Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Психодиагностика (шпаргалка)

1. Чтотакое психодиагностика?
     Слово«психодиагностика» — означает буквально «постановка психологического диагноза»или принятие квалификационного решения о наличном психологическом состояниичеловека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве.Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились 2 его понимания. Одноиз определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной областипсихологических знаний, касающейся разработки и использования в практикеразличных психодиагностических средств. ПД в этом её понимании является наукой,в русле которой ставятся следующие общие вопросы:
1)          Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность ихнаучной оценки?
2)          Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания дляпринципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?
3)          В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностикисоответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?
4)          Каковы основные методические требования, предъявляемые к различнымсредствам психодиагностики?
5)          Каковы основания достоверности результатов практическойпсиходиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведенияпсиходиагностики, средствам обработки полученных и способам их интерпретации?
6)          Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методовпсиходиагностики, включая тесты?
     Второеопределение термина «ПД» указывает на специфическую сферу деятельностипсихолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза.Здесь решаются не столько теор, сколько сугубопрактические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики.Она включает в себя:
1)              Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу какк психодиагносту.
2)              Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он долженобладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.
3)              Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых являетсягарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладелтем или иным методом психодиагностики.
4)              Разработка программ, средств и методов практической подготовкипсихолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этойобласти.
     Обакомплекса вопросов – теоретические и практические – тесным образомвзаимосвязаны. Для того, чтобы быть специалистом высокой квалификации в этойсфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так ипрактическими основами ПД-ки.
    Практически ПД используется в самых разных областях деятельностипсихолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого — педагогических экспериментов, и тогда, когда онзанят психологическим консультированием или психологической коррекцией.
     Нельзяобойтись без точной ПД-ки и в прикладныхисследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимодостаточное убедительное доказательство того, что в результате нововведенийдействительно и в нужном направлении изменяются оцниваемыепсихологиеские особенности.
     Кроменазванных областей научной и практической психологии, ПД применяется и в другихеё отраслях, например в медицинской психологии, в патопсихологии, в инженернойпсихологии, в психологии труда – словом, везде, где требуется точное знаниестепени развития тех или иных психологических свойств человека. Во всехописанных случаях научная и практическая ПД решает ряд типичных для неё задач.К им относятся следующие:
1.       Установление наличия учеловека того или иного психологического свойства или особенности поведения.
2.       Определение степениразвитости данного свойства, её выражение в определённых количественных икачественных показателях.
3.       Описание диагностируемыхпсихологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда этонеобходимо.
4.       Сравнение степени развитостиизучаемых свойств у разных людей.
     Все 4перечисленные задачи в практической ПД-ке решаютсяили каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимогообследования.                     
     Итак, ПДесть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога,требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков,которыми должен владеть психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания,умения и навыки настолько сложны, что ПД рассматривается как особаяспециализация в работе профессионального психолога.
     
    
9. Общеепредставление о методах ПД-ки
     Средиосновных требований, которым должны отвечать научно обоснованные методы ПД-ки, следует назвать валидность, надёжность,однозначность и точность. Кроме основных, есть и ряд дополнительных требований,предъявляемых к выбору психодиагностических методик. Во-первых, избираемаяметодика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоёмкойиз тех, которые позволяют получить требуемый результат. В этой связи простаяопросная методика предпочтительнее сложного теста. Во-вторых, избираемаяметодика должна быть понятной и доступной не только для психолога, но и дляиспытуемого, требующей минимума физических и психологических усилий напроведение ПД-ки. В-третьих, инструкция к методикедолжна быть простой, короткой и достаточно понятной без дополнительныхразъяснений. Инструкция должна настраивать испытуемого на добросовестнуюдоверительную работу, исключающую возникновение у него побочных мотивов,способных отрицательно повлиять на результаты, сделать их сомнительными. В-четвёртых, обстановка и др. условия проведения ПД-кине должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих вниманиеиспытуемого от дела, изменяющих его отношение к ПД-кеи превращающих его из нейтрального и объективного в пристрастное исубъективное. Не допускается, как правило, чтобы во время проведения ПД-ки присутствовал ещё кто-либо кроме ПД-таи испытуемого, звучала музыка, слышались посторонние голоса и т.п. 
 
