Реферат по предмету "Психология"


Эксперимент Милграмма

Эксперимент Милграмма
Предположим,что, перелистывая газету, вы обращаете внимание на объявление, в ко­торомсообщается, что для участия в эксперименте по изучению влияния наказания на па­мять,который проводится факультетом психологии близлежащего университета, требуютсядобровольцы.
Предположим далее, что вы, находя идею подобного экспериментаинтригующей, вступаете в контакт с руководителем проекта, профессором СтэнлиМилграммом, и договари­ваетесь с ним о том, что придете в лабораторию назанятие, рассчитанное на час. Когда вы заходите в помещение, вы видите двухмужчин. Один является исследователем, ответствен­ным за проведениеэксперимента, о чем свидетельствуют серая лабораторная куртка, в кото­рую онодет, и папка, которую он держит в руках. Другой мужчина является добровольцем,как и вы сами, и выглядит средним во всех отношениях.
После обмена приветствиями и любезностями исследователь начинаетобъяснять, с какой целью проводится эксперимент. Он говорит, что хочетвыяснить, как наказание дейст­вует на память.
Такимобразом, один участник получит задание учить пары слов из длинного списка дотех пор, пока он не запомнит каждую пару; этот человек будет играть рольУчащегося. Работа другого участника будет заключаться в проверке памятиУчащегося и в применении по отношению к нему все более сильного электрическогоразряда в качестве наказания за каждую совершенную им ошибку; этот человекбудет играть роль Учителя.
Естественно, услышав такое, вы начинаете немного нервничать. У васпоявляется со­всем уж дурное предчувствие, когда после вытягивания жребия выобнаруживаете, что вам отводится роль Учащегося. Вы не предполагали, чтоисследование будет связано с болью, и поэтому просто решаете уйти. «Но нет, — думаете,вы затем, — уйти я смогу в любой мо­мент. Может быть, электрический разряд небудет слишком сильным».
Послетого как вам предоставляется возможность запомнить словесные пары, ис­следовательпривязывает вас ремнями к креслу и прикрепляет к вашей руке электроды. Вы снованачинаете волноваться и спрашиваете, насколько опасной является даннаяпроцедура. Ответ исследователя вас, но успокаивает; он говорит, что, хотядействие тока может быть крайне болезненным, электрический разряд не вызовет«никаких необратимых изменений в тканях организма».
Послеэтого исследователь и Учитель оставляют вас одного и уходят в другую комна­ту.Учитель начинает задавать вам вопросы, используя систему двустороннейдистанцион­ной связи, и наказывает вас электрическим разрядом за каждыйнеправильный ответ.
Помере того как испытание продвигается, вы начинаете понимать, по какому прин­ципудействует Учитель. Он задает вопрос и ждет вашего ответа. Всякий раз, когда выоши­баетесь. Учитель сначала сообщает вам о том, какова будет мощностьэлектрического разря­да, а затем нажимает на нужную кнопку. Хуже всего то, чтос каждой вашей ошибкой на­пряжение возрастает на I5 вольт.
Перваячасть испытания проходит благополучно. Действие тока неприятно, но тер­пимо.Однако по мере тою как ваши ошибки накапливаются, электрический разряд начинаетпричинять достаточно сильную боль. Боль мешает вам сосредоточиться;соответственно, ко­личество сделанных вами ошибок увеличивается и, какследствие, боль становится еще более сильной. При применении напряжения 75,90 и105 вольт вы вскрикиваете от боли. 120 вольт заставляют вас кричать черезсистему двусторонней связи, что вы испытываете сильную боль. Вы со стономвыдерживаете еще один электрический разряд и решаете, что больше не можетевыносить это мучение. После того как Учитель увеличивает напряжение до 150вольт, вы орете через систему двусторонней связи: «Все! Заберите меня отсюда!Заберите меня отсюда, пожалуйста! Выпустите меня!»
