План
1.Эмоции в подростковом возрасте
2.«Подростковый комплекс» эмоциональности
3.Развитие социальных эмоций в подростковом возрасте
4.Развитие эмоций в юношеском возрасте
5.Палитра эмоций в юношескомвозрасте
6.Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви
7.Формирование общей эмоциональной направленности
8.Эмоциональная культураличности
Вывод
1.Эмоции в подростковомвозрасте
эмоция подростковыйюношеский личность
Аффективная сфера— совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающейдействительности и к самому себе.
Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов впроцессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка.
Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкиечувства, эмоциональное отношение кряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкийкруг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку ипорождает у него различные эмоции.
Для очень многих людей подростковый возраст представляет собойпериод, когда влияние эмоций надуховную жизнь становится наиболее очевидным.
Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений ипереживаний. Подростоклучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуацияхшкольной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенныхобстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении.
От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства.
Огромное значение в этом возрасте приобретает общение сосверстниками, котороестановится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появленияновых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружескимотношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.
Отрочество — это период, когда подросток начинаетценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей вэтом возрасте. Именночерез дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. При этом именно в отрочествечеловек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или вобращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор.
Отрочество из-за потребности познать себя и стремления открытьчерез постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подросткаспокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувствчрезвычайно велик.
У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: «для него не существует вэтот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти.
Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели — весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром — вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездействен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть — и он вновь охвачен страстьюновой цели» (Мухина В. С, 1997).
2.«Подростковый комплекс» эмоциональности
Резковыраженные психологические особенности подросткового возраста получили название«подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного весельяк унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающихпопеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроенияподростка, по существу, просто может и не быть.
Так, зачастую чувствительность подростков к оценке постороннимисвоей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишнейсамонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих.Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненнаязастенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — споказной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами ираспространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, а чувственноефантазирование — с сухим мудрствованием (Личко А. Е., 1983).
Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселеннойи единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующихпериодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование,как в этом возрасте. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так жевнезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизньобщества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение поотношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом(Фрейд А.,1993).
3.Развитие социальных эмоций вподростковом возрасте
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов,развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут кинтенсивному росту социально ценных побужденийи переживаний.
Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстноотказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. Вподростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечаетсязахваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром,сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями радидругих людей (Якобсон П.М., 1976).
Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами такихглубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственныедушевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школуидентификации с самим собой и с другими, впервые овладевая опытомцеленаправленного обособления (Мухина В. С, 1997).
Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимаютрешения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь сродителями, часто конфликтуют с ними.
Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздобольше выражено у мальчиков, чем у девочек. При неблагоприятных условияхформирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты сродителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка,недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрастеможет наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающимпоявление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в егоагрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательноеотношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка (Якобсон П.М., 1976).
4.Развитие эмоций в юношескомвозрасте
При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознаниемолодого человека теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже наспокойном эмоциональном фоне. Общая направленность юношей и девушек на будущее создаетблагоприятные психологическиеосновы для большей открытости подростков разнообразным переживаниям. Эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника — все это обусловливает большую эмоциональнуювосприимчивость молодых людей, свойственную данному возрасту. Кроме того, в этом возрасте у подростков развиваются способности отдаваться переживаниям, рожденным новыми, прежде не испытаннымивпечатлениями.
В этом возрасте у юношей и девушек возникает и более точноерегулирование чувств, в частности, более совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток можетскрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но имаскировать их. Так, взволнованность от встречи с небезразличным человеком онможет маскировать ироническим смехом, застенчивость — развязными манерами исамоуверенным тоном, грусть — напускной веселостью (Якобсон П. М., 1976).
В юношеский возраст чрезвычайно значим для развития эмоциональнойсферы человека. Можно сказать, что это «критический» возраст, поскольку в этовремя закладываются основы эмоциональной жизни человека, которые станутфундаментом его эмоциональности в зрелые годы (Якобсон П. М., 1976).
5.Палитраэмоций в юношеском возрасте
Юность — возраст специфической эмоциональнойсенситивности. В этот период интенсивно реализуются и расцветают приблагоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которыезаложены в его натуре.
«Юношеская горячность», «юношеская пылкость» — не случайные слова,а выразительная характеристика особенностей эмоциональной жизни молодых людей вэти годы.
Дляэмоциональной жизни юности характерно то, что в эти годы не только переживаютсяпредметные чувства, но иформируются чувства обобщенные (чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т. д.). Эти чувствавыражают уже общие, более или менееустойчивые мировоззренческиеустановки личности. Их и называют мировоззренческими чувствами (ЯкобсонП. М., 1976).
Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование умолодых людей устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» (Леонтьев А. Н., 1971).
Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости,причем взрослости не вообще, а именно мужской и женской.
Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживаниепредметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но иформирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувстватрагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие,устойчивые мировоззренческие установки личности.
