Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Психология эмоций

Российский  Государственный  Социальный Университет
Факультет Социальной  Работы,Педагогики  и  Психологии
Р е ф е р а т
по психологии
На  тему:
Психология  эмоций
                                                           
                                                    
                                                            
                     
                                                            Выполнила: Студентка   ПСИ-Д-2-1
                                                                                     Абаева  Инна Валериевна
                                                    Проверил: Преподаватель  
                                                                            Ридецкая  Ольга  Григорьевна                                                  
2005
План

IВведение.

II Теоретическая часть.
1. Общая характеристика  эмоций.
2. Функции  эмоций.
3. Проблема специфичности  эмоций.
4. Выражение  эмоций.
5. Теория универсальности  эмоций.
6. Уровневая модель  функционирования  эмоций.

III Практическая  часть.
1. Опросник  «САН»  
2.Обработка результатов.   

IV Заключение.

V Список литературы.











                                Говорят, что несчастье — хорошая школа; может        
                                              быть. Но счастье есть лучший университет.
                                                                                                                                                  А.С. Пушкин
Введение
       Психология  эмоций. Что изучается  этой  областью психологии? Ответ  очевиден –эмоции  человека. Но  что такое  эмоция? Как  и  все,что  изучает  психология, она  нематериальна, мы  не можем ее  ни  увидеть, не потрогать. Но  в  отличие от  других  процессов мы  можем  достаточно ярко  видеть  ее проявление  в  поведении человека. Ведь  на  все, что происходит  вокруг  нас, мы как-то  реагируем, а  значит, показываем  определенные эмоции.
       А теперь  давайте  попробуем представить себе, что мы вдруг лишились способностипереживать эмоции. Солнечное утро не вызывает у гас радости, а известия оболезни друга — печали; нас не охватывает волнение при виде любимогочеловека, и даже несправедливость оставляет нас равнодушным.                                                           
       У. Джеймс в статье под названием «Что такое эмоция?» приводит выдержку из самоописанияпациентки, страдающей нарушением эмоций: «Я окружена всем, что может сделатьжизнь счастливой и привлекательной,но я не способна ни радоваться, ни чувствовать… Все функции и действия в моейжизни сохранились, но  они лишены соответствующего чувства иудовлетворения от них. Когдау меня мерзнут ноги, я их согреваю, но не чувствую удовольствия от тепла. Яузнаю вкус пищи, но ем без всякого удовольствия. Мои дети растут красивыми и здоровыми — такговорят мне все, я и самаэто вижу — но восторга и внутреннего удовлетворения, которые я должна испытывать, у меня нет.Музыка потеряла для меня всюпрелесть, а я любила ее так нежно. Моя дочь играет очень хорошо, но для меняэто просто шум». Ужасная картина! Мы видим, что  теряя эмоции, человек перестает быть человекомв полном смысле этого слова,он утрачивает пристрастность по отношению к миру, в которомживет.
      На  мой  взгляд, сегодня  данная тема  очень  актуальна. Ведь  человек является самым эмоциональнымсреди представителей животного мира, наша эмоциональность  значительно  превосходит элементарные  эмоциональные  реакции животных. А  значит,логично будет  предположить, чтобогатство эмоционального мира человека оказывается полезным для выживания и развития  всего  человечества. Но  каким образом   это  происходит? Об  этом  спорили и   до  сих пор  спорят  ученые.
      Объект  данной  работы – эмоциональная  сфера жизни  человека.
      Предмет – виды  эмоций,переживаемые  человекам.
      Цель   исследования  заключается в  изучении  общего эмоционального  фона  (и его  отдельных  составляющих) человека  в возрасте  19-22  лет.
     Задачи исследования:
1.     Проанализировать психологическуюлитературу по проблеме изучения эмоций.
2.     Описать  функции эмоций.
3.     Дать характеристику особенностей переживаемых  человеком эмоций.
4.     Разобраться  в проблем   специфичности  и  универсальности  эмоций.
Методы исследования:
·       Теоретический(анализ литературы по исследуемой теме)
·       Практический  (на основе  опросника  «САН» определить   эмоциональное  состояние человека  в  возрасте 19-22  лет).
Общая характеристика эмоций
      Эмоции (от французского словаemotion — волнение, происходит от латинского emoveo — потрясаю, волную) — этореакции человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей,имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все видычувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительныеэмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностейорганизма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высшихсоциальных потребностей человека, обычно называют чувствами (интеллектуальными,эстетическими, нравственными).
       К эмоциональной сфере традиционноотносят не только эмоции как таковые, но и аффекты, настроения,чувства  и  т. д. Перечисленные формы эмоциональныхсостояний отличаются от эмоций време­немпротекания, интенсивностью и устойчивостью.
       Эмоциональныйтон ощущений (чувственный тон ощущений) — форма позитивных эмоций, котораяне имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения,например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннююстадию развития эмоций в филогенезе.
       Собственноэмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образоваласьприжизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуацииих образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;
