   
Сознание, самосознание
   Я МОГУ                                                                                                        
                                                                                                                      
Бессознательное                                                                                                   
Я ХОЧУ
В психике чел-ка существует 3 сферы: сознание, бессознательное и предсознание.Предсознание – психич. сознаниечеловека, занимающее промежуток между сознанием и бессознательным,характеризуется наличием смутного осознания и отсутствием волевого контроля. Идсодержит инстинктивные влечения и желания, соответствующие принципыудовольствия. Эго выполняет задачи самосохранения и адаптируется к воздействиямИд и окружающей среды. Супер-Эго относится к сфере совести (бессознат.совести). Те компромиссы, на которые идёт Эго, имеют отношение к формированиюхарактера, к выбору профессии, объекта любви и всему тому, что придаёт человекусвою неповторимую индивидуальность. Самосознание – форма сознания, котораяпроявляется в осознании самого себя. Самосознание является мощным факторомсамоконтроля, оно даёт человеку возможность относится к себе критически.
8. Ощущение: общая характеристика, виды.
Ощущения – самые простые из всех психических явлений. Ощущение – элементарный психич. процесс,представляющий собой субъективное отображение живым существом простейших  свойств окружающего мира виде психическихявлений. Органы чувств – анализаторы – с рождения человека  приспособлены для восприятия  и переработки разнообразных видов энергии вформе стимулов-раздражителей (физич., химич., механич. и др. воздействий). Отделы анализатора: периферический ÞпроводниковыйÞкорковый.Периферич.- рецепторный, воспринимающий раздражители; проводниковый –передающий, центр. отдел  анализатора,переводит возбуждение в нервные клетки; корковый – центральный, мозговой, здесь происходит переработка нервных импульсов,поступающих из периферического отдела. Видыощущений: 1)По качеству стимула: зрительные, слуховые; кожные(прикосновение, давление, боль, температура), вкусовые, обонятельные. 2)Проприоцептивные (ощущение тела в пространстве: равновесие и т.д.)   — обычно не осознаются. Интероцептивные(сигналы из внутр. органов). Экстероцептивные (информация из внешнего мира): контактные идистанционные ощущения. 3) Тактильные (контактные)  и дистантные. Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфическое ощущениезапаха. Осязание – кожнаячувствительность, результат сложного комбинирования 4 других: давления, боли,тепла и холода. Кинестетические ощущения – неосознаваемые ощущения, связанные срецепторами в мышцах и работающие при  сокращении или растяжении. Эти ощущенияобеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения,величину расстояния. Выделяют 2 порога чувствительности: 1) верхний – максимальнаявеличина раздражителя, который способен адекватно воспринимать анализатор; 2)нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.Существуют данные о том, что человек также способен воспринимать раздражители,находящиеся за нижним порогом чувствительности (субсенсорные).  Латентный период – время, проходящее междуначалом действия раздражителя и появлением ощущения.
9. Восприятие: типы, свойства.
Восприятие – процессприёма и переработки человеком различной информации, поступающеё в мозг черезорганы чувств. Завершается формированием образа. Объективизация – локализация образа в пространстве (хар-ный длявоспр-я процесс). Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе сощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Свойства воспр-я: 1) апперцепция – зависимость восприятияот псих. жизни  человека, от особенностейего личности, от прошлого опыта. 2) целостность – в восприятиях всегдаесть целостный образ. 3) константность – св-во восприятия, при котороммы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме,цвету, величине и т.д. 4) структурность – воспр-е – не просто суммаощущений, а абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура. 5) осмысленность– взаимосвязь мышления с воспр-ем. 6)  избирательность– преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. 7)  подвижность и управляемость –образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели. Типы воспр-ий: 1) Синтетический(склонность к обобщенному отражению явлений, к определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделитьи проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3)Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано инеорганизованно). Виды воспр-ий: 1)зрительные, слуховые, кожные и мышечные – по типу воспринимающего анализатора;2) произвольные, непроизвольные. Нарушениевоспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без реальногообъекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений – аффективные,вербальные, передолические).
10. Внимание: основные свойства и виды.
