Реферат по предмету "Психология"


Человек как индивид: индивидуальность, субъект и личность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии
РЕФЕРАТ
на тему: «Человек как индивид:индивидуальность, субъект и личность»
Донецк, 2010 г.

Содержание
Введение…
1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического исоциального в личности
2. Мотивационно-потребностная сфера личности
3. Направленность личности
4. Самосознание личности

Введение
В психологической наукекатегория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубопсихологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этойсвязи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: всепсихические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, нопринадлежат они не этим процессам, а их субъекту –общественному индивиду,личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип,который требует исследовать психические процессы и состояния личности
Но проблема личности впсихологии выступает и как самостоятельная. И при этом в разных планахизучается различными отраслями психологической науки. Важнейшая теоретическаязадача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологическихсвойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность икак личность. Человек рождается на свет уже человеком. Строение телапоявившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения,структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение руки – перспективуиспользования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенецотличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежностималыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличие отдетеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью
В понятии индивидвыражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – это индивид. Но,появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество,он становится личностью. Фундаментальное философское материалистическоеопределение личности было дано К.Марксом. Он определил сущность человека каксовокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, можно толькочерез изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступаетчеловек. Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческоесодержание. Именно из конкретных социально-исторических отношений человеканужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретнуюсущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельностичеловека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Вселюди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства своегообщества, того общества, к которому они принадлежат. Марксистское определениепонятия личности противоположно тем определениям, в которых она выступает какзамкнутая, независимая от мира духовная сущность, недоступная научным методамисследования. Личность не может быть сведена только к совокупности более илименее произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не можетнаходиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений личности сокружающим миром.
В отечественной изарубежной психологической литературе существует большое количество определенийличности, что каждый раз определялось уровнем развития науки илиметодологической позицией автора.

1. Основные подходы кпроблеме соотношения биологического и социального в личности
Тот факт, что понятия«личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяет представить строениеличности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально- психологических свойстви качеств человека. В немарксистских психологических концепциях личность нерассматривается как субъект системы отношений, общественных по своей природе. Сточки зрения их приверженцев достаточно охарактеризовать структуруиндивидуальности и тем самым личность человека будет полностью охвачена иописана, для чего используются специальные личностные опросники. Необходимо,однако, указать, что с помощью этих методов можно описать индивидуальностьчеловека, но никак не всю личность.
Действительно, еслипринять во внимание, что личность всегда выступает как субъект своихдействительных отношений с конкретным социальным окружением, ее структуру снеобходимостью должны войти эти действительные отношения и связи,складывающиеся в деятельности и общении конкретных социальных групп иколлективов. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности. Спозиции отечественной психологии данные, полученные в результате исследованияличности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены нахарактеристики личности как субъекта межиндивидных отношений.

/>

Центральное место впсихологической науке занимает проблема психического развития индивида. Ипервое, с чем приходится столкнуться при обращении к изучению психическогоразвития индивида, — это вопрос о соотношении в нем биологического исоциального. В истории науки были перебраны практически все возможныеформально-логические связи между понятиями психическое, социальное ибиологическое. Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанныйпроцесс, независимый ни от биологического, ни от социального; и как производныйтолько от биологического, или только от социального развития, либо какрезультат их параллельного действия на индивида или взаимодействия и т.п. Вконцепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как полностьюдетерминируемое своими внутренними законами. Вопрос о биологическом исоциальном для этих концепций просто не существует: человеческому организмуздесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности,внешнего по отношению к ней.
В биологизаторских концепцияхпсихическое развитие рассматривается как линейная функция развития организма,как нечто, однозначно следующее за этим развитием; все особенности психическихпроцессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из биологическихзаконов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных,которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этихконцепциях для объяснения психического развития привлекается основнойбиогенетический закон (рекапитуляции), согласно которому в развитии индивидавоспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивидпринадлежит, пытаются найти в психическом развитии индивида повторение ступенейэволюционного процесса в целом или хотя бы основных этапов развития вида.
