РУССКАЯ РЕЧЬ В КРИЗИСНУЮ ЭПОХУ: ПСИХОЛОГИЯ, СЕМИОТИКА,РИТОРИКА
Риторика — информационно-психологическоеполе современного человека.
1Понятие «навешивания ярлыков»
В России практике широко применяется навешивание“ярлыков”, через малозаметную инфильтрацию души и воли происходит подмена однихпонятий другими.
Риторическиопределено все поведение человека, так что направленное на него слово,чаще всего вопреки интенциям говорящего, осуществляет импринтинг, вторгаетсяво внутренний мир, нередко кардинально изменяя его. В языке, как таковом,заложено объяснение бытия. В слове, как таковом, бьется ритмический пульсвопросов и ответов, выхождений из себя и возвращений в себя, общения мысли и углубленияв себя. Иными словами, слово, удачно вписанное в контекст, ситуационный илиэкстралингвистический, один из мощных суггесторов, не всегда анализируемымиассоциациями проникающий на подсознательный уровень и руководящийэкзистенциальной семантической аурой человека, его рецепционными кодами идеятельностными ответами.
Услышавслово, содержащее множество исторических, восходящих к индоевропейским, даже кзвукоподражанию, радиксоидов, мы обнаруживаем ассоциативный веер и конативную,императивную энергию слова раньше, чем аналитически усваиваем его целостнуюсемантику. Говоря об индуктивных состояниях, вызываемых посредством моды,слухов, бессознательного стремления присоединиться к группе идущих, дерущихсяи т. д… Ученый делает вывод о психической контагиозности, достигаемой идентифицированностьюэмоционально-чувственного непосредственное воздействие слова «жизнь» И частица«био-», наиболее часто используемая в рекламе и названиях товара с цельюинтенсифицировать его рыночную реализацию на подсознание. Главная функция слова- суггестивная, внушающая, т. е. его проникновение не логическим, аэмоционально-контагиозным путем. Назвать что-либо своим именем — значитполучить над ним власть: это существенная деталь колдовских манипуляций первобытногочеловечества. Авторитетность, важность говорящего для его собеседника — принципиальный фактор наиболее полного усвоения сказанного во всеммногообразии его внешних и внутренних смыслов, слов и коннотируемыхсемантических ореолов.
Однаконаша задача — рассмотреть то, что называют «индуктивными состояниями», когданастроенность, запрограммированность на индуцирование отсутствует в риторикеэто прием «запланированной неожиданности». На разум человеческий больше всегодействует то, что сразу и внезапно может его поразить или не осознается, оставаясь скрытымстремлением к внушению. Именно тогда риторика, объединяя знания лингвистики,психологии, имиджелогии, становится информационным полем, вне которого человекне воспринимает адекватно мира и своей роли в совершающихся явлениях. Язык важнейшаяформа и единственная сущность этого процесса, ибо «языковые очки» предстаютздесь во всей их наглядности.
1 Факторыобуславливающие возможность «навешивания ярлыков»
Законыкоммуникации, умело используемые манипуляторами общественным сознанием,позволяют сделать речевое действие, во-первых, индивидуальным. И способным крутоизменить ход самоизучения; во-вторых, всеобщим, в-третьих, психологическидетерминированным, вызывающим индукцию. Но мы даже не ощущаем себя запрограммированными,просмотрев телепередачу, прочитав газетную статью, прислушиваясь квыступлениям ораторов. Не делаем, ибо у нас отсутствуют механизмыпсихологической защиты от речевого импринтинга, а разработка таких механизмовпредставляется главной задачей современной риторики.
Итак,каковы же состояния, делающие возможным психологическое индуцирование какквазириторический прием?
1.Имиджелогический прием «навешивания ярлыков»; он тем действеннее, чем большимавторитетом обладает коммуникатор. В качестве цокольного этажа такого приема
можно выделить:
а)формирование репутации, в том числе комическое;
б)организацию и поддержание саморепутации (самоимиджа);
в) синонимическую замену, основанную на частичной общностисмыслов;
г) использование цивилизационных архетипов (мифологизацию)как обращение к коллективному бессознательному.
2. Реликты эгоцентрической речи, раскрывающие механизмыформирования номинаций и упорядочивание мыслеобразов имеющимися вербальнымитрадициями.
