Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений

Предмет и методы психологии
                   Общее понятие о психике
              Классификация психических явлений

   Предмет и методы психологии
   Психология — наука об общих психическихзакономерностях взаимодей-
ствия человека сосредой.
   Психология изучает, каким образом внешнеевоздействие переходит во
внутреннее,психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
   Психология изучает общие закономерностипсихических процессов и
своеобразие их протеканияв зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологическихособенностей человека.
   Методы психологии:
1) естественный илабораторный эксперимент;
2) наблюдение;
3) исследованиепродуктов деятельности человека;
4) метод тестов ианкетирования.
   Для исследования той или инойпсихологической проблемы используется
соответствующаясистема приемов и правил исследования — методика конк-
ретногоисследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального
приема исоответствующего материала, выделение контрольных и экспери-
ментальных групписпытуемых, определение содержания серий эксперимен-
та,статистическая и теоретическая обработка экспериментального мате-
риала и т.п.).
   Основные теоретические принципы психологии:
1) признаниедетерминированности психических явлений материальной дей-
ствительностью;
2) генетическийподход к психическим явлениям, исследование их в раз-
витии;
3) изучениепсихики человека во взаимосвязи биологических и социальных
факторов;
4) признаниенеразрывной взаимосвязи психики и деятельности.
   Научное понимание психики человека возможнолишь при целостном рас-
смотрениисовокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных
сторон психикиприводит к ошибочным концепциям и теориям.

                        Общее понятие о психике
   Психика — функция мозга, заключающаяся вотражении объективной дей-
ствительности видеальных образах, на основе которых регулируется жиз-
недеятельностьорганизма.
   Изучением мозга занимаются различные науки.Его строение исследует
анатомия, а егосложную деятельность с различных сторон изучают нейро-
физиология,медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.
   Психология изучает то свойство мозга,которое заключается в психи-
ческом отраженииматериальной действительности, в результате которого
формируютсяидеальные образы реальной действительности, необходимые
для регуляциивзаимодействия организма с окружающей средой.
   Основным понятием психологии являетсяпонятие психического образа.
   Психический образ — целостное, интегративноеотражение относительно
самостоятельной,дискретной части действительности; это информационная
модельдействительности, используемая высшими животными и человеком
для регуляциисвоей жизнедеятельности.
   Психические образы обеспечивают достижениеопределенных целей, и их
содержаниеобусловливается этими целями. Наиболее общим свойством пси-
хических образовявляется их адекватность действительности, а всеобщей
функцией — регуляция деятельности.
   Психическое отражение мира человеком связанос его общественной
природой, оноопосредуется общественно выработанными знаниями. Психи-
ка, какотражательная способность есть и у животных. Но высшей формой
психики являетсясознание человека, которое возникло в процессе об-
щественно-трудовойпрактики. Сознание неразрывно связано с языком,
речью. Благодарясознанию человек произвольно регулирует свое поведе-
ние.
   Сознание не фотографически отражает явлениядействительности. Оно
вскрывает объективныевнутренние связи между явлениями.
   Содержанием психики являются идеальныеобразы объективно существую-
щих явлений. Ноэти образы возникают у различных людей своеобразно.
Они зависят отпрошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психи-
ческого состоянияи т.д. Иначе говоря, психика — это субъективное от-
ражениеобъективного мира. Однако субъективный характер отражения не
означает, что этоотражение неправильно; проверка общественно-истори-
ческой и личнойпрактикой обеспечивает объективное отражение окружаю-
щего мира.
   Итак, психика — это субъективное отражениеобъективной действитель-
ности в идеальныхобразах, на основе которых регулируется взаимодейст-
вие человека свнешней средой.
   Содержание психики включает в себя не толькопсихические образы, но
и внеобразныекомпоненты — общие ценностные ориентации личности, смыс-
лы и значенияявлений, умственного действия.
   Психика присуща человеку и животным. Однакопсихика человека, как
высшая формапсихики, обозначается еще и понятием «сознание». Но поня-
тие психики шире,чем понятие сознания, так как психика включает в се-
бя сферуподсознания и надсознания («Сверх-Я»).

