М о с к о в с к и й Г о с у д а р с т в е н н ы й У н и в е р с и т е т
им.М. В. Ломоносова
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРАСОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Изучениемежличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа (напримере отношений в браке)».
Выполнила: ГоловановаК.В.
ст-ка4 курса,
с/опсихологического ф-та
Москва
2007 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................................................................................................3
Глава I. Традицияисследования межличностных отношений супругов в социальной психологии и новыевозможности теории и метода транзактного анализа (ТА) в области изучениямежличностных отношений
1.1. Изучениемежличностных взаимодействий супругов в рамках традиционных социально-психологическихисследований …………………………………………………… 5
1.2. Транзактный анализ: основная идея исодержание ……………………………… 10
1.2.1. Историческая справка……………………………………………………… 23
1.2.2. Психологические роли ивиды транзакций .................................................. 24
1.2.3. Транзакции на примере анализаигр ………………………………………. 27
1.2.4. Примеры вариантов развития отношенийс использованием
анализавозможных транзакций ……………………… ………………………… 33
1.3. Практикатранзактного анализа
1.3.1. Практика использования ТА в психологическихцентрах ………………… 36
Глава II. Эмпирическое исследование межличностныхотношений супругов
2.1. Программа эмпирического исследования ………………………………………42
2.2 Результаты исследования…………………………………………………… 45
Выводы ………………………………………………………………………………………… 53
Заключение …………………………………………………………………………………… 54
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………… 55
Приложения:
№1 Примеры пристроек
№2 Техники ТА
№3 Этический кодекс Европейской Ассоциации Транзактного АнализаЕАТА
№4 Пример контракта между ТА-терапевтом и клиентом
№5 Групповой контракт
№6 «Опросникудовлетворенности браком» (ОУБ)
№7 «Опросникструктуры личности» (РВД)
Введение
В настоящей дипломной работе: «Изучениемежличностных (супружеских) отношений с использованием методологии транзактногоанализа» будет представлен обзорно-теоретичнский анализ теории Берна, силлюстрацией использования транзактного анализа в терапии, а также будет даноописание эмпирического исследования межличностных отношений в браке, сиспользованием транзактного анализа.
Цель дипломной работы: изучениеудовлетворенности в браке с точки зрения предпочитаемых типов взаимодействиясупругов, освещение существующих на данный момент теоретических и практическихзнаний в транзактном анализе (ТА).
Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточнымс нашей точки зрения вниманием психотерапевтического сообщества кпсиходиагностическим возможностям транзактного анализа.
Новизнаработы заключается в демонстрации возможностей транзактного анализа дляизучения межличностных отношений, в частности супругов, а также вусовершенствовании и модификации имеющихсяметодик эмпирического психологическогоисследованияв ТА.
Задачиисследования: 1. Систематический обзор имеющейся литературы потранзактному анализу. 2. Изучение применения ТА на практике, путем включенногонаблюдения, с позиции участника в ТА-терапии. 3. Подбор методик исследования для изучения:взаимодействия супругов, уровнейудовлетворенности браком и соотношениякомпонентов личности супругов. 3. Проведение пилотажного исследования семейныхпар.
Объект исследования: восприятие супругами друг другас точки зрения трех психологических межличностных ролей (компонентов личности):Родитель, Взрослый, Ребенок.
Предмет исследования: установление взаимосвязипредпочитаемых межличностных ролей супругов и их удовлетворенность браком.
Гипотеза исследования: уровень удовлетворенности супругов браком связан с особенностямираспределения ролей в супружеском взаимодействии.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении новыхпсиходиагностических возможностей транзактного анализа.
Практическая значимость работы определяется тем, что результатымогут иметь выход впрактику брачно-семейного психологического консультирования, могут быть использованы дляоптимизации супружеских отношений, а также улучшить подготовку молодёжи кбраку.
Методический инструментарий: «Опросник удовлетворенности браком» (ОУБ), «Опросники структурыличности «Родитель – Взрослый – Дитя»»(РВД).
Структура работы: работа состоит извведения, обзорно-теоретической главы (первая часть: теория Берна, втораячасть: практика ТА), эмпирических исследований межличностных отношений супругов(вторая глава), выводов и заключения. В конце приводятся список литературы иприложения.
