Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный открытый педагогический
университет им. Шолохова
Кафедра практической психологии
Дипломная работа
ХолинаНаталья Александровна
Особенностителесно-ориентированной терапии
Курс 5/3, заочное отделение, УКП
Научныйруководитель:
ЕлизаровАндрей Николаевич,кандидат психологических
наук, доцент кафедры
практическойпсихологии
МГОПУ
Москва – 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и специфические особенности
телесно-ориентированнойтерапии...………..……………………6 1.1. Теории итехники телесно-ориентированной терапии …………6 1.2. ОсобенностиРозен-метода телесно-ориентированной
терапии……………………………………………………………25
Глава 2. Эмпирическое исследование влиянияРозен–метода телесно-
ориентированной терапии науровень тревожности участни-
ковзанятий...……………………..……………………………… 322.1. Организацияи ход эксперимента……………………………… 322.2. Результатыэксперимента и их обсуждение……………………47
Выводы……………………………………………………………..…..48
Заключение…………………………………………………………….50
Литература……………………………………………………………..53
Приложения……………………………………………………………56
Введение
Надвопросом единства души и тела работали многие авторы: З.Фрейд, С.Ференци,А.Адлер, Г.Гродек, В.Райх, К.Юнг, А.Лоуэн, Ф.Перлз, М.Фельденкрайс,Ф.Александер, А.Янов и многие другие. Они пишут о влиянии чувств на нашителесные функции и явлениях обратного порядка, когда физиологические изменениявлияют на нашу психологию. О позитивном, конструктивном потенциале телесно –ориентированной терапии, вплоть до противопоставления ее психотерапиивербальной, сказано уже достаточно много. Справедливо подчеркивается, чтоприменение телесно – ориентированных методов, открывая телесный и эмоциональныйопыт и, усиливая способность пациента к вербализации (чувств, телесныхощущений), как бы прокладывает путь к собственно вербальным методампсихотерапии. Эмоции, высвобождающиеся и интенсифицирующиеся телесно –ориентированными приемами, могут поддерживаться и успешно прорабатыватьсядалее, в ходе других видов терапии, что обеспечивает ступенчатость,преемственность, некую единую нить терапевтического процесса. Однако, неследует забывать и о возможном деструктивном потенциале телесно –ориентированной терапии, который может вызвать те или иные нежелательные последствия.Среди них можно упомянуть появлениепанических состояний; также вместоожидаемой релаксации может наступить напряжение, а без последующей вербализациипереживания пациента могут стать скорее декомпенсирующими, нежели целительными(26). Критики возражают и против грубости некоторых методов телеснойтерапии. Действительно, методытелесно-ориентированной терапии относятся к числу наиболее противоречивыхметодов, практикуемых сегодня. Некоторые современные представители телеснойтерапии ведут поиск новых направлений. Одним из них является объединениетелесных методов с вербальными, другим – постепенное замещение болезненных,неудобных процедур более мягкими, гуманными. Например, Розен–метод сочетает в себе оба этих направления (деликатныеприкосновения и вербализация переживаний). Поэтому для экспериментальногоизучения особенностей телесной терапии был выбран Розен-метод. Это интересный,но мало изученный метод телесной терапии, в литературе он представлен явнонедостаточно, что определяет актуальность этой дипломной работы.Необходимо исследовать влияние Розен-метода на различные психические свойстваличности (например, активность, эмоциональная возбудимость – эмоциональнаяуравновешенность, депрессивные состояния), но изучение влияния Розен-метода на все эти характеристики выходит зарамки одной дипломной работы. В данной работе мы решили остановиться на одномиз наиболее важных и распространенных в практике психологическогоконсультирования свойств – тревожности. Конечно, тревожность не является изначально негативной чертой.Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенностьактивной личности. Но, высокая тревожность напрямую связана с наличиемневротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Гипотезаисследования:Сеансы Розен–метода телесно–ориентированной терапии приводятк снижению уровня тревожности участников терапии.
Объектисследования: Эффективность методов телесно-ориентированной терапии.
Предметисследования:Розен–метод телесно-ориентированной терапии.
Цельисследования: Исследовать эффективность техники Розен-терапии в планеснижения уровня тревожности.