3.Реклама в различных ее интерпретациях как фактор скрытого и открытого притягиваниярезервов подсознания, императивного обращения к личности; в данном случаеогромна роль так называемых перформативов, т. е. глаголов речевого действия, вих вербальной непроявленности: стоит автору рекламы включить в текст перформативы«говорю», «прошу», «требую» — реклама не сработает.
4. То,что сегодня с полным основанием можно именовать «психологическим бандитизмом»,т. е. вторжение психолога с его знаниями о человеке в индивидуальный мир менеевсего ожидающей этого личности; «шоковая терапия» хороша лишь тогда, когда этотерапия, а не тот же ярлык, приводящий к разного вида личностной деструкции. Частью этого же приемаявляется попытка «распаковки» личностных коннотаций собеседника, его индивидуальных образов, связанныхс элементом речи.
Различныеформы притеснения, совершающиеся в риторически корректных речевых структурах,не обнаруживающих сверхзадачи говорящего. Так, среди факторов девиации иделинквенции, обслуживаемых различными экзерсисами риторики, можно назватьследующие:
а) властьпримеров, внедряемых как интерпретация «ярлыков»;
б)смена приоритетов, среди которых нет места духовному совершенствованию;
в)внедрение «тюрьмизмов» как якобы неизбежной формы массовой культуры;
г) «лишение основанию, как эристический прием и как социальноеявление, когда историческая память «отцов» отторгается формирующимся кодом«детей».
Названныеприемы, во многом отражающие современную риторику; как информационное поле личности,требуют адекватной оценки и реагирования. Чтобы этого достигнуть, важно понятьих природу. «Посадите человека на скамью подсудимых — и он почувствует себявиновным», — Это удачно сформулированная сущность технологии «навешивания ярлыков»:следствие, не имеющее причины, непременно ее вызовет, текст ведет читателя,манипулируя им; и реальность текста, а не реальность мира станет он восприниматькак истинную, отказывая себе самому в праве анализировать и выносить суждения,противоречащие прочитанному. Нет преступления, которое не возводилось бы вразряд достойных поступков обществами, которым это преступление было полезно.В этом случае его назовут не преступлением, а достойным поступком. Шедший наПариж к диктатуре ста дней Наполеон поначалу был воспринят газетами как«корсиканское чудовище», затем титуловался императором.
Нолюди, способные или неспособные влиять на общественное мнение, для егоформирования, убеждения или разубеждения, мобилизации внутренних резервовчеловека или его расхолаживания пользуются средствами языка, облаченного втогу риторики. Воспринимаются в этом случае не факты, не цифры, а именно язык,который проникает в подсознание и утверждается в нем во всем единстве выраженныхи коннотированных смыслов. Язык — является одним из ключевых компонентов, из которыхмы строим наши внутренние модели мира. Он способен оказывать огромное влияниена то, как мы воспринимаем реальность и реагируем на нее». И «навешиваниеярлыков» зачастую работает из-за доверия к языку при игнорировании фактов. Инымисловами, оно наиболее действенно применительно к человеку, не доверяющему себе,чей уровень самооценки или уровень притязаний деформирован, а сознание суженопод воздействием внутренних или внешних психотравмирующих факторов. Кстати,эти факторы во многих случаях тоже могли бы, неся определенные «ярлыки»,именоваться результатом безупречного применения риторики.
«Навешиваниеярлыков» — отражение деформации внутреннего мира говорящего. Онвынужден верить тому, о чем говорят, по крайней мере, настолько, чтобысказанное могло быть воспринято как откровенная и внутренне адаптированнаямысль, коррелированная с его собственным сознанием. Между тем, мысль и слово несвязаны между собой изначальной связью, эта связь возникает, изменяется иразрастается в ходе самого развития мысли и слова. «Ярлык» открывает для мышленияновую тропу, и по мере того как человек по ней следует, «прививка» все полнее иразрушительнее укореняется в сознании, заставляя верить услышанному, приводя кнекоей аналогии с ним все явления мира, даже со всей очевидностью противоречащие.
Условиемнаиболее успешной работы «ярлыка» является ожидание, т. е. заранее составленныйконтекст, в который может быть погружено любое явление и любое суждение, чемуотвечает софистический прием, именуемый «дамским аргументом». Наиболее полносоответствуют этой функции сакральные слова, произнесение и восприятие которыхситуационно подготовлено: «Люди испытывали потребность в таком слове иподчинялись ему беспрекословно. Так возник класс слов-символов — заклинания».
