Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Особенности телесно-ориентированной терапии

Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный открытый педагогический
университет им. Шолохова
Кафедра практической психологии
Дипломная работа
ХолинаНаталья Александровна
Особенностителесно-ориентированной терапии
Курс 5/3, заочное отделение, УКП
Научныйруководитель:
ЕлизаровАндрей Николаевич,кандидат психологических                                 
                                                                 наук, доцент кафедры
                                                                 практическойпсихологии
                          МГОПУ
Москва – 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1.    Сущность и специфические особенности
     телесно-ориентированнойтерапии...………..……………………6 1.1.      Теории итехники телесно-ориентированной терапии …………6 1.2.      ОсобенностиРозен-метода телесно-ориентированной
               терапии……………………………………………………………25
Глава 2.     Эмпирическое исследование влиянияРозен–метода телесно-
                   ориентированной терапии науровень тревожности участни-
                   ковзанятий...……………………..……………………………… 322.1.      Организацияи ход эксперимента……………………………… 322.2.      Результатыэксперимента и их обсуждение……………………47
Выводы……………………………………………………………..…..48
Заключение…………………………………………………………….50
Литература……………………………………………………………..53
Приложения……………………………………………………………56

Введение
Надвопросом единства души и тела работали многие авторы: З.Фрейд, С.Ференци,А.Адлер, Г.Гродек, В.Райх, К.Юнг, А.Лоуэн, Ф.Перлз, М.Фельденкрайс,Ф.Александер, А.Янов и многие другие. Они пишут о влиянии чувств на нашителесные функции и явлениях обратного порядка, когда физиологические изменениявлияют на нашу психологию. О позитивном, конструктивном потенциале телесно –ориентированной терапии, вплоть до противопоставления ее психотерапиивербальной, сказано уже достаточно много. Справедливо подчеркивается, чтоприменение телесно – ориентированных методов, открывая телесный и эмоциональныйопыт и, усиливая способность пациента к вербализации (чувств, телесныхощущений), как бы прокладывает путь к собственно вербальным методампсихотерапии. Эмоции, высвобождающиеся и интенсифицирующиеся телесно –ориентированными приемами, могут поддерживаться и успешно прорабатыватьсядалее, в ходе других видов терапии, что обеспечивает ступенчатость,преемственность, некую единую нить терапевтического процесса. Однако, неследует забывать и о возможном деструктивном потенциале телесно –ориентированной терапии, который может вызвать те или иные нежелательные последствия.Среди них можно  упомянуть появлениепанических состояний;  также вместоожидаемой релаксации может наступить напряжение, а без последующей вербализациипереживания пациента могут стать скорее декомпенсирующими, нежели целительными(26). Критики возражают и против грубости некоторых методов телеснойтерапии.  Действительно, методытелесно-ориентированной терапии относятся к числу наиболее противоречивыхметодов, практикуемых сегодня. Некоторые современные представители телеснойтерапии ведут поиск новых направлений. Одним из них является объединениетелесных методов с вербальными, другим – постепенное замещение болезненных,неудобных процедур более мягкими, гуманными. Например, Розен–метод сочетает в себе оба этих направления (деликатныеприкосновения и вербализация переживаний). Поэтому для экспериментальногоизучения особенностей телесной терапии был выбран Розен-метод. Это интересный,но мало изученный метод телесной терапии, в литературе он представлен явнонедостаточно, что определяет актуальность этой дипломной работы.Необходимо исследовать влияние Розен-метода на различные психические свойстваличности (например, активность, эмоциональная возбудимость – эмоциональнаяуравновешенность, депрессивные состояния), но изучение влияния Розен-метода на все эти характеристики выходит зарамки одной дипломной работы. В данной работе мы решили остановиться на одномиз наиболее важных и распространенных в практике психологическогоконсультирования свойств – тревожности. Конечно, тревожность не является изначально негативной чертой.Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенностьактивной личности. Но, высокая тревожность напрямую связана с наличиемневротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Гипотезаисследования:Сеансы Розен–метода телесно–ориентированной терапии приводятк снижению уровня тревожности участников терапии.