Имеете того чтобыосвободить вас, Учитель задает вам новый вопрос. Удивленный и сбитый с толку,вы бормочете первое, что приходит в голову. Ответ, разумеется, неправиль­ный, иУчитель увеличивает напряжение до 165 вольт. Вы пронзительно кричите и требуете,чтобы Учитель прекратил издеваться над вами и выпустил вас. Он игнорирует вашетребова­ние и переходит к следующему вопросу теста, на который вы, конечно, нев состоянии пра­вильно ответить. За ошибкой следует ужасное наказание. Выбольше не можете сдерживать­ся; боль теперь настолько сильна, что заставляетвас корчиться и вопить. Вы колотите нога­ми по стене, требуете освобождения,умоляете Учителя помочь вам. Однако Учитель про­должает задавать вопросы, как ипрежде, и так же продолжает увеличивать напряжение до 195, 210, 225, 240. 255,270. 285. 300 вольт. Вы осознаете, что скоро, вероятно, не сможете правильноотвечать на вопросы, и поэтому кричите Учителю, что больше не будете отвечатьна них. Ничего не меняется; Учитель трактует отсутствие ответа как неверныйответ и посы­лает новую молнию. Тяжелое испытание продолжается до тех пор, покавы не теряете созна­ние. Вы больше не можете ни кричать, ни бороться. Вы толькоможете чувствовать каждый раз жуткую боль. Может быть, думаете вы, ваша полнаябездеятельность заставит Учителя остановиться, ведь теперь нет смысла впродолжение эксперимента. Но Учитель безжалост­но продолжает выкрикиватьвопросы теста. Напряжение достигает 400 вольт. «Что же это за человек? —размышляете вы в растерянности. — Почему он не помогает мне? Почему он неостанавливается?»
Давящая власть авторитета.
Фактически Милграмм начал свои изыскания, чтобы понять, какнемецкие граждане могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей вконцентрационных лагерях в годы нацистского господства. После отладки своихэкспериментальных методик в Соеди­ненных Штатах Милграмм планировал отправитьсяс ними в Германию, жители которой, как он был уверен, весьма склонны кповиновению.
Однакопервый же проведенный им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимент яснопоказал, что он может сэкономить деньги и заниматься научными изысканиями рядомс домом. «Я обнаружил столько повиновения, — сказал Милграмм, — что не вижунеобходимости проводить этот эксперимент в Германии».
Большинству из вас описанный выше сценарий наверняка напомнилстрашную сказку или дурной сон. Однако для того чтобы осознать, насколько этотсценарий кошмарен, вам следует понять, что в большинстве аспектов он реален.
Участники, игравшие роль Учителя, были готовы «бить» электрическимтоком бью­щегося, хрипло кричащею, молящего о пощаде человека — Учащегося.Проводившийся Милграммом эксперимент отличался от описанного выше только однойдеталью. Никаких электрических разрядов ни самом деле не было;
Учащийся, моливший о милосердии и освобождении, терзаемый болью,не был дей­ствительным испытуемым — это был актер, который притворялся, чтострадает от шока. Следовательно, действительная цель исследования Милграмма неимела ничего общего с изу­чением влияния наказания на память. Милграммаинтересовал совершенно иной вопрос: сколько страданий готовы причинитьобыкновенные люди совершенно невинным другим людям, если подобное причинениеболи является их рабочей обязанностью?
Ответ на этот вопрос не может не вызывать тревоги. Учителя, былиготовы причинить Учащимся столько боли, сколько могли.
Вместо того чтобы сжалиться над жертвой, около двух третейиспытуемых в экспе­рименте Милграмма продолжали увеличивать напряжение (до 450вольт) до тех пор, пока ис­следователь не отдавал распоряжение закончитьэксперимент.
Однако еще большую тревогу вызывает то, что почти никто из 40участвовавших в данном эксперименте испытуемых не отказался играть рольУчителя, когда Учащийся в пер­вый раз начал требовать освобождения; не сделалиони этого и позднее, когда жертва стала молить о пощаде. Более того, дажетогда, когда Учащийся начал отвечать на каждый элек­трический разряд отчаяннымвоплем, испытуемые-Учителя продолжали нажимать на кноп­ки.
