СИБИРСКИЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
«О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИЯ»
Выполнил:
студент группы П 44
Петров Алексей
НОВОСИБИРСК
2004План
TOC o «1-2» h z u Список использованных источников… PAGEREF _Toc88409544 h 3
Введение… PAGEREF _Toc88409545 h 4
История психологии… PAGEREF _Toc88409546 h 5
Античная психология. PAGEREF _Toc88409547 h 5
Общее представление о психологии как науке… PAGEREF _Toc88409548 h 6
Научная и житейская психология… PAGEREF _Toc88409549 h 8
Предмет и задачи психологии.PAGEREF _Toc88409550 h 9
Задачи современной психологии… PAGEREF _Toc88409551 h 12
Современная психология и ее место в системе наук… PAGEREF _Toc88409552 h 14
Заключение… PAGEREF _Toc88409553 h 17
Цель:
Сделать хороший реферат, освоить эту тему.
Задачи:
Найти тему, потратить время на изучение найденного матерьяла, кратко и внятно изложить главные мысли.
Списокиспользованных источников
Литература:
1. Немов Р.С. Общиеосновы психологии. – М.: Валдос, 1999. – С. 8-25.
2. ГиппенрейтерЮ.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988. – С. 48 – 63.
3. Рубинштейн Л.С.Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М., 1989. – С. 15-62.
Internet:
1. http://www.examen.ru/df/Display.html
2. http://www.encicl.bu.ru/txt/s82.htm
3. http://parallel.hut.ru/st/cc10503.htm
Введение
Психологиякак наука обладает особыми качествами, которые отличают ее отдругих дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненныхявлений психология знакома каждому человеку. Она представляется ему в виде собственных ощущений, образов, представлений,явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов,мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Внаучном употреблении термин «психология» появился впервыев 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, котораязанималась изучением так называемых душевных, или психическихявлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственномсознании в результате самонаблюдения. Позднее в17-19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы и деятельность человека.
В20 столетии психологические исследования вышли за рамкитех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свойпервоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только ксубъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениямсознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традициями за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
Предметомизучения психологии являются конкретные фактыпсихологической жизни, выяснения психологических законов и закономерностей. Другими словами психология изучает факты, закономерности и механизмыпсихологической жизни.
Психологиявключает в себя несколько разделов, приведупримеры некоторых из них:
Общаяпсихология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватываютощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Спомощью этих процессов человек получает и обрабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступкичеловека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация,темперамент, характер и воля.
Социальнаяпсихология, где объектом изучения являются человеческие взаимоотношения, явления, возникающие впроцессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, институте, в коллективе.
Генетическаяпсихология изучает наследственные механизмы психики иповедения, их зависимость от генотипа.
Дифференциальнаяпсихология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процессформирования.
Ввозрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходеиз одного возраста в другой.
Педагогическаяпсихология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разноговозраста.
Юридическаяпсихология рассматривает усвоение человекомправовых норм и правил поведения.Три следующих отрасли психологии - медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями отнорм в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки - объяснить причины возможных психологическихнарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения.
ИсторияпсихологииАнтичнаяпсихология
Мифологическоепонимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, векамицарило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилюповедения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иныекачества, познанные в земной практике своего общения с ближними.
Анимизм(от лат. anima — душа) — первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал всебя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ какособых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием.Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знатьв некоторых современных психологических учениях и скрываются под «Я»(или «сознание», или «душа»), которое воспринимаетвпечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.
Внекоторых других учениях того времени (например, знаменитого математика ифилософа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) душипредставлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.
Позжедревние греки под «psycho» понимали движущее начало всех вещей. Импринадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи — гилозоизм (от греч. hyle- вещество и zoe — жизнь): весь мир — универсум, космос — изначально живой,наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым,неживым и психическим не проводились. Всё рассматривалось как порождение единойпервичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса,магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, каки женщина, обладает душой. Гилоизм впервые «поставил» душу (психику)под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и длясовременной науки постулат об изначальной вовлечённости психических явлений вкругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма. Общеепредставление о психологии как науке
Всистеме наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот покаким причинам.
Во-первых,это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это«свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психикучеловека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавитьслово «самая»: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованнаяматерия, известная нам.
Знаменательно,что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийсядревнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знанийисследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном».
Во-вторых,психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаютсяобъект и субъект познания.
Чтобыпояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек.Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя.Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические ипсихические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. Спомощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем;расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит кнему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение — ощущение собственного«Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретатьосознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и«Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих порслужили ребенку средством для освоения внешнего мира — физического исоциального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметомосмысления и осознания.
Точнотакой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытномобществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоениевнешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали ссоседними племенами, получали первые знания о природе.
Человечествотого периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы ивозможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создалиматериальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. Ивот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которыедают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природаего разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?
Этотмомент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождениемпсихологического знания.
Событие,которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысльчеловека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя.Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать самомышление.