К  №15
 
 
     Пожалуй,основное требование, которому должен соответствовать профессионал-психодиагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие идобиваться искренности в ответах. Без этого, как и без специальныхтеоретических знаний, практическая ПД на высоком уровне неосуществима.Во-первых, потому, что большинство психодиагностических тестов представляютсобой бланковые методики, включающие перечень вопросов, обращённых к сознаниючеловека. И если испытуемый не будет психологически открыт, не будет доверятьпсихологу, то не станет искренне отвечать на соответствующие вопросы. Если же,кроме того, он почувствует недоброжелательное отношение к себе, то вообще нестанет отвечать на вопросы или предложит такие ответы, чтобы со своей стороныдосадить экспериментатору.
3. Изистории ПД-ки
     Историясовременной ПД-ки начинается с первой четверти 19века. Этот период характеризуется тем, что ключевюроль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человекеначинают играть врачи (до них этим занимались в основном философы и писатели).Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся вте годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов.Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения забольными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это времяпоявляются такие методы ПД-ки, как наблюдение, опрос,анализ документов. Однако в целом ПД в эти годы носит ещё нестрогий,произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, ккоторым приходят врачи, наблюдая за одними Ии теми же больными и изучая их с помощью одних и тех же методов. Это, вчастности, происходит потому, что методы ПД-ки в товремя носят ещё качественный характер.
     Началомсоздания количественных методов ПД-ки следует считать вторую половину 19 века – то время,когда под руководством выдающегося немецкого психолога В. Вундта была созданапервая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, где в целях ПД-ки стали применять технические устройства и приборы. К этомуже времени относится открытие основногопсихофизического закона, который, показал количественную связь междупсихическими и психологическими явлениями. В соответствии с этим закономосновным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время, вплоть доконца 19 века, практическая ПД ограничивалась измерением ощущений.
     Начальнымпериодом становления современных методов ПД-ки,касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека,следует считать конец 19-начало 20 века. В это время весьма активно и не безучастия профессиональных психологов развиваются те области теории вероятностейи математической статистики, на которые впоследствии стали опираться научныеметоды количественной ПД-ки. Несколько позднееначалось создание специальных средств для количественной ПД-кипсихологических явлений, например факторного анализа. Первое специальноепсихометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся английскимпсихологом Гальтоном. В 1884 году он основалАнтропометрическую лабораторию, одной из задач которой стало получениестатистических данных о человеческих способностях. Посетители этой лабораторииимели возможность измерить свои способности. Гальтонявился инициатором применения статистики в психологии, и ему принадлежитзаслуга в разработке самих статистических методов. Гальтонпривлёк к сотрудничеству таких учёных-математиков, как Пирсон и Фишер, и онипрославились в математической статистике не в последнюю очередь благодарясовместным работам с психологами.
     Один изпервых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в1905-1907 годах фр. ученый А. Бине. Позже с другимфр. ученым Т. Симоном он усовершенствовал этот тест,который вошёл в историю ПД-ки как тест Бине – Симона. Во второй половине20-х годов прошлого столетия стали появляться новые психологические, в томчисле интеллектульные и личностные, тесты,позволяющие производить ПД-ку различных процессов исвойств человека. Знаменательно создание социометрического теста,разработанного Я. Морено.
     На50-60-е годы 20 века приходится основное количество разнообразных ПД-ких методик. Это были годы наибольшей психометрическойактивности учёных-психологов. Заметим, что в немалой степени созданию иразработке ПД-ки способствовал общий кризиспсихологической науки, возникший как раз на рубеже 19 и 20 столетий. Онотчётливо выявил недостатки старой психологии. Разработка соответствующихметодов явилась началом выхода психологии из состояния кризиса, так как вновь созданные методыпозволяли получать точные объективные знания о психологических процессах,свойствах и состояниях человека. Такие знания были гораздо более надёжнымоснованием для теоретических обобщений и практических рекомендаций, чемумозрительные заключения, почти полностью базирующиеся на интроспекции. Врезультате довольно быстро психология обогатилась новыми, более надёжнымитеориями и стала не только достойной академической, но и практически полезнойнаукой.
4.Современное состояние ПД-ки
    Современная ПД выделилась в отдельную область научных и практическихпсихологических знаний. Создано множество ПД-кихметодик, число которых продолжает быстрыми темпами увеличиваться. Всё болееширокое применение в ПД-ке находят современные методыматематики и физики, а также средства электронной психодиагностики, напримерЭВМ. В некоторых странах мира, например в США, в Германии, предпринималисьпопытки комплексной систематизации и изложения ПД-кихметодов в ряде многотомных научных и практических изданий. Аналогичные попыткив последние годы появились и в России, однако, без единой концепции и должнойнаучной основы. Под концепцией в данном случае понимается наличие  достаточно обоснованной, детально продуманнойсистемы, которую можно было бы положить в основу классификации ПД-ких методик. Под научным обоснованием понимается  наличие большого, теоретически обобщённогоопыта классификации ПД-ких методик, оценки ихсостоятельности, сильных и слабых сторон. Публикуемые в настоящее времяметодики, как правило, не сопровождаются данными, указывающими на то, какимобразом они проверялись, и в какой степени соответствуют принятым критериямнаучности. Это не формальное требование. К сожалению, ситуация такова, чтомногие ПД-кие методики, в том числе те, которыепубликуются под авторством психологов и от имени известных психологическихучреждений в России и ближнем зарубежье, не всегда полностью соответствуютуказанным требованиям. В этой связи достаточно сослаться всего лишь на 2примера.
     Пример 1.Опубликованный, многократноразмноженный через печать и широко применяемый на практике детский вариантинтеллектуального теста Векслера на поверку оказывается недостаточно валидным,и это произошло из-за утраченного за последние годы профессионального контролясо стороны общества психологов и государства за качеством публикуемых материалов.
     Пример2. Не менее известный специалистам личностный тест Кеттела,оказывается, существует и распространяется в печатном виде в несколькихразличных вариантах (что само по себе уже вызывает недоумение), большая частькоторых не отвечает требованиям, предъявляемым к тестам. В силу этого, данныйтест в той его форме, которая представлена в большинстве подобных публикаций,оказывается недостаточно валидным и надёжным измерительным инструментом.
     Правда, с возрождением Российскогообщества психологов и других общественных организаций профессиональныхпсихологов, которые добровольно берут на себя функцию контроля над качествомпубликуемой методической продукции, положение дел начинает улучшаться.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
15.Профессиональная этика психолога
 
