Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Условия проведения аутогенной тренировки

ФЕДЕРАЛЬНАЯСЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
АКАДЕМИЯПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
        Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»
         Зачетная книжка: №  445 — ЮЗС
         Группа:№ 4431
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине: Основы аутогенной тренировки
на тему: Условия проведения аутогенной тренировки.Основные требования,      предъявляемые корганизации занятий по аутогенной тренировке.
                      
 
Слушатель 4 курса:  Прохоров А.С.
Рязань 2007год
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
1.     Условия проведения аутогеннойтренировки…………………..…4
2.     Основные требования, предъявляемые корганизации
Занятий по аутогеннойтренировке……………………………………9
Заключение……………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………16
Введение
Впопытках справиться с нежелательными последствиями стресса используютсямногочисленные техники и методы. В числе последних восточные формы медитации,такие, как трансцендентальная и дзен-медитация, разно­образные формы йоги ибиологическая обрат­ная связь. Метод релаксации, известный как аутогеннаятренировка, только сравнительно недавно получил распространение в Велико­британии, хотясоздан был еще в 1932 году док­тором И. Г. Шульцем, немецким психоневро­логом, апозднее расширен и усовершенствовандоктором В. Лутэ вКанаде. Техника, ис­пользуемая вВеликобритании, была введена докторомМ. Каррутером около десяти лет то­муназад, и именно его версию я собираюсь представить в этой контрольной работе. Аутогеннаятрени­ровка  представляет собой простой,но мощный и эффективный способрелаксации, борьбы с болезнью ифизической немощью и улучшениякачества жизни человека. Она име­етмногочисленные преимущества перед боль­шинствомдругих терапевтических техник и методов.[1]
В представленнойконтрольной работе мною будут раскрыты вопросы, касающиеся условий проведения аутогеннойтренировке, а также отмечены основные требования, предъявляемые к организациизанятий по аутогенной тренировке.
1.    Условия проведения аутогеннойтренировки
Аутогенная тренировка (АТ), являющаяся,ве­роятно,одной из самых эффективных техник для противодействия стрессу, созданныхна Западе,представляет собой набор простых ум­ственных упражнений, предназначенныхдля того,чтобы отключить «стрессовый» механизм в организме и запуститьвосстановительный механизм, связанный с глубоким психофизи­ческимрасслаблением. Это метод, который при ежедневном применении вызывает на психическомуровне изменения, сравнимые с теми, которых добиваются с помощью восточ­ных форммедитации; а на физическом уровне вызывает химические и физиологические из­менения,связываемые с интенсивными заня­тиями спортом. Аутогеннаятренировка особенно привле­кательна тем, что  в отли­чие от многочисленных форм медитации ийо­гиона не имеет никаких культурных, религи­озных или космологических звучаний и нетребуетупотребления специальной одежды, принятия нестандартных поз иливыполнения необычныхупражнений или действий. Но, возможно,самое важное то, что, как подразу­меваетсамо название этой техники, физиче­скаяи психическая релаксация и ощущение мираи покоя рождаются изнутри и не зависят откаких-либо внешних по отношению к чело­веку ценностей, философских доктрин илите­рапевтических методов. Крометого, аутоген­ная тренировкапомогает поддерживать равно­весиемежду активностью двух полушарий головногомозга, равно как и между двумя вет­вямиавтономной нервной системы — симпа­тическойи парасимпатической ее частей. ATтакже помогаетподдерживать равновесие ме­жду доминирующей и недоминирующей поло­винами мозга,позволяя недоминирующей по­ловине функционировать самой по себе. Та­ким образом,человек, осваивающий технику аутогенных упражнений, сможет получить доступ к любымскрытым артистическим или творческим дарованиям, которые, возможно, имеются у него,и возможность свободного их выражения.[2]
У правшей левое (доминирующее) полу­шарие отвечаетза логическое мышление, спо­собности к анализу, счету, математические и языковые навыкии линейную обработку ин­формации. Правое (недоминирующее) полу­шарие, напротив,отвечает за обработку ин­формации и материала,, поступающих из всех другихисточников, включая органы чувств, предполагая интуитивную интерпретацию.Оно такжеответственно за воображение, музыкаль­ные способности, художественные и ремес­ленные навыки.Это та сторона мозга, которая ведет к развитию любвеобильной, сопережи­вающей ичеловечной натуры. У левшей функ­ционирование двух полушарий не имеет таких строгихзакономерностей и, по-видимому, стро­ится у каждого человека по-разному.