               Классификация психическихявлений
   Все психические явления делятся на тригруппы:
1) психическиепроцессы;
2) психическиесостояния;
3) психическиесвойства личности.
   Психический процесс — это акт психическойдеятельности, имеющий
свой объектотражения и свою регуляционную функцию.
   Психическое отражение — это формированиеобраза тех условий, в ко-
торыхосуществляется данная деятельность. Психические процессы — это
ориентировочно-регулирующиекомпоненты деятельности.
   Психические процессы подразделяются напознавательные (ощущение,
восприятие,мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.
   Вся психическая деятельность человека — этосовокупность познава-
тельных, волевыхи эмоциональных процессов.
   Психическое состояние — это временноесвоеобразие психической де-
ятельности,определяемое ее содержанием и отношением человека к этому
содержанию.
   Психические состояния являются относительноустойчивой интеграцией
всех психическихпроявлений человека при определенном его взаимодейст-
вии сдействительностью. Психические состояния проявляются в общей ор-
ганизованностипсихики.
   Психическое состояние — это общийфункциональный уровень психичес-
кой активности взависимости от условий деятельности человека и его
личностныхособенностей.
   Психические состояния могут быть кратковременными,ситуативными и
устойчивыми,личностными.
   Все психические состояния подразделяются начетыре вида:
1. Мотивационные(желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
2. Эмоциональные(эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на
явлениядействительности, настроение, конфликтные эмоциональные сос-
тояния — стресс,аффект, фрустрация).
3. Волевыесостояния — инициативности, целеустремленности, решитель-
ности,настойчивости (их классификация связана со структурой сложного
волевогодействия).
4. Состоянияразных уровней организованности сознания (они проявляются
в различныхуровнях внимательности).

                                          Система психических явлений
                            Психическиепроцессы
                  целостные акты психическойдеятельности,
            отличающиесяотражательно-регуляционной спецификой

  Познавательные — ощущение, восприятие,мышление, воображение, память
                                Эмоциональные
                                   Волевые
     Психические состояния                 Психические свойства
 текущее своеобразие психической   типичное для индивида своеобразие
 деятельности (псих. процессов),   его психической деятельности
 обусловленное содер. (объектом)               Темперамент
 деят. и его личностной значим.    — индивидуальные особенности псих.
                                  деятельности, обусл. врожденным
           Мотивационные           типом высшей нервной деятельности,
 актуализированные потребности     динамика реал. психических процессов
 и их модификации: установки,      (сангвиники, холерики, флегматики,
 интересы, желания, стремления.    меланхолики)
 влечения, страсти                            Направленность
           Эмоциональные           — иерархия потребностей и устойчивых
 эмоциональный тон ощущений,       мотивов повед., ценностных ориентаций
 эмоциональный отклик, настроение, и установок
 стресс, аффект, фрустрация                      Характер
              Волевые              — обобщенные способы поведения,
 инициативность, решительность,    тип адаптации к среде
 целеустремлен., настойч. и др.                 Способности
      Уровни организованности      — психофизиологические регуляционные
 психической деятельности          возможности, проявляющиеся
 (внимание)                        в конкретных видахдеятельности
              
                             Регуляциядеятельности

   Психические свойства личности — типичные дляданного человека осо-
бенности егопсихики.
   К психическим свойствам личности относятся:
1) темперамент;2) направленность; 3) способности и 4) характер.
   Личность — индивид, включенный вобщественные отношения, это со-
циальное качествочеловека, тогда как индивид — это отдельный предста-
вительбиологического рода homo sapiens (таковым является новорожден-
ный).
   Каждая личность имеет неповторимые сочетанияпсихических особеннос-
тей — психическийсклад; это и составляет ее индивидуальность.
   Понятие «человек» более широкое,чем понятие «личность». Оно вклю-
чает в себя ипонятие «индивид», и понятие «личность».
   Психические процессы, состояния и свойствачеловека — это единое
проявление егопсихики.
   И исходным психическим образованием, проявляющимсяи в свойствах
личности, и вразличных психических состояниях, являются психические
процессы.

