Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Мышление. Понятие мышления

Мышление
                         Понятие мышления
   В процессе ощущения и восприятия человекпознает окружающий мир в
результатенепосредственного, чувственного его отражения. Однако
внутренниезакономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем
сознаниинепосредственно. Ни одна закономерность не может быть восп-
ринятанепосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в ок-
но, по мокрымкрышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения
планет — в том идругом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е.
отражаемсущественные связи между явлениями опосредствованно, сопос-
тавляя факты.Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда
не бывал наМарсе, однако в результате мышления он получил определен-
ные сведения и обэлементарных частицах материи, и об отдельных свой-
ствах планетыМарс. Познание основано на выявлении связей и отношений
между вещами.
   Познавая мир, человек обобщает результатычувственного опыта, отра-
жает общиесвойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно
лишь заметитьсвязь между явлениями, необходимо установить, что эта
связь являетсяобщим свойством вещей. На этой обобщенной основе чело-
век решаетконкретные познавательные задачи.
   Мышление дает ответ на такие вопросы, которыенельзя разрешить пу-
темнепосредственного, чувственного отражения. Так, осматривая место
происшествия,следователь находит некоторые следы прошедшего события.
Устанавливаясущественные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между
ними, следовательпутем логического мышления реконструирует возможный
ход событий. Этареконструкция происходит опосредствованно, путем по-
нимания связеймежду внешними проявлениями и сущностью того, что про-
исходило в действительности.Это опосредованное отражение возможно
лишь на основеобобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек
правильноориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные
обобщения вновой, конкретной обстановке.
   Деятельность человека разумна благодарязнанию законов, взаимосвя-
зей объективнойдействительности.
   Мышление — опосредованное и обобщенноеотражение существенных, за-
кономерныхвзаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в
конкретныхситуациях действительности.
   В мышлении устанавливается отношение условийдеятельности к ее це-
ли,осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобра-
зование даннойситуации в соответствующую обобщенную схему.
   Например, Фалес из Милета узнал высотуегипетской пирамиды благода-
ря переносуотношений между сторонами одних объектов на отношение та-
ких же сторондругих объектов — он измерил ее тень в полдень.
   Установление всеобщих взаимосвязей,обобщение свойств однородной
группы явлений,понимание сущности конкретного явления как разновид-
ностиопределенного класса явлений — такова сущность человеческого
мышления.
   Но мышление, выходя за пределы ощущений ивосприятия, всегда оста-
ется неразрывносвязанным с чувственным отражением действительности.
Обобщенияформируются на основе восприятия единичных объектов, а их
истинностьпроверяется практикой.
   Мышление, являясь идеальным отражениемдействительности, имеет ма-
териальную формусвоего проявления. Механизмом мышления человека яв-
ляется скрытая,беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скры-
той, незаметнойдля человека артикуляцией слов, микродвижениями орга-
нов речи.Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне
коры головногомозга. Особенностью внутренней речи является ее сокра-
щенность,конспективность, свернутость. Но при возникновении мысли-
тельныхзатруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и не-
редко переходит вшепотную или громкую речь. Это позволяет лучше ана-
лизировать изакреплять абстрактный речевой материал: формулировки,
условия задач ит.п.
   Язык является средством абстрагирования,отвлечения существенных
признаковпредметов, средством фиксации и хранения знаний, средством
передачи знанийдругим людям. Только благодаря языку общественно-исто-
рический опытвсего человечества становится достоянием отдельного ин-
дивидуума.Орудием мышления является значение слова.
   Мышление социально обусловлено, оновозникает лишь в общественных
условияхсуществования человека, оно основано на знаниях, т.е. на об-
щественно-историческомопыте человечества.
   Как уже отмечалось, первоначально мышлениечеловека было непосред-
ственно вплетенов его материальную деятельность, человек мыслил,
действуяпрактически. Но постепенно из практических действий выделя-
лисьсамостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подго-
тавливают,ориентируют практические действия. В процессе исторического
развитиямыслительные действия стали подчиняться определенным логичес-
ким правилам;постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти пра-
вила закреплялисьв сознании человека и приобрели для него аксиомати-
ческий характер.

