Реферат по предмету "Психология"


Эмоционально-чувственные и волевые психические процессы

ИНСТИТУТУПРАВЛЕНИЯ ИЭКОНОМИКИ
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
МУРМАНСКИЙФИЛИАЛ
ЗАОЧНОЕОТДЕЛЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ«ГОСУДАРСТВЕННОЕИМУНИЦИПАЛЬНОЕУПРАВЛЕНИЕ»КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
                 подисциплине:Психология ипедагогика                  
натему: Эмоционально-чувственныеи волевыепсихическиепроцессы
ВЫПОЛНИЛ:
Студент МитичевРусланСергеевич                                                            Группа  Г 2-22
Курс 1
№зачетнойкнижки: 06375
дом.телефон:43-75-11
ПРОВЕРИЛ:
Преподаватель             Мурманск
2003
 
Содержание
1.Введение……………………………………………………………….1-2стр.
2. Эмоции…………………………………………………………………3-4стр.
3. Основныеформыпротеканияэмоциональныхреакций……………5-6стр.
4. Аффект…………………………………………………………………7стр.
5. Стресс………………………………………………………………….8стр.
6. Настроение……………………………………………………………..9стр.
7. Чувства…………………………………………………………………10стр.
8. Основныехарактеристикии функциичувств………………………11 стр.
9. Видычувств……………………………………………………………12стр.
10. Воля……………………………………………………………………13стр.
11. Особенностиволи…………………………………………………….14 стр.
12. Структурыволевогоакта…………………………………………….15 стр.
13. Динамикаволевыхусилий…………………………………………...16стр.
14.Вывод…………………………………………………………………..17стр.
15.Списоклитературы…………………………………………………….18стр.
 
Литература
1.  АверченкоЛ.К. и др.«Психологияуправления». М-Н-1997.
2.  БрагинИ.М. «Этикаделовогообщения».Минск-94.
3.   ГиппентрейтерЮ.Б. «Введениев общуюпсихологию».М-96.
4.  ЛавриненкоВ.Н.«Психология иэтикаделовогообщения». М-97.
5.  ЛавриненкоВ.Н.«Социальнаяпсихология иэтикаделовогообщения».         М-95.
6.   НемовР.С.«Психология».Учебник. М-95.
7.   ПетровскийА.В. «Введениевпсихологию».М-95.
8.  СоловьеваО.В.«Обратнаясвязьмежличностномобщении».МГУ-92.
9.  СтоляренкоЛ.Д.,ЛавриненкоВ.Н. «Основыпсихологии».                            Ростов-на-Дону-99.
10. ТимченокН.М.«Искусстводеловогообщения». Харьков,РИП-92.
ЯрошевскийМ.Г.,ПетровскийА.В. «Историяпсихологии

Введение
 
    Определениеэмоций ичувств. Когдавы наблюдаетевосход солнца,читаете книгу,слушаетемузыку, ищетеответ навозникшийвопрос илимечтаете обудущем, то,наряду сразнымиформамипознавательнойдеятельности,выпроявляетесвоеотношение кокружающемумиру.Читаемаякнига,выполняемаяработа могутвас радоватьили огорчать,вызыватьудовольствиеилиразочарование.Радость,грусть, боязнь,страх,восторг,досада — эторазнообразныечувства иэмоции. Они — одноизпроявленийотражательнойпсихическойдеятельностичеловека.«Воздействиявнешнегомира начеловеказапечатлеваютсяв его голове,отражаются вней в видечувств, мыслей,побуждений,проявленийволи...» —отмечает      Ф.Энгельс.
    Еслив восприятии,ощущениях,мышлении и представленияхотражаютсямногообразныепредметы иявления, ихразличныекачества исвойства,всевозможныесвязи изависимости,то в эмоцияхи чувствахчеловекпроявляетсвоеотношение к содержаниюпознаваемого.
    Чувстваи эмоциизависят отособенностейотражаемыхпредметов.Междучеловеком и окружающиммиромскладываютсяобъективныеотношения,которые становятсяпредметомчувств
иэмоций.
