Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Соотношение индивидуальных и возрастных кризисов у взрослого человека

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА
факультет психологии
кафедра возрастной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«СОПОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА»
Далакян К.Г., 2 курс,23 группа дн. отделения.
Научный руководитель:
к. психологич. наук,
доцент кафедрывозрастной психологии
Фролов Ю.И.
Москва, 2005

содержание
 TOC o«1-1» ПРЕДИСЛОВИЕ                                                                                                                            3
часть 1. понятие кризиса_______________________________________________4
часть 2. индивидуальныекризисы____________________________________7
1. История исследования проблемы.причины индивидуальныхкризисов__________________________________________________________________7
2. симптомы индивидуальныхкризисов____________________________10
3. Этапы индивидуальногокризиса__________________________________13
а) обыденная жизнь____________________________________________________13
б) зов______________________________________________________________________15
в) кульминация_________________________________________________________16
г) урок____________________________________________________________________18
д) завершение кризиса_________________________________________________19
4. механизмы индивидуального кризиса___________________________19
часть 3. возрастные кризисы__________________________________________24
1. Особенности кризиса развития.различные подходы к кризису развития_________________________________________________________________24
2. этапы возрастного кризиса________________________________________26
3. кризисы развития зрелых возрастов_______________________________27
а) кризис 30 лет__________________________________________________________27
б) кризис середины жизни_____________________________________________28
в) кризис старения и смерти__________________________________________32
список использованной литературы_______________________________35

ПРЕДИСЛОВИЕ
Тема личностного кризиса – не слишком разработанная впсихологической науке тема. Наибольшее внимание в разработке этой проблемывсегда уделялось возрастным кризисам и в особенности кризисам ранних возрастов(детским и подростковым). Целью данной работы является рассмотрениеиндивидуального, ненормативного кризиса, его протекания в жизни взрослогочеловека и, главное, соотношения с возрастными кризисами взрослости.
Проблема индивидуальных кризисов разрабатывалась впсихиатрии, социальной и в семейной психологии. Большой вклад в исследованиеиндивидуальных кризисов сделали Э. Линдеман, Г. Хилл, Д. Каплан.
Проблемами возрастных кризисов, в том числе зрелыхпериодов жизни, занимались многие авторы, о чем еще будет сказано ниже.
Однако общей теории, методологии кризисов разногопроисхождения на данный момент нет. Необходимость в такой теории существует.Эта необходимость обусловлена, прежде всего, практическими задачами. Работа скризисными состояниями – общепризнанный и общепринятый предмет в практикесоциальной и психологической работы с индивидами, семьями и группами. Проблемакризисов имеет огромную практическую значимость. В наше время количество людей,испытывающих кризисы, неуклонно возрастает. Это связано с резкими изменениямиусловий жизни (девальвация привычных ценностей, нестабильность общественныхструктур, болезни, экономические и национальные катаклизмы и т.д.). В кризисныйпериод человеку необходима квалифицированная помощь. В дальнейшем, опираясь наосновные внутренние этические ценности и сущностные смыслы, которые являютсяуроком кризиса, человек может совершать поступки и строить свою жизнь. Однако именнопроблема выхода из кризиса сейчас наименее разработана в психологии.

ЧАСТЬ 1
ПОНЯТИЕКРИЗИСА
Из возрастных кризисов наиболее разработаны, как уже былосказано, детские и подростковые кризисы. Это понятно, так как в эти периодыразвитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическимиизменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточныерезультаты доступны наблюдению.
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие«кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотныйпункт, важнейший момент.
Под кризисным состоянием понимается такое состояниеличности, когда происходит дисбаланс в жизни и деятельности человека, врезультате чего возникает неразумное с точки зрения личности и социальнонеадекватное поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического исоматического состояния. Это ситуация невозможности дальнейшего существования впрежнем статусе, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается сневозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов,стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду остроеэмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности спрепятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей,препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы,известными личности из ее прошлого опыта. Психологический кризис – этовнутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы,создаваемой внешними обстоятельствами.
Все люди испытывают различные внешние и внутренниепроблемы, которые могут быть эпизодическими или связанными с развитием илипереходом от одной стадии жизненного цикла к другой. Хотя у человека есть многоадаптивных средств для того, чтобы справиться с этими трудностями, неожиданноеусиление таких воздействий или уменьшение способности управлять ими приводит кнедостатку обычных защитных механизмов.