Итак,необходимо особое состояние ожидания (антиципации), чтобы спонтанный фактоказался «ярлыком», чтобы его появление в необходимой функции не вызывало бывозражений.
«Навешиваниеярлыка» может оказаться успешным и в том случае, когда сказанное противоречитожидаемому, когда эмоциональное состояние человека оказывается неготовым кпринятию данной информации, а потому бессильным против психолингвистическойдиверсии, оказывающейся тем более действенной, что она неожиданна.
Девушка,только что купившая давно понравившееся ей платье, слышит приговор матери:«Сними эту гадость!» Реакция не замедлит произойти: либо она возненавидитмать, либо — платье, «ярлык» на котором слишком очевиден, чтобы его незамечать. Ученик, сообщающий молодой учительнице о только что найденном имрешении, неожиданно (т. е. вопреки антиципации) слышит: «Некогда мне заниматьсятвоими глупостями!», и взгляд на себя как на глупца укореняется в нем дополной невозможности какого-либо нестандартного решения задач. «Ярлык»оказался сильнее.
Сменаполитических и социальных ориентиров порождает иной понятийный код, И вместоярлыков «стиляга», «вещизм», «отщепенец» пришли другие: «красно-коричневый», «совок»;когда-то «ярлыками» считались и понятия «патриот» и «гражданин» — как чуждыеновому образу жизни. «Ярлык» — максимальная степень символизации, когдаслово, достигает апогея, как
«амфибия» при установкесвязи внешнего и внутреннего миров. Так называемых собственных слов в языкенет, значение всякого слова есть значение переносное, всякое слово есть троп.Эти тропы, закрепленные аудиовизуальными средствами и соотнесенные сархетипикой коллективного бессознательного, сформировали систему психолингвистическихраздражителей и откликов, диалог которых предопределен контекстами иконнотативными смыслами искусно и настойчиво формируемых рецепций.
Наиболеепланомерно внедряемым топосом (формирующим целый спектр «ярлыков») являетсяпонятие «деньги». И вместо «спекулянтов», «мошенников», «взяточников» появляются«бизнесмены», «люди, умеющие жить», множество ярлыков, соотнесенных с «магиейпритяжения денег». Актуальной становится рекомендация автора, претендующего нариторическую компетентность: «Мы привыкли думать о людях хорошо. В быту мыможем продолжать это делать, но в процессе купли — продажи мы должныорганизовать свою мысль противоположным образом». Грязные убийства и грабежискрывают под ярлыками «передела собственности», «наездов», «стрелок» — понятий,семантическая аура которых обладает большей толерантностью,
чем откровенное итрадиционное обозначение этих явлений. Некая внутренняя дискуссия, внутреннийдиалог все более уступают «ярлыковым» образам, навязываемым всеми способами ириторически мотивированными средствами информации.
3 Роль риторики при «навешивании ярлыков».