    Вэмоциях ичувствахпроявляетсятакже удовлетворенностьилинеудовлетворенностьчеловекасвоимповедением,поступками, высказываниями,деятельностью.
   Чувстваи эмоции несуществуют,вне познанияидеятельностичеловека. Онивозникают впроцесседеятельностии влияют наеепротекание.
 Источникамиэмоций ичувствслужат объективносуществующиепредметы иявления, выполняемаядеятельность,изменения,происходящиев нашейпсихике иорганизме. Вразное времязначимостьодних и техже предметовбываетнеодинакова.Стакан воды,выпитый дляутоления жажды,приноситудовольствие.Если жезаставитьпить водучеловека, неиспытывающегожажды, томожетвозникнутьпереживаниенеудовольствия,раздражения.Приятнопослушать музыку,но есликонцертзатягиваетсяслишкомдолго, топритупляютсяпереживанияи наступаетутомление.
    Своеобразиеэмоций ичувствопределяетсяпотребностями,мотивами,стремлениями,намерениямичеловека,особенностямиего воли,характера. Сизменением какого-либоиз этихкомпонентовменяется отношениек предметупотребности.В этом проявляетсяличностноеотношениечеловека кдействительности.
    Мирчувств иэмоций оченьсложен имногообразен.Тонкость егоорганизациии многогранностьвыражениянередко неосознаютсясамимчеловеком.Сложность психическогоанализаиспытываемыхчувствобъясняетсятакже тем,чтоотношение к
предметами явлениямзависит оттой познавательнойдеятельностиили волевойактивности,которуюпроявляетличность.
   Всемизвестно, кактруднобываетрассказать освоих чувствах,выразитьпереживанияв речи.Подбираемыесловакажутсянедостаточнояркими и неверноотражающимиразличныеэмоциональныесостояния иих оттенки.
   Удовлетворениеилинеудовлетворениепотребностейпорождает у человекаспецифическиепереживания,приобретающиеразличныеформы: эмоций,аффектов,настроений,стрессовых состояний,и собственночувств.
1. Эмоции
 
 "Эмоции(от лат. emovere — возбуждать,волновать) — особый класспсихическихпроцессов исостояний,связанных синстинктами,потребностямии мотивами,отражающих вформе непосредственногопереживания(удовлетворения,радости,страха и т.д.)значимостьдействующихна индивидаявлений иситуаций дляосуществленияегожизнедеятельности.Сопровождаяпрактическилюбыепроявленияактивностисубъекта,эмоциислужат однимиз главныхмеханизмоввнутреннейрегуляции психическойдеятельностии поведения,направленныхнаудовлетворениеактуальных потребностей"[1]
    Подэмоциямиподразумеваютсубъективныереакцииживотных ичеловека навнутренние ивнешниераздражения,проявляющиесяв видеудовольствияилинеудовольствия,страха,гнева, тоски,радости,надежды,грусти и такдалее.
   Термин«эмоция»употребляетсяв разных смыслах,например:
1)   дляобозначениясубъективныхощущений,которыеможно изучатьтолько путёмнепосредственногосамонаблюдения(интроспекции);
2)   дляобозначенияэкспрессивныхпроявленийпринаблюденииза другимиособями;
3)   дляописаниясложногоповедениятипа драки,побега и такдалее.
Благодаряэмоциональномувозбуждениюсоздаётсяэмоциональнаяокраскатекущегоповедения,происходитсубъективнаяоценка ситуации.
    Еслиэмоциюрассматриватькак формуотражениядействительности,как процесс,регулирующийотношениясубъекта свнешней средой,топсихическоеифизиологическоев эмоцияхвыступаеткак двестороныединойнервнойдеятельности.
    Вэмоциях естьсубъективное,но нет идеального,ибо внешниймиротражаетсяне в виде образов,а в видепереживанийсубъективныхсостояний.