                  Возникновение и развитиепсихики
                Развитие психики в процессеэволюции
   Психика возникла на определенном этапе развитияжизни как механизм
активноговзаимодействия живых существ с окружающей средой.
   По мере эволюционного развития у животныхформируется специальный
орган психики — нервная система, обеспечивающая отражение окружающего
мира и регуляциюповедения.
   Первоначальной формой психического отраженияи регуляции поведения
являютсяинстинкты.
   Инстинкты — комплекс врожденных реакций,стимулом для которых явля-
ются отдельныебиологически значимые свойства окружающей среды. Этот
этап развитияпсихики называется еще и этапом элементарного анализа.
   Паук, сидящий в паутине, набрасывается назапутавшуюся в ней муху.
Сигналом,вызывающим реализацию этой программы действия, является виб-
рация. Достаточноприложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук
высунулся изгнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою
жертву,набрасывается лишь на летающую мошку — сигналом к ее действию
являетсямелькание.
   С развитием коры головного мозга появилисьновые, индивидуально-из-
менчивые формыповедения, основанные на образно-концептуальном отраже-
нии окружающегомира.
   Поведение высокоорганизованного животногорегулируется психическим
образомконкретных условий среды.
   У высокоорганизованных животных наряду синстинктами возникает спо-
собностьситуативного, предметного отражения действительности, способ-
ность отраженияотношений, связей между элементами данной ситуации, на
основе чеговырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные
приобретаютиндивидуальные навыки (закрепленные в идивидуальном опыте
действия, которыедают положительный эффект в определенных ситуациях).
Наиболеевысокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.)
способны даже наотдельные интеллектуальные действия.
   В чем своеобразие психики животных?
   В опытах исследователей на глазах у голоднойобезьяны в ящик с
плотнозакрывающейся крышкой помещался банан. В боковой стенке ящика
имелосьтреугольное отверстие, через которое крышку можно было отк-
рыть. Рядом сящиком было положено несколько палок с различными сече-
ниями: круглым,квадратным, прямоугольным и треугольным. После дли-
тельныхманипуляций, различных проб, перебирая палки наугад, обезьяна
открывала ящикпалкой с треугольным сечением. Однако, когда опыт пов-
торялся, обезьянаникогда не брала сразу нужную палку, все начиналось
сначала. Междутем в аналогичном опыте ребенок во втором случае сразу
берет палку стреугольным сечением. Это свидетельствует о том, что
обезьяна невычленяет, не абстрагирует треугольную форму отверстия в
ящике итреугольную форму сечения палки, не соотносит эти общие
свойства.Животные лишены абстрагирующей деятельности. Они не отражают
постоянногозначения вещей.