Риторикас ее системой «ярлыков» становится «очками», но не просто языковыми, а именнориторическими, через которые осуществляется внушение; а внушаемость как глубинноесвойство психики выключает те системы психологического корпускулирования личности,которые должны противостоять воздействиям внешней среды. Психическаяконтагиозность достигается посредством вызова у людей, идентифицированногоэмоционально-чувственного восприятия адресованных им положений (фактов) впроцессе речевого общения. Такая контагиозность «ярлыка» основана на такихфакторах, как:
1)обращение к социуму через «теплый рынок», т. е. через тех, кто изначальноубежден в справедливости «ярлыков», чтобы организовать риторическуюдиверсификацию, приводящую к многоканальности восприятия остальнымистандартизированных оценок и клишированной информации. Это классическоепозиционирование — завоевание общего мнения начиная с тех, кто уже разделяетидеи говорящего;
2)эмоционализация, визуализация и вербализация «ярлыка» — преподнесение его вриторически (софистически) безупречных структурах, позволяющих увидеть внутреннимзрением и охватить коллективной эмоциональной энергией символизируемое явление;
3)знание коллективной апперцепции (влияния предшествующих фактов и оценок) иэкспектаций (ожиданий), а также коллективных принятий-отрицаний (в этой связи показательныобразы незабвенного Лени Голубкова и столь же национально адаптированного ИванаТаранова). Этнографические культурно-психологические типажи — наиболее простойи беспроигрышный фактор такого рода деятельности;
4)создание «виртуальной реальности» в форме констатации востребованногосоздателями «ярлыка»: не «Выбирайте Пепси», а «Выбираем Пепси», т. е. уход отимперативов и иных форм, определяющих ирреальность (отрицание, сослагательноенаклонение, будущее время);
5)игра топосами: известными лицами, знакомыми фразеологизмами, традиционнообращенными к позитивно-созидательным сторонам личности и социума;
6)традиционное окружение одних информационных квантов положительным, других — отрицательным контекстом — своеобразный рефрейминг, допускающий внедрениепонятия лишь в аксеологическое поле одного типа, что рано или поздно приведет квнушению;
7)помещение «ярлыков» в нейтральные контексты, когда они воспринимаются как нечтоизвестное, принятое и естественное; в этом случае они становятся аксиомой, ивоспринимающий не испытывает желания возражать, ибо становится жертвойстратегии «голого короля». «Вы, конечно, знаете, что...» Не много найдетсяоппонентов, чья речь начнется с самоотрицающего: «Нет, не знаю!»
«Ярлыки»в конечном счете, помогают манипулировать общественным сознанием, формируютсистему ценностей целого социума и целого поколения. Оно, поколение, становитсявнушаемым, ибо не знает других приоритетов, а попытка панорамного осмысленияпроисходящего встречает те же препятствия: либо совпадающие по своей сущностиоценки, исходящие из разных источников, либо искусно используемая технологияэллипсиса. — Вывод уже сделан, однако читателю, зрителю преподноситсямноготочие, чтобы ему казалось, будто вывод, многократно сделанный, — производное его собственной интеллектуальной деятельности. Такого рода«недоговоренности», рассчитанные на то, что самостоятельно сформулированноеоставляет более глубокие следы в подсознании как программе поведения, сроднифигурам языка. Фигуры, которые дискурсия пересекает, обеспечивают запаздываниеимени, которое в последний момент является для того, чтобы их запомнить. Всвое время это явление, ставшее одной из аксиом современной риторики (и однойиз заповедей речевой личности), прокомментировал Паскаль: «Доводы, до которыхчеловек додумался сам, обычно кажутся ему куда более убедительными, нежели те,что пришли в голову другим».
Итак,превращение человека якобы в субъект мысли и действования как раз тогда, когда осуществляетсяимперативная суггестия, когда вопрос: «Быть или не быть?» — за него решилидругие, причем решили вполне авторитарно, не дав себе труда сообщить о своемрешении, то, к чему стремятся назойливые топосы «демократии», «свободы», «гуманизма»,«мирового сообщества», и есть не что иное, как манипулирование. Через слово,через «ярлыки», через многократное помещение человека «на скамью подсудимых»,где он — теперь уже непременно — почувствует себя виновным. И язык в егоречевой реализованности, потенциально богатый «ярлыками», умелосформулированными и свое временно введенными в обиход, антонимизируется.Начинали со слов о приоритете прав человека — пришли к абсолютному бесправиюодних и вседозволенности других. Начинали со слов о демократизации, а сегодня вспомнили о рабовладельческихдемократиях Античности, дабы оправдать произошедшее. — «Хотели, как лучше, аполучилось...» Патриотически настроенные победители фашизма готовы предать анафеме скин-культуру, но взлетающие в едином порыве- «Хайль!» — «Зиг Хайль!» мускулистые руки нельзя трактовать однозначно многиеносители русского языка, справедливо переставшие доверять традиционной,утвержденной веками становления национальной культуры и менталитета системезнаков. Вопрос: «Это маска твоя — или ты?» — характеризует состояниеязыкового сознания многих наших соотечественников, речевая деятельностькоторых едва не оказалась блокированной в результате неожиданного смещения привычныхсемантических констант.
