Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Особенности развития личности интеллектуально одаренных детей

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИМ.А.ШОЛОХОВА
Факультет психологии
Курочкина Надежда Николаевна
Особенности развития личностиинтеллектуально одарённых детей
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент А.Н.Елизаров
Электросталь
2004
Содержание:Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Развитие личностиинтеллектуально одаренных детей как предмет психологическихисследований………………………………...…...7 1.1 Развитие личности как предмет психологическихисследований……………………………………………………………..……....7 1.2 Развитие личности ребенка как предметпсихологических исследований………………………………………………………………...….11 1.3 Психологические особенности развития личностиинтеллектуально одаренных детей…………………………………………………………...........20 1.4Социально-психологические проблемы развитияличности интеллектуально одаренных детей…………………………………………..26  Выводы………………………………………………………………………….35 Глава2. Эмпирическое исследование специфики развития личности интеллектуальноодаренных детей………………………………………......35 2.1. Программа исследования………………………………………………...35 2.2 Результаты исследования………………………………………………....402.3. Обсуждение результатов …………………………………………………472.4. Анализ результатов методами математической статистики………..48 Выводы……………………………………………………………………..……54Рекомендациипо использованию полученных результатов на практике…………………………………………………………………………55Заключение……………………………………………………………………...56Списоклитературы…………………………………………………………….58 ПриложенияВведение
Актуальна и мало изученапроблема адаптации и агрессивности одаренных детей. Мы рождаемся агрессивными. Уже первый крик ребенкаагрессивен. Первая хватка младенца агрессивна, как и у  маленькой обезьянки, которая повисает на шеесвоей матери. Первое общение является агрессивным: ребенок плачем сообщает отом, что он голоден, что ему больно и т.д. Также развитие личности ребенканапрямую связано с процессом адаптации. Этот процесс неразделим с самимпонятием жизнь: немыслима жизнь без адаптации и равно адаптация не существуетвне жизненного цикла организма. В последние годы проблема дезадаптации иагрессивности одаренных детей вызывает острую потребность у  родителей и учителей в информации о том,каким способом помочь одарённому ребёнку, находящемуся в изоляции, какпреодолеть боязнь социальных контактов, как справляться с асоциальнымповедением, как научить одарённых детей управлять собой, изменять себя,противостоять обстоятельствам, как сделать так, чтобы одаренный ребенок могполноценно жить, добиваться успехов, полностью реализовать свойинтеллектуальный потенциал, а главное ощущать радость жизни. Зная особенностиразвития одаренного ребенка, родители, воспитатели и учителя могут помочь емубезболезненно адаптироваться в социуме. Боязнь социальных контактов приводит кизоляции ребенка. В последние годы  средиодаренных детей стало больше изолированных детей. Причины могут быть разные: ицелевая ориентация общества и долгие часы, которые дети проводят закомпьютером, путешествуя в Интернете и очень часто личный пример родителей.
         В нашейдипломной работе анализируются различные взгляды отечественных и зарубежныхпсихологов на проблему развития личности одаренных детей. Прослеживаютсяотдельные возрастные периоды становления личности современного ребёнка.Исследуются психические особенности, связанные с особым строением личности испецификой развития  интеллектуальноодарённого ребёнка. Также исследуются социально-психологические проблемы, возникающиеу одарённого ребёнка в результате несоответствия особенностей его   развития и тех требований, правил, стандартов, которые предоставляет к немусоциум.
          На основе полученных данных мы разработали рядрекомендаций для учителей и родителей по психологической поддержке одаренныхдетей, по поиску баланса между социальными запросами общества и специальнымипотребностями, возможностями и интересами одаренного ребенка.Проблема исследования:
Проблема агрессивности иадаптации одарённого ребёнка в микросоциуме не являлась до сих пор предметоммногостороннего исследования в отечественной психологической науки, хотянеобходимость углублённого изучения данной проблемы не вызывает сомнений. Цель исследования:
Выявить специфику особенностей развития личности  интеллектуально одаренного ребенка и наосновании этих особенностей вскрыть сущность проблем дезадаптации иагрессивности.Задачи исследования:
1.     Анализ литературы отечественных изарубежных психологов.