Внимание –процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора однойинформации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.  Свойствавнимания: 1) Устойчивость – проявляется в способности в течениедлительного времени сохранять состояние внимания на к.-л. объекте, предметедеят-ти, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. 2) Сосредоточенность(концентрация) – различия, которые имеются в степени концентрированностивнимания на одних объектах и его отвлечения от других. 3) Переключаемость –перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деят-ти на иной.Перевод внимания может быть непроизвольным(индивид невольно переводит внимание на что-либо, случайно егозаинтересовавшее) и произвольным (индивид сознательно, усилием воли заставляет себя сосредотачиваться начём-либо). 4) Распределение внимания – способность рассредоточить внимание назначительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деят-ти илисовершать несколько различных действий. 5) Объём внимания – такая хар-кавнимания, которая определяется количеством информации, одновременно способнойсохраняться в сфере повышенного внимания человека. Внимание бывает произвольнои непроизвольное.
11. Виды мышления. Мыслительный процесс.
Мышление – психич.  процесс познания, связанный с открытиемсубъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованиемдействительности. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль, идея. Основные виды мышления:  1) Теоретическое понятийное мышление –мышление,  пользуясь которым человек впроцессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, неимея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. 2) Теоретическоеобразное мышление – отличается от понятийного тем, что материалом, которыйздесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения илиумозаключения, а образы. 3) Наглядно- образное мышление – мыслит. процесс,который непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающейдействительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно,человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образыпредставлены в его кратковременной и оперативной памяти. 4)Наглядно-действенное мышление – сам процесс мышления представляет собойпрактическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком среальными предметами. Основным решением задачи в данном случае являютсяправильные действия с соответствующими предметами.  Процессымышления: 1) Анализ – выделение в объекте тех или иных его сторон,элементов, свойств, связей или отношений. 2) Синтез – объединение выделенныханализом компонентов целого. 3) Обобщение – процесс, который позволяет делатьвывод. 4) Абстрагирование – мысленное отвлечение от конкретных предметов. 5)Классификация – выделение частей с последующим расчленением или объединением.6) Конкретизация – выделение признака из общего или целого. 7) Систематизация –процесс разложения по определённому порядку. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль, выраженная в слове. 2) Суждение –основная форма результата мыслит. процесса; бывают истинными и ложными. 3)Умозаключения – процесс логич. вывода  изсуждений и понятий.
12. Память, её виды. Способы развития памяти. Мнемотехника.
Память – процессзапоминания, сохранения, воспроизведения, переработки и забывания человекомразнообразной информации. Основныефункции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забываниеинформации. Существует несколько оснований для классификации видов человеческойпамяти: 1) деление памяти по времени сохранения материала; 2) по преобладающемув процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В1 случае выделяют: 1) мгновенную (связана с удержанием точной и полнойкартины только что воспринятого органами чувств без к.-л. переработкиполученной информации; длительность от 0,1 до о,5 с. Это память-образ). 2) кратковременную( способ хранения ин-ии в течение короткого промежутка времени; длительность ~20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого). 3) оперативную(память, рассчитанная на хранение ин-ии в течение определённого, заранеезаданного срока; в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней; срокхранений сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, ирассчитан только на решение данной задачи; этот вид –промежуточный междукратковременной и долговременной памятью). 4) долговременную (память,способная хранить ин-ю в течение практически неопределенного срока; ин-я,попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человекомсколько угодно раз без утраты). 5) генетическую (память, в которой ин-яхранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству; единственнаяпамять, на которую невозможно оказать влияние через обучение ивоспитание).  Во 2 случае говорят о: 1) зрительной(память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов;предполагает развитую у человека способность к воображению). 2) слуховой(хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков). 3) двигательной(представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости ивоспроизведение многообразных сложных движений). 4) эмоциональной(память на переживания; участвует в работе всех видов памяти, но особеннопроявляется в человеч. отношениях; то, что у человека вызывает эмоцион-епереживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок). 5)осязательная, 6) обонятельная и 7) вкусовая память (особойроли в жизни человека не играют; их роль сводится к удовлетворению биологич.потребностей человека, связанных с безопасностью и самосохранением).  По характеру участия воли память делят нанепроизвольную и произвольную. Способынаилучшего запоминания: 1) повторение; 2) временное кодирование (отражениезапоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенныхсимволов);  3) осмысление и группировкаматериала; 4) сравнение; 5) ассоциации.
