Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Старость и старение

РЯЗАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.А.ЕСЕНИНА
КАФЕДРАОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПЕРИОД СТАРЕНИЯ И СТАРОСТИ
КОНОТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОЗРОСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ВЫПОЛНИЛСТУДЕНТ 19 ГРУППЫ  ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
РЯЗАНЬ 2003

ПЛАН.
1Старение сегодня, проблемы старости.
2Причины старения.
3Возрастная классификация в поздней взрослости.
4Характеристика личности в старости.
5Оценка старости в обществе.
6Выводы.
 
1 Старение сегодня, проблемы старости.
Проблемаисследования психологических возможностей в старости является не только научноактуальной, но и жизненно значимой, поскольку старость воспринимают как возрастпечали, потерь, тоски и страданий от боли, которая потенциально таится в телекаждого старого человека. В то же время социальная геронтология и геронтопсихология, рассматривая старость как возрастразвития, указывают на значительные различия в проявлении индивидуальныхпризнаков старения, не позволяющие однозначно установить возрастную границумежду зрелостью и старостью. Сам факт, что стареют все по-разному, указывает нато, что печаль и горе- не единственный удел старости, а угасание- неединственный путь изменения. Этот возраст отмечает особое предназначение,специфическая роль в системе жизненного цикла человека: именно старостьочерчивает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времён ипоколений. Только с позиции старости можно понять и объяснить жизнь как целое,её сущность и смысл, её обязательства перед предшествующими и последующими поколениями.Старость – это заключительный период человеческой жизни, условное началокоторого связано с отходом человека от непосредственного участия впроизводительной жизни общества. Хронологическое определение границы,отделяющая старость от зрелого возраста, не всегда оправдано из-за огромныхиндивидуальных различий в появлении признаков старения. Эти признаки выражаютсяв проявлении функциональных возможностей человеческого организма. Однако,помимо упадка физических сил, старость характеризуется собственнопсихологическими изменениями, такими, как, например, интеллектуальный иэмоциональный уход во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой иосмыслением прожитой жизни. Этот возраст интересен тем, что нет той позиции, скоторой можно было бы дать полную и исчерпывающую характеристику старости.Геронтологи считают, что старость в первую очередь – это биологический феномен,который сопровождается серьёзными психологическими изменениями. Изменения пристарении происходят на биологическом уровне, когда организм
становитсяболее уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне – человеквыходит на пенсию, меняется его социальный статус, социальные роли, паттерныповедения; наконец, на психологическом, когда человек осознаёт происходящиеизменения и приспосабливается к ним. Это даёт основание определить старение какрезультат ограничение механизмов саморегуляции,снижение их потенциальных возможностей при первичных изменениях в регулированиигенетического аппарата. Таким образом, проблема старения – это проблемагармоничного функционирования биологической системы, которая возможна безсоответствующего психологического отслеживания и соответствующей адаптациичеловека в окружающем его социальном пространстве. Старение – это переход всистему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых имежличностных отношений. В настоящее время интерес к изучению старости невызывает сомнений, однако геронтопсихология – этосамая молодая область современной психологии развития. Возросший интереспсихологии к проблемам старости был обусловлен двумя группами причин.Во-первых, наука стала располагать данными о том, что старость не являетсяпроцессом тотального угасания. Как отмечал Б.Г.Ананьев, геронтологи пришли квыводу о том, что в старости, наряду с инволюционными процессами, существуютдругие процессы и факторы, противостоящие инволюционным силам. Так,геронтология отбросила прежние представления о тотальном и одновременномстарении всех жизненных функций и уделяет большое влияние проблеме долголетия.На сегодняшний день геронтологи рассматривают старость как качественнуюсвоеобразную перестройку организма, с сохранением особых приспособительныхфункций нафоне общего спада. Психология пожилоговозраста в целом разработана недостаточно (в психологии развития 90% занимаетпсихология детей). Между тем этот период – значимый этап онтогенеза человека, ибез его обстоятельного исследования невозможно построение концепциипсихического развития и соответственно, формирование образа «позитивного старения».Важность изучения и разработки психологии старения как главной составляющейсоциальной геронтологии очевидна. Но кроме психологических возникает много ещёне решённых проблем, в том числе в сфере теоретических объяснений,методологических подходов.
2 Причины старения.