                        Психика человека.
               Сознание как высшая форма психики
   Основной признак психики человека состоит втом, что кроме наслед-
ственных и личноприобретенных форм поведения человек владеет принци-
пиально новым,важнейшим средством ориентировки в окружающей действи-
тельности — знаниями, которые представляют собой концентрированный
опытчеловечества, передаваемый посредством речи.
   «Сознание» буквально и означает«совокупность знаний».
   Психика человека формируется и постояннообогащается в условиях со-
циальногоокружения, в процессе усвоения социального, общественного
опыта. Еслиживотное, выращенное в искусственных, изолированных усло-
виях, сохраняетвсе свои видовые качества, то человек без социального
окружения неприобретает никаких человеческих качеств.
   В истории отмечено около 40 случаев, когдадети с раннего возраста
вскармливалисьживотными. Они не обнаруживали не только признаков соз-
нания (у нихполностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого
физическогосвойства человека, как вертикальное положение тела при
ходьбе.
   С переходом от животного существования кчеловеческому обществу
возникло двановых фактора формирования психики человека: это общест-
венный труд,употребление орудий труда и общение с помощью слова.
   С возникновением прямохождения у человекаосвободилась рука, расши-
рился кругозор,возникли условия для интенсивного развития его ориен-
тировочнойдеятельности. Это привело к возникновению орудий труда,
трудовогопроцесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий
труда, черезкоторые из поколения в поколение передаются трудовые опе-
рации.
   Изготовление самого простого орудия труданеизбежно требует таких
сознательныхдействий, как предварительное представление его функций,
формы, свойств материала.Действия по изготовлению орудия должны пла-
нироваться вопределенном порядке. Они должны осознаваться и запоми-
наться дляповторного его изготовления.
   Изготовление орудий труда связано смысленным расчленением целого
на части(анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств пред-
мета, а также смысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в
представляемыецелостные орудия. Совершенствование трудовых процессов,
изготовление всеболее и более сложных орудий труда было связано с со-
вершенствованиеманалитико-синтетической деятельности коры головного
мозга человека;совершенствовалось и орудие этой деятельности — речь.
   Общественная организация трудовойдеятельности привела к выделению
отдельныхдействий, которые приобретают смысл только через работу дру-
гих людей. Так, втруде возникают сознательные действия, оторванные от
непосредственнойбиологической цели, формируется абстрактное мышление
человека, еговоля.
   В процессе формирования психики человека еговнешние физические
действия сматериальными объектами предшествуют формированию внутрен-
них психическихдействий. Лишь на основе действия с материальными
предметамичеловек постепенно переходит к оперированию их идеальными
образами, кдействиям в уме. Этот переход от внешних действий к внут-
ренним действиямназывается интериоризацией («превращение во внутрен-
нее").Благодаря способности действовать с психическими, идеальными
образамипредметов человек начинает моделировать различные отношения
между объектами,предвидеть результаты своих действий. Интериоризация
осуществляется насловесной, речевой основе. Слово используется и как
средствообозначения объектов и как символ их общих, существенных
свойств.
   Сформировавшись на основе внешних действий,умственные действия са-
ми начинаютрегулировать внешние действия. Все сознательные действия
человека являютсяэкстериоризацией (внешним проявлением) его внутрен-
ней психическойдеятельности.