Глава I. Традиция исследованиямежличностных отношений супругов в социальной психологии и новые возможноститеории и метода транзактного анализа в области изучения межличностных отношений
1.1. Изучение межличностных взаимодействий супругов в рамкахтрадиционных социально-психологических исследований
Межличностное взаимодействиеможет быть рассмотрено как субъект-субъект-объектноевзаимодействие, т.е. взаимодействие между людьми, осуществляемое привыполнении совместной деятельности, в ходе которой не только достигаетсяопределенный практический результат, но и формируются отношениялюдей друг к другу[1].
Супружеское взаимодействие представляет собой частный случай межличностного взаимодействия в малой группе. Говоря оботношениях супругов, мы также одновременнообращаемся к двум классам явлений:
1) системе взаимодействия
2) оценке субъектом самих этих взаимодействий и контактов, причем
эта оценка носит ярковыраженный эмоциональный характер.
Семья — это социальная группа из двух или более человек, родственных по браку,по крови или усыновлению, которые живут вместе протяженное время, совместнопользуются экономическими благамии заботятся о младших. Брак — социальная связь (узы) между мужчиной и женщиной, санкционированная иодобренная обществом, включающая экономическое сотрудничество и одобреннуюкультурой сексуальную активность[2].
Изучение семьи как малойгруппы является традиционным для современнойотечественной социальной психологии и освещается в работах А.Я. Варга, С.И.Голод, Ю.Е.Алешиной, Л.Я. Гозмана и Е.М.Дубовской, А.Н. Волковой, М. Земской, А.П.Ощепковой и P.O. Рыкун, А.И. Тащевой, Н.Ф. Федотовой, О.А. Карабановойи др. Среди зарубежных исследований особый интереспредставляют работы В. Сатир.
Основываясь на системном подходе к изучению динамики отношений в супружеских парах, В.В. Кришталь иГ.П. Андрух [Кришталь, Андрух, 1996] предлагают следующую типологию супружества:
1. Гармоничный(идеальный) тип супружества: максимально высокий
уровень социальной, психологической,социально-психологической и сексуально-поведенческойадаптации, которые приводят к супружескому синергизму, ощущению полного удовлетворения и счастья.
2. Дисгармоничный тип: изолированное илисочетаемое нарушение адаптациисупругов. 2.1. Антагонистический вариант(у супругов имеются особенности личностной аномалии, которые резко ограничивают или делаютневозможным достижение адаптации на всехуровнях супружеского взаимодействия). 2.2. Негативно-дополняющийвариант: супруги выступают по отношению друг к другу как патологическидополняющие партнеры.
3. Псевдогармонический тип супружества: наличие у обоих супруговпсихопатологии или сексуальной девиации, мнимой адаптации при имеющемсянесоответствии личной и общественной морали и этики. 3.1. Псевдопозитивно-дополняющийвариант: супруги выступают по отношениюдруг к другу как патологически дополняющие партнеры, но такое патологическоедополнение способно обеспечивать относительную устойчивость брака. 3.2.Псевдосимбиотический вариант: у обоих супругов имеется
психический инфантилизм и патологическая зависимость друг от друга. 3.3.Псевдосинергический вариант: отмечается мнимая адаптация
супругов. Супружеская жизнь может быть внешне гармоничной, но мотивы
ее носят отрицательный характер.
Говоря о развитии семейной системы, многие исследователи отмечают, что оно не одинаково на разных этапах существования брака.В психологии на сегодняшний день существуетдостаточное разнообразие классификаций стажабрака, семьи. Наиболее общей из них является следующая классификация браков по стажу: совсем молодые браки (до 4 лет), молодые браки (5-9 лет), средние браки (10-19лет), пожилые браки (20 и более лет).
На протяжении всегопериода существования семьи происходит изменениеотношений между супругами и их представлений друг о друге. Так, с ростом стажа супружества растет степень подобиясамооценок жен и оценок их мужьями, т.е. представления супругов о личности женысближаются, а представления супругов о личности мужа расходятся. Кроме того, сростом стажа брака, с точки зрения мужей, жены больше соответствуютидеалу женщины, чем мужья, с точки зренияжен, — идеалу мужчины. Также установлено, что со стажем супружества растетадекватность понимания и идентификациимежду супругами, а особенно высоки эти показатели в стабильных парах [Дружинин, 2000].
