Реферат по предмету "Психология"


Человеческие потребности

Содержание
Введение
1.   Возникновениепотребностей2.  Характеристика базовых потребностей
3.   Потребности в различныхпериодах человеческой жизни
Заключение
Список литературы

Введение
Потребность –рождена чувством нехватки чего-либо. Психологи говорят, что человек испытываетпотребность, когда он ощущает физиологически или психически недостатокчего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребностив смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности,которые каждый человек может почувствовать[1].
Как писал А. Маршалл,«потребностям и желаниям человека нет числа». Через сто лет соотечественниквеликого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно тоже самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».
Основныепроблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии,границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесновзаимосвязаны.
Внастоящее время основной считается классификация, предложенная американскимпсихологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей:физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признанияи самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическуюструктуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательнов том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в видепирамиды или лестницы потребностей.
Вучебниках по общей экономической теории принято деление потребностей напервичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении,знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже дляотдельного человека в различные периоды его жизни.

1.        Возникновениепотребностей
Формированиечеловеческих потребностей в онтогенезе — развитие форм интенциональностидеятельности — за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, скоторыми происходит связывание биологических потребностей. Существенную рольпри этом имеет подражание, ориентированное на значимых взрослых или референтныегруппы.
Индивид представляет собой интегрированное, организованноецелое. Мотивирован весь человек, а не его часть. Когда человек голоден, он весьголоден: он хочет есть, а не только его желудок.
Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считатьсябазовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям: 1 Ееотсутствие ведет к заболеванию2. Ееналичие предотвращает заболевание3. Еевосстановление излечивает заболевание. 4. Вопределенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитаетудовлетворение именно данной потребности5. Уздорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровнеили функционально отсутствовать.·         Физиологическиепотребности
Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всехчеловеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием:потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде.Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребуетпищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать илиотодвигать на задний план все другие потребности. Физиологические потребностиоказывают мощное влияние на человеческое поведение. Но это происходит только дотех пор, пока они не удовлетворены. Маслоу полагает, что на протяжении своейжизни человек практически всегда желает чего-либо, он является «желающимживотным» и «редко достигает состояния полного удовлетворения, развечто на короткое время. Как только одно желание удовлетворено, на его месте появляетсядругое».·         Потребностив безопасности
Как только физиологические потребности в достаточной мереудовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает какпотребности в безопасности. Поскольку у здорового нормального взрослого они обычноудовлетворены, их легче понять, наблюдая детей или взрослых-невротиков. Детскиепсихологи и учителя обнаружили, что дети нуждаются в предсказуемом мире:ребенок предпочитает постоянство, правильность, определенную рутину. Когда этиэлементы отсутствуют, он начинает испытывать беспокойство и неуверенность.Поэтому свобода в определенных рамках предпочтительнее полной вседозволенности:согласно Маслоу, именно такая свобода необходима для развития у детей хорошейприспособленности к окружающему миру.·         Потребностив зависимости и любви
Когда физиологические потребности и потребности вбезопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви,привязанности и зависимости. Любовь, как понимает ее Маслоу, не должнасмешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чистофизиологическая потребность. Констатирует Маслоу, отсутствие любви подавляетличностный рост и развитие потенциала индивида.
Маслоу говорит: «Любовь требует, чтобы ее и давали, иполучали… Мы должны понимать любовь; мы должны быть способны учиться ей,создавать ее, предсказывать ее, или же мир будет поглощен враждебностью иподозрительностью».·         Потребностив оценке
Маслоу выделил две категории имеющихся у человекапотребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других.Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенности в себе,компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы.Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание,принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка. Маслоусчитает теоретически возможным, что стремление к свободе может относиться кчислу базовых психологических потребностей, но указывает на недостаточностьадекватных научных данных в поддержку этого взгляда.·         Потребностив самоактуализации
Выделение психологической потребности в личностном росте,развитии, в использовании своего потенциала — в том, что Маслоу называетсамоактуализацией, — представляет собой важный аспект его теории человеческоймотивации. Маслоу обнаружил, что потребность в самоактуализации обычнопроявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мереудовлетворены.·         Желаниезнать и понимать
Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровьяявляется любознательность.·         Эстетическиепотребности
Наука о поведении, как правило, игнорировала возможностьтого, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте.Маслоу обнаружил, что, по крайней мере, у некоторых индивидов, эта потребностьочень глубока, а столкновение с уродливым поистине делает их больными. Маслоууказывает, что эстетические потребности связаны с образом своего Я.
Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красотепочти обязательна у здоровых детей. Свидетельства о наличии эстетическихпотребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой культуре, начиная спещерных людей.
2.        Характеристикабазовых потребностей
Базовые потребности обычно обнаруживаются и испытываются вуказанном выше порядке. Однако есть много исключений. Некоторые индивиды,например, могут предпочитать самооценку любви со стороны других. Или, скажем, учеловека, долгое время бывшего безработным, могут притупиться желания,связанные с высшими потребностями, раз ему в течение многих лет приходилосьискать пропитание. У психопатической личности потребности в любви ипривязанности так сильно фрустрированы, что желание любить и получать любовьпотеряно. Есть, конечно, много исторических примеров того, как люди, ставшиемучениками идеи, полностью пренебрегают своими базовыми потребностями[2].
Люди, которым повезло родиться в обстоятельствах, позволившихудовлетворить их базовые потребности, приобретают такой сильный и цельныйхарактер, что могут противостоять фрустрации этих потребностей на протяжениизначительных отрезков времени. Удовлетворение базовых потребностей в раннемвозрасте, особенно в первые два года жизни, очень важно. Как говорит Маслоу:«Люди, ставшие уверенными и сильными в свои ранние годы, склонныоставаться таковыми впоследствии перед лицом различных угроз».