Существуетмножество теорий старения, каждая из которых имеет свои достоинства, но срединих нет ни одной совершенно бесспорной. Изучение представителей разныхбиологических видов показало, что продолжительность жизни, характерная для каждогоживотного или растения, отчасти обусловлена наследственностью. У людей влияниегенов особенно бросается в глаза при изучении идентичных (монозиготных)близнецов. У монозиготных близнецов, даже находящихся в долгой разлуке,типичные признаки старения( облысение, появление морщин, усыхание) появляются водно и тоже время; они даже часто умирают одновременно (в случае естественнойсмерти). Однако для того чтобы наследственные компоненты процесса старениямогли проявляться полностью, необходимо устранить или стабилизировать всепрочие факторы, такие как стресс, несчастные случаи и болезни. К сожалению этоневозможно. На старение могут влиять различные внешние факторы, от роковыхавтокатастроф до детских болезней и загрязнения воздуха. Джонс (1959) изучил некоторыепостоянные и переменные внешние факторы, способные увеличить или уменьшитьсреднюю продолжительность жизни. Например, сельские жители живут на 5 летдольше городских, а состоящие в браке на5 лет дольше тех, кто ведёт холостуюжизнь. Тучность неизменно негативно влияет на продолжительность жизни, отнимая3,6 года у тех, кто весит на25% выше нормы, и 15,1 лет утех, кто весит на 67%выше нормы. С распространением ядерных реакторов ещё одним внешним факторомстарения стала радиация. Высокие дозы – как при лучевой терапии повреждаютхромосомы в ядрах клеток, что, по некоторым данным, может ускорять процессстарения. Помимо наследственных и средовых факторов, связанных со старением,существуют также стохастическая теория и теория генетически запрограммированногостарения. Согласно стохастическим теориям старения, организм стареет врезультате случайных повреждений, как вызываемых происходящими в нёмпроцессами, так и наносимых окружающей средой. Эти теории, иногда называемыетеориями изнашивания организма, сравнивают организм человека с механизмом,который просто-_напросто изнашивается от постоянногоиспользования, причём у человека к этому износу добавляется накапливаниеклеточных дисфункций и повреждений. Хотя стохастические теории имеютпривлекательные стороны, они ограничено объясняют старение в целом. Например,почему внутренняя «ремонтная мастерская» организма, какое-то время успешносправлявшаяся с устранением повреждений, вызванных неблагоприятными внешнимивоздействиями, вдруг перестаёт работать. Кроме того, они не объясняют, почемуфизическая нагрузка, которая, казалось бы, должна способствовать износу,благоприятно действует на организм.
Другойкласс теорий старения связан с генетическим программированием. Согласно теориямгенетически запрограммированного старения, старение определяютзапрограммированные действия специфических генов. Запрограммированное старениечасто связывают с ходом биологических часов. Иначе говоря, предполагаетсясуществование  своего рода встроенноготаймера, который устанавливается на определённое время, когда должна наступитьсмерть. Эти часы, возможно, содержатся в каждой клетке, а возможно их рольвыполняет единый клеточный пейсмейкер, находящийся,например, в головном мозге.
Ниодна теория полностью не объясняет процесс старения. Для этого, вероятно,необходимо объединение по крайней мере 2-3 теорий. Учёные активно исследуютпроцесс старения на всех уровнях, а также способы его замедления; некоторые изисследований связаны с изучением связи преждевременного старения из различныхзаболеваний, например раком в детстве или артритом в юношестве. Цель другихисследований – помочь людям прожить здоровую, не омрачённую болезнями жизньвплоть до конца естественного жизненного цикла. Однако, несмотря на новыеоткрытия в области медицины, маловероятно, что в ближайшее время удастсязначительно увеличить продолжительность жизни человека.
3 Возрастная классификация в позднейвзрослости.