Одним из наиболее разработанных понятий в психологии является понятиесовместимости. Поэтому, анализируя проблемы психологии семьи и супружеских отношений, многиеисследователи рассматривали и понятие совместимостисупругов. Вопросы совместимости супругов вразличных сферах освещаются в работах А.Н. Волковой, Н.Н. Обозова с сотр., Т.М. Трапезниковой и др.
При этом под совместимостью супругов понимается такое оптимальное сочетание их черт, прикотором возможно создание «психотерапевтического союза», причем часто данноепонятие выдвигается в качестве важнейшего условия для выполнения психотерапевтической функции семьи.Совместимость — это понятиедля обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих субъектов по отношению кобъединяющей их деятельности [Малкина-Пых, 2006].
В ряде исследований особое внимание уделяется уровням супружеской совместимости.
В исследованиях А.Н. Обозовой [Обозова, 1984], выделены четыре уровня супружеской совместимости: психофизиологическая,психологическая, семейно-ролевая и духовная.
Понимание и взаимопонимание супругамидруг друга и отношений другк другу — важный фактор устойчивости супружеских отношений. Показателямивзаимопонимания супругов выступают: адекватность понимания (совпадениеоценок и самооценок), идентификация (степень соответствия самооценки и оценкипартнера) и Я-образ.
На удовлетворенность браком в большей степени оказываютвлияние и особенности межличностноговосприятия партнера, их характерологические иличностные особенности, а также согласованность ценностей супругов.Установлено, что с психологической удовлетворенностью супругов в браке положительно коррелирует высокое сходствохарактеров партнеров. В стабильныхбраках наблюдается тесная связь между ценностями супругов. С увеличением продолжительности существования браковценности, не затрагивающие смысловыеобразования супругов, изменяются, отражая тем самым степень их личностнойудовлетворенности браком и жизнью в целом[Райгородский, 2003].
Мужчины и женщины различаются по основным потребностям (или, скорее, ожиданиям в отношениипартнера), находящим удовлетворение в браке. Так, для мужчин это — половое удовлетворение,совместный отдых, внешняя привлекательность жены, ведение женой домашнегохозяйства и моральная поддержка и восхищениежены мужем; для женщин наиболее важными оказались романтическая атмосфера всемье, нежность, проявляемая мужем,потребность в общении, честность и открытость в отношениях с мужем,финансовая поддержка и преданность мужа семье (выполнение отцовских обязанностей).
Методы семейной диагностики
Тесты, используемые в практике семейногоконсультирования, можно разделить на две группы, которые дают возможностьисследовать у потенциальных супругов: — ценностную совместимость; — психофизиологическую совместимость [Малкина-Пых, 2006].
В исследованиях психофизическойсовместимости пары используют тест Кейрси. Для изучения особенностей общения ивзаимоотношений в супружеской паре используется Опросник «Общение в семье»(Алешина), опросник измеряет доверительность общения в супружеской паре,сходство во взглядах, взаимопонимание, легкость общения. Также сюда можновключить методику «Распределение ролей в семье» (Алешина), определяется степеньреализации мужем и женой конкретных социальных ролей в семье.
К методам исследованияиндивидуальности супругов можно отнести Опросник «Измерение установок всемейной паре» (Алешина), опросник дает возможность исследовать взглядыиспытуемых по десяти наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам жизни.В изучении конфликтов в семье используют Опросник «Характер взаимодействиясупругов в конфликтных ситуациях» (Алешина). Методика «Шкала семейногоокружения» (ШОС) предназначена дляоценки социального климата в семьях всех типов. В нашей стране методикаадаптирована С.Ю. Куприяновым [Малкина-Пых, 2006]. В работах Старшенбаума Г.В. [Старшенбаум, 2007] предлагаютсяразличные методики: Тест на «Общую совместимость», тест состоит из 5 разделов:- отношения в целом, — демографические факторы, — сексуальная совместимость, — взгляды и интересы, — личность. Тесты «Общение в семье», «Реакция супругов наконфликт».