                    Классификация явлениймышления
   В многообразных явлениях мышленияразличаются: мыслительная дея-
тельность,мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышле-
ния, видымышления, индивидуально-типологические особенности мышления,
мышление какпроцесс решения творческих, нестандартных задач.
   Мыслительная деятельность — системамыслительных действий, направ-
ленная на решениекакой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия
связаны срешением промежуточных задач, составных частей общей пробле-
мы.
   Мыслительные действия — совокупность мыслительныхопераций, направ-
ленных навыявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отно-
шений объектовреального мира. Каждый мыслительный акт основан на сис-
теме операций.
   К мыслительным операциям относятсясравнение, обобщение, абстраги-
рование,классификация и конкретизация.
   Все мыслительные операции связаны с анализоми синтезом. Анализ и
синтез — это двенеразрывные стороны всего процесса познания (в том
числе ичувственного этапа).
   Продукт мыслительных действий — определенныепознавательные резуль-
таты, которыевыражаются в трех формах мышления.
   Формами мышления являются: 1) суждение; 2)умозаключение; 3) поня-
тие.Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу-
чает логика.Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного
содержаниямыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие
законы и принципыдостижения инстинности тех знаний, которые выводятся
из другихдостоверных знаний. Психология же изучает закономерности
творческогомышления, приводящего к новым познавательным результатам,
к открытию новыхзнаний.
   По преимущественному содержанию мыслительнаядеятельность подразде-
ляется на: 1)практическую; 2) художественную и 3) научную.
   Структурной единицей практического мышленияявляется действие, а
коммуникативнойединицей — сигнал.
   В художественном мышлении структурнойединицей является образ, а
коммуникативнойединицей — символ. В научном мышлении соответственно —
понятие и знак.
   Мыслительная деятельность можетосуществляться посредством различ-
ных операционныхпроцедур.
   Алгоритмическое мышление осуществляется всоответствии с установ-
леннойпоследовательностью элементарных операций, необходимых для ре-
шения задачданного класса.
   Эвристическое мышление — творческое решениенестандартных задач.
   Дискурсивное мышление (рассудочное) — мышление, носящее рассудочный
характер,основанное на системе умозаключений, имеющее последователь-
ный рядлогических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим
и обусловливаетпоследующее звено. Дискурсивное мышление приводит к
выводному знанию.
   В историческом развитии мышления и вразвитии мышления ребенка раз-
личаются трисменяющие друг друга стадии — виды мышления: 1) наглядно-
действенное(сенсомоторное); 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-тео-
ретическое.
   Совершаясь по общим законам мышлениеразличных людей отличается ин-
дивидуальнымиособенностями: степенью самостоятельности, критичности,
последовательности,гибкости, глубины и быстроты, различным соотноше-
нием анализа исинтеза — аналитическое или синтетическое мышление ин-
дивида.

                     Общие закономерностимышления
   Мышление — это непрерывное взаимодействиемыслящего субъекта с
объектом познания.Это взаимодействие всегда осуществляется в целях
разрешениякакой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и име-
ет своимрезультатом новое обобщение. Таким образом, можно считать,
что проблемность,анализ-синтез и обобщенность являются общими психо-
логическимизакономерностями мышления.
   Проблемность мышления. Мышление всегдавозникает в связи с решением
какой-либопроблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.
   Проблемная ситуация — это такоеобстоятельство, в котором человек
встречается счем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся зна-
ний. Эта ситуацияхарактеризуется возникновением определенного позна-
вательногобарьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в резуль-
тате мышления. Впроблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для
достижениякоторых имеющихся средств, способов и знаний оказывается
недостаточно.
   Встречаясь с фактами преступности,следователь обычно сталкивается
с проблемнойситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются
лишь некоторыефакты, которые побуждают к поиску, но являются недоста-
точными дляраскрытия преступления.