Необходимо иметь в виду, что во время за­нятийаутогенной тренировкой поэтапно прорабатываются разные уровни ощущений,эмо­ций,воспоминаний и так далее.
Аутогенной тренировке обычно обучают ин­дивидуально или— предпочтительно — в груп­пах но шесть-восемь человек в течение восьми­недельногокурса. Эти группы не являются психотерапевтическими, а потому на занятиях не обсуждаютсяникакие личные подробности или проблемы, хотя любую специфическую проблему,беспокоящую занимающегося, он может обсудить с инструктором частным по­рядком. Каждоезанятие продолжается пример­но два часа. Занимающихся обучают позам,используемым при выполнении упражнений, и набору простых умственных упражнений,которыевыполняются в состоянии пассивно­го сосредоточения (являющемся противопо­ложностьюактивному, ориентированному на цель сосредоточению). Это означает, что чело­век учитсянаходиться в пассивном, но не ско­ванном состоянии и просто наблюдать за тем, что происходит вего сознании и организме после того, как он выполнил простые коман­ды самовнушения.Только после того, как соз­нание сможет зафиксировать какую-либо бо­лезнь илиболезненный очаг в организме или психике, оно может сконцентрировать своиогромныецелительные возможности на этом участке и попытаться исцелить его илирешить проблемы наиболее эффективным способом.
Однако очень важно понимать, что ауто­геннаятренировка не является заменой врачебному диагнозу и традиционной терапии;онадолжна использоваться в сочетании с ними и «нетрадиционными терапевтическимисред­ствами,чтобы дать человеку шанс на преодо­ление болезни или проблемы. [3]
Пассивное сосредоточение является про­стейшим, нотем не менее важнейшим поня­тием в аутогенной тренировке. Однако для тех людей, которыеособенно привычны к актив­ному сосредоточению, это может быть самой трудной частьюзанятий АТ, хотя каждому за­нимающемуся в конце концов удается входить впассивное состояние.
Команды, используемые в аутогенной тре­нировке,основаны на нормальных физиоло­гических ощущениях, таких, как тяжесть и те­пло.
Перед тем как приступить к освоению уп­ражнений АТ,необходимо учесть некото­рые важные моменты.
Желательно посвящать каждой последова­тельностиупражнений по крайней мере одну неделю (хотя многим людям требуется двене­дели).Нет смысла пытаться освоить упражне­ния как можно быстрее, поскольку нельзяза однуночь преодолеть установившиеся в течение жизни привычки и неспособность нормальнорасслабляться.
Неоценимую пользу окажет блокнот длязаписей, так как положительное действие АТ проявляется медленно и незамет­но, и зачастуюего можно увидеть и оценить только благодаря обращению назад с помо­щью блокнота.Неплохо также указать основные причины, побуждающие зани­маться АТ, с темчтобы — если имеются ка­кие-то аспекты, которым не уделяется внима­ние привыполнении стандартных упражнений АТ.
Прежде всего, перед тем как приступить к выполнениюупражнений, необходимо убедиться, что ощущения себя комфортны. Такжерекомендуется снять обувь, чтобыво время релаксации не ощущать ее сдавливающеедействие.