13. Личность и её структура в системе социальных отношений.
Личность –социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в рез-те усвоениячеловеком общественных форм сознания и поведения, общественно-историческогоопыта человечества. Структура личности поК.Платонову: 1) биологич. подструктура (задатки, особенности высшей нервнойдеят-ти, св-ва темперамента; половые, возрастные св-ва личности и т.д.)формируется путём тренировки; 2) подструктура форм отражения (познават.процессы, психич. фун-ии)  формируетсяпутём упражнения; 3) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки)приобретается путём обучения; 4) направленностьличности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности,определяющих главное направление её поведения (включает в себя направленность,отношения, моральные черты, мотивацию; формируется путём воспитания). Социализация – процесс усвоения индивидомсоциального опыта, системы соц. связей  иотношений. Стадии социализации:  1) первичная социализация – стадияадаптации; 2) стадия индивидуализации; 3) стадия интеграции; 4) трудоваястадия; 5) послетрудовая стадия.
14. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».
Человек – биосоциальноесущество, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическимифункциями, способное создавать орудие труда и пользоваться ими в процессежизнедеятельности. В понятии «индивид» воплощенародовая принадлежность человека; это понятие характеризует отдельно взятогочеловека; в процессе социальных отношений индивид превращается в личность. Личность – человек в совокупностисоциальных приобретённых качеств. Личность- социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в рез-те усвоениячеловеком общественных форм сознания и поведения, общественно-историческогоопыта человечества. Индивидуальность –неповторимость, уникальность свойств человека, которая выражается в наличиеразного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера.
15. Темперамент и тип высшей нервной деятельности.
Темперамент – те врождённые особенности человека, которыеобуславливают динамические характеристики интенсивности и скоростиреагирования, степени эмоц. Возбудимости, уравновешенности, особенностиприспособления к окружающей среде. Это закономерное соотношение устойчивыхиндивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороныдинамики психической жизни. Нейротизм –эмоциональная устойчивость. Интроверсия– обращённость сознания человека к самому себе. Экстраверсия – обращённость сознания и внимания человека в основномна то, что происходит вокруг него. Двухфакторная модельэкстравертированности и нейротизма по Гансу Айзенку: 
уровень нейротизма
                                  (эмоц.неустойчивые)
МЕЛАНХОЛИКИ  +13      ХОЛЕ+РИКИ
                   АМБАВЕРТЫ
ИНТРОВЕРСИЯ     12                    17   +  ЭКСТРАВЕРСИЯ
ФЛЕГМАТИКИ                            САНГВИНИКИ
                                   (эмоц. устойчивые)
Холерик – слабая нервная система, эмоц.неустойчивый тип, открытый, коммуникабельный; неуравновешен; трудоспособный,агрессивный, подвижный.По Гиппократу: желчь.  Сангвиник – сильный тип нервной системы,уравновешенный; мало что воспринимает близко к сердцу. По Гиппократу: кровь. Флегматикпо Гиппократу: слизь.  Меланхолик ПоГиппократу: черная желчь.
И т.д.
16. Характер, типология характера.