Подводя итогитрадиционных подходов к межличностным отношениям супругов мы обращаем внимание,что изучение супружеских ролей сейчас актуально, но их чаще всего изучают как социологическиероли, с нашей точки зрения нужно также изучать психологические роли. Впредлагаемом в этой работе исследовании психологических ролей в браке, впервыебудут использоваться методики транзактного анализа.
1.2. Транзактный анализ: основнаяидея и содержание
В раскрытии содержания ТА будутиспользованы ряд работ последователей идей Берна. В частности это работы КлодаШтайнера, ученика Эрика Берна, работы Томаса Харрис, Роберта и Мэри Гулдинг,Яна Стюарта и Вэн Джойнс. В отечественной психологии наиболее ярко ТАпредставлен в работах В.В. Макарова.
Весь классический транзактный анализ Берна можно разделить на пятьбольших разделов: анализ экзистенциальных позиций, структурный анализ, анализвзаимодействий, анализ психологических игр, анализ жизненных сценариев.
I. Анализфиксированных экзистенциональных позиций
У каждого человека есть основная жизненнаяустановка, фиксированная жизненная позиция. Это такая совокупность основныхбазовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающихоснование для главных решений и поведения человека. Позиции:
— я неблагополучный — выблагополучные (самообесценивание)
— я неблагополучный — вынеблагополучные (безнадежное отчаяние)
— я благополучный — вынеблагополучные (надменное превосходство)
— я благополучный — выблагополучные (полноценная личность)
Помнению Т. Харрис [46, 2004], перваяпозиция у всех людей одинаковая — «Я не благополучный – Вы благополучные», иобразуется она из-за постоянной беспомощности младенца и ожидания поглаживаний.
Дальше на базе этой установкимогут формироваться 2 или 3 позиции. А позиция «Вы благополучны – Яблагополучен» может сформироваться только на основании осознанного и словеснооформленного решения.
Такжепредлагается каждому человеку собирать свои поглаживания – создать свой банкпоглаживаний, для повышения самооценки, уверенности в себе. Человек учитсяотдавать и принимать поглаживания. У большинства людей не сформировалисьвнутренние резервы хорошего отношения к себе. Самоуважение, любовь к себеформируются путем накопления фактов признания своих достоинств, результатов,заслуг.
Бернговорил, что человеку нужны поглаживания, чтобы «его позвоночник не высох».
II. Структурный анализ
В ТА личность человека подразделяется на тричасти. Выделяется Родительское, Взрослое и Детское состояние личности. Каждаячасть представляет собой способ проявления нашей субличности, совокупностьсвязанных друг с другом моделей поведения, мыслей, чувств, желаний.
Состояния Я[3]:
— Родитель
— Взрослый
— Ребенок Родительское состояние Эго по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Эго, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях — карательные установки, нечестность или предрассудки родителей. Взрослое состояние Эго по существу не что иное, как вычислительная машина. Это рациональная и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого электронного мозга; чувства и эмоции тем самым ко Взрослому отношения не имеют. Мы видим Взрослого, когда ученый излагает полученные им результаты группе своих коллег, или когда домашняя хозяйка проверяет свой банковский счет. Взрослый — это тот, кто работает. Психический процесс, необходимый плотнику, чтобы забить гвоздь, относится к ведению Взрослого. Но когда он, промахнувшись, ушибает себе палец, Взрослый уступает место другому состоянию Эго. Не всегда, однако, лучше всего находиться во взрослом состоянии Эго; на вечеринках такое состояние в большинстве случаев тягостно. Состояние Эго, именуемое Ребенком, — это часть личности, сохранившаяся от подлинного детства. Дети могут быть капризными Ребенок рождается свободным и откровенным. Когда он становится старше, его личность складывается в процессе ранних взаимодействий с родителями) или милыми, очень счастливыми или очень несчастными, упрямыми или податливыми. Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных общественных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки (Взрослый). Детскому состоянию Эго свойственны спонтанность, интуиция и творчество. Люди постарше (начиная с четвертого года жизни) испытывают переживания, подобные детским, если им присуща интуиция. Например, ребенок имеет обыкновение разглядывать какую-нибудь часть тела другого человека, если она его заинтересует, в то время как его родители этого не одобряют. И когда человек видит что-нибудь новое и интересное, он больше похож на ребенка, чем на родителя. Можно сказать, что человек, проявляющий интуицию, — Ребенок, а не Родитель. Дети получают, по-видимому, подлинное удовольствие от жизни и у людей, часто испытывающих радость, бывает весьма активное детское состояние Эго.
