Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков

Содержание
 TOC o «1-2» h z Содержание. PAGEREF _Toc528076538 h 2
Введение. PAGEREF _Toc528076539 h 3
Глава 1.Анализ теоретическихподходов к проблеме компьютерных игр как фактора влияния на агрессивноеповедение подростков. PAGEREF _Toc528076540 h 6
1.1.Анализ различных подходов к исследованию агрессивности. PAGEREF _Toc528076541 h 6
1.2.Анализ различных исследований  влияниякомпьютерных игр  на поведенческуюхарактеристику человека. PAGEREF_Toc528076542 h 19
1.3.Агрессивность подростков, увлекающихся компьютерными играми.PAGEREF _Toc528076543 h 27
Глава2. Исследование влияниякомпьютерных игр  на уровеньагрессивности подростков. PAGEREF _Toc528076544 h 28
2.1.План исследования.PAGEREF _Toc528076545 h 28
2.2.Описание методик.PAGEREF _Toc528076546 h 29
2.3.Анализ данных исследования уровня агрессивности подростков с разной степеньюувлеченности  компьютерными играми.Теоретический и статистический анализ.PAGEREF _Toc528076547 h 32
2.4.Сравнение показателей уровня агрессивности с выбором компьютерных игр.PAGEREF _Toc528076548 h 40
2.5.Статистический анализ показателей агрессивности в экспериментальной иконтрольной группе.PAGEREF _Toc528076549 h 60
Выводы.PAGEREF _Toc528076550 h 66
Рекомендации.PAGEREF _Toc528076551 h 67
Библиография. PAGEREF _Toc528076552 h 68
Введение
С начала 80-х гг. компьютерные игры на Западе становятсячастью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей,преимущественно детей и подростков. Новое увлечение оценивается двояко: с однойстороны, оно сопряжено с восхищением общества по поводу возможностейкомпьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляетсябольшое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера вцелом и компьютерных игр в частности на психику подростков. В статьях авторывысказывают мнение, что занятия с компьютером-это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологическихсимптомах, как неспособность подростков переключаться на другие развлечения,чувство мнимого превосходства над окружающими. Отмечается и такая опасность,как оскудение эмоциональной сферы подростка, поскольку игрок, если он хочетвыиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным.Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов, агрессивноеповедение, возвеличивание войн и насилия, а также правого экстремизма. Рядисследований показал, что у испытуемых, игравших в виртуальную игру, наблюдалосьзначительно более сильное физиологическое возбуждение, а также большееколичество агрессивных мыслей по сравнению с контрольной группой.
Исследование степени влияния компьютерных игр на уровеньагрессивности пользователей в целом и подростков в частности является, такимобразом, чрезвычайно актуальным, так как вносит существенный вклад в пониманиеприроды агрессивного поведения человека.
Проблеме агрессивностипосвящены многочисленные работы. В западной психологии тема агрессии иагрессивности постоянно находится в поле зрения ученых. Существует большоечисло теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальныеисследования.
Среди концепций,объясняющих природу, структуру и функции агрессивности, агрессивного поведениячеловека, особое значение имеют концепции З. Фрейда и К. Лоренца- представителей инстинктивизма, концепцияпредставителя бихевиоризма- Б.Ф.Скиннера, концепция Э. Фромма, рассматривающего доброкачественную агрессию идеструктивность. [22, с. 47]
Все отмеченные выше авторыисследовали природу агрессивности человека и понимали под агрессией причинение(или намерение причинить) вред другому человеку, животному или предмету. Помнению З. Фрейда, природа человеческой агрессивности инстинктивна. Э. Фроммполагает, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать втех факторах, которые отличают человека от его животных предков, в социальныхусловиях существования человека.
С развитием научно-технического мира появляются новыесоциальные условия существования личности. Появление компьютерных игр, новоговида развлекательной индустрии требует проведения новых исследований личности,ее особенностей.
Цель работы-исследовать степень влияния компьютерных игр на уровень агрессивностиподростков.
Гипотеза: подростки 13-14 лет,увлекающиеся компьютерными играми и часто проводящие время за ними обладаютболее высоким уровнем агрессивности по сравнению с подростками не увлекающимисякомпьютерными играми.
Предмет исследования –агрессивность подростков.
Объект исследования –подростки 13-14лет с разной степенью увлеченности компьютерными играми. База эксперимента –Рижская 87 школа-лицей (учащиеся 8-9-хклассов).
Задачи:
1)   
2)   
3)   
4)   
Методы исследования:
1)   
2)   
Глава1.
Анализ теоретических подходов к проблеме компьютерных игр как факторавлияния на агрессивное поведение подростков1.1. Анализ различных подходов к исследованиюагрессивности
«Агрессия- это любаяформа поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живомусуществу, не желающего подобного обращения»[15,с.14]. Это определениепредполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не какэмоцию, мотив или установку.
Люди часто совершают опасные агрессивные действия. Вопрос отом, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезнойдискуссии. При большом разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретическихобоснований, большинство из них, по мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона[8, c. 35],попадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередьк:
1.    
2.    
3.    
4.    
Самое раннее и наиболее известное теоретическое положение,имеющее отношение к агрессии,- этоположение, согласно которому должное поведение по своей природе инстинктивное.Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически«запрограммированы» на подобные действия.
Психоаналитический подход, представленный З. Фрейдом,утверждает, что все человеческое поведение происходит, прямо или косвенно изЭроса, чья энергия (либидо) направлена на сохранение и воспроизведение жизни. Врезультате агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушениелибидозных импульсов.[11 с.133]
Позже З. Фрейд предположил существование второго основногоинстинкта- Танатоса (инстинкта влеченияк смерти, направленности энергии на прекращение жизни). З. Фрейд утверждал, чточеловеческое поведение является результатом взаимодействия этого инстинкта сЭросом, и что между ними существует постоянное напряжение, то есть конфликтмежду сохранением жизни (Эросом) и ее разрушением (Танатосом). Другие механизмынацелены направлять энергию Танатоса во все направления от «Я».
Таким образом, Танатос способствует тому, что агрессиявыводится наружу и направляется на других (см. рис.1.1).
Схема механизма возникновения агрессии, направленной на окружение