Маслоу предостерегает также против слишком строгого взглядана иерархию потребностей. Не следует полагать, что потребность в безопасностине возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или чтопотребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность вбезопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворенобольшинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенныебазовые потребности. Именно они имеют наибольшее влияние на поведение. Когдапотребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. «Удовлетворенноежелание, — говорит Маслоу, — больше уже не желание».
Люди могут знать или не знать о своих базовых потребностях.«У среднего человека, — пишет Маслоу, — они намного чаще не осознаются,чем осознаются… хотя подходящие методики и искушенные люди могут помочьосознать их». Поведение, как отмечалось выше, является результатомдействия многих сил. Оно может быть результатом не только нескольких базовыхпотребностей, сочетающихся каким-то образом, но также личных привычек, прошлогоопыта, индивидуальных талантов и способностей, а также внешнего окружения. Какуказывает Маслоу: «Если в ответ на стимульное слово „стол“ янемедленно представляю себе образ стола или говорю „стул“, этареакция не имеет отношения к моим базовым потребностям».
Вероятно, только человек, знакомый с предшествующимипсихологическими теориями, в полной мере способен понять, насколькорадикальными были эти идеи для большинства исследователей поведения. Маслоуописывает это как "… крушение устоявшихся, признанных и, казалось,незыблемых законов психологии".
Согласно Маслоу, истина, добро и красота у среднего человеканашей культуры лишь слабо корригируют друг с другом, а у невротика еще слабее.Только у развитого и зрелого человека, у самоактуализирующейся, полностьюфункционирующей личности они корригируют столь сильно, что по отношению ко всемпрактическим целям как бы сливаются. Я бы теперь добавила, что это справедливои для других людей применительно к их пиковым переживаниям.
«Этот результат, если он правилен, находится, — отмечаетМаслоу, — в прямом противоречии с одной из исходных аксиом, руководящих всемнаучным мышлением. Согласно ей, чем более объективным становится восприятие,тем удаленнее оно от ценностей факт и ценность почти всегда рассматривалисьинтеллектуалами как антиномичные и взаимоисключающие».
3.        Потребностив различных периодах человеческой жизни
Условиемвозникновения интеллектуальных и духовных потребностей являетсяфункционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многиеавторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будтопотребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полногоудовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболееизвестных специалистов по маркетингу Ф. Котлер иллюстрирует пирамидуМаслоу следующими рассуждениями жительницы США Бетти Смит, задумавшей купитьдорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованностьБетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти ужеудовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения исоциальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. Азаинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности вуважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Беттихочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятияфотографией».
Изэтой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит,которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует,что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватаеттолько фотокамеры «Никон».
Хотянекоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно,существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты,когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становиласьдоминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей(физиологических, причастности, признания и т.д.), а, по существу, на гранивыживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье ибезопасности.
Опытпоказывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальнойили групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностейсуществования на некотором базовом уровне является необходимым условием формированиявсех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностейдолжны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.
Такимобразом, известные нам схемы классификации не учитывают:
1)всего диапазона потребностей человека;
2)индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей;
3)уровней удовлетворения потребностей;
4)зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.
Чтобыучесть эти факторы, целесообразно, прежде всего, разделить потребности на двавида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.
Полагаю,что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Этоопределяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудьпродолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).
Можновыделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования:1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.
Минимальный уровень удовлетворенияпотребностей существования обеспечивает выживание человека.
Базовый (нормальный) уровеньобеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовныхпотребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так иобъективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считаетсявремя, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище,одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время недолжно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базовогоуровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимымдля различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числунаиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеровобъективно больше, чем у конторского персонала.
Уровнемроскошипредлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностейсуществования выше базового уровня становится самоцелью и / илисредством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскошичеловек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристикасоответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Вебленаи многих других авторов.
Такимобразом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностейсуществования формируются потребности достижения целей жизни, которые,целесообразно дифференцировать на четыре группы:
1)материальные блага для индивидуума и семьи;
2)власть и слава;
3)знания и творчество;
4)духовное совершенствование.
Взависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у однихлюдей после достижения базового уровня удовлетворения потребностейсуществования будет доминировать стремление к максимизации потребленияматериальных благ; у других — к власти и славе; у третьих — к знаниям итворчеству; у четвертых — к духовному совершенствованию.
Иерархия потребностей по А. Маслоу
Самоактуализация
Потребности роста*
(бытийные ценности)
(метапотребности)
истина
красота
жизненность
индивидуальность
совершенство
необходимость
завершенность
справедливость
порядок
простота
полнота
игра
непринужденность
самодостаточность
осмысленность
Самоуважение
уважение других Любовь и принадлежность Безопасность и уверенность
Физиологические
воздух, вода, пища, жилище, сон, секс
Базовые потребности
(дефицитарные потребности)
Внешняя среда
Предпосылки удовлетворения потребностей
Свобода, справедливость, порядок
Вызов (стимуляция)
·         Потребностироста равнозначны (иерархически не упорядочены)
 

