Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Взаимосвязь почерка и темперамента

Оглавление
 TOC o «1-3» h z u Введение. PAGEREF _Toc177804476 h 3
ГЛАВА 1.
1.1 Теории темпераментов. 5
1.2 Развитие взглядов награфологический анализ. PAGEREF _Toc177804479 h 12
1.3 Графологические признаки письма. PAGEREF _Toc177804480 h 16
ГЛАВА 2.
2.1 Исследование взаимосвязиособенностей почерка и темперамента. PAGEREF _Toc177804482 h 19
Описание результатов. PAGEREF _Toc177804483 h 20
Заключение. PAGEREF _Toc177804484 h 21
Список литературы: PAGEREF _Toc177804485 h 22
Приложения. PAGEREF _Toc177804486 h 24
Введение
Анализ почерка приобретает всё большую популярность как в диагностике,так и в терапии. Графологический анализ применим при профотборе, в сферахклинической психологии, криминологии, образования. В странах Европы, Израиле иСША мнение графолога о соискателе учитывается многими нанимателями. В России жепока мало кадровых агентств, которые сотрудничают со специалистами пографологическому анализу. Это связано с низким уровнем доверия работодателей крезультатам работы графолога. Для решения этой проблемы необходимо выстраиватьграфологический анализ на основе научного знания, полученного эмпирическимпутём. Мы решили, что рассмотрение взаимосвязи почерка итемперамента как необходимого компонента для более организованных структурличности, например, интеллекта и характера, является наиболее актуальным.
По мнению многих психологов почерк зависит от типа нервной системы,что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору.Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затратыэнергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то жеможно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу сбольшей или меньшей силой. А зависеть это будет от «энергетического блока»мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется втемпераменте [10].
   Цель исследования:
Выявить взаимосвязь выраженности свойств темперамента и особенностейпочерка.
 
Объект исследования:
Студенты Iи IIкурсов психологического факультета
Предмет исследования:
Свойства темперамента и особенности почерка
Гипотеза исследованиязаключается в предположении о наличии взаимосвязиособенностей почерка с темпераментом.
Задачи исследования:
1.       теоретический анализ научной литературы;
2.       подбор методик для определения уровня выраженностисвойств темперамента;
3.       исследование взаимосвязи свойств темперамента иособенностей почерка;
4.       интерпретация результатов и  формулировка выводов.
Методики исследования:
1.       тест В.М.Русалова «Опросникструктуры темперамента».ГЛАВА 1.1.1 Теории темпераментов
Человечествоиздавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различныхлюдей, свести их к малому числу обобщенных портретов. Такого рода типологиибыли практически полезными, так как  с ихпомощью можно было предсказать  поведениелюдей с определенного типа в конкретных жизненных ситуациях.
В истории учения о личности можно несколько основных систем взглядов наэтот вопрос.
Древнейшими из них являются гуморальныетеории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких средорганизма.
Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификациятемперамента, основанная на учении древнегреческого врача Гиппократа (5-4 векдо нашей эры).
Он считал, что уровеньжизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмяжидкостями, циркулирующими в человеческом организме:
§  кровью,
§  желчью,
§  чернойжелчью
§  слизью(лимфой, флегмой).
Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждогоорганизма, обозначалось по-гречески термином “красис” (смесь, сочетание),который в переводе на латинский язык звучит как “temperament”.
Большое влияние на формирование современных теорий личности и ееиндивидуальных особенностей оказала конституциональная теория темперамента
По мнению Э.Кречмера, существуют четыреос­новных варианта человеческой конституции, встречающиеся, конечно, нетолько в чистом виде, но и в различных ком­бинациях.
1. Астеническийтип —человек хрупкого телосложе­ния, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удли­неннымии худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой,головным мозгом.
2. Пикник — отличается развитиемвнутренних полос­тей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса кожирению при слабом двигательном аппарате. Средний рост, плотная фигура, мягкоеширокое лицо на короткой массивной шее, основательный, массивный живот.