Розен–метод,с одной стороны, является одним из направлений телесно–ориентированной терапии,использует те же основные понятия, но, с другой стороны, имеет ряд существенныхотличий от других методов телесной терапии. Поэтому видна необходимость вкратком обзоре телесной терапии, знакомстве с ее основными представителями и ихтеориями и выявлении особенностей Розен – метода.
Задачи:1. Провести обзор основных подходовтелесно–ориентированной терапии и выявить их особенности.2. Выявить особенности Розен – метода. 3. Описать процедуру экспериментального изученияособенностей Розен-терапии.4. Организовать и провести исследование влияния Розен –сеансов на тревожность.5. Провести количественный анализ полученных на выборкеиспытуемых эмпирических данных.6. Обобщить результаты исследования.7. Сформулировать основные выводы и практическиерекомендации.
Глава 1.Сущность и специфические особенности телесно-ориентированной терапии1.1. Теории итехники телесно-ориентированной терапии
Одной изфундаментальных проблем человековедения является проблема единства ивзаимосвязей телесного и душевного аспектов человеческой природы. Многие из насслишком часто забывают об изначальной погруженности душевной жизни в телесноесуществование. В европейской культуре вследствие многих религиозных,идеологических и социальных предпосылок телесное и психическое начала не толькорезко разделялись, но порой и представлялись как противоположности,отрицающие одна другую, обреченные на непримиримый антагонизм. С другойстороны, иные великие культуры оставили нам в наследие богатейшие технологиисознательного культивирования человеком индивидуальной психосоматической целостности.Примеров тому немало — индийская хатха-йога, китайская психогимнастическаясистема тайцзи-цюань, традиционные воинские искусства и различные психосоматическиекультурные практики.
Тело и душасвязаны не только непостижимо многообразно, но и всегда сугубо индивидуальнымобразом, соответствующим неповторимости конкретногочеловека. Таинственные живые взаимосвязи психики и телесного организмасовременным исследователям все еще трудно представить во всей их полноте (5).
Нашичувства постоянно влияют на наши телесные функции. Но так же хорошо намзнакомы и явления обратного порядка, когда изменения физиологические влияют нанашу психологию. Это — двухстороннее движение.
Очевидно,что мы являемся неделимыми организмами. И только исходная позиция, с котороймы предпочитаем рассматривать себя, может создать впечатление обратного. Спсихологической точки зрения мы делаем упор на тот факт, что живое существосубъективно ощущает большую часть из тех процессов, которые происходят в нем:чувствует голод, когда желудок пуст, боль — когда нарушены нормальныефизиологические процессы, удовольствие — когда удовлетворяются желания. Крометого, у человека есть возможность передать эти внутренние психологическиеявления при помощи слов, выражающих субъективно ощущаемые состояния души.Способность словесной коммуникации как раз и делает возможным изучениепсихологии человека. Физиологическая точка зрения в целом игнорируетсубъективные ощущения в противовес сугубо механическим измерениям наблюдаемыхреакций, очень часто лишь внешних. Поскольку человек является одновременно исложным физиологическим аппаратом, и осознающим себя индивидом, способнымвыразить свое состояние (вербальная коммуникация), его следует изучатькомплексно и с психической, и с физиологической стороны (23).
Иван Ильин,выдающийся русский философ, писал: «Если бы я потерял свое тело, я потерял бысамого себя. Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь – значит, живу и привожув движение мир. Меня нет без тела, и я существую как тело. Лишь в движении япостигаю себя в качестве тела. Мое тело есть совпадение бытия и познания,субъекта и объекта. Оно – начало и конец моего существования» (8).
Взаимосвязьи взаимодействия системы «сознание – тело» изучает телесно-ориентированнаятерапия.
Пионерамителесной терапии считаются Фрейд, Сандора Ференци, Альфред Адлер, Гроддек,Вильгельм Райх и Юнг. Этих шести психотерапевтов интересовало распределениеэнергии в теле. На этой почве они объединились, потом у них возниклиразногласия и они разошлись.