Объектисследования: Эффективность методов телесно-ориентированной терапии.
Предметисследования:Розен–метод телесно-ориентированной терапии.
Цельисследования: Исследовать эффективность техники Розен-терапии в планеснижения уровня тревожности.
Розен–метод,с одной стороны, является одним из направлений телесно–ориентированной терапии,использует те же основные понятия, но, с другой стороны, имеет ряд существенныхотличий от других методов телесной терапии. Поэтому видна необходимость вкратком обзоре телесной терапии, знакомстве с ее основными представителями и ихтеориями и выявлении особенностей Розен – метода.
Задачи:1.               Провести обзор основных подходовтелесно–ориентированной терапии и выявить их особенности.2.               Выявить особенности Розен – метода. 3.               Описать процедуру экспериментального изученияособенностей Розен-терапии.4.               Организовать и провести исследование влияния Розен –сеансов на тревожность.5.               Провести количественный анализ полученных на выборкеиспытуемых эмпирических данных.6.               Обобщить результаты исследования.7.               Сформулировать основные выводы и практическиерекомендации.

Глава 1.Сущность и специфические особенности телесно-ориентированной терапии1.1.        Теории итехники телесно-ориентированной терапии
Одной изфундаментальных проблем че­ловековедения является проблема единства ивзаимосвязей телесного и душевного аспектов человеческой природы. Многие из насслишком часто забывают об изначаль­ной погруженности душевной жизни в телесноесуще­ствование. В европейской культуре вследствие многих религиозных,идеологических и социальных предпосылок телесное и психическое начала не толькорезко разде­лялись, но порой и представлялись как противополож­ности,отрицающие одна другую, обреченные на непримиримый антагонизм. С другойстороны, иные ве­ликие культуры оставили нам в наследие богатейшие технологиисознательного культивирования человеком индивидуальной психосоматической целостности.Примеров тому немало — индийская хатха-йога, китайская психогимнастическаясистема тайцзи-цюань, традиционные воинские искусства и различные психо­соматическиекультурные практики.
Тело и душасвязаны не только непостижимо много­образно, но и всегда сугубо индивидуальнымобразом, со­ответствующим  неповторимости   конкретногочеловека. Таинственные живые взаимосвязи психики и телесного организмасовременным исследователям все еще трудно представить во всей их полноте (5).
Нашичувства посто­янно влияют на наши телесные функции. Но так же хорошо намзнакомы и явления обратного порядка, когда изменения физиологические влияют нанашу психологию. Это — двухстороннее движение.
Очевидно,что мы являемся не­делимыми организмами. И только исходная пози­ция, с котороймы предпочитаем рассматривать себя, может создать впечатление обратного. Спсихологи­ческой точки зрения мы делаем упор на тот факт, что живое существосубъективно ощущает большую часть из тех процессов, которые происходят в нем:чувствует голод, когда желудок пуст, боль — когда нарушены нормальныефизиологические процессы, удовольствие — когда удовлетворяются желания. Кро­метого, у человека есть возможность передать эти внутренние психологическиеявления при помощи слов, выражающих субъективно ощущаемые состоя­ния души.Способность словесной коммуникации как раз и делает возможным изучениепсихологии чело­века. Физиологическая точка зрения в целом игно­рируетсубъективные ощущения в противовес сугубо механическим измерениям наблюдаемыхреакций, очень часто лишь внешних. Поскольку человек является одновременно исложным физиологическим аппаратом, и осознаю­щим себя индивидом, способнымвыразить свое со­стояние (вербальная коммуникация), его следует изучатькомплексно и с психической, и с физиоло­гической стороны (23).
Иван Ильин,выдающийся русский философ, писал: «Если бы я потерял свое тело, я потерял бысамого себя. Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь – значит, живу и привожув движение мир. Меня нет без тела, и я существую как тело. Лишь в движении япостигаю себя в качестве тела. Мое тело есть совпадение бытия и познания,субъекта и объекта. Оно – начало и конец моего существования» (8).