3. Атлетик — обусловливает развитиекрепкого скеле­та, выраженной мускулатуры, пропорционального крепко­готелосложения. Атлетический тип характеризуется силь­ным развитием скелета имускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами, увереннойосанкой.
4. Дипластик — человек снепропорциональным телосложением.
Свыделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности.Астеническое телосложение имеет шизотимик,он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудомприспосабливается к окружению, чувствителен, раним.
Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмо­ции колеблютсямежду радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен вовзглядах.
Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов:энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо маловпечатлительный, со cдержаннымижестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.
У.Шелдон  пришел к выводу о существовании трех соматотипов. В основу клас­сификациибыло положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трехзародышевых слоев: эн­додермы, мезодермы и эктодермы.
Трем основным соматотипам соответствуют,по У. Шел­дону, три варианта психической конституции человека:
1.     эндоморфномутипутелосложения соответствует висцеро-тоническийтемперамент (лат. viscera— внутренности, т. е.функциональное преобладание органов пищеварения);
2.     ме­зоморфному— соматотоник (греч. soma— тело);
3.     эктоморфныйсоматотип предполагает церебротонический темпе­рамент (отлат. cerebrum— мозг).
Не меньший вклад в разработки научной теории темперамента оказала нервнаятеория темперамента, в которой темперамент человека связывают с особенностямифункционирования центральной нервной системы, типами высшей нервнойдеятельности или с разным соотношением свойств тех или иных структур мозга [20].
Павлов выделил триосновных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижностьвозбудительного и тормозного процессов. Под силойвозбуждения понимается скорость и прочность выработки условных рефлексов инавыков. Сила торможения — полнота и скорость выработки дифференцировки,угасания, запаздывания. Урав­новешенность нервных процессов — соотношение посиле торможения и возбуждения. Подвижность нервных процессов — скоростьпеределки отрицательных и положительных условных рефлексов.
Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по егоданным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервнойдеятельности, их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь сантичной классификацией темперамента:
·                 “безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервнойсистемы  — соответству­ет темпераментухолерика);
·                 “живой” (сильный, подвиж­ный, уравновешенный тип нервной системысоответствует темпераменту сангвиника);
·                 “спокойный” (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системысоответствует темпераменту флегматика);
·                 “слабый” (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервнойсистемы обусловливает темперамент меланхолика).
Рассмотренныетипы ВНД, по данным исследований лабораторий И.П.Павлова, являются общими длячеловека и животных, но он, кроме того, выделял чисто человеческие типы.
Наличие учеловека двух сиг­нальных систем действительности, совместно осуществляющих егопси­хическую деятельность, усложнило типологию людей, поскольку отра­жаетиндивидуальные различия степени участия словесных и кон­кретных сигналов всложной аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга. Посоотношению деятельности первой и второй сигнальных систем встречаются разныетипы людей.
1.              Мыслительныйтип характеризуетсярезким преобла­данием второй сигнальной системы над первой и потому сильнойсклонностью к абстрактному, аналитико-синтетическому мышлению. Это люди,которые воспринимают окружающее не столько в виде непо­средственных яркихкартин жизни, сколько в форме словесных, обоб­щенных, со своей логическойструктурой определений.
2.              Художествен­ныйтип характеризуетсяменьшим, чем обычно, преобладанием второй сигнальной системы над первой. Этолюди, которые живо и ярко воспринимают окружающее в образах, звуках, красках,прикосновениях и запахах. У людей художественного типа мышление образное, нанего накладывает отпечаток боль­шая эмоциональность, яркость воображения, непосредствен­ностьи живость восприятия действительности.
Но из всего многообразия существующих теорий мыпредпочитаем придерживаться теории темперамента, которую предложил В.М.Русалови основные идеи которой отражаются в специальной теории индивидуальности.
Она включает в себя пять основных положений.