Карьера Зигмунда Фрейда иллюстрирует изменениеотношения к телу, происходившее в обществе в прошлом веке. Он начал, какпсихолог, поверхностно изучающий тело, затем перешел к изучению невропатологии,сконцентрировавшись на нервной системе. В то время, когда Фрейд перешел кневропатологии, лишь самые ортодоксальные терапевты относились к телу, как кмашине. Делать или не делать электротерапию — это был вопрос выбора. Понявнеэффективность такого подхода, Фрейд углубился в психотерапию, используя гипноз,метод, манипулирующий пациентом, но позволяющий узнать психику. Став психоаналитикоми используя метод свободных ассоциаций, он уважительно наблюдал за личностью вцелом и подталкивал ее к открытиям (35).
Лишьсамые понимающие медики-профессионалы того времени, такие как Георг Гроддек,современник и почитатель Фрейда, соглашались с Фрейдом и, вслед за ним, уходилиот механистической терапии к глубинному анализу.
ПервоначальноФрейд считал, что существует лишь одно врожденное влечение.
Фрейдстремился сформулировать краткое и ясное объяснение либидо (психосексуальнойэнергии полового влечения), создать научную, биологически обоснованную теорию(18). Им было показано тесное единство телесного опыта и образа Я,подчеркивавшим важнейшую роль тела как психологического объекта в развитииэго-структур. Понятие телесного переживания заняло видное место в егогенетической теории, согласно которой процесс развития был представлен какпроцесс изменения «локализации либидо». Фиксация интереса копределенной зоне тела становится начальным пунктом процесса формированияхарактера определенного типа (30).
В этомвопросе его поддерживали Райх и Гроддек, а Адлер и Юнг критиковали его за это,поскольку оба чувствовали, что Фрейд переоценивает важность либидозных влечений.Со временем Фрейд модифицировал свои первоначальные догматические взгляды и,таким образом, стал ближе к Адлеру и Юнгу. Но было уже слишком поздно, и этамодификация не смогла перевесить их разногласия. Но это оттолкнуло Райха,который настаивал на узком понимании психофизиологической энергетики.
ПозднееФрейд сфокусировался на трех компонентах личности — ид, эго и суперэго — что,в дальнейшем, изменило теорию влечений.
Психоанализутверждает, что причиной невроза является невротический конфликт между Ид и Эго.
Невротическийконфликт — это бессознательный конфликт между побуждением — Ид, стремящимся к разрядке, и зашитой — Эго, препятствующей разрядке или недопускающей ее к сознанию. Конфликт ведет к усилению инстинктивных побуждений,в результате чего Эго может оказатьсяподавленным. В таком случае возможны непроизвольные «разрядки», которые ипроявляются как симптомы невроза.
Внешниепсихотравмирующие факторы также играют немаловажную роль в формированииневрозов, но они, по мнению психоаналитиков, на определенном этапе сводятся квнутреннему невротическому конфликту между Иди Эго.
Суперэгов невротическом конфликте можетвыступить на стороне Эго или настороне Ид. Именно Суперэго заставляет Эго чувствовать себя виновным даже за символическую и искаженнуюинстинктивную активность (9).
Для Фрейдателесность находится под эгидой бессознательного или Ид, необузданного хаосапотребностей, побуждений, аффектов и страстей — одним словом, под эгидой принципа удовольствия (2).
Фрейдсчитал также, что тревожность является предупреждением, исходящим от эго, а несимптомом подавленной сексуальной энергии, и из-за этого Райх еще больше отдалилсяот него. Тревога — это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности.Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективной, невротической и моральной.Объективная тревога возникает под воздействием реальных опасностей в реальноммире. Другие же два типа тревоги уводят от мира прочь.
Невротическаятревога возникает из осознания тех потенциальных опасностей, которыепроистекают из потворствования инстинктам ид. Это не боязнь инстинктов самих посебе, но, скорее, страх тех наказаний, которые могут последовать занеразборчивым следованием позывам ид. Иными словами, невротическая тревога —это боязнь понести наказание за проявление импульсивных желаний.
Моральнаятревога возникает из опасения заслужить чье-либо осуждение. Если человекделает или даже просто собирается сделать нечто, что противоречит его моральнымпринципам, он обычно испытывает чувство вины или стыда. Моральная тревогазависит, таким образом, от того, насколько развито у человека чувство вины.Менее моральные люди будут менее подвержены тревоге этого типа.
Тревогасоздает чувство напряженности, заставляя, таким образом, сознание предприниматькакие-то действия для снижения напряженности. Фрейд выдвинул предположение, чтоэго возводит своеобразную преграду против тревоги — защитные механизмы, которыепредставляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности (36).