    Наопределённомэтапеэволюциивозникновениеощущенийобогащаетсясвойствамипереживаемостии возникаетто, чтоименуютсубъективным.Отражениепсихикойвнутреннегосостоянияорганизма ввидесубъективныхпереживанийслужитпредпосылкойвозникновениясубъективныхобразов.
    Черезэмоции каксистемусигналовчеловекузнает опотребностнойзначимостипроисходящего.Эмоции могутбыть положи­тельными,связанные спереживаниемприятного, иотрицательны­ми,когдапереживаетсянеприятное;стеническими,повышающимиактивностьличности, иастеническими,снижающимиееактивность.
    Эмоцииподразделяютсянаэмоциональныйтон ощущений,эмоции вузком смыслеслова (о чемговорилосьвыше), ичувства. Не­которыеавторы в этотже ряд ставяти аффекты.Эмоциональныйтон ощущений- этонепосредственныепереживания,сопровожда­ющиеотдельныеощущения(например,температурные,вкусовые,слуховые) ипобуждающие субъектак ихсохранениюилиустранению.Чувство —отражение всознаниичеловека егоотношений кдействительности,которыевозникаютприудовлетворенииилинеудовлетворениивашихпотребностей.
2. Основныеформыпротеканияэмоциональныхреакций.
    Эмоциональныесостояниярегулируютход протеканияпсихическихиорганическихпроцессов.Внешняяэмоциональнаяэкспрессияразвилась изакрепиласьв эволюции“как средствооповещенияобэмоциональномсостоянии индивидавовнутривидовоми межвидовомобщении… Увысшихживотных, иособенно учеловека,выразительныедвижениястановятсятонкодифференцированнымязыком, спомощьюкоторогоиндивидыобмениваютсяинформациейкак о своемсостоянии,так и о том,что происходитвокруг”. Вэтомвысказыванииподчеркнутаеще одна рольэмоций —коммуникативная.Они, по сутидела, явилисьдля человекапервым“языком”,которым онначалпользоватьсяв общении ссебеподобными.Этот язык,как показываютмногочисленныенаблюдения,вполнедоступен ивысшимживотным.
   Самаястарая попроисхождению,простейшая инаиболеераспространеннаясреди живыхсуществформаэмоциональныхпереживаний—этоудовольствие,получаемоеотудовлетворенияорганическихпотребностей,инеудовольствие,связанное сневозможностьюэто сделатьпри обострениисоответствующейпотребности. Практическивсеэлементарныеорганическиеощущенияимеют свойэмоциональныйтон. О теснойсвязи,котораясуществуетмеждуэмоциями идеятельностьюорганизма,говорит тотфакт, что всякоеэмоциональноесостояниеобычно сопровождаетсямногимифизиологическимиизменениямиорганизма.
    Попыткисвязать этиизменения соспецифическимиэмоциямипредпринималисьнеоднократнои былинаправленына то, чтобыдоказать, чтокомплексыорганическихизменений,которыесопровождаютразличныесубъективнопереживаемыеэмоциональныесостояния,различны.Однако четко установить,какие изсубъективноданных намкак неодинаковыеэмоциональныепереживаниякакимиорганическимиизменениямисопровождаются,так и неудалось.
Этообстоятельствоявляетсясущественнымдляпониманияжизненнойроли эмоции.Оно говорит отом, что нашисубъективныепереживанияне являютсянепосредственным,прямымотражениемсобственныхорганическихпроцессов. Сособенностямипереживаемыхнамиэмоциональныхсостояний связанывероятно нестолькосопровождающиеихорганическиеизменениясколько возникающиепри этомощущения.
    Темне менее,определеннаязависимостьмеждуспецификойэмоциональныхощущений иорганическимиреакциями всежесуществует.Онавыражается ввиде следующей,получившейэкспериментальноеподтверждениесвязи: чемближе кцентральнойнервнойсистемерасположенисточник органическихизмене” несвязанных сэмоциями, ичем меньше внемчувствительныхнервныхокончаний, темслабеевозникающеепри томсубъективноеэмоциональноепереживание.Кроме того, искусственноепонижениеорганическойчувствительностиприводит кослаблению силыэмоциональныхпереживаний.
