Содержание
Введение……………………………………………………………………………....2
Социальная психофизиология……………………………………………………….2
Вторая сигнальная система…………………………………………………………..4
Влияниесоциальной изоляции на развитие психических функций ребенка………..7
Психическое состояние человека в условияхгеографической изоляции…….11
Заключение………………………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………………………………14
Введение
Социальнуюадаптацию следует рассматривать в контексте такого понятия, как социализация – процесс усвоения и воспроизводствасоциально-культурных норм, правил и образцов поведения, а также самоизменение,саморазвитие личности в том обществе, в котором человек живёт.
Сущностьсоциализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека вусловиях конкретного общества.
Приспособление(соц. адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта исоциальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданийсоциальной среды по отношению к человеку с его установками и социальнымповедением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями ис реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результатстановления индивида социальным существом.
На стадии адаптации,которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объектобщественных отношений, на которого направлено громадное количество усилийродителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребёнка. На этойстадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковымисистемами, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролямичеловека, собственно, обучается быть личностью.
Социальная психофизиология.
Социальная психофизиология изучает поведение как результатвзаимодействия биологических и социальных факторов. Поведение человекаформируется в течение жизни на основе обучения и приобретенияопределенных навыков под влиянием социальной среды, культуры и традиций общества, ккоторому принадлежит субъект. Вместе с темоно имеет и свои биологические корни, психофизиологические механизмы, которыеявляются промежуточной переменной междувоздействием социума и поведением человека.
Биологическиефакторы, влияющие на социальное поведение человека, выявляются уже при изучениизоосоциального поведения животных.Существует группа зоосоциальных рефлексов, которые могут быть реализованы только через взаимодействие с другими особями своего вида.
Одной из важныхбиологических потребностей, определяющих зоосоциальные отношения животных,является потребность в привязанности,в социальномконтакте, в общении. Наиболее фундаментальнаясоциальная связь — это отношения матери и ребенка.
Многие авторы полагают, что вонтогенезе человека огромное значение при принадлежит явлениям, сходным с феноменами импринтинга уживотных. Эти критические периоды играют чрезвычайно важную роль в процессе овладения языком. Новейшие исследования человекообразных обезьян вполевых условиях, равно как инаблюдения за детьми, показали, что навыки агрессивного поведения приобретаются в раннем возрасте путем подражания действиям взрослых.
Среди факторов,особенно неблагоприятных для формирования личности, одно из первых мест занимаетраннее отделение от матери, и в известной мере от сверстников. Даже у животныхнаблюдается отклонение от должного поведения в результате изоляции в раннемвозрасте.У обезьян, лишенных общения в период от третьего до шестого месяцев послерождения, возникают отклонения,необратимые до конца жизни, отсутствовала взаимная чистка шерсти, хотя они продолжали чиститьсобственный шерстяной покров. Эти фактыпоказывают, что изоляция сказывается нена моторике, а на организации общения между особями.
Английскийпсихиатр Джон Боулби полагает, что отчуждение от матери (точнее: от человекане столько кормящего, сколько ласкового, внимательного, доброго) опасно по крайнеймере до трех лет. Трех месяцев «лишения любви» достаточно для того, чтобы впсихике ребенка произошли изменения, которые нельзя полностью устранить.Изоляция в раннем детстве ведет к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, ипостепенной уязвимости, к нервному напряжению, усилению агрессивности.
Характер контактов, общение в раннемдетстве существенно влияют на их социализацию в зрелом возрасте. Привоздействии отрицательных эмоциональных факторов(голод, страх, боль)усиливается потребность в социальном контакте. На этом фоне ускоряются процесссоциализации и формирование привязанности.
Втораясигнальная система.
Поведениеживотных и человека настолько сильно отличается, что у человека, по-видимому,должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы,которые и определяют особенности его поведения.
Для различениявысшей нервной деятельности животных и человека И.П. Павлов ввел понятияпервой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психическогоотражения действительности.