Необходимо убедиться также, что будет комфортно в комнате, вкоторой будут проводиться занятия по АТ: свет приглушен, в ней достаточно теп­ло и спокойно.Хотя позже можно будет пол­ностью «отключаться» от всех внешних раз­дражителей — звуков,света и так далее, — отвлекающих внимание, поначалу  будет трудно не замечать их присутствия,поскольку начальные этапы аутогенной тренировки пред­полагаютпроцесс вслушивания в себя, сопря­женный с обостренностью сознания и воспри­ятия. Ведь,если  ум не сможет осознать и уловить то, чтопроисходит внутри нас на раз­ных уровнях, он не сможет направить свои мо­гучиецелительные силы на устранение того, что может быть причиной  проблемы.
Лучше всего заниматься по крайней мере трираза в день, особенно поначалу, с тем, чтобы выработалась привычка крегулярному выпол­нению упражнений. Выполнять упраж­нениянеобходимо по разу утром, днем и вечером (или пе­ред сном). можно видоизменить этот график взависимости от сложившихся обстоя­тельств. Но важно придерживаться такогогра­фика,особенно в отношении дневного заня­тия, так как оно помогает разорвать дневной цикл стресса.Люди с традиционным графи­ком работы (с 9 утра до 5 вечера), проводящие свой рабочийдень в одном помещении с дру­гими людьми, часто заявляют, что им негде выполнятьупражнения. Если человек доста­точно решительно настроен на занятия АТ, он всегда сможетнайти достаточно спокойное место для занятий, например, туалет. Главное наданномэтапе, — это выра­ботать у себя привычку к регулярному выпол­нениюупражнений (иначе говоря, дисципли­ну). [4]
 Время,требуемое на усвоение каждого на­бора упражнений, зависит от каждогоотдель­ного упражнения. Необходимо усвоить, что эти несколько минут в день, которые мы посвящаем себе,особые и мы заслу­живаем их. Потому во время этих коротких периодов необходимопо-настоящему любить себя, нежить се­бя инаслаждаться той возможностью побыть наединес собой, которую мы себе предоставляе­м.Позвольте себе на­слаждаться своейсобственной компанией и поль­зоватьсячестно заработанной возможностью от­дохнутьот давления и стресса повседневной жизни.[5]
Итак, подводя итог вышесказанному можно сделать выводы, что человек,прочно овладевший методами аутогенной тренировки, может заниматься практическив любых условиях. Однако на первых порах, в период овладения основамиаутогенной тренировки, для занятий следует создать условия, которые облегчатдостижение необходимых результатов. К этим условиям относятся:
1. Наличие достаточно тихого места. Фоновый шум (звуки речи, хлопанье илискрип дверей, звук шагов и др.), если он не слишком громкий, существенно немешает занятиям.
2. Умеренная освещенность помещения.
3. Уверенность человека в том, что ему не помешают во время занятия(например, телефонный звонок или дети).
4. Комфортная температура (не должно быть слишком жарко илислишком холодно).
2.    Основные требования, предъявляемые корганизации занятий по аутогенной тренировке
Аутогенная тренировка является простой,но очень мощ­ной техникой, и, следовательно, она подходит далеко не длякаждого человека. Не следует заниматься аутогенной тренировкой в следую­щих случаях:
1.     Во время или сразу же после сердечного приступа (острого инфаркта миокарда). Занятия АТ крайне полезны спустя при­мерно три месяца после приступа, так как они могутпомочь предупредить возмож­ныеприступы в будущем. Упражнения АТ такжеэффективно помогают предупреж­датьили снижать кардионевроз — страх раз­витияеще одного сердечного приступа, ко­торыйможет возникать у человека, пере­несшегоинфаркт. Однако, если сердечный приступслучается у человека, регулярно занимающегосяАТ, он может продолжать занятия дляулучшения самочувствия и ус­корения выздоровления.
Кроме того, аутогенная тренировка очень полезна для тех,кто страдает болями в грудной клетке, связанными с физически­ми усилиями(стенокардия), поскольку она улучшает общую циркуляцию крови в ор­ганизме, аследовательно, может улучшить кровоснабжение сердечной мышцы и тем самым улучшитьсамочувствие человека.