Как пишет Т. Харрис: Человек, чье неблагополучноеДитя постоянно активно, не способен на транзакции, связующие его среальностью, поскольку он все время озабочен незавершенными делами в прошлом.Он не может с благодарностью принять комплимент, ибо считает его незаслуженными содержащим скрытую насмешку. Он постоянно стремится ранить внеприкосновенности ту установку, которая возникла в детстве. Человек, позволяющий реагировать своему Дитя, на самомделе как бы говорит: «Посмотрите наменя, я не в порядке»[4].
Тот,кто позволяет Родителю вступить в диалог, на самом деле говорит: «Посмотрите на себя, вы не в порядке(и я от этого чувствую себя лучше). Оба маневра представляют собой выражение неблагополучия, и оба ониспособствуют утверждению в безысходности.
Итальянский психиатр Роберто Ассаджоли [2,1994], автор теории Психосинтеза,заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другиедушевные страдания возникают по большей части тогда, когда различные нашивнутренние элементы разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Онтакже отметил, что когда они объединяются во все большие и большие целостности,мы испытываем прилив сил, ощущение благополучия и находим в своей жизни большесмысла. Различные элементы нашего ЯАссаджоли называет Субличностями.
Субличности — это психоэнергетическиеобразования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространственашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет своисобственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов другихсубличностей. В каждом из нас — толпа.Здесь могут быть бунтарь и домохозяйка, мыслитель и авантюрист, саботажник иаскет, организатор и лентяй — каждый со своей мифологией, и все они более илименее благополучно уживаются в одном человеке.
Вирджиния Сатир [39, 2006] выделяет следующие коммуникативные категории. Это Заискиватель,Обвинитель, Компьютер, Флюгер. У Заискивающего слова выражают согласие, позатела – беспомощность. Его внутреннее чувство: «Я ощущаю себя ничтожеством, ябез тебя мертв. Я — ничто». У Обвиняющего слова выражают несогласие, поза тела- угрозу. Его внутреннее чувство: «Я одинок и несчастлив». У Компьютера(Рассчитывающего) слова сверхрациональны, поза тела выражает спокойствие исобранность. Его внутреннее чувство: „Я чувствую себя уязвимым“. УФлюгера (Отстраняющегося) слова не имеют смысла или касаются отвлеченной темы,поза тела не фиксирована, движения суетливы. Его внутреннее чувство: «Никто обо мне не заботится. Здесь мне нетместа». Эти формы поведения усваиваютсячеловеком в раннем детстве и представляют собой способы защитного самоутверждения. Присущее им свойствонеадаптивности позволяет предложить, что это не столько ролевые паттерныповедения, сколько маски, представляющие собой имитацию ролей.
III. Анализ взаимодействий
Индивидуум, обособленный от общества, может организоватьсвое время двумя путями: путем деятельности или путем фантазии. Когда одиночкастановится членом группы из двух или нескольких человек, возможны разныеспособы упорядочивания времени. В порядке возрастания сложности это: 1)ритуалы, 2) развлечения, 3) игры, 4) близость и 5) деятельность, которая может служить основой для всех остальных.
В учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология»[5]описание транзактного анализа представлено в главе о взаимодействии людей:
«Транзактный анализ — направление, предлагающее регулирование действий участниковвзаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стилявзаимодействия. С точкизрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трехпозиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мерене связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определеннойстратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!»,позиция Родителя как «Надо!»,позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда,когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается кдругому как Взрослый, то и тототвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечаетему с позиции Родителя, то взаимодействиенарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».
Пример: Женаобращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого).Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого. Если же следуетсентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя, ав случае: «Что же ятеперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка. В двух последних случаях эффективностьвзаимодействия невелика».
Подробноеописание взаимодействий в различных ситуациях будет представлено в параграфе 1.2.2.«Психологические роли и виды транзакций».
IV. Анализ неосознаваемых планов жизниили жизненных сценариев
Неосознаваемый план жизниполучил название жизненного сценария.