2.     Формулирование исследовательскойгипотезы
3.     Подбор методик с целью проверкигипотезы
4.     Осуществление эмпирическогоисследования.
5.     Анализ полученных данных методамиматематической статистики
6.     Обсуждение полученных результатов ивыводы по итогам исследования.
7.     Разработка рекомендаций поиспользованию полученных данных на практике.Объект исследования:
Интеллектуально одаренные дети.Предмет исследования:
Психологические особенности развития личности интеллектуальноодаренных детей.Гипотезы исследования:
1.     Интеллектуально одаренные детиявляются в целом более агрессивными по сравнению с детьми, которых не относят кинтеллектуально одаренным.
2.     Интеллектуально одаренные детиявляются в целом более дезадаптированными в социуме по сравнению с детьми,которых не относят к интеллектуально одаренным.Выборка:
1.        Учащиесяинтерната для одаренных детей «Интеллектуал» г. Москвы – 23 учащихся 8 класса,из них 10 девочек и 13 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).
2.        Учащиесяобщеобразовательной школы №1 г. Электростали – 27 учащихся 8 класса, из них 15девочек и 12 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).Методический инструментарий:
1.     Для исследования степениагрессивности детей использовался опросник «Диагностики показателей и формагрессии» А. Басса и А. Дарки. (32).
2.     Для исследования степенидезадаптированности детей в социуме использовался многоуровневый личностныйопросчик «Адаптивность» (24).
3.   Определениетого, какого ребенка можно отнести к интеллектуально одаренным детям, а какогонет, осуществлялось с помощью диагностики уровня интеллектуальных способностейдетей учителями, которые использовали специальный опросник, составленный намина основе рейтинговых шкал Рензулли-Хартмана. (54).
Практическая значимостьнастоящегоисследования заключается в воз­можности использованияполученных в ходе экспериментального исследования данных для
•   создания условий эффективного взаимодействия учителя с одаренными детьми,способствующего проявлению и развитию познавательной активности последних в учебной деятельности и вне ее;
•   проведения педагогом-психологом перцептивного тренинга, направленного на формирование в классе обстановки понимания, взаимного доверия и форми­рования у одаренного ребенка необходимых социальных навыков;
•   совершенствования перцептивного, коммуникативного и    педагогического    общения,   осуществляемого    по    субъект-субъектной схеме илежащего в основе взаимодействия учителя с одаренным ребенком;
•   Организация комплексаскоординированных служб (социальных, педагогических, психологических,медицинских) для  групп риска одаренныхдетей и их семей.
Теоретико-методологической основойисследования явились фундаментальные положения по вопросамразвития личности, нашедшие отражение в трудах психологов Б.М. Теплова, С.Л.Рубинштейна, Б.Т. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, Л.И. Божович, Л.С.Выготского, В.С. Юркевича, Э. Ландау и К. Тэкэкс и др.Глава 1.Развитиеличности интеллектуально одаренных детей как предмет психологическихисследований
1.1          . Развитие личности как предмет психологическихисследований
Термин «личность» прошел немалый путь и претерпелзначительные изменения. В русский язык он вошел с негативной окраской, со значе­нием,диаметрально противоположным современному: «личная обида, хула, падающая прямов лицо, оскорбление лица, намек на человека» (22, с. 259). Нопараллельно развивалось и другое значение термина, близкое к современному.
Проблема развития личности неоднократно затрагиваласьклассика­ми отечественной психологии. К ней обращались такие выдающиеся уче­ные, как Л.С.Выготский, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Анань­ев и др. Так, Л.С. Выготский считал, что проблема развития личности является наивысшейпроблемой всей психологической науки. Он выде­лил 4 основные закона, по которымпроисходит развитие ребенка. Это цикличность, неравномерность,«метаморфозы» и сочетание процессов эволюции и инволюции. Некоторые их этих законов применимы нетоль­ко к психическому развитию, но и кразвитию личности ребенка в це­лом (Выготский Л. С, 2000).
С. Л. Рубинштейн связывает развитие личности с развитиемпотреб­ностей, способностей, мотивационной сферы, сознания, самосозна­ния,деятельности человека и т. д. Он разделяет понятия формирова­ния (где большуюроль играет воспитание и влияние среды) и развития личности (гдеподчеркивается момент спонтанности). Развитие лич­ностиопосредовано ее делами, практической и теоретической деятель­ностью. «Линия,ведущая оттого, чем человек был на одном этапе сво­ей истории, к тому, чем онстал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в егоделах, практических и теоре­тических, психическое, духовное развитие человека нетолько прояв­ляется, но и совершается. В этом ключ к пониманию развития лично­сти» (36, с. 255).