2.    При болезнидиабетом, требующим инсулиновой терапии, так каквсасывание и утилизация инсулиназначительно изменяются во время выполнения упражнений АТ и,следовательно, требуют постоянного контроля уровня сахара в крови и моче, что обычноневозможно для большей части диабетиков.
3.       При болезни глаукомой (повышен­ным давлением вглазном яблоке), хотя АТ может эффективно использоваться для снижениядавления при условии, что дав­ление регулярно проверяется для того, что­бы убедиться,что оно не повышается (как это иногда может происходить).
4.       При наличии психических заболева­ний, такими, какшизофрения, или отя­гощенной депрессией, сопровождающейся галлюцинациямиили ощущениями нере­альности.
5.       При прохождении лечения электросудорож­ной терапией.
6.  При  употребленииалкоголя или наркотических средств, используя та­кие сильные наркотики, какгероин, мор­фий, кокаин, можно испытывать тяжелые симптомы абстинентного синдро­ма (синдромаотвыкания), а также депрес­сивное состояние, не говоря уже о том, что труднонаходиться в нужном психо­логическом состоянии и не будет достаточной мотивациидля выполнения упражненийежедневно.
7. Эпилепсия.Несмотря на то, что АТ может быть полезна для лю­дей с таким заболеванием, внекоторых случаях она может усиливать частоту при­падков.
8.    Если по какой-либо причине была потеря сознания надлительное время.[6]
Для каждого занятия необходимовыбрать одно из предлагаемых ниже положений тела, чтобы выполнять упражнения.Лучше всего применять каждую позу по крайней мере один раз в день. Есть четыре основные позы:
1. Положение лежа. Это поза,которую большинство людей ис­пользуют вечером перед сном, хотя вполне можноиспользовать ее и днем, если испыты­вается потребность в отдыхе или если, кприме­ру болит спина.
Необходимо лечь на спину, вытянув и слегка расста­вив ноги, носкиврозь. Руки должны лежать по бокам ладонями вниз, можно положить руки набедра. Голова и шея должны образовать прямую линию,
2.Положение в кресле. Необходимо сестьвкресло. Ноги долж­ны быть поставленывсей подошвой на пол и расставлены нарасстояние тридцати сантиметров илибольше друг от друга. Угол  коленей был более 90 градусов (прямой угол), иначе, если уголменьше, могут затечь ноги, когда добьетесь глубокого расслабления. Спина и шея должны бы­тьрасслаблены и имели хорошую опору. Под­ложить небольшую подушку под поясницу или под шею, если это необходимо. Руки должнылежать удобно — по сторонам либо на коленяхв зависимости от выбора. Руки не должнысжиматься, а пальцы -свободно выпрям­лены. [7]
Если у кресла нет опоры для шеи, придетсядержать шею в так называемом нейтральном положении — то есть на одной линии соспиной.
3.    Медитативная поза. Эту позу можно принимать в любом общественном месте, например, в поезде, ав­тобусе или приемной врача. Использовать офис­ный или обеденный стул. Необходимо сесть, удобнооб­локотившись спиной о спинкустула, держа шею на одной линии стелом в нейтральном положении. Ногирасставить так, что­бы угол коленейпревышал прямой угол, рас­положивруки по сторонам или на бедрах и за­крыв глаза.
4.    Поза «тряпичной куклы». Для этого положения можно воспользоваться стулом. Необходимо сесть, сдвинувшись вперед так, чтобы край стула не врезался в заднюю часть ног, — в противном случае могут затечь ноги. Ступнипоставлены плоско на пол на расстоянии по крайней мере 30 сантиметров друг от друга, а угол коленей составляет более 90градусов. Это даст ощущение ус­тойчивости,тем более если впервые используется такая по­за и остро ощущается болезненность и напря­жение в спине и шее. [8]
Следующим этапом — позволить рукам свободноповиснуть по сторонам тела и расслабить спину и шею вверх насколько этовозможно. Теперь необходимо представить, что макушка головы прикреплена резинкойк потолку. Необходимо мысленнорезинке оборваться, так, чтобы шея и спинамедленно осели с наклоном впе­ред. После этого поднять руки иположить их ладонями вниз на бедра или колени и закрыть глаза.