Несмотряна неразбериху и разногласие в теориях, Фрейд выработал определенную технику ипридерживался ее: пациент лежал на кушетке и не видел аналитика; аналитик кнему не прикасался.
Согласно самому Фрейду: «Врач должен быть недосягаем дляпациента и, как зеркало, должен отражать лишь то, что ему показывают» (34).
Одним изсамых преданных учеников Фрейда был СандорФеренци. Хотя Фрейд не одобрялнововведений Ференци, между ними никогда не было открытых разногласий, как этобыло с Адлером или с Юнгом. Ференци внес значительные изменения: он пыталсясократить время анализа, лишая анализируемого любой формы удовлетворения.Поскольку эти предосторожности приносили сомнительную пользу, Ференципопробовал противоположную тактику. Он взял на себя роль хорошего родителя идаже признавал перед пациентом свои недостатки. Он поощрял пациентадраматизировать свои воспоминания, и сам входил в игру. Ференци первым указална важность контрпереноса и на аспект взаимодействия в аналитическойпроцедуре. Он создал основу для психодрамы.
ИдеиФеренци подняли важнейший вопрос о природе исцеляющего процесса. Ференцисчитал, что пациент не только должен довести до сознания подавленный материал,но и воссоздать свой инфантильный опыт в более поощрительной и терпимойродительской атмосфере. Этот взгляд получил впоследствии широкое признание,хотя вопрос о важности терапевта-родителя, избавляющего от подавленногоматерила, по-разному решается в различных школах, и даже у терапевтов однойшколы.
Биологическийподход Фрейда привлек Альфреда Адлера,который очень интересовался способностью тела компенсировать органическиеповреждения. Адлер считал, что компенсация происходит и в психологической и вбиологической сферах. Его концепция органической неполноценности позже былазаменена более широкой концепцией социальной неполноценности. Он внимательноотносился к физическим дефектам и к телесному выражению характера и внесогромный вклад в эволюцию телесной терапии.
Адлерпоказал существование тесной связи между образом телесного Я и самооценкой, вчастности, что некоторые типы человеческого поведения представляют собойпопытку компенсации истинной или воображаемой ущербности тела (30).
«Позы идвижения тела всегда указывают, каким образом Человек подходит к своей цели.Если человек идет прямо — это признак смелости, в то время как нерешительныйвзрослый человек избегает прямых действий, и это проявляется во всех егодвижениях».(36)
Адлердетально фокусировался на экспрессивных движениях, подчеркивал важностьсоциального чувства и агрессивного влечения (которое он называл «сражением заудовлетворение»), и это очень помогло развитию холистического подхода ипсихосоматической медицины.
И Адлер, иГроддек, и Райх специализировались на телесном языке и психологическиинтерпретировали болезни, но они расходились во мнениях относительно природыисходного напряжения. Адлер считал, что специфические напряжения развиваютсяиз наследственности, истории и целей личности, особенно, — из воли к власти.Гроддек и Райх считали, что напряжение всегда является результатомфрустрирования сексуальной энергии.
Георг Гроддекпредвосхитил психоанализ ивстретился с Фрейдом после появления идеи Оно (dasEs), которое проявляется в судьбе личности.Гроддек, врач и директор психологической лечебницы, был пионером в областипсихосоматической медицины и психоанализа. Он смотрел на болезнь, как на формукоммуникации. Гроддек, как и Фрейд, ограничил свою технику словеснойинтерпретацией символического языка пациентов.
Вильгельм Райхотошел от техники Фрейда,поскольку он, как и Ференци, непосредственно контактировал с пациентами, но наболее глубоком уровне. Как и Адлер, Райх считал телесные напряжения выражениемпривычных эмоциональных состояний, но он пошел дальше Адлера: «Разница междумоей техникой и характерологией Адлера состоит в том, что я провожу анализ характерачерез анализ сексуального поведения. А Адлер сказал: «Анализ не либидо, ахарактера». Моя концепция панциря характера не имеет ничего общего сформулировками Адлера об индивидуальных чертах характера»(36).