Конечно, при желанииможно усмотреть здесь некоторые внешние аналогии, однако они не дают основаниядля вывода о справедливости принципа рекапитуляции в отношении психическогоразвития человека. Подобные концепции — типичный случай неправомерногорасширения сферы действия биогенетического закона.
Идея рекапитуляции нечужда и социологизаторским концепциям психического развития индивида. Толькоздесь она представляется несколько иначе: утверждается, что психическоеразвитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процессаисторического развития общества, прежде всего его духовной жизни, культуры.
Наиболее ярко сутьподобных концепций выразил В.Штерн; при этом в предложенной им трактовкепринцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и историюдуховного развития общества. Для иллюстрации приведем одну из цитат:«Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода, с преобладанием низшихчувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится встадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания иразностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего –обезьяны и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью – элементарногочеловеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступенипервобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженноевнедрение в социальное целое с определенными обязанностями, — онтогенетическаяпараллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическимиорганизациями. В первые школьные годы простое содержание античного иветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят чертыфанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигаетсядуховная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени.
Конечно, можно усмотретьнекоторые аналогии развития индивида и истории общества, но вряд ли они помогаютраскрыть суть психического развития индивида. Проводя подобные аналогии, нельзяне учитывать систему обучения и воспитания, которая исторически развивается вкаждом обществе и имеет свою специфику в каждой общественно-историческойформации. Законы развития общества и законы развития индивида в обществе – эторазные законы. Связь между ними гораздо сложнее, чем это представляется спозиций принципа рекапитуляции.
Каждое поколение людейзастает общество на определенной ступени его развития и включается в ту системуобщественных отношений, которая на этой ступени уже сложилась. Ему нет нуждыповторять, в каком бы то ни было свернутом виде всю предшествующую историю. Крометого, включаясь в систему сложившихся общественных отношений, каждый индивидприобретает и усваивает в этой системе определенные функции, определенную общественнуюпозицию, которые не идентичны функциям и позициям других индивидов. В своемкультурном развитии индивид начинает с овладения культурой своего времени и тойобщности, к которой он принадлежит. Развитие индивида подчиняется особомупорядку законов.
Вместе с тем первый иочевидный факт, с которого начинается жизнь человека, состоит в том, что онрождается как биологическое существо. Его организм – это человеческий организм,а его мозг – человеческий мозг. При этом индивид рождается биологически, а темболее социально незрелым; созревание и развитие его организма с самого началапротекает в социальных условиях, неизбежно накладывая сильный отпечаток на этипроцессы. Законы созревания и развития человеческого организма проявляютсяспецифическим образом, иначе, чем у животных. Задача психологии состоит в том,чтобы вскрыть законы биологического развития человеческого индивида и спецификуих действия в условиях его жизни в обществе. Для психологии особенно важновыяснить взаимоотношения этих законов с законами психического развитияиндивида. Биологическое развитие индивида является исходной предпосылкой егопсихического развития. Но эти предпосылки реализуются в социальных действиях индивида.Развитие индивида начинается не от нуля, не на пустом месте. Старая идея обисходной его основе наукой не подтверждается. Человеческий индивид рождается сопределенным набором биологических свойств и физиологических механизмов,которые и выступают в роли такой основы. Вся генетически закрепленная системасвойств и механизмов является общей исходной предпосылкой дальнейшего развитияиндивида, обеспечивает универсальную его готовность к развитию, в том числе и кпсихическому.
Было бы наивно представлятьсебе дело так, что биологические свойства и механизмы имеют какое-то значениетолько в начальный период психического развития, а затем оно утрачивается.Развитие организма происходит на протяжении всей жизни индивида, т.е. всегдаэти свойства и механизмы выполняют роль общей предпосылки психическогоразвития: биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида,хотя в разные периоды эта роль различна. В психологии сейчас накоплено немалоданных, раскрывающих особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления и т.д.в разные периоды развития индивида. Показательно, что эти психические процессыразвиваются в деятельности и общении с другими людьми. Между тем без изучениятого, как изменяется биологическое обеспечение развивающихся психическихпроцессов, трудно выявить законы, управляющие психическим развитием человека.Не изучая биологическое развитие организма, трудно понять и действительныезаконы психических процессов. Речь идет о развитии той самойвысокоорганизованной материи, свойством которой является психика. Понятно,конечно, что субстрат психики развивается не сам по себе, а в реальнойжизнедеятельности индивида, важнейшей составляющей которой является овладениеисторически сложившимися способами деятельности, общения, знаниями, навыками ит.д. Для психологического исследования важно содержание жизнедеятельностииндивида в каждом временном интервале.
