Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Роль языка в жизни людей

Содержание
     Введение
1.    
2.    
Заключение
Литература
Введение
Отчего же так неудержимо падает престиж образованности?Почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы граждан? Что поможетостановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как возродить традицииуважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи?
Все названные выше вопросы связаны с проблемой духовного состоянияобщества, с речевой культурой его членов, культурой их общения. Случилось так,что живя в словах и словами, а не реальностью, приучаясь к смысловой однозначности,люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень ихсоответствия действительности.
Актуальнейшая проблема сегодня — нравственный облик,культура личности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурныхвопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.
Повышенный интерес к моральной проблематике в последнеевремя вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.
Современнаяречь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующеена грани литературного языка и жаргона. Остро встал вопрос о сохранениилитературного языка, о путях его дальнейшего развития в связи с изменениемконтингента носителей.
Высокий уровень речевойкультуры – не­отъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь– задача каж­дого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы недопускать ошибок в произно­шении, в употреблении форм слов, в построе­нии предложении.Нужно постоянно обога­щать свои словарь, учиться чувствовать своегособеседника, уметь отбирать наиболее подхо­дящие для каждого случая слова иконструк­ции.
Значение языка в жизни людейогромно, но люди должны учиться целесообразно использовать все многочисленные ибесспорно жизненно-необходимые функции языка.
1. Язык. Егофункции. Общение
Язык любого народа – это егоистори­ческая память, воплощенная в слове. Ты­сячелетняя духовная культура,жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной иписьменной формах, в памятниках раз­личных жанров. И, зна­чит, культура языка,культура слова пред­стает как неразрывная связь многих и многих поколений.
Родной язык –  душа нации, первосте­пенный и наиболееочевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшиеособенности и черты, как нацио­нальная психология, характер народа, склад егомышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственноесостояние и духовность.
Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощьюзвуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.
Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия,т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительноймере основан на имитации жестов — кивков, манеры улыбаться и хмуриться, — языкслужит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой являетсято, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если егоосновной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьмиили десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностьюзабыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка кпотребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бызначительно примитивнее.
Язык включает правила. Существует правильная и неправильная речь. В языкеимеется множество подразумеваемых и формальных правил, определяющих способысочетания слов для выражения нужного смысла. Вместе с тем часто наблюдаютсяотклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различныхдиалектов и жизненных ситуаций.  
При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматическихправил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, онвырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь приналичии значений, которые принимаются, используются ее участниками и понятныим. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многомобусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга.
Основные функции языкаосознаются его носителями на интуитивном уровне. Речевой опыт, языковаяпрактика дают знания о языке, правилах его использования, законах егофункционирования в речи.
Базовыми функциями языкаявляются общение, познание и воздействие. Язык всегда хорош, плохой может бытьречь или носитель языка, создающий из хорошего языка плохую речь. Любой язык,аккумулируя опыт народной жизни во всей ее полноте и разнообразии, является идействительным его сознанием. Каждое новое поколение, каждый представительконкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективномуопыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормамповедения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям.Из этого следует, что язык не может не влиять на опыт конкретного индивида, егоповедение, культуру. Под явным или неявным воздействием литературного языка,его установлений, традиций находятся все сферы жизнедеятельности человека, и ееуспешность в немалой степени зависит от того, в какой языковой среде проходитжизнь человека, как он освоил родной язык.
Неосознанная потребностьличности в грамотности, навязываемой сверху, демократизируя речевое поведение,стала основой речевой вседозволенности, привела к тому, что современнаяязыковая жизнь общества отмечена чертами утраты ценностных языковых ориентиров.Языковая способность личности рассматривается в психолингвистике как механизм,обеспечивающий речевую деятельность. Речевая деятельность, связанная сиспользованием языка, одна из важнейших в жизни человека — существа мыслящего,думающего, познающего, общающегося, рассуждающего, объясняющего, спорящего,убеждающего.
Речевое общение во всех егоформах, видах, жанрах, типах позволяет человеку получать в готовом видесоциальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями.Общение как любая деятельность человека имеет ряд побудительных мотивов. Срединих — познание окружающего мира, познание самого себя и как результат  познания — корректировка своего поведения.