Взаимосвязьи взаимодействия системы «сознание – тело» изучает телесно-ориентированнаятерапия.
Пионерамителесной терапии считаются Фрейд, Сандора Ференци, Альфред Адлер, Гроддек,Вильгельм Райх и Юнг. Этих шести психотерапев­тов интересовало распределе­ниеэнергии в теле. На этой почве они объединились, потом у них возниклиразногласия и они разошлись.
Карьера Зигмунда Фрейда иллюстрирует изменениеотношения к телу, происходившее в обществе в прошлом веке. Он начал, какпсихолог, поверхностно изучающий тело, затем перешел к изучению невропатологии,сконцентрировав­шись на нервной системе. В то время, когда Фрейд пере­шел кневропатологии, лишь самые ортодоксальные тера­певты относились к телу, как кмашине. Делать или не делать электротерапию — это был вопрос выбора. По­нявнеэффективность такого подхода, Фрейд углубился в психотерапию, используя гипноз,метод, манипулирующий пациентом, но позволяющий узнать психику. Став психо­аналитикоми используя метод свободных ассоциаций, он уважительно наблюдал за личностью вцелом и подтал­кивал ее к открытиям (35).
Лишьсамые понимающие медики-профессионалы того времени, такие как Георг Гроддек,современник и почитатель Фрейда, соглашались с Фрейдом и, вслед за ним, уходилиот механистической терапии к глубин­ному анализу.
ПервоначальноФрейд считал, что существует лишь одно врожденное влечение.
Фрейдстремился сформулировать краткое и ясное объяснение либидо (психосексуальнойэнергии полового влечения), создать научную, биологически обо­снованную теорию(18). Им было показано тесное единство телесного опыта и образа Я,подчеркивавшим важнейшую роль тела как  психологического объекта в развитииэго-структур. Понятие телесного переживания заня­ло видное место в егогенетической теории, согласно которой процесс развития был представлен какпроцесс изменения «локализации либидо». Фиксация интереса копределенной зоне тела становится начальным пунктом процесса формированияхарактера определенного типа (30).
В этомвопросе его поддерживали Райх и Гроддек, а Адлер и Юнг критиковали его за это,поскольку оба чувствова­ли, что Фрейд переоценивает важность либидозных влечений.Со временем Фрейд модифицировал свои первоначальные догматические взгляды и,таким обра­зом, стал ближе к Адлеру и Юнгу. Но было уже слиш­ком поздно, и этамодификация не смогла перевесить их разногласия. Но это оттолкнуло Райха,который настаивал на узком понимании психофизиологической энергетики.
ПозднееФрейд сфокусировался на трех компонентах личности — ид, эго и суперэго — что,в дальнейшем, изме­нило теорию влечений.
Психоанализутверждает, что причиной невроза является невротический конфликт между Ид и Эго.
Невротическийконфликт — это бессознательный конфликт между побуждением — Ид, стремящимся к разрядке, и зашитой — Эго, препятствующей раз­рядке или недопускающей ее к сознанию. Конф­ликт ведет к усилению инстинктивных побуждений,в результате чего Эго может оказатьсяподавленным. В таком случае возможны непроизвольные «разряд­ки», которые ипроявляются как симптомы невроза.
Внешниепсихотравмирующие факторы также иг­рают немаловажную роль в формированииневрозов, но они, по мнению психоаналитиков, на опреде­ленном этапе сводятся квнутреннему невротичес­кому конфликту между Иди Эго.
Суперэгов невротическом конфликте можетвыс­тупить на стороне Эго или настороне Ид. Именно Суперэго заставляет Эго чувствовать себя виновным даже за символическую и искаженнуюинстинктив­ную активность (9).
Для Фрейдателесность находится под эгидой бессознательного или Ид, необузданного хаосапотребностей, побуждений, аффектов и страстей  — одним словом, под эгидой принципа удовольствия (2).