6.Эмоциональные особенностиюношеской дружбы и любви
Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Нуждаясьв сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечаютреальных свойств партнера. Юношеская потребность в самораскрытии частоперевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не стольковыбирать друга, сколько придумывать его (Кон И. С, 1987).
Эмоциональное голодание в период юности столь же реальное явление,как и голодание мускульное. Оно имеет форму скуки и тоски.
Потребность человека в эмоциональном насыщении удовлетворяетсяглавным образом в процессе достижения самых разных целей, которые индивид передсобой ставит.
Юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребностьмолодого человека в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости.Потребность в самораскрытии, интимной человеческой близости ичувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направленына разных партнеров. По образному выражению одного ученого, мальчик не любитженщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.
Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополойдружбы, и друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовьпредполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себядружбу (Кон И. С, 1982).
7.Формирование общейэмоциональной направленности
В юношеском возрасте, как правило, происходит формирование общей эмоциональнойнаправленности личности, то есть закрепление иерархизации собственной ценноститех или иных переживаний.
Эмоции играют важнейшую роль в формировании, закреплении и вдейственной реализации моральной направленности человека. Однако они всегдаявляют собой оценку, а не ценность. В то же время при любой моральнойнаправленности каждый человек хотел бы и лично быть счастлив, а счастьепредставляет собой не только объективные достижения человека, но и определенныеего яркие переживания, ценные сами по себе.
В свое время было установлено, что ценность одних и тех жепереживаний для разных лиц ранжирована по-разному. В связи с этим в психологиюи было введено понятие общей эмоциональнойнаправленности. Эмоциональная направленность, таким образом, связана сфункционированием эмоции в качестве ценности, и только по этому признаку онаотличается от морально- мировоззренческой. Общая эмоциональная направленностьчеловека сказывается прежде всего в выборе им той сферы деятельности, котораянаиболее соответствует этой направленности.
Таким образом, Б. И. Додонов предлагает выделять 10 типов общейэмоциональной направленности человека:
1. Альтруистический тип. Лицам,принадлежащим к этому типу, важно не просто сознание, что их деятельностьполезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важныи особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия,сопереживания. В большинстве случаев альтруистический тип способствует формированиюдействительно самоотверженной личности. Вместе с тем важно иметь в виду, чтоальтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от многихфакторов, и прежде всего от морально- мировоззренческих взглядов.
2. Коммуникативный тип. Как типобщей эмоциональной направленности человека, он близок к альтруистическому.Наиболее характерные для людей этого типа ситуации связаны с общением с людьми.Для них особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с себеподобными.
Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний — этоудовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другимилюдьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, чувствопризнательности, благодарности. Коммуникативный тип общей эмоциональной направленности— самый распространенный, особенно среди девушек. По результатам исследованийБ. И. Додонова, к нему принадлежит около четверти всех юношей.
3. Праксический тип. Данный тип эмоциональнойнаправленности человека связан с богатством и своеобразием подавляющегобольшинства продуктивных, общественно полезных видов деятельности.
Для праксического типа в качестве наиболее ценного эмоциональногокомпонента деятельности выступает, во-первых, само стремление к цели, аво-вторых — своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлениик ней, удовольствие от движения вперед, от достижений на этом пути.
Люди этого типа менее требовательны к виду занятий (лишь бы они приносилиощутимый полезный результат), но более «придирчивы» к их форме, организации.Для таких лиц характерно совершение полезного и нужного с большим напряжениемволи, увлеченность работой, если она выполняется по строго задуманному плану иприносит желаемые результаты.
Распространенность праксического типа может сильно колебаться вразных профессиональных группах людей.
4. Гностический тип. Наиболее привлекательной эмоциогеннойситуацией для людей гностического типа является решение сложных познавательных проблем.Подобным личностям свойственно удовлетворение потребности в познавательнойгармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; неудержимоестремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все всистему. Представители гностического типа так говорят о себе: «Для меня самоеприятное переживание — разобраться в трудном вопросе» или: «Самое приятноечувство — решить задачу, когда вначале казалось, что ее решить невозможно».
5. Романтический тип. Подромантической направленностью этого типа людей можно понимать их стремление ктаинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Чувствотаинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас произойдетнечто, и именно оно окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу человека,за которого я переживаю). Погоня за «дразнящим ароматом тайны» толкаетнекоторых людей к мистике, а порой, особенно подростков и молодых людей,приводит даже в преступный мир. Но она же рождает и смелых путешественников, иученых, которые пролагают новые пути в науке.
Романтическийтип людей близок к гностическому своей познавательной, поисковойустремленностью, однако далеко не равнозначен ему. Романтик стремится даже внаучном исследовании не свести сложное к простому, а, наоборот, показать, какмного сложного, необычайного таится за внешне простым. Ему представляетсяинтересным отыскать какую-то более глубокую, мировоззренчески значимую основувнешне банальных, не связанных друг с другом явлений. Подростков сромантическим типом эмоциональной направленности чаще всего удается выявить поих безудержному увлечению приключенческой литературой.