   Проблема — особая разновидность вопроса,ответ на который не содер-
жится в нашемопыте и знаниях и поэтому требует соответствующих прак-
тических итеоретических действий. Проблема сосредоточивает наше вни-
мание нанедостаточности или отсутствии знаний (это знание о незна-
нии).
   Проблема — это осознание необходимостинового познания. Не любая
умственнаядеятельность является решением проблемы. Например, решая
задачу известнымнам способом, мы осуществляем умственную деятель-
ность, но нерешаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неиз-
вестных сторонобъекта всегда осуществляется через отношения, взаимо-
связи, в которыхэти свойства проявляются.
   Мышление — это познание того, что не данонепосредственно, но нахо-
дится вопределенном отношении к тому, что дано.
   Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий актмышления, каждая мыс-
лительнаяоперация основаны на анализе и синтезе. Как известно, основ-
ным принципомвысшей нервной деятельности является принцип анализа и
синтеза. Мышлениекак функция мозга также основано на этом принципе.
   На анализе и синтезе основаны все ступенимыслительного процесса.
Всякий поискответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в
их различныхсвязях (производными от анализа и синтеза мыслительными
операциямиявляются абстракция и обобщение).
   Анализ — выделение тех сторон объекта,которые существенны для ре-
шения даннойзадачи; это выявление строения исследуемого объекта, его
структуры,расчленение сложного явления на простые элементы, отделение
существенного отнесущественного.
   Анализ дает ответ на вопрос: какая частьцелого обладает определен-
ными признаками.Например, анализируя следы преступления, следователь
выделяет толькоте из них, которые имеют доказательственное значение.
Результатыанализа объединяются, синтезируются.
   Синтез — объединение элементов, частей,сторон на основе установле-
ния существенныхв определенном отношении связей между ними.
   Основным механизмом мышления, его общейзакономерностью является
анализ черезсинтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осу-
ществляется черезсоотнесение его (синтез) с другими объектами. В про-
цессе мышленияобъект познания постоянно включается во все новые связи
и в силу этоговыступает во все новых качествах, которые фиксируются в
новых понятиях;из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все
новое содержание;он как бы поворачивается каждый раз другой своей
стороной, в немвыявляются все новые свойства.
   Анализ и синтез, взаимопереходя друг вдруга, обеспечивают непре-
рывное движениемысли все к более и более глубокому познанию сущности
явлений. Процесспознания начинается с первичного синтеза — восприятия
нерасчлененногоцелого (явления, ситуации). Далее на основе анализа
осуществляетсявторичный синтез. Получаются новые знания об этом це-
лом, а этопознанное целое вновь выступает как база для дальнейшего
глубокого анализаи т.д.
   Анализ — вычленение таких свойств (сторон)объекта, которые имеют
существенноезначение для последующего синтеза, обобщения. При этом
проявляются такиезакономерности мышления как селективность — избира-
тельноевычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность —
контроль надтечением мыслительного процесса (рассуждение человека с
самим собой),самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви-
вающихся событийвозникает особая разновидность аналитического мышле-
ния — антиципация- предвосхищение возможного наступления новых собы-
тий, предвидениевозможных результатов определенных действий. Способ-
ность представитьвозможные варианты развития событий, возможные пути
решения проблемы- дивергентность мышления.
   Обобщенность мышления. Мышлениеосуществляется с целью познания тех
или иныхсущественных свойств объекта, с целью получения знания. Су-
щественноесвойство является всегда общим для данной группы однородных
предметов (но невсякое общее свойство является существенным). К реше-
нию отдельнойконкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие
правила.
   В процессе мышления единичное всегдарассматривается как конкретное
выражение общего.

                      Мыслительные операции
   Мышление осуществляется совокупностьюразличных операций: сравне-
ния, обобщения,абстракции, конкретизации, классификации и системати-
зации.