Заключение
 
В даннойконтрольной работе я подробно рассмотрела вопрос, связанный с понятиемпотребности на различных этапах человеческой жизни. Из вышесказанного можносделать выводы о том, что:
·         Потребность– рождена чувством нехватки чего-либо. Психологи говорят, что человекиспытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психическинедостаток чего-либо.
·         Принятоделение потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) ивторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такойгруппировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.
·         Хотянекоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно,существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Опытпоказывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальнойили групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностейсуществования на некотором базовом уровне является необходимым условиемформирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификациипотребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.
·         Взависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у однихлюдей после достижения базового уровня удовлетворения потребностейсуществования будет доминировать стремление к максимизации потребленияматериальных благ; у других — к власти и славе; у третьих — к знаниям итворчеству; у четвертых — к духовному совершенствованию.

Списоклитературы
1.  ВыготскийЛ.С. Мышление и речь. — М., 1978
2.  Гиппенрейтер Ю.Б. Введениев общую психологию- М, 1996
3.  Немов Р.С. Психология:Учебник. — Москва: “Просвещение”, 1995
4.   Петровский А.В.«Введение в психологию» — М, 1995
5.   Столяренко Л.Д., Лавриненко В.Н. Основыпсихологии — Ростов-на-Дону, 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.