Фрейдсчитал также, что тревожность является предупреж­дением, исходящим от эго, а несимптомом подавленной сексуальной энергии, и из-за этого Райх еще больше отда­лилсяот него. Тревога — это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности.Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективной, невроти­ческой и моральной.Объективная тревога возникает под воздействием реальных опасностей в реальноммире. Другие же два типа тревоги уводят от мира прочь.
Невротическаятревога возникает из осознания тех потенциальных опасностей, которыепроистекают из потворствования инстинктам ид. Это не боязнь инстинктов самих посебе, но, скорее, страх тех наказаний, которые могут последовать занеразборчивым следованием позывам ид. Иными словами, невротическая тревога —это боязнь понести наказа­ние за проявление импульсивных желаний.
Моральнаятревога возникает из опасения заслужить чье-либо осуж­дение. Если человекделает или даже просто собирается сделать нечто, что противоречит его моральнымпринципам, он обычно испытывает чувство вины или стыда. Моральная тревогазависит, таким образом, от того, насколько развито у человека чувство вины.Менее моральные люди будут менее подвержены тревоге этого типа.
Тревогасоздает чувство напряженности, заставляя, таким образом, со­знание предприниматькакие-то действия для снижения напряженности. Фрейд выдвинул предположение, чтоэго возводит своеобразную преграду против тревоги — защитные механизмы, которыепредставляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности (36).
Несмотряна неразбериху и разногласие в теориях, Фрейд выработал определенную технику ипридержи­вался ее: пациент лежал на кушетке и не видел аналити­ка; аналитик кнему не прикасался.
Согласно самому Фрейду: «Врач должен быть недо­сягаем дляпациента и, как зеркало, должен отражать лишь то, что ему показывают» (34).
Одним изсамых преданных учеников Фрейда был СандорФеренци. Хотя Фрейд не одобрялнововведений Ференци, между ними никогда не было открытых разногласий, как этобыло с Адлером или с Юнгом. Ференци внес значительные изменения: он пыталсясократить время анализа, лишая анализируемого любой формы удовлетворения.Поскольку эти предосторожности приносили сомни­тельную пользу, Ференципопробовал противоположную тактику. Он взял на себя роль хорошего родителя идаже признавал перед пациентом свои недостатки. Он поощ­рял пациентадраматизировать свои воспоминания, и сам входил в игру. Ференци первым указална важ­ность контрпереноса и на аспект взаимодействия в анали­тическойпроцедуре. Он создал основу для психодрамы.
ИдеиФеренци подняли важнейший вопрос о природе исцеляющего процесса. Ференцисчитал, что пациент не только должен довес­ти до сознания подавленный материал,но и воссоздать свой инфантильный опыт в более поощрительной и тер­пимойродительской атмосфере. Этот взгляд получил впоследствии широкое признание,хотя вопрос о важности терапевта-роди­теля, избавляющего от подавленногоматерила, по-разному решается в различных школах, и даже у терапевтов однойшколы.
Биологическийподход Фрейда привлек Альфреда Адлера,который очень интересовался способностью тела ком­пенсировать органическиеповреждения. Адлер считал, что ком­пенсация происходит и в психологической и вбиоло­гической сферах. Его концепция органической неполно­ценности позже былазаменена более широкой концеп­цией социальной неполноценности. Он внимательноотносился к физическим дефектам и к телесному выра­жению характера и внесогромный вклад в эволюцию телесной терапии.
Адлерпоказал существование тесной связи между образом телесного Я и самооценкой, вчастности, что некоторые типы человеческого поведения представляют собойпопытку компенсации истинной или воображаемой ущербности тела (30).
«Позы идвижения тела всегда указывают, каким образом Человек подходит к своей цели.Если человек идет прямо — это признак смелости, в то время как нерешительныйвзрослый человек избегает прямых действий, и это проявляется во всех егодвижениях».(36)
Адлердетально фокусировался на экспрессивных дви­жениях, подчеркивал важностьсоциального чувства и агрессивного влечения (которое он называл «сражением заудовлетворение»), и это очень помогло развитию холистического подхода ипсихосоматической медицины.
