Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Роль темперамента в психическом развитии

по психологии
на тему
«Роль темперамента впсихическом развитии»
Жмаева Ирина Владимировна
1 группа
юриспруденция
Норильск1998 г.
Содержание.
I.Общее понятие отемпераменте.
II.Психологическаяхарактеристика темпераментов.
III.Темперамент иличность.
I. Общее понятие о темпераменте
Темперамент — этоиндивидуальные особенности человека, определяющиединамику протекания егопсихических процессов и поведения. Под динамикойпонимают темп, ритм,продолжительность, интенсивность психических процессов, в частностиэмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведениячеловека — подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ееубеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности илималоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешиватьсвойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можновыделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1.Общая активностьпсихической деятельности и поведения человека выражается в различной степенистремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающуюдействительность,проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активностиу различных людей различно.
Можно отметить двекрайности: с одной стороны, вялость, инертность,пассивность, а с другой — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности.Между этими двумя полюсами располагаются  представители различных темпераментов.
2. Двигательная, илимоторная, активность показывает состояние активности двигательного иречедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости,интенсивности мышечныхдвижений и речи человека, его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности), говорливости ( или молчаливости ).
3. Эмоциональная активностьвыражается в эмоциональной впечатлительности ( восприимчивость и чуткость кэмоциональным воздействиям ), импульсивности, эмоциональной подвижности(быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темпераментпроявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнеевыражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить онекоторых свойствах темперамента.
      Древнегреческий врач Гиппократ, живший в5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующиеназвания: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерическийтемперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний непозволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, итолько исследования высшей нервной деятельности животных и человека,проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основойтемперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.
II.Психологическая характеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова,темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностейчеловека. Их принято различать следующим образом:
·        сангвинический,
·        флегматичный,
·        холерический,
·        меланхолический.
Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится слюдьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности надругой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции,быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми.Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой ижестами. Но этот темперамент  характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстроменяются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиникасоздается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человекдеятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны,то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряетинтерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
Усангвиника быстро возникаютчувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявленияего чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстровозникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными.Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошеенастроение.
Флегматический темперамент.
Человек этого темпераментамедлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляетосновательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое доконца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно.Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причинаэтого — уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях слюдьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое.Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении егок событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задетьэмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработатьвыдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развиватьнедостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобыон   проявлял безразличие к деятельности,вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенныхусловиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличноеотношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темпераментабыстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психическиепроцессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения надторможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется внесдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюдаи выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения.Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются,быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность,свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличениеми даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстротудвижений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека схолерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессеработы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевлениеисчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускаетрезкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не даетему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создаетконфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость,резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание вколлективе таких людей.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленнопротекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители;длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленнуюдеятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны,часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильнымнервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людеймеланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной,большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносятобиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости иодиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются,проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызываету меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке людис таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Умеланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину иустойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Знание темперамента, знаниеособенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние напротекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебнойи воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре видатемперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточныетипы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разныхтемпераментов.  «Чистые»темпераменты встречаются относительно редко.
   
III. Темперамент и личность.
Темперамент являетсяприродной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любомтемпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственныданному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практикапоказывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни ивоспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Дажевзрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным,скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем кжене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание:«Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что отприроды у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя,ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время явыделывал черт знает что». Интересно отметить, что некоторые люди, познавособенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенныеметоды, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, которыйсдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательнопереключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которыевысказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался бытьбесстрастным и спокойным.
 
Используемаялитература.
Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность,Москва, «Наука», 1984.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.