Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Коррекция тревожности у детей с задержкой психического развития

Содержание
Введение                                                                                                           3
Глава 1 Теоретические основыпроблемы развития эмоциональных
состояний у дошкольников сзадержкой психического развития.                          6
1.1.Исследованиеэмоциональных состояний в психологии.                           6
1.2.Особенностиэмоционального развития дошкольников.                          16
1.3.Характеристикаребёнка дошкольника с задержкой психического развития.                                                                                        22
1.4.Сущностьи содержание тревожности, её виды.
      Психолого – педагогические условиякоррекции эмоциональных состояний у детей с задержкой психического развития.                         27
 Глава 2 Экспериментальная работа по коррекциитревожности детей.              36
2.1.Цель,задачи и методика констатирующего этапа.                               36
2.2.Системаработы по коррекции тревожности в условиях
определённыхгипотезой.                                                                        49
2.3.Анализэффективности проведённой опытно – экспериментальной
работы.                                                                                                      53
Заключение                                                                                                      63
Библиография                                                                                                64
Приложение

Введение
Неуклонноувеличивается количествоноворожденных детей с недостатками развития.Отечественные педиатры считают, что число детей с недостатками развития и неблагополучным состояниемздоровья достигает 85 % новорожденных[25]. По данным специалистов количество дошкольников с задержкой психическогоразвития составляет 25 % от общей численности детей [32].
Анализпсихолого-педагогической и специальной литературы показал, что более глубокомуанализу в исследованиях различныхавторов была подвергнута сфера познавательной деятельностидетей с задержкой психического развития(Г.Л. Жаренкова, Г.М. Капустина, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.).Исследований, посвященных изучениюпроблемы эмоционального развитиядошкольников с задержкой психического развитияне достаточно. Отдельные вопросы эмоционального развитияизучались (Т.А. Власова, К.С. Лебединская,В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Е.М. Самодумская,У.В. Ульенкова и др.). Авторы отмечают недостаточность развития указанной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения,нестойкости, нестабильности эмоциональных проявлений,в конечном результате, в нереализованности возрастного потенциала.Перечисленные особенности исследователи связываютс незрелостью мозга ребенка, спецификой его дефекта.
Встаршем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегосяполноценно, определенным образом уже реализуютсявозможности эмоционального предвосхищениярезультатов своего поведения, деятельности (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.). Чувства,как стабилизирующиеся переживания, отношение к окружающим и к самому себе, начинаютвыполнять функции регулятора поведения,становятсямотивами действий и поступков ребенка. Нереализованные возрастные возможности встановлении эмоциональной сферы ребенка, безусловно, не могут не задерживатьего личностного формирования и немогут не сказываться на физическом,психическом развитии.
Однимиз принципов возрастной периодизации психического развитиядетей, определившимся в трудахосновоположника отечественной психологии Л.С.Выготского и получившим дальнейшоеразвитие в исследованиях В.В.Давыдова, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, являетсяпринцип смены ведущего вида деятельностив каждом календарном периоде развития.С ведущим видом деятельности связаны специфические психологические новообразования, характерные длявозрастного периода, хотя при этомроль других видов деятельности неможет быть отвергнута. Более того, каждый из них вносит свой вклад впсихическое развитие.
Помнению психологов Я.Л. Коломенксого, А.Д. Кошеловой, А.А. Люблинскойэмоциональное общение со взрослыми являютсяодним из ведущих видов деятельностиребенка на начальном этапе его становления.
Висследованиях А.И. Захарова, П.Массена, Е.В. Новиковой, С. Сарасона, Б. Филлипса, Г. Эберлейн и других ученыхбыло показано, что в случаяхвозникновения тревожности вдошкольном возрасте, решающая роль вее развитии принадлежит семье [36].
Вдошкольном возрасте неблагоприятная домашняя атмосфера, негативные отношения с близкими взрослыми провоцируют переживаниеребенком постоянных психологическихмикротравм и порождают состояниеаффективной напряженности ибеспокойства, носящие реактивныйхарактер. Ребенок чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близкомокружении и, как следствие, беспомощность.
Такиедети ранимы, сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют наотношение к ним окружающих. Они запоминают преимущественно негативные события и это ведет к накоплению отрицательногоэмоционального опыта, который постоянноувеличивается по закону «замкнутогопсихологического круга» (А.М. Прихожан) и находим свое выражение в относительноустойчивом переживании тревожности.