В словаре социально-психологических понятий под развитиемлич­ностиподразумевается процесс последовательного развертывания свойств, качестви характеристик, присущих человеку как индивиду и члену общества ипроявляющихся в его деятельности, общении и взаи­модействии с другими людьми(14, с. 87)
Каждый этап развития личности опосредован ведущим типомдеятельности, характерным для данного возрастного периода и тесно связан­ным спсихическим развитием индивида.
Личность- сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной средев процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности иобщения. Степень сформированности различных личностных образований, их развитиево многом определяет жизненный путь индивида. Вместе с тем личностноестановление определяется комплексом различных факторов: биологических,социальных, когнитивных и других. Развитие характеризуется количественными икачественными изменениями, порождаемыми внешними и внутренними условиями. Такизвестный психолог Б.Г.Ананьев пишет: 'Человеческое развитие обусловленовзаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной,биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленноговоздействия общества на формирование личности), собственной практическойдеятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложнуюструктуру развития' (1, с.44-45).
Личностьявляется предметом изучения многих психологических исследований. Пути ееформирования изучались многими авторами в отечественной психологии(Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский,А.В.Захарова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Н.Л.Менчинская, В.С.Мерлин, А.В.Петровский,Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, В.Э.Чудновский, Д.Б.Эльконин и др.). Нередкокрасной нитью в различных трудах психологов проходит мысль о том, чтоличностные особенности оказывают существенное влияние на развитие другихпсихологических феноменов. Исследователи высших способностей отмечают, чтоодаренность может существенно повлиять на становление личности. Автор концепциитворческой одаренности А.М.Матюшкин в частности пишет, что можно рассматривать'одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и вискусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности,способной не только к созданию нового и открытию новых законов, но и ксамовыражению, к самораскрытию в произведениях литературы и искусства; личностине только решающей, но ставящей проблемы перед человеком и человечеством' (23,с. 158). Создатели концептуальных моделей одаренности включают личностныефакторы в ее структуру (А.М.Матюшкин, Дж. Рензулли, Дж. Фельдхьюсен, К.Хеллер).
Личность развивается в связи с возникающими в ее жизнивнутренними противоречиями. Они обусловлива­ются ее отношениями к окружающей среде,ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом.Но внешние противоречия, приобре­тающие даже конфликтный характер(например, кон­фликты между ребенком и родителями), сами еще не становятсядвигателем развития. Только интегрируясь, вызывая в самом индивидепротивоположные тен­денции, вступающие между собой в борьбу, они стано­вятся источникомего активности, направленной на раз­решение внутреннего противоречия путемвыработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредствомдеятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности.
Диалектический характер развития находит свое выражение встановлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом.
      Растущая личность стремится к новомуположению, новым видам общественно значимой деятельности (в школе, вне школы, втрудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новыеисточники своего развития.
Развитие личности характеризуется борьбой множествапротивоположно направленных тенденций.
Противоречия разрешаются путем выработки более совершенных  способов регуляции взаимодействияразвивающегося индивида с окружающей средой: характеризующихсядинамической стереотипией, гибкой стабиль­ностью. Такими способами являются обобщенные зна­ния, умение решать различные задачи, возникающие в жизни личности, системы обобщенных и обратимых опе­раций, применяемых в различных ситуациях.Выработка их характеризуетпоступательное движение личности от низших  к высшим уровням ее интеллектуального раз­вития. Обобщения складываются и в развитии мотивационной сферы личности, обеспечивая устойчивуюлоги­ку ее поведения в изменяющихсяжизненных ситуациях.
Движущие силы развития сами развиваются в ходе этого процесса,приобретая на каждом его этапе новое содержание и новые формы своегопроявления. На начальных этапах развития противоречия между различ­нымитенденциями, возникающими в жизни личности, ею не осознаются, они для нее еще несуществуют. На более поздних этапах они становятся предметом сознания и самосознания личности,переживаются ею в форме, неудовлетворения,недовольства собой, стремления к преодолению противоречий. Новое возникает встаром посредством деятельностисубъекта.