   Одной из особенностей психики человекаявляется ее обусловленность
общественнымсознанием.
   К общественному сознанию относятся наука,мораль и право, идеоло-
гия, искусство,религия. Изменения в производстве, в общественных от-
ношениях,отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержа-
нии общественногосознания.
   Существенной особенностью сознания человекаявляется самосознание.
Осознаваяпредметы своей деятельности и свои отношения к другим людям,
человек начинаетосознавать самого себя, выделять себя, свое Я из ок-
ружающего мира.
   Содержанием самосознания является осознаниечеловеком своих физи-
ческих ипсихических свойств, своих действий и поступков, чувств и
стремлений.Выделяя себя из объективной действительности, осознавая
свои достоинстваи недостатки, человек начинает изменять и свою психи-
ку, своеповедение в соответствии с теми требованиями, которые предъ-
являет к немуобщество, и целями, которые он ставит перед собой в про-
цессесамовоспитания.
   Самосознание проявляется в самонаблюдении,критическом отношении к
себе,самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки
и действия.Определенный уровень самосознания — необходимая предпосыл-
ка правомерногоповедения.
   Самосознание — целостное интегративное,концептуальное отражение
человеком своейсобственной личности, это психическая модель своего Я.
Человекнаправляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я-
концепции,которая обусловлена социальными условиями существования ин-
дивида, егосоциальной идентификацией (отнесением себя к определенной
социальнойгруппе).
   Самосознание — социально обусловленнаяустановочная система личнос-
ти, система ееценностно-смысловых образований. На этой основе и осу-
ществляются всеповеденческие акты человека, они приобретают личност-
ное единство — стиль поведения данной личности.
   Итак, психика человека, его сознание — этосистема его психической
саморегуляции,основанная на социально сформированных категориях и
ценностныхориентациях.
   Сознание человека как высшая форма развитияпсихики имеет следующие
существенныеособенности:
1.Категориальность — отражение мира сквозь призму общечеловеческих
знаний и позиций,отражение мира на базе концептуальной схемы.
2. Отражениесущественных, наиболее значимых в данной ситуации взаимо-
связей.
3. Осознаниецелей деятельности, предвосхищение их в системе общечело-
веческих понятийи представлений.
4.Обусловленность индивидуального сознания общественными формами соз-
нания.
5. Самосознание — концептуальная модель собственной личности и пост-
роениевзаимодействий с действительностью на этой основе.
   Все существенные стороны сознанияфункционируют посредством речи.
   Поведение человека определяется не толькоего сознанием. Психичес-
кая самоорганизацияиндивида, его адаптация к внешней среде осуществ-
ляется тремяотносительно автономными уровнями психической регуляции:
1) эволюционносформированным бессознательно-инстинктивным уровнем;
2)подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем; 3)
сознательными,произвольными, логико-семантическими программами. В по-
ведениисоциализированной личности доминируют произвольные, ценностно
категоризированныепрограммы. Два других, низших уровня саморегуляции
в его поведениивыполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и
в условияхдесоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции мо-
гут перейти вавтономный режим функционирования.
   Наличие в психике человека указанных уровнейрегуляции обусловлива-
ет относительнуюсамостоятельность следующих разновидностей человечес-
ких реакций идействий:
1)бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха,
испуга, избежанияфизически опасных ситуаций);
2)привычно-автоматизированные подсознательные действия;
3) сознательные,волевые действия.