      Чувства — форма эмоций, которая включаетв себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивоеотношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.
       Аффект —  форма эмоций, которая представляет собойбурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях принеспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций.   
      Настроение — это достаточно продолжитель­ноеэмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образуетэмоциональный фон для протекающих психических про­цессов.
Функцииэмоции
       Изантичности до наших дней дошло представление об эмоциях како явно негативном факторе, разрушающем разумную деятель­ностьчеловека. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, напримерв юридической практике.
       Однакоуже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. Человекявляется самым эмоциональным среди представителей животногомира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоциональногомира человека, значительно превосходящее элементарныеэмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживанияи развития человечества. Но каким  образом   это  происходит? Для  раскрытия этого  вопроса  предлагаю рассмотреть наиболее часто обсуждаемые в психологическойлитературе функции эмоций.
       Функцияоценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смыслраздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценкапредшествует развернутой сознательной переработке информации ипоэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают,как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого.
      Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоцийпрояв­ляется, в первую очередь, на физиологическом уровне:выброс вкровь адреналина, при эмоции страха повышаетспособность к бег­ству (правда, чрезмерная доза адреналинаможет привести и к обрат­ному эффекту — ступору), а понижение порогаощущения, как составляющая эмоции тревоги, помотает рас­познатьугрожающие стимулы.
       Функцияследообразования. Эмоция часто возникает уже после того,как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действо­вать уже поздно.Образование ассоциативной связи между отрицательной эмо­циейи определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибокв будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепля­ютприемлемые формы поведения.  Таким  образом, суть следообразуюшей функции эмоцийзаключает­ся в предвосхищении событий, которые произойдут вбудущем.
       Функцияпобуждения и поддержания деятельности. Как  я уже  отмечала,регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основезнаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Вы можете отправиться напрогулку, потому что «кислород полезен для организма» или потому что«вам приятно подышать свежим воздухом». Причем именно вовтором случае вы, скорее всего, получите удовольствие от прогулки. То  есть эмоции являются субъективной формой существованияпо­требностей. Во время осуществления деятельности  динамика эмоций сигнализирует об ее успешностиили препятствиях.
       Функция компенсации информационногодефицита. Описанная выше оценочная функцияэмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватаетинформации для рационального принятия решения. Другимисловами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решениязадач.
       Функциякоммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонентэмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Известно, что эмо­цииобладают   «заразительностью».«Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, чтолюди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такоеявление часто наблюдается во время смеха: один из членов группыначина­ет смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто под­хватываютсмех. Особенно важна коммуникативная функция эмо­ций для маленькихдетей, которые еще не располагают речевыми средствами общения. Можно сказать,что для них эмоциональная коммуникация — это единственный способподдержания и развития связей с внешним миром. На эмоциональномуровне мы «общаем­ся» с природой, произведениями искусства, животными и растени­ями.
      Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способнынару­шить эффективное протекание деятельности. И  все же  даже аффектоказывается полезен, когда человеку необходимо полностьюмобилизовать свои физические силы. Однако длительное действиеинтенсивной эмоции обуслов­ливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь,действительно приводит к расстройствуповедения и здоровья.
Проблема специфичностиэмоций
       Всякоеэмоциональное состояние включает в себя компонент физиологических изменений.Центральными для теории эмоций являются два вопроса: во-первых, вопросо специфичности физиологического проявления эмоций. Другимисловами, соответствует ли каждому эмоциональному состояниюуникальная конфигурация  физиологическихреакций?
       Во-вторых, это вопрос о соотношениивнешнего проявления и внутреннего переживания эмоций. Чтовозникает сначала: физиологические изменения или субъективноепереживание? Влечет ли за собой переживание телесные изменения? Или может быть,что именнотелесные реакции вызывают субъективные переживания? Как ни парадоксально, существует традиция «периферического» толкования эмоций (теория Джеймса — Ланге), сутькоторой заключается в следующем: мыиспытываем страх оттого, что дрожим, ане дрожим оттого, что нам страшно; грустим, оттого, что у нас на глазахвыступили слезы, а не плачем оттого, что нам грустно.
       В. Вундт предположил, что любоеэмоциональное состояние  может быть представлено ввиде точки в трехмерном пространстве, координатныеоси которого образуются парами возбуждение — успокоение; удовольствие — неудовольствие; напряжение — разрядка.