Именнов силу этого произошло фокусирование на индивидуально — peчeвoй деятельности,что привело к интериоризации и субъективизации языковых сигналов; сегодняболее чем когда-либо, говорят на разных языках носители одного, апеллируя кразличиям в ассоциативных сферах. Оказалось актуальным обращение квнесознательному, бессознательному, экстралингвистическому, прочно занявшему впсихологических исследованиях места, ранее принадлежавшие вербальномукомпоненту личности. Явление неконгруэнтности в поведении человека, в том числеречевом, все более активно привлекает внимание. Неконгруэнтность не всегдазамечается. Между тем именно он передает наиболее точную и полную информацию
о нашемсобеседнике, о его речевой личности, скрытой под речевой личиной. Мастера PR
обучают политиков соблюдениюединой маски, иначе, конгруэнтности передачи информации на языке слова,интонации (паралингвистики), мимики и жеста (экстралингвистики). Политиквыступал в роли «машины», порождающей сообщения сразу по нескольким каналам.Иными словами, подсознательнаяинформация человека о самом себе и отношении к окружающему ставится подконтроль логического, рационального. Но это результат специальных тренингов,
того преодоленияподсознательного, которое человеку грозит утерей стержневых компонентов,организующих личность. Итак, маска при общении — логически отфильтрованныйречевой облик, зачастую прямо противоречащий собственно речевой личности,фокусирующейся на внесознательном уровне. На пересечении интенций облика иличности, личины и лица — ключ к собеседнику и подлинному пониманию сказанногоим. Но это пересечение можно увидеть лишь, если обратиться к под сознательному,к тем речевым механизмам, которые закладываются там.
Сохраняетсяили стирается конгруэнтность логического и интуитивного, вербального иневербального — процесс символизации, т. е. порождения новых смыслов у прежнихзнаков, продолжается. Вместе с тем символизация — важнейший факторпсихологической эволюции, совершающейся с расширением семиосферы конкретнойличности и социума. Семиосфера — концептуальная система, область в очеловеченныхязыковых смыслов, доступных личности и аккумулированных в ее мыслях ипоступках. Можно сказать, что развитие человеческой личности достигается главнымобразом благодаря символизации. Дело в том, что только процесс символизациидает возможность оперировать с такими комбинациями внешних впечатлений и ихвзаимоотношений, которые далеко удаляются от окружающей действительности.«Ярлыки», как и первое слово, усвоенное ребенком и интегрирующее первые фреймыего индивидуального и социального опыта, — порождение символизации, причемвторичной, когда слово, помещенное в ранее не свойственный ему контекст, приобретаетновые смысловые оттенки. «Навешивание ярлыков», манипулирование — сторонаэтого глобального процесса, определяющего и социальное лицо общества, и индивидуальноеречевое лицо человека, автора и узника некоей концептуальной системы, состоящейиз слов, топосов — «ярлыков» И символов — элементов семиосистемы, находящейсяв настоящее время в состоянии глубокого кризиса как воплощение интенцийречевой личности. Дело в том, что основой плодотворного общения являетсяединство экспектаций — ожиданий, связанных с семантическим ореолом идеятельностными потенциалами коммуникативного шага (словесного илиневербального). И это обеспечивает стабильность языковых (речевых) механизмов,цементирующих общество. Социальная коммуникация в качестве одного из базовыхкомпонентов содержит статусно-ролевое общение, которое «основано на ожиданияхтого, что языковая личность будет соблюдать речевые нормы, свойственные ее положению вобществе и определяемые характером взаимоотношений с собеседником». Нарушениеэтих ожиданий дезориентирует личность, делая первое же слово сильнейшимсуггестором, а воспринимающего вводя в состояние психической индукции.
4 Грани соприкосновения семиотики, риторики, напримерах.
Массоваяязыковая игра как переплетение умело нацеленных императивных актов психологии,семиотики и риторики — это то, что создает наиболее благоприятные условия дляманипуляции языковым сознанием, для «навешивания ярлыков». Как это происходит?Посмотрим на примерах.
1.Скинхеды громят рынок, поскольку в качестве «ярлыка», ставшего программирующимимперативом, восприняли неприятие «азеров, чернозадых и хачиков».
Исколько бы мы ни призывали к толерантности, этим призывам не сужденореализоваться, пока «ярлыки» будут существовать в общественном сознании;однако это уже компетенция не лингвистов и не культурологов, а политиков.