 Очень сложной является проблема выделения границстарости. Границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы. Один из основоположников отечественнойгеронтологии – И.В.Давыдовский _ категорическизаявлял, что ни каких календарных дат наступления старости не существует.Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода напенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различныхпрофессиональных групп, мужчин и женщин. По мнению ВОЗ (Всемирной организацииздравоохранения), более удобным представляется термин «стареющие», указывающийна непрерывный и постепенный процесс, а не на определённую и всегда произвольноустанавливаемую возрастную границу. Итак, в соответствии с классификациейЕвропейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74лет, с 75 лет наступает старость, у женщин – с55 до 74 лет, с75 наступаетстарость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями, 65-летний рубеж нередковыделяют особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию. Но этолишь градация биологического возраста. Всё больше исследователей приходит квыводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существования,измеряемой количеством прожитых лет. Метрическое свойство времени указываеттолько на количественные показатели возраста, он очень приблизительно фиксируетфизиологическое и социальное «качество» человека и его самочувствие.Календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения различныхсоциальных ролей или поведения в соответствующем возрасте. Выполнением этихролей в соответствии с определёнными общественными нормами и предписаниямиопределяется социальный возраст человека, часто не соответствующий скалендарным. Биологический возраст не может рассматриваться как некая внешняясоциальному, но не сопряжённая с ним параллель. Поэтому психологический аспектстарения М.Д.Александрова рассматривает применительно к сенсорно-перцептивнойи интеллектуальной сферам, к характеристикам личности, динамике творческойпродуктивности. Кроме того, по мнению других авторов, при определении пожилоговозраста в качестве наиболее существенного признака служитсоциально-экономический «порог» — уход на пенсию, изменение источника дохода,изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.
4 Характеристика личности в старости.
Проблемавзаимосвязи социального стереотипа представлена в работе Л.И.Анцыферовой«Поздний период жизни человека: время тёплой осени или суровой зимы?». Онавыделяет два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнемактивности, стратегиями совладения с трудностями, отношением к миру и к себе,удовлетворённостью к жизнью. Представители первого типа мужественно, без особыхэмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило готовятся кэтому событию, ведут поиск новых путей включения вобщественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативныесостояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии,нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений,предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы учеловека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях.У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передатьпрофессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию новогопоколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новыхдружеских связей, сохранение способности контролировать своё окружениепорождает удовлетворённость жизнью и увеличивают её продолжительность.
Картинаповедения представителей второго типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе сотходом от профессиональной деятельности у них развивается пассивное отношениек жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаютсяпоказатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостноечувство ненужности. Эта драматическая ситуация – типичный пример личностнойидентичности и неспособности и неспособности человека построить новую системуидентификации.
Б.Ливехудтакже отмечает, что последние годы переживаются по-разному. Одни старые людиотмечают, что снижение социальной активности помогло им понять самих себя иреально и глубоко ощутить слова «Христос во мне». Другие старые люди отчаянноцепляются за жизнь, которая медленно уходит от них. Рассматривая вопрос оразличии продуктивности субъекта жизни в зависимости от уровня его личностногоразвития, Л.И.Анцыферова выделяет следующие критерии типов поступательногоразвития личности в поздние годы:
1)лишился ли человек работы в эти годы, или он продолжает свою профессиональнуюдеятельность;
2)на какие ценности ориентирована его активность в период поздней взрослости.
Вэтом случае, если индивид очутился в ситуации отставки, перед ним встаёттрудная задача – реализовать свои возможности в новых видах деятельности,нередко требующих изменения образа жизни. Решению этой задачи поможетактуализация тех ранних фрагментарных Я-образов,которые возникли как результат опробования человеком себя в разных жизненныхролях. Именно с этих позиций можно интерпретировать описания Эриксоном жизни некоторых старых людей. Первый типназывается «прометеевым», и к нему относят личности, для которых жизньнепрерывное сражение. В поздние годы такие люди продолжают сражаться с новымитрудностями- возрастными болезнями. При этом они стремятся не только сохранить,но расширить субъективное пространство своего жизненного мира. Испытывая, вконце концов, необходимость в опоре на других, они принимают лишь ту помощь,которая завоёвана ими. Это люди, сохранившие активность благодаряжизнестойкости и упорству духа. Они субъекты своей жизни. Заметив у себянежелательные изменения, они изобретательно компенсируют их, не снижаясамооценки. Другой тип, представители которого тоже отличаются активнымотношением к жизни, носит название «продуктивно-автономный». Как в ранние, таки в поздние годы жизни личности такого типа ориентированы на высокиедостижения, успех, который обеспечивается многообразными стратегиями. Онисамостоятельны, критически относятся к разным социальным стереотипам иобщепринятым мнениям. Люди, жизненный путь которых отличается дерзанием, креативностью, успехом, конструктивно относятся и кспутникам старости – ухудшению физического состояния, появлению разныхболезней. Своеобразно протекает процесс старения у выдающихся творческихличностей, имеющих возможность до глубокой старости продолжать свою креативную жизнь. Во многих случаях жизненный путь такихлюдей – это сплав счастья и страданий, чередование моментов потери и обретениянового смысла своей жизни. К числу причин, вызывающих у них острое чувство недовольство собой, относятся, вчастности,  исчерпанность наименее ранеежизненной программы, расхождение между масштабностью творческого дара  и весьма неполной его реализацией врезультатах деятельности.