Как Фрейд,Адлер и Юнг, Райх (начиная со своей самой ранней работы по теории оргазма)искал основную психологическую энергию, проявляющуюся в соматических, ментальныхи эмоциональных состояниях. Он считал, что результатом блокирования этой энергииявляется импотенция, а «свободное течение» этой энергии — полная отдача оргазму.Он искал места блокировки либидо, сначала в панцире характера, а затем вмышечном панцире.
Райхсчитал, что нужно непосредственно воздействовать на панцирь характера. Панцирем характера он называл хроническиефизиологические ригидности (зажатости), сдерживающие возбуждение. Он отделялсвои аналитические интерпретации, которые он называл «анализом характера», отнепосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое он называл«вегетотерапией мышечных склонностей» и «анализом характера в областибиофизического функционирования».
ПациентыРайха должны были раздеться и лечь на кушетку. Сначала он наблюдал дыхательныепаттерны.
Райхвыделял семь колец мышечного панциря, охватывающего тело: 1) область глаз; 2)рот и челюсть; 3) шея;
4) грудь;5) диафрагма; 6) живот; и 7) таз. С помощью различных упражнений и массажа, онсистематически воздействовал на каждое кольцо. Он называл это вегетативнойтерапией, поскольку глубинные слои личности пациента связаны с вегетативнымифункциями, например, с дыханием и пищеварением; он отделял эти функции отсенсорно-мотороного поведения, которое легче изменить.
С 1918 по1933 годы Райх был одним из ведущих венских аналитиков. С 1933 года онуглубился в изучение источников биоэлектрической энергии. Он пытался найтиэлементарные частицы, которые называл «бионами» или «оргонной энергией», и которые, как он считал, можно аккумулироватьиз атмосферы и, тем самым, повышать жизненные силы человека.
Райхпредполагал, что «мышечная броня» в конечном счете существует только дляпредохранения тела от полного переживания рефлекса оргазма. Тотальный оргазмрассматривается им как средство лечения тревожности и других эмоциональныхтрудностей. Райх не придавал значения многим другим способствующим развитиюличности потребностям.
Райхакритиковали за то, что он слишком буквально понимал важность оргазма. Его такжекритиковали за то, что он был слишком авторитарен и старался выглядеть мессией.Райх считал, что люди негативно реагируют на него, из-за того, что заражены«эмоциональной чумой», но, возможно, он сам провоцировал их своим высокомерием(16).
Этиразличия между Райхом и остальными можно было, если не разрешить, то хотя быпроработать в объективной научной дискуссии. Не обязательно было разрыватьотношения. Но Райх уже двинулся дальше: от анализа характера — к вегетотерапии.Это было задолго до того, как на основе психодинамического базиса развиласьпсихосоматическая медицина. Он отошел от психоанализа, в котором страшнымсвятотатством было даже прикосновение к пациенту. Он преступил все основныеправила, основные идеи о переносе. Его техника, казалось, соблазняла пациента.Одни оппоненты говорили, что он порвал с Фрейдом и преступил основные правила.Другие утверждали, что Райх — сексологист, и злобно утверждали, что оноскорбляет профессиональную этику.
Интересно,что фрейдисты обвиняли Райха в тех же грехах, в которых консервативные врачиобвиняли Фрейда. Но существующая ныне телесная терапия в огромном долгу передбесстрашием Райха. Несмотря на многие спорные моменты, телесная терапия до сихпор основывается на его техниках. Его последователи разделились на две основныегруппы: неорайхианцы, продолжающие его стиль и последователи Лоуэна, ученикаРайха.
Александр Лоуэн,нью-йоркский психиатр, был пациентом, затем студентоми сотрудником Райха. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основепсихофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке. Он отошел от сексуальной направленностиподхода Райха и включил телесные процедуры в поведенческую вербальную терапию.
Лоуэн считал, что через целостный организм проводитсяграница, и тело отбрасывается как «не-я». Эта граница является расколом,трещиной, или, говоря словами Александра Лоуэна, блоком: «Блок также действует,отделяя и изолируя психическую сферу от сферы соматической. Наше сознаниеговорит нам, что каждая из них воздействует на другую, но из-за блока оно непроникает достаточно глубоко, чтобы мы могли ощущать фундаментальное единствоэтих сфер. В сущности, блок создает разрыв в единстве личности. Он не толькорасщепляет психику и соматику, но также и отделяет поверхностные явления от ихкорней в глубинах организма»(31).