    Практическая ПД – это весьма сложная и ответственная областьпрофессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующегообразования и профессионального мастерства. В этой связи к ПД-кеи к психодиагностам предъявляют ряд социально-этическихтребований. Среди них:
     Принцип соблюдения тайны ПД-ки предполагает неразглашение её результатов без персональногосогласия на это того лица, над которым проводилась ПД. Этот принцип преждевсего касается совершеннолетних людей. Если речь едёт о детях, например, то наразглашение результатов их ПД-ки обязательнотребуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную июридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когдаПД проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и вэтом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные именаи фамилии испытуемых.
     Принцип научной обоснованностипсиходиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надёжной, то есть давала такиерезультаты, которым вполне можно доверять.
     Принцип ненанесения ущерба предполагает,что результаты ПД-ки ни в коем случае нельзяиспользовать во вред тому человеку, который подвергается ПД-ке.Если ПД-ка проводится в целях конкурсного отбора илипри приёме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципомоткрытости результатов ПД-ки для обследуемого. Этотпринцип требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковырезультаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будутиспользованы для решения его судьбы.
     Принцип объективности выводов изрезультатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, то естьвытекали из результатов тестирования, проведённого при помощи валидных и надёжных методик, а не определялись и никак независели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование илипользуется его итогами.
     Принцип эффективности предлагаемыхрекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны бытьполезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например,предлагать человеку такие практические рекомендации из результатовтестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемымпоследствиям.
 