Эрос
Сохранение
Танатос
Я
Разрушение



Агрессия, направленная на других
Рис.1.1
Лоренц придерживался эволюционногоподхода к агрессии, демонстрируя сходство с позицией З. Фрейда. СогласноЛоренцу, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание.Предполагается, что инстинкт развился в ходе длительной эволюции. Лоренцсчитает, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы)вырабатывается в организме непрерывно, в постоянном темпе, накапливаясь стечением времени. В результате, происхождение агрессивных действий являетсясовместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и наличия силыоблегчающих разрядку агрессии стимулов в окружающей среде. То есть, чем большеимеется агрессивной энергии, тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессиявышла во вне. В общем, если с момента последнего агрессивного проявления прошлодостаточное количество времени, агрессивное поведение может развернутьсяспонтанно, при абсолютном отсутствии высвобождающегося стимула. [7, c. 33]
Существует так называемая «охотничья» гипотеза Ардри,близкая к теории Лоренца, где Ардри утверждает, что в результате естественногоотбора появился новый вид- охотники. Этоохотничья «природа» составляет основу человеческой агрессивности.
Представители следующего направления, социологи, предлагаютсвое объяснение феномена агрессии: агрессивность- это средство, с помощью которого индивидуумы пробуют получить своюдолю ресурсов, что обеспечивает успех (на генетическом уровне) в естественномотборе.
Согласно данным теориям, агрессия в той или иной формевсегда будет присуща человеку, так как является неотъемлемой частьючеловеческой природы.
Теории пробуждения предполагают, что источником агрессииявляется вызываемый внешними причинами порыв причинить вред другим. Наибольшимвлиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации- агрессии, предложенная Доллардом и егоколлегами.
Центральными в теории Долларда являются два предположения:
1. Фрустрация всегда приводит к агрессии вкакой-либо форме
2.Агрессия всегда является результатом фрустрации.
Помимо этого, существуютдополнительные аспекты. В отношении побуждения к агрессии большое значениеимеют три фактора:
Ø
Ø
Ø
Позднее Доллард обратился кисследованию факторов, замедляющих агрессию. Степень замедления в любом актеагрессии варьируется в прямом соответствии с предлагаемой тяжестью наказания,могущего последовать за этим действием. Эту теорию уточнил Берковиц, утверждая,что фрустрация приводит только к готовности действовать агрессивно. Чтобыпоявилось агрессивное поведение, должны присутствовать посылы к агрессии, тоесть средовые стимулы, связанные с актуальными факторами, провоцирующимиагрессию в целом (см. рис. 1.2).