Под кризисным состоянием подразумевают временнуюситуационно или внутренне обусловленную дезинтеграцию личности. Кризисноесостояние является испытанием на соответствие личности новой ситуации, новымсоциальным требованиям. Психологически кризисное состояние требует концентрациивсех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Кризисноесостояние всегда сопряжено с лишением, фрустрацией. Кризис в некотором смыслеявляется хирургическим вмешательством в структуру личности. Человек привыкает копределенной структуре своей жизни и идентификаций, которые в основном являютсявнешними по отношению к психической реальности: образу и состоянию тела, пище,одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке,автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям.Кризисное состояние лишает некоторых элементов внешней опоры и именно при этомвычленяет, что человеческого останется от человека, что у него останетсявнутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, кактолько исчезает внешняя поддержка. Поэтому кризис – это испытание наукорененность, интроецированность каких-то ее важных установок.
Кризисное состояние – это также и разрушение всеговнешнего, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновременноэто проявление внутреннего, укорененного, действительно личного. Разрушениевнешнего и проявление внутреннего важно прежде всего для истинного созреванияличности, становления Человеком. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса,и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается отэтой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, соприкосновение систинной экзистенциальной глубиной человеческого существования.
Кризисы приводят личность к глубинному переживаниютайны смысла жизни, духовного пространства культуры. Кризис – это не простоспособ переведения личности в новое качество более полноценного социальногоиндивида, а нечто большее. Кризис приводит к интроекции в сознание личностиновых жизненных ценностей и, таким образом, становится действительным преображениеминдивида.
В методологическом отношении личностный кризис можнообозначить как некую прерывность в линейной области эволюции личности каксложной системы. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции:
·       позитивнаядезинтеграция, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество,новый уровень целостности. Данный вид дезинтеграции отличают преобладаниеконструктивности личности, повышение адаптивности и общей витальности, а такжеувеличение творческого потенциала. Позитивная дезинтеграция являетсянеобходимым этапом в эволюции личности. К позитивной дезинтеграции можноотнести возрастные кризисы, а также так называемые психодуховные кризисы,приводящие к огромным по силе и новизне творческим всплескам на новых уровняхцелостности. С позитивной дезинтеграцией мы связываем понятие кризисногосостояния как временной неустойчивости в линейной эволюции личности, причемуспешное разрешение кризисного состояния сопровождается ростом сопротивляемостиличности за счет расширения совокупности усилий, которые человек можетнаправить на преодоление кризиса. Позитивная дезинтеграция происходит тогда,когда у личности имеются силы и навыки организации активности для преодоленияиспытания, а также когда она может и умеет собрать их в одно целое в данныймомент. Для позитивной дезинтеграции необходимы навыки осознания, самоконтроля,саморегуляции.
·       негативнаядезинтеграция, как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности,снижением общей устойчивости, уровня сбалансированности, большейфрагментарностью и тенденцией к социальной аутизации личности. Личность теряетэнергию, общую витальность. Уменьшается коммуникативность, личность теряетсоциальные связи. Негативная дезинтеграция может привести к психопатическимсдвигам, депрессиям, к астении, психосоматическим болезням, иногда к суициднымнамерениям и смерти.
По мере того, как кризисное состояние личности икризисная личность все более интегрируются в практику социальной ипсихологической работы, становится очевидно, что термин «кризис» употребляетсяв двух смыслах:
·       закономерныекризисы, которые являются эволюционными этапами онтогенеза. К ним относятсявозрастные кризисы, пенсионный кризис;
·       вероятностныекризисы, которые могут случиться, а могут и не случиться с любой личностью. Кним можно отнести кризисы, которые возникают в результате такие неожиданных,непредсказуемых, внезапных событий, как смерть близкого человека, потерязначимого статуса, развод, насилие, катастрофа и др. Эти кризисы также называютситуационными.

ЧАСТЬ 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ
1.   История исследования проблемы. Причины индивидуальныхкризисов.
Хотя проблематика кризиса индивидуальной жизни всегдабыла в поле внимания гуманитарного мышления, в том числе и психологического, вкачестве самостоятельной дисциплины, развиваемой в основном в рамкахпревентивной психиатрии, теория кризисов появилась на психологическом горизонтесравнительно недавно. Ее начало принято вести от статьи Э. Линдеманна,посвященной анализу острого горя (см. Козлов, 2003).
Исторически на теорию кризисов повлияли в основномчетыре интеллектуальных движения: теория эволюции и ее приложение к проблемамобщей и индивидуальной адаптации; теория достижения и роста человеческоймотивации; подход к человеческому развитию с точки зрения жизненных циклов и интереск совладению с экстремальными стрессами. Среди идейных истоков теории кризисовназывают также психоанализ (и в первую очередь такие его понятия, какпсихическое равновесие и психологическая защита), некоторые идеи К. Роджерса итеорию ролей.
Отличительные черты теории кризисов индивидуальнойжизни, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:
·       она относитсяглавным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используютсяприменительно к семье, малым и большим группам; теория кризисов рассматриваетчеловека в его собственной экологической перспективе, в его естественномчеловеческом окружении;
·       теория кризисовподчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но ивозможности роста и развития личности (см. Козлов, 2003).
Причины индивидуальных кризисов можно разделить на двебольшие группы: кризисы, связанные с деформацией структуры Эго (статическиеизменения, потеря какой-либо части Эго) и кризисы, связанные с невозможностьюреализации тенденций личности (они связаны с динамическими характеристикамиличности). Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие ккризису, если они создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворениюфундаментальных потребностей и при этом ставят перед индивидом проблему, откоторой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время ипривычным способом.
Именно деформация или угроза деформации какфрустрирующий фактор для главных компонентов Эго и близких к ним по ценностнойзначимости компонентов является основной причиной индивидуального кризиса. Этодеформация может касаться материальной, социальной либо духовной сторон жизни.
Кризисные факторы в данном случае:
·       физический фактор– болезнь, несчастный случай, операция, изменение внешности, рождение ребенка,выкидыш, аборт, чрезвычайное физическое напряжение, длительное лишение пищи,чрезмерный сексуальный опыт, сенсорная депривация, депривация сна, длительнаясексуальная неудовлетворенность или травматический сексуальный опыт,катастрофически быстрое похудение или ожирение;
·       потеря значимыхпредметов и ценностей вследствие пожара, стихийного бедствия, банкротства,грабежа, обмана, разорения и т.д.;
·       потеряинтегративного социального статуса вследствие увольнения, сокращения штатов,пенсии, банкротства предприятия или дисквалификации;
·       деформациязначимых социальных связей или социальной обстановки, которые провоцируютсильные эмоциональные переживания и обозначаются личностью как крупные неудачи:потеря важных родственных связей, смерть ребенка, родственника, отделение отродителей, семьи, друзей, конец значимых любовных отношений, чрезмерное долгоепребывание в агрессивной среде, развод, потеря лидерских позиций, изгнание иззначимой социальной общности, вынужденная социальная депривация, длительноенасильственное пребывание в несвойственной роли;
·       потеря смыслажизни вследствие жизненной дезинтеграции. Стремление к поиску и реализациичеловеком смысла своей жизни мы рассматриваем как мотивационную тенденцию,присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развитияличности. На начальных стадиях потери смысла у человека возникает ощущение, чтоему чего-то «недостает», но он не может сказать, чего именно. К этомупостепенно добавляется ощущение ненормальности и пустоты повседневной жизни.Индивид начинает искать истоки и назначение жизни. Состояние тревоги ибеспокойства становится все более мучительным, а ощущение внутренней пустоты –невыносимым. Человек чувствует, что сходит с ума: то, что составляло его жизнь,теперь большей частью исчезло для него как сон, тогда как новый свет еще неявился. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, еслиэто стремление остается нереализованным;
·       нравственныйкризис, который заключается в том, что у личности просыпается или обостряетсясовесть; возникает новое чувство ответственности, а вместе с ним тяжкое чувствовины и муки, раскаяние. Человек судит себя по всей строгости и впадает вглубокую депрессию. На этой стадии нередко приходят мысли о самоубийстве.Человеку кажется, что единственным логическим завершением его внутреннегокризиса и распада может быть физическое уничтожение. Человек не может принятьповседневную жизнь, не удовлетвориться ею, как прежде. Это состояние оченьнапоминает психотическую депрессию или «меланхолию», для которой характерныострое чувство собственной недостойности, постоянное самоуничтожение исамообвинение;
·       углубленноеучастие в различных формах медитации и духовной практики, предназначенные дляактивизации духовных переживаний: методики дзен, буддийские медитации, йога,суфийские упражнения, чтение христианских молитв, различные аскетическиедепривационные практики, монашеские размышления, статические медитации намандалы и т.д.;
·       групповые ииндивидуальные эксперименты с использованием психоделических веществ;
·       участие вразличных интенсивных формах групповой психологической работы с личностью;
·       неподготовленноевключение в различные этнические ритуалы и экстатические практики;
·       участие в жизнитоталитарных сект.