И Адлер, иГроддек, и Райх специализировались на телесном языке и психологическиинтерпретировали бо­лезни, но они расходились во мнениях относительно при­родыисходного напряжения. Адлер считал, что специфи­ческие напряжения развиваютсяиз наследственности, истории и целей личности, особенно, — из воли к власти.Гроддек и Райх считали, что напряжение всегда является результатомфрустрирования сексуальной энергии.
Георг Гроддекпредвосхитил психоанализ ивстретился с Фрейдом после появления идеи Оно (dasEs), которое проявляется в судьбе личности.Гроддек, врач и директор психологической лечебни­цы, был пионером в областипсихосоматической медици­ны и психоанализа. Он смотрел на болезнь, как на формукоммуникации. Гроддек, как и Фрейд, ограничил свою технику словеснойинтерпретацией символического языка пациентов.
Вильгельм Райхотошел от техники Фрейда,поскольку он, как и Ференци, непосредственно контактировал с пациентами, но наболее глубоком уровне. Как и Адлер, Райх считал телесные напряжения выражениемпривычных эмоцио­нальных состояний, но он пошел дальше Адлера: «Разница междумоей техникой и характерологи­ей Адлера состоит в том, что я провожу анализ ха­рактерачерез анализ сексуального поведения. А Ад­лер сказал: «Анализ не либидо, ахарактера». Моя концепция панциря характера не имеет ничего об­щего сформулировками Адлера об индивидуальных чертах характера»(36).
Как Фрейд,Адлер и Юнг, Райх (начиная со своей самой ранней работы по теории оргазма)искал основную психо­логическую энергию, проявляющуюся в соматических, мен­тальныхи эмоциональных состояниях. Он считал, что ре­зультатом блокирования этой энергииявляется импотенция, а «свободное течение» этой энергии — полная отдача оргаз­му.Он искал места блокировки либидо, сначала в панцире характера, а затем вмышечном панцире.
Райхсчитал, что нужно непосредственно воздейство­вать на панцирь характера. Панцирем характера он на­зывал хроническиефизиологические ригидности (зажатости), сдерживающие возбуждение. Он отделялсвои аналитические интерпретации, которые он называл «ана­лизом характера», отнепосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое он называл«вегетотерапией мышечных склонностей» и «анализом характера в областибиофизического функционирования».
ПациентыРайха должны были раздеться и лечь на кушетку. Сначала он наблюдал дыхательныепаттерны.
Райхвыделял семь колец мышечного панциря, охваты­вающего тело: 1) область глаз; 2)рот и челюсть; 3) шея;
4) грудь;5) диафрагма; 6) живот; и 7) таз. С помощью различных упражнений и массажа, онсистематически воз­действовал на каждое кольцо. Он называл это вегета­тивнойтерапией, поскольку глубинные слои личности па­циента связаны с вегетативнымифункциями, например, с дыханием и пищеварением; он отделял эти функции отсенсорно-мотороного поведения, которое легче изменить.
С 1918 по1933 годы Райх был одним из ведущих вен­ских аналитиков. С 1933 года онуглубился в изучение источников биоэлектрической энергии. Он пытался най­тиэлементарные частицы, которые называл «бионами» или «оргонной энергией», и которые, как он считал, мож­но аккумулироватьиз атмосферы и, тем самым, повышать жизненные силы человека.
Райхпредпола­гал, что «мышечная броня» в конечном счете существует толь­ко дляпредохранения тела от полного переживания рефлекса оргазма. Тотальный оргазмрассматривает­ся им как средство лечения тревожности и других эмоциональныхтрудностей. Райх не придавал зна­чения многим другим способствующим развитиюличности потребностям.
Райхакритиковали за то, что он слишком буквально понимал важность оргазма. Его такжекритиковали за то, что он был слишком авторитарен и старался выгля­деть мессией.Райх считал, что люди негативно реагиру­ют на него, из-за того, что заражены«эмоциональной чу­мой», но, возможно, он сам провоцировал их своим высокомерием(16).