Видный отечественныйпсихолог Б. Ф. Ломов, развивая системный подход к пониманию сущности личности,пытается вскрыть всю сложность и неоднозначность решения проблемы соотношениясоциального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводятся кследующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология, конечно,не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Еепрежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связипроблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно какпроблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контекстебиологических, другое – социальных наук, но и то и другое относится к индивидукак представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем вкаждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека; в понятииорганизм – структура человеческого индивида как биологической системы, впонятии личность – его включенность в жизнь общества. Как уже отмечалось,исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит измарксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Внеобщества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношенийиндивид – общество не может быть и понято. Объективным же основанием личностныхсвойств индивида является система общественных отношений, в котором он живет иразвивается. В глобальном плане формирование и развитие личности можнорассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данномобществе на данной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этотпроцесс направляется обществом при помощи специальных социальных институтов, впервую очередь системы воспитания и образования.
Общий вывод: детерминацияразвития индивида имеет системный характер и отличается высокой динамичностью.Она необходимо включает как социальные, так и биологические детерминанты.Попытки представить ее как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов –это очень грубое упрощение, искажающее суть дела. Относительно связейбиологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулировать некоторыйуниверсальный принцип, справедливый для всех случаев. Эти связи многоплановы имногогранны. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению кпсихическому как его механизм, в других – как предпосылка, в-третьих – каксодержание психического отражения, в-четвертых – как фактор, влияющий напсихические явления, в-пятых – как причина отдельных актов поведения, в-шестых– как условие возникновения психических явлений и т.д.
Еще более многообразны имногоплановы отношения психического к социальному. Все это создает оченьбольшие трудности в изучении триады биологическое – психическое – социальное Соотношениесоциального и биологического в психике человека многомерно, многоуровнево идинамично. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развитияиндивида и по-разному складывается на разных ступенях этого развития и наразных его уровнях. Вернемся к вопросу о понимании психологической сущностиличности. Охарактеризовать, что такое личность, именно в ее содержательномпсихологическом плане, оказалось не простой задачей. И решение этого вопросаимеет свою историю. Рассмотрим, как развивалось представление о том, что такоеличность в отечественной психологии.
В истории отечественнойпсихологии представление о психологической сущности личности неоднократноизменялось. Первоначально, казалось бы, самым надежным путем преодолениятеоретических трудностей, связанных с необходимостью осмысления личности именнокак психологической категории, является перечисление составных образующих личностькак некую психологическую реальность. В этом случае личность выступает какнабор качеств, свойств, черт, характеристик особенностей психики человека. Этотподход к проблеме был назван академиком А. В. Петровским «коллекционерским»,ибо в этом случае личность превращается в некое вместилище, емкость,принимающую в себя черты темперамента, характера, интересы, способности и т.д.Задача психолога в таком случае сводится к каталогизации всего этого ивыявлению индивидуальной неповторимости его сочетания у каждого отдельногочеловека. Такой подход лишает понятие «личность» его категориальногосодержания.
Уже в 60-е годы психологиосознали неудовлетворенность результатами такого подхода. Встал вопрос оструктурировании многочисленных личностных качеств. С середины 60-х годовначали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Оченьхарактерен в этом направлении подход К.К.Платонова, понимавшего под личностьюнекую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующиеподструктуры: направленность, опыт, (знания, умения, навыки ); индивидуальныеособенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления)и, наконец, объединенные свойства темперамента. Основной недостаток обозначенногоподхода состоял в том, что общая структура личности интерпретировалась, главнымобразом, как некая совокупность ее биологических и социально-обусловленныхособенностей. В результате едва ли не главной в психологии личности становиласьпроблема соотношения социального и биологического в личности. Однако на самомделе биологическое, входя в личность человека, становится социальным.