Единственнаясигнальная система у животных и первая у человека обеспечивают отражениедействительности в виде непосредственных чувственных образов. Это «то, что мыимеем в себе как впечатление, ощущение и представление от окружающей внешнейсреды, как общеприродной, так и нашей социальной, исключая слово,слышимое и видимое»
Специфическиеособенности высшей нервной деятельности человека представлены второй сигнальнойсистемой, которая возникла в результате развития речи как средства общения между людьми впроцессе труда. «Слово сделало нас людьми», — писал П. Павлов. Развитие речипривело к появлению языка как новой системы отображения мира. Втораясигнальная система представит новый принцип сигнализации. Она сделалавозможным отвлечение и обобщение огромного количества сигналов первойсигнальной системы. Вторая сигнальная система оперирует знаковыми образованиями(«сигналами сигналов») и отражает действительность в обобщенном и символьномвиде. Центральное место во второй сигнальной системе занимает речеваядеятельность, или речемыслительныепроцессы.
Слово, обозначающее предмет, неявляется результатом простой ассоциации потипу «слово — предмет». Связи слова с предметом качественно отличаются от первосигнальных связей. Слово, хотя и является реальным физическим раздражителем(слуховым, тельным,кинестетическим), принципиально отличается от них тем, что в нем отражаются не конкретные, анаиболее существенные свойства предметов и явлений. Поэтому оно иобеспечивает возможность обобщенного иотвлеченного отражения действительности.
Втораясигнальная система охватывает все виды символизации. Она использует нетолько речевые знаки, но и самые различные средства, включая музыкальные звуки,рисунки, математические символы, художественные образы, а также производные отречи и тесно с ней связанные реакции человека, например мимико-жестикуляционные иэмоциональные голосовые реакции, обобщенные образы, возникающие на основе абстрактныхпонятий, и т.п.
В основе процессамышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры большихполушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. Воснове мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихсяна первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в кореголовного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения междупредметами. Отражение связей и отношений между предметами становится возможнымпотому, что слова, как указывал И. П. Павлов,представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что,по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другимисловами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенногоотражения окружающего мира.
Мышлениевзрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может нивозникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслимсловами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышлениепроисходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькимиязыками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данныймомент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Специальными приборами можнозарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка,гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например,при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющиедаже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.
Иногда может показаться, что мысльсуществует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Ноэто означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, асмутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словеснойформулировкой.
Неправильно и противоположное мнение отом, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление — это речь,лишенная звучания «речь минус звук», а речь—«озвученное мышление». Это мнениеошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языкахсотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы(слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ»,«реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли,разные понятия.
Возникновение речи и связанного с нейчеловеческого сознания принципиально изменяют возможности человека. Кодированиемира внутренних переживаний абстрактными символами делает доступным этот мир сего мыслями чувствами для других людей, создавая единое духовное пространство,открытое для общения и накопления знаний. Сознание, как опыт научного познанияпоказывает, что сложное, как правило, не возникает из ничего, а происходит врезультате эволюции от своего более простого предшественника. Можно поэтомупредполагать, что сознание человека имеет своих предшественников в виде болеепростых психических проявлений, таких, например, как ощущение и эмоции,свойственные и животным. В этом раскрывается связь первой и второй сигнальныхсистем.
С мышлением и речью тесно связаносознание. По определению П.В.Симонова, сознание представляет собой знание,которое в абстрактной форме может быть и передано другим людям. Оно возникло впроцессе эволюции на базе потребности к общению, передачи знаний и объединенияусилий высокоорганизованных членов сообщества, какими являлись наши предки.
Непосредственная связь сознания с речьюпоказана в исследованиях на людях, выходящих из состояния комы. В этом случаеречевой контакт с больным, что, как известно клиницистам, является важнымпризнаком возвращения сознания, совпадает с образованием когерентных связеймежду электрической активностью гностических(теменно-височных) имоторно-речевых(нижнелобных) отделов левого полушария. Передача сигналов намоторные речевые центры считается решающим условием для перехода отбессознательных к осознаваемым формам восприятия внешних сигналов.