16.Морально-этические нормы психодиагностики
    Обязательным ли для психодиагноста являетсяналичие базового психологического образования? Многое в решении этого вопросазависит и от того, в какой мере проводимой ПД-койопределяются благополучие и судьба тех людей, которые ей подвергаются. Есличеловек от ПД-ки никак не может пострадать, то еёможет осуществлять тот, кто имеет достаточное для этого самообразование, но вслучае проведения экспертизы, конкурса или приёма на работу этим должензаниматься лицензированный или дипломированный специалист.
     Однако влюбом случае и независимо от того, кто занимается ПД-кой– профессионал или любитель, обязательно при её проведении соблюдение следующихморально-этических норм:
1.          Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против еговоли, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики,оговоренных законом.
2.          Перед проведением психологического тестирования человека необходимопредупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такуюинформацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознаёт.  
3.          Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результатысвоего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.
4.          Результаты психологического тестирования предоставляются тестируемомутем, кто проводит обследование, в доступной для правильного понимания форме.
5.          При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие ихлица имеют право знать результаты тестирования ребёнка.
6.          Если тестирование производится с целью определения уровняпсихологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении наработу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но ито, кем и на какой основе о нём будут делаться выводы по итогам тестирования.
7.          Основная ответственность за надлежащее применение на практикепсихологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихсяими.
5. Отличие ПД-ких методов от исследовательских
     Всовременно психологии применяется немало различных методов ПД-ки,однако далеко не все из них можно назвать научно обоснованными. Кроме того,среди них есть исследовательские исобственно психодиагностическиеметоды. Последнее название относится только к той группе методов, которыеиспользуются в оценочных целях, то есть позволяют получать точныеколичественные и качественнее характеристики изучаемых психологических свойств.Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изученияпсихологических процессов, свойств и состояний человека, носят названиеисследовательских. Они обычно применяются в эмпирическихи экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых – получениедостоверных знаний. Приведём 2 примера, показывающих разницу между ПД-кими и исследовательскими методами.
     Пример 1. Метод психодиагностикиличности.
     Это16-факторный тест Р. Кеттела. Он представляет собойстандартизированный опросник, включающий в себя 187 суждений, разделённых на 16групп – подшкал. С помощью каждой из подшкал оценивается какая-либо отдельная черта личности,причём оценки даются в стандартных баллах. Суждения, включённые в данный тест,инструкция, процедура его применения, способы получения, интерпретаций и выводы– всё это является неизменным и применяется одинаково во всех случаяхтестирования.
     Пример 2.Метод исследованияличности.
     Допустим,что разрабатывается эксперимент, предназначенный для того, чтобы исследоватьопределённый вид поведения человека, наблюдая его в особых условиях.Эксперимент может строиться таким образом, чтобы интересующие учёного чертыличности человека, связанные с данной формой поведения, могли проявитьсянаиболее отчетливо, то есть так, чтобы их можно было детально изучить.Экспериментатор ставит и проводит задуманный с этой целью эксперимент,наблюдает за поведением его участников и делает вывод об особенностях изучаемой черты личности и соответствующей ейформы поведения.
    Исследовательским, к примеру, также является метод включённогонаблюдения или психолого-педагогический эксперимент с детьми, позволяющийнаблюдать за их поведением в особых, экспериментальных условиях.
     Эти методы ПД-киприменяются в самых разных областях психологии и в самых различных сферахчеловеческой деятельности. В научной психологии они обычно используются впроцессе организации и проведения исследовательских экспериментов, а впрактической психологии – в психологическом консультировании, психокоррекции, а также других областях деятельностипрофессионального психолога, таких, например, как профессиональный отбор,профессиональная подготовка.
Диантологияпсиходиагностики
     Понятие диантологиибыло введено в 1834 году Бентоном для обозначениятеории нравственности в целом. Это раздел этики, рассматривающий проблемудолжного и долга. Это учение о юридич., проф.,моральных обязанностях и проблемах поведения.
     Принципы диантологии:Анализ подтекста жалобы клиента. Выявить истинные причины жалоб. Пр. стереоскопического диагноза. Для постановки диагноза использовать все возможные пути получения более точной инф-ции, то есть, кроме того, что испытуемый сообщил, спросить участников конфликта. Пр. индивидуализации. Психолог должен учитывать пол, возраст, образование, семейное положение, состояние здоровья, психол. особенности, нац-ть, человека, подвергающегося ПД-ке. Проблема советов. Нужно отказаться от конкретных советов. Психолог не имеет права давать конкретные рекомендации клиенту, которые могут в корне изменить жизнь человека. Пр. системности. Инф-ция должна быть получена как можно шире: отдавать себе отчет в точном понимании ситуации, предвидеть влияние своих советов. Принцип круговой причинности. Всё определяется всем. Пр. рационального сочетания консультационной и коррекционной работы. Принцип ответственности клиента. Лучше самого клиента никто не знает его проблему. И если он в силах сам поставить диагноз, задача психодиагноста помочь ему в этом. Insight – озарение. Принцип позитивного отношения к клиенту. Работать можно только с тем чел., кот-го уважаешь. Оказывать помощь имеет право психолог, если клиент осознал свои проблемы и запросил психологической помощи у вас лично. В ПД-ке это называется «клиент созрел». Личностно-эмоциональные установки клиента психолог обязан воспринимать как должное. И должен пытаться работать с таким клиентом, если он вас не просит о большем. Принцип сохранения тайн и анонимности клиента. Пр. уважения личности клиента. В своей работе исходить из личности конкретного человека. Ориентироваться на уровень его развития. Принцип ненаходимости. Рефлексивная позиция – положение на ситуацию вне проблемы клиента. Это необходимо для полного обхвата проблемы клиента. Психолог должен держать обратную дистанцию ниже жизни клиента. Принцип профессиональной мотивированности. В своей работе нужно исходить из проф. желания помочь клиенту. Оказание помощи невозможно при родственных и дружеских отношениях. Принцип ответственности. Психолог-консультант, работая с клиентом должен отдавать себе отчет в том, что, как и зачем он делает. Деятельность психодиагноста должна вести к 3 последствиям:
   — снижать самооценку клиента и подводитьстатус других к статусу клиента. Не сравнивать его с теми, чей статус выше.
   — деят-ть недолжна вести к соц. и психол. дезадаптации.
   — к появл. уклиента психол. ущербности.
     Не говорить о проблемах клиента припосторонних.Принцип открытости. Необходима такая работа с клиентом, после которой он может быть открыт для работы с др. специалистами.
21. Психология предпринимательства
     В последнее время наблюдается тенденциясоединения академической психологии с различными областями её практическогоприменения. Предпринимательская деятельность сейчас является той областью, гдеэтот процесс идёт очень интенсивно. Ещё недавно управленческое консультированиебыло на периферии российской академической науки, а такой сферы деятельностипрактических психологов, как бизнес-консультирование вообще не существовало.Сейчас же профессиональное психологическое консультирование становится формойцивилизованного решения проблем для всё большего числа деловых людей в нашейстране. Современные психологические знания всё активнее используются в диагностической,коррекционной и ориентационной части этой работы. Психологияпредпринимательства даёт возможность адекватнооценить себя как профессионала вбизнесе с позиции критериев психологической науки и требований реальнойситуации сегодняшнего дня. Бизнес-консультирование позволяет также увидеть новые направления и пути достижениясвоих целей и получить конкретные психологические методики и приёмы дляреализации своего потенциала.
     Бизнес-консультирование в нашей странеиспользует как результаты исследований отечественной социальной психологии, таки обширные наработки западной экономической психологии. За рубежом накопленболее чем полувековой опыт в профессиональной деятельностипсихологов-консультантов. Первоначально она (проф. деят-ть)решала задачи повышения производительности труда и эффективности производства.Но по мере гуманизации производства и развития самойпсихологической науки на передний план исследований вышел человек как субъектдеятельности, в том числе предпринимательской. Акцент сместился на изучение проблем, стоящих передпредпринимателем, и поиск их наиболее эффективных решений. Результатомявилось создание системы методик, способных оказать реальную помощь в этом видедеятельности. Этот арсенал диагностических, коррекционных и других методик всёв большем объёме берётся на вооружение и применяется на практике психологами внашей стране. И если в начале этого процесса методическое оснащениепереносилось на российскую почву без учёта тех теоретических концепций, вконтексте которых оно создавалось, и без учёта специфики страны, то сейчас этотпробел ликвидируется, что повышает эффективность применения западного опыта.
     Сейчас психологи всё активнее привлекаютсяк работе по формированию команд и работес персоналом, проведению групповых тренингов и семинаров. На таких занятияхс помощью специальных методов обучения можноосвоить новые психотехники в бизнесе, сформировать умение быстро находитьрешения в нестандартных ситуациях, хорошо разбираться в психологическомсостоянии окружающих людей и уметь не директивно воздействовать на партнёров иперсонал, развить поведенческую гибкость, умение уверенно чувствовать себя всложных ситуациях, уметь управлять своими эмоциями, убедительно иаргументировано излагать свои позиции, добиваться согласованного решенияспорных вопросов. В ходе такой подготовки значительнее число людейоткрывают в себе новые и обнаруживают способности, которые затем могут бытьреализованы в новой практике.
     Эффективная форма оказания помощипредпринимателям.
    