Первое положение специальной теории индивидуальности гласит, что толькоформально-динамические (или психодинамические) особенности психики могут бытьсоотнесены с биологическими свойствами человека. Иными словами, биологическиеособенности являются компонентами системы более высокого порядка — системыформально-динамических свойств психики. Последние понимаются как такиеособенности личности, которые представляют собой индивидуальные характеристикипсихики человека, отражающие динамическую, но не содержательную сторонупсихической деятельности, и остаются относительно независимыми от различныхсодержаний — мотивов, целей, интересов. Они определяют процессуальныехарактеристики деятельности человека — скорость, темп, интенсивность,длительность протекания психических процессов.
Второе положение специальной теории индивидуальности состоит в том, что воснове формально-динамических характеристик индивидуальной психики человекалежит не отдельная биологическая подсистема, а интегрированная совокупностьвсех биологических свойств человека. Это положение прослеживается на примереизучения истории смены биологических основ темперамента как наиболее общейхарактеристики формально-динамического аспекта психики человека [18].
В разное время в качестве основ темперамента выдвигались разныебиологические подсистемы человеческого организма:
1.              гуморальная;
2.              соматическая;
3.              нервная.
Основной недостаток вышеизложенных подходов заключается, с позициивторого положения, в том, что в качестве основания темперамента как целостногопсихологического образования берется не вся биологическая система человека какинтегрированное целое, а лишь та или иная ее часть, каждая из которых(гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми идостаточными для этого свойствами [17].         
Биологическая система человека характеризуется не только многоплановостьюсамоорганизующихся подсистем (биохимической, соматической,нейрофизиологической), но и тем, что эти подсистемы имеют неодинаковое значениев общей иерархии функциональных систем организма, отличаются разной сложностьюструктурного построения, различными возможностями автономной активности,своеобразием взаимообусловленности. Исходя из иерархического строения биологическихсвойств, можно предположить, что значение структурных и функциональных свойствболее высокого уровня (таких, например, свойств центральной нервной системы,как уровень активированности, межполушарные соотношения, подвижность,лабильность нервных процессов мозга и отдельных его «блоков» и т.д.)будет, по-видимому, более весомым в формировании формально-динамическихсвойств, в том числе и темперамента, по сравнению со свойствами другихподсистем организма.
Основной смысл третьего положения заключается в том, чтоформально-динамические свойства психики человека формируются постепенно, какновое системное качество обобщенной интеграции биологических свойств,оптимально сопряженных с деятельностью.
Если обобщение происходит за счет общности нейрофизиологических, а болеешироко — всех структурных и функциональных биологических свойств человека, томы имеем дело с темпераментом.
Формально-динамические свойства не являются раз и навсегда строгофиксированными, а формируются и обобщаются по мере развития человека. Ихразвитие обусловлено:
·                 биологическим возрастным развитием;
·                 сменой ведущих типов деятельности (игры,учебы, труда).
Существование в психике человека таких обобщенных формально-динамическиххарактеристик, как темперамент, позволяет ему наиболее оптимально расходоватьсвои энергодинамические возможности, постоянно включаясь в деятельностьнезависимо от мотивов и целей.
Четвертое положение специальной теории индивидуальности человекараскрывает взаимосвязь между формально-динамическими образованиями психики идругими, «более организованными» структурами интегральнойиндивидуальности. Смысл четвертого положения состоит в том, чтоформально-динамические свойства психики, включаясь в «болеевысокоорганизованные» психические структуры, в частности в интеллект ихарактер, являются необходимыми компонентами динамических свойств этихструктур. Включение формально-динамических характеристик в структуру интеллектаи характера совершенно не означает, что последние являются только болееобобщенными и более сложными динамическими образованиями психики: и интеллект,и характер наряду с обобщенными динамическими свойствами обладают также иособыми обобщенными содержательными (предметно-смысловыми) характеристиками.