2. В начале 90-х годов, в моментнаступления либеральных реформ, был дискредитирован советский «милитаризм»,«громоздкая и неэффективная военная машина». Параллелизм, уничижительнаяформа и контекст — все это должно былосоздать соответствующий «ярлык» на милитаризированности сознания подростков,на отношении общества к «непобедимой и легендарной». К бравурным маршам,ветеранам, рассказывавшим о своих боевых подвигах с темпераментом рыбаков,каждый из которых поймал в подмосковной речке как минимум осетра. «Ярлык»некоторое время работал, но сейчас стиль «милитари» наиболее популярен среди молодежии отражают работу нового «ярлыка» — им стало возрождение приоритета «воинов».В сравнении с «созидателями». А презрительно-ироничное отношение к людям вкамуфляже сменилось восторженно-завистливым.
3.Среди таких слов-ярлыков, как «бомж», «инвалид», «изгой», появилось знаковоепонятие «пенсионер» в значении «бремя общества, социальное место которогоопределяется степенью терпения со стороны окружающих». Любопытно, что срединеимущих часто называют рядом, в том числе без иронического подтекста,безработных, бомжей и… учителей. Что это, как не складывание специфическогосоциального статуса, мотивированного дихотомическими ярлыками «учитель — нищета» и «учитель — неустроенность»? Важно, что при сходстве, если неединстве окружающих в конструировании таких «ярлыков» их потенциальныеносители, будь то учитель или пенсионер, военнослужащий или врач, начинают ивпрямь осознавать себя достойными именно той социальной роли, которуюпредложили им языковые манипуляции.
4.Отношение к интеллигенции, к людям умственного труда, не отличалось особымуважением ни в индустриальном, ни в информативном обществе. Но знаком,символом нынешней деградации общества является «интеллигент-лох», аутсайдер собочины, куда привело его упорное нежелание торговать или встраиваться всоциальную иерархию. Остановимся на ярлыке «интеллигента-лоха». Чтобы спроситьдорогу, поинтересоваться, который час, мы обратимся к человеку, на лицекоторого очевидны следы интенсивно пульсирующей мысли, — к «интеллигенту». Ккому обратится нищий, ищущий очередную жертву? К нему же, чье лицо не выражаетготовности сразиться за каждую копейку. Для одних это «лох», который купит набазаре вещь за двойную цену (редко кому придет в голову, что осуждения вбольшей степени достоин торговец), для других — представитель уходящейцивилизации, тот редкий человек, с кем можно заговорить на улице, не опасаясьуслышать в ответ оскорбление.
5. Вподмосковном городе накануне выборов депутатов об одном из кандидатов на всехзаборах было написано кратко: «бандит». В этом случае надпись, лаконичнохарактеризующую будущего народного избранника, сделали… его сторонники. Дляних (и, как выяснилось, для большинства избирателей) слово бандит было«ярлыком», означающим принадлежность к определенной группе людей, обладающихсилой и властью. Что оказалось фактором, порождающим позитивную социальнуюфункцию таких «ярлыков»? Современная «робин-гудовская» культура, воспевающая «честныхворов» в пику «бесчестным властям» хриплыми голосами и «стуком по блату»,куплетами тюремного фольклора в суперсовременной аранжировке и захватывающимромантизмом «бригад» в телесериалах и книгах.
Насмену глуповатым тюремным сидельцам в недавних фильмах пришли те, на когоизначально повесили «ярлык» экономической и силовой основы общества,изображающей насильника и бандита борцом за справедливость, а «базар попонятиям» единственным способом достижения какого-либо взаимодействия. Итак,очередной «ярлык» это «братки» в качестве арбитров.
Всоциальном поведении это — культ жестокости и насилия, отношение к тем, ктонарушает законы, как к борцам за правду, достойным сочувствия, пока они зарешеткой, и уважение, когда камера сменится на кабинет с триколором на огромномстоле.
Вповедении подростков это — наиболее жестокие формы выяснения отношений, сленг,в котором преобладает тюремная лексика.
Ввыстраивании социальных перспектив это — формиpoвaниe отношения к тюрьме иатрибутике уголовного мира как к неизбежной «жизненной школе».
Воснове этого — «ярлыки»: а) страдальца за народ; б) поборника справедливости;в) человека бывалого и опытного; г) человека, преступление которого оказалосьсвоего рода инициацией, позволяющей обрести признание и требуемое место вжизни; д) человека «продвинутого», знающего, как достать деньги и превосходноориентирующегося в изменившейся формации.