К концу 70- годов,ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией кприменению системного подхода. В этой связи особый интерес представляетобращение к идеям А.Н.Леонтьева, чьи представления о личности подробно изложеныв одной из его последних работ. Следуя этим представлениям, А.Н.Леонтьев решалтакие фундаментальные проблемы, как формирование и основы типологии личности,образующие личности и др. Однако потенциальные возможности нового понимания личностизначительно превосходят те реализации, которые успел осуществить сам автор.
Охарактеризуем краткоособенности понимания личности А.Н.Леонтьевым. Личность, по его мнению, — этопсихологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека вобществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности,формирование которой происходит в онтогенезе. Интересно отметить теособенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всегогенотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, типнервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей,аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки,знания и умения, в том числе профессиональные. Перечисленное составляетиндивидные свойства человека. Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, отражает,во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида,во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от другихпредставителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числегенотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека,однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащенныйпредшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойстваличности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами,не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ееформирования. Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенныйА.Н.Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского.В учебнике «Общая психология» под редакцией А.В.Петровского дается следующее определениеличности:»Личностью в психологии обозначается системное социальное качество,приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующееуровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».
Что же такое личность какособое социальное качество индивида? Всеми советскими психологами отрицаетсятождество понятий «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид нетождественны; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе,по всей совокупности его отношений, общественных по своей природе, в которыеиндивид вовлекается… личность есть системное и потому «сверхчувственное»качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесныйиндивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» Надо уточнить,почему о личности говорят как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно,что индивид обладает вполне чувственными (т.е. доступными восприятию с помощьюорганов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностямиповедения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаютсякачества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственно чувственнойформе? Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своейприроде, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутреннерасчлененное, сложное) качество. Только анализ отношения «индивид-общество»позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. Чтобы понятьоснования, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотретьее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Включенностьиндивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемыхими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенностиего социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, техили иных общностей людей, а также общества в целом определяется историческиразвивающейся системой общественных отношений. Такую задачу психология можетрешать только в контексте с другими общественными науками.
Можно ли прямым образом,непосредственно вывести психологические характеристики той или иной личности изобщественно-исторических законов? Охарактеризовать личность можно, толькоувидев ее в системе межличностных отношений, в совместной коллективной деятельности,потому что вне коллектива, вне группы, вне человеческих сообществ личности в еедеятельной социальной сущности нет. Для личности общество – не просто некотораявнешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена всистему общественных отношений. Конечно, связь общественных отношений ипсихологических свойств личности не прямая. Она опосредуется множествомфакторов и условий, требующих специального исследования. Если рассматриватьжизнь личности в обществе в глобальном плане, то нужно сказать, что всясовокупность общественных отношений, вся их система в целом так или иначеопределяет социальный статус каждой конкретной личности и ее развитие. Но приболее детальном анализе выявляется, что способы включения конкретных личностейв разные виды общественных отношений различны; различна также степень ихреализации в жизни каждой личности. Способы включения и мера участия личности вразных видах общественных отношений различны; в них, в частности, по-разномускладываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения.   Иначе говоря,«пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично.
Понятие личностьотносится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду, причем имеется ввиду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность. Однако понятияиндивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое изних раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личностьможет быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованныхсодержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Онипроявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих вколлектив, но к ним несводимы.
Межличностные связи,формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения илисубъект-субъектного отношения наряду с субъект-объектным отношением,характерным для предметной деятельности. При более глубоком рассмотрениивыясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столькосами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальнымиили идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредствуетсяобъектом деятельности (субъект – объект –субъект ).
В свою очередь то, чтовнешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом делеявляется актом опосредствования, причем опосредствующим звеном для личностиявляется уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другогочеловека, соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющимустройством, через которое он может воспринять, понять, почувствовать объектдеятельности. Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъектаотносительно устойчивой системы межиндивидных (субъект – объект –субъектных исубъект – субъект – объектных) отношений, складывающихся в деятельности иобщении.