Были выявлены конкретные нейрофизиологические факторы, которые выступаютв роли природных задатков общих способностей [19]. Проведенное исследованиепозволило по-новому осмыслить многие показатели, используемое в практикедифференциально-психологических исследований. Например, скорость илипластичность могут рассматриваться и как формально-динамические показателитемперамента, если иметь в виду обобщенную, независимую от содержаниядеятельности нейрофизиологическую сторону их генеза, и как показателиинтеллекта, если понимать скорость и пластичность как динамические показателиразвертывания и перестройки обобщенных когнитивных структур при выполненииопределенной психической деятельности. Причем динамические показателиинтеллекта не сводятся к формально-динамическим характеристикам, т.е.темпераменту [7].
Таким образом, формально-динамические образования психики, например,темперамент, можно рассматривать и как самостоятельный уровень интегральнойиндивидуальности, что соответствует взглядам В. С. Мерлина [15], и какнеобходимый компонент для более организованных структур личности, например,интеллекта и характера.
Пятое положение состоит в определении роли формально-динамическиххарактеристик психики в деятельности человека. Эти особенности выступают в ролипредпосылок и условий деятельности, а также влияют на ее динамику, своеобразиеи стиль. Обсуждение вопроса о детерминации результатов деятельностиформально-динамическими особенностями психики приводит к неоднозначным выводам,которые, в основном сводятся к мнению об отсутствии такого влияния [6].1.2 Развитие взглядов на графологический анализ
Название науки графологии, то есть определения характера по почерку, ясноуказывает на то, что наука эта могла зародиться лишь тогда, когда люди ужевыработали для себя письмена, сделавшиеся достоянием не отдельных, исключительныхличностей, но большинства. В древности, когда письмена высекались на камне иливырезались на металле и служили для украшения памятников, характер письмен,всецело зависящий от искусства каменотеса или гравера, не имел индивидуальнойособенности, и, конечно, в те времена о началах графологии нельзя было идумать. Впоследствии, когда люди начали писать на более мягком материале —полотне, папирусе, коже, — характер букв уже мог носить некоторый отпечатокиндивидуальности; но и тогда, собственно говоря, начертание букв входило вобласть рисования и могло отличаться только общим своим характером, или стилем.Лишь в эпоху реформации письмо достигло большого распространения, сделалосьдоступно большинству, а стало быть, в нем смогли проявиться характерныеособенности разных почерков [3].
Некоторые намеки на существование графологии встречаем мы у греков.Первым, кто обратил внимание на особенности почерка, был Светоний. Он писал проимператора Августа, что тот не начинал новой строчки стиха, если стих непомещался на одной строчке, а дописывал его под последним словом стиха, обведяокончание чертой, чтобы отделить его от стиха последующего. Светоний невоспользовался своим инстинктивным наблюдением для определения характераАвгуста, современному же графологу легко сделать это: сжатость письма иподписывание слов в конце строчки указывают на человека бережливого, если нескупого, а связность письма — на строго дедуктивный, практический ум. Такоеопределение характера императора Августа по его почерку как нельзя большесовпадает с историческими свидетельствами относительно его личности
Истоки графологии можно найти в южной Индии, Китае и позднее в Грецииоколо 2000 лет до Рождества Христова. Позже Аристотель писал: «Как нетлюдей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих». И  Конфуций отмечал, что  «почерк может достоверно указать,происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен» [13].
До следующей попытки определения характера человека по почерку прошлистолетия: громадным тормозом для развития графологии явилось переселениенародов и средние века, бедные письменностью.
В эпоху Возрождения, когда письменность сильно развилась и стала почтивсеобщим достоянием, графология впервые явилась предметом серьезного обсужденияи исследования. В 1622 г.было издано первое сочинение о почерке: трактат итальянца Бальдо «Trattato comeda una lettera missiva si conoscano la natura e qualita dello scrittore» («Отом, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего»), переведенный спустясорок лет Петром Веллием на латинский язык. За основу своего сочинения Бальдовзял пословицу «по когтям узнают льва». Но несмотря на множество справедливых,заслуживающих полного одобрения мыслей, книга Бальдо не получилараспространения. Это объясняется тем, что писали тогда очень мало и даже самыевысокопоставленные лица бывали подчас совершенно безграмотны; переписчики жекниг с их казенным почерком, конечно, в счет идти не могли.