Биоэнергетика- это терапевтическая техника, помогающая человеку вернуться обратно к своемутелу и в полной степени насладиться своим телом. Это особое значение понятиятела включает в себя сексуальность, которая является одной из основныхфункций, а также даже более важные функции: дыхание, движение, чувственность исамовыражение. Человек, который не дышит глубоко, уменьшает жизнь своего тела.Если он не двигается свободно, он ограничивает жизнь своего тела. Если он нечувствует полно, он сужает жизнь своего тела. И если его самовыражениесокращено, он лимитирует жизнь своего тела.
Правда,эти ограничения жизни не навязываются самим себе умышленно. Они развиваютсякак средство выживания в домашнем окружении и культуре, которая отрицаетценность тела в пользу власти, престижа и имущества. Тем не менее, мыпринимаем эти ограничения в нашей жизни и таким образом предаем наши тела. Впроцессе развития мы также разрушаем естественное окружение нашего тела,рассчитанное на здоровье. Также, правда, что большинство людей не осознают телесныенедостатки, невзирая на которые они живут; недостатки, которые становятсявторой натурой для них, частью их привычного образа жизни на земле. Всущности, большинство людей проходят по жизни с ограниченным количествомэнергии и чувств (11).
Цельбиоэнергетики — помочь людям снова обрести их первичную природу, котораяявляется условием свободы, состоянием грациозности и качеством красоты.Свобода, грация и красота — естественные атрибуты каждого живого организма.Свобода есть отсутствие сдерживания внутреннего потока чувств, грация — естьвыражение этого потока в движении, в то время как красота — это проявлениевнутренней гармонии, которую вызывает данный поток. Они означают здоровое телои, следовательно, здоровый разум.
Лоуэнписал, что первичная природа любого человеческого существа должна быть открытадля жизни и любви. Охраняемая, закованная в панцирь, недоверчивая иогражденная — это вторая натура в нашей культуре. Эти способы мы усваиваем,чтобы защитить себя от травмирования, но когда подобные отношения становятсяхарактерологическими или встроенными в личность, они начинают вредить болеесильно и калечить больше, чем это в человеке было первоначально.
Энергетическиепроцессы в теле определяют то, что происходит в разуме, также как ониопределяют то, что происходит в теле(15).
Основополагающаятеоретическая идея биоэнергетического анализа состоит в том, что разум и тело,психологические и физиологические процессы, с одной стороны, функциональноидентичны, а с другой стороны, антитетичны. Их функциональная идентичностьсвязана с тем фактом, что тело и разум действуют как единое целое, обеспечиваяработу организма, и являются единым целым на глубинном уровне энергетическихпроцессов. Антитетичность отражается в том, что на поверхности разум может оказыватьвлияние на тело, а тело, разумеется, воздействует на мыслительные и умственныепроцессы.
Биоэнергетическийанализ базируется на следующей идее: человек — это унитарное существо, и то,что происходит в его разуме, должно происходить и в его теле(13).
Созданный Лоуэном биоэнергетический анализявляется психотерапией, ориентированной на тело, концентрирующейся на мышечныхнапряжениях, которые являются физическими проявлениями эмоциональных конфликтовчеловека. Опытный терапевт из биоэнергетической школы Лоуэна может вскрытьисторию человека, изучая его тело, так же, как можно определить возраст дерева,подсчитывая внутренние слои на срезе пня. В процессе биоэнергетического анализаможно определить, где находится напряжение и блокирована энергия. Такоеблокирование не позволяет человеку полностью использовать свой жизненныйпотенциал. Используя различные техники и упражнения, напрягающие ирасслабляющие человека телесно и эмоционально, терапевт биоэнергетическойшколы может помочь освободить блокированную энергию и этим снять напряжение(14).
Сохраняяприближенную к современному психоанализу методику, биоэнергетика используетприкосновение и давление на напряженные мышцы, глубокое дыхание и специальныепозы (12).
Лоуэн,возможно, был более удачлив, чем другие практики в преодолении стандартногопредубеждения психоаналитиков против установления физических контактов междутерапевтом и пациентом, и его биоэнергетический подход внес значительный вкладв лечение и достижение физического и психического благополучия человекапосредством личностно-ориентированной (индивидуальной и групповой)психотерапии.