Обучение и воспитание содействуют не только успешномупреодолению возникающих в жизни личности внутренних противоречий, но и ихвозникновению. Вос­питание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаютсяи принимаются ею, становятся це­лями и задачами ее собственной деятельности. Возни­кают расхождения между ними и наличным у личности уровнем овладения средствами их достижения, побуж­дающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные ме­ры этих расхождений, обучение и воспитаниеуспешно формируют новые действия инеобходимые для них мо­тивы, помогаютличности находить соответствующие требованиямобщества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к самоутверждению. Таким образом, подлинноеуправление развитием личности требует знания этой сложной его диалектики, необходимогодля того, чтобы содействовать разреше­ниювнутренних противоречий в нужном   направлении.
Если обобщить определения понятия «личность», существующиев рамках различных психологических теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э.Кречмер, К. Левин, Ж. Нюттен, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, А. Маслоу и др.), томожно сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всеххарактеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется иизменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… взначительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данногоиндивида».  Итак, можно сказать, что личностьчеловека – это социальное по своей природе, относительно устойчивое иприжизненно возникающее психологическое образование, представляющее собойсистему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействиясубъекта и объекта.
1.2. Развитие личности ребёнка как предмет психологических        исследований
На каждом этапе онтогенетического развития человекприобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являютсяфундаментом для возникновения новых образований личности.
Каждыйэтап развития личности опосредован ведущим типомдеятельности, характерным для данного возрастного периода и тесносвязан­ным с психическим развитием индивида.
В раннем возрасте уже создаютсяпредпосылки для формирования личности. Примерно с 1,5 лету ребенка начинаетформироваться самосознание: малыш разглядывает себя в зеркале иузнает свое отражение, Начинает произносить местоимения «я», «мне», стараетсяповлиять на действия других людей. Как отмечают многие авторы (О. М. Смирнова, Л.Ф. Обухова, Б. Уайт и др.), в этом возрасте у детей развивается спо­собностьк эмпатии. Это проявляется в стремлении малышей утешить того,кто плачет, обнять и погладить явно расстроенного сверстника или значимоговзрослого.
В раннем возрасте ребенок с большой легкостью заражаетсячувствами окружающих его людей. Понаблюдениям Федьдштейна Д.И. уже ссередины второго года жизни у наиболее общительных детей может возникать чувство симпатии по отношению ксверстникам. Малыши начинаютсочувствовать, помогать друг другу, а иногда готовы поделиться сластями.(41, с.155)
По мнению американскихпсихологов и других авторов, у детей в возрасте от 1,5 до 2 летначинается фор­мирование нравственных норм поведения. Детиболезненно реагируют на сломанные игрушки, запачканную одежду, грязные руки и т. д.Усва­ивая нравственные нормы, малыши пытаютсяпонять, как необходимо вести себя всвоем окружении, какие паттерны поведения являются пра­вильными, а какие нет.
Дети раннего возрастапривыкают к звучанию своего имени. «Ребе­нок очень рано идентифицируется сосвоим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имячеловека ложится в основу его лич­ности» (14, с. 149).
К 3 годам ребенокзавершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новоесоциальное положение, выделяя свое «Я», осознавая свою «самость», ставя себя впозицию субъекта. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социальногоразвития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он,вычленив (но еще не осознав) свое «Я», начинает все более активно вступать в отношенияс другими людьми — взрослыми и сверстниками. В период с 3 до 6 лет, осознавсвое «Я» среди других, ребенок стремится примерять себя к другим, активновоздействовать на ситуацию; он овладевает социальным опытом, социальнозафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая и определяетразвитие его социализации — индивидуализации.
Показательно, что к 6годам у детей отчетливо проявляется способность ставить себя па место другогочеловека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, по и чужую точкузрения.