В 1722 г.немец Иоганн Христиан Громан попытался дать физиологическое объяснениесоответствия между почерком и характером пишущего. Громан утверждал, что можетопределить по почерку рост, фигуру, голос, цвет глаз и волос и даже румянец щек[5]. Лафатер видит ясную связь между речью, почерком и походкой. Он ввел в этоизучение некоторую систематичность. Но все-таки Лафатеру не удалось выработатьпрочных оснований, непреложных законов новой науки.
В XIX в. графологией начали интересоваться во Франции. Жорж Санд достиглапоразительных результатов: по верности и точности ее определения равнялисьопределениям Лафатера, если не превосходили их. Одновременно с ней графологиейзанимался аббат Фландрен. Он первым начинает научным образом систематизироватьграфологию.
Но творцом графологии считается аббат Мишон (родился в 1806 г., умер в 1881 г.), который строгосистематизировал графологию. Метод Мишона стал популярен вследствие егоотносительной простоты. Он изучал и сравнивал отдельные элементы письма:штрихи, буквы, слова, свободные движения, строки и пр. Его метод предполагал,что наличие одного графологического признака означает одну определенную чертухарактера, а его отсутствие — противоположную черту [11].
Крепье-Жамен определил различные элементы почерка, которые сегодняявляются основополагающими для Французской школы графологии, и разделил этиэлементы на семь категорий: размер, форма, нажим, скорость, направление,расположение и непрерывность. Каждому элементу в почерке Крепье-Жаменприписывал диапазон возможных значений. Он последовательно утверждал, чтоценность любого данного признака в отдельности не установлена и что его значение и интерпретация может измениться взависимости от других особенностей письма. Эта теория теперь поддержана всемпрофессиональным графологами [9].
Приблизительно в то же самое время в Германии Вильям Т. Прайер призналтот факт, что «написанное рукой» является фактически «написаннымумом». Он указал, что если автор потерял правую руку и вынуждениспользовать левую, основные признаки почерка сохраняться, хотя письмо и небудет столь беглым, как было ранее.[2]
Макс Пульвер предложил разделение почерка на три вертикальные зоны исформулировал «три измерения» — вертикальное движение, горизонтальноедвижение, и глубину.
Альфред О. Мендель издал книгу «Личность и почерк», котораявключает в себя объемное изучение почерка, где автор раскрывает различныеаспекты направления нажима в зависимости от особенностей личности писавшего.
В России в 1903 г. был издан труд известного в конце 19-го — начале 20-говека графолога Ильи Федоровича Моргенштерна «Психографология» [1]. Он стремилсяустановить и сохранить глубокую психическую связь с теми тончайшими штрихами,которые писали при нем его клиенты.
Указ о «педологических извращениях» в 1936 г. наложил запрет также налюбые психологические исследования почерка. Последний официально известныйрусский графолог Д. Зуев-Инсаров канул в лету в 1935 г. [4].
Графология, так и не будучи ни официально признанной, ниреабилитированной на бывшем постсоветском пространстве, тем не менее уже в 90-егг. прошлого века начала завоевывать всё больший интерес исследователей [12].
В 90-х годах несколько крупных европейских ученых подошли к проверкеграфологических данных со стороны экспериментальной психопатологии. Былипроведены опыты с изменением личности, а в связи с этим, и почерка под влияниемгипнотического внушения. В этих опытах были проверены многие графологическиезаконы, например, избранное для этого лицо приводилось в гипнотическоесостояние, и ему последовательно внушалось, что он хитрый, скрытный человек ит.п., и в то же время его заставляли писать под диктовку. Результаты оказалисьследующие: почерки в каждом случае получались разные и совсем не похожие напочерк данного субъекта в нормальном его положении, соответствующиесуществующим графологическим признакам [8].
Эти опыты заставили ученых прийти к заключению, что графология имеетреальное основание и что главных элементах почерка исследуемые рукописиподтверждают установленные графологами признаки [14].1.3 Графологическиепризнаки письма
И. Моргенштейн в своей работе «Психографология» выделил несколько свойствбукв:
1)   Сила.