Личность каждого человеканаделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ееиндивидуальность – сочетание психологических особенностей человека,составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальностьпроявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах,в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиледеятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны,личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество.Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений,они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получаютусловий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишьиндивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для даннойсоциальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека доизвестного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми всистеме межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.Итак, индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека.
Возвращаясь к вопросу опонимании сущности личности А.В.Петровским В.А.Петровским, необходимоостановиться еще на одном аспекте – таком понимании ими структуры личности,когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида.Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют 3 типаатрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или 3 аспектатрактовки личности. ) Первый аспект рассмотрения — интраиндивидная личностнаяатрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту,личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида.Второй аспект – интериндивидная личностная атрибуция как способ пониманияличности, когда сферой ее определения и существования становится «пространствомежиндивидных связей».Третий аспект рассмотрения – метаиндивидная личностнаяатрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно илиневольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) надругих людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшиехарактеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагаетсяискать не только в нем самом, но и в других людях. В этом случае личностьвыступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, егоинобытия в них, его персонализации. Сущность этой идеальной представленности –в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностнойсферы другого человека, которые производит деятельность, субъекта или егоучакстие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях – нестатичный отпечаток. Речь идет об активном процессе, о своего рода продолжениисебя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в другихлюдях.
Продолжаясь в другихлюдях, со смертью индивида личность, полностью не умирает. Индивид как носительличности уходит из жизни, но персонализированный в других людях, продолжает жить.В словах «он живет в нас и после смерти» нет ни мистики, ни чистойметафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида послеего материального исчезновения.
Разумеется, личностьможет быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектоврассмотрения.
2. Мотивационно-потребностнаясфера личности
Известно, что потребностичеловека являются исходными побуждениями к деятельности. У человека,обладающего высшими формами отражения действительности, объекты, побуждающие кдеятельности, могут быть отражены в форме сознательного образа илипредставления, в форме мысли или понятия, в форме идеи или нравственногоидеала.
В психологии сложилосьследующее определение мотива: мотив – это то, что отражаясь в сознании человека,побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определеннойпотребности. В общем виде мотив есть отражение потребности, которая действуеткак объективная закономерность, выступает как объективная необходимость.
По мнению одного изнаиболее известных в отечественной психологии исследователей мотивации –Р.Г.Асеева, мотивация есть специфический вид психической регуляции поведения идеятельности. Таким образом, в наиболее широком смысле мотивация определяетповедение.
Итак, в основе любой деятельностичеловека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношениедеятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначное.Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее к определеннойдеятельности, не всегда в этой деятельности исчерпывается, тогда, завершив ее,личность начинает другую. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив,при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Междуразвитием мотива и овладением деятельностью могут возникать и обычно возникаютрассогласования. Иногда формирование мотива опережает формированиедеятельности, а иногда – напротив – отстает – и то и другое сказывается на еерезультате.
Все сказанное позволяетзаключить, что мотив является не просто одной из составляющих деятельности, авыступает в качестве компонента сложной системы — мотивационной сферы личности.Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность ее мотивов,которые формируются и развиваются в течение ее жизни. В целом эта сферадинамична и развивается в зависимости от обстоятельств. Но некоторые мотивыотносительно устойчивы и, доминируя, образуют как бы стержень всей сферы (в нихпроявляется направленность личности).
Вопрос о том, откудаберутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним изосновных. Та же самая концепция А.Маслоу не может ответить на этот вопрос: какизвестно, он строит «пирамиду»потребностей, которые являются основой мотивов, — биологические потребности, потребность в безопасности (как нужда в порядке,устойчивости), аффилиативные потребности, потребность в уважении, престиже, инаконец, потребность в самовыражении, в самоактуализации. Но Маслоу берет потребностиабстрактного индивида, вырывая его из системы общественных отношений,рассматривая их вне связи с обществом, причем, последнее лишь среда, в которойразвивается индивид.