Готовностьк агрессивному действию

Фрустрация  

+
Агрессивное поведение
Посылы к агрессии

Рис.1.2
Рассматриваемые теории трактуют агрессию как инстинктивнуюпотребность, которая ослабляется с помощью агрессивного поведения. Зильманнполагал, что будет более правильно считать, что агрессия обусловленавозбуждением, то есть тем, что можно наблюдать и измерять. В общем,подразумевается действие неиссякаемого источника агрессивных импульсов.
Когнитивные модели агрессии помещают в центр эмоциональные икогнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения.
Берковиц в своих поздних работах пересмотрел прежние труды иперенес акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и позитивные процессы. Онутверждал, что препятствия провоцируют агрессию лишь той степени, в какой онисоздают негативный эффект. Зильманн же доказал, что «познание и возбуждение»теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжениипроцесса переживания приносящего страдание опыта и поведения.
Взаимосвязь когнитивных процессов и агрессии(Берковиц)
  (например, в результате провокации)


Средний уровень возбуждения
Дезинтеграция когнитивных процессов, которые могут приводить к торможению
Отсутствие препятствий для развертывания когнитивных процессов, оказывающих тормозящие влияния


Сильнаяагрессия
Контроль над агрессией
Рис.1.3
Еще одно теоретическое направление рассматривает агрессиюкак явление социальное, а точнее как форму поведения, усваиваемую в процессесоциального научения. С точки зрения этой теории агрессию нужно рассматривать,учитывая следующие факторы:
1.    
2.    
3.    
Агрессивные реакцииусваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуацияхпроявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявленийагрессии.
Таким образом, агрессия, как бы она не проявлялась,представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущербадругим живым организмам.
Становление агрессивного поведения- сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивноеповедение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовойинформации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямыхподкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечьнегативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрятьто самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяюткрайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить,что их дети агрессивны и непослушны.
Дети получают сведения об агрессии также из общения сосверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением другихдетей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скореевсего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, этиагрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.
Паттерсон и его коллеги разработали модель семейныхвзаимоотношений, ведущую к отклоняющемуся поведению (см. рис.1.4).