Развитие детской речи до трех лет традиционноделится на три основных этапа:
1. доречевойэтап(первый год жизни), разделяемый в свою очередь на период гуления и периодлепета.
2. этап первичногоосвоения языка(дограмматический, второй год жизни)
3. этап освоенияграмматики(третий год жизни)
(Вторая сигнальная система дана человекуот рождения, но её надо развивать по человеческому типу, т.е. она формируетсяпод действием внешних факторов. С середины ХХ века изолированный человекоказался объектом неослабевающего интереса широкого круга психологов,психиатров, физиологов, социологов и предметом специальной областиэкспериментальных исследований.
Влияние социальной изоляции на развитиепсихических функций ребенка. Образ человека, вскормленного зверем,но в то же время не потерявшего качества психики, присущие человеку, мы находимв легенде об основателях Рима. Согласно преданию, Ромул и Рем были вскормленыволчицей. В основу легенды, по-видимому, были положены достоверные факты,которые были известны в Др.Риме о вскармливании детей животными.
Пытливые умычеловечества издавна задавали себе вопрос: разовьются ли у человека речь иумственные способности, если он со дня рождения будет расти в полной изоляцииот других людей?
На поставленныйвопрос ответила сама жизнь. Так, французский философ Этьен Кондильяк в 1754году описал литовского мальчика, который жил среди медведей. Когда мальчиканашли люди, он не проявлял никаких признаков разума, не умел говорить и ходилна четвереньках.
Прошло немаловремени, пока мальчик научился понимать человеческую речь и разговаривать, нотогда оказалось, что он ничего не может вспомнить о своей прежней жизнисреди животных.
Случаи, когдадетей вскармливали животные, были известны не только в Литве, но и вШвеции, Бельгии, Германии, Голландии, Ирландии и Франции. Все дети, жившие средизверей, издавали нечленораздельные звуки, не умели ходить на ногах, обладали большой мышечнойсилой и ловкостью, быстро бегали. Зрение, слух и обоняние у них были хорошо развиты.
В XVIIIвеке великий естествоиспытатель Карл Линней, впервыеотважившийся включить вид «разумного человека» в систему животных, выделил вкачестве вариации этого вида «человека одичавшего». В эту вариацию он включил всеизвестные к тому времени случаи, когда дети человека были вскормлены внечеловеческой среды дикими животными. Хотя Линней и не помышлял о сущностискачка, который отделяет человека от животных, но, обобщив известные емуслучаи, пришел к выводу, что у одичавшего человека не развита не только речь, но иотсутствует человеческое сознание.
Случаи воспитания детей животными внастоящее время описаны достаточно широко (А.Тамбиен, 1968; Б. Ф. Поршнев, 1955;Л. Малахова, 1955 и др.). Для иллюстрацииприведем несколько случаев, наблюдавшихся в XXвеке.
В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двухдевочек. Одной из них на вид было лет 7—8, другой — года 2. Девочек отправили в воспитательный дом. Сначала они ходили ибегали только на четвереньках, причем только в ночное время, а в течение дня спали, забившись в угол и прижавшись друг к другу, как щенята. Младшаядевочка вскоре умерла, а старшая, ее назвалиКамалой, прожила около 10 лет. Всеэти годы Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Она длительное время ходила начетвереньках, опираясь на руки и колени, а бегала, опираясь на руки и ступни.Пила она лакая, а мясо ела только спола, из рук не брала. Когда к ней подходиливо время еды, она пo-волчьи скалила зубы и рычала. Камала хорошо виделав темноте и боялась сильного света и огня. Днём она спала, сидя на корточках в углу, лицом к стене.Одежду с себясрывала и даже в холодное время сбрасывала одеяло.