Карл Юнгсначала принял теорию Фрейда отом, что сексуальность является причиной эмоциональных заболеваний, но к 1912году у него появилось множество сомнений, результатом которых явился егохорошо известный разрыв с Фрейдом. Юнг продемонстрировал смелость, заявив, чтосила бессознательного уравновешивает склонности эго. Он отклонился отматериализма психоаналитического движения, и это привело к тому, что коллегизаклеймили его мистиком.
Юнг считал,что либидо является психической энергией, жизненной энергией, лишь отчастисексуальной. Он считал, что в неврозе не так важен конфликт между инстинктамии подавляющими требованиями общества, и придавал основное значение конфликтумежду внутрипсихическими функциями и комплексами. Он не считал, что регрессия —это обязательно патология, он видел в ней контакт с бессознательным, с помощьюкоторого можно отыскать творческие решения (38).
ТехникаЮнга была менее ригидной, чем техника Фрейда. Во время лечения он проявлялнепредсказуемость и гибкость.
Юнгне фокусировался на теле и очень мало писал о телесной экспрессии. Однакосозданная им психология была такова, что его последователи могли развивать ее всамых разных направлениях, в том числе и в направлении телесной терапии итанцевальной терапии.
Арнольд Минделл пишет: «Исследователибиологических реакций благодарны ему за то, что он открыл явление, которое ониназывают «языком кожи. Хотя Юнг не занимался физиологическими исследованиями,он предположил, что существует токсин, вызывающий шизофрению, теоретизировал овзаимоотношениях ума и тела, физиологически интерпретировал сны и изучал значениеКундалини-йоги»(16).
В своемобширном наследии Юнг не обращается непосредственно к телу и его роли,поскольку он направляет все свои усилия на анализ души. Он аргументирует, чтофизические процессы значимы для нас лишь в той мере, в какой они представлены вдуше. Физическое тело и внешний мир никогда не могут быть знаемынепосредственно, а только в психологическом опыте. «Меня занимает в основномдуша как таковая, поэтому я оставляю тело и дух… Тело и дух для меня — лишьаспекты реальности души. Душевный, психический опыт — единственнонепосредственный опыт. Тело так же метафизично, как дух. Душа и тело — неотдельные сущности, а одна и та же жизнь»(32).
Юнгианскаяпсихология не антителесная, она является проводником к телу. НатанШварц-Салант подчеркивал: «Только когда дух существует как реальность, толькокогда психическая реальность имеет объективное значение, тогда и только тогдаотождествление с телом приводит к преображению, к переживанию соматическогобессознательного. Любое другое отождествление, например, телесные упражнения,ведут лишь к временным изменениям, которые приходится поддерживать, посколькуне хватает духа — как говорят алхимики — «убить и преобразить тело»[Парацельс]; это не ведет к преобразованию и к реальности, которую Юнг называлсоматическим бессознательным"(16).
Витмонтпишет о том, как невербальные техники отражают позицию Юнга: «Тольковербального общения решительно недостаточно. Первобытные люди интуитивночувствовали это и изобрели ритуалы, чтобы усилить психические явления.Аналитическая проблема тоже пытается преодолеть эту проблему. Различные невербальныетехники внедряются в традиционную практику; группы, двигательный и сенситивныйтренинг и ритуалы позволяют глубже воспринять психические факты и распахнутьзапертые двери»(16).
Кромевышеперечисленных аналитиков и их последователей, на телесную терапию оказаливлияние еще три терапевта (Ф.Александр, Я.Морено, Ф.Перлз); они основывались нафизиологических реакциях и фокусировались на том, как тело реагирует натерапевтическую ситуацию.
ФранцАлександр, чикагский аналитик и автор «Психосоматической медицины»,совместил физиологический и психологический подходы. Он был фрейдистом, но несоглашался с ортодоксальным взглядом на природу сексуальности и придавалбольшее значение культурным влияниям. Александр делил людей на тех, ктовстречает критическую ситуацию симпатическойреакцией нервной системы, и на тех, кто встречает критическую ситуацию парасимпатической реакцией. Первая реакцияведет к высокому кровяному давлению, диабету, ревматическому артриту, заболеваниямщитовидной железы и головным болям; вторая реакция ведет к язвам, поносу,воспалению толстой кишки и запорам. Он указал, что заболевания сердечных а