 
 
3. Диантологияпсиходиагностики
     Понятие диантологиибыло введено в 1834 году Бентоном для обозначениятеории нравственности в целом. Это раздел этики, рассматривающий проблемудолжного и долга. Это учение о юридич., проф.,моральных обязанностях и проблемах поведения.
     Принципы диантологии:Анализ подтекста жалобы клиента. Выявить истинные причины жалоб. Пр. стереоскопического диагноза. Для постановки диагноза использовать все возможные пути получения более точной инф-ции, то есть, кроме того, что испытуемый сообщил, спросить участников конфликта. Пр. индивидуализации. Психолог должен учитывать пол, возраст, образование, семейное положение, состояние здоровья, психол. особенности, нац-ть, человека, подвергающегося ПД-ке. Проблема советов. Нужно отказаться от конкретных советов. Психолог не имеет права давать конкретные рекомендации клиенту, которые могут в корне изменить жизнь человека. Пр. системности. Инф-ция должна быть получена как можно шире: отдавать себе отчет в точном понимании ситуации, предвидеть влияние своих советов. Принцип круговой причинности. Всё определяется всем. Пр. рационального сочетания консультационной и коррекционной работы. Принцип ответственности клиента. Лучше самого клиента никто не знает его проблему. И если он в силах сам поставить диагноз, задача психодиагноста помочь ему в этом. Insight – озарение. Принцип позитивного отношения к клиенту. Работать можно только с тем чел., кот-го уважаешь. Оказывать помощь имеет право психолог, если клиент осознал свои про


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.