Этиразличия между Райхом и остальными мож­но было, если не разрешить, то хотя быпроработать в объективной научной дискуссии. Не обязательно было разрыватьотношения. Но Райх уже двинулся дальше: от анализа характера — к вегетотерапии.Это было задолго до того, как на основе психодина­мического базиса развиласьпсихосоматическая ме­дицина. Он отошел от психоанализа, в котором страш­нымсвятотатством было даже прикосновение к пациенту. Он преступил все основныеправила, ос­новные идеи о переносе. Его техника, казалось, соблазняла пациента.Одни оппоненты говори­ли, что он порвал с Фрейдом и преступил основные правила.Другие утверждали, что Райх — сексологист, и злобно утверждали, что оноскорбляет профессиональную этику.
Интересно,что фрейдисты обвиняли Райха в тех же грехах, в которых консервативные врачиобвиняли Фрей­да. Но существующая ныне телесная терапия в огромном долгу передбесстрашием Райха. Несмотря на многие спор­ные моменты, телесная терапия до сихпор основывается на его техниках. Его последователи разделились на две основныегруппы: неорайхианцы, продолжающие его стиль и последователи Лоуэна, уче­никаРайха.
Александр Лоуэн,нью-йоркский психиатр, был пациентом, затем студентоми сотрудником Райха. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основепсихофизи­ческих процессов, он развил свою концепцию психотера­пии и основал в50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке.  Он отошел от сексуальной направленностиподхода Райха и включил телесные процедуры в поведенческую вербальную терапию.
Лоуэн считал, что через целостный организм проводитсяграница, и тело от­брасывается как «не-я». Эта граница является раско­лом,трещиной, или, говоря словами Александра Лоуэна, блоком: «Блок также действует,отделяя и изолируя психическую сферу от сферы соматичес­кой. Наше сознаниеговорит нам, что каждая из них воздействует на другую, но из-за блока оно непро­никает достаточно глубоко, чтобы мы могли ощу­щать фундаментальное единствоэтих сфер. В сущности, блок создает разрыв в единстве личности. Он не толькорасщепляет психику и соматику, но также и отделяет поверхностные явления от ихкор­ней в глубинах организма»(31).
Биоэнергетика- это терапевтическая техника, помогающая чело­веку вернуться обратно к своемутелу и в полной степени насладиться своим телом. Это особое значение понятиятела включает в себя сексу­альность, которая является одной из основныхфункций, а также даже более важные функции: дыхание, движение, чувственность исамовыражение. Человек, который не дышит глубоко, уменьшает жизнь своего тела.Если он не двигается свободно, он ограничивает жизнь своего тела. Если он нечувствует полно, он сужает жизнь своего тела. И если его самовыражениесокращено, он лимитирует жизнь своего тела.
Правда,эти ограничения жизни не навязываются самим себе умыш­ленно. Они развиваютсякак средство выживания в домашнем окруже­нии и культуре, которая отрицаетценность тела в пользу власти, прести­жа и имущества. Тем не менее, мыпринимаем эти ограничения в нашей жизни и таким образом предаем наши тела. Впроцессе развития мы также разрушаем естественное окружение нашего тела,рассчитанное на здоровье. Также, правда, что большинство людей не осознают теле­сныенедостатки, невзирая на которые они живут; недостатки, которые становятсявторой натурой для них, частью их привычного образа жиз­ни на земле. Всущности, большинство людей проходят по жизни с огра­ниченным количествомэнергии и чувств (11).
Цельбиоэнергетики — помочь людям снова обрести их первичную природу, котораяявляется условием свободы, состоянием грациозности и качеством красоты.Свобода, грация и красота — естественные атрибу­ты каждого живого организма.Свобода есть отсутствие сдерживания внутреннего потока чувств, грация — естьвыражение этого потока в дви­жении, в то время как красота — это проявлениевнутренней гармонии, которую вызывает данный поток. Они означают здоровое телои, следо­вательно, здоровый разум.