Через 2 года Камала научилась, ито плохо, стоять. Через 6 лет она начала ходить, но бегала по-прежнему начетвереньках. В течение 4 лет она выучила только 6 слов, а через 7 лет — 45 слов. В дальнейшем лексикойКамалы расширился до 100 слов. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты инаучилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно 17-летнего возраста, Камала но уровнюумственного развития напоминала 4-летнего ребенка.
В горах Качар в Индии жителидеревушки убили в берлоге двух детенышей леопарда, а через 2 дня самка леопардапохитила близ деревушки 2-летнего мальчика. Через 3 года, в 1923 г., охотникиубили самку леопарда и в ее берлоге с двумя ее маленькими детенышамиобнаружили 5-летнего мальчика. Передвигался он только на четвереньках, по оченьбыстро. Мальчик свободно ориентировался в джунглях. На ладонях и коленях у негообразовались мозолистые затвердения, а пальцы его ног были согнуты почти подпрямым углом по отношению к подошвам. Мальчик был покрыт рубцами и царапинами.Бросался на кур, которых рвал на части и пожирал с необычайной быстротой. Через3 года мальчик научился стоять вертикально, однако по-прежнему передвигался начетвереньках. Какая-то болезнь глаз,перешедшая в слепоту, затруднила его «очеловечивание». Вскоре мальчик умер.
В 1956г., опять-таки вджунглях Индии, был найден мальчик, проживший предположительно б или 7 лет вволчьей стае. Ему было лет 9, но по уровню умственного развития он походил на9-месячного ребенка. Мальчик, получивший ими Лакнау Раму, только после4-летнего пребывания в госпитале под постоянным наблюдением врачей стал времяот времени передвигаться в вертикальном положении и избавился от закрепившейсянеподвижности в луче-запястных и голено-стонных суставах. Очень медленно онпривыкал к обычной человеческой пиши, отвыкая от сырого мяса.
Случаи с детьми, воспитаннымиживотными и содержащимися в изоляции, убедительно свидетельствуют о том, чтофизическое и психическое развитие человека протекает неодинаково. Эти редкиефакты дают исходную позицию для понимания скачка от животного, даже самоговысшего, к человеку. Хотя мозг человека анатомически несравненно выше развит исложнее функционирует, чем мозг любого из животных, но в нем только таитсявозможность человеческого мышления и сознания.
Процесс социализации — вхождения всоциальную среду, приспособление к ней, освоение определенных социальных ролейи функций — вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельныйиндивид на протяжении всей истории своего формирования и развития. У ребенка,изолированного от общества людей, не развивается абстрактное мышление,сознание и самосознание. В условиях изоляции у него нет возможностиинтериоризировать общественные отношения и превратить их в высшие психическиефункции.
Из приведенных фактов видно и то, что все дикие дети,вернувшись в общество людей, благодаря воспитанию достигли того, чтонедостижимо для их приемных родителей. Но в то же время ни один из таких детейне достиг в своем психическом развитии того, что достижимо для каждогочеловека при обычном воспитании. Так, Камале понадобилось несколько лет, чтобызапомнить несколько десятков слов и научиться ходить. Мальчик, воспитанный вволчьей стае, в зоопарке направлялся прямо к волкам, рвался к ним в клетку иникак не хотел уходить от них. Никто из «диких» детей так и не сталпо-настоящему человеком. Их удалось довести в процессе воспитания лишь до уровняслабоумных представителей рода человеческого.