Отечественные психологиисходят из того, как конкретный действительный индивид включен в системуобщественных отношений и каким образом эта система отражается в егоиндивидуальном сознании. Б.Ф.Ломов считает, что для понимания мотивационнойсущности сферы (ее состава, строения, динамики) и развития этой сферынеобходимо рассматривать связи и отношения личности с другими людьми. Изучаязависимости мотивационной сферы личности, важно иметь в виду, что они имеютмногомерный и многоуровневый характер, не только непосредственные, но иопосредствованные контакты. В процессе развития в обществе индивид как бы выходитза пределы непосредственных связей с другими людьми, а его мотивационная сфераначинает формироваться под существенным влиянием жизни общества: идеологии,политики, этики, и т.п. Огромную роль в формировании мотивационной сферы играютобщественные институты. На эмпирическом уровне психологического анализа речьдолжна идти прежде всего о тех общностях людей, к которым принадлежит данныйконкретный индивид. Принадлежность к общности является одной из важнейшихдетерминант мотивационной сферы личности. Так как любой индивид принадлежитряду общностей, а в процессе его развития число общностей, в которые онвключается, изменяется, естественно, изменяется и его мотивационная сфера.Следовательно, развитие мотивационной сферы надо рассматривать не как процесс«изнутри» индивида, а в плане развития его связей с различными общностямилюдей. Таким образом, переход от одного уровня мотивации к другому определяетсяне законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей сдругими людьми, с обществом в целом.
Во множестве мотивов индивидаотражаются потребности, свойственные различными общностям, в которые онвключен. Этим определяется сложнейшая картина динамической системы мотивов; ихсогласованность или противоречия, дифференциация и интеграция,взаимопревращения и т.д. Но всегда ли человек осознает свои побуждения ( цели,потребности, идеалы, направленность своей личности)?.. Безусловно, не всегда.Если бы это было так, человек обладал бы идеальным самосознанием, всовершенстве знал себя, давал бы точную самооценку. Между тем нередко окружающиелюди лучше знают, вернее оценивают человека, чем он сам. Разумеется, человеквсегда осознает ту непосредственную цель, которой подчинено его поведение втекущий момент. Он лучше знает фактическую сторону своей жизни, но парадокс втом, что человек часто не осознает (или осознает неполно) истинные причины илипобуждения к совершению определенных поступков или поведенческих актов.Немало-важную область мотивации человеческих действий и поступков образуютнеосознаваемые побуждения, к рассмотрению которых мы переходим.
Среди неосознаваемыхпобуждений личности лучше всего изучены установки. Установкой в психологииобозначается неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенностик деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или инаяпотребность. Установка – это готовность, предрасположенность определеннымобразом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним всоответствии с прошлым опытом.
Ставшие классическимиисследования Д.Н. Узнадзе и его сотрудников показали процесс формированияфиксированных установок, определяющих поведение личности. Предвзятость,составляющая сущность многих установок, либо является результатом поспешных инедостаточно обоснованных выводов из некоторых факторов личного опыта человека,либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления — стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе.
Установки по отношению кразличным фактам общественной жизни могут быть позитивными и негативными,принимающими характер предубеждения. Психологическими исследованиями вструктуре установки выделены три составляющие (подструктуры). Когнитивная(«познание») подструктура есть образ того, что готов познать и воспринятьчеловек; эмоционально-оценочная подструктура есть комплекс симпатий иантипатий к объекту установки; поведенческая подструктура – готовностьопределенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлятьволевые усилия.
К неосознаваемым мотивамотносятся также влечения, которые определяются как неопредмеченное побуждение.

Направленностьличности
Несмотря на различиетрактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах вкачестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разныхконцепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическаятенденция» (С.Л.Рубинштейн), смыслообразующий мотив А.Н.Леонтьев),«доминирующее отношение»» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность»(Б.Г.Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили).Онатак или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств исостояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы,идеалов, ценностных ориентаций, убеждений и т.д. Таким образом, направленность выступаеткак системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.
