вокруг нового центра
После этого у нас появляется возможность построить вокруг негоновую личность – органичную, внутренне согласованную и объединенную в одноцелое.
Это и есть собственно психосинтез, имеющий несколькостадий. Прежде всего необходимо разработать план действий, сформулировать«внутреннюю программу». Мы должны визуализировать, мысленнопредставлять свою цель, – то есть новую личность, к созданию которой мыстремимся, – и ясно сознавать задачи, возникающие перед нами в связи с еедостижением.
Некоторые люди ясно видят свою цель с самого начала. Ониспособны составить четкое представление о том, кем они могут и хотят стать. Этопредставление должно быть реалистичным и «достоверным», то естьсогласованным с естественным ходом развития данного индивида и потомуосуществимым, – по крайней мере, отчасти: это не должен быть невротический,нереалистичный «идеализированный образ», как его называет КаренХорни. Подлинная «идеальная модель» потребного развития заключает всебе динамическую созидательную силу, она облегчает достижение цели путемустранения неясностей и неопределенностей; она сосредоточивает усилия человекаи подключает к делу великую суггестивную силу образов.
Люди с более пластичной психической конституцией, которыеживут спонтанно, руководствуясь скорее знаками и предчувствиями, нежелиопределенными намерениями, находят затруднительным сформулировать для себятакую программу и затем строить новую личность по намеченной схеме: они могутдаже категорически отвергать такой метод. Они предпочитают вверять себяводительству внутреннего Духа или воли Божией, предоставляя Ему решать, какимиони должны стать. Они полагают, что быстрее достигнут цели путем устранения, помере возможности, помех и сопротивления высшей Силе со стороны своей личности,или путем расширения канала связи с высшим Я при помощи устремления к нему ислужения ему, полагаясь во всем остальном на действие его созидательной силы иповинуясь ей. Другие люди занимают сходную позицию, но выражают ее иначе; ониговорят о настрое на космический порядок, вселенскую гармонию, о предоставленииЖизни действовать в них и через них (у-вей, «недеяние» даосов).
Оба метода эффективны, и каждый из них подходит длясоответствующего типа личности. Но желательно знать, понимать значение и вкакой-то степени применять оба метода, что позволит избежать крайностей иограниченности, присущей каждому из них в отдельности.
Так, последователи первого метода должны следить за тем, чтобыне сделать свое «идеальное представление» чересчур косным; они должныбыть готовы видоизменить, расширить или даже вообще сменить его, если ихпоследующий опыт, знакомство с неизвестной ранее точкой зрения или новыепрозрения укажут на необходимость такого изменения.
С другой стороны, последователи второго метода должныостерегаться стать чересчур пассивными и безответственными, принимая порывыбессознательных сил, желаний и стремлений низшего порядка за указания и наитиясвыше. Кроме того, они должны развивать в себе способность стойко переноситьнеминуемые периоды внутреннего бесплодия и мрака, когда сознательная связь сдуховным Центром обрывается и личность чувствует себя покинутой.
Все многообразие «идеальных моделей» можно разделитьна две основные группы. К первой относятся образы, олицетворяющие гармоничноеразвитие, всестороннее личное и духовное совершенство. Идеал такого родавыдвигают перед собой главным образом интроверты. Вторая группа идеальныхобразов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности. [...] Этоидеал художника, учителя, ученого и т. д. Как правило, такие моделипредпочитают экстраверты.
После того как идеальная форма определена, начинается практическийпсихосинтез, построение новой личности как таковое. Эта работа может бытьразделена на три главные части:
Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. Кним относятся: а) силы, высвобождаемые в процессе анализа и разложениябессознательных комплексов; б) стремления, скрыто присутствующие на разныхпсихологических уровнях и до сих пор обойденные вниманием. Чтобы использоватьэти бессознательные силы, многие из них нужно «трансмутировать»,превратить в нечто иное. Это становится возможным благодаря свойственной импластичности и изменчивости, фактически, такая трансмутация протекает в наспостоянно. Подобно тому, как энергия тепла превращается в энергию движения илиэлектроэнергию и наоборот, наши эмоции и влечения превращаются в физическиедействия или деятельность ума и воображения. И наоборот, идеи возбуждают эмоцииили превращаются в планы, а затем в действия.
Случаи таких трансмутаций наблюдались и отмечались многимилюдьми. [...] Важные положения и примеры, касающиеся теории и практикипреобразования внутренних энергий можно найти в индийской Йоге, христианскоммистицизме и аскетике, трудах по духовной алхимии, а некоторые моменты этогоявления были освещены психоанализом. Таким образом, мы располагаем достаточнойосновой для формирования науки о психических энергиях (психодинамики), атакже надежных методик, способных производить желаемые изменения в нас самих идругих людях.
Развитие недостающих или недостаточно развитых длядостижения нашей цели сторон личности. Такое развитие может осуществлятьсядвумя путями: с помощью методов вызывания и самовнушения или с помощьюсистематической тренировки неразвитых психических функций (таких как память,воображение, воля) – тренировки наподобие той, что применяется, например, вобласти физической культуры, при наработке технических навыков пения, игры намузыкальных инструментах и т. д.