Ни один изних не остановился до тех пор, пока не был послан настолько мощныйэлектрический разряд (300 вольт), что жертва стала в отчаянии кричать: «Ябольше не могу отвечать на вопросы!»; причем даже тогда те, кто остановился,составляли явное меньшин­ство.
Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к данномуэксперименту. в том числе самого Милграмма.
Большинствоопрошенных психологов предположили, что таким образом поступят от одного додвух процентов всех испытуемых. Также были опрошены 39 психиатров. Они дали ещеменее верный прогноз, согласно которому только один из тысячи испытуемыхпокажет свою готовность выполнить задание до конца. Следовательно, никто неожидал поразитель­ных результатов, которые были получены.
Как можно объяснитьпроявленную испытуемыми жестокость? Было высказано несколько предположений.
Вотнекоторые из них — все испытуемые были мужчинами, имеющими склонность к агрессивнымдействия:
испытуемыене понимали, насколько сильный вред, не говоря о боли, могли причи­нитьУчащимся столь мощные электрические разряды;
испытуемые были просто моральными уродами, которые наслаждалисьвозможно­стью причинить страдание.
Все эти предположения не подтвердились. Дополнительно проведенныйэксперимент показал, что пол испытуемого не имеет решающего значения;Учителя-женщины вели себя точно так же, как мужчины и первом эксперименте Милграмма.
Вдругом эксперименте изучалось объяснение, согласно которому испытуемые недо­оценивалипотенциальный физический вред, причиняемый ими жертве. Перед началом до­полнительногоэксперимента Учащемуся была дана инструкция объявить, что у него больное сердцеи что оно не выдерживает сильных ударов током: «Все! Выпустите меня отсюда. Яговорил вам, что у меня больное сердце. Мое сердце начинает меня беспокоить. Яотказыва­юсь продолжать. Выпустите меня». Поведение Учителей не изменилось; 65% испытуемых добросовестно выполняли спои обязанности, доводя разряды домаксимума.
Наконец,предположение о том. что испытуемые были садистами, также' было от­вергнуто какнеудовлетворительное. Люди, откликнувшиеся на объявление Милграмма и изъ­явившиежелание принять участие в эксперименте по изучению влияния наказания на па­мять,являлись среднестатистическими гражданами (учитывались их возраст, профессия иобразовательный уровень). Эти люди были вполне нормальны и имели достаточноустойчи­вую психику. Фактически они ничем не Отличались от нас с вами; или. какговорит Милграмм. они и есть мы с вами. Если ученый прав, вопрос, не получившийответа, приобретает личный характер: «Что могло бы заставить нас вести себяподобным образом?»
Милграмм уверен, что знает ответ на этот вопрос. В нас глубокоукоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. По мнениюМилграмма, в проводившихся им экспериментах решающую роль играла неспособностьиспытуемых открыто противостоять «начальнику» — одетому в лабораторный халатисследователю, который приказывал испытуемым выполнять данное пм задание,несмотря на сильную боль, которую они причиняли Учащемуся.
Милграмм приводит веские доказательства, подтверждающие егопредположение. Прежде всего, очевидно, что, если бы исследователь не велелпродолжать эксперимент, испытуемые быстро вышли бы из игры.
Онине хотели выполнять задание и мучились, видя страдания своей жертвы. Испы­туемыеумоляли экспериментатора позволить им остановиться. Когда же он не разрешал имэтого делать, они продолжали задавать вопросы и нажимать на кнопки, но при этомпокры­вались испариной, дрожали, бормотали слова протеста и снова молили обосвобождении жертвы.
Испытуемые так сильно сжималикулаки, что их ногти впивались в ладони; они куса­ли губы до крови: онихватались за голову; некоторые начинали нервно смеяться. Вот что рассказываетчеловек, наблюдавший за ходом эксперимента.
Я видел, как вошел в лабораторию солидный бизнесмен, улыбающийся иуверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал,заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себякулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И, тем не менее,он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно емуповиновался (Milgram, 1963).
Милграмм провел несколько дополнительных экспериментов и врезультате получил данные, еще более убедительно свидетельствующие о верностиего предположения.