Из этих жестоких экспериментов природыи людей отчетливо видно, что развивающийся человек только в определенномпериоде способен к воспитанию. «Врастание ребенка в цивилизацию,— писал Л. С.Выгодский,— обусловлено созреванием соответствующих функций и аппаратов. Наизвестных стадиях своего биологического развития ребенок овладевает языком, если его мозг и аппаратразвиваются нормально. На другой, высшей, ступениразвития ребенок овладевает десятичной системой счета и письменной речью, еще позже — основными арифметическими операциями. Эта связь, приуроченность той или иной стадии илиформы развития к определенным моментам органического созреваниявозникала столетиями и тысячелетиями ипривела к такому сращиванию одного и другого процессов, что детская психология перестала различать один процесс от другого и утвердилась в той мысли,что овладение культурными формамиявляется столь же естественнымсимптомом органического созревания, как те или иные телесные признаки»
Таким образом,наследственность и воспитание идут навстречу друг другу и, встречаясь,рождают такие свойствачеловеческой психики, какие ни наследственность без воспитания, ни воспитание без наследственности породить не в силах. Результат такой встречи долженсостояться только в определенноевремя. В ранние «критические периоды» развертывания анатомо-физиологических возможностей закладывается, очевидно,глубокий фундамент психическихвозможностей человека, способностей,влечений и отношения к миру.
Наследственныевозможности мозга подрастающего человека очень гибки, они допускают какбы выбор из многих вариантов. Научившись рычать по-волчьи, усвоив повадки«приемных родителей», ребенок человека вырабатывает не свойственный людямстереотип. И чем он дольше, тем труднее становится перевоспитание, темустойчивее стереотип. Затем наступают необратимые изменения впсихике человека.
Рождаясь и попадая в человеческоеобщество, ребенок сразу уходит от звериногопрошлого. Это общество в лице родителей, воспитателей, товарищей как бы за руку выводит ребенка в люди. Когда этого не случается, он остается за порогом человечества иуподобляется своим животным предкам.
Не менееинтересна проблема изменения психических функций у человека, с детства воспитанногов обществе, по на длительное время попадающего в изолированные условия жизни.
Психическоесостояние человека в условиях географической изоляции.
На страницахжурналов и газет порой мелькают сенсационные сообщения о том, что какой-либочеловек, проживший годы в вынужденном или добровольном отшельничестве,утратил человеческую речь, человеческое сознание и деградировал до уровняживотных. Но обратимся к анализу таких случаев.
Знаменитый роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», написанный в 1719 г., невыдуман. Прототипом Робинзона был шотландский моряк Селкирк, который за неподчинение капитану в 1704 г.был высажен па необитаемыйостров Хуан-Фернандес, находящийся у берегов Чили, и прожил там в одиночестве 4 года 4 месяца.
У Селкирка были одежда, «кровать» (в виде гамака), ружье,порох, пули, табак, кроме того, инструменты — топор, нож, котелок и огниво. Остров изобиловалпресной водой,лесами, в водоемах водились раки, омары, рыба. На острове росли без всякого ухода, посеянные когда-то каким-то экипажемсливы, репа, капуста, перец стручковый и черный. В лесу обитали козы, кролики, птицы и другие животные. Ксчастью, на острове не было ни ядовитых животных, ни москитов, ни хищников. К берегу периодически прибивало бочки с разбитых кораблей, из обручей этих бочек Селкиркделал иголки, ножи и другие инструменты.
Завремя, проведенное на острове, Селкирк стал похож на первобытного человека. Но все это время он не терял надежды вернуться на родину и ради этогоупорно боролся за жизнь. Случайнопроходивший мимо острова корабльподобрал матроса и привез его в Англию.
История, произошедшая на 65 лет раньше с предшественникомСелкирка Педро Серрано, прожившим в одиночестве 7 лет, была более прозаичной. Корабль, на котором служил Серрано, затонулнедалеко от берегов Перу. Весь экипаж погиб. Только Серрано на обломке мачты выбросило на голыйпесчаный остров длиной около 8 км. Матрос оказался в бедственном положении: у него оставались только штаны,рубашка и нож.
На острове не было растительности. Бродя вдоль берега, Серрано нашел только сухиеводоросли и обломки деревьев,выброшенные на остров волнами. Хотелось пить. Серрано был близок к отчаянию, но, заметив черепах, он перерезал им горло ивыпил их кровь. Достав со дна морянесколько камушков, Серрано использовал ихкак кремень. Сухие водоросли и обломки деревьев послужили ему топливом. Огонь был необходим ему не только для приготовления еды, но главным образом для привлечения внимания проходящих кораблей.