Такимобразом, у дошкольников тревожность возникает вследствие фрустрации потребностив надежности, защищенности со стороны ближайшего окруженияи отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которая являетсяодной из ведущей в этом возрасте [36]. Как указывает А.М. Прихожан в этотпериод тревожность еще не являетсясобственноличностным образованием, она представляетсобой функцию неблагоприятныхвзаимоотношений с близкими взрослыми.
Влияние тревожности на развитие личности, поведения и деятельностьребенка может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивныйхарактер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения [36].
Основываясь на анализе психологических и педагогическихисследований, нами было установлено противоречие между объективной потребностьюв коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с задержкой психическогоразвития, и недостаточнойразработанностью педагогических условий коррекции эмоциональных состояний детей с задержкой психического развития. Это противоречие обусловило выбор темыисследования, проблемы которогосформированы следующим образом: каковы педагогические условия коррекции тревожности у детей старшего дошкольноговозраста с задержкой психического развития?
Цельюнастоящего исследования являютсяразработка системы работы по коррекции тревожности дошкольников с задержкойпсихического развития.
Аобъектом нашего исследования — тревожность детей с задержкой психического развития.
Предметомисследования явилисьпути и средства коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста сзадержкой психического развитияпосредством подвижных игр и элементов психогимнастики.
Вкачестве гипотезы выступило следующее предположение: коррекция тревожности в старшем дошкольном возрасте у детейс задержкой психического развитиябудет осуществляться наиболее эффективно при осуществлении следующихусловий:
1)при использовании системы последовательно усложняющихсяподвижных игр с использованием элементов психогимнастики;
2)при повышении самооценки дошкольника.
Цельи гипотеза нашего исследованияпредполагают постановку и решение следующих задач:
— изучение педагогической, психологической и специальнойлитературы по проблеме исследования
— разработка и апробирование системы работ по коррекциитревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психическогоразвития в условиях дошкольного учреждения.
Методологическойосновой исследования явились ключевые положениядиалектического материализма (закон перехода количественных изменений вкачественные, принципы развития,детерминированности); принципиальные позиции, представленные в трудах Л.С.Выготского (теория культурно — исторического происхождения высшихпсихических функций), А.Н. Леонтьева (деятельностная теория.),А.В. Запорожца, Л.А. Венгера (положение о специфике дошкольного возраста).Кроме этого, мы опирались на материалы исследований таких авторов, как  К. Е. Изард (эмоции человека), А. М. Прихожан(закон «замкнутого психологического круга»), А. И. Захаров (обратимостьтревожности у старших дошкольников).
Методыисследования:
— теоретический анализ педагогической, психологической испециальной литературы.
— метод математической обработки данных.
— педагогический эксперимент.
Достоверностьи обоснованность обуславливаетсяметодологией подхода реализации комплексной методики адекватной природеизученного явления и задачам исследования.
База исследования:
исследование проводилось на базе ДОУ № 2 и ДОУ № 23 г.Чебоксары.
Исследованиепроводилось в три этапа:
— поисковый (2001 – 2002г.).
Осуществлялся анализ состояния проблемы психологической, педагогической испециальной литературе, изучалсяпередовой опыт, разрабатывалсянаучный аппарат и методика опытно-экспериментальной работы;
— опытно-экспериментальный (2002 – 2003г.).
Проведена исследовательскаяработа, изучено состояниетревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
— обобщающий (2003г.).
Обработка результатов опытно-экспериментальной работы,уточнены теоретические выводы.
Практическая значимость:
разработанная иапробированная система работы покоррекции тревожности может быть рекомендована психологам и педагогамспециальных ДОУ для детей сзадержкой психического развития.
Апробациярезультатов исследования и системаработы были предложены и обсуждены на педагогическом совещании в ДОУ № 23 г.Чебоксары, на научно-практической конференции студентов ДИКПИП.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1.1.Исследованиеэмоциональных состояний впсихологии.
С давних пор термин эмоция используетсяфилософами, поэтами, ораторами. Слово «эмоция»происходит от латинского emovere, что, значит, волновать,возбуждать. По определению Р.С. Немова эмоции – особый класс субъективныхпсихологических состояний,отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного,отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [13].