Лоуэнписал, что первичная природа любого человеческого существа должна быть открытадля жизни и любви. Охраняемая, закованная в панцирь, недо­верчивая иогражденная — это вторая натура в нашей культуре. Эти спо­собы мы усваиваем,чтобы защитить себя от травмирования, но когда подобные отношения становятсяхарактерологическими или встроенны­ми в личность, они начинают вредить болеесильно и калечить больше, чем это в человеке было первоначально.
Энергетическиепроцессы в теле определяют то, что происходит в разуме, также как ониопределяют то, что происходит в теле(15).
Основополагающаятеоретическая идея биоэнергетиче­ского анализа состоит в том, что разум и тело,психологи­ческие и физиологические процессы, с одной стороны, функ­циональноидентичны, а с другой стороны, антитетичны. Их функциональная идентичностьсвязана с тем фактом, что тело и разум действуют как единое целое, обеспечи­ваяработу организма, и являются единым целым на глу­бинном уровне энергетическихпроцессов. Антитетичность отражается в том, что на поверхности разум может ока­зыватьвлияние на тело, а тело, разумеется, воздействует на мыслительные и умственныепроцессы.
Биоэнергетическийанализ базируется на следующей идее: человек — это унитарное существо, и то,что проис­ходит в его разуме, должно происходить и в его теле(13).
 Созданный Лоуэном биоэнергетический анализявляется психотерапией, ориентированной на тело, концен­трирующейся на мышечныхнапряжениях, которые явля­ются физическими проявлениями эмоциональных конфлик­товчеловека. Опытный терапевт из биоэнергетической школы Лоуэна может вскрытьисторию человека, изучая его тело, так же, как можно определить возраст дерева,подсчитывая внутренние слои на срезе пня. В процессе биоэнергетического анализаможно определить, где нахо­дится напряжение и блокирована энергия. Такоеблокиро­вание не позволяет человеку полностью использовать свой жизненныйпотенциал. Используя различные техники и упражнения, напрягающие ирасслабляющие человека теле­сно и эмоционально, терапевт биоэнергетическойшколы может помочь освободить блокированную энергию и этим снять напряжение(14).
Сохраняяприближенную к современному психоанализу методику, биоэнергетика используетприкосновение и дав­ление на напряженные мышцы, глубокое дыхание и специ­альныепозы (12).
Лоуэн,возможно, был более удачлив, чем другие практики в преодолении стандартногопредубеждения психоаналитиков против установления физических контактов междутерапевтом и пациентом, и его биоэнергетический подход внес значительный вкладв лечение и достижение физического и психического благополучия человекапосредством личностно-ориентированной (индивидуальной и групповой)психотерапии.
Карл Юнгсначала принял теорию Фрейда отом, что сексуальность является причиной эмоциональных забо­леваний, но к 1912году у него появилось множество сомне­ний, результатом которых явился егохорошо известный разрыв с Фрейдом. Юнг продемонстрировал смелость, заявив, чтосила бессознательного уравновешивает склон­ности эго. Он отклонился отматериализма психоанали­тического движения, и это привело к тому, что коллегизаклеймили его мистиком.
Юнг считал,что либидо является психической энерги­ей, жизненной энергией, лишь отчастисексуальной. Он считал, что в неврозе не так важен конфликт между ин­стинктамии подавляющими требованиями общества, и придавал основное значение конфликтумежду внутрипсихическими функциями и комплексами. Он не считал, что регрессия —это обязательно патология, он видел в ней контакт с бессознательным, с помощьюкоторого можно отыскать творческие решения (38).
ТехникаЮнга была менее ригидной, чем техника Фрей­да. Во время лечения он проявлялнепредс­казуемость и гибкость.
Юнгне фокусировался на теле и очень мало писал о телесной экспрессии. Однакосозданная им психология была такова, что его последователи могли развивать ее всамых разных направлениях, в том числе и в направле­нии телесной терапии итанцевальной терапии.