   Сравнение — установление сходства и различиямежду предметами. Поз-
нание объектовокружающего мира начинается прежде всего путем их срав-
нения,сопоставления их друг с другом (первичный синтез). Для сравй(@pp[1]TwРWPїPgАТ╫PЄ╫RTVWTVRёvWWЁR╥R╒╥╓╓ёўTpЄ╫RVёўW╫S╘sTwTsR╒ЄЕUWqWpu╥РWWЁR╥R╒ўўqQRЁЎr╫RpЁPQV╥╓╘wЧF╨pЁоопыта.
   В зависимости от прошлого опыта, знаний,профессиональной направ-
ленности человекне только избирательно выделяет те или иные предметы,
но и избирательновоспринимает различные их стороны.
   6. Константность восприятия. Одни и те жепредметы воспринимаются
нами в различныхизменяющихся условиях: при различной освещенности, с
разных точекзрения, с разного расстояния. Однако объективные качества
предметавоспринимаются нами в неизменном виде.
   Константность восприятия — независимостьотражения объективных ка-
честв предметов(величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра-
жение величиныпредмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко-
го расстояния и сдалекого расстояния будет разным. Однако это интерп-
ретируется намикак удаленность или приближенность предмета, а не как
изменение еговеличины. При восприятии прямоугольного предмета (папки,
листа бумаги) сразных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра-
зиться и квадрат,и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях
мы сохраняем заэтим предметом присущую ему форму.
   Белый лист бумаги вне зависимости от егоосвещенности будет воспри-
ниматься какбелый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни-
маться с присущимему цветовым качеством вне зависимости от условий
освещения.
   Константность восприятия не наследственноекачество, оно формирует-
ся в опыте, впроцессе обучения. В некоторых непривычных условиях она
может бытьнарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим
вниз с большойвысоты, то привычные для нас предметы могут восприни-
маться несколькоискаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не-
естественноуменьшенными).
   Пилоты сверхзвуковых самолетов на первыхпорах очень быстрое при-
ближение предметаинтерпретируют как его увеличение в размерах.
   Благодаря константности восприятия мы узнаемпредметы в разных ус-
ловиях и успешноориентируемся среди них.

            Особенности восприятия пространстваи времени
   Восприятие пространства. Восприятиепространства состоит из вос-
приятия величины,формы, объема, удаленности, местоположения предметов
и их движения.
   Восприятие величины и формы предметовосуществляется в результате
сочетания в опытечеловека зрительных, осязательных и кинестезических
(мускульно-двигательных)ощущений.
   Восприятие объемности и удаленностипредметов осуществляется за
счетбинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета
зависит не толькоот величины его изображения на сетчатке глаза, но и
от силынапряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от
удаленностипредмета. При рассматривании близких предметов увеличи-
вается кривизнахрусталика, при рассматривании далеких предметов хрус-
талик становитсяплоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи-
мости отудаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци-
ей.
   Но аккомодация дает информацию оботдаленности предметов лишь в
пределах до 6 м.Если же предметы удалены на большее расстояние, то
информация об ихудаленности поступает в мозг от взаиморасположения
зрительных осей.Но определение глубины пространства ограничено поро-
гом глубинногозрения.
   Существенное значение для восприятияудаленности предмета имеет
сравнение еговеличины с хорошо известной величиной других предметов.
Это имеет особоезначение в тех случаях, когда предметы удалены более
чем на 450 м(предельное расстояние, о котором поступает информация в
результатевзаиморасположения зрительных осей).
   Для восприятия рельефа, объемности предметаглавную роль играет би-
нокулярноезрение. При восприятии предметов их изображение падает на
несовпадающие(диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит
полного слиянияизображения в сетчатках обоих глаз, и в результате
этого возникаетстереоскопический эффект.
   Для восприятия рельефа и удаленностипредметов существенное значе-
ние имеютлинейная и воздушная перспективы. При значительном удалении
предметы кажутсяменьше. Для изображения удаления двух параллельных
линий художникрисует их сходящимися у линии горизонта. Линейная пер-
спективаусиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпаде-
нием отдельныхмелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некото-
ром изменениицвета предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя
воздуха.