Модель отклоняющегося поведения, разработанная Паттерсоном

Отвержение сверстниками
Плохая атмосфера в семье, дети предоставлены самим себе
Поведенческие проблемы (насилие неуступчивость, неразвитые социальные навыки)
Отождествление себя со сверстниками с отклоняющимся поведением
Низкая самооценка
Плохая успеваемость
Рис. 1.4
В целом же агрессивность как в форме настойчивости,упрямства (не деструктивная), так и в форме враждебности и ненависти(деструктивная) влияет на эмоциональное развитие, на формирование личности, напсихическое здоровье. Способность справляться с агрессией определяет развитиеиндивидуальных и социальных качеств.
Непосредственные исследования различными учеными поведенияздоровых детей показали, что агрессивность проявляется в различных формах улюбого ребенка. Все формы агрессивности имеют одну общую черту: они вызваныпопытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях,совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей.Реакция в виде агрессивного поведения, вероятно, приводится в действие некойвнутренней мотивирующей силой.
Г. Паренс выделял две главные формы агрессии. Первая- не деструктивная агрессия (конструктивная),то есть настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное надостижение цели и тренировку. [13, c. 115]
Исследования Г. Паренса позволяют предположить, что недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими дляадаптации к среде, удовлетворяющей желания и достижение цели. Эти механизмыналичествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого моментарождения.
Другая форма-враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее больокружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п.также могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем изаставляют страдать окружающих. Враждебная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии не проявляется сразу после рождения. Однако механизмы еепродуцирования или мобилизации существуют с самого начала жизни ребенка.Враждебная деструктивность вызывается и активизируется в результате сильныхнеприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс).
Вся эмоциональная жизнь человека находится под влиянием этихдвух форм агрессии. Они беспокоят в наибольшей степени, так как формируют опытдетей, особенно проявляясь в их межличностных взаимоотношениях. Первый типагрессивности, безусловно, желателен, необходим для выживания и достиженияуспеха. Второй тип, несмотря на ряд отрицательных качеств, временами может бытьтоже необходим для адаптации и выживания. Задача психолога, по мнению Г.Паренса — помочь детям избавиться от ненужной враждебности кдругим, к себе самому, к обществу. Этапомощь необходима, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами,чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других, могли нестисвою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения сокружающими.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что уровеньвраждебности, возникающей в душе ребенка, влияет на его эмоциональноесочувствие. Но не меньшие последствия влечет враждебность и для общества. Конкретноже для личности эмоциональное самочувствие зависит от того, каким целям служитагрессивность. Она бывает направлена на источники боли и дистресса. Для этого враждебность, ярость,ненависть, по сути, предназначены, и, следует признать, что некоторый уровеньагрессивности необходим. Проявления враждебности неизбежны. Можно снизитьчастоту и интенсивность возникновения и концентрации враждебности доопределенного уровня и, таким образом, защитить детей от переживания чрезмернойвраждебности. Г. Паренс считает, что это именно тот случай, когда психологдействительно может помочь.
Врожденная предрасположенность к эмоциональным переживаниями раздражительности плюс жизненный опыт, который приобретает человек, вот чтопрактически определяет отношение человека к близким. В свою очередь лучшее изтого, что можно делать для детей- этопомочь им справиться с трудностями роста. Это можно сделать, по мнению Г.Паренса, научив детей справляться с агрессивностью. Агрессивность не естьинстинкт, который, безусловно, находит свое выражение.
Э. Фромм в своей книге «Анатомия человеческойдеструктивности» показывает, как точные научные данные нейрофизиологии,психологии животных, палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том,что в человеке от рождения заложен спонтанный само развивающийся инстинктагрессивности. [22, c.147]
Во-первых, Э. Фромм анализирует результаты исследованияпроблемы отношений между функцией мозга и поведением индивида. Рядисследователей, таких как В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р. Хит, Х.М.Р. Дельгадо [22, c. 284],утверждают, что импульсы агрессии и бегства «контролируются» разными участкамимозга. Так, например, экспериментально установлено, что, стимулируяопределенные участки мозга, можно усилить аффект гнева (и соответствующуюмодель поведения), а можно и затормозить. Например, активизация зависит отпромежуточного мозга, латерального гипоталамуса, центрального серого вещества.Подобные исследования демонстрируют тот факт, что в одних зонах реакцияактивизируется, а в других сдерживается. Вследствие дуальной (биполярной)организации полушарий мозга возникает и двойственность рефлекса агрессии. Важенвопрос, какие факторы нарушают равновесие и провоцируют открытую ярость исоответствующее разрушительное (агрессивное) поведение. Эксперименты показывают,что нарушения подобного рода могут произойти, с одной стороны, отэлектрического раздражителя, а с другой стороны- наступить вследствие выведения из строя тормозящих центров. Такиеисследователи, как Марк и Эрвин, обращают внимание на то, что нарушенияравновесия могут быть вызваны еще и разного рода мозговыми заболеваниями.
Э. Фромм отмечает, что данные антропологической наукипоказали, что инстинктивистская интерпретация человеческой разрушительности невыдерживает критики. По его мнению, жестокость и деструктивность в большинствеобществ остается на таком низком уровне, что их объяснение с помощью«врожденных страстей» не убедительно. Так, факты свидетельствуют, что менеецивилизованные общества (охотники, собиратели и ранние земледельцы) проявляютменьшую агрессивность, чем более развитые цивилизации.[22, с.248]
Важно, по мнению Э. Фромма, исследовать социальные условия,нарушающие равновесие рефлекса.
Э. Фромм, анализируя литературу по проблеме агрессивностилюдей и животных, делает вывод, что агрессивное поведение животных являетсянеизбежной реакцией на любую угрозу жизни или, другими словами, на угрозувитальным интересам живого существа как индивида и как члена своего вида. Этообобщенное определение может быть рассмотрено относительно разного родаситуаций. Самая явная ситуация- этопрямая угроза жизни индивида или угроза его жизненно важным потребностям (впище, в сексе); комплексная форма такой угрозы-«Crowding»(скученность), сужение пространства, ограничение свободы передвижения или сужениесоциальной структуры (ближайшего окружения, группы). В силу того, что разныеформы агрессивного поведения есть ответ на угрозу витальным интересам,мобилизация агрессии в соответствующих зонах мозга происходит во имя жизни, какреакция на угрозу жизни индивида и вида. Это позволяет Э Фромму сделать вывод отом, что филогенетически заложенная агрессия, встречающаяся у людей и животных,есть не что иное, как приспособительная, защитная реакция.