Философ Г.Х. Шингаров определяет эмоции как «психофизиологический механизм, припомощи которого на «психическом» уровне отражениядействительности под влияниемвнешних воздействий изменяется внутренняя среда организма». Он считает, что «эмоции составляют «всеобщий» момент, «язык»,при помощи которого связываются, спаиваютсяотдельные звенья целостного процессаотражения действительности» [4].
Психолог К.К. Платонов отмечает, что «эмоцииотражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к потребностямчеловека как организма». [6].
Таким образом, эмоции – это обобщенныечувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные по характеруэкзогенные (исходящие из окружающейсреды) и эндогенные (исходящие изсобственных органов и тканей) сигналы, обязательновлекущие за собой определенные измененияв физиологическом состоянииорганизма.
Существуют различные теории, авторы которыхпытаются раскрыть нам сущностьэмоций. Однако в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций.
Больше ста лет тому назад Чарльз Дарвинутверждал: «Свободное выражение эмоций с помощью внешних признаков усиливаетее. С другой стороны, подавление настолько, насколько возможно, всех внешнихпроявлений смягчаетнаши эмоции». Это положение Дарвина стало шагом к гипотезе о роли обратной связи в эмоциях[13].
В отличие от Ч. Дарвина, Джеймс трактуетэмоцию как восприятие телесныхизменений [9].
Телесные измененияследуют непосредственно за восприятиемволнующего факта. Наше переживание этих изменений, по мере того как онипроисходят, и являютсяэмоцией. Мы огорчены, потому что плачем, разгневаны, потому что наносим удар,испуганы, потому что дрожим, а не наоборот – мы плачем, наносим удар и дрожим,потому что огорчены, разгневаны или испуганы. Если бы восприятие не сопровождалось телесными изменениями, оно было бы исключительно познавательным,бледным, лишенным колорита и эмоционального тепла. В таком случае, мы могли бывидеть медведя и приходить к выводу,что лучше будет обратиться кбегству, или, получив оскорбление, полагать, что мы имеем право ударить, но немогли бы при этом реально переживать страх или гнев [5].
Всябесконечность эмоциональных переживаний объясняетсясторонниками периферической теории разнообразием возникающих периферических,органических изменений и их комбинациями[4].
Изард указывает, что, представив себенекоторую сильную эмоцию и удалив из сознанияпереживания всех тех телесныхсимптомов, которые ей свойственны, окажется,что ничего не осталось, нет никакого «психического материала», из которого этаэмоция могла бы образоваться, и что сохраняется лишь холодное и безразличное состояние интеллектуального восприятия.
Джеймс подчеркивает, что это верно лишь вотношении «стандартных» эмоций, отчетливо обнаруживающихсякак внутренне, так и внешне. Внутренние переживания,которые с первого взгляда кажутся лишенными телесных проявлений,выпадают из рассмотрения [6].
ТеорияДжеймса-Ланге не смогла объяснитьвозникновение высших чувств, которые трактовались как явления, имеющие духовную природу. Еще в 1927 годувыдающийся американский физиологКеннон выступил против теории Джеймса-Ланге, приведяследующие возражения:
1.Полное отделение внутренних органов от центральной нервной системы неизменяет эмоционального поведения;
2.Одни и те же висцеральные измененияпроисходят при очень разныхэмоциональных и неэмоциональных состояниях;
3.Структуры внутренних органов относительно малочувствительны;
4.Висцеральные измененияпротекают слишком медленно, чтобы служить источником эмоциональных ощущений;
5.Искусственное возбуждение висцеральных изменений, типичное для сильных эмоций, не вызывает последних. Благодаря экспериментам Кеннон смог сформулировать«таламическую» теорию эмоций, а Бард в последующем нашел новые подтверждения этой теории и уточнил некоторые нервные механизмы.
В отличие от периферическойтеории Джеймса-Ланге теория Кеннона– Барда большое значение приписывает центральным нервным механизмам, особенноталамусу и подкорковым центрам. По мнению Кеннона, освобождение нервныхимпульсов, возникающих в таламусе, от коркового торможенияявляются основой, как дляэмоционального переживания, так и для эмоционального поведения.Внешние сигналы воздействуют на рецепторы, возбуждение которых передается коре. Далее центробежный поток импульсоввозбуждает таламус. Высвобождение таламуса из-под тормозящеговлияниякоры есть первое условие возникновенияэмоционального ответа, в этом случае разрядкав таламусе идет стремительно и интенсивно.
Импульсы нейронного разряда в таламусе распространяются по афферентным и эфферентным путям, что приводит к переживанию эмоции и к устномуотчету о ней, а также к соматическим и висцеральным реакциям.