6.Пугнический тип. Названиеэтого типа общей эмоциональной направленности происходит от латинского слова«pugno» — бороться. Это тип людей, которых неудержимо влечет к себе опасность,ситуация борьбы с нею и победы над ней. Это люди, для которых «жить — значитрисковать», как сформулировал свое кредо один из известных итальянскихальпинистов. Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, скольконепосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острымиощущениями. Сам страх для лиц пугнического типа несет в себе нечто приятное,как для детей, слушающих «страшные» сказки.
7. Эстетический тип. Люди,относящиеся к этому типу, выше всего ценят наслаждение прекрасным.Удовлетворяемая жажда красоты, чувство прекрасного, изящного, грациозного,возвышенного — вот мир тех переживаний, к которым их неудержимо и постоянновлечет. Нередко их любимыми эмоциональными состояниями являются лирическая,светлая грусть, задумчивость.
Как и все другие типы общей эмоциональной направленности людей,эстетический тип определяется не абсолютным эстетическим развитием человека, адоминированием стремления к эстетическому наслаждению среди всех другихустремлений.
8. Глорический тип (от лат. gloria — слава). Это тип людей, для которых самой приятнойоказывается ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед нимипреклоняются. Б. И. Додонов отмечает, что лица с глорическим типомэмоциональной направленности встречаются не так уж часто, однако почти во всехслучаях у таких людей одновременно обнаруживается наличие обычно тщательноскрываемого комплекса неполноценности.
1. Акизитивный тип (от фр. acquisition — приобретение).Главным наслаждением людей данного типа является удовольствие от накопления
2. чего-либо. Это не совсем то же самое, что получило названиевещизма, хотя многие представители акизитивного типа могут болеть и такой«нравственной болезнью». Но акизитивные устремления подобных людей могутвыражаться в накоплении не только вещей, а очень по-разному, и чаще всего вколлекционировании, вплоть до накопления определенных сведений или интересныхзнакомств. Для определения данного типа важно отметить своеобразное чувствоудовлетворяемой страсти от приобретаемого, самоценности приобретений. Посколькутакая самоценность порою может сочетаться со специальной целью, иногда дажеобщественно полезной, не следует спешить с осуждением людей акизитивного типа.
3. 10. Гедонический тип. Гедонизм в переводе с греческого означает «наслаждение». Попризнаку тех эмоций, переживание которых составляет главное наслаждениечеловека, выделяются и все остальные типы эмоциональной направленности. Однакоу всех остальных их наслаждение неразрывно связано с целенаправленнойдеятельностью. «Гедонисты» же любят испытывать чувства, которые связаны не спродуктивной деятельностью, а с удовлетворением чисто органических потребностейили близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте. Таковынаслаждение от вкусной пищи, тепла солнца; чувство беззаботности, безмятежности,веселья; приятная бездумная возбужденность на танцах, вечеринках; нега,сладострастие.
4. Тип общей эмоциональной направленности личности, выступая вкачестве одного из системообразующих факторов всей психологической структуры,накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы человека.
5. Эмоциональная же сфера, в свою очередь, оказывает свое воздействиена восприятие человеком окружающей действительности, на его мечты и планы, навыбор деятельности, друзей, любимых, на творчество, на представление о
6. счастье.
Вместе с тем лицу с ярко выраженной определенной эмоциональнойнаправленностью отнюдь не чужды и все другие побуждения. Но они существуют ненезависимо от главного типа эмоциональной направленности человека, а как быпронизываются им (Додонов Б. И., 1987).
8.Эмоциональнаякультура личности
Эмоциональная культура (от лат. cultura) — дословно воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, которыйпредполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживанияперед собой и окружающими.
В период ранней юности у молодых людей формируются основы эмоциональной культуры.
Эмоциональная культура включает в себя следующие основные черты:
1. Эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений,происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявления творчества,на мир моральных ценностей.
2. Развитая способность понимать, уважать и ценить чувства другихлюдей, проявлять к ним внимание.
3. Способность сопереживать чувствам других людей, а также«входить» в мир переживаний героев произведений литературы и искусства.
4. Умение делить свои переживания с близкими.
5. Чувство ответственности за свои переживания перед собой иокружающими. (Якобсон П. М., 1976).
Вывод
В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоцийчеловека.
Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкаясмена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность,чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдаетсяналичие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроенияподростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряддругих полярных качеств, выступающих попеременно.
Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкойсмены настроений в подростковом возрасте может и не быть.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов,развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет кинтенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких,как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.
При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознаниетеряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональномфоне.
Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. Для эмоциональнойжизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленныхна определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людейчувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора ит. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивыемировоззренческие установки личности.
Юность — возраст формирования у молодых людей общей эмоциональной направленности,основ эмоциональной культуры.