Кризисы, связанные с невозможностью реализоватьосновные тенденции личности, возникают, когда тенденция встречается струдностями. В этом случае кризисными могут стать следующие факторы:
·       быстроепреуспевание личности в материальной сфере, когда в течение короткого сроканакапливаются не соотносимые с притязаниями личности экономические богатства;
·       раздирающаянищета, в ситуации которой экспансивная функция сведена до минимума и частосредств не хватает даже на физическое существование человека. Особеннуюопасность представляет для личности в тех случаях, когда не позволяетреализовать значимую социальную функцию (накормить семью, купить медикаментыдля близкого при болезни и др.);
·       «из грязи вкнязи», когда вследствие удачного стечения обстоятельств личность попадает всоциальную страту, с представителями которой не имеет коммуникативных навыкови, что не менее важно, не готов выполнять властные, управленческие ролевыефункции. Фрустрация данного вида, возникающая вследствие быстрой реализацииэкспансивной функции, может привести к экзистенциальной пустоте;
·       «я достоинбольшего» – большой разрыв между личностными притязаниями на социальный рост идостигнутым статусом вследствие невозможности реализации экспансивной функциисоциального «Я»;
·       слишком быстроепротекание процесса духовного самораскрытия; скорость этого процесса превышаетинтегративные возможности человека, и он принимает драматические формы. Люди,оказавшиеся в таком кризисе, подвергаются натиску переживаний, которые внезапнобросают вызов всем их прежним убеждениям и самому образу жизни;
·       слишком медленноепротекание духовного самораскрытия, когда поиск основных смыслов существованияпревращается в мучительное ожидание и трагическую безысходность. Частоактивация психики, характерная для таких кризисов, включает в себя проявлениеразличных старых травматических воспоминаний и впечатлений; в силу этогопроисходит нарушение повседневного существования человека и обесцениваниедоминирующих аспектов жизни;
·       когнитивнаяинтоксикация – слишком быстрое накопление знаний в определенной науке, видедеятельности или столкновение с большим массивом информации и переживаний вжизни;
·       быстрыекачественные личностные изменения, к которым не готова как сама личность, так исоциальное окружение;
·       «тоскастабильности», когда развитость консервативной тенденции приводит кматериальной, социальной стабильности такого порядка, что вызывает ощущениепресности и бесцветности жизни. С личностью в такой ситуации «ничего непроисходит», и это вызывает экзистенциальную тоску существования;
·       «тоска постабильности» – при невозможности реализации динамических жизненныхобстоятельств у человека возникает ощущение зыбкости и ненадежности жизни,которое и является причиной экзистенциальной тоски по порядку и устроенности.
2.   Симптомы индивидуального кризиса
Дж. Каплан описал четыре последовательные стадиикризиса: 1) первичные рост напряжения, стимулирующий привычные способы решенияпроблем; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способыоказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующеемобилизации внешних и внутренних источников; 4) если все оказывается тщетным,наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии,чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис можеткончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение(см. Козлов, 2003).
Системообразующая категория концепции кризиса –категория индивидуальной жизни, понимаемой как развертывающееся целое, какжизненный путь личности. Собственно говоря, кризис – это кризис жизни,критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Когда перед лицомсобытий, охватывающих важнейшие жизненный отношения человека, он оказываетсябессильным (не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективереализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскостижизнедеятельности критическая ситуация – кризис.
Можно выделить два рода кризисных ситуаций,различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутреннейнеобходимости жизни. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнятьреализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможностьвосстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которогочеловек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел иудостоверившим свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственнокризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживанияэтой невозможности – метаморфоза личности, перерождение ее, принятие новогозамысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа Я.Переживание в предельно абстрактном понимании – это борьба против невозможностижить, это в каком-то смысле борьба против смерти внутри жизни. Но, естественно,не все, что отмирает или подвергается какой-либо угрозе внутри жизни, требуетпереживания, а только то, что существенно, значимо, принципиально для даннойформы жизни, что образует ее внутренние необходимости. Иначе говоря, каждойформе жизни соответствует особый тип переживания.