Важными особенностями теории Кеннона является то,что:
1.в ней впервые дифференцируются эмоциональное переживание от эмоциональногоповедения;
2.импульсы таламуса могут быть вызванынепосредственно (в отсутствии коры), эмоциональное поведение, как показалиопыты Кеннона, легко вызываются удецеребрированных животных;
3.таламус признаетсякак нервный центр, который как получает, так и передает импульсы;
4.эмоциональное поведение описывается по внешним проявлениям, выразительным движениям,висцеральным изменениям,эмоциональное переживание выводитсяиз устного отчета;
5.кора обладает тормозными функциями в отношении таламуса, сам таламус является источником нервной деятельности,вносящим эмоциональный вклад ввосприятие [4].
Бард (1950) дополнил теориюКеннона, исследовав детально нервные и подкорковые механизмы эмоций. Онобнаружил, что «ложный гнев», возникающий у декортицированных животных(поведенческая картина гнева безэмоционального переживания),исчезает при удалении таламуса.
Центральнаятеория эмоций Хебба больше касается эмоционального поведения,даже вернее эмоциональных расстройств поведения.Согласно этой теории, эмоции могут быть организующими или дезорганизующими, взависимости от их тенденции поддерживать или усиливать начальные стимулирующиесостояния(то есть, удовольствие) или их тенденции устранятьили ослаблять раздражитель (то естьгнев, страх, отвращение). Одним из теоретических построений Хебба является понятие«совокупности клеток», котораясостоит из диффузной структуры, включающей клетки коры и диэнцефалоны, испособна кратковременно действовать как замкнутаясистема, обеспечивая облегчениедругих подобных систем («двигательное облегчение»). Сериятаких клеточных совокупностей названа Хеббом «последовательностью фаз» иэквивалентна процессу мышления.Формирование клеточных совокупностей зависит от прошлого переживания, которое изменяетсинаптические связи за счетпроцесса, связанного с ростомтерминальных отростков нейронов [7].
Хебб выделил следующие аспектыэмоционального расстройства:
1.большое число различных причин, вызывающихрасстройства, например, страх перед неизвестностью, прерывания сна, голод и т.д.;
2.одна и та же причина может вызвать в разноевремя у одного человека (или уразных людей) гнев, страх, тошноту, слабость;
3.Большое разнообразие выражения даже одной и той же эмоции;
4.различные пути изменения выраженияэмоций по мере привыканияисследуемого к раздражающим условиям.
Эмоциональное расстройствопо Хеббу [13] есть временнаярассогласованность нейронной активности мозга, котораяможет быть вызвана либо:
1.конфликтом последовательности фаз;
2.отсутствием сенсорной поддержки для последовательности фаз (страх темноты,одиночества, страх, вызванный потерей поддержки);
3.метаболическими изменениями (влияниехимических изменений питательных веществ, омывающих нервные клетки и т.д.) [9].
Большой вклад в вопросизучения эмоциональных состояний внесли отечественные исследователи.
Биологическая теорияэмоций П.К. Анохина (1949) вытекает из общей идеи о приспособительном значенииэмоций и их связи с потребностями. П.К. Анохин исходит из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, считая, что «закрепление эмоциональных реакций в процессеэволюции и высокая степень ихразвития у человека были бы невозможны,если бы эти реакции оказались вредными или бесполезными для жизни организма». Эмоции вплетаются в цикл смены двух кардинальных состояний организма «стадии формирования потребности и основных влечений и стадии ихудовлетворения. Неудовлетворенныепотребности связаны с отрицательнымиэмоциями – тягостнымощущением, беспокойством. Удовлетворение потребностей связанос чувством удовлетворения, сощущением чего-то приятного» (П.К.Анохин, 1966). Положительное эмоциональное состояниеобладает закрепляющим действием,«санкционирует полезный приспособительный эффект». Но это происходит толькотогда, когда эффекторный акт, связанныйс удовлетворением потребности, завершаетсяабсолютным полезным эффектом. Анохин вводит два понятия: «эффектный интеграл» и «афферентный интеграл».Каждому акту периферического удовлетворенияпотребности предшествует формирование в центральной нервной системеспециального аппарата оценки результатов и параметров будущего действия, — «акцептора действия».Первая часть периферического акта –посылка множественных эфферентных возбуждений, идущих к разным органам, гдепроисходит удовлетворение потребности (эфферентный интеграл). Вторая часть акта – обратнаяафферентация, импульсация от рецепторов в головной мозг, которая сигнализирует об успешности выполнения акта (обратнаяафферентация). «Оценка акта в целомневозможна без такой точной информации о результатах каждого из посланных поэфферентной системе возбуждений». (П.К. Анохин, 1966) Отрицательные эмоциивозникают в результате несовпадениясигналов, которые несет обратнаяафферентация с — «акцептором действия», что порождает ощущение неудовлетворенности ибеспокойства и делает необходимым дальнейший поиск адекватного поведения. Обосновываятаким образом «архитектурный план возникновенияэмоций», Анохин полагает, что эта общаязакономерность распространяется не только на биологические потребности, но также ина социально обусловленные – интеллектуальные, эстетические и др.[8].