    Основныеэмоциональныесостояния,которыеиспытываетчеловек,делятся насобственноэмоции,чувства иаффекты.

3. Аффект.
    Аффекты-сильные иотносительнократковременныеэмоциональныепереживания,сопровождаемыерезковыраженнымидвигательнымии висцеральнымипроявлениями.Аффектыразвиваются вкритическихусловиях приневозможностисубъектанайтиадекватныйвыход из опасных,чаще всегонеожиданновозникшихситуаций. Учеловекааффектымогутвызыватьсяне толькофакторами,затрагивающимиегофизическоесуществованиеи связаннымис егобиологическимипотребностямииинстинктами,но и нарушениемегосоциальныхотношений,напр. несправедливостью,оскорблением.
   Аффект-эмоциональноепереживание,протекающеес большой ирезковыраженнойинтенсивностью.Особенностиаффекта: а)бурноевнешнеепроявление;б)кратковременность;в)безотчетностьповедениячеловека вовремяаффекта; г)диффузностьпереживания(аффектзахватывает личностьцеликом, ееум, чувства иволю).
   Развитиеаффектахарактеризуетсяразличнымистадиями,сменяющимидруг друга.Охваченныйаффективнойвспышкойярости,ужаса, растерянности,дикоговосторга,отчаяния, человекв разныемоментынеодинаковоотражает мир,различнымобразомвыражаетсвоипереживания,в разной меревладеетсобой ирегулируетсвоидвижения.
    Вначалеаффективногосостояниячеловек неможет недумать опредметесвоего чувстваи о том, чтосвязанно сним, невольноотвлекаясьот всегопостороннего,даже практическиважного.
    На дальнейшихстадияхаффекта, еслиони наступают,человекутрачиваетконтроль надсобой,совершая ужебезрассудныедействия, которыепозднеебудет стыдновспоминать.
   Можносказать, чтоаффект плохили хорош в зависимостиот того,какое чувствопереживаетсячеловеком инасколькочеловеквладеет собойприаффективномсостоянии.
4. Стресс.
   Стресс — состояниепсихическогонапряжения,возникающееу человека впроцесседеятельностив наиболеесложных,трудныхусловиях каквповседневнойжизни, так ирои особыхобстоятельствах,например, вовремя космическогополета.Понятие«стресс»было введеноканадскимфизиологомГ.Селье (1936) при описанииадаптационногосиндрома.Стресс можетоказыватькакположительное,так и отрицательноевлияние надеятельность,вплоть до ееполнойдезорганизации,что ставит передисследователямизадачуизучения адаптациичеловека ксложным (такназываемым,экстремальным)условиям, атак жепрогнозированияегоповедения вподобныхусловиях.
   Эмоциональныйстрессявляетсякомплекснымпроцессом,включающимфизиологическиеи психологическиекомпоненты.
   Стрессорамимогут бытькакнеожиданные, неблагоприятныевоздействия:опасность, боль,страх,угроза, холоди т. д. Такжестрессорамимогут быть нетолькосильные реальнодействующиепсихическиеи физическиераздражители,но ивоображаемые,напоминающиео горе, угрозе,страхе,страсти.
    Действие стресса можетбытьусиливающимсяили ослабляющимся,положительнымилиотрицательным,последнийвстречаетсячаще.
    Основныечерты стресса:
1)стресс — состояниеорганизма,его возникновениепредполагаетвзаимодействиемеждуорганизмом исредой;
2)стресс —болеенапряженноесостояние,чем обычноемотивационное;оно требуетдля своеговозникновениявосприятияугрозы;
3)явлениястресса имеютместо тогда,когданормальнаяадаптивная реакциянедостаточна.
 
5. Настроение.