Сила воздействия слова, какоказывается, не зависит напрямую от силы его звучания. Действенность ирезультативность слова определяются целесообразностью, предполагающей учетговорящим условий и места общения, адресат. Речевые коммуникативные умения,обеспечивающие целесообразный, коммуникативно-мотивированный выбор слов,соотнесены, как показывает анализ, с жизненной позицией, взаимосвязаны с формойповедения.
Разобщенность людей,непонимание друг друга, неизбежные в условиях антагонизма, накладывают свойотпечаток на их речевое поведение, языковое сознание, деформируя личность.Нравственные формы поведения, общекультурный уровень среды определяют речевоеповедение, обусловленное определенным набором коммуникативных умений.
Если человек говорит кратко ивнушительно, негромко и задушевно, сухо и деловито, это нравится людям, как ировная, простая, ясная, веская речь, когда у говорящего есть отчетливые мысли.Отчетливая мысль, облеченная в ясную и простую форму, не часто встречается.
Потребность поделитьсяраздумьями, необходимость высказать мысли, желание обсудить сомнения, разрешитьих — стремления специфически человеческие, и чем более развит интеллект, чемвыше культура, самосознание личности, тем больше потребность в общении, вовзаимодействии с себе подобными.
Речь имеетобщественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, вобществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимостьпостоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг надруга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи людиобмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях,намерениях.
Общаясь друг с другом, людиупотребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка.Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляетсяобщение между людьми. Речь — это процесс использования языка в целях общениялюдей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, котороевыражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался впроцессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том,что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока людиговорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык вречевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал,например, латинский.
Познание закономерностейокружающего мира, умственное развитие человека совершается путем усвоениязнаний, выработанных человечеством в процессе общественно-историческогоразвития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этомсмысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достиженийчеловеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обученияусваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.
2. Речевая культура. Культура общения.Речевой этикет
Речевая культура – сравнительномолодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки онаоформилась под влиянием коренных социальных изменении, произошедших в нашейстране. Приобщение широких народных масс к активной обще­ственной деятельностипотребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры
В разделе «Речевая культура»изучается речь. Каче­ственной оценкой высказываний занимается культура речи.Она как раздел языкознания рассматривает следующие вопросы: Как по­льзуетсячеловек речью в целях общения? Какая у него речь –  правильная или непра­вильная? Каксовершенствовать речь?
В современной лингвистикеразличают два уровня речевой культуры человека – низший и высший. Для низшегоуровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточноправильности речи, соблюдения норм русского литературного языка: лексических,орфоэпических, грамматических, словооб­разовательных, морфологических, синтакси­ческих.
Если человек не допускаетошибок в про­изношении, в употреблении форм слов, в их образовании, впостроении предложении, речь его мы называем правильной. Однако этого мало.Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям иусловиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака:богатство, точность и выразительность. Пока­зателями богатой речи являютсябольшой объем активного словаря, разнообразие ис­пользуемых морфологическихформ и синтак­сических конструкции. Точность речи – это выбор таких языковыхсредств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрываютего тему и основ­ную мысль. Выразительность создается с по­мощью отбораязыковых средств, в наиболь­шей мере соответствующих условиям и зада­чамобщения.
Если человек обладаетправильной и хоро­шей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Этозначит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образомстроить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболееподходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и прикаких обстоятельствах он обращается.
Наше общество уже почувствовалопотребность в культуре поведения и общения. То и дело встречаются объявления,сообщения реклама о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываютсяфакультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”,“Этикет делового общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, какнужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать иподдерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.
Широкое понятие культурынепременно включает в себя то, что называют культурой общения культуройречевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета.
         В коммуникации люди передают друг другуту или иную информацию, те или иные смыслы, что-то сообщают, к чему-топобуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однакопрежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимовступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы ихпочти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как разнарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на “ты”, знакомыйне поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинилисьза проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведенияоборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важнообратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такогоконтакта –  ведь без этого деловыеотношения невозможны. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведенияполезно всем, а особенно людям тех профессий, которые связаны с речью. Это ипедагоги, и врачи, и юристы, и работники сферы обслуживания и бизнесмены, да ипросто родители.