Характер — этосовокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям,к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности  и общении и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический,  характерный для него оттенок. Характерчеловека-это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакциина те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Попытки построениятипологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей историипсихологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая ещёв начале XX века былапредложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позжеаналогичную попытку предприняли его американский коллега У.Шелдон,  а в наши дни – Э.Фромм,  К.Лионгард, А.Е.Личко и ряд других учёных.Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения телаили конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типомхарактера: 1) Астенический тип, поКречмеру,  характеризует небольшаятолщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник-это обычнохудой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше,  чем онесть на самом деле. 2) Атлетическому типу свойственен сильно развитыйскелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, сширокими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова. 3) Пикнический тип отличается сильноразвитыми внутренними полостями тела. Такой человек среднего роста с короткойшеей, сидящей между плечами. Типология характеров, предложенная немецким учёнымК.Леогардом основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми ипредставляет как самостоятельные следующие типы характеров: 1) Гипертимный тип. Его характеризуетчрезвычайная контактность, словоохотливость, выражение жестов, мимики,пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора.Положительные черты людей этого типа – энергичность, жажда деятельности,оптимизм, инициативность. Отталкивают люди этого типа обычно своимлегкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышеннойраздражительностью, недостаточно серьёзным отношением к своим обязанностям. 2) Дистимный тип. Его характеризует низкаяконтактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такиелюди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают вконфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Отталкивают эти людиобычно своей пассивностью, замедленностью мышления, неповоротливостью,индивидуализмом. 3) Циклоидный тип. Емусвойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чеготак же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В периодповышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного –замкнутыми. 4) Возбудимый тип.  Данному типу присуща низкая контактность вобщении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливыи угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являютсяактивной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.5) Застревающий тип. Егохарактеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям,неразговорчивость. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с темобидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян,честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и подчинённымна работе. 6) Педантичный тип. Наслужбе ведёт себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальныхтребований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Егопривлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надёжностьв делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм,занудливость, брюзжание. 7) Тревожныйтип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость,неуверенность в себе, минорное настроение. Нередко располагают следующимипривлекательными чертами — дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. 8)Эмотивный тип.  Эти люди предпочитают общение в узком кругуизбранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «сполуслова». Обиды носят в  себе, не«выплёскивая» их наружу. Привлекательные черты — доброта, сострадательность,обострённое чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты — чрезмернаячувствительность, слезливость. 9) Демонстративныйтип. Этот тип людей характеризуется лёгкостью установления контактов,стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокуюприспособляемость к людям  и, вместе стем, склонность к интригам. 10) Экзальтированныйтип.  Ему свойственны высокаяконтактность, словоохотливость, влюбчивость. Они альтруистичны, имеют чувствосострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. 11) Экстравертированный тип. Отличаетсявысокой контактностью, у таких людей масса друзей и знакомых, они словоохотливыдо болтливости, открыты для любой информации. Располагают такими  привлекательными чертами, как готовностьвнимательно выслушать другого, сделать то, о чём просят, исполнительность.Отталкивающие особенности – подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманностьпоступков, страсть к развлечениям, к участию в распространение сплетен ислухов. 12) Интровертированный тип.Его характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность отреальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редковступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонноговмешательства в их личную жизнь.
17.  Понятия: мотив имотивация.
Мотив(побуждение к действиям) – предметпотр-ти,  побуждающий деят-ть иопределяющий её направленность. Видымотивов: мотив достижения успехов, мотив избегания неудач, тревожность,потребность в общении (аффиляция), мотив власти, мотив оказания помощи другимлюдям (альтруизм), агрессивность, самооценка. МОТИВАЦИЯ – это совокупность причин психологическогохарактера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность иактивность. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними(мотивы, потребности, намерения, желания, интересы), так и внешними (стимулы,исходящие из сложившихся ситуаций) причинами. Все психологические факторы,которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называютличностными диспозициями. Мотивация поведения человека может бытьбессознательной и сознательной. Это означает, что одни потребности и цели,управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.
18. Основные зарубежные теорииличности.