Ключевым понятием для всей концепции аутогеннойтренировке являются три основные процедуры: завер­шение, сканирование и пассивноесосредото­чение.
Процедура прекращения занятия назы­ваетсязавершением. Процедура завершения несколько напоми­нает нор­мальноесостояние после утреннего пробужде­ния (зевание, потягивание): Она состоитиз четырех этапов:
1. Крепко сжать обакулака.
2.     Энергично согнуть руки в локтях, а затем разогните передсобой либо в стороны.
3. Сделать глубокийвдох.
4.  Открыть глаза исделать выдох.
Что касается пассивного сосредоточения, то оно может бытьдоволь­но трудно для достижения. Некоторым людям требуется неменее трех-чётырех недель для того, чтобы достичь полного пассивного со­средоточения. Все, что необходимоделать в этом случае, — это сидеть и наблюдать за тем, что происходит с нашиморганизмом и нашей психикой, когда мы произносим формулы самовнушения и выполняем инструкцииаутогеннойтренировки. Это очень простая концепция, но оттого, что нас так долго учили противоположномуподходу, поначалу это мо­жет представлять для нас довольно большие, трудности.
Посредством пас­сивного сосредоточения черезиспользование аутогенной тренировки мы пытаемся обратить тенденцию вспятьи позволить целительным, регулирующим и нормализующим процессам организманачать функционировать в полную силу, приводя к улучшению нашегоздоровья и самочувствия на всех уровнях и давая нам воз­можность бороться с болезньюили немощью с помощью всех наших внутренних и до сих пор не использованных ресурсов.
Освоив позы АТ, научившись правильнозавершать занятия и добиваться пассивного сосредоточения, необходимо овладеть ещеод­ной процедурой – сканирование. Цель сканирования двояка: во-первых, внутреннесобраться и сконцентрироваться; во-вторых, обрести контакт со своимтелом..
Необходимо двигаться и корректировать по­ложение тела,если в какой-то момент вы на­чинаете испытывать дискомфорт, так как не­возможнодобиться расслабления, если  неудобно. Главное привыполнении сканирования — не задерживаться, не фиксировать внимания на какой-тоопределенной части вашего тела. Просто необходимо отметить для себя теощущения, которые  испытываете в этом месте. По­сле того как  разум узнает о проблемах, ко­торые могутприсутствовать в том или другом месте тела, он самостоятельно возь­мется за ихустранение. Не нужно прила­гать больших усилий для того, чтобы извлечьмаксимальную пользу из занятий АТ. Самое важное — наслаждаться собой, занятиямии возможностью побыть наедине с собой, чувст­вовать, что заслуживаете того, чтобы ваша жизнь стала богаче и полнее. Толь­котак можно обогатить свою жизнь  и жизньтех, кто нас окружает.
И взаключении вопроса №2 мне бы хотелось обозначить три правила, которые должнысоблюдаться в занятиях по аутогенной тренировке. Эти правила относятся ко всемупражнениям всех предлагаемых уроков.
1. Сразу же завершать упражнения, если возникаютособонеприятные чувства илиощущения.
2.Сразу же завершать упражнение, если на­чинаетсявидение конкретных образов.Никогда нельзяостанавливатьсяна этих образах и следоватьза ними, какими бы приятными они ни были. Они могут вскрыть какой-либо «гнойник» в подсознании и вытолкнуть на поверхность какое-то неприятное воспо­минание или ощущение. Когда мы присту­паем к занятиям АТ, мы не стремимся вы­зывать на поверхность сознания эти воспо­минанияили переживания. Если есть что-то, чтотребует разрешения и высвобо­ждения,мы стараемся сделать так, чтобы этопроисходило медленно и деликатно на уровнеподсознания, так как вся концепция АТосновывается на понятии пассивностии деликатности при высвобо­ждении негативных эмоций.