Правила речевого поведениярегулируются речевым этикетом, сложившимся в языке и речи системой устойчивыхвыражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Этоситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности,поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента,приглашения, предложения, просьбы совета и т. д. Речевой этикет охватываетсобой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику что можетсоздать благо приятный климат общения. Богатый набор языковых средств даетвозможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты-или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или,напротив, официальную тональность разговора.
Важно подчеркнуть, что вречевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, отом, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту,служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, вкакой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, и т.д.
Таким образом, выбор наиболее уместного выражения речевогоэтикета и составляет правила вступления в коммуникацию. Ясно, что любоеобщество в любой момент своего существования неоднородно, многолико и что длякаждого слоя и пласта есть как свой набор этикетных средств, так и общие длявсех нейтральные выражения. И есть осознание того, что в контактах с инойсредой необходимо выбирать или стилистически нейтральные, или свойственные этойсреде средства общения. Употребляя выражения речевого этикета, мы совершаемсравнительно несложные речевые действия обращаемся, приветствуем, благодарим…Но почему же в языке существует такое множество способов это делать? А все делов том, что каждое выражение мы выбираем с учетом того, кто – кому – где – когда– почему – зачем говорит. Вот и получается, что сложная языковая социальная информациязаложена как раз в речевом этикете в наибольшей степени.
Зададимся вопросом, почему жевыражения речевого этикета обладают “волшебной силой”, почему их правильноеприменение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуацииведет к обиде? Думается можно выделить несколько сущностных признаков речевогоэтикета, объясняющих его социальную остроту.
Первый признак связан снеписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть“своим” в данной группе – большой или малой, национальной, социальной, — исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения. Социальная заданностьритуальных знаков этикета воспитывается в людях с раннего детства.
Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикетавоспринимается адресатом как социальное “поглаживание”. Психологи, педагогизнают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого. Над этимзадумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность исоздал систему словесных “поглаживаний”.
Третий важный признак речевогоэтикета заключается в том, что произношение этикетного выражения представляетсобой речевое действие, или речевой акт, т. е. выполнение конкретного дела спомощью речи. Известно, что для осуществления множества действий, состоянийречь не нужна. Вы шьете, или режете, или пилите, или ходите, — и для“производства” этого вам не надо ничего говорить. Но есть такие действия,которые могут совершаться только с помощью одного инструмента – языка, речи.Исследования выявили, что зафиксированных в словарях названий речевых действийдо тысячи, способов же непосредственного выражения – великое множество.
Четвертый признак связан стретьим и касается самой структуры высказываний в которых открытыми оказываются“я” и “ты”: Я благодарю Вас; Извините меня. Это открытое, эксплицитноепредставлена коммуникантов в грамматике предложения, но может быть и скрытоепредставление их, как в благодарности Спасибо или извинении Виноват которые,в силу функциональной эквивалентности с представленными ранее, содержат вглубинной структуре “я” говорящего и “ты” адресата (Я говорю Вам) спасибо.Поскольку коммуниканты открыты в структуре выражений речевого этикета, сила еговоздействия проявляется ярко.
Пятым важным признаком речевогоэтикета можно считать его связь с категорией вежливости. С одной сторонывежливость   это моральное качество, характеризующеечеловека, для которого проявление уважения к людям стало привычным способомобщения с окружающими повседневной нормой поведения. С другой стороны – этоабстрагированная от конкретных людей этическая категория, получившая отражениеи в языке, что, конечно, следует изучать лингвистике. Вежливость нужно именновыражать, демонстрировать при общении (как и любовь), потому что если я в душекого-то уважаю, но никак этого не проявляю, уважительность к человеку окажетсянереализованной явно. Особенно важно это в официальной речевой ситуации или приобщении с незнакомыми людьми. Вступая в контакт с родными, друзьями, знакомыми,мы, заранее зная “меру” любви и уважения друг к другу, имеем множество способовэто подчеркнуть, с незнакомыми же людьми мера хорошего отношения – этовежливость, и здесь речевой этикет незаменим. Вежливые люди в разных ситуацияхи по отношению к разным партнерам ведут себя корректно учтиво, галантно. А вотнеумелая и неуместная вежливость воспринимается как манерность, церемонность.При этом надо понимать, что бывает вежливость искренность, идущая от чистогосердца, а бывает вежливость маска, за внешним проявлением скрывающая иные отношения.