Э. Фромм анализирует различные типы агрессии и деструктивности,а также их предпосылки.
Э. Фромм под агрессией понимает все те действия, которыепричиняют (или намерены причинить) вред другому человеку, животному илинеживому объекту. Следовательно, под эту категорию подпадают нередко весьмаразнообразные типы реакций и импульсов; поэтому Э. Фромм выделяет, строгоразличает агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни,доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранениемжизни-
Во-первых, он развивает идею «доброкачественной агрессии».Биологически адаптивная агрессия- этореакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе. Онасвойственна и животным, и человеку. Такая агрессия носит взрывной характер, возникает спонтанно как реакцияна угрозу; а следствие ее- устранениелибо самой угрозы, либо ее причины.
Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (тоесть, другими словами, деструктивность, жестокость) вовсе не является защитойот нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе. Этот вид агрессииспецифичен только человеку. Эта агрессия приносит биологический вред исоциальное разрушение. Главные ее проявления — убийствои жестокие истязания- не имеют никакойиной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия наносят вред нетолько жертве, но и самому агрессору. В основе злокачественной агрессивностилежит не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условиясамого существования человека.
Э. Фромм, анализируя феномен агрессии, также используеттакие термины как «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «агрессия каксамоутверждение», «оборонительная агрессия».
Под понятием «псевдоагрессия», Э. Фромм понимает тедействия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым непредшествовали злые намерения. Яркий пример псевдоагрессии-случайное ранение человека.
Игровая агрессия необходима в учебном тренинге намастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительнойцели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Например, фехтование,стрельба из лука являются формами проявления игровой агрессии.
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мереприравнять к самоутверждению. Концепция агрессии как самоутверждения находитподтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов иагрессивным поведением. Во многих экспериментах было доказано, что мужскиегормоны нередко вызывают агрессивность. Анатомические и физиологическиеособенности мужчины обусловливают его активность и способность к вторжению безпромедления и без страха. Связь между агрессивностью самоутверждения и мужскимигормонами настраивает на мысль, что мужчины в большей мере, чем женщины,обладают высоким уровнем наступательной активности, необходимой длясамореализации личности, в то время как женщины обладают такими чертами каксклонность к защите слабого и уходу за другими. Касательно агрессиисамоутверждения имеется еще одининтересный факт: установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовыватьсвою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя гораздо менее враждебно, чемтот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности.
Основная идея Э.Фромма сводится к тому, что объяснениежестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном отживотного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человекаот его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить,насколько специфические условия существования человека ответственны завозникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от чего зависит характери интенсивность удовольствия от этого.
В этом смысле понять феномен агрессии можно лишь учитываясоциальный фактор развития.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самогораннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительнов импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых.Хотя такие реакции неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными.Такое поведение вызвано состоянием дискомфорта, и у ребенка нет намеренияпричинить ущерб окружающим.
В более позднем возрасте на первый план выдвигаютсяконфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, игрушками. Долятаких конфликтов у полуторагодовалых детей составляют по результатамисследований Х. Хекхаузена78%. Вспышкиярости становятся более целенаправленными и прослеживается реакция нападения.Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрасте механизмами адаптацииребенка, а именно «удержанием» и «отпусканием» (по Э. Эриксону).
В дальнейшем ребенок постепенно научается контролироватьсвои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявлениеагрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношенияродителей к тем или иным формам поведения. Если родители относятся нетерпимо клюбым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироватьсясимволические формы агрессивности, такие как нытье, упрямство и другие видысопротивления.
Символическими формами агрессивности в более позднемвозрасте становится увлеченность агрессивной литературой, фильмами, а, учитываясовременные условия существования, и увлеченность компьютерными играми.
Итак, агрессия- этолюбая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другомуживому существу, не желающего подобного обращения. Возникновение враждебности иформы проявления агрессии зависят от специфических условий социальной среды, вкоторой развивается личность. Не находя прямого выражения, агрессия заявляет осебе в символических формах. Одной из таких форм является компьютерная игра. Сдругой стороны, компьютерная игра может сама выступать в качестве факторавлияния на агрессивное поведение человека.1.2. Анализразличных исследований
 влияния компьютерных игр
на поведенческую характеристику человека
С начала 80-х гг. компьютерные игры на Западе становятсячастью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей,преимущественно детей и подростков. Новое увлечение оценивается двояко: с однойстороны, оно сопряжено с восхищением общества по поводу возможностейкомпьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляетсябольшое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера вцелом и компьютерных игр в частности на психику подростков.
По данным Лукеша[19, c. 26], почти каждый подросток в возрасте от13 до16лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Около половиныопрошенных, однако, играют достаточно редко (не более одного раза в месяц), итолько около6% играют каждый день. Большинствопользователей(82,1%) тратят на игру неболее часа. Сходные данные были получены также в исследовании других авторов.По данным Шпанхеля, процент «заядлых» игроков несколько выше:10-14. Мальчиками занимаются компьютернымииграми гораздо более интенсивно, чем девочки: частота и продолжительность игрыснижается с возрастом и по мере повышения образовательного уровня игрока. Чтокасается национальной специфики компьютерной игры как хобби, то в. настоящеевремя имеется только сравнение американской и немецкой выборок: немецкиепользователи играют намного меньше. Функ опросил357 американских подростков и выявил, что две трети девочек играют вкомпьютерные игры и заняты этим минимум два часа в неделю; среди мальчиковпроцент «игроков» гораздо выше(90%). Крометого, мальчики тратят на компьютер


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.