    Настроение- более илименееустойчивоеэмоциональноесостояниечеловека,окрашивающеев течениенекотороговремени всеегопереживания.                                                                                                                                                                                  
    Вомножествеэмоциональных,в широкомсмыслепроцессов,выделяютособый видсобственноэмоций. Вотличие отаффектов онимогут слабопроявлятьсявнешне. Ониимеютотчетливовыраженныйситуативныйхарактер. …Собственноэмоции находятсяв иномотношении кличности исознанию, чемаффекты:первыевоспринимаютсясубъектомкаксостояниямоего «Я»,вторые — как состояниепроисходящее«во мне». Этоотличие явно,когда эмоциивозникаюткак реакцияна аффект,напр. когдачеловектревожится,что его можетохватитьпаническийстрах, стыдитсяпроявленногогнева и т.п.
   Настроение— это самоераспространенноеэмоциональноесостояние,характеризующеесяслабойинтенсивностью,значительнойдлительностью,неясностью и“безотчетностью”переживаний.
    1)органическиепроцессы(болезнь,утомлениесоздаютпониженноенастроение;здоровье,полноценныйсон,физическаяактивностьподнимаютнастроение);
    2)внешняясреда (грязь,шум, спертыйвоздух, раздражающиезвуки,неприятнаяокраска помещенияухудшаютнастроение;чистота, умереннаятишина,свежийвоздух,приятнаямузыка, соответствующаяокраскапомещенияулучшают настроение);
    3)взаимоотношениямежду людьми(приветливость,доверие итакт состороныокружающих делаютчеловекабодрым ижизнерадостным;грубость,безразличие,недоверие ибестактностьугнетаютнастроение);
    4)мыслительныепроцессы(образныепредставления,в которыхотражаютсяположительныеэмоции,создаютподъем внастроении;образы,связанные сотрицательнымиэмоциями, угнетаютнастроение).
6. Чувства.
  Чувства- устойчивыеэмоциональныеотношениячеловека кявлениямдействительности,отражающиезначенияэтих явленийв связи с егопотребностямии мотивами;высшийпродукт развитияэмоциональныхпроцессов вобщественныхусловиях.Порождаемыемиром объективныхявлений, т.е.имеющиестрогопричинно-обусловленнуюприроду,чувства такили иначесубъективны,посколькуодни и те жеявления дляразных людеймогут иметьразличноезначение.
  Чувстваотражаютотношениечеловека к объектуегоустойчивыхпотребностей,котороезакреплено внаправленииего личности.
    Чувстваносятотчетливовыраженныйпредметныйхарактер, т.е.непременносвязаны с некоторымконкретнымобъектом(предметом, человеком,событиемжизни и т.п.)
    Одно и тоже чувствоможетреализоватьсяв различныхусловиях. Этообусловленосложностьюявлений,многогранностьюи множественностьюих связейдруг сдругом.Например,чувстволюбвипорождаетспектрэмоций: радости,гнева, печалии т.д.
    Вотечественнойпсихологииподчеркиваютсядва аспекта: аспектотражения — эмоции(чувства)являютсяспецифическойформойотражениязначенияобъектов длясубъекта; аспектотношения — эмоции(чувства)являютсяформойактивногоотношениячеловека кмиру.
   «Простейшаяформа эмоций- так называемыйэмоциональныйтон ощущений-непосредственныепереживания,сопровождающиеотдельныежизненноважныевоздействия(напр.вкусовые,температурные,болевые) ипобуждающиесубъекта к ихсохранениюилиустранению»
7. Основныехарактеристикии функциичувств.