Твердые, дрожащие, выдержанные, сильные, слабые, густые, отчетливые,резкие.
2)   Форма.
Остроконечные, конусообразные, округленные, треугольные, дугообразные,угловатые, клинообразные, каллиграфические, типографские, квадратные, плоские,архитектурные, разорванные, ровные, пышные, аффектированные, разветвляющиеся,размашистые, грациозные, изящные, замкнутые, сжатые, отдельные, неоконченные, соборотным нажимом, тонкие.
3)  Размер.
Низкие, высокие, длинные, короткие, крупные, мелкие, широкие, узкие.
4)  Направление.
Опускающиеся, извилистые, поднимающиеся, кривые, изогнутые,перекрещивающиеся, скачущие, танцующие, быстрые.
5)  Порядок.
Ясные, ловкие, неровные, аккуратные, беспорядочные,
размазанные,положительные, опрокинутые, переплетенные, обрывистые, отчетливые,неоконченные.
6)  Последовательность.
" Ровные,   скученные,   вытесанные,  свободные.
7)  Выдержанность.
Наклоненные  справа   налево,  замедленные, вертикальные; период примыкает к периоду.
8)  Мягкость.
Бледные, дрожащие, мелкие, неразборчивые, опускающиеся ниже строки.
9)  Выпуклость.
Круглые, кольцеобразные (при этом обыкновенно соблюдены точки и запятые),конусообразные.
10)  Вычурность.
Надавленные, наклоненные влево, свободные, непринужденные, росчеркдугообразный, с сильным нажимом, ретушированные, украшенные.
11)  Элегантность.
Заостренные, прямолинейные, наклон вправо.
12)  Равномерность.
С обратным нажимом, искусственные, замедленные в закруглениях.
13)  Красота.
Стройные, связанные, с красивыми очертаниями, упрощенные, изящные;встречаются пропуски букв [16].
Д. Зуев-Инсаров в работе «Почерк и личность»  выделяет три основных графологическихкритерия оценки почерка: гармоничность, геометрическая выдержанность играфологичность письма.
Степень гармоничности письма определяется гармонией в сочетанияхсоставных элементов письма (рисунки отдельных букв могут казаться иногда втаких почерках и некрасивыми; в них могут наблюдаться неправильности, изломы,но они образуют одно гармоничное целое); степень гармоничности письмаопределяет собою степень одаренности личности, развитие умственных способностей,присутствие вкуса, степень внутренней культурности человека.
Степень геометрической выдержанности письма определяется: ровностью линийстрок и полей, равномерностью интервалов между словами и строками(междустрочным пространством), равномерностью нажима и общей выдержанностьюписьма.
Степень геометрической выдержанности письма определяет собою степеньволевого развития человека, запаса нервно-психической энергии,работоспособности; тут можно говорить об обдуманности (или необдуманности)волевых актов, устойчивости или неустойчивости чувствований, определенности инеизменности отношений как к о


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мир Пруса – движущийся мир
Реферат А. Е. Черноморец Экологическое предпринимательство: проблемы и перспективы
Реферат Мафия и государство
Реферат Некоторые аспекты современного монументально-декоративного искусства
Реферат Белковые маркёры у ряда культивируемых злаков в Оренбуржье
Реферат Технология создания имиджа
Реферат Социализационный потенциал каникул подростков
Реферат Современные СМИ и их воздействие на мировоззрение современного чело
Реферат Влияние стоимости строительных материалов на себестоимость строительной продукции
Реферат Why Believe In Religion Essay Research Paper
Реферат Молодёжные объединения Южного Урала в 1990—2000 гг.
Реферат Кабинетная система в условиях разноуровневого обучения
Реферат Прогнозирование объема продаж на ОАО Бел-ОМО ММЗ им. С.И. Вавилова
Реферат Семья Мармеладовых в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Реферат Как менеджеру развить аналитическую наблюдательность