   Пространственное перемещение предметов, ихдвижение воспринимается
в зависимости отих удаленности и скорости движения. Человек не восп-
ринимает оченьмедленные движения и судит о них лишь по косвенным
признакам(например, движение минутной стрелки часов воспринимается в
результатесопоставления ее различных положений). Не замечаются также
и чрезмернобольшие скорости движения. Чем дальше удалены предметы,
тем скорость ихдвижения кажется меньшей. При восприятии движения про-
исходитперемещение изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения
зависит также отдвижения глаз и головы.
   Эффект движения объекта может возникнуть ипри условии, если через
небольшиепромежутки времени воспринимаются различные фазы предмета —
стробоскопическийэффект (например, при восприятии фильма, когда в се-
кунду сменяются24 кадра с неподвижными изображениями).
   Способность правильно оцениватьпространственные отношения назы-
ваетсяглазомером. Различают статический и динамический глазомер.
   Статический глазомер — определение размеровнеподвижных предметов,
их удаленности ирасстояний между ними неподвижным наблюдателем.
   Динамический глазомер — способность человекаопределить соотношение
движущихсяпредметов, их скорость и расстояние между ними. Динамичес-
кий глазомеримеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпев-
ших и обвиняемыхо направлении и скорости движения объектов в момент
происшествия.
   Способность видеть самые мелкие предметыназывается остротой зрения
или разрешающейспособностью глаза. Острота зрения определяется мини-
мальнымпромежутком между двумя точками, которые с данной дистанции
еще различаютсяглазом как раздельные. Люди с нормальным зрением раз-
личают нарасстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг-
ловой размерразличаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и
является единицейостроты зрения. Острота зрения зависит от предвари-
тельнойознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения,
цветовой окраскиобъекта, контраста между объектом и фоном, продолжи-
тельностидействия зрительного стимула. Острота зрения повышается с
увеличениемосвещенности объекта и снижается с возрастанием угловой
скорости объекта,при вибрации тела.
   Иллюзии зрительного восприятия. Привосприятии пространственного
взаиморасположенияобъектов в некоторых случаях возникают иллюзии зри-
тельноговосприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и
психологическимипричинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая — это
пример физическойиллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то
видимый предметраздваивается — это пример физиологической иллюзии.
   Психологические иллюзии зрения могут бытьсгруппированы в зависи-
мости отразличных причин, которыми они вызываются.
   Закономерности восприятия, в том числе ииллюзии, следует учитывать
в следственнойпрактике.
   Например, при просмотре фотографии сизображением отпечатка следа
преступника можетвозникнуть иллюзия — выступы могут показаться углуб-
лениями. У людейвыработан стереотип: обычно неосознанно предполагает-
ся, что освещениеизображаемого объекта (на фотографии, рисунке) про-
исходило спротивоположной от наблюдателя стороны (а не из-за спины).
Поэтому внеобходимых случаях следует на фотографиях указывать распо-
ложение источникасвета.
   Восприятие времени — отражение длительности,скорости и последова-
тельностиявлений.
   Физиологическим механизмом восприятиявремени является определенное
состояние нервныхклеток. При длительном действии раздражителей усили-
ваетсявозбуждение нервных клеток (за счет суммирования последователь-
ных воздействий).Восприятие времени, как и любое психическое отраже-
ние, являетсясубъективным образом объективной реальности. Длитель-
ность небольшихпромежутков времени обычно несколько преувеличивается,
а большиеинтервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также
ведет кпреувеличению интервала времени, а медленный — к преуменьше-
нию. Период времени,связанный с интересными, значительными событиями,
кажется болеекоротким (а при воспоминании, наоборот, более длитель-
ным). Приположительных эмоциях время недооценивается, а при отрица-
тельных — переоценивается. Преуменьшение времени всегда является ре-
зультатомдоминирования возбуждения над торможением. Преувеличение
времени связано спреобладанием торможения, которое вознякает от одно-
образных,малозначимых раздражителей.
   Восприятие времени связано с различнымициклическими явлениями при-
роды (смена дня иночи, времен года и др.) и в организме человека (об-
мен веществ,газообмен и др.).