 Арнольд Минделл пишет: «Исследователибиологических реакций благодар­ны ему за то, что он открыл явление, которое ониназывают «языком кожи. Хотя Юнг не занимался физиологическими исследованиями,он предположил, что существует токсин, вызывающий шизофрению, теоретизировал овзаимоотношениях ума и тела, фи­зиологически интерпретировал сны и изучал значе­ниеКундалини-йоги»(16).
В своемобширном наследии Юнг не обра­щается непосредственно к телу и его роли,поскольку он направляет все свои усилия на анализ души. Он аргументирует, чтофизические процессы значимы для нас лишь в той мере, в какой они представлены вдуше. Физическое тело и внешний мир никогда не могут быть знаемынепосредственно, а только в пси­хологическом опыте. «Меня занимает в основномдуша как таковая, поэтому я оставляю тело и дух… Тело и дух для меня — лишьаспекты реальности души. Душевный, психический опыт — единственнонепосредственный опыт. Тело так же метафизично, как дух. Душа и тело — неотдельные сущности, а одна и та же жизнь»(32).
Юнгианскаяпсихология не ан­тителесная, она является проводником к телу. НатанШварц-Салант подчеркивал: «Только когда дух существует как реальность, толь­кокогда психическая реальность имеет объектив­ное значение, тогда и только тогдаотождествление с телом приводит к преображению, к переживанию со­матическогобессознательного. Любое другое отож­дествление, например, телесные упражнения,ведут лишь к временным изменениям, которые приходит­ся поддерживать, посколькуне хватает духа — как говорят алхимики — «убить и преобразить тело»[Парацельс]; это не ведет к преобразованию и к ре­альности, которую Юнг называлсоматическим бес­сознательным"(16).
Витмонтпишет о том, как не­вербальные техники отражают позицию Юнга: «Тольковербального общения решительно недо­статочно. Первобытные люди интуитивночувство­вали это и изобрели ритуалы, чтобы усилить психи­ческие явления.Аналитическая проблема тоже пытается преодолеть эту проблему. Различные не­вербальныетехники внедряются в традиционную практику; группы, двигательный и сенситивныйтре­нинг и ритуалы позволяют глубже воспринять пси­хические факты и распахнутьзапертые двери»(16).
Кромевышеперечисленных аналитиков и их последователей, на телесную терапию оказаливлияние еще три терапевта (Ф.Александр, Я.Морено, Ф.Перлз); они основывались нафизиологических реакциях и фокусировались на том, как тело реагирует натерапевтическую ситуацию.
 ФранцАлександр, чикагский аналитик и автор «Психосоматической ме­дицины»,совместил физиологический и психологический подходы. Он был фрейдистом, но несоглашался с орто­доксальным взглядом на природу сексуальности и при­давалбольшее значение культурным влияниям. Алек­сандр делил людей на тех, ктовстречает критическую ситуацию симпатическойреакцией нервной системы, и на тех, кто встречает критическую ситуацию парасимпати­ческой реакцией. Первая реакцияведет к высокому кро­вяному давлению, диабету, ревматическому артриту, забо­леваниямщитовидной железы и головным болям; вторая реакция ведет к язвам, поносу,воспалению толстой кишки и запорам. Он указал, что заболевания сердечных а


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Авторський договір про передачу прав на використання комп'ютерної програми
Реферат Сущность и виды аудита
Реферат Сучасний урок форми структура зміст і методи проведення
Реферат Determinism And Freewill Essay Research Paper Suppose
Реферат Articles Of Confederation Essay Research Paper Caleb
Реферат Основы делопроизводства
Реферат Изготовление зубчатого колеса: себестоимость, эффективность проекта
Реферат Оценка остаточного ресурса и качества ремонта двигателей сельскохозяйственных машин
Реферат Аналіз діяльності ресторану "Відень"
Реферат Рациональное природопользование и охрана окружающей среды
Реферат Ответственность власти перед народом- необходимость и формы
Реферат Развитие качеств выносливости в избранном виде лёгкой атлетике 400м с-б
Реферат Статистические методы анализа результатов деятельности коммерческих банков 2
Реферат Faith Essay Research Paper Faith can be
Реферат Языческая картина мира - формирование и развитие