У шестилетнего ребенкапоявляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения исмыслы деятельности, что при одновременном развитии воображения и символикиобостряет его потребность в познании объектов внешнего мира, значимых вобществе, вновь на новом уровне выдвигает на первый план позицию «я вобществе». Освоив в игровой деятельности отношение к вещам, делам, ребенокстремится реализовать свои новые возможности в предметно-практическойдеятельности, что актуализирует на данном промежуточном рубеже значение учебнойдеятельности. Наличие именно в 6 лет этого своеобразного рубежа проявляется, вчастности, в качественном отличии ценностных ориентации пятилетних детей отшестилетних. Данные показывают, что у ребенка в 5 лет отсутствует субъективноеотношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка.Пятилетние дети находятся в узком кругу интимно-личностных отношений,ориентируются в основном на знакомые, окружающие их предметы и близких людей.Они не могут указать значимое, привлекательное для них в других, у них несформировано еще отношение к детскому коллективу, нет понимания смысла ценностиобщественного труда. (37, с.89)
У шестилетних ребятпоявляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умениеоценивать поведение других детей и взрослых. Шестилетний человек осознает своюпринадлежность к детям.
         Ж.Пиаже считает, что эта способность появляется у ребенка только послеседьмого-восьмого года жизни. Однако эти исследования были проведены в 20-егг., на швейцарских детях. Повторений на современных российских детях теста Ж.Пиаже подтвердило конкретно-историческую обусловленность личностного развития(берется макет горной гряды, в разные точки которой помещается кукла, и ребенкаспрашивают, что может увидеть кукла в разных местах. Если у ребенка не развитаспособность ставить себя на место другого, то он не может отыскать, что видиткукла, находясь в определенной точке, а при развитости этой способностидостаточно точно рассказывает об этом), показав, что сложная способностьставить себя на место другого (психологически означающая способность приниматьв расчет точку зрения другого человека) обнаруживается уже у детей 3—4 лет,достигая высокого уровня в конце пятого года жизни. (27, с. 204-205)
На рубеже между 5—6годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальныхявлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретнойдеятельности.
Следующий периодстановления личности связан с осознанием своего места в системе общественныхотношений, появлением у ребенка в 6—9 лет начало творческого отношения кдействительности. Происходит формирование произвольности психических процессов,внутреннего плана действий, рефлексии собственного поведения, что обеспечиваетк 9 годам развитие потребности ребенка в получении признания других людей,требуя развертывания системы взаимоотношений с ними, новой социально значимойдеятельности.
Между 9 и 10 годаминачинается новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции «я иобщество», когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занятьобщественно важное и общественно оцениваемое место. На данном узловом рубеже онне только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себякак субъекта, приобщаясь к социальному не просто на уровне понимания, но ипреобразования.
До  9 лет  ребенок  развертывает свои  отношения  в среде знакомых  людей, теперь же  он стремится  вступить в  широкий   круг общественных    отношений.  По данным Кузьминой Н.В.  главным критерием оценки ребенком себя идругого в это время становятся нравственно-психологические     особенности личности, проявляющиеся вовзаимоотношениях  с  окружающими. (14, с. 194) Именно на этомрубеже появляется своеобразный кризис самооценки,  что отражается  в  бурном росте негативных самооценок десятилетних по сравнению суравновешенностью  позитивных  и негативных  суждений  о себе в 9 лет. От 6 до 10 лет  возрастает число детей, мотивирующих своюучебную    деятельность    чувством    долга:     в 10 лет уменьшаетсячисло детей, которые хотят учиться, так как им это не интересно, не нравится.Подростковый период с 10 до 15 лет связан с возникновением самосознания какосознания себя в системе общественных отношений, развитием социальнойактивности и социальной ответственности, обостряющих потребность подростка вобщественном признании, что при отсутствии реальных возможностей утвержденияновой социальной позиции обусловливает в итоге развертывание предметно-практическойдеятельности. Поэтому в 15 лет и вычленяется очередной промежуточный рубежсоциального движения — «я в обществе».
Так, есличетырнадцатилетнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие егодругими, то у пятнадцатилетнего основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений,интеллектуального развития. В этом плане показательна и динамика отношения ксвоему будущему.
Изучение особенностейналичного «Я» и желаемого «Я» показывает, что если в 14 лет (первое полугодие)и наличное и желаемое «Я» относятся к деятельности по усвоению нормвзаимоотношений, то уже в 15 лет (первое полугодие) и желаемое, и наличное «Я»четко переориентированы на предметно-практическую деятельность. От 15 до 17 летидет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственногожизненного пути, стремления к самореализации, что обостряет потребностьюношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданскиепозиции, обусловливая появление нового поворотного узлового рубежа социальногодвижения — «я и общество».