Виндивидуально- психологическом и социальном плане деятельность старых людейможет быть более богатой в духовном отношении, направленной на утверждениенравственных ценностей своей повседневной, обыденной жизни. По критериюориентации на ценности добра, справедливости, истины можно выделить два типастарения людей:
1)реализующих себя путём утверждения нравственных ценностей и
2)не достигших высокого уровня морального развития, часто преступающих в своихдействиях нормы нравственности.
Вработах Эриксона выявлены некоторые условияформирования неполноценных в нравственно-духовном отношении личностей. К этимусловиям относятся: рано возникающее чувство безжалостности; недоверие к миру иотчуждение от окружающих; неприятие даже близких людей; отсутствие потребностизаботиться о других и т.п. А.Эллис обнаружил сходный тип людей. Обобщённоенегативное отношение к миру выражается в характерных для них высказываниях,начинающихся словами: «Я ненавижу», «Я терпеть не могу» и т.п. Интегрируясь впоздние годы, эти позиции становятся преградой для поступательного общенияличности: человек относится с недоверием к любой новой информации, а также к еёисточнику, он отчуждается от быстро меняющейся социальной действительности.Иногда люди этого типа агрессивны, чаще же замыкаются, окружая себя плотнымкольцом психологических защит. Несомненно, что эти проблемы связаны снарушением когнитивного компонента Я-концепции.Социальные стереотипы, шаблоны воздействуют на субъективное отношения человекане только к социуму, но и к себе. Особенно они влияют на самовосприятиепожилых людей, так как оценочный критерий в их Я-концепциибыл обозначен в других социальных условиях. Человеческое существованиепринимает форму исторического бытия, которое всегда включено в историческоепространство и неотделимо от системы знаков и отношений, лежащих в основе этогопространства.
Остановитьослабление психических процессов можно далеко не всегда и лишь средствамисоциальной терапии, но остановить или замедлить то, что принято называть«разрушением личности», особенно её социально- обусловленных черт, присоответствующих условиях возможно. Надо отметить, что человека делают личностьюего социально психологические особенности: потребности, интересы, установки, принципы,позиции, ценностные ориентации, особенности эмоциональной сферы, а ядромличности является характер и мировоззрение. Изменения происходят в каждой изэтих групп, причём наиболее быстро и сильно меняются интересы, а медленнее ислабее система ценностей и мировоззрение. Но вполне естественным, биологическиобусловленным, можно признать лишь пожалуй, изменение потребностей: налицосмещение приоритетов от материальных к коммуникативным. При достаточной заботеи поддержке сферу интересов удаётся сохранять почти на уровне зрелого человека.Психологически самой сложной, но и наиболее полезной и благодарной являетсяработа по коррекции установок пожилого человека. Соответственно понятно, чторезче и больнее человек будет реагировать на внешнее вторжение в сферы, менеевсего изменившиеся.