Формулазакладки сценария:
Сценарийравен сценарным запретам плюссценарным предписаниям и решениям,которые принимает по их поводу ребенок[6].Предписания сообщают ребенку, что он должен делать, запреты – что не долженделать. Выполнение предписаний вознаграждается, нарушение запретов карается.Эта «семейная программа модификацииповедения» помогает родителям контролировать действия своих детей.
Запреты + Предписания → Решение = Сценарий
(что не делать) (что делать) (ребенок принимает одну (один из 6-ти по Берну)
из 4-х позиций «+» «-»)
Соответственно, исходя из сценария,человек выбирает игры, в которыебудет играть.
Самореализуемые пророчества – это одиниз вариантов конструирования будущего. Их закреплением и контролем реализации может служить дневникбудущего, когда клиент записывает в дневнике те события, которые должны произойти[23, Макаров].
Автономные решения представляют собой самостоятельныерешения, принятые Взрослым состояниемпо результатам анализа информации, имеющейся во всех трех состояниях личностичеловека. Чем больше автономных решений, тем более человек свободен от своегосценария.
Обычноеповедение в обыденной жизни может определяться здравым смыслом или автономнымрешением. А принятие ответственных решений или поведение в стрессовой ситуацииопределяется сценариями.
Сценарии основываются на запретах и предписаниях.
Предписания. В книге Яна Стюарта и Вэн Джойнс «Жизненный сценарий», рассматриваются директивы, которые психолог Тейби Кейлер обнаружил, наблюдая поведенческие реакции, неизменнодемонстрируемые людьми сразу перед тем, как включиться в какое-то сценарноеповедение [45, 1996].
Кейлер и его коллегисоставили список из пяти таких посекундно расписанных поведенческихпоследовательностей, которые они назвали директивными(«драйверами», «тем, чтоведет») [45, 1996].
Пять директив оказалисьтакже особым образом связаны с шестью схемами развития сценария. Наблюдаядирективные стереотипы поведения человека, можно с уверенностью предсказать, покакой схеме будет развиваться его сценарий.
Известны пять директив:
Будь совершенным/совершенной
Нравься (другим)
Упорно Пытайся
Будь сильным/сильной
Торопись
В жизни они могут состоять из указаний отом, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мире в целом.Вот несколько типичных предписаний:
«Веди себяприлично!», «Не капризничай!», «Будь хорошейдевочкой!», «Много работай!»
«Ты должен быть лучшим в классе!», «Врать плохо», «Невыноси сор из избы».
Каждая из них дает о себе знать определеннойсовокупностью слов, интонаций, жестов,положения тела и выражения лица. Я. Стюарт и В. Джойнс подробно описываюткак, и по каким конкретно действиям, можно научиться распознавать эти директивы [45, 1996].
Таким образом, умея распознавать пять формдирективного поведения, за короткое время можно много узнать о человеке. Откаждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением. Если вам повезло с родителями, некоторые из этихдозволений вы получили от них. Если нет, то можно дать их себе самому.
PRIVATEДиректива
Дозволение
Будь Совершенным/Совершенной
Будь собой, ты и так неплох
Нравься Другим
Нравься себе
Будь Сильным/Сильной
Будь открыт и выражай свои желания
Упорно Пытайся
Сделай
Торопись
Не торопись
Каждый раз, когда вы сознательноостанавливаете свое директивное поведение и ведете себя независимо отдирективы, вы невербально утверждаете соответствующее дозволение.
Следуядирективе, человек считает, что «Я ОК до тех пор, пока я… совершенен,нравлюсь другим и т.д.». До тех пор, пока я слушаюсь заключенного вдирективе контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушатьсязапрета.
Бывает, однако, и так, что я не в силахдействовать согласно директиве. Мне не удается быть совершенным, нравитьсядругим и т.д. в той мере, которая бы удовлетворила моего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует,что я должен слушаться запрета.
В результате человекначинает испытывать отрицательные чувства, так как соприкасается с раннимрешением, принятым в связи с данным запретом. Проделывая эти шаги, он каждыйраз воспроизводит свой сценарий в миниатюре. Тем самым, подкрепляя его.
Тейби Кейлер представил этот процессв форме модели, которую он назвал минисценари