Согласование и соподчинение (координация исубординация) различных психических функций и энергий, создание устойчивойструктуры личности. Такая структура представляет собой любопытную и наводящуюна размышления аналогию с устройством современного государства, гражданекоторого входят в различные объединения, общественные классы, профессиональныегруппы и т. д., и в котором есть органы управления разного уровня, – например,городского, областного, республиканского.
* * *
Так в общих чертах выглядит процесс психосинтеза. Следуетуточнить, однако, что все вышеупомянутые стадии и методы тесно взаимосвязаны ипрохождение их не предполагает строгой последовательности определенных периодовили фаз. Живой человек – не здание, для которого сперва должен быть заложенфундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкойвнутренней программы психосинтеза можно начинать одновременно с разных точек, сразных сторон, а разные методы и действия можно, в зависимости от обстоятельстви внутреннего состояния, чередовать в течение более или менее продолжительныхотрезков времени.
Поначалу все это может показаться чересчур сложным, но уныватьне стоит. Безусловно, помощь компетентного психотерапевта или учителязначительно облегчит задачу; с другой стороны, искомого результата можнодостичь и без посторонней помощи, своими силами, путем проб и ошибок. Послетого как усвоены предварительные сведения о психологических принципах и законахпсихосинтеза, а также изучены различные психосинтетические методики, всеостальное становится делом практики, опыта, ума и интуиции, рост которыхзависит от возникающей в них потребности и от постоянства прилагаемых усилий.Таким образом формируется новая, возрожденная личность и начинается новаяжизнь, настоящая жизнь, по сравнению с которой предшествующая можетпоказаться лишь подготовкой к жизни, едва ли не внутриутробным периодомразвития.
Если мы возьмем теперь психосинтез как целое, то увидим, чтоего нельзя рассматривать ни как частную психологическую теорию, ни какконкретную психотехническую процедуру.
Психосинтез – это прежде всего динамическая, дажедраматическая концепция нашей психической жизни, предстающей как непрерывноевзаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих сил собъединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовыватьих между собой и использовать.
Кроме того, психосинтез применяет множество методикпсихологического воздействия, нацеленных в первую очередь на развитие исовершенствование личности, а затем – на гармонизацию ее отношений с Я и всеболее полное объединение с ним. Эти две фазы можно назвать, соответственно, «личностным»и «духовным» психосинтезом. В зависимости от области и целиприменения, психосинтез служит или может служить:
Методом психического развития и Самопостижения для тех, кто нежелает оставаться рабом внутренних фантазмов и внешних влияний, кто не желаетбольше принимать пассивное участие в игре собственных психических сил и решилстать хозяином своей жизни.
Методом лечения психических и психосоматических расстройств,обусловленных либо острым запутанным конфликтом между различными группамисознательных и бессознательных сил, либо теми мучительными глубиннымикризисами, которые нередко предшествуют фазе Самопостижения, но значениекоторых сам пациент не вполне понимает и неспособен оценить должным образом.
Методом интегрального воспитания, которое служит не толькоразвитию различных способностей ребенка или подростка, но помогает емуобнаружить и осознать свою истинную духовную природу и построить под ееруководством гармоничную, яркую и эффективную личность.
Индивидуальный психосинтез можно рассматривать также как частноепроявление более широкого принципа, всеобщего закона межиндивидного икосмического синтеза. В самом деле, изолированных индивидов не существует;каждый индивид тесно связан с другими индивидами, все индивиды взаимосвязаны.Более того, все индивиды включены в надиндивидную духовную Реальность, и каждыйиз них является ее частью.
Так, отдельного человека можно рассматривать не только каккомбинацию более или менее согласованных элементов, но и как элемент или клеткучеловеческой группы: эта группа, в свою очередь, включена в сообщества,образующие более многочисленные и сложные группы – от семейных до городских ирегиональных групп и общественных классов, от союзов рабочих и объединенийработодателей до больших национальных групп, до человечества в целом.
Между индивидами, равно как и между группами, возникаютконфликты, удивительно схожие с теми, которые можно обнаружить в каждоминдивиде. Поэтому разрешать их (межиндивидный психосинтез) следует по тому жеплану и примерно теми же методами, с помощью которых осуществляетсяиндивидуальный психосинтез. Более пристальное изучение этого параллелизма можетоказаться весьма продуктивным и поможет нам выявить глубинный смысл и подлиннуюценность многочисленных попыток синтеза и построения органических систем – какв практической, так и в чисто теоретической сфере, – которые все чащепредпринимаются различными национальными, социальными, экономическими, научнымии религиозными группами.
С еще более широкой и всеобъемлющей точки зрения вся жизнь вселеннойпредстает пред нами как борьба между множественностью и единством, как усилие истремление к единению. У нас возникает ощущение, что Дух (представляется ли оннам божественным Существом или космической энергией), который действует втварном мире, привнося в него порядок, гармонию и красоту, а также объединяявсех существ узами любви, осуществляет – медленно и тихо, но верно инеотвратимо – не что иное, как Высший Синтез.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru