Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

Министерство образования Российской Федерации
Иркутский государственный педагогическийуниверситет
К защитедопускается
«_______________»
Выпускнаяаттестационная работа по программе «Психология»
Тема: «Символдрамакак метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста»
Выполнила:        БандойльНаталия Александровна
________________________
                                                                            (подпись) 
Руководитель:       
                                                                             (подпись) 
Рецензент:       
________________________
                                                                            (подпись) 
Иркутск – 2004г.
СОДЕРЖАНИЕTOC o «1-3» h z u
ВВЕДЕНИЕ… PAGEREF _Toc63601578 h 3
Глава 1. Особенноститревожности у детей младшего школьного возраста.PAGEREF _Toc63601579 h 5
1 Тревожность, какпроявление эмоциональной сферы… PAGEREF _Toc63601580 h 5
2. Причинывозникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшегошкольного возраста. PAGEREF_Toc63601581 h 8
Глава 2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ В ПСИХОТЕРАПИИ… PAGEREF _Toc63601582 h 12
2.1. АктивноеВоображение.PAGEREF _Toc63601583 h 12
2.2.Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния.PAGEREF _Toc63601584 h 14
2.3.Использование образов в психотерапии. PAGEREF _Toc63601585 h 15
Глава 3.СИМВОЛДРАМА… PAGEREF _Toc63601586 h 21
3.1.Символдрама как один из методов психотерапии. PAGEREF _Toc63601587 h 22
3.2. Описаниеметода. PAGEREF _Toc63601588 h 27
3.3. Техникапроведения психотерапии. PAGEREF _Toc63601589 h 28
3.3.1.Предварительные условия. PAGEREF _Toc63601590 h 28
3.3.2 Работа срисунком… PAGEREF _Toc63601591 h 31
3.3.3.Символика цвета и чисел. PAGEREF _Toc63601592 h 35
3.4. Показания и противопоказания для применения символдрамы… PAGEREF _Toc63601593 h 38
3.4.1.  Показания для применения символдрамы… PAGEREF _Toc63601594 h 38
3.4.2.Противопоказания для применения символдрамы… PAGEREF _Toc63601595 h 39
3.4.3. Возраст. PAGEREF _Toc63601596 h 40
3.5. Эффективность метода. PAGEREF _Toc63601597 h 42
Глава 4. РАБОТАС ПАЦИЕНТОМ ПО МЕТОДУ СИМВОЛДРАМЫ… PAGEREF _Toc63601598 h 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… PAGEREF _Toc63601599 h 63
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ… PAGEREF _Toc63601600 h 65
Приложения… PAGEREF _Toc63601601 h 69ВВЕДЕНИЕ
Главная цель всякого психотерапевтического лечения заключается втом, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Какимобразом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направлениепсихотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность или эффективностьпсихотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широкомсмысле благотворными для пациента оказываются эти изменения; оптимальными будутте психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительныйпозитивный эффект.
Большая распространенность в популяции неврозов и психосоматическихзаболеваний привлекает внимание многих психологов к изучению эмоциональнойсферы человека. Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности,является устойчивым образованием, сохраняющимся на протяжении длительногопериода времени и свидетельствует о недостаточной приспособляемости человека ктем или иным социальным ситуациям. Тревожность является серьезным риск-факторомдля развития многих невротических и психосоматических отклонений.
Методика символдрамы получила в последнее время широкоераспространение. Это связано с тем, что символдрама оказалась клиническиэффективным методом при краткосрочном лечении неврозов и психосоматическихзаболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическимразвитием личности. Этим и определяется актуальность работы.
Цельданной работы заключается в определении эффективности применениясимволдрамы как метода коррекции тревожности у детей младшего школьноговозраста.
Объектом исследования является тревожность у детей.
Предметом исследования выступает символдрама как способ коррекциитревожности у детей младшего школьного возраста.
Цель и гипотеза работы определили задачи исследования:
·       
·       
·       
·       
Методологическойосновой данной работы явились основные принципы психологической науки, в т.ч.принцип последовательного детерминизма, согласно которому развитие личностиобусловлено социальной ситуацией и психологическими закономерностями индивида, основныеположения которого сформированы в трудах Л.С.Выгодского.
Гипотеза работы:  Символдрама является эффективным средствомдля коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.
Данная работа состоит извведения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложений. Весь материализложен на 68 листах.Глава1. Особенности тревожности у детей младшего школьноговозраста.1 Тревожность, как проявлениеэмоциональной сферы
         Эмоциии чувства представляют собой отражение реальной действительности в формепереживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения,стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
         Выделяюттакие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. Поклассификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные ипроизводные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость,3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх,9)стыд, 10)вину.[34, 57]
         Остальные– производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексноеэмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе истрах, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. [34, 66]
         «Тревожность– это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низкимпорогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметровиндивидуальных различий». [30, 68]
         Определенныйуровень тревожности – естественная и обязательная особенность активнойдеятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный илижелательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. [48,234] Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для негосущественным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенныйуровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
         Проявлениятревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонывести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожностьлишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. [43, 68]
         Ситуативноустойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать сналичием у человека соответствующей личностной черты (так называемая«личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика,отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие унего тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий,отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность,личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов,расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациямиугрозы его престижу, самооценке, самоуважению. [48, 234]
         Ситуативноизменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личностипроявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность».Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением,беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает какэмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным поинтенсивности и динамичным во времени.
         Личности,относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своейсамооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагироватьвесьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. [48].
         Поведениеповышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов,имеет следующие особенности:
1.Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют насообщения о неудаче.
2.Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуацияхили в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
3. Боязньнеудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминируетнад стремлением к достижению успеха.
4. Мотивациядостижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешиваетопасение возможной неудачи.
5. Длявысокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе,чем о неудаче.
6.Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
7. Личностнаятревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективнобезопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
         Деятельностьчеловека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличияили отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационнойтревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влияниемскладывающихся обстоятельств.
         Воздействиесложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека,особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивнуюоценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенныеэмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состоянияситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обовсем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головногомозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
         Таже когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакциюорганизма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер исоответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшейситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается навыполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственнойзависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощьюпредпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценкиситуации. [43, 415]
         Такимобразом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуациинепосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер,предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации. 2. Причины возникновениятревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста
         Эмоциииграют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность иреагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том,что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально вмладенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенокрастет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых(страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется исердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнеепроявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и отголода.
         Подтревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е.эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности ипроявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. [47,109] Тревожныелюди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос:«А вдруг что-нибудь случится?» Повышенная тревожность может дезорганизоватьлюбую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке,неуверенности в себе («Я же ничего не мог!»). Таким образом, это эмоциональноесостояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, таккак способствует углублению личностных противоречий (например, между высокимуровнем притязаний и низкой самооценкой).
         Всечто характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям.Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой.Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому,что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают необращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детскомсаду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — ненарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными,застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носятзащитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
         Каковаже этиология тревожности? Известно, что предпосылкой возникновения тревожностиявляется повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенокс повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит отспособов общения родителей с ребенком. Высока вероятность воспитания тревожногоребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции(чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений изапретов, постоянное одергивание).
         Воспитаниепо типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкимиотношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. Существуетзависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей.
         Усилениюв ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требованиясо стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хроническойнеуспешности. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамызаболела голова). Часто причиной большого числа страхов у детей является исдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленныхпредостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей такжеспособствует появлению страхов.
         Помимоперечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональнойпамяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность илипредставляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастныйслучай, операцию или тяжелую болезнь. [38,83]
         Еслиу ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутниктревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, какчерта характера — это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы ивозможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установкана жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.
         Неуверенностьпорождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируютсоответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный ксомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен,нередко инфантилен, повышенно внушаем.
         Неуверенный,тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим.Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он несправляется с задачей в игре, с делом.
         Этоспособствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии,направленной на других.[45, 134] Так, один из самых известных способов, которыйчасто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничегоне боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательноскрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее,в глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и неуверенность,отсутствие твердой опоры.           Также реакция психологической защитывыражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза».Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант, когдаребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий». [45, 134] Вфантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находитудовлетворение его невоплощенные потребности.
         Тревожностькак определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства ибоязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятымтребованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большомколичестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. [38, 87].Главным источником тревог для младших школьников оказывается семья. Вдальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; затовдвое возрастает роль школы.
         Отрицательныепоследствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом наинтеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательносказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого)мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствиестраха перед новым, неизвестным.
         Темне менее, у детей младшего школьного возраста тревожность еще не являетсяустойчивой чертой характера и относительно обратима при проведениисоответствующих психолого-педагогических мероприятий. [38, 88]Глава2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ В ПСИХОТЕРАПИИ2.1. Активное Воображение.
АктивноеВоображение – это особый метод использования силы воображения, разработанныйЮнгом в начале этого столетия. В сущности, Активное Воображение – это диалог,ведущийся с различными частями «Я», живущими в бессознательном. В определённомсмысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение,человек не спит и полностью осознаёт происходящее.
Юнгдоказал, что он может входить  в своюфантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активный обмен междуосознающей и бессознательной энергетическими системами [57]. АктивноеВоображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы насамом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас частинашего «Я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашегобессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают «своим собственнымразумом», они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают зачастую просвещают,а иногда и оскорбляют наше эго.
Вснах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессеАктивного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое неотносится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой«место встречи», «нейтральную полосу», на которой осознающий разум ибессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себеэлементы и того, и другого.  Два уровнясознания сливаются друг с другом на уровне воображения, подобно двум рекам,которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняютдруг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личностьначинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума сбессознательным, приводит в действие высшую «божественную» функцию «Я», котороепредставляет собой  синтез этих двухуровней сознания.
Воображениене может быть активным, если в процессе не задействованы ваши чувства и эмоции.«Я» испытываю определенные чувства: «я» счастлив, заинтересован, печален илизол в результате происходящих событий. «Я» должно ощущать воображаемое действиетак полно, как если бы оно было внешним, физическим событием. Да, это событие –символическое, но, тем не менее, оно является реальным событием, в которомзадействованы реальные чувства.
Посредствомнашего активного участия мы превращаем то, что могло бы остатьсябессознательной, пассивной фантазией, в абсолютно осознанный, мощный актвоображения. Если Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет теразличные части нашего «Я», которые конфликтовали между собой или были отделеныдруг от друга. Оно пробуждает внутри нас могучие голоса и приводит к заключениюмира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничеству между ними.
АктивноеВоображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознаниюполноты своего «Я», и все это только потому, что человек научился общаться сосвоим внутренним «Я».
Джонсондоработал юнговский четырехфазный подход к Активному Воображению.
Фаза1. Приглашение бессознательного. Смысл заключается в том, чтобы пригласитьживущего в бессознательном создание поднять их на поверхность и установить сними контакт.
Фаза2. Диалог. Ведется разговор то с одной частью личности, то с другой. В ходеэтого диалога выясняются желания, действия и чувства той или иной частиличности.
Фаза3. Ценности. Джонсон считает небходимым внести в это общение междупритивоположными ценностями этические нормы для того, чтобы не было подчиненияодной противоположности другой.
Фаза4. Ритуалы. Джонсон отмечает, что должно произойти перенесение смысла извоображения в реальную жизнь. 2.2. Трансформация образа как метод измененияэмоционального состояния.
Однимиз теоретиков метода трансформации является Н.Д.Линде. В общем виде данныйметод может быть выражен формулой: чувство – образ – трансформация – чувство.Терапевтический процесс может быть представлен как последовательность из 10шагов: клиническая беседа, прояснение симптома, создание образа, исследованиеобраза, проверка на фиксацию, трансформация, интегрирование образа с личностью,ситуационная проверка, экологическая проверка, закрепление.
Н.Д.Линдеприводит 10 основных методов трансформации состояний:
Созерцание.Сосредоточение внимания на негативных качествах образа, созерцание егонежелательного качества для того, чтобы оно постепенно исчезло и вместе с нимисчезает негативное состояние.
Мысленноедействие. Прежде всего, следует спросить клиента, что ему хочется с «этим»сделать, и во многих случаях найденное клиентом решение оказывается вполнеадекватным. Избранный способ действия должен соответствовать структурепсихологического конфликта.   
Диалог.Разговор с образом как с реальной личностью, ведь он всегда выполняет дляклиента определенные функции и  воплощаетте или иные чувства. Диалог может играть проясняющую роль, помогая выбратьправильную стратегию действий, но может служить и самостоятельным средствомрешения психотерапевтической задачи.
Взаимодействиепротивоположностей. Психологические проблемы связаны с наличием противоположныхсил, причем одна из взаимоопределяющих друг друга сторон осознается, а вторая –нет.
Замена.В этом методе предлагается сначала найти образ, представляющий негативныечувства, а потом найти позитивный образ, который мог бы адекватно заменить его,после чего принять позитивный образ, отказавшись от негативного.
Передачачувства. Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передать образу те чувства(негативные), которые он вызывает. По мере передачи чувств негативный образтает, а с ним исчезает и негативное состояние.
Прослеживаниесудьбы образа. В этом подходе клиенту предлагается просмотреть процессдальнейшего развития образа или его историю в обратном порядке вплоть до еговозникновения. Как прошлое, так и будущее могут скрывать возможности избавленияот негативного образа, а значит, и связанного с ним состояния (подобный методиспользуется в НЛП).
Свободноефантазирование. Отталкиваясь от первично заданного образа, клиенты (особеннохудожественного склада) могут просмотреть целый фильм в своем воображении, чтосамо по ходу является трансформацией личности.
Расширениеосознания. Метод предполагает умение терапевта задавать вопросы, проявляющиескрытый смысл, содержащийся в образе. Цель его – более полное осознание клиентомсвоего проблемного поля.
Волшебство.Этот метод предполагает различные варианты волшебных изменений по желаниюклиента под магическим воздействием терапевта. Он применяется при разрешениитупиков третьей степени, когда человек считает, что чувствовал себя так всегдаи не находит способа изменить образ. При этом клиенту предлагается представить,что образ изменился в нужном русле и описать, как он себя при этомчувствует.  2.3. Использование образов в психотерапии
Еще Фрейд широко использовал образы в психотерапевтическойработе. Материалы сновидения были им признаны элементами «столбовой дороги» вбессознательное. Также Шульц, автор знаменитойсистемы аутогенной тренировки, ввел в последние упражнения его аутотренинганекоторые установки для того, чтобы пациент «видел» в своем воображенииопределенные образы. Необходимо отметить, что в обоих случаях образы служатматериалом для анализа и не играют никакой самостоятельной роли. Другой пионер работыс образами в психотерапии, Р. Сасердоте, также использовал те образы, которыесам вызывал у пациентов, находящихся в полудремотном состоянии, для того, чтобыанализировать и истолковывать их. Новизна постановкивопроса Юнгом заключается в следующем: психологическое воздействие, по Юнгу,заключается не в анализе образов, а в самом факте взаимодействия междупациентом и его образами. Речь идет об операциях с образами, а не о толкованииобразов психотерапевтом. Это имеет принципиальное значение. Другие психотерапевтическиешколы пришли к работе с образами другими путями, нежели Юнг, и уже чувствуетсянеобходимость систематизировать тот материал, который накопился за последниегоды.
В первую очередь необходимо вспомнитьработы Вольпе. Как известно, данныйавтор, несмотря на его австрийское происхождение, может быть причислен к сторонникамамериканской поведенческой психологии.
Главная заслуга Вольпе в том, что онвпервые дока


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.