3. Будут использоваться определенные ус­тойчивые фразы,или словесные формулы, которые будут объясняться по мере  движения вперед. Они былиотобраны после многолетних изучений и длительного ис­пользования каксамые безопасные и наи­более эффективные формулы самовнуше­ния. В противномслучае можно при­чинить себе немало вреда.[9]
Заключение
Подводя итог всемувышесказанному мне бы хотелось отметить, что за свою тысячелетнюю историюмедицина превратилась в самостоятельную науку, ряд достижений которыхошеломляет и достоин восхищения. Только за последнее время побеждены многиезаболевания, ранее унесшие тысячи жизней, сделаны сотни фундаментальныхоткрытий, получено много новых препаратов. Но в области психотерапии по –прежнему остается много неизвестного, гипотетичного и эмпирического. И в этойобласти медицина все еще остается искусством. А как в любом искусстве,настойчивость, выдержка, увлеченность, глубокие знания и интуиция составляютнепременное условие успеха.
Также следует помнить, что нельзя ожи­дать быстрых икардинальных изменений при­вычек, которые закреплялись в течение жиз­ни, и, конечноже, аутогенная тренировка не дает никаких чудо­творных результатов за короткоевремя. Ее положительное действие поначалу незаметно и проявляетсямедленно в течение длительно­го периода времени. Если вы ищете чудодей­ственноесредство, тогда аутогенная трениров­ка явно не для вас и вам лучше закрытькнигу уже сейчас. Но если вы желаете добиться глу­боких идолговременных изменений и улучше­ний, читайте дальше.
Каким бы эффективным средством ни бы­ла аутогеннаятренировка, она не является от­ветом на все проблемы. Ее, однако, можно вполне успешнои гармонично сочетать с це­лым рядом других терапевтических техник как на начальномэтапе — для того, чтобы создать необходимый для эффективного леченияпси­хическийнастрой, так и позже — для того, чтобы усилить эффективность другихтерапев­тическихсредств.
Список используемой литературы
1.     К. Кермани., Аутогенная тренировка. –М.: Изд-во Эксмо, 2005.
2.     В.С. Лобзин, М.М. Решетников.Аутогенная тренировка./Справочное пособие для врачей., Ленинград., Медицина,1986.
3.     Х. Линдеман., Аутогенная тренировка.– М.: Изд-во Попурри, 2002.
4.     Основы психокоррекционной работы вИТУ./ Учебно-методическое пособие под редакцией А.И. Ушатикова, Рязань, 1995.

[1]Х. Линдеман., Аутогенная тренировка.– М.: Изд-во Попурри, 2002, с.23.
[2] К. Кермани., Аутогенная тренировка. –М.: Изд-во Эксмо, 2005, с.24.
[3] В.С. Лобзин, М.М. Решетников.Аутогенная тренировка./Справочное пособие для врачей., Ленинград., Медицина,1986, с.14.
[4] Х. Линдеман., Аутогенная тренировка.– М.: Изд-во Попурри, 2002, с.18.
[5] К. Кермани., Аутогенная тренировка. –М.: Изд-во Эксмо, 2005, с.62.
[6] В.С. Лобзин, М.М. Решетников.Аутогенная тренировка./Справочное пособие для врачей., Ленинград., Медицина,1986, с.56.
[7] Основы психокоррекционной работы вИТУ./ Учебно-методическое пособие под редакцией А.И. Ушатикова, Рязань, 1995,с.25.
[8] К. Кермани., Аутогенная тренировка. –М.: Изд-во Эксмо, 2005, с.73.
[9] Основы психокоррекционной работы вИТУ./ Учебно-методическое пособие под редакцией А.И. Ушатикова, Рязань, 1995,с.21.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.