Наиболее известные зарубежные теории личности: 1) типологические(строяттипологии); 2) теории черт личности; 3) структурные теории – психоаналитические(изучают человека желающего), когнитивные (изучают человека думающего),гуманистические (изучают человека самоактуализировавшегося); 4) опосредованные(рассматривают личность как момент деятельности, как её продукт).  Первыми собственно мотивационными, психологическимитеориями   следует считать возникшие вXVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистическойоснове поведение человека, и теорию автомата, объясняющую наиррационалистической основе поведение животного. Одним из первых проявленийкрайней, иррационалистической точки зрения на поведение человека стали  теории инстинктов  З.Фрейда и У.Макдауголла, предложенные вконце XIX и разработанные в начале XX в. В теории З.Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинктсмерти и инстинкт агрессивности. У.Макдауголл предложил набор из десятиинстинктов: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства,стадности, драчливости, репродуктивный, отвращения, самоунижения,самоутверждения.  В начале XX в. возниклиещё два новых направления, стимулированные не только эволюционным учениемЧ.Дарвина, но также открытиями И.П.Павлова. Это поведенческая (бихевиористская)теория мотивации и теория нервной высшей деятельности. Иная классификация человеческихпотребностей по иерархически построенным группам была предложена А.Маслоу.У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно проявляются исопровождают личностное взросление следующие 7 классов потребностей: 1) Потребностифизиологические (органические). 2) Потребности в безопасности. 3) Потребности впринадлежности и любви (социальные). 4) Потребности в уважении (почитании). 5)Познавательные потребности. 6) Эстетические потребности. 7)Потребности всамоактуализации.  Самоактуализация – использование и развитие человекомимеющихся у него задатков, их превращение в способности; это – стремление ксамосовершенствованию. Особенности,присущие самоактуализирующейся личности: 1) полное принятие реальностии комфортное отношение к ней; 2) принятие себя и других; 3) проф.увлечённость  любимым делом; 4)автономность и независимость от соц. среды; 5) способность к пониманию другихлюдей; 6) различение цели и средства; 7) спонтанность и естественностьповедения; 8) чувство юмора; 9) стремление к саморазвитию; 10) готовность крешению новых проблем и задач.
19. Виды общения. Техника иприёмы общения.
Общение– специфическая форма взаимодействиячеловека с другими людьми, в которой реализуются социальные  отношения людей. Средства общения: 1) язык – система слов, выражений и правилих соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения; 2)интонация и эмоц. выразительность; 3) расстояние– в процедуре общения выделяют различную дистанцию. Виды общения: 1) «контакт масок» — формальное общение, когдаотсутствует стремление понять собеседника; 2) примитивное общение – происходитоценка друг друга, при этом мы оцениваем собеседника как ненужный или мешающийобъект; 3) формально-ролевое общение – регламентированы содержание общения,средства общения; учитывается только социальная роль человека; 4) деловоеобщение; 5) светское общение; 6) манипулятивное общение; 7) духовное общение. Техника общения – способы преднастройкичеловека на общение с людьми: на 1 этапе – принятие определённой позы, выражения лица, выбор начальных слов итона высказываний, направленных на преднастройку, определённое восприятиесообщаемого. Приёмы общения: вербальные, невербальные, ролевое общение(руководитель-подчинённый, родитель-ребёнок) и т.д.   
20. Классификация малых групп.Динамические процессы в малой группе.
Группа– совокупность людей, выделенная на основек.-л. одного или нескольких, общих для них признаков. Малая группа – небольшая по численности совокупность людей,включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личныеконтакты друг с другом. Виды малыхгрупп: 1) Условные (номинальные) – группы, которые объединяютлюдей, не входящих в состав ни одной малой гр., случайное объединение людей, неимеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. 2) Реальные(действительные) – полностью отвечающие определению малой гр.ÞI. Лабораторные (создаются с цельюпроведения к.-л. научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы;существуют временно — только в лаборатории); II. Естественные (складываютсясами по себе, независимо от желания экспериментатора)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Царь Эдип
Реферат Технология миниатюризации электронных устройств. Технологии "flip-chip"
Реферат Сучасна українська державність
Реферат Бюджетирование в системе менеджмента
Реферат Клініко параклінічні особливості адаптації у дітей та підлітків з хронічною патологією гастродуоденальної
Реферат Творчество АС Пушкина
Реферат Принципы построения аутентичной психологии
Реферат Анализ теорий цены и сущности рыночного подхода в её формированию
Реферат Drugs Essay Research Paper In today
Реферат «Всю жизнь я с ядом враждовал спиртным. Зеленый змий, будь проклят и заброшен! Хорошего ты делаешь плохим, плохого же не делаешь хорошим»
Реферат Женская "трудовая повинность" в нацистской Германии (1933-1939 гг.)
Реферат Язык гипертекстовой разметки HTML
Реферат Внутрифирменные стандарты аудита
Реферат Лже-Меровинги
Реферат Основные генетические характеристики популяции