Итак,задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только вней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человекастановится его научным самосознанием.
Наконец,в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практическихследствиях.
Практическиерезультаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримозначительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведьпознать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.
Научитьсяуправлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача,конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенноподчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.
Психологияуже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека осебе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния ипереживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можносказать, что психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая,созидающая человека.
Ихотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громчезвучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делаетее наукой особого типа.
Взаключение надо сказать, что психология — очень молодая наука. Это более илименее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, долженбыл пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они сталипредметом научной рефлексии.
Официальноеоформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно,в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первуюлабораторию экспериментальной психологии.
Появлениюпсихологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественныхнаук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому досих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, неявляется правильным. Еще раз подчеркну: это — наука особого типа. Перейдем кследующему пункту нашей лекции — вопросу о соотношении научной и житейскойпсихологии.
Любаянаука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опытлюдей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизнизнания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте имногом другом.
Математикатоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях,которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Ноиначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейскихпсихологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно,великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий,предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужителии др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определеннымипсихологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек вкакой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать егопоступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.
Научная и житейскаяпсихология
Давайтезадумаемся над вопросом; чем же отличаются житейские психологические знания отнаучных?
Яназову вам пять таких отличий.
Первое:житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретнымситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водителитакси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач?Как, мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматическиезадачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, иснова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, какнадо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать отнего такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак,житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностьюзадач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научнаяже психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого онаиспользует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функцийнауки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов иявлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются,соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Например,в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощьютрех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения имеханического взаимодействия тел.
Тоже происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляяв житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения сдругими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия,которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностейпозволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ееиндивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научныхпсихологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешнейформе, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннеесодержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычноболее расплывчаты и многозначны.
Предмети задачи психологии.
Психология,как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.
Самтермин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
Предметомпсихологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психикичеловека и формирование психологических особенностей его личности каксознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-историческогоразвития общества.
Поведение человека с нормальнойпсихикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир,человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает наних определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшемуудовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальнойдеятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) невозникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны междусобой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностьюличности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, какличности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой,постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человекнаправляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач.Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью идеятельностью как общественного существа, как личности. Современная психологиярассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, каксубъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальнойдействительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгучеловека, являются основой психической деятельности, но они не могут бытьотождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, чтоона отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следуетрассматривать не только с точки зрения их содержания.
Современная психология представляетсобой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования,связанных с различными областями практики. Как же классифицировать этимногочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификациисодержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности.Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии можетбыть избрана психологическая сторона:
1. конкретнойдеятельности;
2. развития;
3. отношениячеловека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в которомосуществляется его деятельность и развитие).
Еслипринимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслейпсихологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческойдеятельности.
Психология труда изучает психологические особенноститрудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организациитруда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональныхособенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснениевлияние на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположенияприборов и станков, средств сигнализации и т.п.
Педагогическаяпсихология имеетсвоим предметом изучения психологических закономерностей обучения и воспитаниячеловека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемыуправления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности,выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения,взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическомколлективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологическиеособенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения впсихическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессеих обучения и т.д.
Кразделам или узким областям педагогической психологии относятся: психологияобучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательнойработы с аномальными детьми.
Медицинская психология – изучает психологические аспектыдеятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию,изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическуюдеятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психическоговоздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену,разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровьялюдей.
Юридическая психология – рассматривает психологическиевопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующуюпсихические особенности поведения участников уголовного процесса (психологиясвидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологическиетребования к допросу и т.п.); криминальнуюпсихологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения иформирование личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пенитенциарнуюили исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного висправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методамиубеждения и принуждения и т.п.
Военная психология исследует поведение человека вусловиях боевых действий психологические стороны взаимоотношений начальников иподчиненных, методы психологической пропаганды, контрпропаганды,психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.
Психология спорта рассматривает психологическиеособенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства ихпсихологической подготовки, психологические параметры тренированности имобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные сорганизацией и проведением соревнований.
Психология торговли – выясняет психологические условиявоздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса,психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологиимоды и т.п. В последнее время началась разработка проблем психологии, научного творчества (особенности творческой личности,факторы стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлениинаучного открытия и т.д.)
Своеобразныйраздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследованиезакономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработкаметодов управления эвристическими процессами.
Наконец,следует назвать психологиюхудожественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического воспитания – область,значение которой не вызывает сомнения, но пока еще слабо изученную.
Еслиза основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ееотраслей, в которых реализуются принципы развития.
Возрастнаяпсихология, изучающая онтогенез различных психических процессов ипсихологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка,психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.
Возрастная психология исследует возрастные особенностипсихических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развитияличности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблемаобучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждаетсяпсихологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственногоразвития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.
Психология аномальногоразвития илиспециальная психология, разветвляется на патопсихологию,исследующую отклонени