Проявления грубостимногообразны. Это и заносчивость, и спесивость, и высокомерие, это оскорбление,нанесение обиды. Невежливым бывает неисполнение правил речевого этикета(толкнули и не извинились), неправильный выбор выражения в данной ситуации идля данного партнера, нанесение партнеру обиды с помощью слов, имеющихнегативную окраску. Нужно усвоить, что на грубость нельзя отвечать грубостью, — это порождает целый поток грубости и может вовлечь в скандал окружающих. Корректный,а под час и подчеркнуто вежливый ответ, как правило, ставит на место грубияна.Речевой этикет служит действенным средством снятия речевой агрессии.
Шестой признак связан с тем,что речевой этикет –  важный элемент культурынарода, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности.Речевой этикет, как видно из сказанного, является составной частью культурыповедения и общения человека. В выражениях речевого этикета зафиксированысоциальные отношения той или иной эпохи. Формулы речевого этикета закрепились впословицах, поговорках, фразеологических выражениях. Являясь элементомнациональной культуры, речевой этикет отличается яркой национальной спецификой.
Заключение
Такова чудодейственная силаслова. Она особенно важна и действительна в сложных коммуникативных ситуациях.Слово может быть сильнейшим оружием не только в руках бессовестных,своекорыстных демагогов. Оно может быть еще более сильным оружием в рукахборцов. И хотя они и используют его, но они далеко не всегда сознают силу слова- как разрушительную, так и созидательную.
Далеко не всегда они, особеннов сложных коммуникативных условиях, как можно нейтрализовать, разоблачитьлживое и злобное «антислово» и как дать подлинную силу слову. И даже зная, невсегда они находят в себе смелость, ответственность и упорство, необходимые длярешения такого рода задач. И даже находя, далеко не всегда владеют искусствомтакого тонкого и действенного слова.
Одной из важнейших задачвоспитания современной функциональной культуры речи является овладение умениямии навыками анализа сложных ситуаций общения, прежде всего применительно кпрактически непосредственно актуальным сферам и ситуациям. На этой базесоответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитаниемв естественной речевой практике.   
         Возможностиязыка безграничны. Так, общий язык поддерживает сплоченность общества. Онпомогает людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждениюдруг друга.  Кроме того, между людьми,говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие.В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся вобществе, и текущих событиях. Короче говоря, он способствует формированиючувства группового единства, групповой идентичности. Руководители развивающихсястран, где существуют племенные диалекты, стремятся к тому, чтобы был принятединый национальный язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих нанем, понимая значение данного фактора для сплочения всей нации и борьбы сплеменной разобщенностью.
         Хотяязык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщатьлюдей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем,своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, — чужими.
Знатьвыразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смыс­ловымибогатствами во всем их структур­ном многообразии — к этому должен стре­митьсякаждый носитель языка.
Защита иохрана природных богатств, здоровье народа осознаются теперь как важноеобщегосударственное дело. Охраня­ются и восстанавливаются  памятники материальной культуры – часть духов­ногоисторического наследия. Наш язык нуждается в таком же бережном подходе. Русскийлитературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизма­ми, отстилистического “снижения” и сти­левого “усреднения”, т. е. нивелировки илиштампованности. Его надо оберегать от ненужных иноязычных заимствований, отразного рода неточностей и тем более – от ошибок и неправильностей, словом, от всего, что ведет к его оскудению,а следовательно, к обеднению или омертвению мысли.
Список литературы
1.    Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.Ростов-на-Дону, 1995.
2.    Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.
3.    Соколова В.В. Культура речи. Культура общения. М., 1989.
4.    Сопер П.А. Основы искусства речи. М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.