Так, в одном случае он внес в сценарий существенные изменения.Теперь иссле­дователь велел Учителю остановиться, в то время как жертва храбронастаивала на том, что­бы Учитель продолжал. Результат говорит сам за себя:100% испытуемых отказались вы­дать хоть один дополнительный электрическийразряд, когда этого требовал всего лишь та­кой же испытуемый, как и они.
В другом случае исследователь и второй испытуемый менялись ролямитаким обра­зом, что привязанным к креслу оказывался экспериментатор, а второйиспытуемый приказы­вал Учителю продолжать (при этом исследователь бурнопротестовал). И вновь ни один ис­пытуемый не прикоснулся к кнопке.
Склонностьиспытуемых к безоговорочному повиновению авторитетам была под­твержденарезультатами еще одного варианта основного исследования. На этот раз Учительоказался перед двумя исследователями, которые отдавали противоречивые приказания;один приказывал Учителю остановиться, когда жертва молила об освобождении, в товремя как другой настаивал на продолжении эксперимента.
Эти противоречивые распоряжения приводили к возникновениютрагикомической си­туации. Испытуемые не успевали переводить взгляд с одногоисследователя на другого. Они просили обоих руководителей действоватьсогласованно и отдавать одинаковые команды. которые можно было бы без раздумийвыполнять: «Погодите, погодите. Один велит остано­виться, другой — продолжать.Что же мне делать?». Когда же исследователи продолжали ссориться друг с другом,растерявшиеся испытуемые пытались определить, кто из них глав­нее.
В конечном итоге каждый испытуемый-Учитель начинал действоватьисходя из своих лучших побуждений и прекращал наказывать Учащегося. Как и вдругих экспериментальных вариантах, такой результат вряд ли имел бы место, еслибы испытуемые являлись садистами или невротическими личностями с повышеннымуровнем агрессивности.
По мнению Милграмма. полученные данные свидетельствуют о наличиинекоего пу­гающего феномена:
«Это исследованиепоказало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормаль­ных взрослых людейидти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета» (Milgram. -1974).
Теперь становится понятной способность правительства,представляющего собой од­ну из форм авторитарной власти, добиваться послушанияот обычных граждан. Авторитеты оказывают на нас очень сильное давление иконтролируют наше поведение. Понаблюдав за корчащимися, потеющими и страдающимииспытуемыми-Учителями в эксперименте Милграмма, может ли кто-либо усомниться всиле власти авторитетов?
Возможно,еще более убедительное свидетельство готовности американского гражда­нинаподчиняться авторитетной команде представляют собой данные, полученные в ходеобщенационального опроса, который был проведен после суда над лейтенантомУильямом Кэйли. Лейтенант Кэйли приказал своим солдатам убить всех жителей — отмладенцев до стариков — вьетнамской деревни Май Лай (Ktlman and Hamilton, 1989). Большинство аме­риканцев (51%)заявили, что если бы им был отдан такой приказ в похожих обстоятельствах, онитакже расстреляли бы всех жителей вьетнамской деревни. Когда экспериментМилграмма был повторен в Голландии. Германии, Испании, Италии, Австрии иИордании, результаты были такими же, как и в Америке.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода
Реферат Особенности возбуждения уголовных дел о вымогательстве
Реферат Место человека в направленной эволюции выбор будущего
Реферат Населення Бессарабії за урядовими переписами другої половини XIX ст. – початку XX ст.: історико-демографічний аналіз
Реферат 123056, гор. Москва, Электрический пер., д. 8, строение 1
Реферат Статистическое наблюдение
Реферат Внешняя политика России первой четверти XIX в.
Реферат Образование Русского централизованного государства в XV-XVI вв.
Реферат Gay Rights To Adoptions Essay Research Paper
Реферат Авиаэскадрилия Нормандия-Неман"
Реферат Экология и селекция сельскохозяйственных животных.doc
Реферат Оценка человека по базовым критериям
Реферат Санча Прованская
Реферат Война в Югославии, март – июнь 1999 года
Реферат Уголовно-правовые отношения, связанные с наказанием в виде конфискации имущества