Закончитьхарактеристику личности в старости мне бы хотелось описанием кризисаидентичности, разделяющего зрелость и старость, образно говоря открывающего«врата старости». В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев назвалиего кризисом «откровения Инобытия». По мнению авторов, этот кризис протекает в55-65 лет и сущность его заключается в том, что взгляд человека обращаетсявовнутрь. Кажется, что все жизненные ориентиры необходимо пережить заново.Человек начинает готовится к иному бытию и проводит серьёзную ревизию прожитойжизни. Рано или поздно, но наступает период, когда человек уже с трудом можетоперировать грузом предметного содержания своей деятельности, он «поглощается»предметом и «умирает» в предмете, воплощаясь в реальность в нём. Так, мать иотец воплощаются в детях, как в предмете своих родительских усилий в своейвоспитательной деятельности, учитель в ученике, как в предмете своейобразовательной деятельности и т.п. Этот груз предметного содержания,достаточно тяжёлый сам по себе, удесятеряется тем, что в непрерывном развитии,что в непрерывном процессе развития жизни зарождающееся новое содержание ужегрозит отодвинуть его в прошлое, заменить своим, новейшим. Открытия устаревают;у детей рождаются свои дети (внуки), требующие другого воспитания визменившихся условиях; бурно меняется технология, иной становится предметнаясреда обитания человека. Отменить прогресс нельзя. Но трудно спокойно смотретьна то, как устаревает, отходит на второй план, а затем в небытие, то, что былосделано с таким трудом, ценой огромного напряжения. Всё это может вызвать нетолько «предметную смерть», как логическое завершение деятельности человека вопределённом предмете, но и грусть, кризис идентичности. Истаиваниедеятельностной формы бытия человека неизбежно, ибоперед лицом разворачивающегося в истории прогресса общественной деятельностиединичный человек, как бы ни была внушительна его личность и яркаиндивидуальность, бессилен. Он всегда будет моментом общественно-историческогопрогресса преобразования предметной сферы человеческой жизни. Как бы ни былзначителен вклад отдельного человека в этот процесс, как бы не опредметился он в своей деятельности, сам фактисчерпанности отведённый именно ему возможности изменения предмета имеетвсеобщее значение. Нельзя ничего сделать «навсегда» в этой жизни; все равно оноокажется моментом исторического развития рода человеческого, памятником этойистории, свидетельством, оставленным будущим эпохам, но не венцом развития.После 55 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистически оценитьсоотношение ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги своейпрошлой деятельности и своих свершений, задумываться над смыслом жизни  и ценностью сделанного. Заглядывая в будущее,человек вынужден пересматривать свои цели с учётом своего профессиональногостатуса, физического состояния и положения дел в семье. Доминирующим источникомжизненной удовлетворённости становятся успехи детей. Кризис может бытьпреодолён и преодолевается многими людьми, когда они понимают роль и местосво6еей деятельности в историческом и общественном процессе и не толькосмиряются с необходимостью прогресса, обновления профессиональной деятельности,прихода новых людей, но и сами включаются в процесс созидания нового, используясвоё влияние общественного и профессионального положения. В новой ситуацииразвития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человекможет на основе самоанализа  восстановитьтождественность в новых условиях, найти себя и своему Я место в этих условиях,выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности. Завершениекризиса связано с решением вопроса об отходе от профессиональной деятельности,о том, чем заполнить свою жизнь за пределами активной включённости впроизводственную жизнь общества. Переход этой границы и есть вступление встарость как стадию жизни, но не состояние души.
5 Оценка старости в обществе.
Приоценке значения старости как возраста жизни большое значение имеют социальныестереотипы. Как указывает Т.В.Карсаевская, в обществек старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Первое имеет место присравнении старости с живой могилой, второе – при оценки старости как желанноговозраста, периода опыта и мудрости. Негативные установки по отношению к старымлюдям, возникшие на ранних этапах прогресса общества в условиях скудностисуществования и сохраняющиеся в известной мере в западном сознании, оказываютсущественное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояниездоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. Этим вызвананеобходимость критики геронтофобных установок. Счеловеческой, гуманистической позиции большое значение приобретают признаниеобщественной ценности старых людей как носителей традиций и культурногонаследия наций, пропаганда современных научных знаний о психологической наполненности красоте поздних лет жизни, о путях достижения«благополучного» старения. Большое значение влияние социального стереотипастарости на выбор стратегии адаптации к возрастному фактору в старости отмечаютВ.И.Слободчиков и Е.И.Исаев. Они пишут, что всовременном обществе получил распространение образ стариков как бесполезных иобременяющих общество людей. Такие стереотипы отрицательно влияют насамочувствие пожилых людей. Ощущение себя как ненужных людей, как обузы длясвоих детей – психологическая основа общественной и профессиональнойпассивности пенсионеров. Быстрые инволюционные процессы, обнаруживающиеся улюдей в ранний постпенсионный период, — результат ихнеспособности противостоять мощному влиянию социальных стереотипов. Их влияниеприводит к негативным изменениям в ещё совсем недавно активных и здоровыхлюдях. Такие стереотипы приходят в противоречие с объективным медицинским ипсихологическим статусом пожилых людей. Психологические исследованияпоказывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняютработоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящеевремя люди вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную, жизнь вобществе, могут осваивать новые профессии, совершенствоваться в сфере своегопривычного дела. Некоторые из них желают получить новейшие знания в областисвоей или смежной профессии.