                Нейрофизиологические основыпсихики
   Психика является продуктом деятельности корыбольших полушарий го-
ловного мозга.Эта деятельность называется высшей нервной деятельнос-
тью. ОткрытыеИ.М.Сеченовым и И.П.Павловым и их последователями прин-
ципы и законывысшей нервной деятельности являются естественнонаучной
основойсовременной психологии. Прежде чем рассмотреть закономерности
высшей нервнойдеятельности, познакомимся со строением и функцией
нервной системы.

                 Строение и функции нервнойсистемы
   Вся нервная система делится на центральную ипериферическую. К цен-
тральной нервнойсистеме относится головной и спинной мозг. От них по
всему телурасходятся нервные волокна — периферическая нервная систе-
ма. Она соединяетмозг с органами чувств и с исполнительными органами
- мышцами ижелезами.
   Все живые организмы обладают способностьюреагировать на физические
и химическиеизменения в окружающей среде.
   Стимулы внешней среды (свет, звук, запах,прикосновение и т.п.)
преобразуютсяспециальными чувствительными клетками (рецепторами) в
нервные импульсы- серию электрических и химических изменений в нерв-
ном волокне.Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферент-
ным) нервнымволокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются
соответствующиекомандные импульсы, которые передаются по моторным
(эфферентным)нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, желе-
зам). Этиисполнительные органы называются эффекторами.
   Основная функция нервной системы — интеграция внешнего воздействия
с соответствующейприспособительной реакцией организма.
   Структурной единицей нервной системыявляется нервная клетка — ней-
рон. Он состоитиз тела клетки, ядра, разветвленных отростков — денд-
ритов — по нимнервные импульсы идут к телу клетки — и одного длинного
отростка — аксона- по нему нервный импульс проходит от тела клетки к
другим клеткамили эффекторам.
   Отростки двух соседних нейронов соединяютсяособым образованием —
синапсом. Ониграет существенную роль в фильтрации нервных импульсов:
пропускает одниимпульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с
другом иосуществляют объединенную деятельность.
   Центральная нервная система состоит изголовного и спинного мозга.
   Головной мозг подразделяется на ствол мозгаи передний мозг. Ствол
мозга состоит изпродолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг
подразделяется напромежуточный и конечный.
   Все отделы мозга имеют свои функции.
   Так, промежуточный мозг состоит изгипоталамуса — центра эмоций и
витальныхпотребностей (голода, жажды, либидо), лимбической системы
(ведающейэмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществ-
ляющегофильтрацию и первичную обработку чувственной информации).
   У человека особенно развита кора большихполушарий — орган высших
психическихфункций. Она имеет толщину 3-4 мм, а общая площадь ее в
среднем равна0,25 кв.м.
   Кора состоит из шести слоев. Клетки корымозга связаны между собой.
Их насчитываетсяоколо 15 миллиардов.
   Различные нейроны коры имеют своюспецифическую функцию. Одна груп-
па нейроноввыполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного
импульса), другаягруппа осуществляет синтез, объединяет импульсы,
идущие отразличных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные ней-
роны). Существуетсистема нейронов, удерживающая следы от прежних воз-
действий исличающая новые воздействия с имеющимися следами.
   По особенностям микроскопического строениявсю кору мозга делят на
несколькодесятков структурных единиц — полей, а по расположению его
частей — начетыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную.
   Кора головного мозга человека являетсяцелостно работающим органом,
хотя отдельныеего части (области) функционально специализированы
(например,затылочная область коры осуществляет сложные зрительные
функции,лобно-височная — речевые, височная — слуховые). Наибольшая
частьдвигательной зоны коры головного мозга человека связана с регу-
ляцией движенияоргана труда (руки) и органов речи.
   Все отделы коры мозга взаимосвязаны; онисоединены и с нижележащими
отделами мозга,которые осуществляют важнейшие жизненные функции. Под-
корковыеобразования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную де-
ятельность,являются областью тех процессов, которые субъективно ощу-
щаются в видеэмоций (они, по выражению И.П.Павлова, являются «источ-
ником силы длякорковых клеток").
   В мозгу человека имеются все те структуры,которые возникали на
различных этапахэволюции живых организмов. Они содержат в себе
«опыт»,накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это сви-
детельствует обобщем происхождении человека и животных.
   По мере усложнения организации животных наразличных ступенях эво-
люции значениекоры головного мозга все более и более возрастает.
Если, например,удалить кору головного мозга у лягушки (она имеет не-
значительныйудельный вес в общем объеме ее головного мозга), то ля-
гушка почти неизменяет своего поведения. Лишенный коры головного моз-
га голубь летает,сохраняет равновесие, но уже теряет ряд жизненных
функций. Собака судаленной корой головного мозга становится полностью
неприспособленной к окружающей обстановке.
  Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс
- реакцияорганизма на внешнее или внутреннее воздействие при пос-
редствецентральной нервной системы.
   Термин «рефлекс», как ужеотмечалось, был введен в физиологию фран-
цузским ученымРене Декартом в XVII веке. Но для объяснения психичес-
кой деятельностион был применен лишь в 1863 году основоположником
русскойматериалистической физиологии М.И.Сеченовым. Развивая учение
И.М.Сеченова,И.П.Павлов экспериментально исследовал особенности функ-
ционированиярефлекса.
   Все рефлексы делятся на две группы: условныеи безусловные.
   Безусловные рефлексы — врожденные реакцииорганизма на жизненно
важныераздражители (пищу, опасность и т.п.). Они не требуют каких-ли-
бо условий для


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчёт производственно-технологической программы свиноводческого комплекса с законченным циклом производства на 20000 центнеров свинины в год
Реферат Роль транснациональных корпораций в развитии новых форм международных экономических отношений
Реферат Роль налогов в формировании бюджета РФ
Реферат Культурология (Шпоры - Экзамен. вопросы 4-курс)
Реферат Разработка проекта плоского железобетонного ребристого перекрытия по заданному плану перекрываемого помещения
Реферат Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен
Реферат Спикер кнессета
Реферат Лобода біла лобода доброго генріха лопух справжній 2
Реферат Некоторые проблемы современных гидрологических исследований на Алтае
Реферат Значение Урала как важного экономического региона страны
Реферат Аналіз та розроблення стратегій ЗЕД для підприємства харчової промисловості
Реферат Возмещение убытков при аварии на водном транспорте Лицензирование лоцманской проводки судов
Реферат Биржевой товар понятие и состав его характеристика
Реферат Аудит учета операций на валютных счетах организации движения средств обязательной продажи экспортной
Реферат Чем дорожит Печорин больше всего на свете