При всем многообразии эмоционально-чувственных проявленийиндивидуального кризиса можно выделить специфические паттерны переживаний,наличие которых свидетельствует о факте кризиса:
·       страх. Различныеформы страха в целом характерны для всех аспектов функционирования личности какцелостной системы отношений с реальностью, однако при кризисах страх можетпринимать достаточно специфический характер. Это может бытьнедифференцированный страх, возникающий внезапно и сопровождающийся чувствомнеминуемо надвигающейся угрозы, катастрофы, часто метафизического, неопредмеченногохарактера; страх перед новыми, неожиданными внутренними состояниями, быстросменяющими друг друга, перед неприемлемыми, неожиданно возникающими мыслями ипредставлениями, а также страх потери контроля над содержаниями сознания; страхутраты контроля, связанный с потерей основных жизненных ориентиров идевальвацией прежних целей, а также переживанием новых состояний,характеризующихся интенсивными эмоциями и телесными ощущениями; страх безумия,возникающий в результате переполнения сознания бессознательными содержаниями;этот страх тесно связан со страхом утраты контроля; страх смерти, связанный сужасом уничтожения тела (этот вид страха объясняется активацией бессознательныхсодержаний, в первую очередь процесса смерти-рождения;
·       чувство одиночества.Одиночество – еще один компонент духовного кризиса. Оно может проявляться вшироком диапазоне – от смутного ощущения своей отдаленности от людей до полногопоглощения экзистенциальным отчуждением. Чувство одиночества связано с самойприродой тех переживаний, которые составляют содержание индивидуальногокризиса. Высокая интрапсихическая активность вызывает потребность все чаще ичаще уходить от повседневности в мир внутренних переживаний. Значимостьотношений с другими людьми угасает, и человек чувствует нарушение связи спривычными для него идентификациями. Это сопровождается чувством отдаленностиот окружающего мира, так и от самого себя, вызывая своеобразную болезненную«анестезию» привычных чувств и напоминая тяжелую клиническую форму депрессии. Крометого, люди, находящиеся в кризисе, склонны расценивать происходящее с ними какнечто уникальное, не случавшееся ранее ни с одним человеком. Те, ктосталкивается с подобными переживаниями, чувствуют себя не толькоизолированными, но и совершенно незначительными. Большинство людей склонныэкстраполировать это состояние на окружающий мир, который предстает какабсурдный и бессмысленный, а любая человеческая деятельность кажется имтривиальной;
·       чувствоотчужденности. В социальном окружении, где приняты вполне определенные нормы иправила поведения, человек, который начинает внутренне меняться, можетпоказаться не совсем здоровым. Рассказы о своих страхах, ощущениях, связанныхсо смертью и одиночеством, переживаниях трансперсонального характера, могутнасторожить друзей и близких и привести к социальной изоляции. У переживающегодуховный кризис могут измениться интересы и ценности, он может не захотетьучаствовать в привычной деятельности или времяпрепровождении. У человека можетпробудиться интерес к духовным проблемам, молитве, медитации, к некоторымэзотерическим системам и практикам, что будет казаться странным его ближайшемуокружению и способствовать возникновению ощущения, что он чужой среди людей;
·       субъективнопереживаемые состояния «безумия». Индивидуальные кризисы редко сопровождаютсяпотерей контроля над внутренними переживаниями и экстремальными формамиповедения. В то же время роль логического ума значительно ослабевает, и человексталкивается с внутренними реалиями, лежащими за пределами обыденной рациональности.Следует отметить резкие перепады настроения и отсутствие самоконтроля. Этообщие начальные реакции на интенсивный опыт. Человек может переживать внезапныебеспричинные колебания настроения от одних эмоций к совершенно противоположным.Возможен частичный паралич произвольного внимания, человек может почувствовать,что почти совершенно потерял контроль над собой, своими мыслями и чувствами.Эти переживания порой вызывают у человека неоднозначную реакцию: с однойстороны, возникает чувство полной потери рационального контроля надпроисходящим во внутреннем пространстве, расцениваемое как начало безумия, сдругой – расширение сферы осознания и более глубокое понимание себя иокружающего мира;
·       переживаниесимволической смерти. Конфронтация с проявлениями смерти – центральная частьпроцесса трансформации и объединяющий компонент многих кризисов. Когда развитиекризиса подводит человека к максимально полному осознанию его смертности, ончаще всего начинает испытывать колоссальное сопротивление. Осознание своейсмертности может истощить человека, не готового столкнуться с подобным аспектомреальности, но оно же может стать освобождающим для тех, кто может принять фактсвоей смертности. Активация темы смерти в сознании человека всегда говорит одостаточной глубине кризисного процесса и, как следствие,– о высокомтрансформационном потенциале этих состояний. Темы смерти могут бытьактивированы внешними событиями, связанными с разрушением привычногосоциального статуса, крупным материальным ущербом. В других случаях процесспсихологической смерти запускается при столкновении с ситуацией, потенциальноопасной для жизни: тяжелой соматической болезнью, травмой, катастрофой,стихийным бедствием и др. Одной из форм переживания символической смертиявляется характерное для многих кризисных состояний чувство утраты значениявсего того, что ранее составляло жизнь человека, разрушения прежнихпривязанностей и освобождения от прежних ролей. Такие переживания могутсопровождаться глубокой тоской, их спутниками довольно часто являютсядепрессивные тенденции.