«Ярлык»- это ракурс, в котором демонстрируется человек и явление в средствах массовойинформации, в том числе в рекламе. Вокруг этого человека (явления) создается информационнаяаура, а впоследствии он помещается в некую семантическую капсулу, определяющуюдиапазон отношений к нему. Чем чаще упоминается этот человек или явление, темуже диапазон, тем меньше капсула, становящаяся в массовом восприятии «ярлыком».Школьные состязания демонстрировались по разным СМИ, в прессе – в непременномфотографическом контексте известных всем спортсменов и политиков. Контекст — восхищение юными экстремалами — в результате частоты и однонаправленности информированиястановится эмоциональной аурой. Затем происходит семантическая капсулизация — ей служит и такой прием, как публикация ярких снимков с экстрим-шоу рядом состатьей об олимпиаде школьников по русскому языку и культурологии — статьей безединого снимка (еще бы: на этой олимпиаде не было ни синхронных прыжков байкеров,ни ярких велосипедов, ни чиновников). Смысловая капсула: «Надо только так, ане иначе» превращается в «ярлык» героя – экстремала. Соответственно негативный«ярлык» будет принадлежать немногочисленным «фанатам» русского языка,оказавшимся на газетной странице «оппонентами» непобедимым и ярко раскрашеннымгероям.
Вектор,мотивирующий личностное развитие, приоритеты, установлен. Этот векторопределяет названия клубов и шоу: «Ночные волки», «Хищник», «Тигры». Это«ярлыки», отражающие отношение к участникам таких клубов и шоу; «Ярлыки»,прошедшие стадии:
— знака;
— эмоциональной ауры;
— семантической капсулы.
На этомфоне бледнолицые от книг «ботаны» также получают «ярлык», нонасмешливо-иронический, противоположный способному вызывать лишь восхищение ипреклонение у «конструкторов ярлыка», «ночных волков» и героев-экстремалов (внедавнем прошлом хулиганов). «Ярлык переориентирует социальную психологию, иего принимают даже те, кто знает, что это — форма психопрограммирования,ведущего к некритическому принятию любой информации, а, в конечном счете, кдебилизации.
5 Вариации «ярлыков» в социальной концепции.
«Ярлыки»обладают своим механизмом внедрения в подсознательное, который характеризуетсяили внезапностью, неожиданное, не соответствующее коммуникативной экспектациичеловек воспринимает, не успев включить защитно-критические, аналитическиемеханизмы, или, наоборот, постепенностью: в этом случае «ярлык» неэлективен, онне выделяется из речевого потока, однако оказывается именно «ярлыком»,поскольку такую характеристику объекта, сформулированную в том желексико-синтаксическом комплексе, человек услышит еще от многих, что станет«якорем», оказывая влияние на формирование (или деформирование) ценностнойсистемы. Сопоставление многими и многократно в одних смысловых рядах понятий«учитель» и «бомж», «кавказец» и «боевик» приводит к ассоциативным сближениям,а потом к сращениям, утвержденным в подсознании.
«Ярлык»- это и мнение человека, которому средства массовой информации уже присвоилититул «звезды», «авторитета»: его слова формируют модель, категорический императив.Откровение известного актера о том, что 6 лет назад он зарабатывал на жизньтем, что угонял машины «Все угоняли — и я угонял»), должно в лучах этой«звезды» оказаться «ярлыком», объединяющим причинно-следственной связьюпреступление (угон автомашины) и звездную актерскую карьеру.
«Ярлыки»могут быть профессиональными: деятельность ди-джея, автогонщика, а сегодня еще и военнослужащего в «горячейточке», милиционера — «ярлык», формирующий высокий социальный статус,«вторичные» ярлыки, которым легче всего подражать, дабы в неудачных попыткахсамореализации хотя бы внешне соотнести себя с «успешным» и авторитетнымчеловеком. Одна из «звезд» признается перед миллионной радиоаудиторией: «Я нетрудоголик, мне больше нравится заниматься сексом». Это не выделяющийся изречевого потока вирус, который становится вторичным «ярлыком» И которыйимитировать легче всего: дано не просто разрешение, дана рекомендация, как и впризнании об угоне автомобилей. Наоборот, профессиональные ярлыки пролетарий,гастарбайтер, работяга, вор, учитель, профессор, препод, валенок, халдей в подсознании,в том числе в социально-психологическом ракурсе, имеютоскорбительно-уничижительный подтекст. Наличие такого, не всегдавербализованного и как-либо иначе материально выраженного «ярлыка» — важнейшаяпричина растерянности педагогов, увещевания и наставления которых упорновоспринимаются тинейджерами с точностью до «наоборот».