       Некоторыепростейшие эмоциональные формы включают в себя только одно изизмерений, в то время как другие — два или три. Таким образом, эмоцияпредставляет собой комбинацию трех простейших пар переживаний, чтоозначает отсутствие качествен­ного своеобразия эмоциональныхсостояний. «Все простые чувства образуют одно целое связноемногообразие, так как нет ни одного чувства, отправляясь откоторого нельзя было бы через ряд проме­жуточных ступеней и полосубезразличия дойти до всякого друго­го чувства», — пишет В.Вундт в своем фундаментальном труде  «Ос­новыфизиологической психологии».
      Гипотеза В. Вундта о динамике эмоциональных состояний как переходев противоположное в рамках одного измерения (напряже­нияв разрядку, удовольствия в неудовольствие, возбуждения в ус­покоение)недавно получила свое развитие в модели оппонентных эмоциональныхпроцессов Р. Соломона. Он попытался объяснить широко известный факт,что за приятным эмоциональным состоянием часто следует своеобразная«эмоциональная расплата» в виде опустошения и подавленности, а за неприятнымпереживанием, наоборот, приподнятое настроение. Согласно этой концепции, каждаяэмоция через несколько мгнове­ний после своего возникновенияпробуждает противоположную эмоцию. Действие противоположной эмоцииприводит к угасанию первоначальной эмоции и возвращениюорганизма к состоянию равновесия. Поскольку противоположная эмоцияразвивается поз­же, чем первоначальная, ее действиепродолжается и после того, как первоначальная эмоция исчерпала себя. Например, страх перед прыжком с парашютом вызывает противоположнуюэмоцию — во­сторг, который вы чувствуете еще некоторое время после приземле­ния.
      Причем чем интенсивнее первоначальная эмоция, тем более ярко выраженапротивоположная. Поэтому многие люди обожают смот­реть фильмы ужасов илинамеренно провоцируют конфликты из-за радости разрешения ссоры исчастья примирения. Концепция Р. Соломона помогает нам понять необъяснимоедо этого отсутствие логики во многих человеческий поступках.Вопреки здравому смыслу люди зачастую ищут отрицательных эмоций иизбегают положительных. На самом деле происходитсвоеобразная «отсрочка» удовольствия, которое неизбежно последуетза неприятностями.
       Предположение о том, что отдельные формымимического выражения не имеют качественных особенностей и ихможно представить в виде некоторого континуума или шкалы, получилодальнейшее развитие в работах Гарольда Шлоссберга. В  его экспериментах  испытуемымпредлагалось оценить выражения лиц людей на фотографиях по двумшкалам. Шкалы повторяли измерения эмоциональных состояний, предложенныеВ. Вундтом (удовольствие — неудовольствие и принятие —отталкивание). Впоследствии Шлоссберг добавил третью шкалу— сон — напряжение, сделав аналогию с концепцией В. Вундта полной. Врезультате была создана шкала Шлоссберга. Она является круговой и включает шестьосновных категорий: 1) любовь,радость, счастье; 2) удивление 3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение.
       Чембольше расстояние между отдельными позициями на шкале, темменее сходны соответствующие мимическиевыражения. Любое предъявленноемимическое выражение может бытьпредставлено как точка в пространстве, ограниченном окружностью. Прочертив отрезок из точки пересечения шкал через эту эм­пирически полученную точку к ближайшей дугеокружности, мож­но определитьсодержание переживаемой эмоции.