В соответствии с концепциейП.В. Симонова (1964), возникновение эмоций происходит при «информационнойоценке ситуации» и представляет деятельность «специального нервного аппарата,компенсирующего в процессе адаптивного поведениядефицит сведений, необходимых дляорганизации действий по удовлетворению существующей потребности». (П.В.Симонов, 1954) Компенсация этогодефицита сведений идет не путем оживленияследов памяти, за счет «экстреннойзамены отсутствующей информации соответствующим эмоциональным возбуждением.Когда в состоянии оборонительнойдоминанты животное или человек превентивно реагирует на множествораздражителей, в том числе – впервые встретившихсяв их жизни, они отнюдь не пополняютсвои знания о достоверных признакахугрозы и способах предотвращения». Вэтом смысле оборонительная доминанта(эмоция, возникающая при встрече с противником) призвана«компенсировать недостаток сведений об эффективных средствах борьбы спротивником».
Длявозникновения эмоции, кромесуществования какой-либопотребности, необходима оценка мозгом перспективы удовлетворения этой потребности, сличенияинформации, прогностически необходимой, с информацией, имеющейся в данный момент у субъекта [41].
Учитывая затрудненность длясубъекта разделения эмоций напотенциальные и отрицательные, автор предлагает в качестве решающего критерия единый информационный признак: возникновениеэмоции в результате дефицита прагматической информации определяет ее отрицательный характер, а прирост информации,по сравнению с имевшимся ранеепрогнозом ведет к положительной окраске переживаний. Таким образом, для возникновенияэмоций, независимо от того, какого они знака – положительного илиотрицательного, требуетсярассогласование между прогнозируемой ситуацией (акцептор действия по П.К. Анохину) и афферентацией, поступившей извнешней среды. Если же прогностически необходимаяинформация равна наличной, то эмоциине возникают, тогда поведение носит заученный характер. Следовательно, когда мыговорим, что человек ищет ситуации, которые вызывают положительныеэмоциональные состояния, в этом случае он ищет активно неудовлетворенныепотребности и прагматическую неопределенность, потому что «удовлетворениепотребности и ликвидацияпрагматической неопределенности ведут к устранению положительных состояний» (Симонов П. В. ,1978).
Таким образом, какотечественные, так и зарубежные психологи, и педагоги указывают на важностьпроблемы эмоциональных состояний, ив частности тревожности. Анализ отечественной и зарубежной литературы показал,что единой, научно разработанной классификации эмоций, которая учитывала бы все аспекты сложного психического явления иодновременно отражала бы психологическую и физиологическую сущностьэмоциональных проявлений человека,еще не создано.
Учеными давно делаласьпопытка дифференцировать эмоции на отдельные группы по какому-либо признаку, нобольшинство предлагаемых классификаций учитывает какую-нибудь одну сторону,один аспект эмоций, не принимая вовнимание другие.
Традиционно в психологиивыделяют следующие видыэмоциональных процессов у человека: эмоциональный тон ощущений, настроения, аффекты, собственно эмоции, страсти, чувства. [4]
Каждодневный опытпоказывает, что любое ощущение всегда имеет чувственный эмоционально окрашенныйхарактер. Эмоциональная окраскаощущения называется эмоциональным или аффективным тоном ощущения. Ярким примером эмоционального тона ощущения являетсявсем хорошо известное чувство боли.
Позакону Мюллера, одинаковые нервные раздражители по-разному действуют в разныхорганах, образуя разные ощущения: свет и цвет – зрительные ощущения, шумы и тоны – слуховые ощущения, да


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.