Совокупность устойчивыхмотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых отналичных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленностьличности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания.Направленность – это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включаетнесколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес,склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личностивместе с тем являются мотивами ее деятельности.
Кратко охарактеризуемкаждую из выделенных форм направленности:
— влечение – наиболеепримитивная биологическая форма направленности;
— желание – осознаннаяпотребность и влечение к чему – либо вполне определенному;
— стремление – возникает привключении в структуру желания волевого компонента;
— интерес –познавательная форма направленности на предметы;
— при включении в интересволевого компонента он становится склонностью;
— конкретизируемая вобразе или представлении предметная цель склонности есть идеал;
— мировоззрение – системафилософских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов наокружающий мир;
— убеждение – высшаяформа направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать всоответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Мотивы могут быть вбольшей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная рольнаправленности личности принадлежит осознанным мотивам Необходимо заметить, чтопотребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишьчастично, является как бы исходным звеном, фундаментом. На этом фундаментеформируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности ижизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни множестворазнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель.Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторонунаправленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цельвыступает в качестве общего интегратора всех частных целей, связанных сотдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичнаяреализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровеньдостижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемаяею «концепция собственного будущего».Осознание человеком не только цели, но иреальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.
Состояние расстройства,подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающемуперспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человекна пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями,барьерами, или когда они воспринимаются как таковые. Необходимыми признакамифрустрирующей ситуации является ярко выраженная мотивированность достиженияцели (удовлетворения потребности) и возникновение преграды, препятствующейэтому достижению. В подобной ситуации человек может преодолевать значительныетрудности, не впадая в состояние фрустрации. Но в критические моменты, когдатрудности непреодолимы, возникает состояние фрустрации, которое в определенноймере деформирует целеполагающее поведение человека. Ф.Е.Василюк, анализируялитературу, выделяет следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательноевозбуждение – бесцельное и неупорядоченные реакции; б) апатия; в) агрессия идеструкция; г) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;д) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям,доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивиация»поведения, проявляющаяся в падении «конструктивности» поведения.
4. Самосознаниеличности
Интерес человека к себе,к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может бытьиз этого интереса и возникла сама психология как наука. Внутренний мирличности, ее самосознание всегда были в центре внимания не только философов,ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда так или иначесочетается с его представлением о себе. «образ «Я»») и с тем, каким он хотел быбыть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры ифункций «образа «Я») представляет не только теоретический, но и практический интересв связи с формированием жизненной позиции личности.
Один из ведущихотечественных исследователей проблемы самосознания В.В.Столин, анализируя местосамосознания в психической организации человека, пишет: «Проблеме самосознанияпосвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследованиясконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г.Ананьева,Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.Р.Чаматы,И.И.Чесноковой, Е.В.Шороховой в общетеоретическом и методологическом аспектахпроанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общейпроблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются болееспециальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, ихвзаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальнойперцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философскихисследований, в которых проанализированы проблемы, связанные с личностнойответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона,в которых были удачно синтезированы философские, обще- исоциально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопрсы ианализ конкретных экспериментальных данных, самосознанием. Работы И.С.Кона, вкоторых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические,историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретныхэкспериментальных данных, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной изстарейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющимотношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата…»
Понятия «Я» исамосознания являются также одними из центральных в литературе, посвященной теоретическими практическим аспектам психотерапии и психологического консультирования. Темне менее А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему«высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал ее вцелом как нерешенную, «ускользающую от научно-психологического анализа».
Проблема самосознаниячеловека чрезмерно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я»,существующих в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящиймомент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» выглядит в глазахдругих людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек вместе с тем выступает икак объект для самого себя.
Что же такоесамосознание? Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознанияИ.С.Кон дает следующее определение: «Совокупность психических процессов,посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности,называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются вопределенный «образ «Я»
Психологическую сущность«Я» другой видный отечественный исследователь А.Г.Спиркин охарактеризовалследующим образом: «Под понятием «Я» имеется в виду личность, освещенная светомсвоего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама онавоспринимает, знает и чувствует себя. «Я» — это регулятивный принциппсихической жизни, самоконтролирующая сила духа, это все, чем мы являемся и длямира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своемсамосознании, самооценке и самопознания. «Я» предполагает знание и отношение кобъективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя».