Выражение эмоций
       По каким признакам можно определить, что человек переживаетнекоторую эмоцию? Как  мы  можем узнать, что  именно  чувствует в  данный  момент человек, какое  именно  эмоциональное состояние  он  переживает? Безусловно, самый простой способузнать об этом— это спросить его самого. «Мне весело», «Мнегрустно», «Я боюсь»  и  т.д. — каждый из нас может облечь в словесную форму свое переживание. Однаковсем  нам известно, что  полноценно  выразить эмоцию  в  словах невозможно. Именно  поэтомувнимание ученых всегда привлекали объективные, не связанные ссамоотчетом признаки эмоциональных состояний. Для  определения наличия  переживания  эмоции  выделяют пять уровней проявления эмоций.
1.     Субъективный план проявления эмоций.
2.     Проявление эмоций в поведении.
3.     Проявление эмоций в речи.
4.     Вегетативный уровень проявленияэмоций.
5.     Проявление эмоций на биохимическомуровне.
       П. Экман и В. Фризен выделили пятьклассов невербальной эмоциональной экспрессии:
1) адаптационныепроявления— неспецифические выраженияэмоций, которые сигнализируют об общем состоянии организма, например ходьба «из угла в угол» при душевном волнении,подпрыгивание на месте при радости;
2) регуляторы— движения, придающие ритм течениюэмоционального процесса, например покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами присостоянии неопределенности;
3) иллюстраторы— телесные выражения интенсивностиэмоции, например размахивание руками в состоянии возбуждения;
4) демонстрация— намеренное усиление эмоциональноговыражения с помощью мимики, например нахмуривание бровей при гневе, улыбка ;
 5) знаки — культурно обусловленныежесты, значения которых колеблются вразличных сообществах. К этим выразительнымсредствам можно добавить и интонационные характеристики голоса.         
       Теория дифференциальных эмоций
       Существует  гипотеза об  универсальности  выражения  эмоций. Я решила  рассмотреть  подход к  ней  К. Изарда, как одного из наиболееавторитетных исследователей данной тематики. Он предложил перечень из десятифундаментальных эмоций: интерес — возбуждение, удовольствие — радость,удивление, горе — страдание, гнев — ярость, отвращение — омерзение,презрение — пренебрежение, страх — ужас, стыд — застенчивость, вина— раска­яние. Использование двух слов для обозначения большинствафундаментальных эмоций объясняется стремлением показатьполюса интенсивности той или иной эмоции (например, страх —средняя  интенсивность, ужас— высокая интенсивность). В реальности, по мнению К. Изарда, существует огромное количествосмешанные эмоций, которые он назвал диадами(например, страх — стыд или интерес— удовольствие) и триадами (например, горе — гнев — отвращение или интерес — удовольствие — удивление).Из десяти фундаментальных эмоций можно составить (и пережить) 45 диад и 120 триад. Несмотря на такой удивительномногообразный репертуарэмоциональных состояний, которые потенциально доступны человеку, Изард считает, что в каждый моментвремени возможно испытывать только одну преобладающую эмоцию.
       Выделение названных 10 эмоций в качествефундаментальных связано с тремя факторами:
   а) наличием характерных  мимических выразительныхкомплексов;
   б) уникальным субъективным переживанием(феноменологическое качество);
   в) специфическим нервнымсубстратом.
Так,существуют данные, что механизмы, связанные с выражением и переживаниемположительных эмоций, являются функцией коры левого полушария, аотрицательных эмоций — функцией коры правого полушария.
1.Интерес — возбуждение
2.Удовольствие — радость
3.Удивление
4.Горе — страдание
5.Гнев — ярость
6.Отвращение — омерзение
7.Презрение — пренебрежение
8.Страх — ужас
9.Стыд — застенчивость
                              10.Вина— раскаяние
Фундаментальные эмоции человека, по К.Изарду, 1980
       Исследование,проведенное П. Экманом в 1998 г. в 21 стране мира, в  целом  подтвердилоуниверсальность выражения и схожесть в переживании фундаментальныхэмоций, описанных К. Изардом. По эмоции удивления совпадение имело место в 20странах, по эмоции страха — в 19, по эмоции гнева — в 18. П. Экманпроводил свое исследование не только в западных культурах или в культурах, подверженныхвлиянию западной цивилизации. Он отправился в бесписьменную,практически изолированную от внешнего мира культуру Папуа — НовойГвинеи. Неграмотным испытуемым зачиты­вались рассказы,описывающие различные эмоционально насыщен­ные события (например, «у человекаумер ребенок») и предлагалось выбрать подходящую фотографию из набора.Полученные данные подтвердили гипотезу об универсально­стифундаментальных эмоций.
      Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации наотдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиесяпереживательно-мотивационные процессы. Эта теория имеет в своей основе пятьключевых допущений:
1.     Девять фундаментальных эмоцийобразуют основную мотивационную систему человеческого существования.
2.     Каждая фундаментальная эмоцияобладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.
3.     Фундаментальные эмоции, такие, какрадость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям иразличным внешним выражениям этих переживаний.
4.     Эмоции взаимодействуют между собой —одна эмоция может активировать. усиливать или ослаблять другую.
5.     Эмоциональные процессывзаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными,когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.
Уровневаямодель функционирования эмоций
       В 1990-х гг. появились уровневыетеории эмоций, например ра­ботыМ. Джонсон, К. Малтхауиа, М. Пауэра и Т. Далглейша, кото­рые по-своему преломили проблематику эмоций черезпопулярные в последнее время моделиуровней переработки информации.
       Моделиуровней переработки информации предполагают, что психика человекаобрабатывает информацию, «проводя» ее через ряд последовательных стадий, каждая из которыхобладает своими специфическимихарактеристиками. Считается, что эмоцио­нальная реакция развивается только при переработке информации на высшем уровне самоотнесения, который отражаетсмысл того или иного явления длясубъекта. Различают:
ü сенсорный(аналоговый) уровень переработки (простейшие
сенсорные компоненты стимуляции, например ответ на вопрос
«Шрифтом какого цвета набрано это слово?»);
ü перцептивный(ассоциативный) уровень переработки (более
сложный уровень, связанный с целостными свойствами объектов,
например ответ на вопрос «Рифмуется ли это слово со словом
«мрак»?»);
ü семантический(уровень объективных закрепленных в языке
значений, например ответ на вопрос «Обозначает ли это слово болезнь?»);
ü смысловой(уровень самоотнесенной информации, например
ответ на вопрос «Умер ли кто-либо из ваших близких родственни­ковот этой болезни?»).
Уровневаямодель функционирования эмоций
РАК
РАК
Шрифтом, какого цвета набрано это слово?
Сенсорный уровень переработки
Нет эмоции  
Рифмуется ли это слово со словом « мрак»?
Перцептивный уровень переработки
Нет эмоции
Обозначает ли это слово болезнь?
Семантический уровень переработки
Нет эмоции
Умер ли кто-либо из ваших близких родственников от этой болезни?
Смысловой (самоотнесения) уровень переработки
Эмоция
       Уровневыетеории функционирования эмоций хорошо предсказывают, насколькочеловек будет эмоционально вовлечен в ту или иную ситуацию. Они фиксируют известное явление: эмоции играютзначительную регулятивную роль в протекании познавательных процессов только тогда,когда человек сталкивается не с сухой, безличной информацией, а с тем, что касаетсяего персонально, задевает за «больное».
Опросник  «САН»
       Этот бланковый  тест  предназначен для    оперативной  оценки самочувствия, активности  и  настроения (по  первым  буквам этих  функциональных  состояний и  назван  опросник).
       Сущность оценивания  заключается  в  том,что  испытуемых  просят соотнести  свое  состояние с  рядом  признаков по  многоступенчатой  шкале. Шкала эта  состоит  из индексов  (3 2 1 0 1 2 3)  и  расположена   между тридцатью  парами  слов  противоположного  значения, отражающих  подвижность, скорость  и   темп  протекания функций  (активность), силу,здоровье, утомление  (самочувствие), а  также характеристики  эмоционального  состояния (настроение). Испытуемый  должен  выбрать  и отметить  цифру, наиболее  точно отражающую  его  состояние в  момент  обследования.
       При обработке  эти  цифры  перекодируются  следующим  образом: индекс  3, соответствующий  неудовлетворительному  самочувствию, низкой  активности и  плохому  настроению, принимается  за 1  балл; следующий  за  ним  индекс 2 – за  2; индекс  1 – за 3 балла  и  так  одиндекса  3  с противоположной  стороны  шкалы, который  соответственно  принимается за  7  баллов (надо учитывать, что  полюса  шкалы постоянно  меняются).
       Итак, положительные  состояния всегда  получают  высокие баллы, а  отрицательные  низкие. По этим  «приведенным»  баллам и  рассчитывается  среднее арифметическое  как  в целом, так  и  отдельно по  активности, самочувствию  и настроению.
       Следует


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.