Иучителя, влюбленные в свою работу, не властны, изменить «ярлык», поскольку он — явление внешнее, социальное, как репутация. И в одиночку, тем болеепутем подбора противодействующих «ярлыков» ничего не изменить: онизакрепляются за целым классом людей, явлений и предметов. Кроме того, как неможет человек самостоятельно подобрать или изменить свою «кликуху» (первичный«ярлык» в его жизни), так и механизм социального функционирования «ярлыка»таков, что тот же педагог может быть мастером своего дела, любимцем учеников,но семантический подтекст «несчастный», «одинокий» всегда даст о себе знать.«Ярлык» — социальное, идущее извне, формируемое в коллективном бессознательномкак разновидность архетипа, и изменить его человек не властен, если непроведет мучительной операции на своей психике и не покинет социальной страты,подверженной воздействию негативного «ярлыка».
Те жестуденты к слову менеджер подобрали следующие определения — ассоциации:сильный, молодой, быстрый, жестокий, решительный, умный. На пересечении этихсмыслов формируется архисема — «ярлык»; она имплицирует отношение к худенькомуконопатому пареньку в гипермаркете, находящемуся под охраной «ярлыка» той профессии,обязанности которой он исполняет. Так «ярлыки», напоминая механизмы«коллективного бессознательного» и приводя к образованию архетипическихмоделей социального поведения человека, ниспровергают самого талантливогоучителя и возносят далеко не самого опытного менеджера. И если профессиональный«ярлык» приводил в свое время к фетишизированию отдельных атрибутов, связанныхс позитивным в осмыслении государства семантическим комплексом, тосегодня это явление повторяется, обрастая глубинными подтекстами. Так, семемасолдат связывалась с определениями: грубый, жестокий, тяжелый, страшный, офицер получил такиеассоциативные смыслы: молодой, сильный, блестящий, грубый, жестокий,решительный, смелый. Это — результат тех «ярлыков», которые сменились запоследнее время к тем определениям,которые подсознательно синтезируются с образом (и «ярлыком») военнослужащего усовременных молодых людей.
Ярлыкивозрастные — это: а) «кликухи» в среде школьников; б) мнения старших,под влиянием которых (похвала или порицание учителя) может изменитьсяиндивидуальное и социальное функционирование личности; в) аргумент к авторитетупо модели «Поживи с moe, тогда и говори» (наименее частый в настоящее время,когда социальный опыт молодого человека в большей мере адаптирует его кжизни). Возрастные «ярлыки» — это ребенок, стареющий юноша, мальчишка,бальзаковская дама и т. д., даваемые на основании не биологического, апсихологического возраста. Такого рода лексемы могут быть этикетными обращениями«Оставь меня, старушка...», «Молодой человек!», а могут выражать какой-либоаспект «ярлыка». Жандарм обращается к горьковской Ниловне, называя ее«старухой», а «старухе»… В течение всей жизни человек может считаться «мальчикомсо шпагой», «девушкой моей мечты», «архивным юношей», «простой русской бабой»,т. к. известные фразеологизмы метафоризируют сущность человека, обрастают подтекстамии становятся «ярлыками», указывая не на возраст, а на психологическуюквинтэссенцию личности.
Невозможномодифицировать «ярлык», каким бы он ни был, по своему произволу: он указываетна социально утвержденный и подтвержденный статус, и попытаться изменить егобез трансформирования сущности то же, что носить чужой мундир. Каким образомбезобидный «Кузя» (Кузнецов) становится «Боссом», а «Бык» теряет «атрибутбрутальности» и оказывается Леней — студентом истфака? Каким образом СССР, бывшийв мировом сознании «империей зла», а в осмыслении граждан — дряхлеющимколоссом, стал этим хилым бронтозавром сразу для всех, а затем –ностальгически воскрешаемым семантическим комплексом «сила, прочность,дисциплина», вновь начиная вызывать опасения у зарубежных политиков,постаравшихся от него