На 4-м году жизни на острове у Серрано появился товарищ по несчастью. Интересно, что, впервые увидев на острове человека, Серрано подумал, что этонаваждение. Новый обитатель островапри виде Серрано испугался ибросился бежать, приняв Серрано за гориллу. Серрано в свою очередь начал молиться. Услышав молитву, незнакомец вернулся к Серрано ирассказал, что корабль, на котором онплыл, сел на мель и разбился.
Вначалеэти два матроса жили дружно, но потом, переставтерпеть друг друга, стали жить в разных концах острова. По-видимому, проявилась групповая несовместимость. Через 7 лет к острову приблизился корабль, на который и были приняты оба матроса. Спутник Серрано не вынес волнений и умер на борту корабля. Серрано прибыл в Испанию.
Ещеодна история. В 1809 г. бриг «Негоциатор» во времябури натолкнулся на айсберг и затонул. В живых остался только один матрос Даниель Фосс, который выплыл на остров, напоминающий каменный брусок. УФосса был нож.
Оннашел весло, выброшенное волнами, и стал им убивать тюленей, мясо которых сушилна солнце. Матрос построил себе из камнейдом. Одежду шил из тюленьих шкур.Свое весло он превратил в своеобразный дневник, испещряя его мелкими буквами.Случайно оказавшийся вблизи островакорабль принял пострадавшего па борт. Даниель Фосс захватил с собой единственное, чем дорожил,— весло, своеобразнуюлетопись 6-летнего пребывания накаменном острове.
Педро Серрано, Александр Селкирк иДаниель Фосс не исчерпывают список«робинзонов», проведших долгие годына суровых островах. Список можно было бы умножить. Необходимо отметить, что из рассказов «одичавших людей» можно было узнать об их жизни не только из далекого прошлого, но и о том, как онижили в одиночестве, какие происшествия привели их на тот или другой остров. Уже это обстоятельствополностью опровергает версию о бессловесностии беспамятстве таких людей. Беспамятство по всей вероятности, отмечалось втех случаях, когда у человека, находившегося в тяжелых условиях одиночества, возникало психическое заболевание.
В известныхнауке случаях крайне длительной географической изоляции у таких людей через3—5 лет исчезали цивилизованные обычаи, манеры и вкусы, такие люди терялиспособность бегло разговаривать. Память у них слабела, уменьшалась ихспособность к абстрактному мышлению. Интересы и перспективы их деятельности сужались.Силы ума в основном были направлены нафизическоесамосохранение.
В целом, еслиизменения в психике не носили патологического характера, то люди, пробывшиедлительное время в географической изоляции и вновь оказавшиеся в нормальныхусловиях жизни, довольно быстро возвращаются к своему прежнему психическомусостоянию.
Заключение
Из всего вышесказанного следует, что для формирования полноценной, развитой личностинеобходим на ранних этапах развития(до 3-х лет) постоянный контакт с особямиопределенного вида. В частности, человеку для нормального формирования речи,которая тесно связана с способностью мышления, для формирования второйсигнальной системы по человеческому типу необходим контакт с людьми. Именно вэтот период идет «закладка» будущего социального отношения, в целом определениечеловека как личности. Процесс социализации, социальной адаптации происходитуспешно, если изначально был заложен «фундамент», на котором в дальнейшем будетусложнятся и развиваться личность.
Список использованнойлитературы:
1. АлександроваЮ.И. (Под ред.) Основы психофизиологии. М.,1997
2. Батуев А.С.Высшая нервная деятельность. М.-СПб., 1991
3. Гальперин С.И.Анатомия и физиология человека. М.,1969
4. Данилова Н.Е.Психофизиология. М., 1998
5. КузнецовО.Н. «Психология и психопатология одиночества» М.1972
6. Симонов П.В. «Высшая нервнаядеятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты» М.1975