6 Выводы.
Старость,как предыдущие стадии жизни, состоит из последовательных изменений статуса,включая собственно наступление старости, выход на пенсию и часто – вдовство.Эта стадия отличается от предыдущих тем, что не ведёт к следующей стадии;окружающий мир, как физический, так и социальный, не расширяется, а сужается.Старческие немощи и проблемы, связанные с организацией жизненной среды, ложатсятяжёлым психологическим бременем на многих людей преклонного возраста. Пожилымлюдям приходится изменять свои Я-концепции по меретого, как они теряют прежнюю автономию и становятся более зависимыми от другихв удовлетворении своих повседневных нужд. Одни приспосабливаются к этому легко,другие не могут приспособится. Оценка человеком своего физического состояниячасто является надёжным показателем его психологического благополучия. Старея,люди начиная в своих мыслях исходить из того, сколько им осталось жить. Одна изцентральных задач в преклонном возрасте связана с тем, что к концу жизни людидолжны отказаться от старых связей и уступить власть другим. Старики испытываютпотребность в размышлениях о том, как прошла их жизнь, и в попытках оценить то,что они оставят после себя людям. Ещё одной проблемой является остраяпотребность в нахождении смысла прожитой жизни. Старение может по-разномусказываться на мужчинах и женщинах. Гутман обнаружил, что мужчины становятся болеепассивными и позволяют проявлять себе черты характера, более свойственныеженщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными,практичными и властными. Некоторые исследования обнаружили общие тенденции кэксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способностисправляться со сложными ситуациями. Другие работы не обнаружили такихустойчивых и согласованных изменений жизненной ориентации и жизненныхценностей. Индивидуальная реакция человека на старение может определять какстепень последующего приспособления к нему, так и особенности развития личностив преклонном возрасте. Удаление от дел является значительной переменой статусав поздней взрослости. Реакция на уход в отставку или на пенсию зависят от такихфакторов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение иотношение коллег. Приспособление к выходу на пенсию часто проходит легче, есличеловек планировал свой уход. Изменение статуса сказывается на семейных иличных отношениях, когда старики учатся приспосабливаться к прекращениювоспитательной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек) и прадедушек(прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом (супругой). Такиесобытия, как потеря супруга (супруги) и близких друзей, в старости могутвызвать чрезвычайный стресс. Среди людей старше 65 лет количество вдовпревышает количество вдовцов больше чем в пять раз. Стареющие вдовы вступают вновый брак гораздо реже, чем вдовцы. Многие пожилые люди, оставшись одни послесмерти супруга (супруги), страдают от одиночества и навязанной им судьбойнезависимости. Однако вдовство может дать человеку новые возможности дляличного роста.
Возрастнаясегрегация и бедность – вот две главные на сегодняшний день проблемыпреклонного возраста.
Литература.
1Хрестоматия «Психология развития» Санкт-Петербург2001г.
2Ежеквартальный научно-практический журнал «Психология зрелости и старения»,лето 1999(6), Москва «Центр Геронтолог», 1999г.
3О.В.Краснова,А.Г.Лидерс «Социальная психология старости» Москва «ACADEMA» 2002г.
4Марина Ермолаева «Практическая психология старости» Москва «ЭКСМО-ПРЕСС»20002г.
5Грейс Крайг «Психология развития» Санкт-Петербург«Питер» 2002г.
6Хрестоматия «Психология старости и старения» Москва «ACADEMA» 2003г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономические аспекты глобальных проблем современности
Реферат Использование судебной практики в отношении нарушителей законодательства по обращению с отходами
Реферат Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 — начало 14 в. до н.э.)
Реферат Особливості емоційних реакцій в ранньому юнацькому віці
Реферат Учёт расчетов по краткосрочным кредитам и займам
Реферат Общие принципы, методы и средства интенсивной терапии
Реферат «Развитие экономической мысли как процесс становления экономической науки»
Реферат Wireless Application Protocol Essay Research Paper Wireless
Реферат John Doe Essay Research Paper French Revolution
Реферат Animal Farm Essay Research Paper Almost all
Реферат Вычеты по НДС
Реферат Stock Market Essay Research Paper 9KOREAN ECONOMIC
Реферат Electric Cars Essay Research Paper Electric CarsHistoryEarly
Реферат Ментальність українства політичний аспект
Реферат Шотландско-норвежская война