Этипроблемы порождаются пробуждением новых помыслов, стремлений и интересовнравственного, религиозного или духовного свойства.
3.   Этапы индивидуальногокризиса
Переживаниекризисаможно разделить на пять основных этапов, неких форм существования, отличающихся по смыслу и силепереживания:
·       обыденная жизнь человека с его привычными заботами ифункциями,
·       зов,
·       смерть-возрождение,
·       урок,
·       завершение кризиса и возвращение к обычной жизни с новымикачествами.
а) Обыденная жизнь
Перваяформа является привычным способом жизни для каждого из нас. Мы существуем всоответствии с условностями общества, без сильных напряжений. Общественные убеждения, мораль и ограничения или принимаются человекомбезоговорочно, как вполне есте­ственные,или он нарушаем их настолько, насколько их нарушают все. Каждый человек в России знает, что добропорядочныйгражданин не должен нарушать законыи правила (налоговые законы, правила до­рожного движения и др.). Он нарушает их настолько, насколько это нарушение является мерилом здравомыслия, инастолько, насколько это делают все.
В наукеданная стадия развития человека называется линейной. На этой стадии он далекот необычных вопросов и глобальных проблем, если, конечно, они не являются привычнымспособом структурирова­ния пространства и времени. Обыденность, понятность,серость, на­полненнаяиллюзиями, – вот характеристики этой формы жизни. Перспективы жизни из этой стадии встроены в привычное мировосприятие, понятны, человек обладает предельнымзнанием о том, что хоро­шо, что плохо, как надо поступать, как не надо, куданадо стремиться, куда не надо. Всезнания, умения, навыки, которые приобретаются в обыденной жизни, являются выражением привычных тенден­ций, мотивов, целей, интересов.
Человекне знает ни тревог, ни радости, ни боли. А если они и присут­ствуют, то не имеютшокирующей интенсивности. Все хорошо настолько, насколько это социально допустимо. Все плохонастолько, насколько бывает у всех.
Можносказать, что на этой стадии ничего не происходит, даже если кто-то умирает илирождается; это случается со всеми и не нарушает ритма жизни.
Дляосновной массы людей жизнь является нормальной в той сте­пени, насколько онапривычна и обыденна. Более того, человек пред­принимает все возможные усилия длятого, чтобы сохранить эту «нор­мальность». В некотором смысле он спит и видит сон,который зовет­ся жизнью, и тихо ненавидим тех, кто хочет разбудить нас. Настабиль­ном,линейном отрезке своей жизни люди, как правило, живут в зоне комфорта. В этой зоненичего не происходит или просто происходит жизнь: время и пространство структурированы всоответствии с мотивационно-потребностной и ценностно-ориентационной системами личности.Смыслодеятельностные структуры самодостаточны и ста­бильны. Здесьнаблюдается налаженность социально-психологических коммуникаций. Жизнь вкомфортной зоне связана с привычным обра­зом, стилем существования.
Интенсивностьжизненных обстоятельств такова, чтобы поддержи­вать некую фоновую активностьсуществования. Нельзя сказать, что в этой зоне нет проблем, напряжений,конфликтов. Они, вне сомнения, существуют, но имеют обыденный характер и являются некимихарак­теристикамипривычных способов взаимодействия с внутренней и внешней реальностью.
Вкомфортной зоне нет вызова, ситуаций, фрустрирующих лич­ность. У личностисуществует запас прочности, запас опыта, система знаний, умений, навыков, чтобы линейнопроструктурировать смыслодеятельностное поле и при этом не встречаться снеразрешимыми ситуациями. Многиепсихологические структуры на уровне восприяти


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.