 
    Страсть— сильное,стойкое,всеохватывающеечувство,доминирующеенад другимипобуждениямичеловека иприводящее ксосредоточениюна предметестрасти всехего устремленийи сил[2]
    Любовь.Существуетмножествоустойчивыхчувств, захватывающихвсе помыслы истремленияличности ихарактеризующихее эмоциональнуюсферу. Любовь– одно изважнейшихсобственночеловеческихустойчивыхчувств. Вширокомзначениилюбовь – этовысокаястепеньэмоционально-положительногоотношения,выделяющегоего объектсреди других.В узкомсмысле любовь – этоотносительноустойчивоечувствосубъекта,физиологическиобусловленноесексуальнымипотребностями.[3]
    Тревожностьможнорассматриватькак реакциюна неопределеннуюситуацию,потенциальнонесущую всебе угрозу,опасность. Иногдаслабаятревогаиграет рольмобилизующегофактора,проявляясьбеспокойствомза исходдела, онаусиливаетчувствоответственности,т.е.выступаетдополнительныммотивирующимфактором, вдругихслучаях можетдезорганизоватьповедение.Посколькупричины тревогичастонеизвестны,интенсивностьэмоциональныхреакцийможет бытнепропорциональновысокой посравнению среальнойопасностью.Еслитревожность — эмоциональноепроявлениенеуверенностив будущем, то беспечность — проявлениеизбыточнойуверенности.Онавозникает вситуации,когда успехеще не достигнут,носубъективнопредставляетсягарантированным.Отчаяние — эмоциональноепроявлениеуверенностив неуспехедействия,котороенеобходимосовершить. Надеждана этой шкалезанимаетпромежуточноеположение междутревожностьюибеспечностью,а страх — междубеспечностьюи отчаянием.
 
8. Видычувств
 
    Чувствав отличие отэмоцийхарактеризуютсяосознанностьюипредметностью.Выделяютнизшиечувства-переживанияи высшие чувства-переживания.Различаюттри группычувств:нравственные,эстетическиеи интеллектуальные(познавательные)2.
    Нравственныечувстваотражаютотношениечеловека ктребованиямморали.Система нравственныхчувствроссийскогочеловекасостоит изчувствасправедливости,чести, долга,ответственности,патриотизма,солидарности.Нравственныечувстватесносвязаны смировоззрениемчеловека, егоубеждениями,помыслами,принципамиповедения.
   Эстетическиечувствавозникают улюдей в результатепереживаниякрасоты илибезобразиявоспринимаемыхобъектов,будь тоявлениеприроды,произведенияискусстваили люди, атакже ихпоступки идействия. Восновеэстетическихчувств лежитврожденнаяпотребностьчеловека в эстетическомпереживании.Постоянносопровождаячеловеческуюдеятельность,эстетическиечувствастановятсяактивнымидвигателямичеловеческогоповедения.
   Интеллектуальныечувствасвязаны спознавательнойдеятельностьючеловека. Онивозникают впроцессеосуществлениягностическойиисследовательскойдеятельности.Из всегомногообразияинтеллектуальныхчувствосновнымисчитаются чувствоясности илинечеткостимысли, удивления,недоумения,догадки,уверенностив знании,сомнения.
    Интеллектуальныечувства,обладаядвижущейсилойчеловеческогопознания,усиливаютпородившиеихпотребностик познанию,стимулируютэмоциичеловека.

9. Воля.
    Человек– этобездушныймеханизм, дотех пор, покав егодействиях непоявитсяволя, нечто наиболеетеснымобразомсвязанное с человеческойсамостью,его духовнымначалом.Человекничем не отличаетсяот умного ихорошовыдрессированногоживотного,пока неиспользуетсвою волю[1].
    «Воля,способностьк выбору целии внутреннимусилиям,необходимымдля ееосуществления.Воля — специфическийакт, несводимый ксознанию идеятельностикак таковой.Не всякоесознательноедействие,дажесвязанное с преодолениемпрепятствийна пути кцели, являетсяволевым:главное вволевом актезаключаетсяв осознанииценностнойхарактеристикицелидействия, еесоответствияпринципам инормамличности. Длясубъектаволи характернонепереживание«я хочу», апереживание«надо», «ядолжен».Осуществляяволевое действие,человекпротивостоитвласти актуальныхпотребностей,импульсивныхдействий. Посвоейструктуреволевоеповедение распадаетсяна принятиерешения и егореализацию.Принесовпадениицеливолевого действияи актуальнойпотребностипринятие решениячастосопровождаетсяборьбоймотивов (актвыбора)»[4]
     «Подволейпонимаютспособностьиндивида ксознательнойорганизациисвоейдеятельностии поведения,направленнойнапреодолениетрудностейпри достижениипоставленныхцелей.Другимисловами, этоспособностьвластвоватьнад собой, своимичувствами,желаниями,действиями»
    «Волякакспособностьскладываетсяиз способностиприниматьрешение испособностиего реализовывать.Возможностьинеобходимостьпринятиярешенийсопровождаетчеловека всюжизнь.«Человек – этосущество,которое всегдаможетсказать «нет»своимвлечениям икоторое недолжновсегдаговорить им«да» и «аминь»» [5]
10. Особенностиволи.