И. С. Кон также считает,что «образ «Я» — это не просто отражение в форме представления или понятия,асоциальная установка, отношение личности к самой себе, кот орое включает, каки любая установка, три компонента: 1) познавательный (когнитивный) – это знаниесебя; 2) эмоциональный (оценка своих качеств); 3) поведенческий (практическоеотношение к себе).
И. И. Чеснокова вструктуре самосознания также выделяет 3 взаимосвязанных компонента:самопознание; эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулированиеповедения личности. Как видно, выделенные ею компоненты фактически совпадают соструктурой самосознания, намеченной И.С.Коном.
Мы уже отмечали, чтообраз «Я» — не статическое, а чрезвычайно динамическое образование личности.Образ «Я» может переживаться как представление о себе в момент самогопереживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я».Но образ «Я»вместе с тем и «идеальное Я» субъекта, то, каким он должен был быть, стать,чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и «фантастическоеЯ» — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.Естественно, что преобладание в структуре личности фантастических представленийо себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлениюжелаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и, в концеконцов, может его жестоко травмировать, ввиду очевидного несовпадения желаемогои действительного.
Степень адекватностиобраза «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов –самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей,качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболееизученная в психологии сторона самосознания личности.
С помощью самооценкипроисходит регуляция поведения личности.
Как же личностьосуществляет самооценку? Человек, как известно, становится личностью врезультате совместной деятельности и общения, Все, что сложилось и отстоялось вличности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и вобщении с ними. Человек включается в деятельность и общение и там черпаетнекоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяетто, что он делает, с тем, чего от него ожидают окружающие. В конечном счете,если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, чточеловек делает для себя, он делает это вместе с тем и для других, даже в томслучае, когда ему кажется, что он делает что-то только для себя. Ужесложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставлениятого, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек,уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя сним, предполагает, что тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам;и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа, с которой онасчитается, в которой черпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являютсяее идеалами, интересы – ее интересами.
Самооценка тесно связанас уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровеньсамооценки личности (уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудностицели, которую индивид ставит перед собой). Стремление к повышению самооценки втом случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудностиочередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны,стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой –снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязанийобычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи,при неуспехе – соответственно снижается. Уровень притязания личности вконкретной деятельности может быть определен довольно точно.
Экспериментальнопоказано, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то междучересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобысохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязанийопределяется не только предвосхищение
Им успеха или неудачи, нопрежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.
Исследование уровняпритязаний личности не только со стороны их действенности, но и по содержаниюпозволяет лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленноевоздействие, формирующее позитивные качества личности.

Перечень ссылок
1.   Общая психология: Курс лекций для первой ступенипедагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. – М.: Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС, 1998
2.   Столяренко Н. Д. Основы психологии. Изд. третье,переработанное и дополненное. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Биологическая эффективность препаратов на пшеницу в лабораторных условиях
Реферат Курс лекций и семинаров "История России: 1861-1995 гг."
Реферат Киевская Русь в IX XIII веках
Реферат Has The Retardation Theis Been Overthrown By
Реферат Услуги как объект гражданских прав
Реферат Основные этапы феминистского движения в XIX-XX вв
Реферат Внебюджетные фонды и Центральный Банк Российской Федерации
Реферат Средства связи и их развитие
Реферат Редуктор цилиндрический двухступенчатый
Реферат Результаты селекции хлопчатника Gossypium hirsutum L. на урожайность и качество волокна на юге РФ
Реферат Использование технологий PR и рекламы в продвижении новых туристических маршрутов на примере
Реферат Політичний режим як сукупність засобів і методів здійснення влади в суспільстві
Реферат Основы управленческого консультирования
Реферат «Развитие интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей у младших школьников»
Реферат Определение коэффициента поверхностного натяжения методом компенсации давления Лапласа