Все рассматриваемыерубежи фиксируют те уровневые изменения в социальной зрелости, в процессесоциализации — индивидуализации, которые обеспечивают развитие позициирастущего человека как субъекта отношений субъект-объектных исубъект-субъектных, становление его «Я» не только в обществе, но и наиболееактивное положение «Я и общество». Именно эта позиция «Я» по отношению кобществу обеспечивает максимальные возможности социального созревания,определяя новые уровни развития личности, так как здесь происходит не толькоутверждение в «мире вещей», но подлинное утверждение социальной сущности в«мире людей».
Разноуровневое состояниесоциальной зрелости, фиксируемое главными узлами развития личности, отражаетсяв трех этапах онтогенеза.
I. До 3  лет,    когда на доступном  ребенку    уровне происходит его  социализация  (и условная индивидуализация) в форме освоения наличия других.
II. С 3 лет,  когда ребенок,  осознав свое  «Я»,  проявляет  первые   моменты   самоутверждения,   самодетерминации   («я сам»),   вступает в  отношения  «я и другие», осваивает нормы человеческихотношений, фиксирует и пытается   (с 6лет)  ориентироваться на оценку общества.
III. С 10 лет, когда подросток стремится утвердить свое  «Я» в  системе    общественных    отношений.  Этот этап социализации отличается не только наиболее выраженной  индивидуализацией,    но   и   самодетерминацией,  самоуправлением  растущего человека,  не просто ставшего субъектом, но иосознающего себя им.
Названные  крупные уровни   социального  движения образуют  базовые основания для превращения  психических процессов  в  системообразующие свойства  личности, для  нового  развития   имеющихся  количественных   и  качественных     показателей,   определенного   усложнения целей  и  мотивов, имеющих  свои  возможности развития, т. е. для достиженияболее высокой ступени такого особого системного образования,  как личность, в которой  фиксируется процесс социализации —индивидуализации   как   единства   противоположностей. Поэтому   выделение  уровней   социального    движения, находящихся  между собой  в отношении  органичной целостности,  позволяет наиболее  полно  раскрыть суть развития личности, ступени повышения ее организации. Наиболее  крупными  ступенями   социального   развития личности в период от рождения    до зрелости выступают два блока,   которые    можно    обозначить как фазы  становления личности. На  первой фазе   (от 0 до 10 лет) — фазе    собственно    детства — происходит  становление   личности  на  уровне еще   неразвитого самосознания. Навторой фазе (от 10 до 17 лет) — фазе подросткового возраста — наблюдаетсяактивное формирование самосознания растущего человека, выступающего всоциальной позиции общественно ответственного субъекта. При этом речь идет обособом понимании ответственности не просто за себя, а ответственности за себя вобщем деле, ответственности за это общее дело и за других людей, не в плане«самоактуализации»..., а в смысле актуализации себя в других, «выходя запределы самого себя» (36, с. 240-242), когда «Я» вовсе не растворяется всистеме взаимосвязей людей в обществе, а, напротив, обретает и проявляет в немсилы своего действия.
Выделенные фазыохватывают определенные циклы развития личности, фиксируя результат этой формысоциального развития — становление позиции ребенка в системе общества иреализацию этой позиции. Изучение поуровневого развития растущего человека какличности имеет продуктивное значение, требуя углубленного исследования по многимлиниям. Так, важно проникнуть в суть такого явления, как, условно говоря,«растяжка» периодов онтогенеза во времени: первый период длится 1 год, второй —2 года, третий — 3 года, четвертый — 4, пятый — 5 лет...
Перспективнымпредставляется рассмотрение личностного развития через мотивы ребенка,свидетельствующие о степени развития его социальной зрелости,— от мотива,характеризующего стремление заявить о себе, о своем наличии, до мотива принестипользу другим людям.
В то же время изучениецелостного процесса становления личности предполагает раскрытие егоособенностей и механизмов внутри отдельных периодов, на уровне микропроцессов,когда функциональная активность (3, с. 103) не только приводит к повышению     качества     функционирования


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.