 
    Науровнеличностипроявлениеволи находитсвоевыражение втакихособенностяхкак сила воли(степеньнеобходимоговолевогоусилия длядостиженияцели),настойчивость(умение человекамо­билизоватьсвоивозможностидля длительногопреодолениятрудно­стей),выдержка(умениетормозитьдействия,чувства,мысли, ме­шающиеосуществлениюпринятогорешения),энергичностьи др. Это — первичные(базовые)волевыеличностныекачества,определя­ющиебольшинствоповеденческихактов.
    Существуюти вторичные,развивающиесяв онтогенезепоз­же, чемпервичные,волевыекачества:решительность(умение при­ниматьи претворятьв жизньбыстрые,обоснованныеи твердые ре­шения),смелость(умениепоборотьстрах и идтинаоправданныйриск ради достиженияцели,несмотря наопасностидля личногоблагополучия),самообладание(умениеконтролироватьчувствен­нуюсторонусвоейпсихики иподчинятьсвоеповедениерешениюсознательнопоставленныхзадач),уверенностьв себе. 
    Ктретичнымследуетотнестиволевые качества,теснейшимобразомсвязанные снравственными:ответственность(качество,характеризующееличность сточки зрениявыполненияею нрав­ственныхтребований),дисциплинированность(сознательноеподчинениесвоегоповеденияобщепринятымнормам,установлен­номупорядку),принципиальность(верностьопределеннойидее вубеждениях ипоследовательноепроведениеэтой идеи вповеде­нии),обязательность(умениедобровольновозложить насебя обя­занностии выполнитьих). К этой жегруппеотносятсякачестваволи,связанные сотношениемчеловека к труду:деловитость,инициативность(умениеработатьтворчески,предпринимаяпо­ступки пособственномупочину),организованность(разумноепланированиеиупорядочениесвоеготруда),исполнительность(старательность,выполнение всрок порученийи своихобязаннос­тей)и т. д.Третичныекачестваволи обычно формируютсятолько кподростковомувозрасту, т. е.моменту,когда ужеимеется опытво­левыхдействий.
11. Структурыволевогоакта.
    Всякое /> волевое действие-целенаправленноедействие.Втрадиционнойпсихологииволя либорассматриваласькак самодовлеющийисточникчеловеческойактивности,обуславливающийнезависимостьповедения отобъективныхпричин, либоотрицаласьвовсе путемсведения её кдругимпсихическимпроцессам/> Волевое действиеможетреализовыватьсяв более простыхи болеесложныхформах. Впростом /> волевом актепобуждение кдействию, направленноена более илименееосознанную цель,почти всегдапереходит в действие,непредваряемоесколько-нибудьсложным и сознательнымдлительным /> процессом;сама цель невыходит запределыситуации, выполняютсяпривычныедействия,которые производятсяавтоматически,как только данимпульс.
   Длясложного /> волевого акта существенното, что междуимпульсом идействиемвклиниваетсяопосредующийдействиесложныйсознательный/> процесс.Действиюпредшествуетучет егопоследствийи осознаниеего мотивов,принятиерешения,возникновениенамерения егоосуществить,составлениеплана для егоосуществления.
   В сложном /> волевом действииможновыделить 4основныхстадии:
1)возникновениепобуждения ипредварительнаяпостановкацели;
2) стадияобсуждения иборьбамотивов;
3) решение;
4) исполнение.