       Учет закономерностей восприятия вследственной практике
   Для получения достоверных показанийсвидетеля следователь должен
учитыватьпсихологический процесс формирования показаний. Первоначаль-
ной стадиейформирования этих показаний является восприятие свидетелем
тех или иныхсобытий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли-
вает и оцениваетэти явления, проявляет к ним определенные отношения.
   При допросе свидетеля следователь долженотчленить объективные фак-
ты отсубъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых
происходиловосприятие происшествия (освещенность, продолжительность,
удаленность, метеорологическиеусловия и т.д.). При этом следует учи-
тывать, что людичасто не способны точно оценить количество восприни-
мавшихсяпредметов, расстояние между ними, их пространственное соотно-
шение и размеры.
   Людям свойственно заполнять пробелы чувственноговосприятия элемен-
тами, которые вдействительности не были объектами чувственного восп-
риятия. Дляпространственных восприятий характерна переоценка малых
расстояний инедооценка больших. Расстояния на воде, как правло, недо-
оцениваются. Яркоокрашенные предметы, а также предметы хорошо осве-
щенные кажутсяболее близко расположенными. Многие ошибки в оценке
размеровпредметов связаны с контрастом восприятия.
   В следственной практике очень важноправильно установить время со-
вершениярасследуемого события, его длительность и последовательность,
темп действийучастников события и др. Нередко свидетели дают непра-
вильные показанияо промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше
рассмотреннымизакономерностями. Неправильные показания относительно
промежуткавремени не следует оценивать как умышленную ложность пока-
заний. При этомнеобходимо выяснить содержание деятельности свидетеля
во времянаблюдаемого события, его психическое состояние и др.
   В свидетельских показаниях существенноезначение имеют особенности
восприятиячеловека человеком.
   В зависимости от того, какое значение людипридают различным осо-
бенностямличности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают
различные чувстваи при даче свидетельских показаний выдвигают на пе-
редний план теили иные индивидуальные стороны другого человека.
   При производстве такого следственногодействия, как предъявление
для опознания,необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфи-
ческим признакам.Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляе-
мое для опознаниялицо входило в состав не менее трех человек. Это со-
действуетизбежанию ложного узнавания по общим признакам (например, по
росту, цветуволос, одежды и т.д.). Предъявление для опознания группы
лиц из трехчеловек содействует нивелированию общих признаков и нап-
равляет процессузнавания на выявление индивидуальных особенностей.
   При предъявлении для опознания необходимоучитывать ряд объективных
и субъективныхусловий.
   К объективным условиям относятся физическиеусловия первоначального
восприятия тогоили иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и
т.п.).
   К субъективным факторам опознания относитсяпсихическое состояние
человека в моментнаблюдения объекта и в момент его опознания (испуг,
отвращение,нервозность и т.д.), а также психические свойства человека
(развитость тогоили иного вида памяти, восприятия, способности к со-
отнесениям,группировке признаков). При опознании лица следует учиты-
вать различнуювероятность узнавания отдельных элементов лица. Вероят-
ность различияэлементов лица при малых экспозициях следующая: волосы,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психофизиологические предпосылки речевого развития ребенка в норме и с общим недоразвитием речи III уровня
Реферат Особенности ведения гостиничного бизнеса
Реферат Развитие сообществ в единый европейский рынок
Реферат Ипотечное кредитование в России 7
Реферат Распад СССР
Реферат Семьи "группы риска" как особая категория семей
Реферат Отрицательные и положительные стороны словаря в работе переводчика
Реферат Реконструкция моторного цеха автоколонны с изготовлением стенда для притирки клапанов головки
Реферат Корпорация. Культура корпорации
Реферат Создание сайта Электронные таблицы Excel
Реферат Формирование: преемственных научных школ в первые две трети XIX в.
Реферат 28 декабря 2011г. № К 308-12-11/Текущий ремонт ул. Мясницкая, д
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины математика
Реферат Врангель Александр Евстафьевич
Реферат Администрация дубенского муниципального района республика мордовия