    Основнымичастями /> волевого /> процесса являютсяисходная изавершающаяфазы — явноеосознаниецели инастойчивость,твердость веёдостижении.Основа /> волевого действия — целеустремленная,сознательнаядейственность.
/>/> Волевое действие несводитсялишь к соотношениюидей, представлений,сознания идвигательныхреакцийорганизма, /> волевое действиезаключает всебе отношение- реальное иидеальное — субъекта к объекту,личности.
12. Динамикаволевыхусилий.
    Основныепризнакиволевыхусилий:
а)приложениеусилий для выполненияволевогоакта;
б)наличиепродуманногопланаосуществленияповеденческогоакта;
в)усиленноевнимание ктакомуповеденческомуакту иотсутствиенепосредственногоудовольствия,получаемогов процессе ив результатеегоисполнения;
г)нередкоусилия волинаправленыне только напобеду над обстоятельствами,сколько напреодоление самогосебя.
    Внастоящеевремя впсихологическойнауке нетединойтеории воли,хотя многимиучеными ипредпринимаютсяпопыткиразработатьцелостноеучение о волес его терминологическойопреде­ленностьюиоднозначностью.Видимо, такоеположение сизучениемволи связанос ведущейсяеще с начала XXвека борьбоймежду ре­активнойи активнойконцепциямиповедениячеловека. Дляпервойконцепциипонятие волипрактическине нужно, ибоеесторонникипредставляютвсе поведениечеловека какреакциичеловека навнешние ивнутренниестимулы.Сторонникиже активнойконцеп­циичеловеческогоповедения,которая в последнеевремястановитсяведущей,поведениечеловекапонимают какизначальноактивное, асамогочеловеканаделенным способностьюксознательномувыбору формповедения.
    Динамикаволевыхусилийхарактеризуетсясостояниемопти­мальноймобилизованностиличности,потребногорежимаактивнос­ти,концентрациейэтойактивности внеобходимомнаправлении.
    Главнуюпсихологическуюфункцию волисоставляетусиле­ниемотивации исовершенствованиена этойосноверегуляциидей­ствий.Этим волевыедействияотличаются отимпульсивных,т. е. действий,совершаемых непроизвольноинедостаточноконтролиру­емыхсознанием.
Вывод
    Человекне толькопознает действительностьв процессахвосприятия,памяти,воображенияи мышления,но и вместе стем и относитсятак или иначек тем илииным фактамжизни,испытываетте или иныечувства по отношениюк ним. Такоевнутреннееличноеотношениеимеет своимисточникомдеятельностьи общение, вкоторых оновозникает, изменяется,укрепляетсяили угасает.
    Переживаниечувствавыступаеткак особоеиспытываемоесубъектомпсихическоесостояние,где восприятиеи пониманиечего-либо,знание очем-либовыступает вединстве сличным отношениемквоспринимаемому,понимаемому,известномуилинеизвестному.Во всехслучаяхговорят опереживаниичувства какособом эмоциональномсостояниичеловека.  Впсихологиисложилосьпредставление,согласнокоторомуэмоциональныесостоянияопределяютсякачеством иинтенсивностьюактуальнойпотребностииндивида иоценкой,которую он даетвероятностиееудовлетворения.Этот взглядна природу ипроисхождениеэмоций получилназваниеинформационнойконцепцииэмоций.Сознавая илине сознавая,человексопоставляетинформацию отом, чтотребуетсядляудовлетворенияпотребности,с тем, чем онрасполагаетв момент еевозникновения.
  Важнейшейхарактеристикойэмоциональныхсостоянийявляется ихрегулятивнаяфункция.Возникающиеу человекапереживаниявыступают вроли сигналов,информирующихчеловека отом, как идет унего процессудовлетворенияпотребностей,с какого родапрепятствиямион сталкивается,на что надообратитьвнимание.
  Эмоции сигнализируютоблагополучномили неблагополучномразвитиисобытий, обольшей или меньшейопределенностиположениясубъекта всистеме егопредметных имежличностныхотношений иобеспечиваеттем самым регулирование,отладку егоповедения вусловияхобщения и деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.